«Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"
презентация

Колесова Елена Васильевна

ПЛАН

САМООБРАЗОВАНИЯ

 

  • Воспитывать доброжелательные отношения к товарищам. Систематизировать и обобщать правила культуры общения со сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Воздвиженский детский сад «Звездочка»

ПЛАН

САМООБРАЗОВАНИЯ

                             Колесова Елена Васильевна

 (Ф.И.О. педагога)

воспитатель разновозрастной группы

(должность)

ТЕМА:

«Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"

2021-2022гг.

Актуальность темы.

Педагоги призваны сеять в детские души только разумное, доброе, вечное. Заронить в благодатную почву семена внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи, справедливости, из которых позже взойдут ростки истинного понимания дружбы. Когда человек осознает, как осознал это Аристотель, что «дружба– самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага» - вот та благородная цель, ради которой стоит работать, отдавать детям силы и знания.

Воспитатель организует и направляет всю жизнь и деятельность группы, потому он должен обращать внимание на проявление дружелюбия, что помогает формированию  дружного коллектива в целом.

Дети  дошкольного возраста, посещая дошкольное учреждение, с большим желанием объединяются в различных видах деятельности: играх, труде, в процессе совместных дел на прогулке и т.д. Между некоторыми детьми проявляются особенные, дружеские отношения, отличающиеся тем, что дети предпочитают конкретных сверстников, желают играть, общаться с ними более, чем с другими. Эти самостоятельно возникающие детские объединения являются очень ценными, так как свидетельствуют об определенном социальном росте дошкольников, их нравственном развитии, стремлении самоутвердиться. Однако самоутверждение отдельных детей не должно противопоставляться другим детским объединениям или группе в целом, так как общественный характер жизни воспитанников предъявляет необходимость существования дружеских, доброжелательных взаимоотношений среди всех детей, так или иначе участвующих в различных видах деятельности не только в дружеских группировках, но и все вместе. В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. В психолого-педагогической литературе понятие «дружба» определяется в качестве: ¾устойчивого чувства (Ж.-Ж. Руссо, В. Сухомлинский, Е.И. Кульчицкая, А.А. Аржанова и др.); ¾содержательных взаимосвязей между детьми (С.А. Козлова); ¾избирательной эмоциональной привязанности (И.С. Кон). Особый интерес в русле нашего исследования заслуживает работа Т.А. Марковой, посвященная воспитанию дружеских взаимоотношений старших дошкольников. Мы не можем не согласиться с автором в том, что дружеские взаимоотношения могут выступать определенной формой общения, имеющей нравственную направленность. Кроме того, можно утверждать и то, что появление избирательных отношений между детьми не может быть обусловлено лишь наличием детского коллектива, однако, все же интенсивнее они развиваются в силу общественного характера воспитания в детском саду. Рассматривая дружеские взаимоотношения как эмоциональную и интеллектуально-моральную сторону, а также выражение дружеских отношений в действиях, поступках, в поведении, автор, вместе с тем, не затрагивает самого понятия «дружба». Очевидно, все составляющие «дружбы» можно считать по-своему правомерными в зависимости от аспекта ее изучения, но в целом мы предполагаем, что «дружба» - это не только чувства и содержательные взаимосвязи на основе эмоциональной привязанности, но и феномен нравственной категории, отражающей специфику проявления некоторых нравственных особенностей, таких как сочувствие и сопереживание. Помимо этого, важной характеристикой, отражающей сущность дружбы, является взаимопомощь, способная выступать как независимая, самостоятельная нравственная категория, а также в структуре дружбы, подчеркивая тем самым неразделимость рассматриваемых понятий.

Цель:

  • Воспитывать доброжелательные отношения к товарищам. Систематизировать и обобщать правила культуры общения со сверстниками.

Задачи:

  • Воспитывать дружеские отношения между детьми;
  • Обогащать словарь детей «вежливыми» словами;
  • Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты;
  • Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.


