Рекомендации родителям по ПДД
консультация (подготовительная группа)

Доронина Лилия Васильевна

Правила дорожного движения необходимо соблюдать взрослым, подавая пример детям. Особенно важно обратить внимание на безопасную обстановку на дороге в ночное время суток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации водителям при управлении транспортным средством

  1. Острота ночного зрения напрямую зависит от снабжения мозга кислородом, поэтому при длительном управлении транспортным средством в темное время суток водителю необходимо делать: глубокие вдохи и полные выдохи по 10–12 раз в минуту в течение 4–5 минут. Это дает возможность увидеть контуры человеческого силуэта за 50–60 м. В то же время надо помнить, что длительное выполнение упражнения ведет к переизбытку кислорода и головокружению; жевательные движения заметно повышают остроту зрения, а кислый привкус во рту способствует обострению зрительной восприимчивости, так как на рефлекторном уровне существует прямая связь между зрительными и вкусовыми рецепторами; массаж глаз (способствует притоку крови к глазным яблокам). Для этого необходимо постучать подушечками пальцев по закрытым векам, потом размять подушечки пальцев, так как на них содержатся рецепторы, связанные со зрительным анализатором. Такой массаж позволит увеличить восприимчивость глаз. 2. Повысить остроту зрения в темное время суток можно путем простого тонизирующего приема: необходимо обтереть лицо, лоб шею, виски и затылок холодной водой.
  2. 3. Чтобы рассмотреть в темное время суток силуэт или предмет (препятствие), необходимо направить взгляд немного в сторону. При этом предмет будет казаться более освещенным. 4. Избегайте ярких вспышек, они опасны для ночного видения (например, направленный яркий свет фар встречного автомобиля). Яркий свет «забивает» светочувствительную сетчатку глаза, и мышцы хрусталика не успевают среагировать, что резко снижает остроту зрения. Обзорность дороги – это возможность участников движения видеть и наблюдать целостную картину (возникновение и изменение ситуаций) с места своего расположения (водитель из транспортного средства, пешеход – с края тротуара или проезжей части дороги и т.п.), а также в целом окружающую ДТС. Определяется она наличием или отсутствием на дороге различных предметов, препятствий и т.п., попадающих в поле зрения участника дорожного движения и тем самым закрывающих собой необходимый для безопасного движения сектор обзора дороги (ограниченный или отсутствующий обзор). Часто водитель из-за какого-либо препятствия (деревья, неубранный снег, здания и др.) не видит пространства в непосредственной близости от автомобиля или в отдалении от него. Это же в полной мере относится и к пешеходам, и в первую очередь к детям-пешеходам, которые попадают в ситуацию «обзор закрыт» (дорожные ловушки). В таких случаях говорят об ограниченной или отсутствующей обзорности дороги. Кроме того, ограничение поступления или искажение информации из окружающей среды связано с особенностями функционирования зрения. Так, во время движения автомобиля велика значимость периферийного зрения, благодаря которому водитель контролирует ситуацию вокруг, направляет взгляд в нужное место, выбирает лучший маневр или путь, преодолевает препятствия, не расслабляет глаза (рис. 20). Но оно не позволяет охватить все пространство вокруг водителя. Зоны, которые водитель не в состоянии контролировать ни через зеркала, ни боковым периферическим зрением, называются «мертвыми» (обозначены красным цветом)
