Интеллектуальная игра " Что, где, когда?"
план-конспект занятия (старшая группа)

Яременко

Краткое описание интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» для детского сада

Цель игры: Развитие у детей познавательного интереса, логического мышления, внимания, памяти и умения работать в команде.

Возраст: 5-7 лет (старшая и подготовительная группы).

Упрощённые правила:

  1. Дети делятся на 2 команды по 4-6 человек («Совята» и «Знайки»).

  2. В центре зала стоит «волчок» (юла) с прикреплённой к ней стрелкой.

  3. Вокруг юлы раскладываются конверты с вопросами/заданиями (картинкой вверх).

  4. Капитан команды запускает юлу. Стрелка указывает на конверт, который нужно взять.

  5. Ведущий (воспитатель) зачитывает вопрос или задание. На обсуждение даётся 30-60 секунд (можно засекать песочными часами).

  6. Команда совещается и даёт свой ответ.

  7. За правильный ответ команда получает 1 очко (например, фишку или символ — сову, знак вопроса).

  8. Игра идёт до 5-6 очков. Побеждает команда, набравшая больше очков.


Ключевые особенности для детского сада:

  • Визуализация: Вместо сложных вербальных вопросов — используются картинки, предметы, звуки и загадки.

  • Длительность: Вся игра длится 20-25 минут, чтобы удержать внимание детей.

  • Темы вопросов: Близкие и понятные детям:

    • Мир природы: «Угадай животное по контуру», «Чей это детёныш?», «Что лишнее?» (например, снегирь, воробей, бабочка, синица).

    • Сказки: «Угадай сказку по предмету» (золотое яичко, хрустальная туфелька), «Из какой сказки этот герой?».

    • Быт и предметы: «Для чего нужен этот предмет?», «Что забыл нарисовать художник?» (на картинке с домом нет двери).

    • Логика: Простые загадки, головоломки на поиск отличий.

  • Игровые моменты: Можно добавить «чёрный ящик», в котором лежит загаданный предмет (например, яблоко, шишка, ложка).

  • Атмосфера: Создаётся праздничная, а не строго соревновательная обстановка. Все участники получают маленькие призы или медали «Лучшему знайке».

Итог: Это увлекательное соревнование, которое в игровой форме стимулирует детскую любознательность, учит слушать друг друга и совместно находить ответы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_gde.docx15.52 КБ
Файл chto_gde.docx15.52 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для старшей группы (5-6 лет)

Тема: "Юные знатоки"

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Форма проведения: командная интеллектуальная игра.

Время: 25-30 минут.

Цели:

Образовательная: Систематизировать и закрепить знания детей об окружающем мире (о природе, животных, предметах, сказках).

Развивающая: Развивать познавательный интерес, логическое мышление, память, внимание, речь, умение слушать вопрос и давать точный ответ.

Воспитательная: Воспитывать умение работать в команде, договариваться, слушать мнение товарищей, испытывать радость от совместной интеллектуальной победы.

Задачи:

Активизировать словарный запас.

Закрепить знания о временах года, диких и домашних животных, сказках, геометрических фигурах, свойствах предметов.

Развивать быстроту реакции, сообразительность.

Формировать навыки доброжелательного общения и взаимопомощи.

Материалы и оборудование:

Игровое поле: круглый стол с юлой (волчком), на котором разложены конверты с вопросами.

Волчок со стрелкой.

Конверты с картинками-вопросами (по числу секторов на столе, 6-8 штук).

Черный ящик (коробка, закрытая тканью).

Музыкальное сопровождение: фоновая музыка для начала игры, музыка для физминутки.

Медальоны или значки для команд "Совята" и "Фиксики".

Призы для всех участников (медали "Лучшему знатоку", сладкие призы).

Ход занятия:

1. Организационный момент (2-3 минуты)

Дети входят в зал под динамичную музыку.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы с вами собрались на интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». Вас ждут интересные вопросы, загадки и головоломки. Давайте разделимся на две команды.

(Деление на команды заранее подготовленными медальонами: команда "Совята" и команда "Фификсики").

Ведущий: Команда "Совята", ваш девиз?

Дети: Мы совята – умные ребята! Все на свете знать хотим!

Ведущий: Команда "Фиксики", ваш девиз?

Дети: Мы фиксики, мы помогаем! Мы вопросы все решаем!

