Проект: "Игрушки"
проект (младшая группа)
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №6»
ПРОЕКТ
«МОИ ИГРУШКИ»
для детей раннего возраста
По творчеству АГНИИ ЛЬВОВНЫ БАРТО
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
ТИП ПРОЕКТА: творческо-игровой
ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ: фронтальный
ПО ХАРАКТЕРУ СОДЕРЖАНИЯ: ребенок и его культурные ценности.
ПО ХАРАКТЕРУ УЧАСТИЯ РЕБЕНКА В ПРОЕКТЕ: участник от зарождения до получения результата
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
- дети группы общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет;
- воспитатели;
- родители.
ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ: долгосрочный (6 месяцев)
ПРОДУКТ ПРОЕКТА:
- оформленный проект;
- конспекты занятий;
- альбом по циклу стихотворений А. Барто «Игрушки».
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Актуальность проекта определяется потребностью речевого развития детей раннего возраста посредством художественного слова.
Давно известно, что читательский опыт начинается закладываться в детстве. Этот возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному - сама не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.
Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения. Круг детского чтения направлен на формирование у дошкольников интереса к книге, на постепенное пополнение их багажа, обогащение литературного опыта, который проявляется в заинтересованности произведениями, в потребности рассматривать иллюстрированные книги.
Стихи Агнии Барто для детей - один из самых первых и простых опытов знакомства с книгами. Они очень легко запоминаются малышами, а по интонациям очень близки к детской речи, легко и весело выговариваются. Часто ещё до того, как он сможет прочитать их самостоятельно, малыш слышит эти стихи от взрослых и выучивает их наизусть. Они формируют представления маленького человека, о мире начиная с самых простых вещей и явлений: игрушек, домашних животных, времён года, отношений между ребёнком и родителями.
Реализовав этот проект, воспитатель сможет научить детей бережно относиться к игрушкам, поможет привить маленьким детям любовь к книгам, развить интерес к произведениям А.Л. Барто, желание читать эти стихотворения наизусть.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
Дети 2-3 лет - личности уже более зрелые и понятные. Этот возрастной период еще относится к раннему детству, Малыш очень многое может, круг его интересов расширяется,
В этом возрасте обычно наступает пик в развитии активной речи ребенка. Он начинает активно слушать все, о чем говорится вокруг (взрослыми и телевизором), при этом запоминает и анализирует информацию, поражает нас порой своими умозаключениями. Очень важно предоставить ребенку возможность для пополнения активного и пассивного словарного запаса.
Дети 2-3 лет уже должны разговаривать, а не просто говорить (повторять). Возможно пока в небольшом объеме, но в их речи должны присутствовать предложения, и они могут вести беседу, на простые темы – как зовут его и членов семьи, что он делает, куда ходил. Однако некоторые молчуны могут ограничиваться простыми словами и фразами, если ребенок при этом вашу речь, то пока не стоит беспокоиться.
К трем годам ребенок в состоянии понимать все, что вы говорите. Поэтому, чем больше времени следует уделять беседам с ним, тем лучше он развивается. Следует общаться на интересующие его темы, оценивая при этом его уровень понимания речи. К 3 годам дети осваивают основные грамматические структуры, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.
Совершенствуется и слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА: если в различных видах деятельности знакомить детей раннего возраста со стихами А.Барто «Игрушки», то у детей будет формироваться устойчивый интерес к произведениям и желание читать их наизусть.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: формирование у детей устойчивого интереса к произведениям А. Л. Барто и желания к их запоминанию в процессе организации разных видов детской деятельности.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Образовательные:
- Познакомить детей с поэзией Агнии Барто.
- Расширять и активизировать словарный запас детей через запоминание и чтение наизусть стихотворений.
- Расширять представление об окружающем мире.
Развивающие:
- Развивать артистические и творческие способности детей.
- Развивать у детей навыки фразовой речи.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к игрушкам, эмоциональную отзывчивость и чувства сопереживания.
- Воспитывать умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение.
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
- Подготовительный этап (август).
- Выбор темы проекта.
- Составление плана работы по реализации проекта.
- Определение актуальности значимости проекта
- Постановка целей и задач.
- Подбор методической литературы и наглядного дидактического материала по реализации проекта
- Организация развивающей среды в группе.
- Основной этап (сентябрь-декабрь).
- Оформление книжного уголка по творчеству А. Барто.
- Проведение занятий по знакомству и разучиванию стихотворений А. Барто (Приложение 1).
- Рассматривание иллюстраций в книгах, альбоме,
- Беседа по прочитанным стихотворениям А. Барто.
- Отгадывание загадок (Приложение 2).
- Игры: подвижные, дидактические, пальчиковые (Приложение 3).
- Продуктивная деятельность «Игрушек» (Приложение 4).
- Раскрашивание иллюстраций «Игрушки».
- Инсценировки стихов (Приложение 5).
