Дополнительная образовательная программа "Музыкальная игралочка"
рабочая программа

Иноземцева Ксения Андреевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_igraochka.docx72.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Малышевский детский сад

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРАЛОЧКА»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

на 2024 – 2025 учебный год

                     

Содержание

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
  1. Пояснительная записка
  2. Цель и задачи программы

     1.3.    Содержание программы                                                                                                                              

1.4.    Планируемые результаты освоения программы

  1.       Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

2.1. Календарный учебный график

   2.2.   Условия реализации программы

   2.3.   Формы подведения итогов

   2.4.    Программно-методическое обеспечение

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Учреждение

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Малышевский детский сад

2. Полное название программы

Дополнительная образовательная программа «Музыкальная игралочка»

3. Сведения об авторах:

3.1. Ф.И.О., должность

 Иноземева Ксения Андреевна – музыкальный руководитель МКДОУ Малышевский детский сад

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. N 196;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)(разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);

    СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

    СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»

4.2. Область применения

Дополнительное образование

4.3. Направленность

художественная

4.4. Возраст учащихся по программе

2-3 года

4.5. Продолжительность обучения

1 учебный год

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

   Актуальность программы

Дополнительное музыкальное воспитание в условиях детского сада является неотъемлемым элементом в формировании полноценной личности и способствует целостному развитию дошколят, помогает сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей. Сегодня особенно актуальной становится проблема воспитания хорошего вкуса у детей. Эта программа дает ребенку возможность через музыкальные игры приобщиться к музыкальному искусству, знакомит со средствами музыкальной выразительности, воспитывает эстетическое отношение ней. В веселых и доступных для возраста музыкальных заданиях и играх каждый ребенок имеет возможность выразить себя, раскрыть свою индивидуальность, передать чувства, настроение, мысли, проявить характер.

Новизна программы

Содержание программы полностью построено на музыкальных играх и упражнениях. На музыкальных занятиях играм уделяется незначительное количество времени, а на занятиях по программе дети будут находиться в особых условиях, в которых им будет дана возможность реализовать свои творческие (соответствующие возрасту) возможности. Музыкальные игры обладают свойством вызвать активные действия ребенка.

Педагогическая целесообразность

В процессе разнообразных музыкальных игр (сюжетные, несюжетные, музыкально-дидактические, игры - потешки, игры под инструментальное сопровождение, игры с пением и т.д.), дети приобщаются к различным видам музыки в целом. Педагогическая ценность музыкальных игр заключается в том, что они открывают перед ребёнком возможность применения полученных навыков и знаний в самостоятельной деятельности, помогают ребёнку реализовать свои потребности, способности и интерес к музыкальной деятельности в целом.

Игра всегда полна неожиданности и новизны, требует от детей перевоплощения, фантазии, воображения и превращает творческую деятельность в интересный и плодотворный процесс. Музыкальные игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности и обучения.

В играх действия обычно эмоционально окрашены, здесь имеют большое значение мимика, жестикуляция, интонация. Игры развивают внимание, память, умение ориентироваться в пространстве, контролировать движения собственного тела.

Они улучшают настроение, способствуют социализации детей, позволяют преодолеть индивидуальные психологические проблемы.

Эта деятельность позволяет увлечь слишком активных дошкольников и раскрепостить чересчур застенчивых детей, повысить их контактность. Музыкальные игры способствуют адаптации в новом коллективе.

Отличительная особенность данной образовательной программы, от уже существующих в этой области, заключается в тщательном подборе музыкальных игр и упражнений, специально подготовленных фонограммах с точно выверенным темпом (умеренным) и временем звучания. Репертуар сочетает в себе как хорошо известные, так и новые музыкальные произведения.

Адресат программы

Программа «Музыкальная игралочка» предназначена для детей 2 - 3 лет.

Дети третьего года жизни непосредственны и эмоциональны, любят музыку и с большой радостью откликаются на весёлые и подвижные музыкальные произведения. Этот возраст наиболее благоприятный для развития музыкальности, эмоциональности. В раннем детстве малыши еще не могут самостоятельно петь и только подпевают взрослому, а движения носят подражательный и спонтанный характер. В данный возрастной период преобладает непроизвольность в восприятии, внимании, памяти и поведении. Чаще всего процессы возбуждения преобладают над торможением. Поэтому совместные со взрослым игровые действия, игровые предметы, музыка непродолжительного звучания позволяют поддерживать внимание детей.

