«Непокоренный Ленинград»
план-конспект занятия (средняя, старшая группа)

О невероятной стойкости ленинградцев, которая, в итоге, и спасла город. Вопреки холоду, голоду и бомбежкам. Вопреки логики врага.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_blokade_leningrada_2025g.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16» города Алейска Алтайского края

          «Непокоренный Ленинград»

          Тематическое занятие в старшей и подготовительной группе детского сада

                                                                                Воспитатель: Горенюк Е.А

                                             Алейск 2024г.

Цель: Обогащение знаний детей о героическом прошлом нашего города –                                            о блокаде Ленинграда.

Задачи:

Познавательные:

1. Расширять знания детей об истории родного города.

2. Расширять и обогащать знания детей о блокаде и о героизме людей, переживших блокаду.

Развивающие:

1. Активизировать словарь детей по теме занятия (осадаблокада, бомбоубежище, эвакуация).

2. Развивать зрительное внимание и умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Посредством музыки вызывать чувство сопереживания и образы героических событий.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к городу Ленинграду и гордость за его героическое прошлое.

2. Воспитывать чувство сопереживания, любви и уважения к людям, пережившим блокаду и защитникам города.

3. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к старшему поколению.

4. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, желание в будущем охранять и защищать свой город и свою страну.

Предварительная работа: Заучивание стихов о блокаде Ленинграда, чтение художественной литературы о войне и блокаде, беседы по картинам о блокаде.

Демонстрационный материал: презентация c фотографиями из жизни блокадного Ленинграда, звуки сирены и метронома, фрагмент «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича, кусочек хлеба, картинки с изображением видов Санкт-Петербурга.

Слайд 1 Ведущая: Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная Война. Слайд 2 Это была жестокая война. Она принесла много горя и беды в каждый дом. Сегодня мы вспомним о том, какие тяжелые испытания пришлось пережить городу Ленинграду и его жителям, ленинградцам. Когда фашисты напали на нашу Родину, они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Больше двух месяцев шли кровавые бои под Ленинградом, но наши солдаты не позволили фашистам войти в город. Тогда гитлеровцы со всех сторон окружили Ленинград, перекрыли все входы и выходы из города. Это случилось в начале осени (8сентября). Слайд 3. Посмотрите, на какую фигуру похоже это окружение? (круг, кольцо) Правильно, так и говорили«Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это окружение называют блокадой. Все дороги, ведущие к Ленинграду, были перерезаны фашистами. Остался только один путь - по воде Ладожского озера. Началась суровая блокада, которая продолжалась долгих 900 дней, почти два с половиной года. Слайд 4

В первый же день блокады, после одной из бомбёжек, случилась непоправимая беда: на Бадаевских складах, где хранились запасы продовольствия для города, произошел пожар. Почти все продукты сгорели. Как вы думаете, что случилось с ленинградцами, когда в магазинах не стало продуктов, а привезти их было нельзя, ведь все дороги перегородили фашисты?

Правильно, в Ленинграде начался страшный, мучительный голод. Сайд 5 

В самый тяжелый период блокады жители Ленинграда получали только один маленький кусочек хлеба на целый день. Слайд6. В булочные, где выдавали хлеб, были огромные очереди, потому что и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало. Слай 6.7

 Помимо голода в блокадный Ленинград пришла другая беда : очень ранняя, холодная зима. Мороз опускался до - 40 градусов. Город остался без тепла и питьевой воды, потому что водопроводные трубы замёрзли. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. Слайд10  На саночки ставили вёдра, бидоны, чайники и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли воду домой.

Что бы согреться, в комнатах ставили маленькие печки - буржуйки. Слайд 11 В них жгли книги, мебель, доски, которые подбирали возле, разрушенных

бомбежкой, зданий. Слайд 12

В квартирах не было света, люди зажигали керосиновые лампы или просто коптилки – баночки с горючей жидкостью, в которые вставляли маленький фитилек.

 Послушайте, как о страшной, тяжелой жизни блокадном Ленинграде рассказал поэт Вольф Суслов, сам переживший блокаду (поэма «Память»).

Дети читают стихи (старшая группа).

  1. Нет хлеба. Нет Света. Воды и тепла.

Висит над Невою морозная мгла.