- Пальчиковый, перчаточный, настольный театр (Приложение 6).
- Выставка детских работ (Приложение 7).
- Оформление альбома по стихам А. Л. Барто «Игрушки» (Приложение 8).
- Фотовыставка «Любимые игрушки моего ребенка» (Приложение 9).
- Разработка консультации и памятка для родителей: «Как заучивать стихотворения наизусть» (Приложение 10) .
3. Заключительный этап (январь)
- Итоговое занятие «Игрушки» (Приложение 11).
- Развлечение для родителей «Мы любим – играть!» (Приложение 12).
- Оформление проекта.
- Анализ деятельности.
ФОРМЫ РАБОТЫ
- Беседы с детьми и родителями.
- Настольно-печатные, дидактические, подвижные, театрализованные, пальчиковые игры.
- Раскрашивание иллюстраций к стихам.
- Рассматривание книг, картинок, альбома (Знакомство с творчеством А.Л. Барто).
- Чтение и заучивание стихов наизусть.
- Инсценировка стихов.
- Занятия по знакомству со стихами А. Барто.
- Рисование, лепка, аппликация.
- Консультации, фотовыставка, памятки для родителей.
ВЫСТАВКА КНИГ АГНИИ БАРТО
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Занятия | Задачи |
1 неделя сентябрь | «Поэзия А. Барто». | Познакомить детей с литературным жанром - поэзия, помочь эмоционально воспринимать лирический текст, побуждать выражать свои чувства. Воспитывать интерес к поэзии. |
2 неделя сентябрь | Знакомство с книгой А. Барто «Игрушки». | Вызвать у детей интерес к книгам, игрушкам, чтению стихов |
3 неделя сентябрь | Знакомство со стихотворением А. Барто «Зайка» | Познакомить детей с содержанием стихотворения А. Барто; развивать у детей чувство сопереживания, желание помочь тому, кто нуждается в помощи; побуждать детей заканчивать самостоятельно предложения; воспитывать доброжелательному отношению друг к другу, отвечать на простые вопросы. |
4 неделя сентябрь | А. Барто «Слон». Знакомство. | Формировать познавательный интерес и способность внимательно слушать, приучать детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по её содержанию, формулировать простейшие выводы. развивать связную речь. |
5 неделя октябрь | А. Барто «Мишка». Знакомство. | Знакомить со стихами А. Барто; познакомить детей с содержанием стихотворения «Мишка» развивать у детей чувство сопереживания, желание помочь тому, кто нуждается в помощи; учить отвечать на простые вопросы, договаривать фразы. |
6 неделя октябрь | А.Барто «Лошадка» Знакомство. | Знакомить со стихами А.Барто, с содержанием стихотворения «Лошадка»; приучать отвечать на простые вопросы, договаривать фразы. |
7 неделя октябрь | «Самолёт построим сами» знакомство. | Продолжать знакомить со стихами А.Барто; познакомить детей с содержанием стихотворения «Самолёт», приучать отвечать на простые вопросы, договаривать фразы. |
8 неделя октябрь | «Дорисуй лошадке хвостик». | Совершенствовать умение работать кистью, правильно держать кисть, закрашивать, не выходя за контур. Повторить знакомое стихотворение, заучить. |
9 неделя ноябрь | Развивающая игра «Самолёты» | Формировать навык двигаться в разном темпе, менять направление. Повторить знакомое стихотворение «Самолёт». Обращать внимание на выразительность |
10 неделя ноябрь | «Бычок» А. Барто, знакомство | Продолжать знакомить со стихами А. Барто; познакомить детей с содержанием стихотворения «Бычок», приучать отвечать на простые вопросы, договаривать фразы. |
11 неделя ноябрь | «Горит на солнышке флажок» Рисование. | Познакомить со стихотворением А.Барто «Флажок». Показать , как проводить прямую линию от флажка; формировать интерес к рисованию. |
12 неделя ноябрь | «Забавные зверюшки-игрушки» (рисование кистью; дорисовывание деталей) | Закреплять умение рисовать кисточкой; проводить прямые линии в разных направлениях (слева направо и сверху вниз), повторить знакомое стихотворение «Мишка», стремиться читать выразительно. |
13 неделя декабрь | «Дорога для машин». | Познакомить со стихотворением А.Барто «Грузовик». Закреплять понятия «узкие», «широкие». Учить использовать в речи названия деталей конструктора: кирпичик, пластина. |
14 неделя декабрь | «Дорисуй грузовику колёса» рисование тампоном. | Учить закрашивать колёса, примакивая тампоном, не выходить за границы контура. Повторить знакомое стихотворение «Грузовик». |
15 неделя декабрь | «Мячик» А.Барто знакомство. Д/и «Мячи большие и маленькие» | Познакомить детей с содержанием стихотворения «Мячик», учить отвечать на простые вопросы, договаривать фразы. Закреплять понятие величины предметов, Учить сравнивать размер ,цвет. |
16 неделя декабрь | «Спасаем мячик» -экспериментирование; п/и «Догони мяч». | Вспомнить знакомое стихотворение «Мячик», развивать у детей чувство сопереживания, желание помочь; развивать мыслительные процессы. Продолжать учить бегать не наталкиваясь на других. |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
1. Дети познакомятся с творчеством Агнии Барто.
