статья
статья

Митрофанова Виктория Владимировна

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Приводится анализ понятия «функциональной грамотности», рассматриваются способы ее формирования, способствующие образованию знаний и навыков при реализации реального общения.

Ключевые слова: функциональная грамотность, дошкольники, формирование, педагогические условия, процесс формирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Приводится анализ понятия «функциональной грамотности», рассматриваются способы ее формирования, способствующие образованию знаний и навыков при реализации реального общения.

Ключевые слова: функциональная грамотность, дошкольники, формирование, педагогические условия, процесс формирования.

Повышение качества образования является приоритетным направлением и целью, которая призвана обеспечить устойчивое развитие общества. В 2024 году был принят Указ Президента Российской Федерации, согласно которому к 2030 году Российская Федерация должна войти в десятку ведущих стран с высоким качеством образования. Главной задачей образования, в этой ситуации, становится формирование гармонично развитой личности, с высокой социальной ответственностью [4]. Для личности также представляют особую значимость такие качества, как самостоятельность, умение изучать и саморазвиваться, отдельно необходимо обращать внимание на социокультурную компетентность. Данные аспекты можно рассматривать в качестве основных признаков функциональной грамотности.

В многочисленных исследованиях достаточно часто обращается внимание на проблематику восприятия самого понятия «функциональная грамотность», поскольку на различных ступенях обучения данное понятие имеет различные трактовки:

– Б.С. Гершунский рассматривает функциональную грамотность в качестве особого вида взаимосвязи между образованностью, профессиональной компетентностью, культурой поведения личности [5];

– В.А. Ермоленко подразумевает, что функциональная грамотность связана с интегрированным образованием, в состав которого входят все потребности личности и общества [6];

– С.А. Крупник рассматривает функциональную грамотность в качестве меры оценки «качества жизни человека в обществе» [7];

– А.В. Хуторской понимает под функциональной грамотностью особый инструментарий, применяемый в отношении универсальных видов деятельности [13];

– Л.М. Перминова раскрывает функциональную грамотность как набор определенных действий, необходимых для повседневной жизни, поведения, при этом круг таких действий может быть сведен к инварианту [9];–

– А.А. Леонтьев понимает под функциональной грамотностью набор знаний, который используется для решения наиболее широкого круга жизненных задач, связанных с различными областями деятельности человека [8].

Предлагаемые определения «функциональной грамотности» могут быть применены не только в отношении школьников, но и в отношении детей дошкольного возраста. В данной ситуации следует также учесть исследования, проведенные Л.С. Выготским [3], С.Л. Рубинштейном [10], Б.М. Тепловым [12], которые отмечали высокую степень сензитивности дошкольников, основываясь на психических функциях и закономерностях развития личности.

В отношении дошкольников под «функциональной грамотностью» необходимо понимать сразу несколько ключевых аспектов:

– И.Г. Галянт отмечает, что функциональная грамотность дошкольников предполагает использование определенного способа социальной ориентации самого дошкольника, что помогает ему использовать собственные знания, умения при необходимости реализовать самостоятельную деятельность [4];

– Н.Ф. Виноградова отмечает, что функциональная грамотность дошкольников подразумевает реализацию базового образования, для которого характерно успешное взаимодействие с окружающей средой [1];

– М.В. Савченков отмечает, что функциональная грамотность дошкольника должна включать в себя ряд качеств: критическое мышление, творческие способности, умение работать в команде, способность общаться с окружающими [11].

Следовательно, обобщая представленные определения, можно прийти к выводу, что функциональная грамотность дошкольников подразумевает умение использовать определенные знания и навыки, которые были получены ранее в условиях более реального общения. Кроме того, важен процесс взаимодействия с окружающими и, в первую очередь, со взрослыми, что позволяет учесть моральные нормы, нравственные ценности, установленные в качестве базовых в конкретном обществе.

При определении моделей, связанных с образовательной деятельностью дошкольников, ориентированной на формирование функциональной грамотности, необходимо обратить внимание на базовые компоненты, которые и определяют эффективность выполняемой работы. К числу таких компонентов относятся знания, умения, отношения, ценности [2, с. 7]. Умение и возможности, связанные с их генерацией, взаимосвязаны с функциональной грамотностью, которая способна проявляться в действиях. Следовательно, каждая педагогическая практика должна быть максимально ориентирована на практическую деятельность, результатом которой становится выбор определенной формы обучения и воспитания через совместное сотрудничество, продуктивное развитие поисковой активности, оценочность самостоятельности дошкольников. Особое внимание необходимо уделять работе с родителями, которая носит консультационный характер [8]. Подобная работа может быть организована в форме тренингов, вебинаров. Совместная работа с родителями позволяет ребенку непрерывно получать необходимые знания, связанные с различными областями деятельности. Следовательно, процесс формирования специализированных предпосылок по формированию функциональной грамотности должен быть более интенсивным.

Для определения особенностей реализации процессов формирования функциональной грамотности у дошкольников необходимо было проанализировать деятельность воспитателей муниципальных дошкольных образовательных учреждений. В результате анализа были сделаны следующие выводы:

– большинство воспитателей дошкольных учреждений имеют представление о том, что такое функциональная грамотность, каким значением обладает данное явление;

– стоит отметить, что незначительная часть педагогических работников дошкольных учреждений имеют четкие представления о том, какими способами и методами необходимо пользоваться для формирования функциональной грамотности, большая же часть воспитателей используют только некоторые, наиболее распространенные способы и технологии, ориентированные на формирование функциональной грамотности у дошкольников [9]. Безусловно, подобное положение является отрицательным и предполагает проведение дополнительной методической работы с воспитателями, ориентированной на проведение мастер–классов по формированию функциональной грамотности у дошкольников.

– основная проблема, с которой чаще всего сталкиваются воспитатели, – это нехватка методического обеспечения, связанного с формированием функциональной грамотности дошкольников.

В результате можно прийти к выводу, что для большинства воспитателей дошкольных учреждений основную трудность составляет именно нехватка методического обеспечения. Многие воспитатели не имеют четкого представления о самом понятии «функциональная грамотность», в результате чего возникают сложности с реализацией способов и технологий формирования определенных категорий навыков и умений, что становится основанием для низкого уровня эффективности педагогической деятельности.

При формировании функциональной грамотности образовательная деятельность воспитателя должна быть направлена на познавательное развитие, социально–коммуникативное и художественно–эстетическое развитие. Основная образовательная программа отображает указанные направления. Также и программы по дополнительному образованию дошкольников ориентированы на указанные виды развития. Сам воспитатель должен организовать образовательную деятельность таким образом, чтобы она была ориентирована на формирование полноценной личности, отвечающей требованиям установленных в обществе социальных отношений. Данное положение представлено в исследовательских работах [2, с. 66].

При проведении анализа психолого–педагогической литературы по проблеме формирования функциональной грамотности у дошкольников можно выделить ряд педагогических условий:

– результаты педагогической деятельности должны быть ориентированы на формирование понимания отношений, ценностей и норм, установленных культурой общества;

– образовательная деятельность воспитателя по формированию функциональной грамотности должна быть реализована в формате учебных ситуаций, которые инициируют практическую деятельность дошкольников, в результате будет происходить активизация познавательной деятельности, а сам дошкольник сможет получить необходимый опыт решения проблемных ситуаций, позитивного поведения;

– содержание предметно–развивающей среды также должно быть ориентировано на представление совокупности источников информации, связанных с функционированием проблем;

– для методического сопровождения необходимо проводить большее количество мастер–классов, вебинаров, что позволит повысить уровень осведомленности педагогов и воспитателей о способах и технологиях формирования функциональной грамотности у дошкольников. При взаимодействии педагогов могут быть организованы различные мероприятия, что способствует стимулированию интересов и мотиваций для самообразования и повышения уровня самостоятельной работы по выбору форм и методов работы с детьми.

– организация информационно–просветительской работы с родителями также должна проводиться в активной форме. Работа в рамках мастер–классов, консультаций, вебинаров, совместных с детьми мероприятий позволит существенно повысить уровень функциональной грамотности у дошкольников.

Таким образом, функциональная грамотность представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, которые ребенок использует для решения поставленной задачи. Современное положение таково, что многие воспитатели не способны использовать существующие методы, средства и технологии в силу отсутствия необходимых навыков. Следовательно, необходимо проводить активную работу в плане методического просвещения, что положительно скажется на эффективности формирования функциональной грамотности у дошкольников.

Список литературы:

1. Виноградова, Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника / Н.Ф. Виноградова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова. – М.: Вентана–Граф, 2018. – 286 с.

2. Винокурова, Н.В. Развитие интеллектуальных умений детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования / Н.В. Винокурова, С.И. Васенина, О.В. Мазуренко // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 75. – С. 63-69.

3. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2019. – 352 с.

4. Галянт, И.Г. Музыкальное развитие детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования / И.Г. Галянт. – Челябинск: Цицеро, 2014. – 168 с.

5. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершунский. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 512 с.

6. Ермоленко, В.А. Функциональная грамотность как основа образовательной компетентности / В.А. Ермоленко // Педагогика. – 2015. – № 5. – С. 45–50.

7. Крупник, С.А. Психологические основы формирования функциональной грамотности / С.А. Крупник. – М.: Академия, 2007. – 224 с.

8. Леонтьев, А.А. От психологии чтения к психологии обучения чтению / А.А. Леонтьев // Материалы 5–й Международной научно–практической конференции. – 2002. – С. 112–118.

9. Перминова, Л.М. Формирование функциональной грамотности учащихся: культурологический подход / Л.М. Перминова. – М.: Московский институт открытого образования, 2009. – 131 с.

10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2022. – 720 с.

11. Савченков, М.В. Формирование функциональной грамотности у дошкольников / М.В. Савченков. – М.: Просвещение, 2020. – 144 с.

12. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б.М. Теплов. – М.: МПСИ, 2009. – 640 с.

13. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А.В. Хуторской // Эйдос. – 2002. – С. 15-16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...