Программа просвещения родителей
рабочая программа
Программа просвещения для родителей (законных представителей) детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет (далее Программа) разработана с целью организации психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) и повышение психолого-педагогической и методической компетенций родителей (законных представителей) детей от 2 месяцев до 7 лет.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 335.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел ……………………………………………………………… | 3 | |
1.1.Пояснительная записка……………………………………………………….. | 3 | |
1.2.Актуальность………………………………………………………………..….. | 4 | |
1.3. Цели и задачи Программы просвещения……………………………….. | 7 | |
1.4.Принципы реализации программы просвещения родителей…………. | 8 | |
2. Содержательный раздел программы…………………………………… | 11 | |
2.1.Структура программы просвещения ……………………………………. | 11 | |
2.2.Методические материалы………………………………………………… | 13 | |
2.3.Формы работы с родителями…………………………………….……… | 25 | |
3. Организационный раздел……………………………………………… | 26 | |
3.1.Условия реализации Программы просвещения родителей……………. | 26 | |
3.1.1. Срок и этапы реализации Программы …………………………… | 26 | |
3.1.2. Кадровые условия реализации Программы………………………. | 27 | |
3.1.3. Материально-техническое обеспечение Программы……………. | 29 | |
3.1.4. Ожидаемые конечные результаты и показатели успешности реализации Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста посещающих МКОУ «СОШ № 3» (дошкольные группы)……………………………….. | 30 | |
3.1.5. Показатели успешности реализации Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста посещающих МКОУ «СОШ №3» (дошкольные группы)……………… | 30 | |
3.2, Организация работы с родителями (законными представителями) воспитанников на 2025-2026 учебный год……………………………………………… 3.3 Организация работы с семьями «Социального риска»…………………….. | ||
3.3.1 План работы с семьями «социального риска» на учебный год……….... | 34 | |
3.5.Трудности, возникающие при реализации Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста посещающих МКОУ «СОШ №3» (дошкольные группы) | 35 | |
Используемые источники… | 36 | |
Приложения…………………………………………………………………………… | 38 | |
Приложение 1 Анкета «Выявление образовательных потребностей родителей»…………… | 38 | |
Приложение 2 Анкета для родителей «Обучение и воспитание детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) в условиях семьи и дошкольной организации………………….. | 40 | |
Приложение 3 Примерные темы бесед, консультаций, тематических папок для родителей, педагогов воспитанников дошкольного возраста | 44 | |
Приложение 4 Перечень литературы для педагогов дошкольного образования | 47 | |
Приложение 4 ЧЕК-ЛИСТЫ И ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ) | 50 | |
Приложение 5 Картотека материалов для родителей: литература и интернет-ресурсы просветительской направленности для родителей детей дошкольного возраста | 59 |
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Программа просвещения для родителей (законных представителей) детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет (далее Программа) разработана с целью организации психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) и повышение психолого-педагогической и методической компетенций родителей (законных представителей) детей от 2 месяцев до 7 лет.
Программа просвещения опирается на принципы государственной и региональной политики в сфере образования, соотносится с приоритетами и стратегическими задачами, выделенными в государственных документах международного, федерального и регионального уровней. Программа просвещения родителей ориентирована на письма Министерства просвещения Российской Федерации:
– письмо Минпросвещения России от 29.03.2024 № АБ-1122/07 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по организации комплексного сопровождения обучающихся, родители (законные представители) которых являются ветеранами (участниками) специальной военной операции»); – письмо Минпросвещения России от 21.11.2024 № 03-1663 «О подготовке к внедрению программы просветительской деятельности для родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций»; – письмо Минпросвещения России от 21.11.2024 № 03-1664 «О внедрении программы просветительской деятельности для родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций».
Главными основаниями для разработки Программы стали нормативные документы:
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2017-2025 гг.;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р г. Москва
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» № 124-ФЗ от 23.06.1998 г. в ред. от 02.12.2013 № 328-ФЗ;
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Национальный проект «Образование» (2019-2024гг.), паспорт проекта утверждѐн президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектами, протокол от 03.09.2018 № 10;
- Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025гг.);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации России от 09.11.2015
№ 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов
объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
- Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года.
- Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р
«Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года»
- ФЗ № 223 «Семейный кодекс Российской Федерации».
- Закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями);
- Закон РФ от 21.12.96 г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями);
- Закон РФ от 20.05.99 г. № 120 –ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями);
- Закон РФ от 24.04. 2018 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Федеральный Закон края «Об образовании в РФ» ст.6 (от 29.12.2012 №273-ФЗ в редакции от 08.08.2024г.)
- Устав МКОУ «СОШ № 3» (дошкольные группы)
Программа определяет содержание и организацию деятельности дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) по направлению просвещения родителей детей дошкольного возраста и обеспечивает построение целостного процесса для эффективного взаимодействия ДОО и семей с детьми дошкольного возраста, способствующего созданию условий развития детей, открывающих возможности для позитивной социализации ребѐнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, для профилактики возникновения социальных рисков и построению успешных детско-родительских взаимоотношений.
- Актуальность
В Российской Федерации происходят значимые изменения в социальной и образовательной политике в отношении детей раннего возраста, детей-инвалидов, детей с ОВЗ и их семей. В своем послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года Президент Российской Федерации В.В. Путин определил главный приоритет государственной
политики – «сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России».
Вопросы образования, развития системы ранней помощи, комплексного сопровождения детей с особыми потребностями и поддержки их семей регулируют важнейшие государственные нормативно-правовые документы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, а далее Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, в том числе детей с инвалидностью, на период до 2025 года. В документах говорится о том, что усилия государства должны быть «направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры». Создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания включено в перечень основных направлений развития социальных институтов воспитания, предусмотренных Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
Национальным проектом «Образование» заложены показатели: создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет путем предоставления в 2025 году не менее 20 млн. услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей.
В документах также устанавливается право детей дошкольного возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов на получение качественных социальных, образовательных, медицинских услуг, право на абилитацию и реабилитацию. Необходимым условием для получения качественного образования детьми указанной категории, их успешной социализации становится включение родителей в непрерывный образовательный процесс, начиная с раннего возраста ребенка, посредством психолого-педагогического консультирования. При этом не менее важным условием
является наличие соответствующих профессиональных компетенций у специалистов психолого-педагогического сопровождения.
Однако в настоящее время недостаточно обеспечить доступность образования для каждого ребенка, в том числе для ребенка раннего возраста, ребенка с особенностями развития. Необходимо осуществлять преемственность и индивидуализацию образовательного маршрута на разных ступенях образования, его вариативную ориентированность на разные возможности детей в условиях неоднородной образовательной среды, работе над личностными смыслами и жизненными позициями всех субъектов системы психолого-педагогического взаимодействия – детей, родителей и специалистов.