2. Возникновение устойчивого интереса детей к художественному слову.
3. Выразительное чтение стихов А. Барто наизусть.
4. Партнёрские взаимоотношения с семьями в рамках совместной работы над проектом.
5. Оформление выставки детских работ и альбома по циклу стихотворений А. Барто «Игрушки».
6. Фотовыставка « Любимые игрушки моего ребенка».
7. Обогащение ПРС группы.
Приложение 1.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
Занятие «Знакомство с книгой А. Барто «Игрушки»
Цель: Проявление у детей интереса к книгам. Формирование аккуратного обращения с книгами.
Задачи:
1. Образовательные: Рассматривая книгу, любоваться красочными иллюстрациями, называя кто изображен.
2. Развивающие: Развивать интерес к книгам и рассматриванию в них иллюстрации.
Внимательно слушать стихи. Читать их вместе с воспитателем, понимать смысл слов. Активизировать действия детей с помощью различных игрушек. Развивать звуковую культуру речи.
3. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение с книгами. Приобщать к веселому радостному настроению.
Методы и приемы:
1. Наглядные: Книга А. Барто «Игрушки», игрушки животных: лошадка, заяц, медведь, бычок, мяч.
2. Словесные: Вопросы, рассказ воспитателя, пояснение, загадывание загадок, чтение стихотворений, рассматривание иллюстрации и игрушек.
3. Игровые: Игра «Заинька» «Мишка» «Лошадка» Игровое упражнение – идет бычок качается.
4. Использование И. К. Т.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Показ детям книги А. Барто «Игрушки» с красочными иллюстрациями. Рассказ воспитателя о книге и бережном отношении к книге, и о том кто написал забавные стихи в ней.
Игровой прием:
В гости к детям приходит «Лошадка». Дети рассматривают игрушку, слушают стихотворение о лошадке, повторяя его за воспитателем, четко произносят слова. Детям предложить игру, побегаем как лошадки, дети бегают высоко подымая ноги со словами «Цок-Цок».
Вот так скачет лошадка.
Рассказ воспитателя о том как нашла на улице мокрого зайчика которого намочил дождик. Вот этот зайчик, посмотрите какой он мокрый. Дети гладят зайчика, сочувствуя как ему холодно. Предложить оказать помощь, посушить зайчика на солнышке. Детям предложить прочитать стихотворение о зайчике, если затрудняются прочитать всем вместе.
Дети пока зайчик сохнет, мы поиграем в игру «Заинька-горностаинька»
Игра:
Заинька-горностаинька, некуда заиньки выскочить, кругом заборы высокие, а у заиньки ножки короткие.
Ну-ка зайка скоком – скоком, перед нами боком –боком.
Ну-ка зайка повернись, кому хочеш поклонись.
Дети со словами выполняют движения.
Далее в книге рассматривают мишку с оторванной лапой, и детям читаю стихотворение о мишке. Показываю игрушку мишка, которого уронили на пол и оторвали ему лапу, и вместе с детьми ремонтируем игрушку, читаем стихотворение все вместе и радуемся, что с мишкой все хорошо.
Игра: «Мишка» (Под музыку с пением)
Мишка по лесу гулял, по тропинке топал .
Под кусточком задремал, ни кого не трогал.
А ребятки в лес пришли, мишку увидали .
Ножками затопали , мишеньке сказали.
Мишка с нами поиграй, и ребяток догоняй.
(Ребёнок с игрушкой медведя догоняет детей.)
Чтение стихотворение: «Бычок» (с показом как бычок идет по досточке качается и охает ,что сейчас он упадет)
Предложить детям помочь оказать помощь бычку построить дорожку длинную из строительного материала.
Дети строят дорожку, и читают стихотворение.
Показ детям мяча, обследовать его. Мяч большой, круглый, разноцветный, поиграть с мячом, покатать мяч.
Чтение стихотворение «Мяч» (заучиваем стихотворение с детьми)
Налить воду в ёмкость, и положить мяч в воду, дети наблюдают как мяч плавает и не тонет. Делая вывод: Мяч резиновый он не тонет.
Читают стихотворение хором.
Рассмотреть иллюстрации еще раз, называя кто изображен на картинках и чтение стихов вместе с детьми.
Подарить книгу детям. С книгой надо обращаться аккуратно,
бережно, ставить на полку в книжном уголке.
Рефлексия:
Детям предложить взять игрушки, которые пришли к детям в гости прочитать стихи, и поиграть сними.
Занятие «Игрушки».
Цель: Воспитывать чувство сопереживания, бережное отношение к игрушкам, аккуратность.