Ведущий: Отлично! Правила игры просты: я запускаю волчок. Стрелка указывает на конверт с вопросом. Я задаю вопрос, и команда совещается. На обсуждение дается 30 секунд. Затем один из игроков дает ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Итак, начинаем!

2. Основная часть. Раунды игры (15-20 минут)

Раунд 1. "Волшебный волчок"

(Ведущий запускает волчок. Стрелка указывает на первый конверт).

Вопрос 1 (для команды "Совята"):

Картинка: Избушка на курьих ножках.

Вопрос: "Где, в какой сказке живет Баба-Яга? Назовите одну сказку".

Предполагаемый ответ детей: "В сказке "Гуси-лебеди", "Василиса Прекрасная", "Царевна-лягушка".

Вопрос 2 (для команды "Фиксики"):

Картинка: Медведь, ёж, белка в зимнем лесу.

Вопрос: "Эти животные не впадают в зимнюю спячку. А кто из зверей спит всю зиму?"

Предполагаемый ответ детей: "Медведь, ёж, барсук, летучая мышь".

Вопрос 3 (для команды "Совята"):

Картинка: Три геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Вопрос: "У меня нет углов, и я могу катиться. Кто я?"

Предполагаемый ответ детей: "Круг" или "Шар".

Вопрос 4 (для команды "Фиксики"):

Картинка: Снежинка, солнце, желтый лист, подснежник.

Вопрос: "Четвертый лишний. Какая картинка здесь лишняя и почему?"

Предполагаемый ответ детей: "Лишний подснежник, потому что он весной растет, а снежинка, солнце и лист – это осень и зима". (Вариант: лишнее солнце, так как оно не сезонное).

Раунд 2. "Черный ящик"

Ведущий: Внимание, черный ящик! В нем лежит предмет, без которого нельзя испечь хлеб, испечь пирог, чтобы намазать масло. Что в черном ящике?

(Дети обеих команд совещаются. Ответ дает та команда, которая первая поднимет руку).

Предполагаемый ответ детей: "Мука!".

Ведущий (достает из ящика небольшую баночку с мукой): "Правильно! Это мука!"

Раунд 3. "Звуки природы"

Ведущий: Сейчас вы услышите звук. Ваша задача – угадать, что это или кто это.

(Включается аудиозапись: звук дождя и грома).

Предполагаемый ответ детей: "Это гроза, дождь и гром".

(Включается аудиозапись: мычание коровы).

Предполагаемый ответ детей: "Это корова".

3. Физкультминутка "Умная зарядка" (2-3 минуты)

Ведущий: Наши знатки очень хорошо подумали, теперь пора и размяться! Встаем со стульчиков!

(Дети встают в круг. Ведущий произносит слова и показывает движения).

Текст и движения:

Разминаем мы ладошки, (потирают ладоши)

Будем думать лучше крошки.

Вправо-влево повернись, (повороты туловища)

На вопросы настройись.

Раз, два, три, четыре, пять, (шагают на месте)

Нужно мозги разминать!

Мы попрыгаем немножко, (прыжки на месте)

Прибавляем много сточек!

Вдох и выдох, глубоко, (глубокий вдох и выдох)

В игру включился хорошо!

Молодцы! Садитесь на свои места, игра продолжается!

4. Продолжение игры. Раунд 4.

Вопрос 5 (Блиц-вопрос для обеих команд, кто быстрее):

Вопрос 1: Кто носит детеныша в сумке? (Кенгуру)

Вопрос 2: Какой цвет получается, если смешать красный и желтый? (Оранжевый)

Вопрос 3: Сколько ног у паука? (Восемь)

Вопрос 6 (Загадка для команды, которая сейчас ходит):

Вопрос: "Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает". (Лук)

Вопрос 7 (Вопрос на логику):

Вопрос: "Что тяжелее: 1 килограмм ваты или 1 килограмм железа?" (Одинаково)

5. Подведение итогов. Награждение (3 минуты)

Ведущий: Наша игра подошла к концу! Давайте посчитаем, сколько очков набрала каждая команда.

(Ведущий вместе с детьми подсчитывает фишки/очки).

Ведущий: Обе команды показали себя настоящими знатоками! Они были дружными, умными и сообразительными! Сегодня победила ДРУЖБА!

(Звучит торжественная музыка. Все дети награждаются медалями "Лучшему знатоку" и небольшими сладкими призами).