Понимание того, что каждый человек является по-своему единственным и неповторимым, рождается с набором базовых предпосылок, потенциальных возможностей развития, которые реализуются в условиях благоприятной окружающей среды или остаются неиспользованными, если не было необходимых условий для развития, актуализируют вопросы ранней помощи детям и их семьям. По данным статистики доля здоровых новорожденных за последние годы снизилась с 48 % до 26 %, число
новорожденных с проблемами в состоянии здоровья, физиологической незрелостью составляет 74 %, детей с неврологической патологией – до 86 % (О.Г. Приходько). Ранняя систематическая и комплексная помощь помогает «сглаживанию» и преодолению нарушений развития и является стартовой ступенью подготовки ребенка к инклюзивному образованию, его успешной социализации.
Актуализация задач личностного, социального развития каждого ребенка, расширения временных границ образования от первых месяцев до конца жизни, его целенаправленности и непрерывности в образовательной организации и за ее пределами предполагает обязательное включение родителей в процессы воспитания и обучения ребенка, их психолого-педагогическую подготовку силами специалистов.
В таком контексте актуализируются вопросы укрепления института семьи, семейных ценностей и традиций как основ развития российского общества и государства. Эти вопросы тем более актуальны, что на протяжении последних лет специалисты отмечают происходящую трансформацию института семьи, изменение его социального статуса. Система семейных ценностей также претерпевает значительные изменения: часть из них утрачивает своѐ значение.
Человек учится в жизни всему – и профессии, и навыкам, целенаправленно развивает свои способности по многим направлениям. Но, как правило, целенаправленно не учится важнейшей функции человека – родительству. Такая ситуация вполне объяснима тем, что на протяжении столетий образ родительского поведения и соответствующие навыки передавались из поколения в поколение, «из уст в уста». Но сейчас ситуация в корне изменилась и в современном мире необходимо учить быть родителями. В результате активных действий в этом направлении может быть решен ряд проблем общества, в том числе формирование условий для самостоятельного и качественного исполнения семьей своих социальных функций, общее повышение комфортности жизни семей, воспитывающих детей, а главное, создание в семье благоприятных условий для развития и воспитания ребенка раннего возраста.
Общая актуальность реализации различных программ родительского просвещения подтверждается результатами мониторинга запроса родителей на участие в таких программах, проведенного Общероссийской общественной организацией «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей».
В области образования работа по родительскому просвещению помогает решать вопросы государственно-общественного управления, независимой оценки качества образовательных услуг и в целом «повернуть» родителей лицом к образовательному учреждению, совместно искать решения возникающих проблем воспитания и обучения, а если рассматривать просвещение родителей детей раннего возраста, то это в первую очередь будет способствовать профилактике возникновения особенностей в развитии ребенка, правильному и адекватному возрасту, восприятию развития ребенка, профилактике инвалидизации в случае наличия у ребенка особенностей развития.
В соответствии с современным подходом (И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, Г.А. Мишина, Е.А. Стребелева, О.Г. Приходько, В.В. Ткачева), семья рассматривается как системообразующая детерминанта в социально-культурном статусе ребенка,
предопределяющая его дальнейшее психофизическое и социальное развитие. Семью, воспитывающую ребенка раннего возраста или ребенка с ОВЗ, следует рассматривать, как абилитационно-реабилитационную структуру, обладающую потенциальными возможностями к созданию благоприятных условий для развития и воспитания ребенка (В.В. Ткачева).
В то же время анализ исследований позволил определить, что низкий уровень психолого- педагогической грамотности родителей (родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами развития и выборе форм взаимодействия с ребенком, самим собой и окружающим миром) препятствуют гармоничному развитию и первичной социализации ребенка с ОВЗ в условиях многих семей.
Опыт успешного целенаправленного включения родителей в процесс психолого- педагогического сопровождения показал, что можно достичь максимально возможного уровня личностного развития ребенка раннего возраста, ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ, его социализации и предупредить появление отклонений в развитии вторичного характера.
Задача программ родительского просвещения – помочь родителям в формировании компетенций в сфере семейного воспитания, наделить их соответствующими знаниями и навыками, помочь преодолеть возникающие сложности.
Главным принципом является создание персонифицированной модели оказания помощи семье: не как «образование для всех», а как «образование для каждого», что отражает потребность современных детей и их родителей в его качественной индивидуализации и дифференциации (А.Г. Асмолов, О.А. Денисова).
- Цели и задачи Программы просвещения родителей
Целью просвещения родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста является обеспечение поддержки семьи в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья каждого ребенка; обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях детского сада и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
ЗАДАЧИ:
- Психолого-педагогическое просвещение и информирование родителей о значимых изменениях в физическом и психическом развитии детей в младенческом, раннем и
дошкольном возрасте, о необходимых условиях для обеспечения полноценного развития каждого ребенка.
- Приобщение родителей к ценностям осознанного и ответственного родительства как основы благополучия семьи и развития личности ребенка.
- Раскрытие родителям важности и особенностей образовательной работы с детьми
младенческого, раннего и дошкольного возраста, понимания включенности родителей в общее дело воспитания и обучения, развития их детей.
- Психолого-педагогическая помощь родителям в понимании возможных причин возникновения трудностей в развитии ребенка и путей их преодоления и профилактики, в выборе оптимальной стратегии взаимодействия с ребенком.
- Информирование родителей о возможностях получения индивидуальной помощи в вопросах укрепления здоровья, обучения и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста.
- Выбор оптимальных средств и методов взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возраста,
основанный на выделенных проблемах семейного воспитания и взаимоотношений родителей с детьми.
- Принципы реализации Программы просвещения родителей
Взаимодействие ДОУ с родителями детей дошкольного возраста строится на следующих принципах:
- приоритет семьи в вопросах воспитания, обучения и развития;
Поскольку именно родители ребенка обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития его личности.
- доверительность отношений;
Поскольку без доверия родителей к профессионализму педагогов и уважения педагогов к личному опыту родительства в семье воспитанников сложно
выстроить оптимальное взаимодействие между участниками образовательного процесса.
- индивидуально-дифференцированный подход.
Поскольку он позволит освещать общие актуальные проблемы воспитания детей в современных семьях и выделенные трудности конкретных семей
воспитанников, вызванные особенностями семейного воспитания в семье, потребностями родителей в отношении развития ребенка, что даст возможность родителям с интересом воспринимать информацию и сопоставлять ее с
собственными воспитательными позициями.
С целью повышения эффективности реализации форм и методов просвещения родителей необходимо учитывать принципы образования взрослых (Д. Белл, М.Т. Громкова, С.И. Змеев, Ю.Н. Кулюткин, Е.А. Соколовская и др.):
- приоритет самостоятельного образования;
- совместная деятельность;
- интеграция опыта;
- обогащение опыта творческой деятельности;
- практико-ориентированность;
- элективность образования;
- использование активных форм обучения;
- развитие образовательных потребностей;
- индивидуализация образования и др.
Отбор материала для мероприятий должен проходить в соответствии со следующими
условиями:
- Родительское образование базируется на практико-ориентированном (от запроса родителей по результатам входящей диагностики) изучении психолого- педагогических особенностей личностного развития ребенка;
- Материал должен быть интересен родителям и доступен их восприятию, отвечать их запросам;
- Учебные занятия с родителями должны соответствовать целевому ориентиру программы, способствовать решению обозначенных в ней задач;
- Программа повышения воспитательного потенциала семей предполагает вариативность использования содержания, форм и методов работы на занятии.
Отличительной особенностью Программы просвещения родителей является компетентностный подход, включающий повышение уровня родительских компетенций (таблица 1).
Таблица 1
Педагогическая компетентность | − повышение качества действий родителей, обеспечивающих эффективное решение задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка раннего возраста в условиях семьи с учетом его возрастных и личностных особенностей. |
Психологическая компетентность |
общепризнанных ценностей. |
Коммуникативная компетентность |
|
Информационная компетентность |
|
Правовая компетентность | − повышение правовой грамотности родителей, обеспечивающей высокий уровень правовой культуры в семейной жизни и детско-родительских отношениях, основанный на знании международного, российского и областного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере семьи и брака, защиты прав ребенка, образования. |
Программа родительского просвещения будет результативной при соблюдении следующих условий:
- индивидуальный подход к каждой семье и каждому ребенку;
- «открытость» семьи как системы, подразумевающая разнообразие социальных связей вне семьи;
- вовлечение в совместную деятельность: совместные мероприятия детей и взрослых.
Адресатами получения помощи являются:
- родители (законные представители) детей 0–3 лет, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования;
- родители (законные представители) с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, не получающие услуги дошкольного образования в образовательной организации;
- родители (законные представители) детей дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, получающие услуги дошкольного образования в дошкольной образовательной организации;
- родители (законные представители) с детьми дошкольного возраста.
- родители (законные представители) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
- Содержательный раздел программы
- Структура программы просвещения
Для организации просвещения родителей предусмотрено 3 блока (схема 1):
Схема 1
- Диагностический блок.
Цель: создание родителям условий для самоанализа, изучения своих семей, своих отношений с ближайшим окружением, укладов семьи, своих знаний по вопросам воспитания детей.
Результат работы в рамках этого блока: сформированная у родителей потребность в получении педагогических знаний.
Работа с родителями в рамках диагностического блока начинается с запроса родителей и заполнения онлайн-анкет.
- Информационный блок.
Цель: создать условия для педагогического образования родителей в соответствии с их запросами и интересами. В этом блоке главным является выбор содержания образования самими родителями.
Результатом работы в рамках этого блока является получение родителями основ педагогических знаний по семейному воспитанию, особенностям развития детей раннего и старшего дошкольного возраста, выстраиванию правильных детско-родительских отношений т.д.
Организовать образование родителей в этом блоке поможет диагностический этап, на основе его результатов может быть создано несколько лекториев одновременно и у родителей появится выбор.
- Блок самообразования.
Цель: повышение уровня родительской культуры. Определяется он самими родителями по результатам окончания обучения. Включает в себя ознакомление с предложенной литературой с возможностью вопросов специалистам ДОУ.
Далее родителям предлагается оказание помощи по Программе просветительской деятельности для родителей (законных представителей) в МКОУ «СОШ №3» (дошкольные группы). Структура информационного блока программы просвещения для родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста включает в себя 7 модулей (схема 2, таблица 2).
Один из образовательных модулей (Модуль 1) при построении образовательного маршрута для родителей будет обязательным и является инвариантным, он определен как обязательный компонент формирования знаний. Родитель могут пройти как весь модуль, так и отдельные блоки модуля в соответствии с возрастом ребенка. При определении дополнительных модулей, родитель может выбрать те модули, которые ему нужны из остальных пяти, которые являются вариативными и позволяют родителям выбрать то, что будет для них значимым и актуальным.
- Методические материалы
Схема 2
Таблица 2
Модуль 1 РОДИТЕЛЬСТВО КАК ОСОБЫЙ ФЕНОМЕН В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА | ||
1.Родительств о как особый феномен в жизни человека | Формы взаимодействия с родителями | |
1.Повышение информированности родителей о современных детях дошкольного возраста, специфике их развития, их потребностях, возможностях и интересах. |
-родительские дискуссии; -заседания семейных клубов;
| |
2. Наращивание и обогащение опыта родителей в вопросах общения и взаимодействия с ребенком. | - мастер-классы; -практикумы и тренинги для родителей; -конкурсы; -деловые игры; -решение педагогических кейсов. | |
2.Специфика и структура детско- родительских отношений | Формы и темы просвещения родителей | |
| ||
3.Семейные ценности и традиции | Формы взаимодействия и упражнений с родителями, способствующие формированию семейных ценностей и развитию ценностного отношения у детей дошкольного возраста к своей семье | |
«День пожилого человека»;
последующих поколений. -«Летнее путешествие всей семьей». Родители совместно с детьми оформляют стенгазету, демонстрирующую семейные традиции летнего отдыха.
| ||
проектов.
| |
Модуль 2 ОСОБЕННОСТИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ | |
Формы и методы просвещения родителей (законных представителей) в ДОУ | |
1.Особенности, формы и методы просвещения родителей (законных представителей ) в ДОУ | -родительские собрания; -лектории; -индивидуальное и групповое консультирование; -родительские конференции; -устный педагогический журнал; -беседы; -дни открытых дверей; -«круглые столы»; -библиотеки педагогической литературы для родителей; |
-фотовыставки; | |
-информационные стенды и папки; | |
- выпуск мини-газет; | |
-мастер-классы и мастерские; | |
-практикумы; | |
-тренинги; | |
-деловые игры. | |
2.Возможности и потенциал цифровой среды для просвещения родителей (законных представителей ) детей дошкольного возраста. | Формы просвещения родителей |
-Ведение сайта образовательной организации;
-Электронная почта;
-Интерактивный плакат; | |
Модуль 3 ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ПО ВОПРОСАМ ЗДОРОВЬЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО, РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ | |
Формы и темы просвещения родителей | |
1.Просвещение родителей (законных представителей ) по вопросам здоровья, воспитания и развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста | –– родительские собрания:«Как создать образовательную среду дома?», «Развивающие игры и игрушки в семье», «Среда глазами ребенка», «Создание условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности дошкольника в семье», «Как помочь ребенку проявить интерес к занятиям в ДОО»;
«Ребенок в мегаполисе»;
«Моделируем образовательную среду сами»;
|
2.Особенности | Формы и темы просвещения родителей |
питания | |
–– родительские собрания: «Как сохранить здоровье ребенка?», «Адаптация к ДОО и здоровье ребенка», «Пути формирования у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни».
