Проект "Дикая Югра"
проект
«Увидеть Югру — влюбиться в Россию!»
Современное образовательное пространство, организуемое в правовом поле ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ подразумевает создание единого образовательного дискурса на протяжении всей жизни человека. Данное условие закона призвано формировать всесторонне развитую культурно разностороннюю творческую личность.
Формирование личности начинается с самых ранних лет развития ребенка, в этом возрасте закладываются основы креативности и обучаемости, формируются базовые понятия, структурирующиеся впоследствии во внутренний понятийный аппарат и оказывающие большое влияние на формирование морально- нравственного облика подрастающего человека. База будущей образовательной деятельности ребенка, несомненно, закладывается в семье, а дошкольные образовательные учреждения принимают палочку этой эстафеты, продолжая закладку фундамента будущего гражданина, способного занять активную жизненную позицию и быть полезным обществу. В описанной выше механики формирования личности можно заметить закономерность: расширение кругозора личности происходит постепенно от пространства колыбели до поиска себя в этом огромном мире. Следуя этому принципу проект «Дикая Югра» призван постепенно расширить восприятие окружающего мира через познание флоры и фауны родного края и активное применение полученных знаний в творческой социально-активной деятельности.
В последние десятилетия в регионе все чаще и чаще встают вопросы экологии и сохранения природного разнообразия уникального дикого мира Западной Сибири. Бережное отношение к природе становится актуальным аспектом повестки дня при решении вопросов о разработке ресурсных месторождений в регионе, что особо отмечает губернатор Югры Наталья Комарова в своем докладе об инвестиционном потенциале Югры в Китае: «Приполярный Урал богат залежами кварца, угля, черных, цветных, редких и благородных металлов, алмазов. Эта территория будет осваиваться только с использованием самых бережных технологий по отношению к природе». Задача поставленная губернатором является долгосрочной и подразумевает ценностное отношение к окружающей природе со стороны всего населения округа.
Актуальность
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное учреждение ХМАО – ЮГРА
«Урайский специализированный Дом ребенка»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ на тему:
«Дикая Югра»
Разработала воспитатель: Чумакова Елена Ивановна
г. Урай, 2023г.
«Увидеть Югру — влюбиться в Россию!»
Современное образовательное пространство, организуемое в правовом поле ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ подразумевает создание единого образовательного дискурса на протяжении всей жизни человека. Данное условие закона призвано формировать всесторонне развитую культурно разностороннюю творческую личность.
Формирование личности начинается с самых ранних лет развития ребенка, в этом возрасте закладываются основы креативности и обучаемости, формируются базовые понятия, структурирующиеся впоследствии во внутренний понятийный аппарат и оказывающие большое влияние на формирование морально- нравственного облика подрастающего человека. База будущей образовательной деятельности ребенка, несомненно, закладывается в семье, а дошкольные образовательные учреждения принимают палочку этой эстафеты, продолжая закладку фундамента будущего гражданина, способного занять активную жизненную позицию и быть полезным обществу. В описанной выше механики формирования личности можно заметить закономерность: расширение кругозора личности происходит постепенно от пространства колыбели до поиска себя в этом огромном мире. Следуя этому принципу проект «Дикая Югра» призван постепенно расширить восприятие окружающего мира через познание флоры и фауны родного края и активное применение полученных знаний в творческой социально-активной деятельности.
В последние десятилетия в регионе все чаще и чаще встают вопросы экологии и сохранения природного разнообразия уникального дикого мира Западной Сибири. Бережное отношение к природе становится актуальным аспектом повестки дня при решении вопросов о разработке ресурсных месторождений в регионе, что особо отмечает губернатор Югры Наталья Комарова в своем докладе об инвестиционном потенциале Югры в Китае: «Приполярный Урал богат залежами кварца, угля, черных, цветных, редких и благородных металлов, алмазов. Эта территория будет осваиваться только с использованием самых бережных технологий по отношению к природе». Задача поставленная губернатором является долгосрочной и подразумевает ценностное отношение к окружающей природе со стороны всего населения округа.
Актуальность
С введением в дошкольное образование ФГОС ДОО среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно- эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
В свете выше сказанного видим актуальным развитие интереса у детей к изучению природы родного региона и воспитание бережного отношения к окружающей экологической среде через познание флоры и фауны, находящейся в непосредственной близости от участников образовательного процесса.