Направленность программы – художественная

Срок реализации программы - один учебный год

Возраст детей – 2-3 года

Количество занятий: в неделю - 2; в год - 72 занятия

Продолжительность каждого занятия - 10 минут.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы: развитие эмоциональной и двигательной сферы детей посредством музыкальных игр.

Задачи:

1. Формировать эмоциональный отклик на музыку;

2.Развивать у малыша быстроту реакции, активизировать чувства, воображение, образное мышление;

3.Развивать музыкальный слух:

• звуковысотный слух;

• чувство ритма;

• тембровый слух;

• диатонический слух.

4.Развивать координацию движений, формировать основные двигательные навыки и умения (ходьбы, бега, прыжков), элементы плясовых движений ("фонарики", топающий шаг, пружинные, маховые движения и др.);

5. Развивать выразительные жесты, умение с помощью выразительных движений (мимики и пантомимики) перевоплощаться в образы различных персонажей (Зайчики, Мишки, Птички и пр.);

6. Воспитывать навык совместного музыкального творчества и навыки самостоятельного исполнения;

7. Сформировать устойчивый интерес к музыке.

1.3. Содержание программы

Осенний период - один из самых сложных для ребенка, его родителей и педагогов, так как именно в этом возрасте (на 3-м году жизни) детей чаще всего впервые приводят в детский сад. Адаптация малышей к жизни в группе детей часто проходит очень напряженно, иногда болезненно.

Отсюда главная задача музыкально-ритмического воспитания - использование игровых двигательных упражнений как средства эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого. В этот период самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта. Вызвать у ребенка радостные эмоции, интерес к играм-забавам, музыке, увлечь и занять его. На начальном этапе основной акцент делается на овладении основными навыками движений (имитация движений животных, движения в музыкально-театральных этюдах), формированию эмоционального отклика и интереса к музыкальным играм;

В зимний период развитие детей в музыкально-ритмической деятельности происходит более интенсивно: меньше времени тратится на установление контакта. У детей появляется желание к самостоятельному исполнению, стремление к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, ярко выражена потребность в общении со сверстниками, что требует обязательного введения в учебный процесс музыкально-коммуникативных игр и упражнений.

К этому возрасту у детей появляется ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности. Дети стремятся к коллективному творчеству в игре, у них проявляется эмоциональный отклик на яркий музыкальный образ произведения.

К концу зимы движения детей становятся заметно более уверенными и координированными. В этот период дети постепенно начинают осваивать пение и движение. Формируется устойчивый интерес к музыке, навыки ориентировки в пространстве.

В третьем квартале детям предлагаются музыкально-ритмические упражнения, включающие новые, более сложные движения.

Задачи музыкально-ритмического воспитания детей по сути те же, что и в предыдущем квартале, однако нагрузка на занятиях немного увеличивается, предлагается исполнять большее количество упражнений подряд (на 1-2 композиции). Отмечается относительно высокий уровень исполнения имитационных движений; умение выделить контрастные средства выразительности в музицировании; умение выразить свои музыкальные впечатления в движении и игре.

Учебный план

Месяц

№ п/п

Название занятия

Количество занятий*

Всего

Теория

Практика

Сентябрь

1

2

3

4

Здравствуйте, ладошки!

Веселые ручки.

Ладушки- ладошки.  

Где же наши ручки?

2

2

2

2

1

0

0

0

1

2

2

2

Октябрь

5

6

7

8

Мы в лесу гуляли.

Веселые грибочки.

Игра с орешками.        

Вот какие шишки.

2

2

2

2

1

0

0

0

1

2

2

2

Ноябрь

                 9

10

11

12

Едет, едет паровоз.                                           Кто по лесу идёт?

Сапожки.

Гулять – отдыхать.

2

2

2

2

1

0

0

0

1

2

2

2

Декабрь

13

14

15

16

В гости к елочке пришли.

Дождик разноцветный.