И если не лает, не воет война –

Глухая, немая стоит тишина.

На той, на опасной в обстрел стороне,

У булочной очередь жмется к стене.

  1. Листовка со строчкою: «Враг у ворот!»

Нацеленный в небо застыл пулемет.

Осколком пробит на часах циферблат,

И время не движется – стрелки стоят,

И очередь тоже стоит и стоит

Угрюмо, как наш ленинградский гранит…

Слайд 13. По улицам перестал ходить транспорт, потому что не было бензина и электричества. Остановившиеся трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы. Фашистские самолеты днем и ночью сбрасывали на Ленинград бомбы, а вражеские орудия стреляли по домам, больницам, заводам, на которых ленинградцы делали танки и оружие для защитников города.

Слайд 14. Окна домов ленинградцы заклеивали узкими полосками бумаги. Как вы думаете, почему? Правильно, что бы осколки стекла при бомбёжке не отскочили и не поранили людей. О приближении немецких бомбардировщиков ленинградцев оповещал звук воздушной сирены.

Послушайте, как она пронзительно выла.

Дети слушают звук сирены. Слайд 15

Услышав вой сирены, жители города, если у них были силы, спускались под землю, в бомбоубежища. После отбоя воздушной тревоги люди вновь слышали звук метронома.

Дети слушают звук метронома.

В блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Он напоминал звук биения сердца и как будто говорил людям о том, что жизнь в городе продолжается.

Ведущий: Слайд 16,17,18,19.  Но, не смотря на страшные испытания, ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Во время блокады в городе работали заводы, фабрики, музеи, все блокадные дни работали театр Эстрады и ленинградское радио. Всю блокаду на радио работала поэтесса Ольга Берггольц. Каждый , день голодная и обессиленная, она пешком шла на работу. Ленинградцы слушали по радио не только новости с фронта, но и ее стихи о войне, о подвиге жителей города и от этого у них появлялись силы, чтобы жить и бороться дальше.

 

Ребёнок читает стих (старшая группа).

  1. Блокадный город. Голод. Вой пурги.

Но в Ленинграде музы не молчали.

И Ленинградцы слушали стихи,

В замерзших залах музыка звучала.

Ведущий: Слайд 20.  Ленинградский композитор Д.Д. Шостакович во время блокады написал Седьмую симфонию и назвал ее «Ленинградской». Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.

Впервые эта симфония прозвучала в блокадном Ленинграде, в зале Филармонии. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета!

Дети слушают фрагмент симфонии Д. Шостаковича.

Ведущая: Слайд 21,22,23 Вместе со взрослыми в блокадном Ленинграде жили и боролись дети. Им в голодном и холодном городе было труднее всех. Даже в жутких условиях дети учились, и это был подвиг. Ведь путь в школу был опасен и тяжел. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Блокадного учителя никто не смел перебивать. Ученики шатались от голода и все-таки шли в школу.

Ленинградские школьники не только учились, они помогали взрослым тушить зажигательные бомбы, делали оружие на заводах и помогали больным и старым людям приносить воду из Невы. Слайд 24

На Васильевском острове жила большая семья Савичевых: пятеро детей, их мама, бабушка и два дяди – братья их рано умершего отца. Самой младшей была 11-летняя Таня – весёлая, жизнерадостная девочка, общая любимица. Когда пришла война, Савичевы решили никуда не уезжать из родного города. Они даже не могли себе представить, какие тяжёлые испытания ждут их впереди. О страшной судьбе семьи Савичевых мы узнали из дневника Тани. Посмотрите и послушайте страшные записи, потрясшие миллионы сердец.

Стихотворение «День памяти блокадного Ленинграда» (подготовительная   группа) 

Мне повезло, я позже родилась,
Не надо мной в осколки небо рвалось,
Когда земля под взрывами тряслась,
Не я в бомбоубежище кидалась.

Не мне ночами снился теплый хлеб,
Сводя с ума до судорог голодных,
И не за мной тянулся санок след
До ямы той, где хоронили мертвых.

Писала на листочках свой дневник
Не я ручонкой, скованной страданьем,
Где сохранился этот детский крик —
«Все умерли. Одна осталась Таня».

