Эмоциональный интеллект – как средство формирования функциональной грамотности детей.
методическая разработка
Добрый день, уважаемые коллеги.
В условиях реализации Федеральной образовательной программы в дошкольном образовании сделан акцент на создание у детей эмоционально благополучного развития и адаптации к современному миру.
Наш мир стремительно меняется, для того чтобы жить в нём гармонично и счастливо основной задачей современного воспитателя является формирование функциональной грамотности ребенка.
Существуют такие понятия, как формальная грамотность и функциональная грамотность.
Если формальная грамотность – это жесткие навыки и умения. Например, на лепке умение скатать шарик из пластилина.
То функциональная грамотность – это способность ребенка свободно использовать эти навыки в различных сферах деятельности.
Таким образом функциональная грамотность – это гибкие навыки, их еще называют soft skills.
Гибкие навыки это компетенции ребенка, которые он использует во всей своей жизнедеятельности, это залог будущей успешности ребенка.
Эмоциональный интеллект это важная составляющая, которая лежит в основе гибких навыков, в основе функциональной грамотности. Умение ребенка оценивать ситуацию и находить решение.
Зачем же нам развивать Э.И. и что это нам дает?
Потому что, эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление. Хорошее настроение улучшает запоминание и наоборот быстро забывается, то что эмоционально нейтрально.
Эмоционально грамотный человек активно и доброжелательно взаимодействует с окружающими, старается понять почему человек, ребенок так себя ведет, так поступает.
В каком бы возрасте взрослые не начали заниматься развитием эмоционального интеллекта у ребенка, алгоритм его формирования будет един – важно
-сформировать понимание эмоций ( Что я чувствую?)
- проживание эмоций своих и других людей
- умение выражать эмоции экологично
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональный интеллект – Воспитатель высшей квалификационной категории – Шатаева Ольга Васильевна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад поселка Октябрьский Рыбинский МР Цель : показать необходимость и актуальность работы по развитию эмоционального интеллекта у детей в дошкольном возрасте. Задачи: -поделиться с коллегами знаниями основ, базовых понятий эмоционального интеллекта; -познакомить педагогов с некоторыми приемами и методами развития эмоционального интеллекта у детей; -вызвать интерес к изучению данной темы Добрый день, уважаемые коллеги. В условиях реализации Федеральной образовательной программы в дошкольном образовании сделан акцент на создание у детей эмоционально благополучного развития и адаптации к современному миру. Наш мир стремительно меняется, для того чтобы жить в нём гармонично и счастливо основной задачей современного воспитателя является формирование функциональной грамотности ребенка. Существуют такие понятия, как формальная грамотность и функциональная грамотность. Если формальная грамотность – это жесткие навыки и умения. Например, на лепке умение скатать шарик из пластилина. То функциональная грамотность – это способность ребенка свободно использовать эти навыки в различных сферах деятельности. Таким образом функциональная грамотность – это гибкие навыки, их еще называют soft skills. Гибкие навыки это компетенции ребенка, которые он использует во всей своей жизнедеятельности, это залог будущей успешности ребенка.
Эмоциональный интеллект это важная составляющая, которая лежит в основе гибких навыков, в основе функциональной грамотности. Умение ребенка оценивать ситуацию и находить решение. Зачем же нам развивать Э.И. и что это нам дает? Потому что, эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление. Хорошее настроение улучшает запоминание и наоборот быстро забывается, то что эмоционально нейтрально. Эмоционально грамотный человек активно и доброжелательно взаимодействует с окружающими, старается понять почему человек, ребенок так себя ведет, так поступает. В каком бы возрасте взрослые не начали заниматься развитием эмоционального интеллекта у ребенка, алгоритм его формирования будет един – важно -сформировать понимание эмоций ( Что я чувствую?) - проживание эмоций своих и других людей - умение выражать эмоции экологично Рассказывайте ребенку о чувствах и эмоциях, проговаривайте их вслух, наглядно показывайте эмоциональные проявления при помощи различных игр и бесед. Учите распознавать проживаемые чувства и эмоции, предлагая сравнение: Побуждайте ребенка самостоятельно выражать свои чувства и эмоции. Интересуйтесь, что чувствует ребенок в различных жизненных ситуациях.