Мы играем со снежками.    Дед Мороз-розовые щечки

2

2

2

2

1

0

0

0

1

2

2

2

Январь

17

18

19

20

Саночки.

Согревалочка.

Снежные пирожки.       Игра в снежки.

2

2

2

2

1

0

0

0

1

2

2

2

Февраль

21

22

23

24

Музыканты - малыши.

Тише–громче в бубен бей.

Ложки расписные.

Бубенчики.

2

2

2

2

1

0

0

0

1

2

2

2

Март

25

26

27

28

Солнечные лучики.

Мы платочки постираем.

Мы шагаем к бабушке.

Скворушки.

2

2

2

2

1

0

0

0

1

2

2

2

Апрель

29

30

31

32

В магазине игрушек.

Танец с игрушками.

Учим куклу танцевать.

Кубики.

2

2

2

2

1

0

0

0

1

2

2

2

Май

33

34

35

36

Автобус.

Раз, два, три шагаем.

Пчелки весело жужжат.

В песочнице.

2

2

2

2

1

0

0

0

1

2

2

2

ИТОГО

72

9

63

* Учитывая возрастные и индивидуальные особенностей детей данная образовательная программа предполагает дублирование занятий.

Перспективный план  

Период прохождения

Виды деятельности

Задачи

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Ходьба.

Освоение детьми ходьбы и бега, как основные, контрастные виды движений.

Музыкально – ритмические движения.

Обучение детей ритмичному исполнению простейших танцевальных движений:

  • Притопы правой ногой;
  • Притопы поочередно каждой ногой;
  • «фонарики».

Упражнения для развития творчества.

Учить детей передавать простейшие игровые действия (язык жестов) по показу педагога.

Примерный репертуар.

«Вот как мы умеем», «Ноги и ножки», «Прятки», «Кошечка и котята», «Тук-тук», «Ля-ля-ля», «Баю-баю», «Кап-кап –кап», Пляски: «Ай-да», «Чок да чок», «Маленькая полечка».

Декабрь, январь, февраль.

Ходьба.

Совершенствовать ходьбу и бег.

Музыкально – ритмические движения.

  • Развивать ритм мелодии в пляске с погремушками (развитие чувства ритма, ловкости движений);
  • Формировать умения исполнять простейшие плясовые движения.

Упражнения для развития творчества.

Развивать выразительные образно-игровые движения.

Примерный репертуар.

«Марш» Е. Тиличеевой, «Разминка» Е. Макшанцевой, «Кулачки», «Ходим-бегаем», «Повторяй за мной», «Веселая пляска», «Пляска с погремушками», «Шустрые зайки», «Санки», «Спокойная пляска», «Кто под кустиком сидит?».

Март, апрель, май.

Ходьба.

  • Учить детей ходьбе вперед и пятясь назад;
  • Легкий бег;
  • Прямой галоп.

Музыкально – ритмические движения.

Познакомить детей с музыкально-ритмическими упражнениями:

  • Полуприседание;
  • Пляски в парах;
  • Пляски и упражнения в исходных положениях и построениях:
  • Парами;
  • По кругу;
  • Врассыпную;
  • Сидя и лежа на ковре.

Упражнения для развития творчества.

Учить детей разнообразным образно-игровым упражнениям с предметами, образно-игровым выразительным движениям.

Примерный репертуар.

«Марш» В. Дешевого, «Лошадка», «Научились мы ходить», «Резвые ножки», «Строим маме новый дом», «Зарядка для котят», «Пляска с куклами», «Мы платочками постираем», «Приседай», «Воробушки и кошка».

1.4. Планируемые результаты освоения программы

 В результате освоения программы дети научатся:

  1. Ритмично ходить под музыку, бегать, не шаркая, врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; собираться в круг в играх, хороводах, двигаться по кругу, взявшись за руки, на шаге; двигаться парами; поднимать флажки, платочки, погремушки, помахивать ими.  
  2. Хлопать в ладоши, притопывать ногами, вращать кистями рук, кружиться на шаге в одну сторону, исполнять пружинящее качание на двух ногах; помахивать одной, двумя руками, легко прыгать на двух ногах, притопывая одной ногой. Двигаться осторожным, мягким шагом.
  3. Выполнять образные движения: «зайчики прыгают»,  «птички  летают»,   «машина   едет»,   инсценировать в играх простые песни.
  1. В процессе систематических занятия детей по данной программе, дети будут проявлять интерес к музыкально-ритмическим движениям.

