Дополнительная образовательная программа "Музыкальная игралочка"
рабочая программа
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Малышевский детский сад
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРАЛОЧКА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
на 2024 – 2025 учебный год
Содержание
- Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
- Пояснительная записка
- Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты освоения программы
- Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы подведения итогов
2.4. Программно-методическое обеспечение
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение | Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Малышевский детский сад | |
2. Полное название программы | Дополнительная образовательная программа «Музыкальная игралочка» | |
3. Сведения об авторах: | ||
3.1. Ф.И.О., должность | Иноземева Ксения Андреевна – музыкальный руководитель МКДОУ Малышевский детский сад | |
4. Сведения о программе: | ||
4.1. Нормативная база | Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. N 196; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)(разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.); СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» | |
4.2. Область применения | Дополнительное образование | |
4.3. Направленность | художественная | |
4.4. Возраст учащихся по программе | 2-3 года | |
4.5. Продолжительность обучения | 1 учебный год | |
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Актуальность программы
Дополнительное музыкальное воспитание в условиях детского сада является неотъемлемым элементом в формировании полноценной личности и способствует целостному развитию дошколят, помогает сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей. Сегодня особенно актуальной становится проблема воспитания хорошего вкуса у детей. Эта программа дает ребенку возможность через музыкальные игры приобщиться к музыкальному искусству, знакомит со средствами музыкальной выразительности, воспитывает эстетическое отношение ней. В веселых и доступных для возраста музыкальных заданиях и играх каждый ребенок имеет возможность выразить себя, раскрыть свою индивидуальность, передать чувства, настроение, мысли, проявить характер.
Новизна программы
Содержание программы полностью построено на музыкальных играх и упражнениях. На музыкальных занятиях играм уделяется незначительное количество времени, а на занятиях по программе дети будут находиться в особых условиях, в которых им будет дана возможность реализовать свои творческие (соответствующие возрасту) возможности. Музыкальные игры обладают свойством вызвать активные действия ребенка.
Педагогическая целесообразность
В процессе разнообразных музыкальных игр (сюжетные, несюжетные, музыкально-дидактические, игры - потешки, игры под инструментальное сопровождение, игры с пением и т.д.), дети приобщаются к различным видам музыки в целом. Педагогическая ценность музыкальных игр заключается в том, что они открывают перед ребёнком возможность применения полученных навыков и знаний в самостоятельной деятельности, помогают ребёнку реализовать свои потребности, способности и интерес к музыкальной деятельности в целом.
Игра всегда полна неожиданности и новизны, требует от детей перевоплощения, фантазии, воображения и превращает творческую деятельность в интересный и плодотворный процесс. Музыкальные игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности и обучения.
В играх действия обычно эмоционально окрашены, здесь имеют большое значение мимика, жестикуляция, интонация. Игры развивают внимание, память, умение ориентироваться в пространстве, контролировать движения собственного тела.
Они улучшают настроение, способствуют социализации детей, позволяют преодолеть индивидуальные психологические проблемы.
Эта деятельность позволяет увлечь слишком активных дошкольников и раскрепостить чересчур застенчивых детей, повысить их контактность. Музыкальные игры способствуют адаптации в новом коллективе.
Отличительная особенность данной образовательной программы, от уже существующих в этой области, заключается в тщательном подборе музыкальных игр и упражнений, специально подготовленных фонограммах с точно выверенным темпом (умеренным) и временем звучания. Репертуар сочетает в себе как хорошо известные, так и новые музыкальные произведения.
Адресат программы
Программа «Музыкальная игралочка» предназначена для детей 2 - 3 лет.
Дети третьего года жизни непосредственны и эмоциональны, любят музыку и с большой радостью откликаются на весёлые и подвижные музыкальные произведения. Этот возраст наиболее благоприятный для развития музыкальности, эмоциональности. В раннем детстве малыши еще не могут самостоятельно петь и только подпевают взрослому, а движения носят подражательный и спонтанный характер. В данный возрастной период преобладает непроизвольность в восприятии, внимании, памяти и поведении. Чаще всего процессы возбуждения преобладают над торможением. Поэтому совместные со взрослым игровые действия, игровые предметы, музыка непродолжительного звучания позволяют поддерживать внимание детей.
