план по самообразованию "Чувства ритма"
методическая разработка (старшая группа)
чувство ритма неотъемлемая часть развития детей
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №125
Образовательная область
«Художественно –эстетическое развитие»
Направление «Музыка»
Тема и индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя
Вологдиной Оксаны Владимировны
На 2025-2026 учебный год
«Развитие чувства ритма на музыкальных занятиях в ДОУ»
Самообразование «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ»
Содержание:
1. Введение
2. План по самообразованию на 2025– 2026 год.
3. Литература
4. Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой
практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая
Своеобразие ритма, однако, заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств.
Огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Все мы знаем, что игра на ДМИ в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребенку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит слушать партнера, учит музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партнером, т. е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства.
Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога.
Ансамблевая игра не только дает взрослому возможность диктовать
правильный темп, но и формирует у дошкольника верное темпоощущение.Требует, прежде всего, синхронности исполнения, метроритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую, слышать друг друга.
Игра на шумовых и, особенно, ударных, инструментах способствует
развитию чувства ритма у детей.
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают
для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети более четко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.
Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают
превратить занятие в увлекательную музыкально – эстетическую игру.
Актуальность своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста
Цель:-повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
-содействие развитию чувству ритма у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:-изучить теоретический материал по развитию у детей чувства ритма,как одного из самых эффективных методов развития музыкальности.
-использовать в работе теоретический и практический материал по развитию у детей чувства ритма ,учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.
- выявить критерии и показатели уровня сформированности чувства ритма у детей;
- разработать систему занятий музыки с применением детских музыкальных инструментов, направленную на развитие чувства ритма.
- использовать в работе теоретический и практический материал по обучению детей дошкольного возраста чувству ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.
Образовательные:
- развивать чувство ритма;
- тренировать внутренний слух;
- способствовать развитию познавательного интереса;
- учить выделять сильную долю такта;
Объектом исследования является процесс развития чувства ритма у детей дошкольного возраста;
Предметом исследования - педагогические условия развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе обучения на музыкальных инструментах.
– эффективность процесса развития чувства ритма у детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах может быть обеспечена при условии:
- если будет разработана система работы с детьми, включающая в себя III блока:
I блок – ознакомительный (ритмические упражнения; тематические уроки музыки);
II блок – основной (обучающие уроки игре на ДМИ);
III блок – итоговый (игра в детском оркестре).
Ожидаемый результат:
Чувство ритма, чувство музыкального ритма является первоосновой музыкально-исполнительской грамотности. Развитие чувства ритма для современной музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу. Развитие чувства ритма в процессе игры на ДМИ сближает возможности всех учащихся и превращает группу на определенном этапе в единый музыкальный коллектив. Создавая благоприятные возможности для анализа элементов музыкального языка, игра на музыкальных инструментах становится важным и необходимым условием для развития у детей полноценного восприятия музыки.
План по самообразованию на 2025– 2026 год по теме
«Развитие чувства ритма у детей
дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»
Сентябрь
2025 год Накопление и систематизация музыкального репертуара и литературы. Разработка системы обучения детей на ДМИ. Изучение теоретического материала по данной теме. Систематическое использование на индивидуальных занятиях.
Октябрь
.консультация для родителей «Значение и задачи приобщения детей к игре на ДМИ»
Приложение 1 Развиваем чувство ритма детей при восприятии музыки, игре на музыкальных инструментах. Раздача консультаций родителям, беседа.Создание музыкально- дидактических игр ..
Ноябрь
Консультация для воспитателей: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»
Приложение 2 Развиваем у детей чувство ритма : игра на ДМИ, как один из видов музыкальной деятельности детей. Изготовление карточек-стихов для развития чувства ритма.
Декабрь
Тематическое занятие «Ударные шумовые музыкальные инструменты» Проводится изучение всех видов ударных шумовых музыкальных инструментов. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду. Таких как: барабан, маракас, трещетка, колокольчик, треугольник, бубен, ложки. Систематическое использование на музыкальных занятиях.
Январь
2026 год Консультация для родителей «Использование нетрадиционных музыкальных инструментов на утренниках и развлечениях» (по методике К. Орфа)-приложение3
Примеры и показ изготовления инструментов, применение ИКТ. Раздача консультаций.
Дети демонстрируют свои знания, повторение материала. Панорамный показ(видео)
Февраль
Совместная работа детей и родителей по развитию чувства ритма в процессе игры на ДМИ. Добиваться от детей эмоционального исполнения. Показ на утренниках, концертах
. Март-Апрель
2026 год «Ударные мелодические музыкальные инструменты». Проводится изучение всех видов ударных мелодических инструментов. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду.
Таких как: металлофон, ксилофон, свистульки. Систематическое использование на музыкальных занятиях.
Май
Открытое музыкальное занятие в старшей группе»ЮНГА» «В стране детских музыкальных инструментов»
Июнь-Август
Изучение новой литературы по данной теме, приобретение новых музыкальных инструментов и репертуара. Знакомство с разными методиками преподавания игры на ДМИ..
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. М. Александровская «Каждый ребенок – музыкант». 13/2001 г. «Дошкольное образование».
2. Т. Э. Тютюнникова «Педагогика сотрудничества». 5/2000г. «Дошкольное воспитание».
3. Т. Э. Тютюнникова «Движение и музыка». 4/1999г. «Дошкольное воспитание».
4. Т. М. Орлова, С. И. Бекина «Учите детей петь». 1988г. «Просвещение».
5. В. Даль «Толковый словарь русского языка». 2002г. Москва.
6. Н. А. Ветлугина «Музыка в детском саду». Издательство «Музыка», Москва, 1980г.
7. Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду».
8. Издательство «Просвещение», Москва, 1982г.
9. Журналы «Музыкальный руководитель» за 2004г., 2005г., 2006г., 2007г., 2008г., 2009г.
10. Новикова Г. П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Метод. рекомендации. – М., АРКТИ, 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
1 Консультация для родителей
«Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ»
2 Консультация для воспитателей:
«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»
3 Консультация для родителей
«Использование нетрадиционных музыкальных инструментов на утренниках и развлечениях» (по методике К. Орфа)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию "Развитие чувства ритма у детей"
Проект "развитие чувства ритма у детей". ДЛя детей старшего возраста....

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»
Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»...

План работы по самообразованию "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах"
Данный план самообразования был написан мной (с помощью интернет-ресурсов) на 2016-2017 г....

План по самообразованию на 2015-2017 учебный год "Развитие чувства ритма у детей при игре на детских музыкальных инструментах".
Формирование чувства ритма -- важнейшая задача педагога. Вместе с тем, занятия в оркестре детских музыкальных инструментов способствуют развитию умственных способностей; психофизических процессов: мыш...

План-конспект занятия по ритмике «Ритм и русский народный танец»
План-конспект занятия по ритмике для дополнительного образования в ДОУ или начальной школе....
План по самообразованию на 2020-2021 учебный год. Тема: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности».
Цель:· Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.· С...
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема: «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста».
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема: «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста». Цель:·...