Уважаемые коллеги, но прорабатывая эмоции ребенка надо с раннего возраста знакомить и объяснять, что он чувствует, озвучивая, называя эмоцию озвучиваем эмоции « Я понимаю, что ты чувствуешь сейчас грусть Все испытывают злость, грусть, так бывает, и взрослые испытывают такие чувства и это нормально. Например, малыш закричал, бросил машинку. Вот то что ты сейчас испытал – это злость, я тебя понимаю . А так же не скрывать свои эмоции: « Мне очень приятно сегодня встретится с вами.» А так же уважаемые коллеги рекомендую Вам вместе с детьми посмотреть мультфильм «Головоломка». В голове главной героини этого мультфильма живут персонажи, это и есть базовые эмоции. Существует очень много методов знакомства детей с эмоциями - это и драматизация, художественное творчество, картинки без лица, и использование пиктограмм.
А я вам предлагаю выступить в роли прокуроров и адвокатов эмоций. Рассмотрим две наиболее сложные эмоции. Подумайте. Запишите что нам дает злость и отвращение. Какие плюсы и минусы. Мы с вами подошли к выводу, эмоции не бывают плохими или хорошими. И ни в коем случае нельзя отрицать эмоцию, пренебрегать ощущениями ребенка. Упражнение «Закончи предложение». – Когда ученик в школе получает пятерку, он чувствует… – Когда маленький зайчик видит большого волка, он чувствует… – Когда у девочки ломается красивая кукла, она чувствует… – Когда маленькая рыбка видит кровожадного крокодила, она чувствует… – Когда на улице тепло, ярко светит солнце и поют птицы, люди чувствуют… – Когда мальчик поранит себе палец, он чувствует…, а его мама чувствует… – Когда ребята отбирают у малыша игрушку, он чувствует… – Когда мама ругает ребенка, он чувствует…, а мама чувствует… Вы обратили внимание, что все вы правы, каждая прожитая, осознанная эмоция дает нам определенный опыт. Обратите внимание на экран Роберта Плутчика, который в цвете и форме лепестков систематизировал и показал многообразие эмоций. Сейчас я предлагаю вам отгадать загадки. Предлагаю вам поработать в парах. У вас на столе лежит текст загадки. Прочитайте про себя, отгадку не озвучивайте, а ответна загадку соберите пиктограмму – лицо. Поменяйтесь вашими отгадками, а ваши оппоненты должны догадаться, что было загадано. Поменялись, а теперь зачитайте текст загадки. 1--- 2--- Ее трясет, глаза горят. Сама пряма как гвоздь! Кидается на всех подряд. Что это. Это … (злость). Она против горя и грусти Любя, не почем ей гадость. Развеселит, осушит слезы, Улыбки дарит – это … (радость) А теперь Послушайте и все вместе отгадайте загадки. Обида, ярость, раздраженье. А рык стоит, ну словно лев И никакого нет сомненья, Напал на человека … (гнев). Пришла, вцепилась в сердце, И стало все грустного вида, Но только улыбкой согрели, Растаяла злая… (обида). Плохой советчик говорят. Трясется все в руках, И не поможет, не спасет дрожащий этот …. (страх). Самый важный педагогический метод формирования Эмоционального интеллекта, это ЭМПАТИЯ - умение сопереживать, примерять эмоции другого на себя. Уважаемые коллеги перед вами два рисунка детей. Представим, что один ребенок говорит Мой рисунок лучше, чем у тебя. Начинает разгораться конфликт. Очень важно в этот момент предложить ребенку, задуматься, а что почувствовал « Леша , когда ты ему сказал что твой рисунок лучше.» Обиду. Представь что он так же тебе сказал, что почувствуешь ты? Уважаемые коллеги оцените сравните рисунки и найдите, что вам больше нравится друг у друга. И начните фразу : У вас на рисунке мне нравится…. А теперь попробуйте высказать. Что не нравится «На вашем рисунке не нравится …. Вы чувствуйте, как потихоньку просыпается обида. А вы обижались на кого – нибудь? Вам удалось справится с этой обидой? Может она до сих пор сдерживает вас? Я предлагаю вам вспомнить эту обиду и почувствовать, что Обида – как прочная веревка, которая связывает нас. Не дает нам двигаться, дышать, жить весело и радостно. Давайте разрежем эту веревку. Возьмем волшебные ножнички- пальчики и чик – чик – разрежем веревки вокруг тела. Теперь мы можем дышать свободно. Вдох – выдох! Стряхнули остатки веревки со своего