Выступление круглого стола :Доклад на тему Работа по ранней профориентации младших дошкольников в сфере «Сельскохозяйственные профессии»
статья
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Мордовии «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»
Республика Мордовия г.Саранск ул. Транспортная ,19
ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ- Педагог 13 .ру»
Доклад на тему
Работа по ранней профориентации младших дошкольников в сфере «Сельскохозяйственные профессии»
Выполнили : слушатель КПК
Зорина Светлана Михайловна
воспитатели МБДОУ «Инсарский
детский сад «Золотой ключик»
комбинированного вида»»
Инсарского муниципального района
Республика Мордовия
Саранск 2024
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость, любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
В.А.Сухомлинский
Вступление.
«Человек – это или с детства, или никогда».
Один из видов направления деятельности формируемой участниками образовательного процесса – ранняя профориентация сельскохозяйственной направленности. Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих специалистов в различных областях экономики, потому что дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования любознательности детей и в становлении личности – как человека. Этот важный фактор позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям.
Наш детский сад находится в сельской местности, и многие родители воспитанников работают на предприятиях сельскохозяйственного производства в родном селе. Интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы дает мне возможность помочь детям узнать и полюбить труд сельских тружеников. Теоретические основы проблемы ранней профориентации тесно связаны с проблемой социальной адаптации детей в современном обществе, что актуально и важно для их дальнейшей жизни. Изучение профессий – это своего рода процесс приспособления ребенка к социальной среде и существующим экономическим отношениям. Я осуществляю систематическую работу по ознакомлению детей с миром профессий. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации и успешной адаптации в социуме.
Я понимаю, что профориентация сельскохозяйственной направленности требует планомерной, систематизированной и углубленной работы, поэтому разработала тематическое планирование, куда включила занятия, игры, беседы, экскурсии и экспериментальную работу. Исходя из выше изложенного, я определила основные задачи:
- создание адаптированной системы работы с дошкольниками по ранней профориентации посредством взаимодействия воспитанников, педагогов и родителей с социумом;
- повышение своего уровня профессиональной компетентности через изучение, апробацию и внедрение инновационного опыта работы данного направления;
- обогащение представлений детей о многообразии профессиональной деятельности на селе;
- формирование практических навыков при организации образовательной деятельности;
- активизация пропагандистской деятельности среди родителей посредством включения в воспитательно-образовательный процесс;
- создание информационного банка материалов по ранней профориентации сельскохозяйственной направленности дошкольников;
Представленный компонент реализуется в соответствии с ФГОС дошкольного образования и строится с учетом принципа интеграции образовательных областей.
Важной частью приобщения детей к фермерству и другим видам сельскохозяйственной деятельности является создание соответствующей предметно-развивающей среды:
1) подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Сельскохозяйственные профессии», в книжном уголке;
2)создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о сельскохозяйственных профессиях и орудиях труда;
3) подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с сельскохозяйственными профессиями в уголке изобразительной деятельности;
4)подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с сельскохозяйственными профессиями;
5) подбор демонстрационного материала по теме «Сельскохозяйственные профессии»;
6) подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Сельскохозяйственные профессии.
Предполагается, что используемые в работе разнообразные технологии, способствуют развитию у детей интереса к труду взрослых, постепенно расширяясь до интересов к жизни общества и своей будущей профессии.
Одной из наиболее эффективных технологий, на мой взгляд, является технология макетирования.
Так же на базе нашего детского сада мы создали мини- музей сельского хозяйства , что бы дети могли поближе познакомиться с сельскохозяйственными профессиями .
Технология макетирования позволяет реализовать принципы, утвержденные ФГОС ДО:
- индивидуализации дошкольного образования;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых;
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- партнерства с семьей.
В нашем музее есть макеты – модели, представляющие собой уменьшенные целостные объекты, которые направляют воображение ребёнка на события, происходящие внутри этих объектов. Использование игровых макетов в предметно-развивающей среде соответствует принципу интеграции образовательных областей. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в группах детей дошкольного возраста, появляется возможность решать задачу, связанную с развитием у детей сюжето-сложения и свободного выражения их индивидуально – стилевых особенностей в игре.
Макет может быть :
- Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы);