  3. Водителю при начале движения от места остановки, при перестроении и прочих маневрах необходимо постоянно помнить о том, что в «мертвых» зонах может находиться другой участник дорожного движения (пешеход, мотоциклист и др.), а пешеходу – быть бдительным и стараться избегать таких зон. Попадание в «мертвую» зону влечет за собой риск возникновения ДТП. Практика показывает, что, кроме факторов внешней ДТС, большое влияние на безопасность дорожного движения оказывают внутренние факторы. К ним относится состояние самого человека: психические процессы (внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение) и степень их активности в данной момент времени; психические состояния человека (общее самочувствие, настроение в данный промежуток времени, внимательность, уверенность в своих действиях, тревожность, активность и др.); психические свойства личности, характеризующиеся темпераментом, характером и способностями, совокупностью таких качеств, как интересы, склонности, потребности, мотивы поведения, идеалы. Кроме того, уровень подготовленности УДД, их социальный статус, опыт вождения, возраст, физиологическое состояние (усталость, сонливость и др.) также способны повлиять на безопасность дорожного движения.
  4. Как указывают специалисты, основной причиной ДТП в 90 % случаев является субъективный фактор, то есть ограничение надежности физиологических и психологических функций человека, ошибки водителей и пешеходов, которые возникают в результате неверной оценки реальной обстановки движения (превышение скорости, неправильная оценка остановочного пути или времени перехода пешеходом проезжей части дороги и т.п.). Например, пешеход в момент ожидания сдержанно ведет себя в течение 20–25 секунд, затем у него появляется волнение, внутренний дискомфорт и т.д. Смена сигналов светофора происходит через 30 секунд и более. В случае, если пешеход или водитель контролируют свое поведение, обладают выдержкой и развитым правосознанием, они будут вести себя безопасно, а если над степенью опасности преобладают их чувства и эмоции (тревога, несдержанность и др.), которые усиливаются качествами личности (неадекватной самооценкой, эгоизмом, агрессивностью, неуважительностью по отношению к другим УДД), то в их поведении проявляется пренебрежение опасностью, поспешность, переоценка своих возможностей. Пешеход преждевременно выходит на проезжую часть дороги, водитель – начинает движение транспортного средства, что резко повышает уровень риска возникновения ДТП. Часто водители не замечают влияния неблагоприятных психофизиологических факторов на качество управления транспортным средством. Это может быть связано с незнанием особенностей своего организма, например, у одних усталость наступает раньше, у других быстрее происходит переключение внимания, у третьих процесс мышления более медленный, что влияет на принятие решения в экстремальной дорожной ситуации и т.д. Сенсомоторное поведение всегда должно находиться в состоянии готовности, чтобы водитель мог немедленно отреагировать на изменение окружающей обстановки или на возникновение неожиданных ситуаций на дороге. Приблизительно 80–90 % информации об окружающей обстановке воспринимается визуально. Зрительное восприятие двумя глазами называется бинокулярным зрением. Оно позволяет УДД воспринимать объемность предмета, определять дистанцию до него, взаимное расположение в пространстве ряда предметов и т.п. Угол четкого зрения обоих глаз у водителя в горизонтальной плоскости составляет 120°, но с ростом скорости он уменьшается. При скорости около 30 км/ч угол четкого зрения составляет уже 100°, а при скорости 100 км/ч поле зрения ограничено углом всего в 40° . Поэтому водителю следует учитывать установленные скоростные ограничения для собственной безопасности и безопасности других УДД.