План работы на 2021-2022 год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Иванова Н. Воспитание добрых чувств // Дошкольное воспитание. 2009. - №2. – С. 54-59.

2. Миронова Н. Учимся у книг // Дошкольное воспитание. 2008. - №3. – С. 41-46.

3. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 80 с.

4.Горшкова Е. Учите детей общаться / Е.Горшкова// Дошкольное воспитание. - 2011. - №12. - С. 91-93.

5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 2013. -240с.

6. Кобелева Г.Р.  Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе: автореф. дис. . канд. психол. наук. Самара, 2014. - 24с.

7. Лялина Н.А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками: дисс. ...канд.пед.наук.- Санкт-Петербург, 2010. - 214с.

Работа с детьми

Октябрь

Этические беседы о вежливости: «Чего не знал воробышек», «Вежливая просьба»,  «Фея учит вежливости».

Чтение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Кто наказал его».

Просмотр м/ф «Котёнок по имени Гав».

Ноябрь

Чтение стихотворения А. Кузнецова «Подружки». 

Просмотр м/ф «Последний лепесток».

Определение детьми положительных и отрицательных качеств друга.  

Игровая  ситуация  «Какими качествами должен обладать твой друг?».

Декабрь

Этические беседы о дружбе: «Вместе тесно, а врозь скучно», «Глупые ссорятся, а умные договариваются», «Каждая ссора красна примирением», «Урок дружбы», «Не будь жадным».

Чтение сказки А. Нееловой «Тысячесвет».

Просмотр м/ф «Мешок яблок».

Январь

Этические беседы о взаимопомощи:  «Зайчик, который всем помогал», «Умей увидеть тех, кому нужна помощь».

Чтение сказки М.Пляцковского  «Урок дружбы».

Просмотр м/ф  «Просто так».

Февраль

Чтение сказки Е. Бехлерова «Капустный лист». 

Просмотр м/ф «Умка».

Сочинение своих сказок, рассказов о дружбе, рисование иллюстраций к ним.

Март

Этические беседы о доброжелательности: « Добрые дела», «Он сам наказал себя», «Хорошие товарищи».

Чтение  рассказа 3. Ежиковой «Крот и его друзья».

Просмотр м/ф  «Кот Леопольд».

Апрель

Этические беседы на тему «Правда — неправда»:  «Доброе дело - правду говорить смело», «Спасибо за правду»,  «Правда всегда узнается».

Чтение стихотворения  С. Михалкова «Хорошие товарищи». Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».

Просмотр м/ф «Голубой щенок».

Май

Чтение рассказа С. Баруздина «За обедом».

Чтение рассказа Л. Толстого «Кто разбил?», «Косточка».

Конкурс: «Правила дружбы знай и строго их соблюдай».

 Игра «Как живешь?», «Я начну, а вы продолжите».

Исполнение песни «Настоящий друг».

Рисование на шариках лица друга.

Конкурсно – игровая программа «Дружба начинается с улыбки».

Работа с семьёй

Октябрь

Консультации для родителей  «Детская дружба».

Декабрь

Тест родителей на тему «Хороший ли друг ваш ребенок».

Апрель

Оформление папки-передвижки «Умеет ли ваш ребенок дружить?».

Самореализация

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете (с презентацией).

Выступление на педсовете

Список литературы

1. Азбука нравственного воспитания. /Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. -М. 1979.

2. Анисимова И. М. Хорошие манеры для детей. СПБ., 1996.

3. Богомолова М. И. Концепция развития и воспитания ребенка в истории педагогических учений. - Казань, 2001.

4. Богомолова М. И. Цель воспитания как педагогическая категория в истории зарубежной и отечественной педагогики. Наб. Челны, 1995.

5. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). Екатеринбург, 1997.

6. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. - М., 1985.

7. Васильева - Гангнус Л. П. Азбука вежливости. - 3-е изд. - М.: Педагогика, 1989.

8. Ватутина Н. Я. Ребенок поступает в детский сад. - М., 1983.

9. Волина В. Как стать хорошим. СПБ., 2001.

10. Воспитание дошколыников в семье. Вопросы теории и методики /Под ред. Т. А. Марковой. - М., 1976.

11. Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психо - гимнастики. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. - М.:Тном", 2001.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Воздвиженский детский сад «Звездочка» «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе » Воспитатель: Колесова Елена Васильева

Слайд 2

«Дружба это -..» Дружба - близкие отношения , основанные на взаимном доверии , привязанности, общности интересов. Толковый словарь Ожегова Что же такое дружба? Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо. Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет, А если и споткнется вдруг, То встать ему поможет друг! Всегда в беде надежный друг Ему протянет руку.

Слайд 3

Проблема Недостаточность знаний и навыков у детей дошкольного возраста в сфере коммуникативных отношений.

Слайд 4

Актуальность Дружба-личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы является взаимность, доверие и терпение. На сегодняшний день проблема жестокости и равнодушия в детской среде становятся все более очевидной. Наблюдаются определенные нарушения в общении детей – уход от контакта со сверстниками , конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, демонстративность , жалобы педагогу . Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию. К сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представление о должном поведении, а прежде всего нравственные чувства.

Слайд 5

Ц елью работы : • Воспитывать доброжелательные отношения к товарищам. Систематизировать и обобщать правила культуры общения со сверстниками. Задачи: • Воспитывать дружеские отношения между детьми; • Обогащать словарь детей «вежливыми» словами; • Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты; • Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

Слайд 6

Основными условиями воспитания дружеских отношений у дошкольников • Создание эмоционально-положительного климата в группе; •Моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к окружающим.;

Слайд 7

Правила Дружбы! • Помогать друг другу; •Не ссориться; •Быть честным ; •Не забывай здороваться со всеми своими друзьями ; •Уступать; •Просить прощенья, если обидел; •Если твой друг попросил у тебя что-либо – никогда не жадничай, дай ему! Всегда делись с друзьями тем, что у тебя есть.; •Быть внимательным; •Не злиться; •Всегда помогай своему товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его этому;

Слайд 8

Детская совместная деятельность как средство нравственного воспитания: •Чтение художественной литературы ( • В.В. Маяковского « Что такое хорошо , что такое плохо» Е. Серовой « Нехорошая История», А.В. Осеевой « Добрые слова»., «Волшебное слово» ., М. Пляцковский . « Урок дружбы»; и др ) •Рассматривание картинок, иллюстраций; •Показ видеофильмов ; •Беседы; •Игровые упражнения, занятия; •Ситуативные игры – игры драматизации, инсценировки; •Заучивания стихов. Пословиц. Мирилки ; • Пальчиковые игры ;

Слайд 9

Большую роль на формирование отношения детей друг с другом оказывает игра.

Слайд 10

Нам вместе интереснее!

Слайд 11

Ролевые игры- лучший способ преодоления негативных ролевых стереотипов. С/ р игра «Семья» С/ р игра «Школа» С/ р «Зоопарк» С/ р игра «Салон красоты»

Слайд 12

Художественная Литература • В.В. Маяковского « Что такое хорошо , что такое плохо»; • Е. Серовой « Нехорошая История»; • А.В. Осеевой « Добрые слова»., «Волшебное слово» ., « Кто наказал его», • М. Пляцковский . « Урок дружбы»; • З. Ежиковой « Крот и его друзья»; • В. Драгунского «Тайное становится явным»; • Л. Толстова « Кто разбил?» ., и другие …. Познавательные мультфильмы • Котенок по имени Гав; • Последний лепесток; • Умка; • Кот Леопольд; • Голубой Щенок.; • Фунтик и его рузья ; • и другие…..

