Дополнительная образовательная программа "Рисовашка"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Малышевский детский сад
Дополнительная образовательная программа «Рисовашка» (рисование с использованием нетрадиционных техник изображения) для детей старшего дошкольного возраста на 2024 – 2025 учебный год Автор – составитель: Иноземцева К.А. |
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка.
- Цель и задачи программы.
- Перспективный план работы.
- Приложение № 1. Конспекты непосредственно – образовательной деятельности.
- Приложение № 2. Картотека нетрадиционных способов рисования.
- Приложение № 3. Творческие игры на развитие воображения у дошкольников по изобразительной деятельности.
- Список литературы.
Пояснительная записка
"Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”.
Пабло Пикассо
Почему рисуют дети? Это – один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребёнок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем постигает формы материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем
накопление слов и ассоциаций, а рисование даёт возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, всё более усложняющиеся представления о мире. Почему же, подрастая, дети перестают рисовать, потому, что большее значение приобретает слово.
Во врачебной практике существует лечение рисованием, живописью (изотерапия). На детей изотерапия действует особенно успешно, потому что рисование – естественная потребность ребёнка. У него нет «комплекса неумения».
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она
позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического,
нравственного, трудового и умственного развития детей.
Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.
Главное, чтобы рисование приносило детям только положительные эмоции. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником
хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет
подкреплять его уверенность в собственные силы.
Существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие.
Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование
необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая
активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно- эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Педагогическая целесообразность:
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
- рисование песком;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой;
- печать по трафарету;
- монотипия предметная;
- кляксография обычная;
- пластилинография.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Режим занятий:
Старшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в старшей группе - 25 – 30 мин.
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
-Проведение выставок детских работ
-Проведение открытого мероприятия
-Проведение мастер-класса среди педагогов.
Цель программы: Развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисования.
Задачи:
- Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
- Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Развивать художественно – творческие способности детей.
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
- Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
- Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка).
- Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;
-Развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита.
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Перспективный план
Месяц | Неде ля | Тема занятий | Нетрадиционные техники | Цели: |
Сентябрь | 1 | Рисование «Дары осени» | Акварельные краски+восковые мелки | Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о дарах осени: овощах, ягодах и т. д. |
2 | Рисование «Осеннее дерево» | Кляксография | Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения; развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение и мышление. | |
3 | Рисование «Весёлые ладошки» | Рисунки ладошками | Развивать творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта, Воспитывать аккуратность, Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном. | |
4 | Рисование по замыслу | Различные | Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. |
Октябрь | 1 | Рисование «Страна Кляксография» | Кляксография с трубочкой, рисование пальчиками | Познакомить детей с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Развивать воображение. |
2 | Рисование «Осень золотая» | Печать листьев | Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятия. | |
3 | Рисование «Ковёр- самолёт» | Рисования по мокрому листу, используя упаковочные пакеты | Познакомить с новым приёмом нетрадиционного рисования по мокрому листу, используя упаковочные пакеты; закрепление знаний детей о тёплых и холодных цветах. Развивать фантазию и творческие способности. | |
4 | Рисование По замыслу | Различные | Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. | |
Ноябрь | 1 | Рисование «Синица» | Рисунки ладошками | Учить детей передавать образ синицы, используя нетрадиционную технику; развивать воображение. Учить ориентироваться на плоскости листа. |
2 | Рисование «Дерево» | Монотомия предметная | Использование в рисовании разных материалов и способов создания изображения. |
3 | Рисование «В память о лете» | Накладывание краски на небольшие листочки и отпечатывание | знакомство с нетрадиционной техникой (накладывание краски на небольшие листочки и отпечатывание), развивать умение подбирать краски по цветовой гамме формировать композиционные навыки | |
4 | Рисование по замыслу | Различные | Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. | |
Декабрь | 1 | Рисование «Деревья в снегу» | Рисование пальчиками | Формировать умение ритмично наносить мазки пальчиками, изображать предметы округлой формы. Совершенствовать умение аккуратно пользоваться гуашью. |
2 | Рисование «Веселые мыльные пузыри» | рисование мыльными пузырями | Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями; закрепить умения дорисовывать детали объектов, полученных в виде спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами; развивать воображение, фантазию, творческие способности | |
3 | Рисование «Елочные игрушки» | Кляксография с трубочкой, рисование пальчиками | Закрепить умение изображать елочные игрушки. | |
4 | Рисование по замыслу | Различные | Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними. |
Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. | ||||
Январь | 1 | Рисование «Зимняя ночь» | Набрызг, кляксография | Познакомить детей с новой техникой рисования «Набрызг», продолжать изучать технику рисования «Кляксография». Вызвать эмоциональный отклик на произведения художников и поэтов. |
2 | Рисование «Зимний пейзаж» | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. | |
3 | Рисование по замыслу | Различные | Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. | |
4 | «Красивый букет», «Золотые рыбки» | Рисование мыльными пузырями | Продолжать учить детей работать гуашью, воспитывать интерес к творчеству, развивать творческое воображение, мышление, художественно-эстетические навыки. | |
Февраль | 1 | Рисование «Волшебная страна – подводное царство» | Рисование «по мокрому листу» | Продолжать учить детей смешивать краски. Учить рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу. |
Учить передавать композицию в сюжетном рисунке. Развивать воображение и фантазию. | ||||
2 | Рисование «Солдат на посту» | Печать с поролоном по трафарету, «знакомая форма – новый образ». | Учить детей создавать в рисунке образ воина, используя нетрадиционные техники изображения, передавать характерные особенности костюма, поз: человека, его оружия. Закреплять умение располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно; использовать навыки рисования и закрашивания изображения в технике печатания. | |
3 | Рисование «Я слепил снеговика» | Обрывание и скатывание бумаги | Познакомить с новым способом изображения снеговика при помощи обрывания и скатывания бумаги. Обогащать речь эстетическими терминами. | |
4 | Рисование по замыслу | Различные | Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. | |
Март | 1 | Рисунок для мамы: «Подарим маме вазу» | Печать поролоном с трафаретом | Расширить и закрепить знания детей о данной изобразительной технике. Развивать чувство формы, цвета, композиции. Побуждать детей вносить в работу дополнения: рамку, украшения на вазе и проч. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус. |
2 | «На дне морском» | Печать от руки | Закреплять умение детей придумывать новые |
образы и воплощать их в рисовании по представлению. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения «печать от руки. | ||||
3 | Рисование «Сказочная птичка» | Рисование палочкой | Познакомить с новой нетрадиционной техникой – рисование палочкой. Закрепить приёмы рисования птицы. | |
4 | Рисование по замыслу | Различные | Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. | |
Апрель | 1 | Рисование «В глубинах космоса» | Работа с трафаретами | Закрепить умения и навыки работы с трафаретами, красками, кистями; развивать художественно-творческие способности детей; абстрактное мышление, чувство композиции. |
2 | Рисование «Ракета» | Пластилинография | Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей. Побуждать дополнять свою работу звёздами, планетами, кометами и т. д. по выбору детей. Воспитывать у детей проявление индивидуальности. | |
3 | Рисование «Подснежники» | Способ тычка | Закрепить навыки рисования жесткой и мягкой кистью, передавая образ цветка; умение выбирать сюжет. |
4 | Рисование по замыслу | Различные | Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. | |
Май | 1 | Рисование «Праздничный салют» | Способ тычка (набивка жёсткой полусухой кистью) | Продолжать знакомить со способом рисования тычком жёсткой полусухой кистью; развивать эстетическое восприятие, расширять знания об окружающей действительности. |
2 | Рисование «Сказочная птичка» | рисование палочкой | Познакомить с нетрадиционной техникой – рисование палочкой;дать первоначальные знания о технике рисования мастихином; закрепить приёмы рисования птицы. | |
3 | Рисование «Одуванчики в траве» | Тычок жесткой полусухой кистью + манка | Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения. | |
4 | “Разноцветные бабочки” | Трафареты + акварельные краски | Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»
laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

Московсковский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам в 2017/2018 учебном году
Материал для воспитателей...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....