| |
здорового образа | |
жизни и | |
безопасности | |
детей раннего и | |
дошкольного | |
возраста | |
3.Значимость | Формы и темы просвещения родителей |
режима дня в |
|
разные | |
возрастные | |
периоды | |
детства, способы | |
здоровьясбереже | |
ния в условиях | |
семьи, | |
поддержания в | |
семье здорового | |
образа жизни. |
– тематические аудиозаписи. | |
4. | Формы и темы просвещения родителей |
Рациональное | |
«Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях», «Все о питании детей», «Правильное питание – залог здоровья», «Зачем нужно закаливание»;
. | |
питание детей | |
различных | |
возрастов, | |
необходимый | |
для здоровья | |
баланс | |
веществ. | |
5. Основы | Формы и темы просвещения родителей |
безопасного | |
–– проведение игр-приключений;
участии родителей и педагогов эффективность освоения ребенком основных правил безопасного поведения и жизнедеятельности повышается. | |
поведения | |
детей | |
дошкольного | |
возраста в | |
быту, социуме, | |
на природе. |
6. Воспитание и развитие детей младенческого и раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет) | Формы и темы просвещения родителей |
«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности с детьми раннего возраста в условиях семьи», «Сенсорное развитие детей в домашних условиях», «Шесть чувств. Сенсорное развитие детей на улице, на даче», «Артикуляционная гимнастика для самых маленьких», «Запуск речи. Развитие речевого дыхания», «Развиваем речь с мамой», «Игры на развитие речи. Задержка речевого развития», «Мелкая моторика и речь детей с речевыми нарушениями», «Развитие речи в первые годы жизни ребенка», «Использование потешек в повседневной жизни ребенка». | |
7. Адаптация ребёнка к условиям ДОУ | Формы и темы просвещения родителей |
| |
8.Воспитание и развитие детей дошкольного возраста (от 3 лет до 8 лет) | Формы и темы просвещения родителей |
– информационные сайты, форумы, родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации: «Особенности психического развития детей дошкольного возраста», «Индивидуальные особенности развития детей дошкольного возраста -родительское собрание «Возрастные особенности детей 3-8 лет» -День открытых дверей «Один день из жизни детского сада» -Консультация «Я сам»(кризис трех лет), «Дисциплина и правила», «Гаджеты в воспитании детей» -Групповые обсуждения «Как научить ребенка дружить» -Буклеты «Разрешение конфликтов между детьми», «Как помочь ребенку выражать свои чувства», «Как создать позитивную атмосферу в семье» -Памятки «Стресс и тревога у детей» педагогические гостиные и групповые консультации: «Значение границ для ребенка», «Как помочь тревожному и замкнутому ребенку?», «Детская истерика. Способы управления истерикой у ребенка», «Как помочь ребенку проявить интерес к занятиям в ДОО». |
9. Роль игры и детской субкультуры в дошкольном детстве. | Формы и темы просвещения родителей |
-Консультация для родителей «Играйте вместе с ребёнком»; «Игры, которые лечат»; «Значение подвижных игр»; «Играем с музыкой»;
«Пособия для дидактических игр своими руками»;
дома»;
| |
10. Коммуникати вное развитие и социализация ребёнка дошкольного возраста. | Формы и темы просвещения родителей |
-консультации «Что такое социализация и почему она важна для развития ребенка», «Этапы социализации в раннем детстве. -групповое обсуждение «Как научить детей общаться и взаимодействовать с ровесниками», «Игры и занятия для развития командного духа и сотрудничества»; -буклеты «Как помочь детям завести друзей и поддерживать дружеские отношения» , «Роль общения в формировании крепких дружеских связей». -участие родителей в мероприятиях ДОО | |
11. Познавательно е развитие ребёнка в семье. | Формы и темы просвещения родителей |
–- Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса в кругу семьи»;
| |
12. Духовно- нравственное и патриотическ ое воспитание детей в семье. | Формы и темы просвещения родителей |
– - Консультация «Воспитание чувства любви к своей малой Родине» , «Есть такая профессия – Родину защищать», «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы» , «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей российской армии» ,«Приобщение к истории, традициям и культуре России» ,«Роль песни в жизни Армии» , «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» , «Роль русской народной |
игрушки в патриотическом воспитании дошкольников» -Рекомендации «Как знакомить ребенка с родным краем» -Мастер-класс для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию «От сердца к сердцу: патриотизм и нравственность в семье -Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе семейных традиций «МОЯ СЕМЬЯ – МОЯ МАЛЕНЬКАЯ РОДИНА» -Мастер класс для родителей по созданию мини – лепбука «Моя малая родина» -Участие родителей в акции «Бессмертный полк», «Георгиевская лента», «Помоги ветерану» -Буклет "Семья - это место, где человек чувствует себя защищённым, нужным, любимым" -Участие родителей в создании «Книги памяти» -Фото челлендж «Путешествие по городам России» -Участие родителей в создании «Книги семейных рецептов блинов» -Анкетирование родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье», «Народные праздники в детском саду и дома», «Народное искусство в жизни вашей семьи», «Что такое Родина?»