тела. Улыбнулись. Обиды больше нет! Стало легко и радостно! В данном случае после разговора с воспитателем ребенок задумается над своими ощущениями. И это очень важно ,таким образом сопереживая ситуацию – мы формируем у детей понимание последующей ответственности за свои слова, поступки. Ребенок задумался, потому что ему помогли почувствовать, объяснили. А не запретили « Так говорить нельзя». Одной из главных задач развития Эмоционального интеллекта - является задача научить детей выражать свои эмоции экологично. ( Чтобы они не вредили окружающим). И здесь я хочу обратить ваше внимание на такое понятие как градиент эмоций, то есть умение усиливать или снижать эмоцию или умение контейнирования эмоций. Человек, который не умеет осознавать и контролировать свои эмоции, зачастую имеет проблемы в общении. Не успешен в жизни. Необходимо учить детей умению работать со своими эмоциями: усиливать или снижать , то есть должен быть контейнер куда складывать эмоции. например существует такой прием контейнирования «Кричащий шар, кулек»- прокричи эмоцию в шар, волшебный мешочек, «подушка настроения» А так же существует такой прием с детьми « Сколько пальцев?» например, ребенок пришел в детский сад агрессивен. Можно спросить на сколько пальцев ты рассержен? Ой сколько много, похоже ты сейчас можешь взорваться. – отвлечь ребенка. Ребенок не может самостоятельно оценить силу своих эмоций, а с помощью пальцев он может оценить насколько он рассержен. А я вам коллеги предлагаю усилить наши положительные эмоции. Подумайте какие ощущения вы испытываете в процессе нашей встречи и с каким цветом ассоциируются ваши эмоции, раскрасьте воздушный шарик в соответствии с вашим настроением, может у кого то меняется настроение? Спасибо. 3 Человек чувствует себя счастливым , успешным только когда понимает и распознает все свои чувства, умеет ими управлять и проживать их. Не бывает эмоций плохих или хороших – каждая из них важна для адекватной оценки происходящего, эффективной коммуникации, мотивации, высокого качества жизни. Эмоциональная зрелость позволяет « дышать полной грудью». И я вам предлагаю задуматься, осознать какие чувства, эмоции вы испытали от данного мастер – класса. У вас 2 листа: на первом я предлагаю вам написать ощущения, главную мысль идеи для себя. А на втором листе я буду бдагодарно если в оставите отзыв, пусть это будет рисунок, смайлик, пожелание или замечание. Спасибо большое за внимание, мне было приятно общение с вами. С дополнительными материалами, дидактическими играми которые я использую в своей работе вы можете подойти, познакомится в свободное время, они представлены на столе. Спасибо за внимание, мне было приятно с вами общаться. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно - ролевая игра, как средство формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Одна из задач современного образования - формирование функциональной грамотности людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования ...

Формирование функциональной грамотности детей ОВЗ.
Представленные задания по физическому воспитанию способствуют закреплению у детей знаний, полученных на тематических занятиях по физическому воспитанию. Основная их цель – формирование у детей у...

«Сюжетно – ролевая игра как средство формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.»
Моя педагогическая находка...

«Сюжетно – ролевая игра как средство формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.»
quot; Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание...
Презентация на тему "Дидактическая игра как средство формирования функциональной грамотности детей дошкольного возраста"
Презентация...

Проект ЛРОС «Развитие эмоционального интеллекта как средство формирования личностного потенциала дошкольников»
Итоговая работа в рамках повышения квалификации по курсу «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений»...
Игра как средство формирование функциональной грамотности старших дошкольников
Консультация для педагогов на тему "Игра как средство формирование функциональной грамотности старших дошкольников"...
