Конспект мастер – класса для педагогов на тему: «Всестороннее развитие речи детей дошкольного возраста через культуру и быт мордовского народа»
план-конспект занятия

Юрташкина Татьяна Петровна

      Музейный уголок в нашем детском саду является частью образовательного пространства, целью которого является приобщение дошкольников к истории и культуре мордовского народа. Он тесно  связан с системой образовательной деятельности: экскурсий, досугов, фольклорных праздников и развлечений.

      Ах, как же детям интересно заниматься в нашей избе: посидеть за прялкой, испечь пироги в печи. Музейный уголок помогает детям впитывать культуру своего народа через фольклор. Именно через фольклор (сказки, легенды, народные песни, поговорки, пословицы, загадки) дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважении к окружающим, любви к малой и большой родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов  на тему:

«Всестороннее развитие речи детей дошкольного возраста через культуру и быт мордовского народа»

Цель: формировать у детей представления об истории, культуре и быте мордвы, познакомить с многообразием фольклора в развитии речи детей; создать книгу собственного сочинения

Задачи:  знакомить детей с особенностями быта мордовского народа в уголке национальной культуры;

- закреплять представление об избе, о печке - как о главном предмете избы;

- продолжать знакомить с мордовским фольклором (поговорками, приметами, песнями, загадками);

- продолжать знакомить  с произведениями композиторов Мордовии;

- обогащать словарь названиями предметов быта:  печь,  чугун, прялка, веретено, лапти.

- вызвать эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке;

- воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к  фольклору.

Ход мастер - класса:

В настоящее время, как никогда, стала актуальна проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека, приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. В каждом доме есть телевизор, компьютер и музыкальный центр, которые в любое время  и без особых усилий дадут нам любые готовые зрительные и слуховые образы.  Эти чудеса техники ослабили интерес к книге и желание работать с ней.

Художественная литература очень хорошо и точно поясняет  и открывает    ребенку  жизнь общества и природы, мир человеческих взаимоотношений и чувств. Через чтение художественной литературы ребёнку постепенно прививается любовь к семье, к природе  и  к  Родине. Художественная литература использует фольклорные сюжеты и образы, приёмы, развивает дальше некоторые родившиеся в фольклоре  жанры. Она выросла из фольклора и до сих пор связана с ним. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору. Чтобы ввести дошкольников в мир культуры, мы решили создать музейный уголок.

Музейный уголок в нашем детском саду является частью образовательного пространства, целью которого является приобщение дошкольников к истории и культуре мордовского народа. Он тесно  связан с системой образовательной деятельности: экскурсий, досугов, фольклорных праздников и развлечений. Ах, как же детям интересно заниматься в нашей избе: посидеть за прялкой, испечь пироги в печи. Музейный уголок помогает детям впитывать культуру своего народа через фольклор. Именно через фольклор (сказки, легенды, народные песни, поговорки, пословицы, загадки) дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважении к окружающим, любви к малой и большой родине.

Сегодня я приглашаю вас совершить небольшую экскурсию по  нашему музейному уголку.

Ветиця: Шумбрачи вечкевикс ялгат!

Арсетяно весеменень покш поздоровт! Кеярдомат тыненк, ды раськенк туртов. Прянк вельксэ улезэ свал сэнь менель! Столенк лангсо шумбра кши!

Течи минь кортатано кезэрень пингень эрямодо. Монь ули мелем теемс конёвкс ды сонзэ кадомс теске. Мон эрьва кармавтомадо мейле максан тенк лопа, тынь сонзэ путсынк конёвксонть потс.

Монь ули мелем тердемс тынк монь кудозом. Ванодо кодамо монь каштомом. Каштомось – те кудонть седеезэ. Каштомсо анокстыть ярсамопель. Сыре ломантне эжнесть кашлангсо, а эйкакштне вечксть тува кекшнеме.

Монь ули мелем тердемс инже каштом ваксс… Ванодо, тесэ минек улеть пенгенек. Монь ули тыненк кевкстемам: «Маштадо, тынь пенгень вачкамо каштомс, штобу пенгтне кирвазевельть бойкасто?

Инже: (вачки пенгть)

Ветиця: Кезэрень шкане велень эрицятне ваныльть перть – пельксэнь мельга содамочист лангс кемезь.

- Бути пенгтне кирьвазсть вадрясто, а качамось кепети верев – менельксэсь карме маней.

Монь ули  мелем, панемс – пидемс прякат.

Инжесь вачкасынзе пенгтнень.

Ветиця: Сюкпря тенть, боярава. Надо тыненк васенце лопанть,  путынк конёвксонть потс. Тесэ валмеревкст, содамоёвкст каштомонь коряс.

2. Ветиця: Ней мон ютан эзем пряс, косо ашти столем. Тесэ пазава, нардамо марто.