В целях повышения безопасности дорожного движения в темное время суток водитель не должен фиксировать взгляд на каком-либо предмете, хотя необходимо выделять наиболее важный объект (например, появление пешехода на обочине). При движении транспортного средства по правой полосе взгляд водителя должен быть направлен на обочину, при движении по левой полосе – на осевую линию и левую обочину. Не рекомендуется смотреть на фары встречного автомобиля. Пространство, в котором большую часть времени концентрируется внимание водителя на разных объектах, называется полем концентрации внимания. Взгляд водителя останавливается дольше всего у границ поля, т.к. именно там возможно появление новых объектов, например, пешеходов и других ТС. С увеличением скорости автомобиля размеры поля концентрации внимания уменьшаются. Чем больше скорость,

тем меньше времени у водителя для того, чтобы отвести взгляд в сторону от дороги без риска допустить ошибку в управлении.

В результате небольшие объекты на сравнительно большом расстоянии могут остаться незамеченными, а по мере приближения автомобиля оказаться вне поля зрения водителя. Четкое видение объектов на дороге, определение их параметров, направления и скорости движения существенно снижается в темное время суток. Несмотря на то что объем движения в этот период в 5–10 раз ниже, чем в светлое время, доля ДТП составляет 40–60 % от их общего числа, а опасность некоторых видов ДТП возрастает в 3–4 раза. Так, в России за 2015 и 2016 год наезды на пешеходов в темное время суток составили 44 и 42 % соответственно22 . Основной предпосылкой повышения опасности движения в темное время суток является резкое снижение эффективности зрительного восприятия дороги (окружающей обстановки) и водителями, и пешеходами, обусловленное физиологическими особенностями зрения человека. В темноте или при резком изменении освещенности (например, ослепление водителя или пешехода светом фар встречного автомобиля) органы зрения некоторое время приспосабливаются к новым условиям (происходит адаптация23 глаз), пешеход значительно хуже воспринимает дорожно-транспортную среду, а водитель с меньшей точностью оценивает скорость своего автомобиля. Если учесть, что человек до 90 % информации, на основе переработки которой происходит оценка обстановки, получает при помощи зрения, то становится очевидными, что в темный период суток у водителя снижается надежность управления транспортным средством, а у пешехода безошибочность его поведения и действий. Именно поэтому пешеход, передвигающийся в темное время суток, обязан использовать СВЭ, чтобы обеспечить свою видимость. В противном случае он подвергает свою жизнь и жизнь других участников дорожного движения опасности в связи с возможностью возникновения ДТП. Рассмотрим некоторые другие особенности восприятия дорожно-транспортной среды. Слуховые ощущения и восприятие как средства получения информации являются вторыми по значению после зрительного. Слуховые ощущения обладают рядом свойств, особенно важным среди которых выступает пространственная локализация. Благодаря данному свойству водитель и пешеход могут довольно точно определить источник звука в пространстве и характер его перемещения. Водитель слышит работу механизмов автомобиля, звуки радио, пешеход – сигналы водителя и других участников движения, звук тормозов и др. По интенсивности и частоте некоторых шумов можно судить о скорости движения автомобиля, неисправности агрегатов и вносить своевременные изменения в его управление. Постоянно действующий шум отрицательно влияет на органы слуха: удлиняется скрытый период двигательной реакции, ослабевает сумеречное и ночное зрение, наступает преждевременное утомление, нарушаются координация движений и функции вестибулярного аппарата. Кроме того, движение автомобиля всегда связано с изменением скорости и направления. Прямолинейное ускорение возникает при разгоне и торможении, радиальное, или центростремительное, – при изменении направления движения, например, в повороте. В результате длительного периодического воздействия ускорений (подъемы и спуски, движение по кривым малых радиусов) у