план по самообразованию "Чувства ритма"
методическая разработка (старшая группа)

Вологдина Оксана Владимировна

чувство ритма неотъемлемая часть развития детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_chuvstvo_ritma.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №125


Образовательная область

«Художественно –эстетическое развитие»

Направление «Музыка»

Тема и индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя

Вологдиной Оксаны Владимировны

На 2025-2026 учебный год

«Развитие чувства ритма на музыкальных занятиях в ДОУ»

Самообразование «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ»

Содержание:

1. Введение

2. План по самообразованию на 2025– 2026 год.

3. Литература

4. Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой

практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая

Своеобразие ритма, однако, заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств.

 Огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Все мы знаем, что игра на ДМИ в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребенку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит слушать партнера, учит музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партнером, т. е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства.

Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога.

Ансамблевая игра не только дает взрослому возможность диктовать

правильный темп, но и формирует у дошкольника верное темпоощущение.Требует, прежде всего, синхронности исполнения, метроритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую, слышать друг друга.

Игра на шумовых и, особенно, ударных, инструментах способствует

развитию чувства ритма у детей.

Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают

для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети более четко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.

Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают

превратить занятие в увлекательную музыкально – эстетическую игру.

Актуальность своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста

Цель:-повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

-содействие развитию чувству ритма у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи:-изучить теоретический материал по развитию у  детей чувства ритма,как одного из самых эффективных методов развития музыкальности.

-использовать в работе теоретический и практический материал по развитию у детей чувства ритма ,учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.

 - выявить критерии и показатели уровня сформированности чувства ритма у детей;

- разработать систему занятий музыки с применением детских музыкальных инструментов, направленную на развитие чувства ритма.

- использовать в работе теоретический и практический материал по обучению детей дошкольного возраста чувству ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.

Образовательные:

развивать чувство ритма;

- тренировать внутренний слух;

- способствовать развитию познавательного интереса;

- учить выделять сильную долю такта;

Объектом исследования является процесс развития чувства ритма у детей дошкольного возраста;

Предметом исследования - педагогические условия развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе обучения на музыкальных инструментах.

– эффективность процесса развития чувства ритма у детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах может быть обеспечена при условии:

- если будет разработана система работы с детьми, включающая в себя III блока:

I блок – ознакомительный (ритмические упражнения; тематические уроки музыки);

II блок – основной (обучающие уроки игре на ДМИ);

III блок – итоговый (игра в детском оркестре).

Ожидаемый результат:

Чувство ритмачувство музыкального ритма является первоосновой музыкально-исполнительской грамотности. Развитие чувства ритма для современной музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу. Развитие чувства ритма в процессе игры на ДМИ сближает возможности всех учащихся и превращает группу на определенном этапе в единый музыкальный коллектив. Создавая благоприятные возможности для анализа элементов музыкального языка, игра на музыкальных инструментах становится важным и необходимым условием для развития у детей полноценного восприятия музыки.

План по самообразованию на 2025– 2026 год по теме

«Развитие чувства ритма у детей

дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»

Сентябрь

2025 год Накопление и систематизация музыкального репертуара и литературы. Разработка системы обучения детей на ДМИ. Изучение теоретического материала по данной теме. Систематическое использование на индивидуальных занятиях.

Октябрь

.консультация для родителей «Значение и задачи  приобщения детей к игре на ДМИ»

Приложение 1 Развиваем чувство ритма детей при восприятии музыки, игре на музыкальных инструментах. Раздача консультаций родителям, беседа.Создание музыкально- дидактических игр ..

 Ноябрь

Консультация для воспитателей: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»

Приложение 2 Развиваем у детей чувство ритма : игра на ДМИ, как один из видов музыкальной деятельности детей. Изготовление карточек-стихов для развития чувства ритма.

Декабрь

Тематическое занятие «Ударные шумовые музыкальные инструменты» Проводится изучение всех видов ударных шумовых музыкальных инструментов. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду. Таких как: барабан, маракас, трещетка, колокольчик, треугольник, бубен, ложки. Систематическое использование на музыкальных занятиях.

Январь

2026 год Консультация для родителей «Использование нетрадиционных музыкальных инструментов на утренниках и развлечениях» (по методике К. Орфа)-приложение3

Примеры и показ изготовления инструментов, применение ИКТ. Раздача консультаций.

Дети демонстрируют свои знания, повторение материала. Панорамный показ(видео)

Февраль

 Совместная работа детей и родителей по развитию чувства ритма в процессе игры на ДМИ. Добиваться от детей эмоционального исполнения. Показ на утренниках, концертах

. Март-Апрель

2026 год «Ударные мелодические музыкальные инструменты». Проводится изучение всех видов ударных мелодических инструментов. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду.

Таких как: металлофон, ксилофон, свистульки. Систематическое использование на музыкальных занятиях.

 Май

 Открытое музыкальное занятие в старшей группе»ЮНГА» «В стране детских музыкальных инструментов»

Июнь-Август 

Изучение новой литературы по данной теме, приобретение новых музыкальных инструментов и репертуара. Знакомство с разными методиками преподавания игры на ДМИ..

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. М. Александровская «Каждый ребенок – музыкант». 13/2001 г. «Дошкольное образование».

2. Т. Э. Тютюнникова «Педагогика сотрудничества». 5/2000г. «Дошкольное воспитание».

3. Т. Э. Тютюнникова «Движение и музыка». 4/1999г. «Дошкольное воспитание».

4. Т. М. Орлова, С. И. Бекина «Учите детей петь». 1988г. «Просвещение».

5. В. Даль «Толковый словарь русского языка». 2002г. Москва.

6. Н. А. Ветлугина «Музыка в детском саду». Издательство «Музыка», Москва, 1980г.

7. Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду».

8. Издательство «Просвещение», Москва, 1982г.

9. Журналы «Музыкальный руководитель» за 2004г., 2005г., 2006г., 2007г., 2008г., 2009г.

10. Новикова Г. П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Метод. рекомендации. – М., АРКТИ, 2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

1 Консультация для родителей

«Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ»

2 Консультация для воспитателей:

«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»

3 Консультация для родителей

«Использование нетрадиционных музыкальных инструментов на утренниках и развлечениях» (по методике К. Орфа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию "Развитие чувства ритма у детей"

Проект "развитие чувства ритма у детей". ДЛя детей старшего возраста....

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя  «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»...

План работы по самообразованию "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах"

Данный план самообразования был написан мной (с помощью интернет-ресурсов) на 2016-2017 г....

План по самообразованию на 2015-2017 учебный год "Развитие чувства ритма у детей при игре на детских музыкальных инструментах".

Формирование чувства ритма -- важнейшая задача педагога. Вместе с тем, занятия в оркестре детских музыкальных инструментов способствуют развитию умственных способностей; психофизических процессов: мыш...

План-конспект занятия по ритмике «Ритм и русский народный танец»

План-конспект занятия по ритмике для дополнительного образования в ДОУ или начальной школе....

План по самообразованию на 2020-2021 учебный год. Тема: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности».

Цель:·        Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.·        С...

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема: «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста».

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема:  «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма  у детей дошкольного возраста». Цель:·...