«Пасху радостно встречаем» Познавательно - творческий проект краткосрочный ( неделя)
проект (подготовительная группа)

Юшковская Анна Александровна

Пасха – самый радостный и самый почитаемый праздник в православном мире. Празднование Пасхи - многовековая традиция, мы не должны об этом забывать. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yushkovskaya_proekt_pasha.docx48.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 17 «Светлячок».

«Пасху радостно встречаем»

Познавательно - творческий проект

краткосрочный ( неделя)

(11.04-18.04)

(Подготовительная группа)

 Воспитатель: Юшковская А.А


г. Канск

2025г.

Актуальность темы: Пасха – самый радостный и самый почитаемый праздник в православном мире. Празднование Пасхи - многовековая традиция, мы не должны об этом забывать. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Чтобы наши дети больше знали о русских народных праздниках, умели отмечать их так, как того требуют обычаи, мы разработали познавательно – творческий проект «Пасху радостно встречаем».
Анализ: Беседуя с детьми про  праздник Пасха многие дети (10) не знали ,что это самый почитаемый праздник  в православном мире и о  его  обычаях и обрядов.

Проблема :

- Недостаточно сформированы знания детей  о празднике Пасха ,его истории ,обычаями и обрядами.

-Недостаточно сформированы знания детей  к православным традициям русского народа, к народному творчеству.

Цель проекта:

- формирование у детей знаний  о христианском празднике Пасха и его традициях, обычаях и обрядов.

Задачи проекта:

-Познакомить детей с праздником Пасха;

-Развивать творческие способности;

-Воспитывать патриотические чувства к традициям нашего народа;

-Вовлекать родителей в реализацию проекта.

Участники проекта: 

Дети разновозрастной группы, родители, воспитатели.

Предполагаемые результаты:

-У детей будут сформированы представления о празднике Пасха.

-Реализованы потребности в продуктивных видах деятельности.

-Дети  имеют представление о традициях нашего народа.

-Родители  понимают значимость реализации проекта, принемают посильное участие.

Этапы реализации проекта:

п/п

мероприятие

дата

результат

Подготовительный этап

1

Составление перспективного плана

11апрель

План составлен

2

Разработка конспектов занятий

11апрель

Разработаны конспекта занятий

3

Подборка детской художественной и познавательной литературы по теме проекта

11апрель

Подобрана литература по теме проекта

4

Информирование родителей о реализации проекта

11апрель

Родители ознакомлены  с идеей проекта

5

Подбор и изготовление наглядных пособий

апрель

Подобраны иллюстрации, наглядные пособия

Основной этап

1

 Беседа «Что такое Пасха?» Пр.№1
Показ видео :"Пасха Христова история праздника для детей"

Беседа «Пасхальное яйцо» Пр.№2

14апрель

Сформированы о празднике Пасха.

2

 НОД по художественно – эстетическому развитию «Пасхальное яичко» (рисование)
Конспект НОД по познавательному развитию «Пасха – самый большой и светлый праздник».Пр.№3

15апрель

Сформированы навыки рисования.

Сформированы представления о светлом празднике Пасха.

3

Дидактические игры: «Сложи картинку пасхального яйца», «Пасхальные традиции», «Укрась яйцо к Пасхе», «Сдувание яйца», «Найди пару». Пр.№8

Разукрашивание  раскрасок на тему "Пасхальный звон"

14-17апрель

Дети познакомились с различными видами дидактических игр.

Сформировано  чувство композиции, образного мышления, творческого воображения.

4

НОД по художественно – эстетическому развитию «С Пасхой! » (аппликация).Пр.№6

17апрель

Имеют представление о празднике Пасха, развиты творческие способности.

5

Народные игры «Горелки», «Раскручивание яиц», «Катись яичко», «Катание яиц», «Кто быстрее возьмёт яйцо?», «Чоканье яйцами».Пр.№4

15-18апрель

Дети познакомились с  некоторыми видами народных  игр.

6

Чтение: А. Майков «Вербная неделя», А. Майков «Христос воскрес!», А. Блок «Вербочки», А. Плещеев «Как солнце блещет ярко…», К. Фофанов «Под напев молитв пасхальных...», В. Никифоров-Волгин «Светлая заутреня».