Цель: внедрение регионального компонента в воспитательно- образовательный процесс
Задачи:
- Сформировать информационно-методическую базу по вопросам изучения детьми природы родного края
- Обогатить предметно пространственную среду, способствующую побуждению интереса детей к изучению природы родного края посредством самостоятельного освоения материала в социальной и информационной среде.
- Разработать инструментарий для выявления уровня развития у детей знаний о природе родного края
Основная идея и новизна проекта, заключается в создании условий для развития у детей интереса к изучению уникальной природы родного края посредством актуализации знаний, полученных путем самостоятельного освоения материала в социальной и информационной среде групп ДОУ.
Проект создает условия для саморазвития и самоорганизации личности ребенка, постепенно развивает у детей эмоционально-чувственную сферу, коммуникативные и управленческие способности, мотивацию совершать добрые дела. Расставляет акценты на те качества, которые необходимы ребенку для успешного обучения в школе, – инициативность, самостоятельность, любознательность, активность, целеустремленность и способность быть успешным в жизни на основе применения полученного социокультурного опыта.
Теоретические положения проекта
В основу реализации регионального компонента положен принцип Л. С. Выготского «Принцип развивающего обучения» – Правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие»
Л. С. Выготский утверждал, что в развитии ребенка тесно связано естественное созревание и овладение культурными способами поведения и мышления. Поэтому накопление детьми социального опыта жизни в своем городе или селе, усвоение принятых норм поведения и взаимоотношений, приобщение к культурным традициям может считаться базовым этапом воспитания любви к Родине
А так же согласно мнению доктора педагогических наук, профессора Г. Н. Серикова, образованность — это «некоторое свойство, приобретаемое человеком в процессе образования, которое выражает определенную меру овладения (усвоения, освоения) им какой-то (специальным образом организованной) частью социального опыта, а также способностей пользоваться им (усвоенным опытом) в своей жизнедеятельности». По мнению Г. Н. Серикова, основными компонентами образованности выступают:
- осведомленность — «характеризует те аспекты образованности личности, которые могут проявляться ею посредством воспроизведения овладеваемой
(усваиваемой и осваиваемой) в процессе образования частью социального опыта»;
- сознательность — «мера воздействия осваиваемого личностью социального опыта на ее способность выражать свое собственное отношение к себе и окружению»;
- действенность — «мера воздействия осведомленности и сознательности образовывающейся личности не только на ее отношение к себе и к окружению, но и на вовлеченность в практическую реализацию аспектов своей жизнедеятельности»;
- умелость — «мера способностей (личности) выражать свои актуальные потребности посредством обоснованных (в частности, усвоенными знаниями) действий».
Также К.Д. Ушинский, считал основным свойством возраста дошкольника жажду деятельности и стремление к познанию окружающего мира и определял природу как один из «могущественных агентов в воспитании человека». Основным способом познания окружающего мира К.Д. Ушинский видел прямое и посредственное взаимодействие ребенка и природой: «Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помяв на поле зеленой травы!? Никогда оно не разовьется с той полнотой и свежестью, на которую способна душа человеческая: развитие его всегда будет отзываться душной атмосферой запертых зданий».
Логика последовательности изложения материала так же будет основана на теории К.Д. Ушинского: «Рассмотрев с детьми какой-либо предмет, не должно, переходить к другому предмету, оставлять тот, который уже рассмотрен. Идя все дальше и дальше, не оставлять то, что уже приобрели. Приучать дитя рассуждать, живыми верными образами – значит положить прочные основания его логике. Вот на каком основании было предпочитаем систематическое изложение природных явлений и всякого рода наглядных предметов».
Этапы реализации проекта
Первый этап (подготовительный) август-сентябрь 2023г.
- Изучить и проанализировать научно-методическую и педагогическую литературу по данной теме.
- Разработать нормативно-правовые документы.
- Создать рабочей группы по реализации проекта.
- Разработка диагностический инструментарий для изучения эффективности проекта.
- Привлечение к сотрудничеству родителей (законных представителей) воспитанников.
Второй этап (практический) октябрь 2023г. – апрель 2024 г.
- Создать предметно-пространственную среду способствующую побуждению интереса детей к изучению природы родного края посредством самостоятельного освоения материала в социальной и информационной среде.