-Семейная викторина по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленькие патриоты», «Я люблю свою страну» -Мастер класс игра на липучках «Матрешка» -Акция «Всей семьей»
-Проект « Моя семья, моя родословная» | |
13.Трудовое воспитание в семье | Формы и темы просвещения родителей |
-семейные конкурсы : «Осенняя фантазия», «Лучший домик для скворца»; -акция: «Трудовой десант» (посадка растений, деревьев на территории ДОО, уборка сухой листвы); -виртуальная экскурсия на место работы родителей «На работу вместе с мамой(папой); -Консультации для родителей : «Трудовое воспитание важное средство всестороннего развития личности ребенка»; «Воспитываем уважение к труду взрослых» | |
14.Развитие речи у детей дошкольного возраста в семье. | Формы и темы просвещения родителей |
– индивидуальные консультации в очном формате (по результатам обследования состояния речи ребенка);
| |
15. Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста в семье. | Формы и темы просвещения родителей |
групповые консультации: «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста», «Роль домашнего чтения в воспитании и развитии дошкольника», «Роль детской книги в речевом развитии детей», «Сказка – это важно»;
|
| |
16. Художественн о-эстетическое воспитание в семье. | Формы и темы просвещения родителей |
–-Родительское собрание «Как говорить с детьми об исскустве» -Оформление стендовой информации «Играем с цветом », «Творчество без границ» -Консультаций «Музыка в воспитании детей», « -Букетов «Знакомим малышей с русскими художниками», -Выставка семейных творческих работ -Анкетирование родителей «Воспитание независимого и креативного мышления у детей», «Творчество в вашей семье» -Мастер-класс «Искусство из обычных вещей: создание игрушек из подручных материалов»
| |
17. Гендерное воспитание в семье | Формы и темы просвещения родителей |
–-Консультация для родителей «Особенности гендерного воспитания в семье»
-Консультация «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье», «Значение отца в семье», «Мужские и женские роли в семье», «Мальчики и девочки – какие они?» -Памятка для родителей «Советы по воспитанию мальчиков и девочек»
-Фото конкурс «мой папа самый лучший» -Игра – викторина для родителей по гендерному воспитанию. «Мальчики и девочки-два разных мира» -Акция семейной фотогазеты «Я как папа» «я как мама» -Консультация «Что читать мальчикам и девочкам старшего дошкольного возраста?» | |
18. Психологическ ая готовность к школе. | Формы и темы просвещения родителей |
-анкетирование «Готовность ребенка к школе рассматривается как…»; «Почтовый ящик»; беседа и др.; - круглый стол «На пути к школе»; -общие родительские и групповые собрания «Мой ребенок первоклассник»; -вечера вопросов и ответов «У меня есть вопрос»; -семинары-практикумы; -педагогические беседы «Причины неврозов у первоклассников»; -праздничные мероприятия «Здравствуй, школа!»; -выставки работ родителей и детей «Мои увлечения»; -семейные вернисажи; совместные походы и экскурсии «Поход выходного дня»; | |
Модуль 4. ПОДДЕРЖКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ),ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ | |
1.Поддержка и просвещение родителей (законных представителей | Формы и темы просвещения родителей |
| |
), воспитывающи х ребёнка с ограниченным и возможностями здоровья, в том числе детей- инвалидов. | |
Модуль 5. ПРАВА РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) И ГОСУДАРСТВЕННАЯПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | |
1.Права и обязанности родителей (законных представителе й) в сфере образования. | Формы и темы просвещения родителей |
«Помощь рядом», «Нужные документы»;
| |
Модуль 6. Взаимоотношения в семье ребёнка | |
1.Отношение братьев и сестёр. | Формы и темы просвещения родителей |
«Взаимоотношения между братьями и сестрами (сиблингами) в семье», «Как подружить два разных мира»;
| |
2.Дедушки и бабушки в жизни ребёнка | Формы и темы просвещения родителей |
| |
3.Поощрения и наказания в семье. | Формы и темы просвещения родителей |
«Можно ли обойтись без наказания?», «Наказать нельзя помиловать», «Понимаем ли мы друг друга». | |
4.Развод в семье | Формы и темы просвещения родителей |
| |
– индивидуальные консультации: «Как говорить с ребенком о разводе?», «Развод – это серьезно», «Мама или папа?». | |
5. Тревожность и страхи дошкольника. | Формы и темы просвещения родителей |
«Причины детской тревожности»;
«Как преодолеть детские страхи», «Как снизить детскую тревожность»;
«Коррекция страхов и тревожности у дошкольника», «Взаимодействие с тревожными детьми», «Детские страхи – это серьезно»;
«Профилактика тревожности»;
| |
6. Воспитание ребёнка в неполной семье. | Формы и темы просвещения родителей |
«Воспитание в неполной семье»;
| |
7.Поддержка родительского авторитета | Формы и темы просвещения родителей |
«Зачем нужен папа»;
«Способы эффективного взаимодействияс ребенком», «Родительский авторитет в воспитании ребенка»;
| |
8.Выбор правильных игр и игрушек. | Формы и темы просвещения родителей |
| |
9. Упрямство и капризы | Формы и темы просвещения родителей |
| |
10.Вредные | Формы и темы просвещения родителей |
привычки |
формировании вредных привычек ребенка». |
11.Поручения и домашний труд | Формы и темы просвещения родителей |
«Трудимся, играя»;
| |
12. Агрессивное поведение, причинение физического ущерба | Формы и темы просвещения родителей |
«Факторы риска в формировании агрессивности у детей дошкольного возраста», «Особенности общения со сверстниками у агрессивных детей дошкольного возраста», «Психологические особенности детей, склонных к агрессии», «Варианты детской агрессивности», «Основы психологического благополучия ребенка дошкольного возраста», «Условия успешного формирования личности и характера ребенка дошкольного возраста»;
| |
13. Пищевое поведение и пищевые привычки | Формы и темы просвещения родителей |
| |
14. Компьютер, интернет и кибербезопасн ость детей дошкольного возраста. | Формы и темы просвещения родителей |
«Организация кибербезопасной среды дошкольника», «Интернет- зависимость – как избежать?»;
| |
15.Способности и таланты | Формы и темы просвещения родителей |
|
| |
Модуль 7. Пространство родительских инициатив | |
Формы и темы просвещения родителей | |
-Семейные или родительские клубы; Клуб молодой семьи; Клуб выходного дня. | |
Формы работы с родителями
Для реализации программы рекомендуется использовать следующие формы взаимодействия с родителями (таблица 3)
Таблица 3
Традиционные формы | Нетрадиционные формы | Инновационные |
участников и мониторинг реализации программы;
|
|
|
2. Организационный раздел
Условия реализации Программы просвещения родителей
- Срок и этапы реализации Программы:
Реализация Программы рассчитана на один учебный год. РеализацияПрограммы проходит в три этапа (таблица 4):
Таблица 4
Сроки реализации | Содержание | Итоги |
I. Подготовительный этап | ||
Сентябрь |
|
нормативно-правовая база и методический инструментарий.
|
II. Основной этап | ||
Октябрь – май |
|
профессионального роста педагогов.
|
III. Контрольно-оценочный этап | ||
Июнь (сбор информации: в течение года) |
(проведение семинаров, публикации и выступления на семинарах и конференциях по данной теме);
|
|
Данная Программа включает в себя несколько блоков и предполагает использование различных форм и методов взаимодействия специалистов с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста, которые предполагают использование как очных, так и дистанционных форматов.
В рамках данной Программы предусматривается организация на регулярной основе различных мероприятий для родителей: лекторий, семинары, консультации специалистов (педагогов, юристов, психологов, педиатров, иммунологов и т.п.), родительских клубов и групп взаимопомощи, в том числе проводимых с использованием ИКТ. Также мероприятия могут проводиться по запросу получателей услуг с определением тематик согласно возрастным особенностям развития детей. Онлайн мероприятия и материалы доступны на сайте для родителей (законных представителей) детей раннего возраста
Программа просвещения реализуется в очном формате в течение 9 месяцев учебного года. В течение всего календарного года в онлайн формате.
Регулярность: одна встреча в месяц очно продолжительностью занятия: 1,5 часа. Дополнительные мероприятия проводятся по индивидуальному графику в онлайн формате.
По завершению курса занятий рекомендуется провести родительскую конференцию или «круглый стол», которые позволят подвести итоги, получить обратную связь и обменяться полезным родительским опытом.
Сроки реализации могут быть изменены или скорректированы в зависимости от конкретных условий реализации Программы.
- Кадровые условия реализации Программы
Содержание программы предполагает ее целостную реализацию усилиями широкого круга специалистов (таблица 5). Модульный принцип построения программы позволяет использовать отдельные ее элементы, необходимые для решения задач конкретного учреждения, с использованием существующих ресурсов.
Таблица 5
Руководитель ДОО |
|
Старший воспитатель |
представителей). |
Воспитатели групп для детей дошкольного возраста |
|
Музыкальный руководитель |
|
представителей). |
- Материально-техническое обеспечение Программы
Материально-технические условия реализации Программы должны обеспечивать соблюдение:
- санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей родителей (законных представителей) детей раннего возраста (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно- тепловому режиму и т.д.);
- возможности для беспрепятственного доступа слушателей с ОВЗ к объектам инфраструктуры дошкольной образовательной организации;
- санитарно-бытовых условий с учетом потребностей слушателей и детей раннего возраста (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены, включающих в себя кушетки и т.д.).
Программа родительского просвещения предполагает наличие следующих материально-технических условий:
- аудитория / помещение вместимостью не менее 25 человек (* для организации деятельности по реализации Программы просвещения родителей МКОУ «СОШ №3» (дошкольные группы) располагает музыкальным залом), соответствующей санитарно- гигиеническим требованиям, требованиям пожарной безопасности, требованиям охраны труда обучающихся и преподавателей;
- мультимедийный проектор и экран / мультимедийный экран /
- ноутбуки и ПК с доступом в сеть Интернет;
- техника (МФУ, принтер, ламинатор, брошюратор);
- фото- и видеотехника;
- программное обеспечение для дистанционной работы;
- электронный документооборот;
- библиотека литературы для родителей;
- обновляемые образовательные интерактивные ресурсы для родителей
- сайт ДОО для реализации Программы просвещения для родителей.
Данный перечень может быть дополнен в процессе реализации Программы.
Важным условием эффективности реализации Программы является соблюдение конфиденциальности персональных данных родителей (законных представителей) и детей, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Создание материально-технических условий ДОУ, позволяет реализовать цели и задачи, а также:
- осуществлять все виды деятельности по реализации Программы с учетом образовательных потребностей слушателей;
- организовывать участие педагогических работников и организаций-партнеров в создании условий для реализации Программы;
- использовать в процессе реализации Программы современные образовательные технологии;
- обновлять содержание Программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами родителей (законных представителей) с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;
- обеспечивать эффективное использование профессионального и творческого потенциала руководящих, педагогических и иных работников организации, осуществляющей деятельность по реализации Программы;
- эффективно управлять реализацией Программы с использованием информационно- коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.
- Ожидаемые планируемые результаты и показатели успешности реализации Программы
- Повышение эффективности семейного воспитания.
- Гармонизация детско-родительских отношений.
- Проявление интереса родителей к психологическому процессу в ДОУ.
- Оптимизация стиля семейного воспитания.
- Повышение познавательной активности родителей в плане саморазвития и самообучения.
- Увеличение количества посещений родителями мероприятий просветительского характера.
- Увеличение количества вопросов родителей к ДОУ и усложнение их содержания.
- Повышение авторитета работников ДОУ, возникновение доверительных отношений между родителями и сотрудниками ДОУ.
- Снижение количества конфликтных, напряженных ситуаций в семье и в ДОУ.
- Оптимизм родителей, ощущение ими ответственности, взаимопонимания через использование психологической информации в решении проблемных вопросов, касающихся воспитания, развития и обучения ребенка.
- Показатели успешности реализации Программы
- Апробация и тиражирование модели взаимодействия специалистов образовательной организации и семьи для обеспечения необходимых психолого- педагогических условий реализации программы просвещения родителей (законных представителей) для повышения эффективности использования собственных ресурсов семьи в процессе воспитания ребенка дошкольного возраста;
- Описание реализованных эффективных путей взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста нового поколения, способов их привлечения их к совместному процессу воспитания, образования, оздоровления, развития детей, используя наряду с живым общением как приоритетным, современные технологии (Интернет-ресурсы, возможности дистанционного обучения);
- Описание ДОУ-партнерами результатов внедренных инновационных проектов в образовательную деятельность в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- Высокий уровень удовлетворенности родителей качеством образования, составления индивидуальных, образовательных маршрутов для родителей детей раннего возраста на основе диагностики и анкетирования;
- Увеличение количества социальных партнеров в разных направлениях деятельности ДОО для повышения эффективности реализации программы просвещения
3.2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ВОСПИТАННИКОВ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Цель: создание благоприятных условий для совместной деятельности
дошкольного учреждения с семьями воспитанников, повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей.