14-17апрель

Ознакомлены с произведениями по теме проекта.

7

 Сюжетно-ролевые игры: «Встречаем Пасху всей семьей», Идем в гости на праздник Пасхи».Пр.№7

16апрель

Дети самостоятельно готовят атрибуты для игры, распределяют роли, применяют полученные знания в игре.

8

Взаимодействие с родителями (изготовили поделки совместно с детьми по теме проекта, фото )

11апрель

Родители вовлечены в проектную деятельность.

Заключительный этап

1

Оформление группы

апрель

Оформление микросреды

2

Выставка рисунков, аппликаций.

апрель

Оформлены выставки рисунков и аппликаций.

3

Распространение опыта работы

апрель

Презентован опыт работы для других педагогов

Итог:

В результате  проделанной работы мы убедились в актуальности выбранной темы
Удетей сформировался  интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи.

Дети получили знания об обычаях и традициях праздника. Познакомились со стихами, песнями, картинами, посвященными Пасхе. Дети научились играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни.

 Список литературы :

1. прот. Балашов Б. «Великие праздники». – Клин: Христианская жизнь, 2010г.

2. Гончарова Л.Н. «Основы Православной Культуры. Программа и примерные конспекты занятий».

3. «Детский церковный календарь» В. Н. Крупин М., 2002г.

4. Егорушка. Свет Христов просвещает всех. Детский православный календарь на 2017 год. – СПб.: Издательство «Свет Христов», 2016г.

А. Наумова, Г. Калинина М., 2007г.

5. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М .:Педагогическое общество России, 2005г.

6. «Лесенка чудесенка» литературно-художественный православный календарь для детей и родителей на 2013г. Е. Баум, А. Фомкина М., 2012г.

7. Методическое пособие «Самые главные праздники» О. М. Потаповская М., 2004г.

8. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений «Основы христианской культуры» С. Афанасьева 2002г.

9. Основы православной культуры для детей дошкольного возраста. Сост. О. Харитонова, под. ред. прот. В. Дорофеева. – М.: Издательский дом «Покров», 2002г.

10. Учебно-методическое пособие для педагогов детских садов «Мир – прекрасное творение» Л. П. Гладких


Приложения к проекту «Пасху радостно встречаем».

Приложение №1
Беседа «Что такое Пасха?».
Цель: ознакомление детей с таинством Пасхи.
Ход беседы:
Воспитатель: Пасха - Светлое Христово Воскресение, «праздник праздников», «торжество торжеств». Древнейший и самый важный христианский праздник. Готовились к нему 49 дней. А неделя перед Пасхой называлась Великой, или Страстной. Великий Четверг (чистый четверг) - день духовного очищения, принятия таинства причастия. Страстная Пятница - напоминание о страдании Иисуса Христа, день печали. Великая Суббота - день ожидания, в церкви уже читают Евангелие о Воскресении. Пасха - воскресенье, когда мы празднуем Воскресение Спасителя.
Воскресение Христово!
Это значит - Он Воскрес!
Удели Ему два слова,
Он глядит на нас с небес.
Он всё может,
Всё, что хочешь,
Лишь бы правильно вести
Жизнь свою,
И Он поможет,
Только верь в Него и чти!