Направленность программы – художественная
Срок реализации программы - один учебный год
Возраст детей – 2-3 года
Количество занятий: в неделю - 2; в год - 72 занятия
Продолжительность каждого занятия - 10 минут.
- Цель и задачи программы
Цель программы: развитие эмоциональной и двигательной сферы детей посредством музыкальных игр.
Задачи:
1. Формировать эмоциональный отклик на музыку;
2.Развивать у малыша быстроту реакции, активизировать чувства, воображение, образное мышление;
3.Развивать музыкальный слух:
• звуковысотный слух;
• чувство ритма;
• тембровый слух;
• диатонический слух.
4.Развивать координацию движений, формировать основные двигательные навыки и умения (ходьбы, бега, прыжков), элементы плясовых движений ("фонарики", топающий шаг, пружинные, маховые движения и др.);
5. Развивать выразительные жесты, умение с помощью выразительных движений (мимики и пантомимики) перевоплощаться в образы различных персонажей (Зайчики, Мишки, Птички и пр.);
6. Воспитывать навык совместного музыкального творчества и навыки самостоятельного исполнения;
7. Сформировать устойчивый интерес к музыке.
1.3. Содержание программы
Осенний период - один из самых сложных для ребенка, его родителей и педагогов, так как именно в этом возрасте (на 3-м году жизни) детей чаще всего впервые приводят в детский сад. Адаптация малышей к жизни в группе детей часто проходит очень напряженно, иногда болезненно.
Отсюда главная задача музыкально-ритмического воспитания - использование игровых двигательных упражнений как средства эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого. В этот период самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта. Вызвать у ребенка радостные эмоции, интерес к играм-забавам, музыке, увлечь и занять его. На начальном этапе основной акцент делается на овладении основными навыками движений (имитация движений животных, движения в музыкально-театральных этюдах), формированию эмоционального отклика и интереса к музыкальным играм;
В зимний период развитие детей в музыкально-ритмической деятельности происходит более интенсивно: меньше времени тратится на установление контакта. У детей появляется желание к самостоятельному исполнению, стремление к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, ярко выражена потребность в общении со сверстниками, что требует обязательного введения в учебный процесс музыкально-коммуникативных игр и упражнений.
К этому возрасту у детей появляется ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности. Дети стремятся к коллективному творчеству в игре, у них проявляется эмоциональный отклик на яркий музыкальный образ произведения.
К концу зимы движения детей становятся заметно более уверенными и координированными. В этот период дети постепенно начинают осваивать пение и движение. Формируется устойчивый интерес к музыке, навыки ориентировки в пространстве.
В третьем квартале детям предлагаются музыкально-ритмические упражнения, включающие новые, более сложные движения.
Задачи музыкально-ритмического воспитания детей по сути те же, что и в предыдущем квартале, однако нагрузка на занятиях немного увеличивается, предлагается исполнять большее количество упражнений подряд (на 1-2 композиции). Отмечается относительно высокий уровень исполнения имитационных движений; умение выделить контрастные средства выразительности в музицировании; умение выразить свои музыкальные впечатления в движении и игре.