Предварительная работа: Чтение стихотворений А. Барто «Игрушки», беседа «Мои игрушки».
Ход занятия.
Ребята, у нас в группе стоит красивая коробка. А в этой коробке – игрушки.
Они – брошенные, обиженные. Вы хотите на них посмотреть? (Да)
А чтобы на них посмотреть, необходимо отгадать загадки:
— игрушка, которая шлёт поклон (Слон)
— игрушка, которая промокла под дождём (Зайка)
— игрушка, которая идёт, качается (Бычок)
— игрушка, которой оторвали лапу (Мишка)
– игрушка, которую опрокинул кот (Грузовик)
Дети отгадывают загадки и рассказывают стихи А. Барто из цикла «Игрушки».
Беседа:
— Ребята, скажите, можно рвать игрушки? (нельзя). Почему нельзя? (Им больно. Они тоже обижаются)
— Ребята, можно оставлять игрушки на улице? ( Нет. Игрушек не останется)
— Ребята, а как играют машинкой, чтобы она не ломалась? (Надо ее катать за верёвку, нельзя ложиться на машинку)
— Ребята, чтобы наши игрушки всегда были красивые, что надо делать? (Мыть, расчёсывать)
— Ребята, необходимо беречь игрушки: надо играть осторожно, чтобы они не падали. А если упадут, что может случиться? (Могут сломаться, разбиться, испачкаться)
Вот мы и помогли игрушкам. Они радуются.
Но им всё равно грустновато: ведь у каждой игрушки есть своё место.
После игр мы все игрушки ставим на свои места.
Давайте мы их отнесем на свои места на полочки шкафчика.
А чтобы нам веселее было, мы с вами проведем физминутку:
А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.
Вот они – полки для игрушек. Расставьте свои игрушки по полкам (Дети расставляют игрушки) .
— Ребята, у каждой игрушки есть своё место. Игрушки надо беречь: их нельзя ломать, кидать, оставлять.
Игрушки очень радуются: вы молодцы – расставили игрушки по местам. Теперь вы знаете, что играть нужно осторожно и беречь игрушки. Игрушки говорят вам Спасибо.
Занятие по развитию речи «Знакомство со стихотворением А. Барто «Зайка»
Цель:
— Познакомить детей с содержанием стихотворения А. Барто;
— Развивать у детей чувство сопереживания, желание помочь тому, кто нуждается в помощи;
-Побуждать детей заканчивать самостоятельно предложения;
-Учить доброжелательному отношению друг к другу;
-Научить детей отвечать на простые вопросы.
Оборудование:
книжка А. Барто, игрушка мягкая зайки, иллюстрация к стихотворению про зайку, физминутка.
Ход занятия:
1. Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Зайка»
Вос-ль: Ребята, подскажите, «Про кого это стихотворения? » (Про зайку)
— Кто оставил зайку на улице (ответы детей)
— Почему он намок (ответы детей)
— Как вы думаете, почему зайка не смог слезть со скамейки (ответы детей)
— Хорошо ли девочка поступила, что оставила зайку под дождем (ответы детей)
Дети, а вы не забываете свои игрушки на улице (ответы детей)
А кто мне подскажет, как нужно относиться к игрушкам? Можно ли их разбрасывать (ответы детей)
Ребята, а вам зайку жалко (ответы детей)
2. Воспитатель снова читает стихотворение и предлагает двум детям рассказать его. «Маша расскажет, кто бросил зайку на скамейке, а Макар расскажет, где промок зайка.
А Даша расскажет всё стихотворение целиком (и ещё 1-2 ребёнка),проговаривают за воспитателем фразы.
Воспитатель хвалит детей.
Вос-ль: Молодцы ребята, вы справились с заданием!
А теперь мы с вами немного отдохнём.
3. Физминутка.
Ну-ка, зайка, выходи!
Ну-ка, серый выходи (зайка вышел)
Зайка, зайка, попляши (зайка танцует)
Ну-ка, серый, попляши!
Ручками похлопай (ручками похлопали)
Ножками потопай (ножками потопали)
И немножко покружись (кружимся)
Всем нам низко поклонись. (поклонился зайка)
4. Ну, вот ребята, мы с вами отдохнули, а давайте сейчас отгадаем о ком идёт речь: « Морковку грызёт, от лисы и волка убегает ловко.» (зайка)
Воспитатель показывает зайку мягкую игрушку-Кто это?
Расскажите ,какой зайчик (маленький, пушистый)
Какого цвета наш трусишка (серый, белый)
Вспомните ребята, как в стихотворение говорилось .
Зайку, бросила хозяйка,
Под дождём остался зайка,
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок!
5.-Дети ,так скажите мне, пожалуйста, кто бросил зайку? Дети: (хозяйка)
Жалко вам зайку? — (Да)
Зайка какой на скамейки сидел?