Воспитатель: Сын Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей. Он проповедовал Любовь и Царство Небесное, создавал много чудес, исцелял и воскрешал людей.
Появлению Христа многие радовались. Но были и те, которые не верили в его святость. Иуда, один из учеников Господа, решил передать Христа этим злым людям. Он подошёл к своему Учителю и поцеловал Его. Это был знак. Иисуса немедленно взяли под стражу. А Иуда за это получил 30 серебряных монет. Таким образом, он продал своего Учителя.
Иисуса допрашивали перед высшим иудейским судом. Старейшины и судьи искали доказательства, чтобы осудить Иисуса. Над ним издевались, но он терпел.
В конце концов, Его осудили на смертную казнь. Это было страшное событие. Иисуса распяли на кресте на горе Голгофа. Когда он умер, земля вздрогнула, начали распадаться скалы. (показ иллюстраций) Это произошло в пятницу. Теперь мы этот день называем Страстной Пятницей. В этот скорбный день надо молиться.
Когда прошла суббота, ночью, на третий день после своих страданий, Господь Иисус Христос ожил, воскрес из мёртвых. В воскресенье утром пришли женщины с благовониями, чтобы смазать тело Спасителя. Но вместо Него увидели Ангела. Он известил о Воскресении Господнем: «Не бойтесь. Я знаю, что вы ищете распятого Иисуса. Но не следует искать Живого среди мёртвых. Он воскрес, как и обещал вам. Идите и расскажите ученикам Иисуса, что Он воскрес из мёртвых и ждёт их». Радость охватила людей. С тех пор мы празднуем Пасху.
Христос воскрес! Христос воскрес! Исчезла ночи мгла.
Сияет светом звон небес, поют колокола.
Поют о празднике любви, о чуде из чудес:
Восстал Господь из недр земли!
Христос, Христос воскрес!

Воспитатель: Господь победил смерть и показал, что для тех, кто в Него верит и живёт согласно Его заповедям, нет ни смерти, ни ада.
С Чистого Четверга начинается любимое действо - раскрашивание и роспись яиц. В простые узоры вложено много смысла. По традиции, готовые крашанки и писанки складывали, на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда - на нежно-зелёные листья салата, которые специально выращивали к празднику. (показ иллюстраций)
В ночь Воскресения Христа происходит праздничное богослужение (Пасхальная Служба Божья). В красивых корзинах в церковь несут разные кушанья - куличи, сыр, масло, которые символизируют благополучие, писанки и крашанки. В корзину кладут соль - символ мудрости. Торжественная процессия с певчим и священником благословляет людей.
Вернувшись, домой, люди разговляются - едят вкусную пищу после Великого поста. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости и вечери Господней. На пасхальный завтрак собираются самые близкие родственники. Хозяин подходит к гостям с пожеланиями и словами «Христос воскрес!», а потом целует каждого. Отвечать надо так: «Воистину воскрес!» Свячёное яйцо нарезают на столько частей, сколько присутствующих лиц. На столе горит свеча как напоминание о светлости этого дня. Начинать пасхальный завтрак обязательно надо с кулича. Даже крошки этого хлеба, которые упали на пол, ни в коем случае нельзя выбрасывать. Всю Светлую неделю, длится праздник.
С Пасхи начинается сезон весенних игр. Начинается он с игр с пасхальными яйцами: их катают с каточков, бьются ими. В эти же дни в деревнях навешивались качели, наступала пора развлечений на качелях, хороводов.
Воспитатель: Предлагаю поиграть.

Игра «Катись яичко»
Дети встают по кругу и передают друг другу яйцо со словами
Ты катись, катись яичко,
Быстро, быстро по рукам,
У кого сейчас яичко - тот сейчас станцует нам.
После этих слов, тот ребенок , у которого оказалось яичко в руках - танцует под русскую народную мелодию

.
Приложение№2
Беседа «Пасхальное яйцо».

Цель: формирование знаний детей о пасхальном яичке.
Ход беседы.
Воспитатель:Ребята, нашу беседу, я хочу начать с загадки. Послушайте внимательно и отгадайте.
Знают все, на Пасху мы,
Светить ходим куличи.
А еще красим его,
Символ Пасхи ведь... (яйцо)
Воспитатель:Яйцо – самый главный и важный символ Пасхи. Его значение ясно – продолжение рода, новая жизнь и возрождение. Пасхальные яйца называют крашенки и писанки. Крашенки- это окрашенное вареное яйцо. Писанки - это яйцо, покрытое разноцветными узорами.
Почему же на Пасху принято красить яйца? И чем расписывают яйца? (Ответы детей)
Воспитатель: Существует несколько верований и объяснений тому. Библейская история. Мария Магдалина, после воскресения Иисуса, решила с этой благой вестью придти к римскому императору Тиберию. А в качестве небольшого подарка взяла с собой обычное куриное яйцо, символизирующее с давних времен возрождение и чудо. Тиберий, услышав из уст Марии Магдалины рассказ о чудесном воскрешении Иисуса, лишь рассмеялся в ответ и ответил, что это невозможно, как и то, что это яйцо станет красным. И в тот же миг, как подтверждение случившемуся чуду, яйцо в руках Марии Магдалины становится красным. По другой притче, красный цвет пасхального яйца символизирует цвет крови Иисуса. А еще есть предположения, что яйца начала разрисовывать и красить Дева Мария еще для младенца Иисуса, чтобы развлечь его.
Физкультминутка «Весна».
На лужайке поутру мы затеяли игру. (дети встают в круг, берутся за руки)
Я – подснежник, ты – вьюнок, (правая рука вперед, вправо; левая рука вперед, влево)
Становитесь в наш венок.
1, 2, 3, 4 - Раздвигайте руки шире. (дети взявшись за руки становятся в круг)
А теперь мы ручейки, побежим вперегонки. (дети бегут по кругу).