- Внедрение проекта в вариативную часть основной образовательной программы.
- Привлечение к совместному сотрудничеству социальных партнеров.
- Разработать эффективные формы работы с родителями по вопросам изучения природы родного края.
- Повышение квалификации педагогов в данном направлении.
Третий этап (аналитический) май 2024г.
- Мониторинг эффективности реализации проекта.
- Разработка методических рекомендаций реализации проекта по созданию условий для развития у детей интереса к изучению уникальной природы родного региона.
- Диссеминация опыта.
Содержание проекта
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения ребенка в истоки региональной культуры, включение его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познание окружающих условий, общего для жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных культурных и климатических особенностей, конкретных традиций национальных, географических и регионально-культурных особенностей социальной среды.
В реализации проекта участвуют две группы детей среднего дошкольного возраста. Во второй половине дня в рамках вариативной части реализуется проект
«Дикая Югра». Предметно-пространственная среда групп создана таким образом, чтобы дети сами находили интересные темы для более подробного изучения. По выбранным детьми темам разрабатываются мини-проекты, конечный результат которых представляется в виде летбуков, социальной рекламы, различных мероприятий проводимыми педагогами и детьми данной группы.
Основные направления деятельности ДОУ:
- Изучение природы родного края и его обитателей;
- Изучение национальных традиций и обычаев;
- Воспитание любви к природе родного края и его обитателям;
- Воспитание потребности узнавать о природных ценностях родного края, беречь и охранять их;
- Изучение истории ХМАО;
- Раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями музыки, литературы поэтов, композиторов и писателей ХМАО.
В рамках реализации проекта «Дикая Югра» для непосредственного знакомства детей с природой и этнографией ХМАО и Кондинского района планируется посещения Районного Учинского историко-этнографического музея им. А.Н. Хомякова в п. Половинке Кондинского района и Культурно- исторического центра г. Урая. Также с целью привлечения к участию в данном проекте родителей (законных представителей) в выходные дни планируется проведение организованных экскурсии.
В работе с детьми будут использоваться следующие виды деятельности:
- Образовательная деятельность: беседы, презентации, постановка проблемы, знакомство с устным народным творчеством, примерами из
классической литературы и современной мультипликацией и кинематографией, игровое взаимодействие, объединенными в единый алгоритм самостоятельного освоения материала.
- Игровая деятельность: театрализация, сюжетно-ролевая игра, обучающие и развивающие игры, народные игры. Игра направлена на расширение и развитие творческих способностей и воображения детей, и призвана способствовать развитию театрально игровых навыков для участия детей в съемках социальной рекламы.
- Творческая деятельность будет организована различными видами деятельности (лепка, объемная аппликация, конструирование, работа с подручным материалом, рисование и др.) и продукт творчества будет получать «вторую жизнь» в социальном ролике.
5. Съемка социальной рекламы руками детей будет организована следующими приемами: съемка, озвучка, мультипликация, режиссирования и постановки.
Особое внимание в реализации проекта уделяется работе с родителями. В дошкольном учреждении создаются условия для привлечения родителей (законных представителей) к участию в проекте:
- привлечение родителей обучающихся к проведению различных культурно- массовых, мероприятий; организованных экскурсий и поездок в выходные дни;
- изготовление руками родителей (законных представителей) различных атрибутов к мероприятиям, помощь в оформление и обновление уголка краеведения.
Темы на 2023-2024 учебный год.
- «Белочка»
- «Корзинка грибов»
- «Белочкино варенье»
- «Важная шишка (кедр)»
- «Белочкины заготовки».
- «Длинноухий заяц»
- «Зайкин завтрак»
- «Заячьи враги (волк, росомаха, рысь, песец, ястреб)»
- «Будьте внимательны!»
- «Рыжая плутовка»
- «Лисья охота (полѐвка, белка, заяц, лягушка, тетерев)»
- «Ценная шубка (лиса, песец, выдра, норка, белка, ондатра)»
- «Стой! Браконьер!»
- «Большой зверь (лось)»
- «Подложка леса»
- «Лосиный недруг (стая волков, человек)»
- «Дом лося»
- «Спасти лося»
- «Ночные охотники (сова, филин, сыч)»
- «Поздний ужин»
- «Сова в городе»
- «Хозяин тайги (медведь)»
- «Мишкино лакомство»
- «Мишкины сказки»
- «Не кормите медвежат».