Мокрый, грязный, холодный, он ,наверное замёрз да? — (Да)
Так давайте его согреем? (Давайте)
6. Пальчиковая гимнастика:
«Капуста»
Мы капусту рубим (рубим руками)
Мы морковку трём (трём руками)
Мы капусту солим (солим пальцами)
Мы капусту жмём (жмём руками)
Ребята, зайке пора уходить, давайте с ним попрощаемся.
Дети: До свидания зайка.
Вос-ль: Ребята, а давайте скажем зайке, чтобы он приходил к нам почаще.
Дети: Зайка приходи к нам ещё.
Вос-ль: Зайка обязательно к нам ещё придёт.
Ну вот и подошло к концу наше небольшое приключение про зайку, вам понравилось? (Да)
Занятие по художественной литературе
«Стихотворение А. Барто «Зайка»
Тема: «Стихотворение А. Барто «Зайка»»
Цели: Расширять эмоциональность и образность восприятия стихотворения А. Барто «Зайка»,повторить знакомое стихотворение.
Задачи: 1. Помочь вспомнить стихотворение А. Барто «Зайка» из цикла «Игрушки»;
2. Продолжить учить согласовать слова в предложениях, давать возможность
рассказать стихотворение полностью;
3. Развивать память, воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Материал: мягкая игрушка «Заяц», книжка А. Барто «Игрушки», картина с изображением стихотворения А. Барто «Зайка».
Ход занятия
Организационный момент.
— Дети, угадайте, кто к нам должен сегодня прийти в гости?
Читаю загадку:
«Длинные ушки,
быстрые ножки,
прыгает ловко,
любит морковку»
(Зайка)
— Молодцы, отгадали!
— Ребята, но посмотрите, зайка завёрнут в полотенце. Он весь мокрый. Что случилось с зайчиком? Послушайте внимательно, как об этом рассказывается в стихотворении А. Л. Барто.
Основная часть.
Чтение стихотворения.
Зайку бросила хозяйка
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не смог
Весь до ниточки промок.
— А теперь внимательно посмотрите на картинку, что там на рисовано?
— Кто бросил зайчонка на улице?
— Почему зайка мокрый?
— Почему зайка не смог слезть со скамейки?
— Можно ли игрушки бросать на улице?
— Что должна сделать девочка после того, как поиграла с игрушкой?
— Наш зайчонок обиделся на свою хозяйку. Ему было так плохо под дождём. Пожалейте зайчонка. (Предлагает детям подержать на руках игрушку, погладить её, сказать ласковые слова).
Обобщение.
— Игрушки разбрасывать не надо. У каждой игрушки есть свое место. Нужно запомнить:
«поиграл с игрушкой – убери ее на место», иначе игрушки могут обидеться и уйти от нас.
— Ребята, скажите, что зайки любят есть? (Морковь, капуста)
— А зайки какие? (Зайки трусишки)
— А где живут зайки? (В лесу)
Как вы много знаете про зайцев. А теперь давайте поиграем с нашим зайчиком.
Пальчиковая игра «Зайка».
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.
Итог.
— Кто сегодня к нам приходил в гости?
— Что случилось с зайчиком?
Занятие по чтению художественной литературы. А. Барто «Слон».
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Цели и задачи:
Воспитательные – формировать познавательный интерес и способность внимательно слушать, повышать уровень речевой активности.
Обучающие – учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по её содержанию, формулировать простейшие выводы. Уточнить представления детей о двух частях суток день-ночь.
Развивающие – готовить детей к составлению описательных рассказов, развивать связную речь.
Материалы и оборудование:
Мольберт, наглядное пособие «Слон» Л. Б. Фесюковой, аудиозапись колыбельной песни, наклейки с животными по количеству детей.
Ход занятия
Дети сидят полукругом, в центре которого мольберт с картинкой (она висит изображением вниз).
Воспитатель загадывает загадку:
Очень много силы в нём,
Ростом он почти что с дом,
Серый толстый великан
Нос как будто длинный кран,
На спине прокатит он
Озорной, ушастый… (слон)
Воспитатель переворачивает картину. Предлагает детям подойти и рассмотреть картинку «Слон» (дети подходят к мольберту с картинкой, встают полукругом)
Вопросы воспитателя по картине :
— Какое время суток изображено на картине? (хоровые ответы детей с объяснением: темно, светит луна, игрушки спят.)
— Кого вы видите на картинке? (хоровые ответы детей)
— Как вы думаете, почему слон еще не спит? О чём он думает? (индивидуальные ответы детей. Отметить самые интересные и удачно сформулированные варианты)
— Может он вспоминает маму-слониху и ждёт, когда она к нему придёт и споёт колыбельную?
— Покажите как вы спите.
Звучит аудиозапись колыбельной песни и воспитатель читает стихотворение А. Барто «Слон»:
Спать пора! Уснул бычок.
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.
Воспитатель просит детей «проснуться», говорит, что по утрам, когда проснулись надо делать зарядку, и проводит физкультминутку.