Воспитатель: Еще история, почти сказка. Раньше некоторые народы верили в то, что мир произошел от золотого яичка (а так как золото было червонным, то и цвет яйца был красным или бордовым), которое снесла необычная жар-птица. Само яйцо стало символом пищи и тепла, оно было прообразом Вселенной и жизни в ней. Но со временем люди перестали чтить жар-птицу и разбили золотое яйцо. И тогда, в наказание, впервые на землю пришла зима (смерть). Женщины после этого в период возрождения природы – весной, стали красить обычные яйца в красный цвет, чтобы не забывать о произошедшем.

Игра «Раскручивание яиц».
Ребята по команде раскручивают крашеные яйца.
Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.

Воспитатель: Существует еще одна легенда, которая пришла к нам из Древнего Рима. Говорят, что перед рождением императора Марка Аврелия, еще в 121 году до н.э., курица снесла необычное яйцо с красными яркими точками на скорлупе. После этого римляне стали самостоятельно красить куриные яйца в красный цвет и преподносить друг другу, как символ счастливого предзнаменования. Но самое практичное объяснение такое. Перед Пасхой идет самый длинный и строгий сорокадневный пост, в котором употребление яиц в пищу исключается. Но курочки этого не знали и продолжали ответственно нести яйца. Крестьяне стали варить снесенные яйца, чтобы те смогли сохраниться до праздника (хотя здесь довольно спорный вопрос – неужели вареные яйца лучше хранятся, чем сырые?). А чтобы не возникало путаницы между вареными и сырыми яйцами, то их варили в шелухе лука и отварах трав и коры.

Приложение №3

Конспект НОД по познавательному развитию «Пасха – самый большой и светлый праздник».
Задачи:

- познакомить детей с православным праздником «Пасха», с его историей;
- воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Ход НОД.
Воспитатель: Пасха - древнейший и самый важный христианский праздник. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет.
В лужах солнышко искрится,
Верба пухом зацвела,
«Живы, жить!» — щебечут птицы,
И поют колокола.
На столе кулич душистый,
Горка крашеных яиц.
В этот праздник светлый, чистый.
Не увидишь хмурых лиц.
Говорят: «Христос Воскресе!»,
«Да, воистину воскрес!»
Разрывая тьмы завесу,
К людям он сошёл с небес.
Жив Христос, и верят люди:
Коль расстанемся со злом,
Жизнь продлится. Вечным будет
Мир с любовью и добром!
(Автор: Шаламонова Елена)

Воспитатель: Пасха всегда занимала особое место в духовной жизни людей, поскольку с ней были связаны представления о вечном обновлении жизни, о возрождении и очищении человеческой души. К Пасхе люди готовились очень долго (7 недель), и эта подготовка называется Великий Пост. В течение всей этой седмицы во всех домах трудились, не покладая рук: женщины и девушки белили печи, мыли и скоблили столы, лавки и полы, вытирали мокрыми тряпками пыльные стены, обметали паутину, перемывали всю домашнюю утварь и вообще вычищали всю грязь, накопившуюся в доме. Мужчины заготовляли дрова для пасхального костра, а также хлеб и корм для всей скотины на всю Светлую седмицу, чтобы потом в праздник не приходилось хлопотать, и все было бы под рукой. Разгар всех этих работ приходился обычно на Чистый четверг, в этот день все обязательно парились в банях для красоты и здоровья, мыли маленьких детей и даже поросят, чтобы «весь год чистыми были».
Но и еще в это время каждый человек должен серьезно задуматься о себе, о своих поступках – хороших и плохих, о своих делах – добрых и не очень, он должен понять, что он сделал плохого, и исправить это. Во время поста на Руси не отмечали веселых, шумных праздников, не играли свадеб.
По старинному русскому обычаю вечером перед Пасхой все отправлялись в храм, где всю ночь шла большая служба. Вместе с родителями не спали в эту ночь и дети, их тоже брали в храм на праздник. В Пасхальное воскресение во всех церквях звонят колокола. Звонят по особому, торжественно. Этот звон зовется Пасхальный благовест. Послушайте.

Прослушивание музыкальной записи «Пасхальный благовест»

Воспитатель: В день Пасхи люди поздравляют друг друга. В церквях, домах, на улицах, здороваясь, они радостно говорят: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!». Это называется «христосоваться». Все накрывают праздничные столы, где главными угощениями были куличи и крашеные яйца.
Даже существует легенда:
В день воскресения Иисуса Христа одна женщина шла на базар с корзинкой яиц и всем рассказывала, что случилось чудо, Иисус Христос воскрес. На ее пути встретился мужчина, он удивился, не поверил ее словам и сказал, если Иисус воистину воскрес, пусть твои яйца станут разноцветными! Не прошло и минуты, как яйца в корзинке стали разноцветными. С тех пор в Пасху принято христосоваться, то есть обмениваться яйцами (символами новой жизни), говорить Христос Воскрес, а отвечать - Воистину Воскрес!
Светлеет небо, льется свет,
Он наступил — святой рассвет:
И будет все вокруг сиять,
И будут люди повторять:
— Случилось чудо из чудес,
Вы, видите — Христос Воскрес!

Воспитатель: Да, праздник Пасхи на Руси принято красить яйца. Их расписывали всеми цветами радуги.
«Крашенка» - так называются окрашенные в один цвет яйца. Посмотрите, пожалуйста, на мои «крашенки» (показ). Яйца, расписанные узорами – «писанки». Посмотрите, вот и они. (показ) Узор может быть самый необычный. А яйца, расписанные пятнами, - «крапинки». В последнее время появились и более современные методы украшения яиц. Рукодельницы даже научились вышивать на них. Стали обвязывать яйца нитками на крючке или оплетать бисером.
Крашеные яйца в Пасху освящали в церкви и съедали в первую очередь – «разговлялись». Первое полученное яйцо считалось священным, и его сохраняли целый год.
С Пасхи на Руси начинались веселые развлечения: и стар, и млад, катались на каруселях, водили хороводы, на улицах пели русские народные песни, играли в народные игры. Вот и мы сейчас поиграем в русскую народную игру.

Русская народная игра «Горелки».
Считалкой выбирают водящего-горелку. Остальные игроки делятся на пары. Пары встают друг за другом, а перед ними, примерно за три-пять метров от первой пары встает «горельщик». Это расстояние обозначают чертой. Все дети хором произносят слова:
Гори-гори ясно, чтобы не погасло
Глянь на небо, направо - налево,
Птички летят, колокольчики звенят!
Гори, не воронь, беги как огонь!

Как только прозвучали слова «беги как огонь!», последняя пара должна рассоединить руки и бежать по разные стороны колонны. Их задача – опять взяться за руки. Но сделать они это могут, только после того, как пересекут черту, где стоит «горельщик». «Горельщик» старается не допустить этого и поймать кого-нибудь из пары. Если ему это удается, то он с пойманным игроком становится первой парой, а оставшийся в одиночестве игрок становится новым «горелкой». Если пара смогла соединиться, то она становятся первой в колонну, а «гореть» продолжает все тот же водящий.
Воспитатель: О каком русском народном празднике мы говорили сегодня? Что вы нового узнали? Дорогие ребята, пусть на вашем пути встречается много людей, которым бы мы хотели сказать «Христос воскрес!» и в ответ услышать «Воистину воскрес!». Пусть праздник Пасхи вызывает у всех людей нашей страны и мира только добрые воспоминания. Пусть щедрым будет всегда праздничный пасхальный стол, а колокольный звон будет радостным и торжественным.

Приложение №4

Описание народных игр, используемых в работе над проектом.
«Горелки».
Считалкой выбирают водящего-горелку. Остальные игроки делятся на пары. Пары встают друг за другом, а перед ними, примерно за три-пять метров от первой пары встает «горельщик». Это расстояние обозначают чертой. Все дети хором произносят слова:
Гори-гори ясно, чтобы не погасло,
Глянь на небо, направо - налево,
Птички летят, колокольчики звенят!
Гори, не воронь, беги как огонь!
Как только прозвучали слова «беги как огонь!», последняя пара должна рассоединить руки и бежать по разные стороны колонны. Их задача – опять взяться за руки. Но сделать они это могут, только после того, как пересекут черту, где стоит «горельщик». «Горельщик» старается не допустить этого и поймать кого-нибудь из пары. Если ему это удается, то он с пойманным игроком становится первой парой, а оставшийся в одиночестве игрок становится новым «горелкой». Если пара смогла соединиться, то она становятся первой в колонну, а «гореть» продолжает все тот же водящий.

«Катись яичко»
Дети встают по кругу и передают друг другу яйцо со словами
Ты катись, катись яичко,
Быстро, быстро по рукам,
У кого сейчас яичко - тот сейчас станцует нам.
После этих слов, тот ребенок , у которого оказалось яичко в руках - танцует под русскую народную мелодию.

«Раскручивание яиц».
Ребята по команде раскручивают крашеные яйца.
Чьё яйцо дольше покрутится, тот и победитель.

«Кто быстрее возьмёт яйцо?»
Несу вам яйца расписные -
Непростые, золотые!
Кто быстрей возьмёт яйцо,
Тому достанется оно.
(Раскладывают яйца, на одно меньше, чем игроков. Под музыку дети танцуют, с окончанием её каждый берёт по яйцу. Тот, кому не досталось, выбывает. Играют, до тех пор, пока не останется один - победитель.)

«Катание яиц».
Ребята по очереди скатывают яйца с горки и чьи яички сталкиваются, те дети дарят друг другу улыбку и обнимаются.

«Чоканье яйцами».
Это тоже старинная русская забава: стукая тупым или острым концом крашеного яйца яйцо соперника, человек старается выиграть как можно больше целых яиц. Если яйцо треснуло – проиграл!

Приложение №5



Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию «Пасхальное яичко» (рисование).
Задачи:
- познакомить детей с обычаями красить яйца;
- развивать творческие способности;

- воспитывать уважение к традициям русского народа;
- воспитывать чувство композиции, образное мышление, творческое воображение.
Материалы: трафареты яиц разного цвета; гуашь; баночки с водой; кисточки; иллюстрации.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Очень важный элемент —
Белое яйцо,
Проведя эксперимент,
Красят все его.
Для чего и почему,
Знают все прекрасно,
Потому что тихим шагом,
К нам приходит ... (пасха)