Ведущий: Спасибо вам, юные знатоки! Вы были просто великолепны! До новых встреч!

Приложения (примеры для конвертов):

Конверт "Сказки": "Кто из сказочных героев провалился в страну Дураков?" (Буратино).

Конверт "Природа": "У каких деревьев осенью листья становятся красными?" (Клен, рябина).

Конверт "Профессии": "Кто управляет самолетом?" (Пилот, летчик).

Конверт "Математика": "На березе сидели 3 воробья. К ним прилетели еще 2. Сколько стало воробьев?" (5).

Это занятие не только развлекает, но и является мощным инструментом для развития ключевых познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.



Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для старшей группы (5-6 лет)

Тема: "Юные знатоки"

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Форма проведения: командная интеллектуальная игра.

Время: 25-30 минут.

Цели:

Образовательная: Систематизировать и закрепить знания детей об окружающем мире (о природе, животных, предметах, сказках).

Развивающая: Развивать познавательный интерес, логическое мышление, память, внимание, речь, умение слушать вопрос и давать точный ответ.

Воспитательная: Воспитывать умение работать в команде, договариваться, слушать мнение товарищей, испытывать радость от совместной интеллектуальной победы.

Задачи:

Активизировать словарный запас.

Закрепить знания о временах года, диких и домашних животных, сказках, геометрических фигурах, свойствах предметов.

Развивать быстроту реакции, сообразительность.

Формировать навыки доброжелательного общения и взаимопомощи.

Материалы и оборудование:

Игровое поле: круглый стол с юлой (волчком), на котором разложены конверты с вопросами.

Волчок со стрелкой.

Конверты с картинками-вопросами (по числу секторов на столе, 6-8 штук).

Черный ящик (коробка, закрытая тканью).

Музыкальное сопровождение: фоновая музыка для начала игры, музыка для физминутки.

Медальоны или значки для команд "Совята" и "Фиксики".

Призы для всех участников (медали "Лучшему знатоку", сладкие призы).

Ход занятия:

1. Организационный момент (2-3 минуты)

Дети входят в зал под динамичную музыку.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы с вами собрались на интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». Вас ждут интересные вопросы, загадки и головоломки. Давайте разделимся на две команды.

(Деление на команды заранее подготовленными медальонами: команда "Совята" и команда "Фификсики").

Ведущий: Команда "Совята", ваш девиз?

Дети: Мы совята – умные ребята! Все на свете знать хотим!

Ведущий: Команда "Фиксики", ваш девиз?

Дети: Мы фиксики, мы помогаем! Мы вопросы все решаем!

Ведущий: Отлично! Правила игры просты: я запускаю волчок. Стрелка указывает на конверт с вопросом. Я задаю вопрос, и команда совещается. На обсуждение дается 30 секунд. Затем один из игроков дает ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Итак, начинаем!

2. Основная часть. Раунды игры (15-20 минут)

Раунд 1. "Волшебный волчок"

(Ведущий запускает волчок. Стрелка указывает на первый конверт).

Вопрос 1 (для команды "Совята"):

Картинка: Избушка на курьих ножках.

Вопрос: "Где, в какой сказке живет Баба-Яга? Назовите одну сказку".

Предполагаемый ответ детей: "В сказке "Гуси-лебеди", "Василиса Прекрасная", "Царевна-лягушка".

Вопрос 2 (для команды "Фиксики"):

Картинка: Медведь, ёж, белка в зимнем лесу.

Вопрос: "Эти животные не впадают в зимнюю спячку. А кто из зверей спит всю зиму?"

Предполагаемый ответ детей: "Медведь, ёж, барсук, летучая мышь".

Вопрос 3 (для команды "Совята"):

Картинка: Три геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Вопрос: "У меня нет углов, и я могу катиться. Кто я?"

Предполагаемый ответ детей: "Круг" или "Шар".

Вопрос 4 (для команды "Фиксики"):

Картинка: Снежинка, солнце, желтый лист, подснежник.

Вопрос: "Четвертый лишний. Какая картинка здесь лишняя и почему?"

Предполагаемый ответ детей: "Лишний подснежник, потому что он весной растет, а снежинка, солнце и лист – это осень и зима". (Вариант: лишнее солнце, так как оно не сезонное).

Раунд 2. "Черный ящик"

Ведущий: Внимание, черный ящик! В нем лежит предмет, без которого нельзя испечь хлеб, испечь пирог, чтобы намазать масло. Что в черном ящике?