Содержание деятельности | Срок и | Ответственный | Оформление материалов |
| постоянно | Заместитель ди ректора | Родительские договоры |
3. Анкетирование «Выявление образовательных потребностей родителей» | сентябрь | воспитатели групп | Справка |
4. Родительские собрания «Основные направления работы на новый учебный год, ознакомление с образовательной программой ДОУ» | октябрь | воспитатели групп | Протоколы собраний |
(ответы навопросы родителей);
| апрель | Зам. директора, ст.воспитатель, воспитатели | Подготовка информационных, методических материалов для проведения Дня открытых дверей |
6. Родительские собрания в группах по актуальным темам всестороннего развития детей и организации работы с детьми в ДОУ. | В течение всего периода | Воспитатели | Консультационный материал, анкеты для родителей |
7.Родительские собрания для родителей, будущих первоклассников | январь | Воспитатели подготовительной группы | Протоколы собраний |
8. Родительские собрания «Результаты выполнения ОП ДО ДОУ» | май | Зам. директора, ст. воспитатель | Протокол собрания |
9. Оформление наглядно - информационных материалов в групповых родительских уголках и на стендах, информирование родителей на официальном сайте МКОУ «СОШ № 3», официальной странице учреждения в сети в Контакте. | в течение года | Воспитатели, ответственные лица за ведение официального сайта и сети ВКонтакте | Оформление наглядно - информационных материалов |
10. Индивидуальные беседы родителями; консультирование и анкетирование по текущим вопросам. | в течение года | Заведующий, ст.воспитатель ,воспитатели, музыкальный руководитель | Разработка консультаций по запросу родителей, подготовка анкет |
3.3.2 Организация работы с семьями «Социального риска»
Цель: формирование комплексной системы психолого - педагогической поддержки семьи, находящейся в «группе риска» в условиях ДОУ, совершенствовать деятельность педагогического коллектива ДОУ по оказанию помощи детям семей, находящихся в социально опасном положении, профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства.
Методы работы с неблагополучными семьями:
-наблюдение за работой воспитателя с родителями при посещении семей, в детском саду;
-анкетирование родителей;
-составление актов обследований неблагополучных семей, стоящих на учете.
-индивидуальные консультации неблагополучных семей при посещении педагогом;
-разработка рекомендаций для родителей в вопросах воспитания и развития детей
-(эмоционально-волевая сфера, роста личности, девиантного поведения, внутрисемейных отношений);
-профилактика асоциального поведения, пьянства, наркомании и т.д.
-педагогическое сопровождение детей, выявленных из неблагополучных семей в условиях ДОУ.
3.3.3.План работы с семьями «социального риска» на учебный год
№ | Мероприятие | Дата проведения | Ответственный |
1 | Сбор сведений о составе семьи (полная, не полная, многодетная и др.) | сентябрь | Воспитатели |
2 | Выявление неблагополучных семей | сентябрь | Воспитатели, ст. воспитатель |
3 | Ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей | ежедневно | Воспитатели |
4 | Обновление банка данных о неблагополучных семьях | 1 раз в квартал | Воспитатели |
5 | Консультирование родителей и детей из неблагополучных семей | в течение года | Воспитатели |
6 | Тренинги для родителей социально неблагополучных семей | в течение года | воспитатели |
7 | Консультации для родителей (тематические) | в течение года | Воспитатели, |
8 | Разработка и распространение памяток для родителей, оформление стендовой информации «Права детей» | в течение года | Воспитатели, ст. воспитатель |
9 | Рейды в неблагополучные семьи | в течение года | воспитатели, ст. воспитатель |
10 | Ведение картотеки неблагополучных семей | в течение года | Воспитатели |
11 | Сотрудничество с органами опеки, ОВД | в течение года | Зам. директора Ст.воспитатель воспитатели |
12 | Анализ работы за год | в течение года | Воспитатели, ст. воспитатель |
13 | Разработка и распространение памяток для родителей, оформление стендовой информации «Права детей» | май | Воспитатели, |
- Критерии оценки эффективности программ просвещения
Согласно Концепции системы профессиональной помощи родителям в воспитании детей: «практика родительского просвещения и образования уже развивается в России, как и во всем мире. При этом качество содержания программ объективно в краткосрочной перспективе не может быть оценено, поскольку демонстрирует себя лишь спустя годы, когда дети взрослеют. Однако основанием для проектирования программ просвещения и образования, основываясь на разнообразии моделей воспитания в разных странах и современных трендах, следует признать их направленность на родительскую самоэффективность, на учет разнообразия и местных традиций; а также максимальную доступность для самых разных слоев населения».
Оценка эффективности программ просвещения и деятельности по организации просвещения должна опираться на компетентностный подход и соответствовать принципу системности. Эффективность рассматривается нами как степень достижения цели, способности использовать собственные и внешние ресурсы и средства, в том числе, инновационные, степени удовлетворенности первоначального запроса: то есть формировать необходимые для родителей компетенции и ресурсы, включать систему измерения полученных результатов через организацию обратной связи, прежде всего, от родителей, как целевой группы программ просвещения.
Организация осуществляет мониторинг эффективности реализации Программы просвещения.
- контроль за ходом реализации Программы администрацией ДОО, отчеты педагоговв соответствии с разработанными критериями;
- информирование родителей о ходе реализации Программы просвещения (посредством сайта, родительских собраний, отчетных мероприятий и т.д.)
Результатом эффективной реализации Программы психологического просвещения родителей будет являться:
- повышение эффективности семейного воспитания;
- профилактика рисков возникновения нарушений в развитии ребенка;
- гармонизация детско-родительских отношений;
- проявление интереса родителей к психологическому процессу в ДОУ;
- оптимизация стиля семейного воспитания;
повышение познавательной активности родителей в плане саморазвития и самообучения;
- увеличение количества посещений родителями психологических мероприятий просветительского характера;
- увеличение количества вопросов родителей к педагогам и усложнение их содержания;
- повышение авторитета работников ДОУ, возникновение доверительных отношений
между родителями и сотрудниками ДОУ;
- снижение количества конфликтных, напряженных ситуаций в семье и в ДОУ;
- Трудности, возникающие при реализации программы просвещения и способы их преодоления
На основе опыта работы, а также проведенного анкетирования педагогов, работающих с детьми раннего возраста и их родителями (законными представителями) и родителей (законных представителей), мы выявили трудности, с которыми может столкнуться педагогический коллектив в ходе реализации программы родительского просвещения:
- Родители очень заняты, у них нет времени на полноценное знакомство с программой и посещение мероприятий.
- У родителей нет желания углубляться в тему развития ребенка, главное, чтобы он не болел, был накормлен и чтобы его никто не обижал.
- Родители не готовы услышать о возможных сложностях и особенностях развития своего ребенка.
- Каждый родитель хочет подробней узнать о том, как именно его ребенок развивается и времени, чтобы охватить всех родителей в полном объеме, не хватает.
- Разнообразие психологических портретов родителей вызывает сложности в определении верного способа взаимодействия: есть родители со сложным характером, завышенными ожиданиями и другими личностными особенностями, вследствие чего очень сложно найти подход к каждому и вовлечь всех в равной степени.
- Низкий уровень доверия родителей к ОО: родители несерьезно относятся к рекомендациям, вследствие чего трудно дать действительно совет таким образом, чтобы родитель его воспринял и действовал.
- Ситуации и проблемы с детьми очень разнообразны, вследствие чего педагогам необходимо владеть серьезными и обширными знаниями о развитии и воспитании ребенка от рождения до 3 лет, чтобы дать родителю верный совет.