2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему красят яйца на Пасху? (Ответы детей) Яйцо – это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца - уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо – символ солнца, нового дела, новой жизни.
Яйца всегда расписывали женщины. Занимаясь росписью яиц, они связывали с этим свои надежды и пожелания, которые вплетались в наносимый узор. Так из поколения в поколение складывались и передавались орнаменты и рисунки. (Показ иллюстраций). Для того, чтобы покрасить пасхальные яйца, наши предки использовали растительные красители, которые заготавливали заранее из дубовой и яблоневой коры, ольховых шишек, луковой шелухи, свекольного отвара, зеленой ржи, крапивы и т. д.)
У каждого цвета было свое значение: Красный цвет - знак счастья, желтый - знак солнца, зеленый цвет - знак жизни, голубой цвет - знак неба, синий цвет - цвет ночи и таинства, коричневый цвет - цвет земли. Орнамент пасхальных яиц был самым разнообразным: геометрическим, растительным, изображающим мир животных и птиц.
Крашенки в древности называли яйца - сваренные вкрутую, и покрашенные в один цвет. А еще существовали и другие яйца, которые служили магическим оберегом в течение всего года. Они расписывались вручную и были непременно сырыми, такие яйца назывались - Писанками. На писанках орнамент выполнялся очень четко и точно. Ну а если орнамент был нарушен, то в народе такие яйца назывались - Малеванками. Окрашенные яйца клали на пророщенную пшеницу, которую заранее сеяли и украшали пасхальный стол.
Раскрашенные яйца по древним поверьям, пасхальные яйца оберегают от зла, а потому так приятно подарить их друзьям, родным или близким как символ любви и жизни.
Посмотрите сколько у нас уже раскрашенных яиц разложено на столе: и красных, и желтых, и с узором, и без узора. Вот и я вам предлагаю раскрасить вот эти яйца и подарить своим родителям, как оберег от всего плохого. Но сначала разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «В лужах солнышко искрится».
В лужах солнышко искрится, Пальчиками двигают.
Верба пухом зацвела,
Живы, жить!» - щебечут птицы. Показать клювики пальчиками.
И поют колокола. Движение кистями.
На столе кулич душистый, Показать кулич.
Горка крашеных яиц. Показать горку яиц.
В этот праздник светлый, чистый. Соединить поочередно пальцы обеих рук.
Не увидишь хмурых лиц.
Воспитатель: Отдохнули, а теперь пройдите на рабочие места.

Дети раскрашивают яйца. Звучит тихая, спокойная музыка.

3. Рефлексия
Воспитатель: Вы все молодцы! Какие красивые, праздничные яички у вас получились? Какие, вам нравятся больше всего? Почему? Кому вы подарите свои яички?

Приложение №6

Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию «С Пасхой! » (аппликация).
Задачи:
- познакомить детей с историей и традициями праздника Пасха;
- развивать творческие способности детей, мелкую моторику рук;
- воспитывать любовь и уважение к традициям своего народа;
- воспитывать доброжелательные отношения к окружающим.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, нашу беседу, я хочу начать с пословицы.
Где кулич и тесто, тут и наше место!
- На какой праздник, пекут куличи? (Ответы детей)

2. Основная часть.
Воспитатель: Пасха – это праздник, посвященный Воскресению Иисуса Христа. Это праздник символизирует победу добра над злом, жизни над смертью, торжество весны, солнца, тепла над зимним холодом.
Пасха - самый главный христианский праздник, длится целую неделю, и вся эта неделя была заполнена различными играми, развлечениями, хождениями в гости. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес из мертвых.
Обычай обмениваться на пасху красными яичками, говоря: «Христос Воскрес!» давний. Считалось, что яйцо – знак жизни, а в красный цвет его красили потому, что Христос своей кровью даровал нам жизнь вечную. Дарение считалось знаком того, что ты прощаешь человеку все обиды, что он тебе приятен, что ты не держишь на него зла.
К встрече этого праздника готовились заблаговременно. В каждом доме убирали, чистили, стирали, готовили специальную обрядовую еду. Кто знает, что это за еда? (Ответы детей)
Воспитатель:Она включает в себя куличи, пасху из творога и крашеные яйца. Главный символ праздника крашеное яйцо. Каждая хозяйка стремилась наварить побольше яиц и обязательно их покрасить.
Я предлагаю вам сделать пасхальную открытку. А использовать будем технику квиллинг, скатывание салфеток, простую аппликацию.(Показ приемов работы)
Воспитатель: Но перед тем, как мы приступим к работе, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Стол пасхальный накрываем, (Разводим руками в стороны)
Веткой вербы украшаем. (Пальцы «веером»)
Из печи несём куличики, (Показ ладошками)
А от курочки — яички. (Соединяем большой палец с остальными по очереди)
Дай нам, курочка, яичко простое,
Мы его распишем — будет золотое. (Раскрашиваем в воздухе)

Воспитатель: Пальчики размяли, приступаем к работе.

Дети делают пасхальную открытку.

3. Рефлексия
Воспитатель: О каком русском народном празднике мы говорили сегодня? Что вы узнали нового о праздновании Пасхи? Всё ли у вас получилось? Были ли трудности?
- Молодцы, вы потрудились все очень хорошо, а результат вашей работы, это ваши замечательные открытки.