(Дети обеих команд совещаются. Ответ дает та команда, которая первая поднимет руку).

Предполагаемый ответ детей: "Мука!".

Ведущий (достает из ящика небольшую баночку с мукой): "Правильно! Это мука!"

Раунд 3. "Звуки природы"

Ведущий: Сейчас вы услышите звук. Ваша задача – угадать, что это или кто это.

(Включается аудиозапись: звук дождя и грома).

Предполагаемый ответ детей: "Это гроза, дождь и гром".

(Включается аудиозапись: мычание коровы).

Предполагаемый ответ детей: "Это корова".

3. Физкультминутка "Умная зарядка" (2-3 минуты)

Ведущий: Наши знатки очень хорошо подумали, теперь пора и размяться! Встаем со стульчиков!

(Дети встают в круг. Ведущий произносит слова и показывает движения).

Текст и движения:

Разминаем мы ладошки, (потирают ладоши)

Будем думать лучше крошки.

Вправо-влево повернись, (повороты туловища)

На вопросы настройись.

Раз, два, три, четыре, пять, (шагают на месте)

Нужно мозги разминать!

Мы попрыгаем немножко, (прыжки на месте)

Прибавляем много сточек!

Вдох и выдох, глубоко, (глубокий вдох и выдох)

В игру включился хорошо!

Молодцы! Садитесь на свои места, игра продолжается!

4. Продолжение игры. Раунд 4.

Вопрос 5 (Блиц-вопрос для обеих команд, кто быстрее):

Вопрос 1: Кто носит детеныша в сумке? (Кенгуру)

Вопрос 2: Какой цвет получается, если смешать красный и желтый? (Оранжевый)

Вопрос 3: Сколько ног у паука? (Восемь)

Вопрос 6 (Загадка для команды, которая сейчас ходит):

Вопрос: "Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает". (Лук)

Вопрос 7 (Вопрос на логику):

Вопрос: "Что тяжелее: 1 килограмм ваты или 1 килограмм железа?" (Одинаково)

5. Подведение итогов. Награждение (3 минуты)

Ведущий: Наша игра подошла к концу! Давайте посчитаем, сколько очков набрала каждая команда.

(Ведущий вместе с детьми подсчитывает фишки/очки).

Ведущий: Обе команды показали себя настоящими знатоками! Они были дружными, умными и сообразительными! Сегодня победила ДРУЖБА!

(Звучит торжественная музыка. Все дети награждаются медалями "Лучшему знатоку" и небольшими сладкими призами).

Ведущий: Спасибо вам, юные знатоки! Вы были просто великолепны! До новых встреч!

Приложения (примеры для конвертов):

Конверт "Сказки": "Кто из сказочных героев провалился в страну Дураков?" (Буратино).

Конверт "Природа": "У каких деревьев осенью листья становятся красными?" (Клен, рябина).

Конверт "Профессии": "Кто управляет самолетом?" (Пилот, летчик).

Конверт "Математика": "На березе сидели 3 воробья. К ним прилетели еще 2. Сколько стало воробьев?" (5).

Это занятие не только развлекает, но и является мощным инструментом для развития ключевых познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» в подготовительной группе Конспект интеллектуальной игры

Цель:1. Учить детей работать в микрогруппе, уметь предлагать несколько вариантов ответов2. Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление.3. Умение отвечать четко, яс...

Открытое занятие «Интеллектуальная игра «Папа, мама, я- интеллектуальная семья» (с применением игр головоломок)

Форма проведения: интеллектуальная игра  Программное содержание: обогащать словарный запас детей, повышать эмоциональный тонус; способствовать развитию монологической речи, произвольного внимания...

Открытое занятие «Интеллектуальная игра «Папа, мама, я- интеллектуальная семья» (с применением игр головоломок)

Открытое занятие «Интеллектуальная игра «Папа, мама, я- интеллектуальная семья» (с применением игр головоломок)...

Конспект На тему: « Дидактические игры, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей. » Интеллектуальная игра « Что? Где? Когда? »

Открытое занятие на тему « Дидактические игры, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей. »  Интеллектуальная игра « Что? Где? Когда? »...

Открытое занятие «Интеллектуальная игра «Папа, мама, я- интеллектуальная семья»

Открытое занятие «Интеллектуальная игра «Папа, мама, я- интеллектуальная семья»...