- Родители не доверяют педагогам и стремятся сами изучить информацию и научить педагогов.
Профилактике или преодолению указанных трудностей может способствовать:
- Повышение профессиональных компетенций педагогических работников (курсы повышения квалификации, корпоративное обучение, наставничество, чтение литературы, посещение профессиональных мероприятий.
- Разнообразие методов и форм взаимодействия с родителями (традиционные и инновационные, очные и дистанционные)
- Повышение имиджа ОО на уровне района, города, страны (участие в профессиональных мероприятиях, конкурсах, грантах, публикации и т.д.)
Используемые источники
- Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педа-гогов ДОУ с родителями. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (01).
- Бабынина Т.Ф., Гильманова Л.В., Головенко В.Э. Диалог с родителя-ми. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. – М.: ТЦ Сфе-ра, 2016. – 128 с. (Управление детским садом). (10).
- Березина Т.А. Взаимодействие педагога с родителями как условие успешного социально-коммуникативного развития дошкольников // Детский сад: теория и практика. – 2016. – № 8. – С. 104–112.
- Бикеева А.С. Семья особого назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день. – М.: Генезис, 2009. – 224с.
- Бурмистрова Е. А. Дети в семье. Психология взаимоотношений. – М.: Даръ, 2015г. - 352 с.
- Давыдова О.О., Майер А.А. Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО. Учебно-методическое посо-бие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 144 с.
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании до-школьников: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 112 с. (Управление детским садом.) (1).
- Задворная М.С. Непрерывное обучение педагогов личностно ориенти-рованному взаимодействию с родителями детей дошкольного возраста. Дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. – Великий Новгород, 2017. – 235 с.
- Зажигина М.А. .Чего не стоит делать родителям, но что они всѐ равно делают. –М.: Генезис, 2013 – 240с.
- Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвеще-ния родителей дошкольников: монография. – М.: НИИ школьных технологий, 2011. – 76 с.
- Зверева О.Л. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями: учеб. пособие / О.Л. Зверева. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 157 с.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 112 с.
- Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей / Авт.-сост. Н.М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 203 с.
- Козлова А.В., Дешеулина Р.Р. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 112 с. (Серия
«Библиотека руководителя ДОУ».)
- Комарова О., Солонченко С. Как организовать виртуальное общение с родителями: 6 способов // Справочник старшего воспитателя. – 2018. – № 2. – С. 44–48.
- Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. и др. Информационно- коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011. – 128 с.
- Конончук О.Ю. Навстречу друг другу. Психолого-педагогическая программа по работе с родителями. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 112 с. (Библиотека воспитателя). (1).
- Концепция системы профессиональной помощи родителям в воспитании детей по Государственному контракту: «Лот№1 Создание комплексной общественно- государственной системы профессиональной помощи родителям в воспитании детей»,
№ 03.031.11.0010 от 13.04.2016 г. / К.Н. Поливанова.
- Кротова Т.В., Выгонная Г.А. Повышение родительской компетентно-сти в контексте ФГОС ДО // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2016. – №
3. – С. 34–41.
- Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : метод.пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. – М. : Просвещение, 2008. – 239 с.
- Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
- Млодик И.Ю. Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить. – М.: Генезис, 2014. – 160с
- Новый взгляд на родительские собрания. Встреча партнеров / Авт.-сост. Е.А. Кудрявцева, О.Б. Балберова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 143 с.
- Партнерство дошкольной организации и семьи / Под ред. С.С. При-щепа, Т.С. Шатверян. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96 с.
- Панько Е.А., Чеснокова Е.П., Недвецкая Т.М. Психологическое здоровье ребенка. О путях и способах его укрепления в семье. – М.: Речь, 2014. - 176 с.
- Петрановская Л.В. Если с ребѐнком трудно. – М.: АСТ, 2013. - 144 с.
- Родительское просвещение в России: цели, задачи, основные понятия
//https://ruroditel.ru/tsentry-i-programmy-roditelskogo- prosveshcheniya/programmy/roditelskoe-prosveshchenie-v-rossii-tseli-zadachi-osnovnye- ponyatiya/
- Рыбак Е.В. Потенциал социально-коммуникативных технологий в ин-формальном социальном образовании родителей // Детский сад: теория и прак-тика. – 2016. – № 8. – С. 72–79.
- Современные формы вовлечения родителей в образовательный про-цесс ДОО: мастер-классы, проекты, целевые прогулки, спортивные праздники, развлечения, дистанционные проекты, электронная газета: методическое посо-бие / Под ред. В.А. Деркунской. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. – 224 с. (Ме-тодический комплект программы «Детство»).
- Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 184 с. (Высшее образование: Бака-лавриат)
- Федина М.В. Средства массовой информации в ДОО – интерактивные формы работы с детьми и родителями // Воспитатель ДОУ. – 2016. – № 6. – С. 96–99.
- Шабас С.Г. Сотрудничество с родителями как условие качества до-школьного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №
8. – С. 4–11.
- Шипицина М.И. Мастер-классы для повышения психологической компетентности педагогов и родителей // Воспитатель ДОУ. – 2016. – № 10. – С. 96–100.
- Шнейдер Л.Б. Семейная психология. – М.: Академический проект, 2011г. – 736 стр.
- Я – компетентный родитель: Программа работы с родителями до-школьников / Под ред. Л.В. Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с. – (Библиотека журнала
«УправлениеДОУ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста
Просветительская деятельность – это деятельность вне рамок образовательных программ, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях ин...

Программа просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста
Программа представляет из себя документ, определяющий содержание просвещения родителей воспитанников педагогами дошкольного образования....

Программа просвещения родителей ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПИЩЕВЫЕ ПРИВЫЧКИ Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста по формированию пищевого поведения у ребенка
Пищевое поведение – общий термин, охватывающий такие поведенческиеаспекты как принятие решений о том, что, когда и в каком количествеупотреблять в пищу....

Программа просвещения родителей Трудовое воспитание Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста по включению ребенка в выполнение домашних дел
Включение дошкольника в выполнение домашних дел, приобщение его кдомашнему труду и выполнению простых поручений (заданий) имеет большое значение для развития ребенка:...

Программа просвещения родителей ПИТОМЦЫ В СЕМЬЕ, УХОД ЗА НИМИ Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста для определения и осознания ими особенностей их отношений с детьми
Входя в семью, животное вступает в особые близкие отношения с ее членами, формирует компаньонские связи, чувство близости, взаимодействия и доверия. Несомненный плюс домашних животных для родителей ...

Программа просвещения родителей ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Просвещение родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов может осуществляться в разнообразных формах:...