Приложение №7

Описание сюжетно - ролевых игр, используемых в работе над проектом.

Сюжетно-ролевая игра «Идем в гости на праздник Пасхи».
Цель: воспитание у детей гостеприимства и доброжелательности.
Ход игры: Делятся дети на две семьи. Одна семья ждет гостей, другая собирается в гости. Берут с собой крашеные яички, пасхальный кулич, подарки. В гостях должны быть вежливыми и доброжелательными, и обязательно с хорошим настроением. А семья, которая пригласила в гости должна быть гостеприимной. Пришли гости, приглашают их за стол. За столом должны быть аккуратными, добрыми, вежливыми, опрятными.

Сюжетно-ролевая игра «Встречаем Пасху всей семьей».

Цель: воспитание уважения к традициям русского народа.
Ход игры: Воскресение, вся семья собралась за праздничным столом. Семейная трапеза начинается с освященного яйца: его кусочек дают каждому, кто сидит за столом. После этого всем дают по ложке творожной пасхи и куску кулича. Потом на стол ставят другие блюда, приготовленные в честь праздника, и начинается радостное застолье.

Приложение №8
Дидактических игр, используемых в работе над проектом.

«Сложи картинку пасхального яйца»
Цель: развитие умения видеть целостность предметов
Ход игры: Складывание пазл.

«Пасхальные традиции»
Цель: развитие слуха и внимания
Ход игры: Я перечисляю все традиции, дети хлопают, которые пасхальные.

«Укрась яйцо к Пасхе»
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Ход игры: Игроки выбирают себе картонную заготовку определенного цвета. Затем вставляют ленту в отверстие и завязывают бантик. По своему усмотрению составляют узор из отдельных элементов.

«Сдувание яйца».
Цель: поддерживание в детях чувство пасхальной радости.
Ход игры: Необходимо подготовить яйцо для игры. Для этого в сыром яйце пробиваем небольшое отверстие и выливаем из него содержимое. Кладем пустое яйцо в центр стола. Все гости - дети и взрослые - садятся вокруг стола как можно плотнее друг к другу, делясь на две команды. На счет «три-четыре» одна из команд начинает дуть на яйцо. Каждый игрок пытается сдуть его на противоположный конец стола, так, чтобы, в конце концов, оно упало на пол. Вторая команда должна сопротивляться и изо всех сил сдувать яйцо в сторону соперников.

«Найди пару».
Цель: развитие внимания.
Ход игры: Раздаются карточки с яичками. Нужно найти два одинаковых яичка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект "Театральная неделя".

Театр – всегда праздник. С ним связаны радость, веселье, яркие впечатления, новые чувства. А как интересно быть не только зрителем, но и участником спектакля! Театр является одной из самых ярких красо...

Познавательно-творческий проект «Масленичная неделя или прощание с зимой»

Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица)....

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА «КНИЖКИНА НЕДЕЛЯ» в первой младшей группе

Дети младшего возроста в недостаточной степени имеют представление о книге, её важном значение в жизни человека. Не владеют обобщающим понятием о книге, не умеют состовлять рассказы, так как удетей бе...

познавательно-творческий проект Краткосрочный проект "Осенние истории"

Проект «Осенние истории»для детей второй младшей группы.Вид проекта: исследовательски-творческий.Продолжительность: сентябрь – ноябрь.Сроки проведения: 01.09.201...

Краткосрочный познавательный, творческий проект «Разноцветная неделя»

Совместная деятельность детей, родителей, воспитателей по сохранению и укрепления физического и психического здоровья...

проект "В стране снеговиков" Познавательный, творческий проект (краткосрочный 16.01.2023 – 21.01.2023 г.)

18 января отмечается Международный день Снеговика. Все знают, кто такой снеговик, но мало кому известно, кто придумал его, а ведь этой зимней забаве уже не одно столетие....

"Моя любимая мамочка". Познавательный, творческий проект (краткосрочный 22.11.2021 – 26.11.2021 г.)

 Мать считается хранительницей семьи. И, конечно, же, именно мама играет важную роль в жизни каждого человека. Формирование отношений между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет бо...