Уле мелем тердемс омбоце инже… Садо вакссозом, тонавтадызь позань тееме. Поза – те минек национальной симемапель. Мон ёвтан тенк, кода эряви видестэ теемс поза. Тынь кайсесынк эрявикс ярсамопеленть.

Эряви ламбамо якстерька, лангозонзо каятана ведь, штобу ведесь вельтявлизе якстерьканть ды путсынек чевтемеме каштомс вейке чис. Мейле таргасынек ды кельмевтсынек. Добаватоно раужо почт ды човорясынек. Шкань ютазь каятано пси ведь ды путсынек лакамо. Мейле кельмевтсынек ды каятано сусла, оргат,  остатка почтнень, сахар ды остатка пидезь якстерьканть. Эярдо карми яксеме, путсызь  экше таркас чопоньперть таньшкадомо. Мейле позадонть можна симемс.

Илинк стувто,  те умонь позань теема пельксэнть.

Сюкпря тенк!  Максан тыненк лопа, путынк конёвксонть потс.

3. Ветиця:  Ней невтян тыненк пряха, конань экшес мон ойсян штырдеме. Ули мелем тердемс оштё вейке инже. Мон весе штырдия понанть, кесакс пурные. Тыненк лияды тапардамс ды вейке тапарксокс пурнамс. Тынь содатадо, што кезэрень шкане эйкакштнень тонавтыльть штырдеме вете - кото ийсэ. Тейтеркантень тетязо казниль пряха. Штырдеме эйсэст тонавтсть сыре бабатне, озыльть ве кудос, вейсэ штырдить ды морыть морот. Покш чинькаршо или покш чистэ штырдемс ульнесь нельзя, пек покш грех.

Сюкпря тенть! Максан тыненк лопа, путынк конёвксонть потс. Илинк стувтне косто саевить лембе носкатне.

4. Ветиця: Те лавсесэнть мон  аволь вейке эйкакш кастынь. Истят лавсть ульнесть эрьва кудосо. Ней сынст костояк а мусыть, бути ансяк музейстэ. Ули мелем евтнемс, кодат улеть эйкакшонь мацтемань морынеть. Тердян тев нилице инже. Мацтинка эйкакшонть, надо валт.

«Утю – балю, какинем,

Утю – балю, дугинем.

Тетят моли базаров,

Тонять рами горнипов.

Тей яходят, гай мери,

Тов яходят, гай мери!»

Сюкпря теть!  Максан тыненк лопа, путынк конёвксонть потс.

5. Ветиця: Оштё ули мелем невтемс кезерень оршамопель. Тердян тев ветице инже. Мон весе утюжень, давай невсынек кодамо оршамопельсэ яксесть аватне(викшнезь панар, икельга паця, панго, пулай,) Вай, кодамо мазый, боярава! Монсь путса лопанть коневксонть потс. Тесэ сёрмадозь, кодат оршамопельтне ульнесть икеле шкане.

6. Ветиця: Кезэрень шкасто пильгс оршнесть – карть. Карть кодасть тельня,  тунда,  кизна, сёксня. Тейсть эйсэст чувтонь ленгстэ. Сехте вадрятне марявсть пекшень, сехте берятне ульнесть калень. Ней карть кияк а кантне, лиятсь ансяк С.М. Люлякинань  морозо  «Семеричка карть». Лопасонть тешкстась морось, монь ули мелем тынк марто вейсэ морамс те паро моронть.

Панкра покштям кодась карть,
Семеричкат сынст лемест.
Котынеде шождынеть,
Одирьвадо мазыйнеть.
Мороюткось:
Эх, карть, эрзянь карть,
Семеричка-карть.

Ветиця: Максан тененк  остатка лопа, путынк конёвксонть потс. Коневксонок  пурнавсь! Те конёвксонть кадсынек теске, кие инжекс сы тев, кадык вансызь, ловносызь.

Пока весе минь важодинек, морынек, пряканок писть, позанок яксевсь. Садо вечкевикс инжеть, прякадо ярсамо, позадо симеме. Сюк пря тенк весенень! Вастомазонок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

С 2012 года я работаю над темой по самообразованию «Развитие речи детей через театрализованную деятельность». Данная тема выбрана мной не случайно, так как в последнее время возросло число детей с нар...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МОРДОВСКИМИ НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ

Речь – важное средство самовыражения ребенка.Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формиро...

Методическое пособие Лэпбук " Речевичок" на тему : « Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактическую игру»

Согласно  требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные метод...

Конспект мастер-класса "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста", конкурс "Воспитатель года - 2019"

Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Испол...

План работы по самообразованию по речевому развитию в группе дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) подготовительной. Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через использование разнообразных приемов и средств»

План работы по самообразованиюпо речевому развитию в группе дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) подготовительной.Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через использование разнообразны...

Мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлений дошкольников»

Мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлен...

Мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлений дошкольников»

Цель: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов - участников мастер- класса в процессе педагогического общения.Задачи:-Повысить уровень профессиональной компетенции участни...