Консультация для воспитателей "Лепка из глины"
олимпиадные задания

Бацина Надежда Сергеевна

В данной статье рассказывается о значении лепки в развитии ребёнка и об основных приёмах работы с пластическим материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka_iz_gliny.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

         Консультация для воспитателей «Лепим из глины»

Лепка - один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные формы, образы или целые композиции. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных отношений.

Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру. Разные виды изобразительной деятельности формируют художественный вкус ребенка, и если рисунок и аппликация воздействуют на эстетическое воспитание посредством точности линий и красочности цвета, то в лепке на первое место выступает объемная форма предмета, пластика и ритм. Создание ребенком даже самых простых скульптур — творческий процесс.   В чем заключается творческая деятельность, как ее можно характеризовать? «Творчество — это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты,

 Во время работы с пластичным материалом, ребенок испытывает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.

Основным и наилучшим материалом для лепки является глина. Она эластична, хорошо формуется; высохшее изделие обладает достаточной крепостью, сохраняет форму, хорошо принимает любую краску. Лепка из глины подразумевает, что вы можете придавать этому природному материалу какую угодно форму.

В процессе лепки важно привыкнуть работать пальцами: необходимо развить до высокой степени чувство осязания материала, чтобы пальцы так же чувствовали форму, как глаз ее видит.

Работать следует двумя руками. Это позволит одновременно оформлять правую и левую стороны изделия, поможет более органично связать все в единое целое.

Для начала необходимо ознакомиться с основными приемами работы с пластическим материалом.

Разминание – надавливание пальцами и руками на кусочек глины;

Отщипывание – отделение маленьких кусочков глины от большого куска при помощи указательного и большого пальцев. Сначала кусочек прищипывают, затем отрывают.

Сплющивание – сжимание куска глины для придания ему плоской формы. Маленький кусочек глины сплющивают с помощью пальцев, большой кусок придавливают к поверхности стола круговыми движениями.

Скатывание – формирование шариков разных размеров между ладонями и ладонью и поверхностью стола круговыми движениями.

Раскатывание – формирование жгутов между ладонями или ладонью и столом движениями вперед-назад.

Вдавливание – изготовление деталей на глине путем нажатия пальцами.

Разрезание – деление куска глины с помощью стеки.

Соединение деталей – прикладывание деталей друг к другу с небольшим придавливанием.

Заострение – оттягивание пальцами одного конца жгута и его раскатывание, чтобы он стал острым.

Для создания форм, состоящих из нескольких частей (фигуры человека и животного), можно пользоваться несколькими способами: конструктивным - предмет создается из отдельных частей; пластическим - лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины; комбинированным - объединяющим лепку из отдельных частей и целого куска.

Работу в процессе лепки нужно периодически осматривать со всех сторон, чтобы добиться правильных пропорций и соотношений его частей.

Работать над изделием начинают с основной, более крупной части. Например, при лепке животного сначала лепят туловище и голову, затем сравнивая по величине другие детали, соединяют их и самые мелкие лепят в последнюю очередь.

Если работа не закончена сразу, то изделие необходимо сохранить, накрыв влажной тряпкой и полиэтиленом. При этом глина останется сырой, не испортится поверхность и работу над изделием можно будет продолжить в последующие дни.

Перед завершением работы изделие «выглаживается» влажной губкой, тряпкой или кисточкой.

Сушка изделия сложный и длительный процесс (при быстрой сушке изделие может потрескаться): 1-й этап — сушка при комнатной температуре до 10 дней , 2-й этап — это обжиг.

Декорирование после высыхания и обжига заключается в росписи красками.

Как указывают В. В. Косминская и Н. Б. Халезова «руки и пальцы с их тонкой моторикой (от которой, кстати, зависит развитие речи) учатся с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого - рационального, анализирующего и правого — интуитивного, эмоционального) воссоздавать мир из целого»

Если вы, как и я, любите творить, воплощать собственные фантазии в деле, создавать своими руками интересные и полезные вещи, то лепка из глины – занятие для вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Лепка из глины, как способ познания мира"

Данный материалл позволит воспитателям и родителям, вспомнить о такой продуктивной деятельности, как лепка, которая приносит нашим детям, массу удовольствия. ...

консультация для родителей «Лепка из глины – как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста»

я сама и мои дети очень увлекаемся лепкой из глины. Это очень интересный материал для творчества. Очень жаль, что его так редко используют при работе с детьми....

Консультация для педагогов и родителей: «Развитие пластических умений старших дошкольников в процессе лепки глиной по мотивам Сибирских сказок»

Сибирские сказки-крайне благодатная почва для развития пластических умений дошкольников. В ходе консультации, объяснена система работы педагога в данном направлении....

Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»

Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....

Проект «Песок, глина» для детей старшей группы (Картотека «ОПЫТЫ С ПЕСКОМ И ГЛИНОЙ»)

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ....

Картотека опытов "Песок. Глина. Сравнение песка и глины"

Разработанная картотека  опытов и экспериментов с песком предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста....