Кружок по художественно – творческому развитию детей младшего дошкольного возраста « Нетрадиционная техника по аппликации, рисовании и лепки» « Солнышко»
методическая разработка (младшая группа)
Пояснительная записка
В дошкольные годы у ребенка развивается чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности. Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 29 Золотая рыбка» Городского округа « Город Якутск».
Утверждаю
Заведующая МБДОУ д/с № 29
« Золотая рыбка»
_________________________
Кружок по художественно – творческому развитию детей младшего дошкольного возраста
« Нетрадиционная техника по аппликации, рисовании и лепки»
« Солнышко»
Режим работы кружковой деятельности
« Солнышко»
Дата | Время |
Среда | 15:30 – 15.50 |
Руководитель: Комарова О. В. ________
Пояснительная записка
В дошкольные годы у ребенка развивается чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности. Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование. Рисование является важным средством эстетического воспитания. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Нам взрослым, необходимо пробудить в ребёнке положительные эмоции и чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребёнка в рисовании, побуждает интерес к исследованию изобразительных возможностей ребёнка в рисовании, возможностей материалов, и как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
Также и аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, ватные диски, крупы, ткани и т.д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по художественному творчеству весьма актуальна, поэтому необходимо уделить особое внимание занятиям по лепке, так как именно лепка способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Работа с пластилином - это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей.
И лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия по лепке дают уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Задачи кружковой работы
- Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве.
- Развивать творческие способности детей.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Формировать умение оценивать созданные изображения.
- Воспитывать аккуратность, усидчивость, целенаправленность. развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
- воспитание навыков аккуратной работы с бумагой
- воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
- Формировать интерес к лепке.
- Учить техническим приемам работы с пластилином и подручными инструментами.
Перспективный план работы кружка « Солнышко»
2025– 2026г.
Месяц | Тема занятия | Цель | ||
Сентябрь №1. | «Знакомство с кисточкой и краской, пластилином и бумагой» | Вызвать интерес к рассматриванию иллюстраций в детских книгах; познакомить с кисточкой и красками, пластилином, бумагой; учить правильно, держать кисть, набирать краску, рисовать разнообразные пятна на мокрой бумаге; отщипывать пластилин, помять в руках, нанести клей на бумагу; воспитывать любознательность | ||
№2. | «Красивые листочки» | Освоение художественной техники печатания. Знакомство с красками. Нанесение краски на листья (способом окунания в ванночку) и создание изображений – отпечатков. Развитие чувства цвета. Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности | ||
№3. | «Осенние листочки» | Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; научить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять к плоской поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | ||
№4. | «Дождик, дождик, кап-кап-кап» | Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Пространственное освоение листа | ||
Октябрь №1. | «Падают, падают листья…» | Продолжение знакомства с красками. Освоение техники пальчиковой живописи. | ||
№2 | «Дождик, дождик, веселей» | Учить детей изображать дождь цветными карандашами или фломастерами. Показать взаимосвязь между характером образа и средствами художественно – образной выразительности – рисовать струйки дождя в виде штрихов или прямых линий – вертикальных и слегка наклонных | ||
№3. | «Мухомор» | Научить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга. | ||
№4. | «Яблоки в корзине» | Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. Развитие сенсоматорики. | ||
Ноябрь №1 | «Вот такие ножки у сороконожки!» | Рисовать ножки – прямые вертикальные линии, дополняя созданный педагогом образ. Учить наблюдать за творческой работой педагога и действовать по подражанию. Вызывать желание украсить сороконожку цветными пятнышками – самостоятельно рисовать «узор» ватными палочками или пальчиками. | ||
№2. | «Рыбка» | Научить детей вдавливать детали в пластилиновую основу, создавая изображение; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику | ||
№3. | «Грибочки растут на полянке» | Закреплять умения составлять предметы из частей (ножка, шляпка, располагать их на одной линии с учетом величины. Активизировать приобретенный ранее опыт | ||
№4. | «Ежик» | Коллективная работа с использованием природного материала Продолжать учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала, работать вместе | ||
Декабрь №1. | «Праздничная ёлка» коллективная композиция | Вызвать интерес к рисованию праздничной елки в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Разнообразить технику рисования кистью: учить вести кисть по ворсу и проводить прямые линии - «ветки». Продолжать освоение формы и цвета как средств образной выразительности | ||
№2. | «Снежок порхает, кружится» Коллективная работа (рисование кисточкой с элементами аппликации) | Вызвать интерес к созданию образа снегопада в сотворчестве с педагогом и другими детьми: приклеивать комочки бумажных салфеток на силуэт тучи и рисовать снег кисточкой приемом « примакивание». Познакомить с новым способом приклеивания (клей наносится не на деталь, а на фон). Показать взаимосвязь между характером образа и средствами художественно – образной выразительности. Развивать мелкую моторику | ||
№3. | «Зайка беленький сидит возле елочки» | продолжать знакомить детей с аппликацией из крупы (манка); продолжать учить брать небольшую щипотку манки и аккуратно распределять её на определённую поверхность изображения; продолжать обращать внимание на правильность и аккуратность при работе с кисточкой и клеем | ||
№4. | «Снеговик» | Продолжать учить детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, соединять детали, использовать приём прищипывания, сплющивания. | ||
Январь №1 | «Угощайся, зайка» | Продолжать знакомить детей с особым видом рисования – раскрашиванием контурных картинок в книжках – раскрасках. Вызвать интерес к обыгрыванию и дополнению контурного рисунка – изображать по своему желанию любое угощение для персонажа. | ||
№2 | Виды аппликации из крупы. Знакомство с крупами «Крупинка к крупинке – получается картинка». Правила техники безопасности | Знакомство с разными видами круп (рис, гречка, пшено, ячневая, кукурузная, манная, пшеничная и др.), их происхождением и предназначением. Технология изготовления аппликаций из круп. Использование круп для украшения объёмных изделий. Правила окрашивания, сушки и хранения круп | ||
№3 | «Котёнок» | Закреплять навыки скатывания шариков и колбасок из пластилина; прикреплять их к шишке, украшать изделие дополнительными материалами - усы, ресницы | ||
№4. | Коллективная работа «Аквариум» | Закреплять навыки скатывания шариков разного диаметра и колбасок из пластилина; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | ||
Февраль №1. | «Баранки – калачи» | Вызвать у детей интерес к рисованию бубликов – баранок. Учить рисовать круг – замыкать линию в кольцо. Продолжать учить рисовать кистью. Закрепить технику и правила (секреты) пользования кистью: правильно держать пальцами, смачивать ворс, набирать краску только на ворс, вести по ворсу, промывать, просушивать, не оставлять в банке с водой. Развивать глазомер, координацию в системе «глаз - рука». | ||
№2. | «Пингвин» | Продолжать учить детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, соединять детали, использовать приём сплющивания создавая образ; дополнять деталями. | ||
№3. | Коллективная работа ко Дню защитника отечества. | Закреплять навыки отщипывания, скатывания, размазывания пластилина; развивать воображение, мелкую моторику; формировать интерес к лепке | ||
№4. | «Снежинки кружатся, летают» | Закрепить умения детей по аппликации мелко нарезанными нитками; развивать эмоциональную сферу детей; формировать умение детей анализировать, сравнивать, сопоставлять; развивать точность движений рук; прививать интерес к технике аппликации; | ||
Март №1. | «Лоскутное одеяло» (коллективная композиция) | Вызывать интерес к созданию образа лоскутного одеяла в сотворчестве с педагогом и другими детьми: рисовать фантики и после высыхания составлять коллективную композицию из индивидуальных работ. Подвести к практическому освоению понятия «часть и целое». Развивать чувство цвета | ||
№2. | «Цветок для мамочки» | Вызвать желание нарисовать цветок в подарок маме на 8-е марта. Познакомить со строением цветка. Учить выделять его части (серединка и лепестки на венчике, стебель и листик), раскрашивать красками разного цвета. Упражнять в технике рисования гуашевыми красками. Знакомить с понятием «один и много», «часть и целое» на примере цветка (цветок – целое, лепестки – его части). Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать заботливое отношение к родителям, желание порадовать. | ||
№3. | «Цветы для мамы» | Учить детей скатывать из пластилина шарики, сплющивать их при помощи придавливания ладонями к плоской поверхности; вдавливать детали; раскатывать колбаски. | ||