- Настольным (размер ограничивается размером стола или его части);
- Подиумным (на специальных подставках-подиумах);
- Настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний – картина.
К макету предъявляется несколько требований.:
- должен быть устойчивым и легко перемещаться с места на место
- -простота в обращении, доступность для свободного выбора и игры;
- эстетически оформлен;
- служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.
После изучения технологии макетирования был создан универсальный макет для знакомства детей с профессией фермера. Преимущество универсального макета заключается в универсальном использовании игрушек. Использование мелких игровых материалов способствует комбинированию различных событий. Игра с макетами это более высокая степень развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми. Универсальный игровой макет обладает следующими качествами:
Полифункциональностью. Используются как наглядный, так и игровой материал.
Возможностью применения макета в совместной деятельности. Используется одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициирует совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.
Знакомство с профессией фермера на примере модели животноводческого комплекса расширяет представление детей о разнообразии сельскохозяйственных профессий, знакомит их с различными видами животноводства, развивает любознательность, память, внимание и речь, а также прививает любовь к животным. Данный макет полезен для детей дошкольного возраста в средней и старшей возрастных группах. Он помогает стимулировать интерес детей к предлагаемым видам деятельности и их готовность совместно с педагогом искать пути решения проблемных ситуаций; развивает познавательные способности и элементарные представления о хозяйственной деятельности человека в сельской местности; помогает понять детям важность и необходимость каждой профессии в сельском хозяйстве.
При помощи макета у детей также формируются представления о домашних животных. Они знакомятся с их особенностями, приспособленностью к окружающей среде и умению ухаживать за ними.
Макет изготовлен из бросового материала: основа – пенопласт, постройки сделаны из картона. Для закрепления материалов к основе были использованы: клей, термопистолет.
Надо отметить, что все объекты не закреплены, и дети могут свободно перемещать их в пределах макета.
Методические приемы работы с макетом:
Беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о животных, составление коротких рассказов, отгадывание загадок, дидактические игры «Кто где живёт», «Кто что ест», «Назови членов семьи» (корова-бык-телёнок, , «Отгадай животное», «Четвёртый лишний», и другие.
Цель игр: систематизировать представления детей о домашних животных; расширить словарный запас детей, воспитать любовь к животным.
Также были выбраны игры, демонстрирующие животноводческую отрасль. Например: «Путешествие на ферму», «Помоги собрать урожай» и др.
Цель: знакомит с отраслями животноводства; формирует представления о сельскохозяйственных профессиях.
Задание :назовите отрасли животноводства и укажите, какую выгоду получают фермеры от каждой отрасли.-Коровы и козы дают фермерам молоко, куры дают фермерам яйца и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что технология макетирования является одной из наиболее эффективных технологий приобщения детей дошкольного возраста к сельскохозяйственному труду.
В заключение хотелось бы подвести итог и отметить, что детям необходимо иметь как первичные, так и углублённые знания о профессиях. Чем старше возраст дошкольников, тем более реалистичная картина должна складываться у них в голове о том, чем занимаются люди разных профессий, какую пользу обществу они приносят и с какими сложностями сталкиваются в своей работе. Безусловно, вся эта информация должна преподноситься в адаптированной для детей форме, быть максимально понятной и доступной, а также вызывать познавательный интерес и формировать мечту – быть трудоустроенным в данной сфере.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя профориентация младших дошкольников посредством игровых модулей.
данный материал поможет педагогам организовать работу по ранней профориентации младших дошкольников...

Конспект ООД по ранней профориентации старших дошкольников «Путешествие в город Профессий»
Конспект по ранней профориентации «Путешествие в город Профессий»...
Фотоотчёт фестиваля по ранней профориентации для дошкольников "Первые шаги в профессию"
23 июня в нашем детском саду прошёл фестиваль по ранней профориентации «Первые шаги в мир профессий», цель которого расширение и углубление знаний детей дошкольного возраста о профессиях, ...

«Ранняя профориентация младших дошкольников»
Профессиональная ориентация-это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии,...

мастер - класс "Использование игр для ранней профориентации младших дошкольников"
Профориентация младших дошкольников...

Программа ранней профориентации для дошкольников "Все профессии нужны, все профессии важны!"
Программа «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста» рассчитана на детей дошкольного возраста 3 - 7 лет.Реализация программы планируется через проведение непосредственно– обр...

Конспект итогового занятия по ранней профориентации младших дошкольников посредством дидактических игр
Конспект итогового занятия воспитателя Волковой С.А «Ранняя профориентация дошкольников через...