  1. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

2.1. Календарный учебный график

Начало учебного года – 01.09.2024г.

Окончание учебного года – 31.05.2025г.

Продолжительность учебного года – 36 недель

Количество занятий: в неделю - 2

Количество занятий в месяц – 8

Количество занятий в год - 72

  1. Условия реализации программы

Занятия проводятся в музыкальном зале (с зеркалами), оснащенном фортепиано, музыкальным центром, CD – дисками.

Одежда детей должна быть комфортной, не стесняющей движений. Обувь должна быть с задником, легкой и удобной, подобранной по размеру ноги ребенка.

Материально-техническое обеспечение программы

Игрушки: Петрушка; зайчик; мишка; кукла; петушок; матрешка; собачка; лягушка; машинка.                                                                                          Музыкальные инструменты: колокольчики; бубны; барабан; дудка; деревянные ложки; погремушки.

Пособия для сюжетных танцев и игр: погремушки; осенние листья; цветные платочки; султанчики; разноцветные ленты; шапочки птичек, зайчиков; цветы; снежки.

  1. Формы подведения итогов

Формой подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы «Музыкальная игралочка» является:

- проведение итогового музыкального развлечения;

- открытое занятие для воспитателей

2.4. Программно-методическое обеспечение

1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» (программа по                                                                                                                                                                 ритмической пластике для детей), С-П.2000г

2.  Вихарева Г.Ф. «Играем с малышами» - Изд-во «Композитор.

     С-П», 2007г.

3.   Журнал «Музыкальная палитра» за 2006 – 2017 гг.

4.   Журнал «Колокольчик» за 2005 – 2017 гг.

5.   Зарецкая Е. «Танцы для детей» М. - Айрис – Пресс, 2003г.

6.   Петрова В.А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.  

7.   Петрова В.А., Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003.

8. Сауко Т.Н., Буренина А.И. «Топ-хлоп, малыши»: программа         музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001.

9.    Арсеневская О.Н. «Музыкальные занятия. Первая младшая группа»            10.  Петрова В.А. «Малыш» М.: Центр «Гармония»1998.

11.  Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду/Изд. Мозайка -Синтез, М. 2008.

12.  Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников. –М.:Просвещение,1982

Internet – ресурсы

1.      http://muzlinnamae.blogspot.ru/

2.      http://secret-terpsihor.com.ua/2012-02-26-12-13-44.html

3.      http://secret-terpsihor.com.ua/2012-02-26-12-13-24.html

4.      http://muzruk2011.jimdo.com/

5.      http://muz-ruk-polazna.jimdo.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Игралочка» для средней группы.

                     Дополнительная образовательная общеразвивающая программа:- ориентирована на светский характер образования, на общечел...

Тематическое планирование дополнительной образовательной деятельности по физическому воспитанию «Игралочка» (для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, через организацию подвижных игр.Задачи:- обучить детей подвижным играм: старинные, игры Севера (Поморье),  игры разных...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Игралочка» для старшей группы.

МатеДополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике                         «Игралочка»  для ст...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С УЧЕТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ИНТЕРЕСОВ И МОТИВОВ ДЕТЕЙ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ « ИГРАЛОЧКА » В ГРУППЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «ПОДСОЛНУШЕК» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРВЛЕННОСТИ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Пояснительная запискаКружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспита...

Дополнительная образовательная программа по физической культуре «Игралочка»

В детских садах основное внимание уделяется организации дидактических и сюжетно-ролевых игр, а подвижные игры включаются лишь в физкультурные занятия, либо хаотично организуются детьми на прогулке. По...

Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивного развития «ИГРАЛОЧКА»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как ...

Дополнительная образовательная программа по физической культуре «Игралочка»

В детских садах основное внимание уделяется организации дидактических и сюжетно-ролевых игр, а подвижные игры включаются лишь в физкультурные занятия, либо хаотично организуются детьми на прогулке. По...