Дополнительная образовательная программа "Рисовашка"
рабочая программа

Иноземцева Ксения Андреевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_risovashka.docx33.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Малышевский детский сад

Дополнительная образовательная программа

«Рисовашка»

(рисование с использованием нетрадиционных техник изображения)

для детей старшего дошкольного возраста

на 2024 – 2025 учебный год

Автор – составитель: Иноземцева К.А.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка.
  2. Цель и задачи программы.
  3. Перспективный план работы.
  4. Приложение № 1. Конспекты непосредственно – образовательной деятельности.
  5. Приложение № 2. Картотека нетрадиционных способов рисования.
  6. Приложение № 3. Творческие игры на развитие воображения у дошкольников по изобразительной деятельности.
  7. Список литературы.

Пояснительная записка

"Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”.

Пабло Пикассо

Почему рисуют дети? Это – один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребёнок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем постигает формы материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем

накопление слов и ассоциаций, а рисование даёт возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, всё более усложняющиеся представления о мире. Почему же, подрастая, дети перестают рисовать, потому, что большее значение приобретает слово.

Во врачебной практике существует лечение рисованием, живописью (изотерапия). На детей изотерапия действует особенно успешно, потому что рисование – естественная потребность ребёнка. У него нет «комплекса неумения».

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она

позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического,

нравственного, трудового и умственного развития детей.

Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.

Главное, чтобы рисование приносило детям только положительные эмоции. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником

хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет

подкреплять его уверенность в собственные силы.

Существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие.

Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками        раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование

необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая

активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно- эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Педагогическая целесообразность:

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

Методы проведения занятия:

  • словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
  • наглядные

-практические

-игровые

Режим занятий:

Старшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в старшей группе - 25 – 30 мин.

Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:

-Проведение выставок детских работ

-Проведение открытого мероприятия

-Проведение мастер-класса среди педагогов.

Цель программы: Развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисования.

Задачи:

  • Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
  • Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  • Развивать художественно – творческие способности детей.

-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

  • Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
  • Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка).
  • Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;

-Развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита.

  • Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

Перспективный план

Месяц

Неде ля

Тема занятий

Нетрадиционные техники

Цели:

Сентябрь

1

Рисование «Дары осени»

Акварельные

краски+восковые мелки

Содействовать наиболее выразительному

отражению впечатлений о дарах осени: овощах, ягодах и т. д.

2

Рисование «Осеннее дерево»

Кляксография

Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения; развивать цветовосприятие, чувство

композиции, воображение и мышление.

3

Рисование

«Весёлые ладошки»

Рисунки ладошками

Развивать творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта,

Воспитывать аккуратность, Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.

4

Рисование по замыслу

Различные

Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

Октябрь

1

Рисование

«Страна Кляксография»

Кляксография с трубочкой, рисование пальчиками

Познакомить детей с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Развивать

воображение.

2

Рисование

«Осень золотая»

Печать листьев

Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятия.

3

Рисование «Ковёр- самолёт»

Рисования по мокрому листу, используя

упаковочные пакеты

Познакомить с новым приёмом

нетрадиционного рисования по мокрому листу, используя упаковочные пакеты; закрепление

знаний детей о тёплых и холодных цветах. Развивать фантазию и творческие способности.

4

Рисование По замыслу

Различные

Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

Ноябрь

1

Рисование «Синица»

Рисунки ладошками

Учить детей передавать образ синицы,

используя нетрадиционную технику; развивать воображение.

Учить ориентироваться на плоскости листа.

2

Рисование «Дерево»

Монотомия предметная

Использование в рисовании разных материалов и способов создания изображения.

3

Рисование

«В память о лете»

Накладывание краски на небольшие листочки и отпечатывание

знакомство с нетрадиционной техникой

(накладывание краски на небольшие листочки и отпечатывание), развивать умение подбирать

краски по цветовой гамме формировать композиционные навыки

4

Рисование по замыслу

Различные

Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

Декабрь

1

Рисование «Деревья в снегу»

Рисование пальчиками

Формировать умение ритмично наносить мазки пальчиками, изображать предметы округлой формы. Совершенствовать умение аккуратно пользоваться гуашью.

