Картотека Пальчиковые игры
картотека (младшая группа)

Захарова Елена Каримжановна

Картотека Пальчиковые игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx34.74 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры оказывают значительное влияние на развитие ребенка, особенно в раннем возрасте. Вот основные положительные эффекты:

Развитие мелкой моторики                

  • Регулярные занятия укрепляют мышцы кистей и пальцев, развивают ловкость и точность движений.
  • Улучшается координация движений, формируется умение контролировать мелкие движения, необходимые для письма, рисования и самообслуживания.

Стимуляция речи

  • Во время занятий дети повторяют звуки, слоги и целые фразы, способствуя развитию артикуляции и пополнению активного словарного запаса.
  • Совместное проговаривание стихов помогает формированию правильной дикции и ритма речи.

Эмоциональное развитие

  • Игры вызывают позитивные эмоции, способствуют созданию доверительных отношений между ребенком и взрослым.
  • Способствуют снятию стресса и напряжения, повышают настроение и уверенность в себе.

Интеллектуальное развитие

  • Запоминание последовательности действий и текста развивает память и внимание.
  • Формирование ассоциативных связей между движениями и словами способствует общему интеллектуальному развитию.

Таким образом, пальчиковые игры являются важным элементом комплексного развития ребенка, помогающим гармонично развиваться физически, умственно и эмоционально.

Картотека пальчиковых игр:

«До свидания, лето!»

Лето машет на прощанье

До свиданье, до свиданье.

Вместе в море мы ныряли

Вместе фрукты собирали

Замки строили в песке.

Вместе плавали в реке.

Пили ягодный компот.

Возвращайся через год!

«Человечек»

Раз, два, три, четыре, пять,(сжимают и разжимают пальцы)

Буду с мамой рисовать.(круговые движения пальцев, сложенных в щепотку)

Вот головка, вот животик,(руками рисуют маленький и большой круг)

Ножки, ручки, глазки, ротик

И прическа из колечек(рисуют в воздухе колечки)

Получился человечек.(развести руки в стороны) 

«За грибами»

Мы идем дорожками,

Мы идем тропинками, (сжимают и разжимают кулачки)

Мы идем с лукошками,

Мы идем с корзинками. («шагают» пальчиками по столу)

Прямо за опушкой вдруг

Нашли волнушки мы (загибают по очереди пальцы)

И пенек с опенками под рябинкой тонкою.

Крепкий подберезовик вырос под березою,

Красный подосиновик вырос под осиною.

За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять, (пальцы обеих рук «здороваются»)

В лес идем мы погулять. («шагают» указательный и средний пальцы по столу)

За черникой, за малиной, (загибают пальцы, начиная с большого)

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

По теме «Овощи»:

Мы капусту рубим, (дети делают резкие движения)
Мы морковку трём (пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя)
Мы капусту солим, (имитируют посыпание солью из щепотки)
Мы капусту жмём (интенсивно сжимают и разжимают пальцы)
В кадку всё утрамбовали (потирают кулак о кулак)
Сверху грузиком прижали (ставят кулак на кулак). 

По теме «Фрукты»:

Будем мы варить компот, (левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)
Фруктов нужно много (загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Будем яблоки крошить, (имитируют движения, крошат)
Грушу будем мы рубить (имитируют движения, рубят)
Отожмем лимонный сок (имитируют движения отжимают)
Слив положим и песок (имитируют движения)
Варим, варим мы компот (выполняют действия «варят» и «мешают»)
Угостим честной народ (угощают).

"Собираем листочки"

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

"Ходит осень в нашем парке"

Ходит осень в нашем парке, (пальчиками шагаем по столу)

Дарит осень всем подарки: (показываем две ладошки сложенные вместе)

Бусы красные – рябине, (загибаем поочередно пальчики)

Фартук разовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам. (прикладываем обе ладошки к груди)

«Наша группа»: В нашей группе все друзья (ритмично стучат кулачками по столу)
Самый младший — это я (разжимают пальчики поочерёдно, начиная с мизинца)
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша. 