Слайд 13

Мирилки Давайте все мирится Хватит нам уже сердиться, Поскорей давай мириться: - Ты мой друг! - И я твой друг! Мы обиды все забудем И дружить, как прежде будем! Пословицы о дружбе. • Вместе тесно, а врозь скучно; • Один за всех , и все за одного; • Птица сильна крыльями , а человек дружбой • Крепкую дружбу , и водой не разольешь; • Без друга на сердце вьюга; • Дружбу помни , а зло забывай; • Верному другу цены нет ; • Друзья познаются в беде; • Нет друга - ищи , а найдешь - береги ; • Не имей сто рублей , а имей сто друзей; • Старый друг лучше новых двух.;

Слайд 14

Давай дружить Чем ругаться и дразниться Лучше нам с тобой мириться! Очень скучно в ссоре жить, Потому – давай дружить!

Слайд 15

Тематические беседы . Беседа «Что такое дружба? Беседа «Дарите людям доброту» Обсуждение героев сказок и их поступк и Беседы с рассматриванием картин»

Слайд 16

Содержание беседы: • Можно предложить детям назвать известные им правила поведения, а так же объяснить , как они понимают смысл этих правил.; • Можно предложить вспомнить конкретные случаи проявления взаимоотношений в группе и дать оценку поведения детей; • Можно прочитать неоконченный рассказ, в котором изображаются различные ситуации, - напоминающие реальные события , происходящие в группе; • Предложить закончить рассказ по своему усмотрению . А затем мотивировать поступки героев; ; • Можно прочесть рассказ , где описываются разные проблемные ситуации. в которые попал герой – дети должны поставить себя на место участника описаны событий , аргументировать его действия и поступки;

Слайд 17

Игровые упражнения и задания . Дерево добрых дел Злой и добрый герой сказки Отгадай моё настроение

Слайд 18

Акция «Подари улыбку другу» .

Слайд 19

Поручения

Слайд 20

Праздники

Слайд 21

Традиции группы: Дарить друг другу подарки , изготовленные своими руками; Поздравлять с Днем рождения друг друга; Поощрять за добрые дела; Помогать друг другу ,если это необходимо

Слайд 22

Вывод : У детей стал проявляться интерес к художественной литературе, пополнился словарный запас. Ребята с интересом слушают сказки, рассказы, переданные в лицах, интонационно выразительно. У детей сформировалось понятие о правильном общении друг с другом , стараемся налаживать добрые отношения в детском коллективе; аккуратно обращаться с книгой, с интересом рассматривают иллюстрации в книгах. Дети познакомились с замечательными поучительными рассказами, которые учат детей быть чуткими, добрыми, отзывчивыми, давать оценку своим и чужим поступкам, соблюдать правила общения в детском коллективе . Работа над данной темой дала мне и детям много положительных эмоций, мы увидели положительные результаты совместной деятельности с детьми .

Слайд 23

Работа с родителями Консультации для родителей Индивидуальные беседы Использование информационных стендов, буклетов, папок передвижек

Слайд 24

Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности . Сократ Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию воспитателя старшей группы на тему: «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"

План по самообразованию воспитателя старшей группына тему: «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"...

План по самообразованию воспитателя старшей группы на тему: «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"

Педагоги призваны сеять в детские души только разумное, доброе, вечное. Заронить в благодатную почву семена внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи, справедливости, из которы...

План по самообразованию воспитателя на тему :«Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе" старшая группа.

Цель:Создать доброжелательную, комфортную обстановку в коллективе детей, научить их бережно относится к своим товарищам, проявлять доброту и внимание, научить общаться друг с другом;Формировать у дете...

Отчет по самообразованию на тему:" Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"

Актуальность темы. В наше время изучение человеческих дружеских взаимоотношений является для педагогики ключевой проблемой. Слово «общение» говорит о мощности совместного дела, и тема...

План по Самообразованию «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"

План по Самообразованию «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"...

план самообразования тема «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе»

quot;План самообразования Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"...