Физкультминутка «Зарядка»
Каждый день по утрам делаем зарядку. (шагаем на месте)
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, руки поднимать (имитация движений)
Приседать и вставать, прыгать и скакать.
Итог занятия:
— Вы все внимательно слушали, отвечали на вопросы, и поэтому слонёнок передал вам подарки (наклейки с изображениями животных). Каждый ребёнок выбирает ту наклейку, которая ему больше всего понравилась.
Приложение 2.
ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК
Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Мёду зверю дай немного
И устрой ему берлогу!
(Плюшевый медведь)
Эта мягкая игрушка —
Длинноухая зверюшка.
Ей морковку в лапку дай-ка,
Ведь игрушка эта — …
(Зайка)
Он и стройный, и красивый,
У него густая грива!
Жаль, нельзя на нем промчаться,
Можно только покачаться.
(Конь-качалка)
Стукнешь о стенку — а я отскочу.
Бросишь на землю — а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу —
Смирно лежать я никак не хочу!
(Мяч)
Кинешь в речку – не тонет,
Бьешь о стенку – не стонет,
Будешь оземь кидать –
Станет кверху летать.
(Мяч)
Он резиновый, упругий
Так и проситься на руки,
Чтоб подбросить и поймать,
По дорожке покатать.
С чем же так играю я,
Подскажите-ка, друзья?
(Мяч)
У братишки есть их много:
Легковая, грузовая, специальная такая.
В этой открываю дверцу
В эту грузиться песок…
Мы с братишкой, если честно
В них играем весь денёк.
С чем же так играю я,
Подскажите-ка, друзья?
(Машинки)
Ростом он с большую башню,
Но ничуточки не страшный.
Добродушен и силён
Африканский Чудо - (Слон )
Очень, длинный и могучий
Он летит, пронзая тучи,
Громко в облаках ревет
Пассажиров он везет. (Самолет)
На праздник я его несу.
Я с ним шагаю и пою. (Флажок)
По морям и океанам,
По делам плывут они,
Побывали в многих странах,
Это чудо….(Корабли)
Любопытный, озорной,
И мотает головой,
Прыгает, бодается,
Как он называется? ( Козлёнок)
Приложение 3.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
(из Копилки «Пальчиковые игры для маленьких»)
«Игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)
Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)
Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)
В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)
«Кошка»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Вот, убрав царапки, («Моем руки».)
Кошка моет лапки.
Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)
На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как
кошка моет ушки.)
«Котята»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Побежали вдоль реки (Двигают указательными и средними пальцами по поверхности
стола от себя к краю. Повторяют несколько раз.)
Котята наперегонки.
«Детёныши диких животных»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок (Вращают большим пальцем.)
Бурый, мохнатый,
Смешной медвежонок.
«Домашние и дикие животные»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Зайка – ушки на макушке – (Руки у висков, указательные и средние пальцы
выпрямлены – «ушки».)
Скачет, скачет по опушке. (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)
Шёл за ним колючий ёжик, (Переплели пальцы и пошевелили.)
Шёл по травке без дорожек,
А за ёжиком – краса – (Плавные движения руками перед собой.)
Рыжехвостая лиса.
«Слон»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Хобот носит только он – (Рукой плавно двигаем перед собой – изображаем хобот.)
Лопоухий серый слон. (Приставляем руки к ушам.)
«Домашние птицы»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Зёрна курочка клюёт, (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)
И цыплятки тут как тут. (Щепотки «клюют» по очереди.)
В воду уточка нырнёт, (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)
А цыплятки не нырнут. (Погрозили пальчиком.)
«Домашние птицы и их детёныши»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Есть у курицы цыплёнок, (Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная
с мизинца.)
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок.
У каждой мамы малыши – (Перебирают пальцы по очереди.)
Все красивы, хороши.
«Машина»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)
Приложение 4.
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Приложение 5.
ИНСЦЕНИРОВКА СТИХОВ
Приложение 6.
ПАЛЬЧИКОВЫЙ, ПЕРЧАТОЧНЫЙ, НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР
Приложение 7.
ВЫСТАВКА ДЕТСКИХ РАБОТ
Приложение 8.
АЛЬБОМ
Иллюстрации к стихотворениям
Агнии Барто «Игрушки»
Приложение 9.
ФОТО ВЫСТАВКА «ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ МОЕГО РЕБЕНКА»
Приложение 10.
КОНСУЛЬТАЦИЯ И ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как правильно учить стихи с детьми дома»
Все родители знают, что учить стихи с детьми надо. Это развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и, наконец, формирует общий уровень культуры человека. Многие из нас, вспоминают, что это была за задача - выучить стихотворение! Сидишь и механически повторяешь строку за строкой, а проснувшись утром, понимаешь, что запомнили всего половину.
Конечно, не для всех детей заучивание стихотворений является проблемой. Для некоторых даже наоборот: они молниеносно запоминают то, что им особенно нравится. Но есть и такие дети, которым запоминать стихи сложно, для которых это просто непосильный труд. Почему? Чаще всего, потому что стихотворение он учит неправильно. Я же хочу рассказать вам, как правильно учить с ребенком стихи.
Способ №1
Чтобы ребенок легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет».
Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. И помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-6 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша.
И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество - что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим ребенка запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше - это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.
Способ №2 .
Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Кстати, некоторые родители приучают детей к невыразительной манере чтения стихов. Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем. Ребенок, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.
Способ №3 .
Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать на потеху гостей отрывки из «Онегина». Лучше всего учить детскую классику С. Михалкова, А. Барто,
К. Чуковского.
Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». И еще - учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.
Способ №4 .
Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их.
Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение.
Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у дошкольника формируется образ произведения.
И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.
Способ №5 .
Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и дошкольникам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим.
Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.
Способ №6
И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж ребенка.
Приложение 11.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «ИГРУШКИ»
Цель:
- закрепить умения детей читать наизусть стихотворения А. Барто цикл « Игрушки»
- Закрепить технику пользования карандашом: правильно держать пальцами, левой рукой придерживать лист бумаги.
- Развивать эстетический вкус, мелкую моторику.
- Воспитывать чувство сопереживания, бережное отношение к игрушкам, аккуратность, интерес к изо деятельности.
Предварительная работа: Чтение стихотворений А. Барто «Игрушки»,
беседа «Мои игрушки».
Ход занятия:
I. - Ребята, у меня в руках - красивая коробка. А в этой коробке – картинки с игрушками.
Они – брошенные, обиженные. Вы хотите на них посмотреть? (Да)
А чтобы на них посмотреть, необходимо угадать, какая игрушка спрятана под каждой карточкой.
Отгадайте загадку (показ и раскрытие карточек)
- В зелёной карточке – игрушка, которая промокла под дождём (Зайка)
- В жёлтой карточке – игрушка, которая идёт, качается (Бычок)
- В синей карточке – игрушка, на которой можно поехать в гости (Лошадка)
- В красной карточке – игрушка, которой оторвали лапу (Мишка)
II. « Чудесный мешочек» (игрушки –козлёнок, матросская шапка, самолёт, грузовик и кот …)
III .Каждый ребёнок выбирает карточку по цвету, игрушку и рассказывает стих А. Барто из цикла «Игрушки»)
IV. Беседа.
Ребята, скажите, можно рвать игрушки? (нельзя). Почему нельзя? (Им больно.Они тоже обижаются)
Ребята, можно оставлять игрушки на улице? (Нет.Игрушек не останется.)
Ребята, а как играют машинкой, чтобы она не ломалась? (Надо ее катать за верёвку, нельзя ложиться на машинку)
Ребята, чтобы наши игрушки всегда были красивые, что надо делать? (Мыть, расчёсывать)
Ребята, необходимо беречь игрушки: надо играть осторожно, чтобы они не падали. А если упадут, что может случиться? (Могут сломаться, разбиться)
V. - Вот мы и помогли игрушкам. Они радуются.
Но им всё равно грустновато: ведь у каждой игрушки есть своё место.
После игр мы все игрушки ставим на свои места.
Давайте мы их отвезём на свои места на паровозике: рассадите игрушки в вагончики так, чтобы цвет карточки совпадал с цветом вагончика.
- какого цвета у тебя карточка? Значит, в какой вагончик сажаешь игрушку? (ответ)
( выполняют задание - Д/И: «Найди по цвету»))
- Игрушки мы рассадили. Поедем?
VI. - Ребята, паровозик не едет! Что же случилось?
Ребятки, как поедет паровоз, если нет рельс?!
Сделаем рельсы?
( рисование на удлиненной бумаге вертикальных линий (шпал))
VII. - А чтобы нам веселее было ехать, мы с вами сделаем травки.
рисование на удлиненной бумаге вертикальных линий (травки)).
- Ребята, а посадим цветы? Сделаем солнышко?
Рисование детьми индивидуально (Дорисуй, чего не хватает?)
VIII. Вот теперь мы с вами и поедем (Физминутка)
Чух – чух – чух
Мчится поезд во весь дух
Поехали (Ш-С-Ш-С)
Гудит паровоз (У-ууу)
Пар пускает (П-п-п-п)
Остановились (Ф-ффф)
Вот мы и приехали.
Вот они – полки для игрушек. Расставьте свои игрушки по полкам.
(дети расставляют картинки, игрушки)
- Ребята, у каждой игрушки есть своё место. Игрушки надо беречь: их нельзя ломать, кидать, оставлять.
Игрушки очень радуются: вы молодцы – расставили игрушки по местам. Они приготовили вам подарки – шарики, чтобы вы играли ими осторожно, берегли их. Спасибо вам. (Раздача шариков)
Приложение 12.
РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
«Мы любим играть!».
Инсценировка стихотворений Агнии Барто в первой младшей группе.
Дети в костюмах под легкую музыку заходят в зал и садятся на стулья.
Воспитатель:
У нас в группе есть много интересных и любимых игрушек. Давайте покажем нашим гостям, какие у нас есть игрушки , и как мы с ними играем. У нас есть игрушка, с которой мы любим играть, это козленок.
Под музыку выходит Маша, ведя за руку мальчика (Женю), одетого в костюм козленка.
Девочка читает стих «Козленок»:
У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.
Козленок уходит от хозяйки и садится за пенечек. Девочка читает дальше:
Он заблудится в саду –
Я в траве его найду.
Девочка ходит по саду, ищет козленка. Находит козленка за пенечком, обнимаются, становятся в центре. Берутся за руки и кружатся, радуясь, подпрыгивают. Затем девочка берет за ручку козленка и они уходят.
Воспитатель:
У нас еще есть зайка. Давайте поиграем с зайкой.
На сцену под музыку выходит Даша, ведя за руку Рината переодетого в костюм зайчика. Выходят играючи, становятся в центре лицом друг к другу, берутся за ручки и кружатся. Затем садятся на скамеечку, болтают ножками, качают головками.
Вдруг начинается дождик (мелодия). Даша берет зонтик, раскрывает его, поднимает над головой и убегает. На скамеечке остается один зайка.
На сцену выбегают четверо детей с «султанчиками» в руках, изображают дождик. Машут «султанчиками», кружатся вокруг скамеечки, на котором сидит зайка. Затем окружают зайку, машут «султанчиками» над зайкой, и убегают.
На сцену выходит Варя и читает стихотворение «Зайка»:
Зайку бросила хозяйка, —
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
После чтения стихотворения Варя берет за руку зайку, и они уходят со сцены.
Воспитатель:
А мы сейчас поиграем в игру «Зайка серенький»
Игра:
Зайка серенький сидит и ушами шевелит,
Вот так ,вот так, он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Вот так, вот так, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Вот так, вот так, надо зайке поскакать.
Зайку кто-то испугал ,зайка прыг и ускакал.
Дети со словами выполняют движения.
Воспитатель:
Давайте покажем нашим гостям, какие еще есть у нас игрушки, с которыми мы любим играть. У нас есть большой самолет.
Выходит Макар с самолётом, читает стихотворение «Самолет», одновременно имитируя движения:
Самолет построим сами, (Держа высоко над головой самолет, кружится)
Понесемся над лесами.
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме. (подходит к своей маме)
Воспитатель:
А наши детки тоже хотят поиграть в самолёты?
Все дети повторяют стихотворение и движения, подбегают к мамам.
Воспитатель:
Еще у нас есть бычок. Женя Б. рассказывает стихотворение
«Бычок»
Идет бычок, качается, (Шагает на месте, показывая, как ходит бычок) Вздыхает на ходу:
Ох, доска кончается, (Двумя ручками хватается за голову и качает головой)
Сейчас я упаду! (Подпрыгивает на месте)
(Желающие дети повторяют движения с Женей).
Воспитатель:
Еще у нас есть лошадка, на которой мы любим скакать.
Илья рассказывает стихотворение «Лошадка».
Я люблю свою лошадку, (Одной рукой показывает на свою лошадку)
Причешу ей шерстку гладко, (Гладит свои волосы)
Гребешком приглажу хвостик (Приглаживает хвостик)
И верхом поеду в гости. (Скачет на лошадке)
Воспитатель:
Давайте поскачем как лошадки и поцокаем. Молодцы.
(Дети выполняют движения под музыку).
Воспитатель:
А еще мы любим играть с мячиком. Маша расскажет стихотворение «Мячик».
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка, не плачь: (Воспитатель подходит к плачущей девочке и гладит по головке),
Не утонет в речке мяч.
Игра с мячами: дети и родители.
Воспитатель: А теперь пора возвращаться в группу (родители и дети уходят) Чаепитие в группе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.89 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект " Игрушка моего детства"
конкурс проектов внутри детского сада...
Проект "Игрушки"
Стимулирование речевого развития путем тренировки движений пальцев рук....

Проект "Игрушки"
Развивать интерес к различным видам игрушек, самостоятельность в выборе игрушек, осуществлении задуманного....
Проект "Игрушки моей семьи"
Детско - взрослый проект в рамках темы по самообразованию "Музейная педагогика"...
Проект «Игрушка для маль-чика и игрушка для девочки, сделанная своими руками»
Игрушки, сделанные руками родителей, с учетом гендерной направленности...

недельный проект; Тема проекта: «Игрушки в детском саду» 2 младшая группа
Тема проекта: «Игрушки в детском саду»Цель: создание условий для расширения интереса к различным видам игр, знания о играх и игрушках.Задачи: Раскрыть возможности и творческие способности ...