«Как живёшь?»

Как живёшь? — Вот так! (показать большой палец)
А идёшь? — Вот так! («шагать» пальчиками по столу)
Как даёшь? — Вот так! (протягивать открытую ладонь)
Ждёшь обед? — Вот так! (кулачок подпирает лицо)
Машешь вслед? — Вот так! (помахать рукой)
Утром спишь? — Вот так! (две ладошки вместе под щекой)
А шалишь? — Вот так! (щёки надули и руками лопнули). 

Игра «Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять —
Будем вещи мы стирать:
Платье, брюки и носочки,
юбку, кофточку, платочки.
Шарф и шапку не забудем —
их стирать мы тоже будем. (Кулачки имитируют стирку). 

 «Апельсин»

Мы делили апельсин.                            Идут по кругу, взявшись за руки.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа.                             
Останавливаются лицом в круг.
Эта долька – для стрижа.                       Загибают по одному пальцу на обеих
Эта долька – для утят
.                             руках, начиная с больших, на каждое
Эта долька – для котят.                           
название животного.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура.                             
Изображают пасть волка руками.
Он сердит на нас – Беда!!!                     Приседают. Закрывают голову руками.
Разбегайтесь, кто куда!                          Разбегаются.  

«Маша варежку надела….»
Маша варежку надела: (Сжать пальцы в кулачок)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал, (Все пальцы разжать, кроме большого)
В свой домишко не попал».
Маша варежку сняла: (Разогнуть большой палец).
«Поглядите – ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь, (Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.)
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

«Игрушки» 

У Антошки есть игрушки: (Поочерёдно сгибают пальцы, начиная с большого) 

Вот весёлая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрёшка

И с хвостом пушистым кошка.

«Я с игрушками играю»
Я с игрушками играю:(Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

«Посуда в магазине»
Мы в новом магазине посуду покупали: (Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы в стороны и соединять.)
Тарелки, блюдца, чашки (Поднимать поочередно пальцы правой руки)
На полках выбирали.
Красивую кастрюлю, молочник и солонку,
Набор ножей и вилок, (Поднимать поочередно пальцы левой руки)
Шумовку и масленку.

«Пришла зима»
Пришла зима, (трем
 ладошки друг о друга)
Принесла мороз. (
пальцами массажируем плечи, предплечья)
Пришла зима, (
трем ладошки друг о друга)
Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа)
Снег, (плавные движения ладонями)
Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)
Гололед. (
ладони шоркают по коленям разнонаправлено)
Все на улицу — вперед! (обе руки протянуть вперед)

 

«Снежок»

Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий (грозят пальчиком)

Раз – подбросим.

Два – поймаем.

Три – уроним

И …сломаем.

«Прилетайте, птички» 

Прилетайте, птички! Сала дам синичке. (сжимать и разжимать кулачки)
Приготовлю крошки, хлебушка немножко. 
Эти крошки – голубям, (
щепотью крошить крошки)
Эти крошки – воробьям.

Галки да вороны, ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»)

 

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять.                  Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять
.          «Идут» по столу указательным и средним пальчиками.
Бабу снежную лепили.                           «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили,                 
«Крошат хлебушек» всеми пальцами.
С горки мы потом катались,         
Ведут указ. пальцем правой руки по ладони левой руки.
А ещё в снегу валялись.               Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.
Все в снегу домой пришли.                  Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли.             
Движения воображаемой ложкой руки под щёку.

«Котик»

Беленький, пушистый котик

Моет язычком животик. (Ребёнок поглаживает правой ладонью левую ладонь. )

Моет ушки, моет лапки.     (Ребёнок поглаживает левой ладонью правую ладонь. )

А на лапках цап-царапки.

(Ребёнок сцепляет по очереди указательные, средние, безымянные, мизинчики и тянет руки в разные стороны по два раза.)

«Сидит белка».
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью-синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Дети при помощи левой руки разгибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца).

 

«Дикие животные».
На лужок пришли зайчата, 
(Одновременное сгибание пальцев в кулак .)
Медвежата, барсучата, 
(При перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочерёдно)
Лягушата и енот.
На зелёный, на лужок,
Приходи и ты, дружок.

 «Мебель»

Раз, два, три, четыре, пять -                       Хлопки.
Будем мебель мы считать:                      Сжимать и разжимать пальцы.

Кресло, стул, диван, табуретка.              Загибать пальцы на правой руке,
                                                                            
начиная с мизинца.
Полка, шкаф, кровать, этажерка.            Загибать пальцы на левой руке,
                                                                            начиная с мизинца.   

       

  «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре.                               Ритмично сжимают и разжимают
Много мебели в квартире.                     
кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку.              Загибают пальчики, начиная с
А в буфет поставим чашку.                    больших, на каждое название мебели.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть – чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.   
Чай с вареньем дружно пили
.              Попеременно хлопают в ладоши и
Много мебели в квартире.                    
стучат кулачками.   

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать-                        Сжимать и разжимать пальчики.

Будем транспорт называть:

Машина, вертолёт,                             Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.

Трамвай, автобус, самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали,            Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Пять видов транспорта назвали.   

«Водитель и лётчик»
(выполняется стоя)
Быть шофёром хорошо,
А лётчиком – лучше.
Я бы в лётчики пошёл,
Пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин,
Завожу пропеллер.
«В небеса, мотор, вези,
Чтобы птицы пели».
(Дети крутят воображаемый руль. Имитируют крылья самолёта,
расставив руки. Наклоняют воображаемый сосуд. Круговое движение правой рукой.
Имитируют крылья самолёта, расставив руки.)

 

«Шофёр»
Целый день шофёр трудился,(сжимают и разжимают пальцы)
Он устал, он запылился,(загибают пальцы рук по одному)
Он возил кирпич на стройку,
Дом он строить помогал.
А теперь ведет на мойку(крут воображаемый руль)
Свой огромный самосвал.

«Повар»

Повар готовил обед,

А тут отключили свет. (ребром ладони стучат по столу)

Повар леща берёт

И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье.

Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьёт поварёшкой.

Сахар сыплет в бульон. (загибают пальчики, начиная с большого)

И очень доволен он! (разводят руками)

«Барабан».

Левой, правой!                              ( Стучат по столу левой, )

Левой, правой!                              (затем правой рукой.)

На парад идет отряд                   («Ходят» пальчиками по столу вперед-назад )

На парад   идет отряд                 («Ходят»  пальчиками по столу вперед-назад )

Барабанщик очень рад:                  (ритмично стучат кулачками по столу.)

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд!

«Весна шагает». 
К нам весна шагает, (пальчики шагают по столу)
Быстрыми шагами,
И сугробы тают (
постукивание ладошками по столу)
Под ее ногами.
Черные проталины (
сделать из рук "бинокль" у глаз)
На полях видны.
Верно, очень теплые 
(пальчики опять шагают)
Ноги у весны.

 

«Снова солнце в небе улыбается».

Снова солнце в небе улыбается, (Соединять пальцы правой руки с большим.)
Снег растаял, ручейки звенят. (Соединять
 пальцы левой руки с большим.)
И подснежник первый распускается, 
(Ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга.)
С юга птицы с песнями летят. (Ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения – «птичка».) 

 

«Цветок.»
Вырос высокий цветок на поляне,
(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить).
Утром весенним раскрыл лепестки. 
(Развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питанье (
Ритмично двигать пальцами вместе - врозь).
Дружно дают под землей корешки.
(
Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).

 

«КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»

На окно скорее глянь: (показывают обе ладошки)

Здесь у нас цветёт герань. (сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония –

Мы все названья помним! (раскрывают ладошку)

Мы взрыхлим цветы, польём, (пошевеливают опущенными вниз пальцами)

Пусть подрастают день за днём! (обе ладошки соединяют «бутончиком», поднимают над головой и раскрывают «цветком»)

«Рыбка».