- «Кто живѐт под берѐзкой? (бурундук)»
- «Не губите лес»
- «Лесные витаминки (клюква, брусника, черника, голубика)»
- «Горная тундра»
- «Вечная мерзлота»
- «Кормилец-олень»
- «Таѐжный лес»
- «Мхи и лишайники»
- «Таѐжный хищник (волк)»
- «Лесной землекоп (кабан)»
- «Звериные тропы» (миграция)»
- «Зимующие птицы Югры»
- «Летает, но не птица»
- «Потерянный хвост (ящерица)»
- «На земле и в воде (земноводные)»
- «Не трогай дикое»
- «Жизнь подо льдом»
- «Древние рыбы»
- «Игривая выдра»
- «Речной строитель (бобр)»
- «Чья нора? (барсук)»
- «Невидимые ловушки»
- «Красная книга Югры»
- «Ёжик»
- «Летучая белка»
- «Черный аист»
- «Стерх»
- «Берегите лес от пожара»
- «Чистота в лесу»
- «Красота дикой Югры»
- «История образования ХМАО»
- «Народы, проживающие на территории родного края»
- «Жизнь малочисленных народов Севера»
- «Обычаи и обряды
Календарный план
Реализации проекта «Дикая Югра» на 2023-2024 учебный год
№ | Мероприятия | Срок | Ожидаемый результат | Ответственные исполнители |
Организованное обеспечение проекта | ||||
1 | Утверждение рабочей группы | Август 2023г. | Приказ | Заведующий МБДОУ |
2 | Разработка нормативно- правовые документы | Июль- август 2023г. | Документы регламентирующие деятельность ДОУ по реализации проекта | Зам. Зав. по ВМР Зам. Зав. по ИиЭД Педагоги ДОУ |
3 | Изучение и анализ научно- методической и педагогической литературы по теме | Август 2023г. | Картотека литературы | Зам. Зав. по ВМР Зам. Зав. по ИиЭД Педагоги ДОУ |
4 | Курсы повышения квалификации по реализации регионального компонента в ДОУ | Май- Август 2023г. | Квалифицированный педагогический состав | Педагоги ДОУ |
5 | Мониторинг спроса востребованности | Май 2023г. | Сформированные группы для реализации проекта | Зам. Зав. по ИиЭД |
6 | Внедрение проекта «Дикая Югра» в вариативную часть | Сентябрь- Май 2023г. | Ежедневная работа педагогического | Зам. Зав. по ВМР |
основной образовательной | коллектива с | |||
программы ДОУ | сформированными | |||
группами | ||||
7 | Заключение договоров о сотрудничестве с социальными партнерами, составление плана совместных мероприятий | Август 2023г. | Сотрудничество с социальными партнерами | Зам. Зав. по ВМР Зам. Зав. по ИиЭД |
Кадровое обеспечение | ||||
8 | Администрация ДОУ: Зам. зав. по ВМР Зам.зав. по ИиЭД | Координирует взаимодействие воспитателей и специалистов | Заведующий МБДОУ | |
Воспитатели - 2 Музыкальный руководитель – 1 Инструктор по физической культуре - 1 | Разработка диагностических карт, реализация проекта | |||
Методическое обеспечение | ||||
9 | Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение деятельности ДОУ по реализации проекта | постоянно | Система методической работы, обеспечивающей сопровождение деятельности ДОУ по реализации проекта | Зам. Зав. по ВМР Зам. Зав. по ИиЭД |
10 | Организация мониторинга для изучения эффективности проекта | Начало, конец года | Мониторинг по реализации проекта (диагностический инструментарий) | Зам. Зав. по ВМР Зам. Зав. по ИиЭД |
11 | Проведение самоанализа по результатам реализации 1 этапа проекта | Май 2024г. | Самоанализ по результатам реализации проекта | Зам. Зав. по ВМР Зам. Зав. по ИиЭД |
Формирование банка инновационного педагогического опыта | В течение года | Банк инновационного педагогического опыта | Зам. Зав. по ВМР Зам. Зав. по ИиЭД | |
Материально-техническое обеспечение проекта | ||||
12 | Создание необходимой материально-технической базы | В течение года | Предметно-развивающая среда, обеспеченная необходимыми учебно- методическими пособиями | Заведующий МБДОУ |
Финансово-экономическое обеспечение | ||||
13 | Определение объема финансирование необходимого для реализации проекта | Август 2023г. | Оснащение программы проекта учебно- методическими комплектами, дидактическими пособиями | Заведующий МБДОУ |
Информационное обеспечение проекта | ||||
14 | Размещение проекта на официальном сайте дошкольного учреждения | Постоянно | Ознакомление родительской общности с проектом | Зам. Зав. по ИиЭД |