водителя возможно появление симптомов так называемой «морской болезни»: плохое самочувствие, головокружение, тошнота. В совокупности указанные особенности протекания психической деятельности водителя могут способствовать тому, что пешеход, передвигающийся в темное время суток без СВЭ, не будет замечен им вовремя и может быть подвергнут риску наезда на него. Дополнительную опасность для пешехода представляет ограничение слухового восприятия во время движения в темное время суток (например, прослушивание музыки). Под влиянием музыки снижается зрительное восприятие , кроме того, она не позволяет услышать звуки приближающегося автомобиля, его сигналы, что увеличивает риск принятия неправильного (не соответствующего условиям ДТС) решения. Одна из задач участников дорожного движения (водителя и пешехода) – выделение полезной информации в среде движения и отвлечение от бесполезной. Справиться с этой задачей помогает внимание. Оно организует и направляет сознание водителя и пешехода на значимые объекты при одновременном отвлечении от всего остального. Важными свойствами внимания являются: устойчивость, концентрация, объем, распределение и переключение. Благодаря устойчивости внимания водитель способен длительное время сохранять интенсивность психического напряжения в процессе управления транспортным средством. С устойчивостью внимания тесно связана его концентрация. У водителя концентрация внимания допустима в течение незначительных промежутков времени, например, при проезде пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и пр. В темное время суток, особенно при длительном управлении транспортным средством, внимание быстрее ослабевает, поэтому водителю необходимо быть особенно осторожным. Для пешехода устойчивость и концентрация внимания также имеют важное значение, ему необходимо сконцентрировать свое внимание на наиболее важных с точки зрения его безопасности элементах: дорожных знаках, сигналах светофора, дорожных условиях, движущихся транспортных средствах, поведении и состоянии других участников дорожного движения. При оптимальной плотности и разнообразии объектов внимание водителей активизируется, при малой же плотности и однообразии (монотонность дороги) – притупляется (сенсорный голод), что ведет к заторможенному состоянию высшей нервной деятельности (релаксации). Однако каждый водитель подвержен этому индивидуально27 . Для профилактики притупления внимания поможет не очень громкая музыка, проветривание (вентиляция) салона автомобиля, периодические остановки и др. В то же время чрезмерная плотность событий, привлекающих внимание водителей (перегрузка поступающей информации), количество которых превышает пропускную способность анализаторов человека, приводит к своеобразному «отказу» (недоучету важности данного раздражителя), т.е. к неправильной оценке сложившейся ситуации. Переключение и распределение внимания в сочетании с правильной последовательностью действий и активностью наблюдения является основой осмотрительности и предосторожности пешехода и водителя. В темное время суток УДД надо быть более внимательным в связи с особенностями функционирования органов зрения. Для передвижения в этот период необходим достаточный объем внимания, своевременное его распределение и быстрое переключение, которые обеспечивают наблюдение за непрерывно меняющейся улично-дорожной обстановкой. Но качественные характеристики внимания не являются показателями постоянными, поэтому невнимательность как со стороны пешехода, так и со стороны водителя – наиболее часто встречающаяся причина ДТП. В процессе управления транспортным средством возможны колебания и отвлечение внимания. Все факторы, отвлекающие внимание водителя, можно разделить на «внутренние» (происходят в салоне автомобиля) и «внешние» (происходят снаружи). «Внешними» отвлекающими факторами являются: погодные условия, темное время суток, характерные особенности местности, рекламные щиты, установленные на дороге, реклама, демонстрируемая на видеомониторах, чтение дорожных знаков, различных указателей, поиск (по вывеске или номеру) магазина, дома, ДТП, произошедшие на дороге, и др.