Рыбка плывет в водице,                             (Сложить ладони вместе и показать,)

Рыбке весело играть.                             (Как плывет рыбка).

Рыбка, рыбка, озорница,                      ( Погрозить пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.                      (Медленно сблизить ладони.)

Рыбка спинку изогнула,                       (Снова показать, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла      ( Сделать хватательное движение    двумя руками. )  

Рыбка хвостиком махнула,                  (Снова показать, как плывет рыбка).

Рыбка быстро уплыла.

«Рыбки» 

(Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.)
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, 
(На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.)

Разожмутся, (Пальчики сильно растопыриваются в стороны. _

То зароются в песке. (Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.)

«В космос полетим опять» 

Раз, два, три, четыре, пять – (По одному загибают пальчики на обеих руках)
В космос полетим опять. (Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.)
Командир в бинокль глядит, (
Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».)
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы, (
Загибают пальчики обеих рук)
Большую желтую луну.

«Машина»

У машины есть мотор,     (Дети вращают руками со сжатыми кулаками на уровне груди.)       

Есть колеса.                    (Соединяют большие и указательные    пальцы.)

В ней — шофер.            («Крутят руль».)

Только я в машину сяду (Делают ритмичные хлопки.)

Вмиг домчит, куда мне надо! (Вращают руками со сжатыми кулаками на уровне груди.)

 

«Дорожных правил очень много.»
Дорожных правил очень много. («грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать (
хлопки руками)
И всегда их выполнять
. (показывают «класс!» большим пальцем)

 

 

  «Насекомые»

Дружно пальчики считаем-            Сжимать и разжимать кулачки.

Насекомых называем:

Бабочка, кузнечик, муха,         Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это жук с зелёным брюхом.

Это кто же тут звенит? 

Ой, сюда комар летит!                  Вращать мизинцем.

Прячьтесь!                                  Спрятать руки за спину.

«Паучок.»
Паучок ходил по ветке, 
А за ним ходили детки.

(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Дождик с неба вдруг полил, 
Паучков на землю смыл.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)).
А за ним ползут все детки,(Действия аналогичны первоначальным)
Чтобы погулять на ветке.(«Паучки» ползают на голове).

«Цветы»

Наши алые цветы
Распускают лепестки, 
(Плавно разжимают кулаки.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. 
(Машут перед собой руками.)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, 
(Плавно сжимают руки в кулаки.)
Тихо засыпают, (Кладут руки под щеку)
Головой качают. (Качают головой.)

«РАДУГА»

Гляньте: радуга над нами, Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Над деревьями,                   Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Домами,                               Руки сложены над головой крышей.
И над морем, над волной,  Нарисовать волну рукой.
И немножко надо мной.   
Дотронуться до головы.


«Я рисую лето»

Я рисую лето:                                     (рисуют пальчиком по столу)

Красной краской –                            (рисуют в воздухе «солнце»)

Солнце,

На газонах розы,                               (сжимают и разжимают пальцы)

На лугах покосы,

Синей краской – небо                     (рисуют в воздухе «облака»)

И ручей певучей.         (на столе рисуют пальцем «ручей»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Пальчиковые игры"

Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они разв...

Картотека пальчиковых игра для детей раннего возраста

Картотека пальчиковых игра для детей раннего возраста...

Картотека : "пальчиковые игры" для дошкольников с нарушением функций ОДА.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук....

картотека Пальчиковые игры

Материал рекомендуется для родителей и воспитателей по развитию у детей мелкой моторики и речи....

Картотека «Пальчиковые игры для самых маленьких»

Пальчиковые игры помогут развить речь ребёнка. Познакомят малыша с прекрасными детскими стихами. Укрепят его память и пространственное мышление, активизируют мелкую моторику. Дадут малышу возможность ...

Картотека " Пальчиковые игры"

Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику....

картотека" Пальчиковые игры для детей с ОВЗ (по лексическим темам)"

папальчиковые гимнастики по лексическим тема для проведения во время занятий и дома...