Так почему же, в сытости, в тепле
Меня тревожит эта боль чужая
Отдавших жизнь за то, чтоб на Земле
Под этим небом я была — живая?

Какую жертву надо принести,

Какую цену заплатить — не знаю,
Чтоб девочку голодную спасти,
Хоть коркой хлеба удержать у края?!\

Отсчитывает время метроном,
Он будит мир минутами молчанья...
— Не допусти беды в свой светлый дом,
Не допусти! — я слышу голос Тани...

Слайд 25.  В блокадном Ленинграде выступал детский танцевальный ансамбль. Бойцы смотрели на танцующих, истощенных детей и плакали, пораженные их мужеством. Каждый день юные танцоры выступали перед солдатами. Иногда дети выступали совсем рядом от передовой, где шли бои, а чтобы не привлекать внимание врага лишним шумом, танцевали без музыки. Ребята, представьте, что это вы сейчас без музыки танцуете перед солдатами, а на полу лежит не ковер, а сухая солома.

Позже, ребят из танцевального ансамбля за их труд и мужество, как взрослых, наградили медалями "За оборону Ленинграда". Слайд 26

Ведущая: Наша страна всегда помнила о блокадном Ленинграде и помогала ему, как могла. По единственной дороге по Ладожскому озеру в город везли хлеб, а обратно из города вывозили (эвакуировали) детей, стариков, раненых. Уже через 3 дня после начала блокады по Ладоге пошел первый транспорт.

На Слайде 27 грузовик, конный обоз и баржа.

Ребята, определите, в каком порядке шел этот транспорт через Ладогу. Правильно, сначала, пока вода не покрылась льдом, шли баржи. Потом, по тонкому льду поехали конные обозы. Потом, по более толстому льду, поехали грузовики.

Эту дорогу через Ладогу стали называть «дорогой жизни», потому что она спасла тысячи ленинградцев  Слайд 28

Игра «По тонкому льду»

Ведущая: Слайд 29

И вот пришел день освобождения. Так же как сегодня, 27 января, только 81 год назад, наши солдаты прогнали фашистов с Ленинградской земли. Слайд 30

В этот день в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом над Невой прозвучал праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.

Ребенок читает стих (подготовительная группа)

За залпом залп.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут,

А ленинградцы

Тихо плачут.

Их радость велика,

Но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют в тот день

Пол – Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе –

Салют!

Сегодня ленинградцы

Плачут…

С тех пор прошло много лет. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных памятниках. Самые известные из них – памятник героическим защитникам Ленинграда, Разорванное кольцо – памятник прорыву блокады Ленинграда, памятник Матери – Родине на Пискаревском кладбище, где захоронено очень много ленинградцев, цветок жизни – памятник детям, погибшим во время блокады.

Ребенок читает стих (подготовительная группа)

В войну солдаты город защищали,

Чтоб жить в родной Отчизне мы могли,

За нас с тобою жизнь они отдали,

Чтоб в мире больше не было войны.

Кружился снег, а город наш бомбили,

Была тогда жестокая война.

Защитники фашистов победили,

Чтоб мирной стала каждая зима.

За мужество и героизм Ленинрад получил звание «Города - героя». Мы всегда будем помнить подвиг наших прадедушек и прабабушек, подаривших нам жизнь и спасших Ленинград.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Сценарий досуга "Непокоренный Ленинград"

Сценарий досуга к Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады для детей старшей группы детского сада....

Конспект тематического мероприятия для подготовительной к школе группы «Непокоренный Ленинград»

Цель: познакомить детей с трудной жизнью блокадного Ленинграда.Задачи: закрепить знания детей о Великой Отечественной войне. Познакомить детей со страшными днями пережитыми в годы войны. Пробудить в д...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения "Непокоренный Ленинград"

Формирование  у детей представлений о героической жизни жителей нашего города в суровые блокадные дни Ленинграда....

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Непокоренный Ленинград"

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Непокоренный Ленинград", посвященный Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Подготовительная группа....

Сценарий мероприятия «Непокоренный Ленинград»

Тема  Великой Отечественной войны будет всегда актуальна, чтобы воспитывать в будущих россиянах глубокое уважение и гордость за наших отцов, дедов, матерей, отдавших свою жизнь ради нашей мирной ...