Учебный план
Месяц | № п/п | Название занятия | Количество занятий* | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Сентябрь | 1 2 3 4 | Здравствуйте, ладошки! Веселые ручки. Ладушки- ладошки. Где же наши ручки? | 2 2 2 2 | 1 0 0 0 | 1 2 2 2 |
Октябрь | 5 6 7 8 | Мы в лесу гуляли. Веселые грибочки. Игра с орешками. Вот какие шишки. | 2 2 2 2 | 1 0 0 0 | 1 2 2 2 |
Ноябрь | 9 10 11 12 | Едет, едет паровоз. Кто по лесу идёт? Сапожки. Гулять – отдыхать. | 2 2 2 2 | 1 0 0 0 | 1 2 2 2 |
Декабрь | 13 14 15 16 | В гости к елочке пришли. Дождик разноцветный. Мы играем со снежками. Дед Мороз-розовые щечки | 2 2 2 2 | 1 0 0 0 | 1 2 2 2 |
Январь | 17 18 19 20 | Саночки. Согревалочка. Снежные пирожки. Игра в снежки. | 2 2 2 2 | 1 0 0 0 | 1 2 2 2 |
Февраль | 21 22 23 24 | Музыканты - малыши. Тише–громче в бубен бей. Ложки расписные. Бубенчики. | 2 2 2 2 | 1 0 0 0 | 1 2 2 2 |
Март | 25 26 27 28 | Солнечные лучики. Мы платочки постираем. Мы шагаем к бабушке. Скворушки. | 2 2 2 2 | 1 0 0 0 | 1 2 2 2 |
Апрель | 29 30 31 32 | В магазине игрушек. Танец с игрушками. Учим куклу танцевать. Кубики. | 2 2 2 2 | 1 0 0 0 | 1 2 2 2 |
Май | 33 34 35 36 | Автобус. Раз, два, три шагаем. Пчелки весело жужжат. В песочнице. | 2 2 2 2 | 1 0 0 0 | 1 2 2 2 |
ИТОГО | 72 | 9 | 63 | ||
* Учитывая возрастные и индивидуальные особенностей детей – данная образовательная программа предполагает дублирование занятий.
Перспективный план
Период прохождения | Виды деятельности | Задачи | |
Сентябрь, октябрь, ноябрь. | Ходьба. | Освоение детьми ходьбы и бега, как основные, контрастные виды движений. | |
Музыкально – ритмические движения. | Обучение детей ритмичному исполнению простейших танцевальных движений:
| ||
Упражнения для развития творчества. | Учить детей передавать простейшие игровые действия (язык жестов) по показу педагога. | ||
Примерный репертуар. | «Вот как мы умеем», «Ноги и ножки», «Прятки», «Кошечка и котята», «Тук-тук», «Ля-ля-ля», «Баю-баю», «Кап-кап –кап», Пляски: «Ай-да», «Чок да чок», «Маленькая полечка». | ||
Декабрь, январь, февраль. | Ходьба. | Совершенствовать ходьбу и бег. | |
Музыкально – ритмические движения. |
| ||
Упражнения для развития творчества. | Развивать выразительные образно-игровые движения. | ||
Примерный репертуар. | «Марш» Е. Тиличеевой, «Разминка» Е. Макшанцевой, «Кулачки», «Ходим-бегаем», «Повторяй за мной», «Веселая пляска», «Пляска с погремушками», «Шустрые зайки», «Санки», «Спокойная пляска», «Кто под кустиком сидит?». | ||
Март, апрель, май. | Ходьба. |
| |
Музыкально – ритмические движения. | Познакомить детей с музыкально-ритмическими упражнениями:
| ||
Упражнения для развития творчества. | Учить детей разнообразным образно-игровым упражнениям с предметами, образно-игровым выразительным движениям. | ||
Примерный репертуар. | «Марш» В. Дешевого, «Лошадка», «Научились мы ходить», «Резвые ножки», «Строим маме новый дом», «Зарядка для котят», «Пляска с куклами», «Мы платочками постираем», «Приседай», «Воробушки и кошка». | ||
1.4. Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы дети научатся:
- Ритмично ходить под музыку, бегать, не шаркая, врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; собираться в круг в играх, хороводах, двигаться по кругу, взявшись за руки, на шаге; двигаться парами; поднимать флажки, платочки, погремушки, помахивать ими.
- Хлопать в ладоши, притопывать ногами, вращать кистями рук, кружиться на шаге в одну сторону, исполнять пружинящее качание на двух ногах; помахивать одной, двумя руками, легко прыгать на двух ногах, притопывая одной ногой. Двигаться осторожным, мягким шагом.
