Выступление круглого стола :Доклад на тему Работа по ранней профориентации младших дошкольников в сфере «Сельскохозяйственные профессии»
статья

Зорина Светлана Михайловна

Выступление круглого    стола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_kursy.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное учреждение дополнительного  профессионального образования Республики Мордовии «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»

Республика Мордовия г.Саранск ул. Транспортная ,19

       ГБУ  ДПО  РМ  «ЦНППМ- Педагог   13 .ру»

                                   Доклад  на тему

Работа по ранней профориентации младших дошкольников в сфере «Сельскохозяйственные профессии»

Выполнили : слушатель КПК

Зорина Светлана Михайловна

                                                                         воспитатели  МБДОУ «Инсарский  

детский сад «Золотой ключик»

комбинированного вида»»                  

Инсарского  муниципального района

Республика Мордовия

Саранск 2024

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость, любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

                                                                                                                           

                                                                                                   В.А.Сухомлинский

Вступление.

                        «Человек – это или с детства, или никогда».

Один из видов направления деятельности формируемой участниками образовательного процесса – ранняя профориентация сельскохозяйственной направленности. Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих специалистов в различных областях экономики, потому что дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования любознательности детей и в становлении личности – как человека. Этот важный  фактор позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям.

Наш детский сад находится в сельской местности,  и  многие родители воспитанников работают на предприятиях сельскохозяйственного производства в родном  селе.  Интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы дает мне возможность помочь детям узнать и полюбить труд сельских тружеников. Теоретические основы проблемы ранней профориентации тесно связаны с проблемой социальной адаптации  детей в современном обществе, что  актуально и важно для их дальнейшей жизни.  Изучение профессий – это своего рода процесс приспособления ребенка к социальной среде и существующим экономическим отношениям.           Я осуществляю систематическую работу по ознакомлению детей с миром профессий. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней  профессиональной ориентации и успешной адаптации в социуме.

Я понимаю, что профориентация сельскохозяйственной направленности  требует планомерной, систематизированной и углубленной работы, поэтому  разработала тематическое планирование, куда включила занятия, игры, беседы, экскурсии и экспериментальную работу. Исходя из выше изложенного, я определила основные задачи:

  • создание адаптированной системы работы с дошкольниками по ранней профориентации посредством взаимодействия воспитанников, педагогов и родителей с социумом;
  • повышение  своего уровня профессиональной компетентности  через изучение, апробацию и внедрение инновационного опыта работы данного направления;
  • обогащение представлений детей о многообразии профессиональной деятельности на селе;
  • формирование  практических навыков при организации образовательной деятельности;
  • активизация пропагандистской деятельности среди родителей посредством включения в воспитательно-образовательный процесс;
  • создание информационного  банка материалов по ранней профориентации сельскохозяйственной направленности дошкольников;

Представленный компонент реализуется в соответствии с ФГОС дошкольного образования и строится с учетом принципа интеграции образовательных областей. 

Важной частью приобщения детей к фермерству и другим видам сельскохозяйственной деятельности является создание соответствующей предметно-развивающей среды:

1) подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Сельскохозяйственные профессии», в книжном уголке;

2)создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о сельскохозяйственных профессиях и орудиях труда;

3) подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с сельскохозяйственными профессиями в уголке изобразительной деятельности;

4)подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с сельскохозяйственными профессиями;

5) подбор демонстрационного материала по теме «Сельскохозяйственные профессии»;

6) подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Сельскохозяйственные профессии.

Предполагается, что используемые в работе разнообразные технологии, способствуют развитию у детей интереса к труду взрослых, постепенно расширяясь до интересов к жизни общества и своей будущей профессии.

Одной из наиболее эффективных технологий, на мой взгляд, является технология макетирования.

Так же на базе  нашего детского сада мы создали мини- музей сельского хозяйства , что бы дети могли поближе познакомиться с  сельскохозяйственными профессиями .

Технология макетирования позволяет реализовать принципы, утвержденные ФГОС ДО:

- индивидуализации дошкольного образования;

- содействия и сотрудничества детей и взрослых;

- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

- партнерства с семьей.

       В нашем музее есть макеты – модели, представляющие собой уменьшенные целостные объекты, которые направляют воображение ребёнка на события, происходящие внутри этих объектов. Использование игровых макетов в предметно-развивающей среде соответствует принципу интеграции образовательных областей. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в группах детей дошкольного возраста, появляется возможность решать задачу, связанную с развитием у детей сюжето-сложения и свободного выражения их индивидуально – стилевых особенностей в игре.