К «внутренним» факторам относят:

Разговоры с пассажирами. Доказано, что при интересном разговоре, независимо от пола и возраста собеседника, человек за рулем позже включает сигналы поворота, реже смотрит в зеркала заднего вида и медленнее реагирует на дорожную ситуацию . Беседа за рулем отвлекает внимание водителя, поэтому разговоры в процессе движения необходимо свести к минимуму. Разговоры по мобильному телефону и приходящие sms-сообщения .Телефон отвлекает внимание водителя от дороги и не позволяет в случае необходимости использовать две руки для быстрого реагирования .

Прослушивание музыки в процессе езды .

Во время управления автомобилем для безопасности движения необходимо слышать звуки в среде движения, громкая и слишком быстрая музыка в салоне не позволяет этого делать и негативно влияет на безопасность.

Курение, прием пищи и распитие различных напитков в процессе управления автомобилем, использование карты-схемы и др.. Для выполнения перечисленных действий водителю периодически приходится убирать одну из рук с рулевого колеса, при этом риск возникновения ДТП увеличивается в несколько раз. Кроме указанных, к этой группе факторов можно отнести: пристегивание ремня безопасности, регулировка зеркала во время движения автомобиля, настройка навигационной системы, наличие приклеенных на лобовом стекле или привязанных к салонному зеркалу сувениров или игрушек, раскачивающихся во время движения автомобиля, летающие насекомые, попавшие в салон автомобиля , и др. Все указанные факторы усиливают свое влияние в условиях недостаточной видимости и обзорности при передвижении в темное время суток. Обеспечение безопасности движения во время управления транспортным средством возможно вследствие сложной психической деятельности. Умение точно и быстро оценивать дорожную ситуацию, способность принимать правильное решение в процессе управления являются результатом мыслительного процесса. Мышление способствует выполнению конкретных действий в процессе решения задач в дорожной обстановке: нажатие на педаль тормоза, поворот рулевого колеса и пр. Скорость протекания мыслительных процессов у водителя должна быть достаточно высокой. Принятие решения в оперативной обстановке происходит быстро, любое промедление способствует возникновению ДТП. Широта мышления позволяет одновременно учитывать различные факторы дорожной обстановки и соответственно оценивать имеющиеся возможности.

Особенно важно мышление в ситуации выбора между различными действиями, например, для водителя – затормозить или совершить другой маневр, для пешехода – перебежать дорогу или найти безопасный переход. Благодаря мышлению участники дорожного движения могут предвидеть (спрогнозировать) дальнейшую дорожную ситуацию. Прогнозирование представляет собой сравнение абстрактных предположений в голове водителя или пешехода в данный момент с данными о таких же ситуациях, которые хранятся в памяти. Поскольку память обладает ассоциативными свойствами, водитель имеет определенное представление об изменении взаимного положения управляемого автомобиля и других объектов дорожного движения. То же происходит и у пешехода. Таким образом, умение прогнозировать зависит от индивидуальных ассоциативных свойств памяти человека и его способности вообразить изменение временных и пространственных характеристик ситуации на дороге. В целом мышление зависит и от уровня знаний, и от общего состояния человека. При утомлении мыслительные процессы замедляются, а под воздействием алкоголя могут искажаться, что оказывает существенное влияние на безопасность дорожного движения. Говоря о надежности управления транспортным средством, о безопасном поведении на дороге, необходимо отметить, что и для водителей, и для пешеходов характерны различные эмоции, связанные либо с процессом управления автомобилем, либо с поведением других участников дорожного движения, в том числе пешеходов. Эмоциональное состояние водителя постоянно находится под влиянием возникающих источников возбуждения психики: сложных ситуаций, подъездов к оживленным перекресткам и др. Возникновению отрицательных эмоций способствует неудовлетворительное состояние дороги, высокая ответственность за пассажиров, частое принятие ответственных решений, болезненное состояние, утомление и др. Поведение водителя, вызванное страхом или гневом, может являться причиной ошибок, ДТП.

Эмоции, активизирующие поведение и деятельность водителя, называются стеническими, понижающие – астеническими. Особенно ярко их различие проявляется в опасных, критических ситуациях. Опасность может вызвать угнетенное чувство астенического характера – страх. Острая форма страха у водителя и пешехода проявляется в том, что они становятся суетливыми, теряют хладнокровие, снижается инициатива, появляется скованность. Самая сильная и наиболее острая форма страха, весьма редко встречающаяся, выражается в полной потере способности к действию и сопротивлению. Между указанными формами страха имеются переходные состояния, при которых в разной степени оказывается нарушенной способность к правильной оценке обстановки и адекватным действиям. Положительные эмоции возникают при высоком мастерстве водителя, которое позволяет ему относительно легко управлять автомобилем даже на больших скоростях и испытывать при этом чувство удовлетворения и гордости. Способность не поддаваться растерянности и страху на дороге, а также хладнокровно, быстро и решительно действовать в любой дорожной ситуации определяется эмоциональной устойчивостью34 и является одним из существенных качеств как для водителя, так и для пешехода. Эмоциональная устойчивость тесно связана с волей и такими личностными качествами, как дисциплинированность, самообладание, решительность и настойчивость. Дисциплинированность водителя выражается в строгом соблюдении правил дорожного движения, технических норм и правил эксплуатации автомобиля, а также в уважении других водителей и пешеходов, в культуре поведения на дороге. Недисциплинированность водителя проявляется в сознательном нарушении известных правил и ограничений, например, управление автомобилем в болезненном состоянии или после употребления алкоголя, выезд на технически неисправном автомобиле, проезд на красный сигнал светофора, превышение допустимой скорости и т.д. Иногда водитель может нарушить существующие правила и допустить ошибки вследствие недостаточной подготовленности или или из-за ограниченных психофизиологических возможностей, например таких, как замедление психомоторных реакций, понижение слуха, нарушение функций ночного или цветного зрения и т.д. При экстренном торможении водитель не учитывает, что у него замедленные реакции, тормозить начинает поздно, и в результате происходит столкновение или наезд на пешехода. Выполнение сложного маневра или езду на высокой скорости при отсутствии необходимых навыков и опыта можно также отнести к неумышленной недисциплинированности. Самообладание водителя выражается в его способности не поддаваться страху в опасных, критических ситуациях. Владеющий собой водитель сможет не только мобилизовать свои силы и возможности в неожиданной дорожной обстановке, проявляя при этом энергию и активность, но и сдержать неадекватные действия и поступки, когда это необходимо. Самообладание является основой смелости. Русский педагог К.Ю. Ушинский справедливо отметил, что не тот мужествен, кто идет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху. Эти чувства являются основой мужественного поведения водителей, рискующих жизнью в критических дорожных ситуациях, чтобы предотвратить угрозу для пешеходов и пассажиров. Решительность является важнейшим условием деятельности водителя в аварийной ситуации, особенно при дефиците времени. Случаи, когда для принятия решения достаточно времени, но у водителя появляются колебания и решение либо не принимается, либо необоснованно изменяется, говорят о нерешительности. В других случаях, когда нужно быстро решать и действовать, а человек не может выбрать между имеющимися возможностями, наступает состояние, которое называется растерянностью. В таком состоянии водитель или пешеход ничего не делает или начинает, но не заканчивает разные, иногда противоположные по целям действия. Состояние растерянности у пешеходов возникает, например, в ситуации неожиданно появившегося транспортного средства, у неопытного водителя, сомневающегося в своих возможностях выполнить тот или иной маневр, у нерешительных водителей. Проявление указанных качеств тесно связано со свойствами нервных процессов, определяющих тип высшей нервной деятельности, то есть темперамент. Различают четыре основных темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Водители и пешеходы с разными темпераментами по-разному ведут себя в дорожно-транспортной среде. Сангвиник хорошо проявляет себя в условиях оживленного дорожного движения, но недостаточно устойчив к монотонным раздражителям, поэтому при однообразном движении на длинных прямых участках дороги в условиях однотипного ландшафта велика вероятность засыпания, как следствие, повышается риск возникновения ДТП. Пешеходы с преобладанием черт сангвинического темперамента надежнее в ситуациях, когда требуется принять решение быстро, но менее надежны в ситуациях кажущегося длительного ожидания, например, при смене сигналов светофора на пешеходном переходе. Холерик обладает сильными, быстрыми реакциями, эмоционально легко возбудим, склонен к бурным, неадекватным эмоциональным вспышкам, исключительно активен, но недостаточно сдержан и дисциплинирован на дороге. Среди лиц, превышающих скорость, большую часть составляют холерики. Стиль вождения холерика характеризуется быстрым стартом и резким торможением, что может провоцировать возникновение такого типа ДТП, как наезд на пешехода. Особенно опасен такой стиль управления в темное время суток, усиливает опасность пешеход, передвигающийся без СВЭ. В свою очередь, пешеходы с таким типом темперамента также могут быть источником повышенного внимания для водителей, так как для них свойственны «неожиданный выход на проезжую часть», несдержанность в поведении и др. Только постоянный контроль и самоконтроль позволят холерику стать дисциплинированным водителем и пешеходом. Флегматик долго и обстоятельно обдумывает предстоящие действия, принятые решения выполняет точно, с трудом переключается на другой вид деятельности. Уравновешенность и спокойствие флегматика, высокая выносливость к монотонным раздражителям делают его весьма надежным водителем в условиях длительного управления транспортным средством.