- Выполнять образные движения: «зайчики прыгают», «птички летают», «машина едет», инсценировать в играх простые песни.
- В процессе систематических занятия детей по данной программе, дети будут проявлять интерес к музыкально-ритмическим движениям.
- Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года – 01.09.2024г.
Окончание учебного года – 31.05.2025г.
Продолжительность учебного года – 36 недель
Количество занятий: в неделю - 2
Количество занятий в месяц – 8
Количество занятий в год - 72
- Условия реализации программы
Занятия проводятся в музыкальном зале (с зеркалами), оснащенном фортепиано, музыкальным центром, CD – дисками.
Одежда детей должна быть комфортной, не стесняющей движений. Обувь должна быть с задником, легкой и удобной, подобранной по размеру ноги ребенка.
Материально-техническое обеспечение программы
Игрушки: Петрушка; зайчик; мишка; кукла; петушок; матрешка; собачка; лягушка; машинка. Музыкальные инструменты: колокольчики; бубны; барабан; дудка; деревянные ложки; погремушки.
Пособия для сюжетных танцев и игр: погремушки; осенние листья; цветные платочки; султанчики; разноцветные ленты; шапочки птичек, зайчиков; цветы; снежки.
- Формы подведения итогов
Формой подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы «Музыкальная игралочка» является:
- проведение итогового музыкального развлечения;
- открытое занятие для воспитателей
2.4. Программно-методическое обеспечение
1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» (программа по ритмической пластике для детей), С-П.2000г
2. Вихарева Г.Ф. «Играем с малышами» - Изд-во «Композитор.
С-П», 2007г.
3. Журнал «Музыкальная палитра» за 2006 – 2017 гг.
4. Журнал «Колокольчик» за 2005 – 2017 гг.
5. Зарецкая Е. «Танцы для детей» М. - Айрис – Пресс, 2003г.
6. Петрова В.А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.
7. Петрова В.А., Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003.
8. Сауко Т.Н., Буренина А.И. «Топ-хлоп, малыши»: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001.
9. Арсеневская О.Н. «Музыкальные занятия. Первая младшая группа» 10. Петрова В.А. «Малыш» М.: Центр «Гармония»1998.
11. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду/Изд. Мозайка -Синтез, М. 2008.
12. Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников. –М.:Просвещение,1982
Internet – ресурсы
1. http://muzlinnamae.blogspot.ru/
2. http://secret-terpsihor.com.ua/2012-02-26-12-13-44.html
3. http://secret-terpsihor.com.ua/2012-02-26-12-13-24.html
4. http://muzruk2011.jimdo.com/
5. http://muz-ruk-polazna.jimdo.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Игралочка» для средней группы.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа:- ориентирована на светский характер образования, на общечел...

Тематическое планирование дополнительной образовательной деятельности по физическому воспитанию «Игралочка» (для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, через организацию подвижных игр.Задачи:- обучить детей подвижным играм: старинные, игры Севера (Поморье), игры разных...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Игралочка» для старшей группы.
МатеДополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Игралочка» для ст...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С УЧЕТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ИНТЕРЕСОВ И МОТИВОВ ДЕТЕЙ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ « ИГРАЛОЧКА » В ГРУППЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «ПОДСОЛНУШЕК» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРВЛЕННОСТИ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная запискаКружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспита...

Дополнительная образовательная программа по физической культуре «Игралочка»
В детских садах основное внимание уделяется организации дидактических и сюжетно-ролевых игр, а подвижные игры включаются лишь в физкультурные занятия, либо хаотично организуются детьми на прогулке. По...

Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивного развития «ИГРАЛОЧКА»
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как ...

Дополнительная образовательная программа по физической культуре «Игралочка»
В детских садах основное внимание уделяется организации дидактических и сюжетно-ролевых игр, а подвижные игры включаются лишь в физкультурные занятия, либо хаотично организуются детьми на прогулке. По...