Макет может быть :

- Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы);

- Настольным (размер ограничивается размером стола или его части);

- Подиумным (на специальных подставках-подиумах);

- Настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний – картина.

К макету предъявляется несколько требований.:

- должен быть устойчивым и легко перемещаться с места на место

- -простота в обращении, доступность для свободного выбора и игры;

- эстетически оформлен;

- служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.

После изучения технологии макетирования был создан универсальный макет для знакомства детей с профессией фермера. Преимущество универсального макета заключается в универсальном использовании игрушек. Использование мелких игровых материалов способствует комбинированию различных событий. Игра с макетами это более высокая степень развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми. Универсальный игровой макет обладает следующими качествами:

Полифункциональностью.  Используются как наглядный, так и игровой материал.

Возможностью применения  макета в совместной деятельности.  Используется одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициирует совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.

Знакомство с профессией фермера на примере модели животноводческого комплекса расширяет представление детей о разнообразии сельскохозяйственных профессий, знакомит их с различными видами животноводства, развивает любознательность, память, внимание и речь, а также прививает любовь к животным. Данный макет полезен для детей дошкольного возраста в средней и старшей возрастных группах. Он помогает стимулировать интерес детей к предлагаемым видам деятельности и их готовность совместно с педагогом искать пути решения проблемных ситуаций; развивает познавательные способности и элементарные представления о хозяйственной деятельности человека в сельской местности; помогает понять детям важность и необходимость каждой профессии в сельском хозяйстве.

При помощи макета у детей также формируются представления о домашних животных. Они знакомятся с их особенностями, приспособленностью к окружающей среде и умению ухаживать за ними.

Макет изготовлен   из бросового материала: основа – пенопласт, постройки сделаны из картона. Для закрепления материалов к основе были использованы: клей, термопистолет.

Надо отметить, что все объекты не закреплены, и дети могут свободно перемещать их в пределах макета.

Методические приемы работы с макетом:

Беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о животных, составление коротких рассказов, отгадывание загадок, дидактические игры «Кто где живёт», «Кто что ест»,  «Назови членов семьи» (корова-бык-телёнок, , «Отгадай животное», «Четвёртый лишний»,  и другие.

Цель игр: систематизировать представления детей о домашних животных; расширить словарный запас детей, воспитать любовь к животным.

Также были выбраны игры, демонстрирующие животноводческую отрасль. Например: «Путешествие на ферму», «Помоги собрать урожай» и др.

Цель: знакомит с отраслями животноводства; формирует представления о сельскохозяйственных профессиях.

Задание :назовите отрасли животноводства и укажите, какую выгоду получают фермеры от каждой отрасли.-Коровы и козы дают фермерам молоко, куры дают фермерам яйца и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что технология макетирования является одной из наиболее эффективных технологий приобщения детей дошкольного возраста к сельскохозяйственному труду.

 В заключение хотелось бы подвести итог и отметить, что детям необходимо иметь как первичные, так и углублённые знания о профессиях. Чем старше возраст дошкольников, тем более реалистичная картина должна складываться у них в голове о том, чем занимаются люди разных профессий, какую пользу обществу они приносят и с какими сложностями сталкиваются в своей работе. Безусловно, вся эта информация должна преподноситься в адаптированной для детей форме, быть максимально понятной и доступной, а также вызывать познавательный интерес и формировать мечту – быть трудоустроенным в данной сфере.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя профориентация младших дошкольников посредством игровых модулей.

данный материал поможет педагогам организовать работу по ранней профориентации младших дошкольников...

Конспект ООД по ранней профориентации старших дошкольников «Путешествие в город Профессий»

Конспект по ранней профориентации «Путешествие в город Профессий»...

Фотоотчёт фестиваля по ранней профориентации для дошкольников "Первые шаги в профессию"

23 июня в нашем детском саду прошёл фестиваль по ранней профориентации «Первые шаги в мир профессий», цель которого расширение и углубление знаний детей дошкольного возраста о профессиях, ...

«Ранняя профориентация младших дошкольников»

Профессиональная ориентация-это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии,...

Программа ранней профориентации для дошкольников "Все профессии нужны, все профессии важны!"

Программа «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста» рассчитана на детей дошкольного возраста 3 - 7 лет.Реализация программы планируется через проведение непосредственно– обр...

Конспект итогового занятия по ранней профориентации младших дошкольников посредством дидактических игр

Конспект итогового занятия воспитателя Волковой С.А         «Ранняя профориентация дошкольников через...