2

Рисование «Веселые мыльные пузыри»

рисование мыльными пузырями

Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями; закрепить умения

дорисовывать детали объектов, полученных в виде спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными

образами; развивать воображение, фантазию, творческие способности

3

Рисование

«Елочные игрушки»

Кляксография с трубочкой, рисование пальчиками

Закрепить умение изображать елочные игрушки.

4

Рисование по замыслу

Различные

Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

Январь

1

Рисование

«Зимняя ночь»

Набрызг, кляксография

Познакомить детей с новой техникой рисования

«Набрызг», продолжать изучать технику рисования «Кляксография».

Вызвать эмоциональный отклик на произведения художников и поэтов.

2

Рисование

«Зимний пейзаж»

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с

материалами, необходимыми для работы в

нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

3

Рисование по замыслу

Различные

Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

4

«Красивый букет»,

«Золотые рыбки»

Рисование мыльными пузырями

Продолжать учить детей работать гуашью, воспитывать интерес к творчеству,

развивать творческое воображение, мышление, художественно-эстетические навыки.

Февраль

1

Рисование

«Волшебная страна – подводное царство»

Рисование «по мокрому листу»

Продолжать учить детей смешивать краски.

Учить рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу.

Учить передавать композицию в сюжетном

рисунке. Развивать воображение и фантазию.

2

Рисование

«Солдат на посту»

Печать с поролоном по трафарету, «знакомая форма – новый образ».

Учить детей создавать в рисунке образ воина, используя нетрадиционные техники

изображения, передавать характерные

особенности костюма, поз: человека, его оружия. Закреплять умение располагать

изображение на листе бумаги, рисовать крупно; использовать навыки рисования и закрашивания изображения в технике печатания.

3

Рисование «Я слепил снеговика»

Обрывание и скатывание бумаги

Познакомить с новым способом изображения снеговика при помощи обрывания и скатывания бумаги. Обогащать речь эстетическими

терминами.

4

Рисование по замыслу

Различные

Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

Март

1

Рисунок для мамы:

«Подарим маме вазу»

Печать поролоном с трафаретом

Расширить и закрепить знания детей о данной изобразительной технике. Развивать чувство формы, цвета, композиции. Побуждать детей

вносить в работу дополнения: рамку, украшения на вазе и проч. Воспитывать аккуратность,

эстетический вкус.

2

«На дне морском»

Печать от руки

Закреплять умение детей придумывать новые

образы и воплощать их в рисовании по

представлению. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения «печать от руки.

3

Рисование

«Сказочная птичка»

Рисование палочкой

Познакомить с новой нетрадиционной техникой – рисование палочкой.

Закрепить приёмы рисования птицы.

4

Рисование по замыслу

Различные

Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

Апрель

1

Рисование

«В глубинах космоса»

Работа с трафаретами

Закрепить умения и навыки работы с

трафаретами, красками, кистями; развивать художественно-творческие способности детей; абстрактное мышление, чувство композиции.

2

Рисование

«Ракета»

Пластилинография

Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей. Побуждать дополнять свою работу звёздами, планетами, кометами и т. д. по

выбору детей. Воспитывать у детей проявление индивидуальности.

3

Рисование

«Подснежники»

Способ тычка

Закрепить навыки рисования жесткой и мягкой кистью, передавая образ цветка; умение

выбирать сюжет.

4

Рисование по замыслу

Различные

Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

Май

1

Рисование

«Праздничный салют»

Способ тычка (набивка жёсткой полусухой

кистью)

Продолжать знакомить со способом рисования тычком жёсткой полусухой кистью; развивать эстетическое восприятие, расширять знания об окружающей действительности.

2

Рисование

«Сказочная птичка»

рисование палочкой

Познакомить с нетрадиционной техникой – рисование палочкой;дать первоначальные знания о технике рисования мастихином;

закрепить приёмы рисования птицы.

3

Рисование

«Одуванчики в траве»

Тычок жесткой полусухой кистью + манка

Продолжать знакомить детей со способом

рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать

изобразительные навыки и умения.

4

“Разноцветные бабочки”

Трафареты + акварельные краски

Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок. Развивать цветовое

восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать

положительный отклик на результаты своего творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....