№4. | «Подарим маме веточку мимозы» | продолжать знакомить детей с аппликацией из салфетки; учить детей отрывать маленькие кусочки салфетки, скручивать его пальчиками в маленький шарик; продолжать промазывать необходимую область клеем и заполнять её шариками. | ||
Апрель №1. | «Вот какие у нас цыплятки» | Учить детей в сотворчестве с педагогом и другими детьми создавать образ цыплят: по выбору педагога – рисовать или делать Передает свои представления и впечатления об окружающем мире в 9 аппликации. Уточнить представление о внешнем виде цыпленка (туловище и голова – круги разной величины, тонкие ножки, на голове клюв и глаза). | ||
№2. | «Лучики солнца» | Вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии окружающей природы. Обогащать и активизировать словарь. Закрепить знания детей с техникой изображения рисунка с помощью клея и яичной скорлупы. Развивать чувство формы, мелкую моторику | ||
№3. | «Гусеница» | Научить детей действовать по показу, скатывать из пластилина шарики и насаживать их на тонкую палочку; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | ||
№4. | «Ежиха с ежатами» | Вызвать интерес к «оживлению аппликативного образа; воспитывать любовь к родной природе; любознательность, аккуратность. Развивать кругозор и словарный запас детей, развивать познавательные навыки – знания о лесе, продолжать развивать навыки аппликации; | ||
Май №1. | «Вот какой у нас салют!» | Вызывать интерес к рисованию салюта в сотворчестве с педагогом. Создать условия для экспериментирования с разными материалами. Продолжать освоение способа «принт» (печать): учить рисовать нетрадиционными способами – ставить отпечатки тряпочками, ватным тампоном, пробкой. | ||
№2. | «Черепашка» | Продолжать учить детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, соединять детали, использовать приём прищипывания создавая образ; дополнять деталями. | ||
№3. | «Зонтик» | Продолжать учить детей лепить шарики из пластилина, сплющивать их при помощи всех пальцев руки; формировать интерес к работе с лепке; развивать мелкую моторику. | ||
№4. | «Подсолнух» | Вызывать интерес детей к нетрадиционным видам аппликации, развивать мелкую моторику, творчество и воображение | ||
Табель посещаемости кружка по художественно – творческому развитию детей
«Солнышко»
Список детей:
- Карманов Алекс
- Качурин Руслан
- Кобяков Влад
- Нарбаева Аниса
- Николаева Амина
- Понамарев Марк
- Николаева Полина
- Романов Лев
- Оконосова Оливия
- Гоголев Алексей
Анализ работы по проведению кружковой работы
« Солнышко»
Октябрь ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ноябрь ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Декабрь ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Январь ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Февраль ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Март ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Апрель ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Май ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по художественно-творческому развитию детей младшего дошкольного возраста.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способахрешать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.В системе эстетиче...
Инновационный проект «Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования и аппликации»
Развитие творческих способностей невозможно без создания на занятиях по изодеятельности требующей решения творческой задачи. Выход из нее — поиск нового метода, приема, средства деятельности. Творческ...
Консультация для педагогов на районном методическом объединении по теме «Нетрадиционные техники рисования и лепки в развитии художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»
Данная консультация содерджит личный опыт использования нетрадиционных техник рисвания и лепки для развития детей 3-4 лет...

Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в художественно-продуктивной деятельности.
Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей...
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста нетрадиционными техниками рисования.
laquo;В каждом ребенке дремлет птица, которуюнужно разбудить для полета. Творчество-этоимя этой волшебной птицы!Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу,чем раньше научится видеть красотуок...

План по самообследованию : «Развитие – художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования»
Формирование у детей творческих способностей в изобразительной деятельности, через нетрадиционные техники рисования.Повысить свой профессиональный уровень по данному вопросу...

Кружок по художественно – творческому развитию детей старшего дошкольного возраста « Очумелые ручки»
В кружкой работе предоставлен план на весь учебный год...