15 | Информирование родителей (законных представителей) о реализации проекта «Дикая Югра» (информационные стенды, родительские собрания и т.д.) | Постоянно | Ознакомление родительской общности с проектом | Зам. Зав. по ВМР Зам. Зав. по ИиЭД Педагоги ДОУ |
16 | Поведение педагогических советов, семинаров- практикумов, мастер-классов, консультаций по реализации проекта | В течение года | Повышение компетенции педагогических работников | Зам. Зав. по ВМР Зам. Зав. по ИиЭД Педагоги ДОУ |
Прогнозируемы результаты по этапам
Первый подготовительный этап:
- Конкретизированы пути, формы, методы реализации проекта.
- Разработаны документы регламентирующие деятельность ДОУ по реализации проекта.
- Разработан диагностический инструментарий для изучения эффективности проекта.
- Заключены договоры о сотрудничестве с социальными партнерами.
Второй (практический) этап:
- Создана предметно-пространственная среда способствующая побуждению интереса детей к изучению природы родного края посредством самостоятельного освоения материала в социальной и информационной среде.
- Дети:
- имеют представления о природе родного края и его обитателях, об истории, национальных традиций и обычаях ХМАО
- проявляют интерес к изучению дикой природы
- демонстрируют творческий подход к решению образовательных задач
Третий (аналитический) этап:
- Сформированы выводы по итогам мониторинга эффективности проекта.
- Разработаны методические рекомендации по созданию условий для развития у детей интереса к изучению уникальной природы родного региона.
- Воспитанники являются участниками и победителями конкурсов различного уровня.
- Информационный продукт в виде сборника ролика социальной рекламы.
- Распространение публикаций, статей в периодических профессиональных изданиях, сборниках на образовательных порталах.
Литература
- Вишнева Г.М., Формирование эстетического восприятия скульптуры малых форм у детей старшего дошкольного возраста, 1984.
- Алексеева С.О., Башкатов И.А., Лепка в дошкольном возрасте как универсальное средство развития и познания окружающей действительности, 2017.
- Алиева М.Г., Особенности развития креативного потенциала дошкольников, 2015.
- Шарипова С.В., Искусство мультипликации в работе с детьми дошкольного возраста, 2015.
- Зайцева О.Ю., Карих (Канащенкова) В.В., Социокогнитивный подход к развитию художественного мышления дошкольников, 2016.
- Гордеева Д.С., Траектория развития проблемы становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста, 2010.
- Гримовская Л.М., Развитие у старших дошкольников интереса к миру растений в проектной деятельности, 2019.
- Бакина Н.А., Серебрякова Т.А., Шамина В.В., Роль природы в социокультурном развитии детей старшего дошкольного возраста, 2012.
- Берзина Р.Ф., Формирование экологической культуры дошкольников (на примере работы с природным материалом), 2016.
- Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного образования. Курган, 1997. С. 104).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"...
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
нормативно - правовой документ...

Ознакомление старших дошкольников с природой Югры "Сладкая Югринка"
Презентация к занятию по уточнению представлений о природе северного края....

Консультация для родителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО-Югра)
Консультация для родителей , в котрой знакомлю с историёй образования Ханты- Мансийского автономного округа-югра....

Закон Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре»
Статья 6. Инновационная деятельность в сфере образования автономногоокруга1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иныедействующие в сфере образования организации, а также их объ...

Момзикова Надежда. Анализ проекта на тему: «ЮГРА – НАШ ДОМ РОДНОЙ» для детей старшего дошкольного возраста. МБДОУ № 74 "ФИЛИППОК". ХМАО-Югра, г. Сургут.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребен...