Но в связи с низкой пластичностью и медлительностью психической деятельности принятие решений у флегматика всегда затянуто, что затрудняет его действия в критических дорожных ситуациях, протекающих в условиях дефицита времени. Это касается и водителей, и пешеходов. Поэтому пешеходы-флегматики, использующие СВЭ в темное время суток, обеспечивают не только свою безопасность, но и безопасность водителей, так как дают им возможность заранее принять соответствующее дорожным условиям решение. Меланхолик отличается слабыми нервными процессами, любые его движения медлительны, однообразны, сдержанны. Водитель или пешеход с таким темпераментом отличается нерешительностью, пассивностью, вялостью. В сложных дорожных обстоятельствах у меланхолика возникают колебания, растерянность, страх. Водитель делает много лишних торможений, «шарахается от каждого столба», пешеход совершает суетливые действия, что создает рискованные ситуации на дороге и может быть причиной ошибок и ДТП. Понижению надежности управления транспортным средством способствуют такие качества водителя, как импульсивность, склонность к риску, агрессивность на дороге, озлобленность, жестокость и др. Для водителей, склонных к риску, типично стремление сознательно идти на обострение во взаимодействии с другими участниками движения. Такой водитель постепенно повышает уровень риска. Со временем он начинает воспринимать опасность как нечто обычное и даже должное. Рискованный стиль вождения закономерно ведет к ДТП, возникающим чаще всего в условиях взаимодействия участников движения: при обгонах, объездах, маневрировании, на перекрестках и др. Факторами, вызвавшими проявление агрессивного поведения на дороге, могут быть заторы, неожиданный обгон, нарушение скоростного режима, создание помех движению, и др. Состояние фрустрации и желание избежать возникшей ситуации могут вызывать у водителя вспышки гнева и кратковременную потерю контроля над собой. В темное время суток все перечисленные особенности темперамента и личности участников дорожного движения опосредованно усиливаются недостаточной видимостью и обзорностью дороги, а также психофизиологическими особенностями функционирования зрения. Таким образом, необходимо знать особенности поведения друг друга как участников дорожного движения, а также отрицательные стороны своей личности, анализировать свою модель поведения на дороге, оценивать величину своих реальных резервов. Не следует забывать и о других факторах: постоянно изменяющейся дорожной ситуации, неравномерности и непредвиденности поступающей информации, чередовании различных условий движения, включая погодные, работе в условиях навязанного темпа и дефицита времени и др. В целом знание и учет психологических закономерностей, происходящих у водителей в процессе управления транспортным средством и у пешеходов в процессе восприятий дорожной ситуации, во многом позволят рассеять стереотипы относительно друг друга, сформировать ряд общих позитивных социальных установок, таких как: восприятие норм закона в сфере безопасности движения как приоритетных ориентиров социальной активности граждан (вместо их игнорирования); конструктивное взаимодействие между всеми участниками дорожного движения; формирование чувства социального доверия и солидарности (вместо явного противостояния), а также частных, таких как использование пешеходами световозвращающих элементов в темное время суток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя-дефектолога «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рекомендации специалиста по взаимодействию, пониманию и принятию ребенка родителям, имеющим детей- инвалидов...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Рекомендации родителям: "10 рекомендаций родителям детей младшего и среднего возраста"

Материал консультации для родителей по особенностям развития и воспитания ребенка....

Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»

Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...

Рекомендации родителям по воспитанию детей «Рекомендации родителям о ПДД»

Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения....