Проект "Дикая Югра"
проект

Чумакова Елена Ивановна

«Увидеть Югру — влюбиться в Россию!»

 

Современное образовательное пространство, организуемое в правовом поле ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ подразумевает создание единого образовательного дискурса на протяжении всей жизни человека. Данное условие закона призвано формировать всесторонне развитую культурно разностороннюю творческую личность.

Формирование личности начинается с самых ранних лет развития ребенка, в этом возрасте закладываются основы креативности и обучаемости, формируются базовые понятия, структурирующиеся впоследствии во внутренний понятийный аппарат и оказывающие большое влияние на формирование морально- нравственного облика подрастающего человека. База будущей образовательной деятельности ребенка, несомненно, закладывается в семье, а дошкольные образовательные учреждения принимают палочку этой эстафеты, продолжая закладку фундамента будущего гражданина, способного занять активную жизненную позицию и быть полезным обществу. В описанной выше механики формирования личности можно заметить закономерность: расширение кругозора личности происходит постепенно от пространства колыбели до поиска себя в этом огромном мире. Следуя этому принципу проект «Дикая Югра» призван постепенно расширить восприятие окружающего мира через познание флоры и фауны родного края и активное применение полученных знаний в творческой социально-активной деятельности.

В последние десятилетия в регионе все чаще и чаще встают вопросы экологии и сохранения природного разнообразия уникального дикого мира Западной Сибири. Бережное отношение к природе становится актуальным аспектом повестки дня при решении вопросов о разработке ресурсных месторождений в регионе, что особо отмечает губернатор Югры Наталья Комарова в своем докладе об инвестиционном потенциале Югры в Китае: «Приполярный Урал богат залежами кварца, угля, черных, цветных, редких и благородных металлов, алмазов. Эта территория будет осваиваться только с использованием самых бережных технологий по отношению к природе». Задача поставленная губернатором является долгосрочной и подразумевает ценностное отношение к окружающей природе со стороны всего населения округа.

Актуальность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dikaya_yugra.docx78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение ХМАО – ЮГРА

«Урайский специализированный Дом ребенка»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ на тему:

«Дикая Югра»

Разработала   воспитатель: Чумакова Елена Ивановна

г. Урай, 2023г.

«Увидеть Югру — влюбиться в Россию!»

Современное образовательное пространство, организуемое в правовом поле ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ подразумевает создание единого образовательного дискурса на протяжении всей жизни человека. Данное условие закона призвано формировать всесторонне развитую культурно разностороннюю творческую личность.

Формирование личности начинается с самых ранних лет развития ребенка, в этом возрасте закладываются основы креативности и обучаемости, формируются базовые понятия, структурирующиеся впоследствии во внутренний понятийный аппарат и оказывающие большое влияние на формирование морально- нравственного облика подрастающего человека. База будущей образовательной деятельности ребенка, несомненно, закладывается в семье, а дошкольные образовательные учреждения принимают палочку этой эстафеты, продолжая закладку фундамента будущего гражданина, способного занять активную жизненную позицию и быть полезным обществу. В описанной выше механики формирования личности можно заметить закономерность: расширение кругозора личности происходит постепенно от пространства колыбели до поиска себя в этом огромном мире. Следуя этому принципу проект «Дикая Югра» призван постепенно расширить восприятие окружающего мира через познание флоры и фауны родного края и активное применение полученных знаний в творческой социально-активной деятельности.

В последние десятилетия в регионе все чаще и чаще встают вопросы экологии и сохранения природного разнообразия уникального дикого мира Западной Сибири. Бережное отношение к природе становится актуальным аспектом повестки дня при решении вопросов о разработке ресурсных месторождений в регионе, что особо отмечает губернатор Югры Наталья Комарова в своем докладе об инвестиционном потенциале Югры в Китае: «Приполярный Урал богат залежами кварца, угля, черных, цветных, редких и благородных металлов, алмазов. Эта территория будет осваиваться только с использованием самых бережных технологий по отношению к природе». Задача поставленная губернатором является долгосрочной и подразумевает ценностное отношение к окружающей природе со стороны всего населения округа.

Актуальность

С введением в дошкольное образование ФГОС ДОО среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно- эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

В свете выше сказанного видим актуальным развитие интереса у детей к изучению природы родного региона и воспитание бережного отношения к окружающей экологической среде через познание флоры и фауны, находящейся в непосредственной близости от участников образовательного процесса.

Цель: внедрение регионального компонента в воспитательно- образовательный процесс

Задачи:

  • Сформировать информационно-методическую базу по вопросам изучения детьми природы родного края
  • Обогатить предметно пространственную среду, способствующую побуждению интереса детей к изучению природы родного края посредством самостоятельного освоения материала в социальной и информационной среде.
  • Разработать инструментарий для выявления уровня развития у детей знаний о природе родного края

Основная идея и новизна проекта, заключается в создании условий для развития у детей интереса к изучению уникальной природы родного края посредством актуализации знаний, полученных путем самостоятельного освоения материала в социальной и информационной среде групп ДОУ.

Проект создает условия для саморазвития и самоорганизации личности ребенка, постепенно развивает у детей эмоционально-чувственную сферу, коммуникативные и управленческие способности, мотивацию совершать добрые дела. Расставляет акценты на те качества, которые необходимы ребенку для успешного обучения в школе, – инициативность, самостоятельность, любознательность, активность, целеустремленность и способность быть успешным в жизни на основе применения полученного социокультурного опыта.

Теоретические положения проекта

В основу реализации регионального компонента положен принцип Л. С. Выготского «Принцип развивающего обучения» – Правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие»

Л. С. Выготский утверждал, что в развитии ребенка тесно связано естественное  созревание  и овладение  культурными  способами  поведения и мышления. Поэтому накопление детьми социального опыта жизни в своем городе или селе, усвоение принятых норм поведения и взаимоотношений, приобщение к культурным традициям может считаться базовым этапом воспитания любви к Родине

А так же согласно мнению доктора педагогических наук, профессора Г. Н. Серикова, образованность — это «некоторое свойство, приобретаемое человеком в процессе образования, которое выражает определенную меру овладения (усвоения, освоения) им какой-то (специальным образом организованной) частью социального опыта, а также способностей пользоваться им (усвоенным опытом) в своей жизнедеятельности». По мнению Г. Н. Серикова, основными компонентами образованности выступают:

  • осведомленность — «характеризует те аспекты образованности личности, которые могут проявляться ею посредством воспроизведения овладеваемой

(усваиваемой и осваиваемой) в процессе образования частью социального опыта»;

  • сознательность — «мера воздействия осваиваемого личностью социального опыта на ее способность выражать свое собственное отношение к себе и окружению»;
  • действенность — «мера воздействия осведомленности и сознательности образовывающейся личности не только на ее отношение к себе и к окружению, но и на вовлеченность в практическую реализацию аспектов своей жизнедеятельности»;
  • умелость — «мера способностей (личности) выражать свои актуальные потребности посредством обоснованных (в частности, усвоенными знаниями) действий».

Также К.Д. Ушинский, считал основным свойством возраста дошкольника жажду деятельности и стремление к познанию окружающего мира и определял природу как один из «могущественных агентов в воспитании человека». Основным способом познания окружающего мира К.Д. Ушинский видел прямое и посредственное взаимодействие ребенка и природой: «Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помяв на поле зеленой травы!? Никогда оно не разовьется с той полнотой и свежестью, на которую способна душа человеческая: развитие его всегда будет отзываться душной атмосферой запертых зданий».

Логика последовательности изложения материала так же будет основана на теории К.Д. Ушинского: «Рассмотрев с детьми какой-либо предмет, не должно, переходить к другому предмету, оставлять тот, который уже рассмотрен. Идя все дальше и дальше, не оставлять то, что уже приобрели. Приучать дитя рассуждать, живыми верными образами – значит положить прочные основания его логике. Вот на каком основании было предпочитаем систематическое изложение природных явлений и всякого рода наглядных предметов».

Этапы реализации проекта

Первый этап (подготовительный) август-сентябрь 2023г.

  1. Изучить и проанализировать научно-методическую и педагогическую литературу по данной теме.
  2. Разработать нормативно-правовые документы.
  3. Создать рабочей группы по реализации проекта.
  4. Разработка        диагностический        инструментарий        для        изучения эффективности проекта.
  5. Привлечение к сотрудничеству родителей (законных представителей) воспитанников.

Второй этап (практический) октябрь 2023г. – апрель 2024 г.

  1. Создать предметно-пространственную среду способствующую побуждению интереса детей к изучению природы родного края посредством самостоятельного освоения материала в социальной и информационной среде.
  2. Внедрение проекта в вариативную часть основной образовательной программы.
  3. Привлечение к совместному сотрудничеству социальных партнеров.
  4. Разработать эффективные формы работы с родителями по вопросам изучения природы родного края.
  5. Повышение квалификации педагогов в данном направлении.

Третий этап (аналитический) май 2024г.

  1. Мониторинг эффективности реализации проекта.
  2. Разработка методических рекомендаций реализации проекта по созданию условий для развития у детей интереса к изучению уникальной природы родного региона.
  3. Диссеминация опыта.

Содержание проекта

Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения ребенка в истоки региональной культуры, включение его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познание окружающих условий, общего для жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных культурных и климатических особенностей, конкретных традиций национальных, географических и регионально-культурных особенностей социальной среды.

В реализации проекта участвуют две группы детей среднего дошкольного возраста. Во второй половине дня в рамках вариативной части реализуется проект

«Дикая Югра». Предметно-пространственная среда групп создана таким образом, чтобы дети сами находили интересные темы для более подробного изучения. По выбранным детьми темам разрабатываются мини-проекты, конечный результат которых представляется в виде летбуков, социальной рекламы, различных мероприятий проводимыми педагогами и детьми данной группы.

Основные направления деятельности ДОУ:

  • Изучение природы родного края и его обитателей;
  • Изучение национальных традиций и обычаев;
  • Воспитание любви к природе родного края и его обитателям;
  • Воспитание потребности узнавать о природных ценностях родного края, беречь и охранять их;
  • Изучение истории ХМАО;
  • Раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями музыки, литературы поэтов, композиторов и писателей ХМАО.

В рамках реализации проекта «Дикая Югра» для непосредственного знакомства детей с природой и этнографией ХМАО и Кондинского района планируется посещения Районного Учинского историко-этнографического музея им. А.Н. Хомякова в п. Половинке Кондинского района и Культурно- исторического центра г. Урая. Также с целью привлечения к участию в данном проекте родителей (законных представителей) в выходные дни планируется проведение организованных экскурсии.

В работе с детьми будут использоваться следующие виды деятельности:

  1. Образовательная         деятельность:        беседы,        презентации,        постановка проблемы,                знакомство        с        устным        народным        творчеством,        примерами        из

классической литературы и современной мультипликацией и кинематографией, игровое взаимодействие, объединенными в единый алгоритм самостоятельного освоения материала.

  1. Игровая деятельность: театрализация, сюжетно-ролевая игра, обучающие и развивающие игры, народные игры. Игра направлена на расширение и развитие творческих способностей и воображения детей, и призвана способствовать развитию театрально игровых навыков для участия детей в съемках социальной рекламы.
  2. Творческая деятельность будет организована различными видами деятельности (лепка, объемная аппликация, конструирование, работа с подручным материалом, рисование и др.) и продукт творчества будет получать «вторую жизнь» в социальном ролике.

5. Съемка социальной рекламы руками детей будет организована следующими приемами: съемка, озвучка, мультипликация, режиссирования и постановки.

Особое внимание в реализации проекта уделяется работе с родителями. В дошкольном учреждении создаются условия для привлечения родителей (законных представителей) к участию в проекте:

  • привлечение родителей обучающихся к проведению различных культурно- массовых, мероприятий; организованных экскурсий и поездок в выходные дни;
  • изготовление руками родителей (законных представителей) различных атрибутов к мероприятиям, помощь в оформление и обновление уголка краеведения.

Темы на 2023-2024 учебный год.

  1. «Белочка»
  2. «Корзинка грибов»
  3. «Белочкино варенье»
  4. «Важная шишка (кедр)»
  5. «Белочкины заготовки».
  6. «Длинноухий заяц»
  7. «Зайкин завтрак»
  8. «Заячьи враги (волк, росомаха, рысь, песец, ястреб)»
  9. «Будьте внимательны!»
  10. «Рыжая плутовка»
  11. «Лисья охота (полѐвка, белка, заяц, лягушка, тетерев)»
  12. «Ценная шубка (лиса, песец, выдра, норка, белка, ондатра)»
  13. «Стой! Браконьер!»
  14. «Большой зверь (лось)»
  15. «Подложка леса»
  16. «Лосиный недруг (стая волков, человек)»
  17. «Дом лося»
  18. «Спасти лося»
  19. «Ночные охотники (сова, филин, сыч)»
  20. «Поздний ужин»
  21. «Сова в городе»
  22. «Хозяин тайги (медведь)»
  23. «Мишкино лакомство»
  24. «Мишкины сказки»
  25. «Не кормите медвежат».
  26. «Кто живѐт под берѐзкой? (бурундук)»
  27. «Не губите лес»
  28. «Лесные витаминки (клюква, брусника, черника, голубика)»
  29. «Горная тундра»
  30. «Вечная мерзлота»
  31. «Кормилец-олень»
  32. «Таѐжный лес»
  33. «Мхи и лишайники»
  34. «Таѐжный хищник (волк)»
  35. «Лесной землекоп (кабан)»
  36. «Звериные тропы» (миграция)»
  37. «Зимующие птицы Югры»
  38. «Летает, но не птица»
  39. «Потерянный хвост (ящерица)»
  40. «На земле и в воде (земноводные)»
  41. «Не трогай дикое»
  42. «Жизнь подо льдом»
  43. «Древние рыбы»
  44. «Игривая выдра»
  45. «Речной строитель (бобр)»
  46. «Чья нора? (барсук)»
  47. «Невидимые ловушки»
  48. «Красная книга Югры»
  49. «Ёжик»
  50. «Летучая белка»
  51. «Черный аист»
  52. «Стерх»
  53. «Берегите лес от пожара»
  54. «Чистота в лесу»
  55. «Красота дикой Югры»
  56. «История образования ХМАО»
  57. «Народы, проживающие на территории родного края»
  58. «Жизнь малочисленных народов Севера»
  59. «Обычаи и обряды

Календарный план

Реализации проекта «Дикая Югра» на 2023-2024 учебный год

Мероприятия

Срок

Ожидаемый результат

Ответственные исполнители

Организованное обеспечение проекта

1

Утверждение рабочей группы

Август 2023г.

Приказ

Заведующий МБДОУ

2

Разработка нормативно- правовые документы

Июль- август 2023г.

Документы

регламентирующие

деятельность ДОУ по реализации проекта

Зам. Зав. по ВМР Зам. Зав. по ИиЭД Педагоги ДОУ

3

Изучение и анализ научно- методической и педагогической литературы по теме

Август 2023г.

Картотека литературы

Зам. Зав. по ВМР Зам. Зав. по ИиЭД Педагоги ДОУ

4

Курсы повышения квалификации по реализации регионального

компонента в ДОУ

Май- Август 2023г.

Квалифицированный педагогический состав

Педагоги ДОУ

5

Мониторинг спроса востребованности

Май 2023г.

Сформированные группы для реализации проекта

Зам. Зав. по ИиЭД

6

Внедрение проекта «Дикая Югра» в вариативную часть

Сентябрь- Май 2023г.

Ежедневная работа педагогического

Зам. Зав. по ВМР

основной образовательной

коллектива с

программы ДОУ

сформированными

группами

7

Заключение договоров о сотрудничестве с социальными партнерами, составление плана

совместных мероприятий

Август 2023г.

Сотрудничество с социальными партнерами

Зам. Зав. по ВМР Зам. Зав. по ИиЭД

Кадровое обеспечение

8

Администрация ДОУ: Зам. зав. по ВМР

Зам.зав. по ИиЭД

Координирует взаимодействие воспитателей и специалистов

Заведующий МБДОУ

Воспитатели - 2

Музыкальный руководитель – 1 Инструктор по физической культуре - 1

Разработка

диагностических карт, реализация проекта

Методическое обеспечение

9

Создание системы методической работы, обеспечивающей

сопровождение деятельности ДОУ по реализации проекта

постоянно

Система методической работы,

обеспечивающей сопровождение

деятельности ДОУ по реализации проекта

Зам. Зав. по ВМР Зам. Зав. по ИиЭД

10

Организация мониторинга для изучения эффективности проекта

Начало, конец года

Мониторинг по

реализации проекта (диагностический инструментарий)

Зам. Зав. по ВМР Зам. Зав. по ИиЭД

11

Проведение самоанализа по

результатам реализации 1 этапа проекта

Май 2024г.

Самоанализ по

результатам реализации проекта

Зам. Зав. по ВМР Зам. Зав. по ИиЭД

Формирование банка инновационного

педагогического опыта

В течение года

Банк инновационного педагогического опыта

Зам. Зав. по ВМР Зам. Зав. по ИиЭД

Материально-техническое обеспечение проекта

12

Создание необходимой материально-технической базы

В течение года

Предметно-развивающая среда, обеспеченная необходимыми учебно- методическими

пособиями

Заведующий МБДОУ

Финансово-экономическое обеспечение

13

Определение объема

финансирование необходимого для реализации проекта

Август 2023г.

Оснащение программы проекта учебно- методическими

комплектами, дидактическими пособиями

Заведующий МБДОУ

Информационное обеспечение проекта

14

Размещение проекта на официальном сайте дошкольного учреждения

Постоянно

Ознакомление родительской общности с проектом

Зам. Зав. по ИиЭД

15

Информирование родителей (законных представителей) о реализации проекта «Дикая Югра» (информационные

стенды, родительские собрания и т.д.)

Постоянно

Ознакомление родительской общности с проектом

Зам. Зав. по ВМР Зам. Зав. по ИиЭД Педагоги ДОУ

16

Поведение педагогических советов, семинаров-

практикумов, мастер-классов, консультаций по реализации проекта

В течение года

Повышение компетенции

педагогических работников

Зам. Зав. по ВМР Зам. Зав. по ИиЭД Педагоги ДОУ

Прогнозируемы результаты по этапам

Первый подготовительный этап:

  1. Конкретизированы пути, формы, методы реализации проекта.
  2. Разработаны документы регламентирующие деятельность ДОУ по реализации проекта.
  3. Разработан диагностический инструментарий для изучения эффективности проекта.
  4. Заключены договоры о сотрудничестве с социальными партнерами.

Второй (практический) этап:

  1. Создана предметно-пространственная среда способствующая побуждению интереса детей к изучению природы родного края посредством самостоятельного освоения материала в социальной и информационной среде.
  2. Дети:
  • имеют представления о природе родного края и его обитателях, об истории, национальных традиций и обычаях ХМАО
  • проявляют интерес к изучению дикой природы
  • демонстрируют творческий подход к решению образовательных задач

Третий (аналитический) этап:

  1. Сформированы выводы по итогам мониторинга эффективности проекта.
  2. Разработаны методические рекомендации по созданию условий для развития у детей интереса к изучению уникальной природы родного региона.
  3. Воспитанники являются участниками и победителями конкурсов различного уровня.
  4. Информационный продукт в виде сборника ролика социальной рекламы.
  5. Распространение публикаций, статей в периодических профессиональных изданиях, сборниках на образовательных порталах.

Литература

  1. Вишнева Г.М., Формирование эстетического восприятия скульптуры малых форм у детей старшего дошкольного возраста, 1984.
  2. Алексеева        С.О.,        Башкатов        И.А.,        Лепка        в        дошкольном        возрасте        как универсальное средство развития и познания окружающей действительности, 2017.
  3. Алиева М.Г., Особенности развития креативного потенциала дошкольников, 2015.
  4. Шарипова С.В., Искусство мультипликации в работе с детьми дошкольного возраста, 2015.
  5. Зайцева        О.Ю.,        Карих        (Канащенкова)        В.В.,        Социокогнитивный        подход        к развитию художественного мышления дошкольников, 2016.
  6. Гордеева        Д.С.,        Траектория        развития        проблемы        становления        бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста, 2010.
  7. Гримовская Л.М., Развитие у старших дошкольников интереса к миру растений в проектной деятельности, 2019.
  8. Бакина        Н.А.,        Серебрякова        Т.А.,        Шамина        В.В.,        Роль        природы        в социокультурном развитии детей старшего дошкольного возраста, 2012.
  9. Берзина Р.Ф., Формирование экологической культуры дошкольников (на примере работы с природным материалом), 2016.
  10. Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного образования. Курган, 1997. С. 104).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"...

Ознакомление старших дошкольников с природой Югры "Сладкая Югринка"

Презентация к занятию по уточнению представлений о природе северного края....

Консультация для родителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО-Югра)

Консультация для родителей , в котрой знакомлю с историёй образования Ханты- Мансийского автономного округа-югра....

Закон Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре»

Статья 6. Инновационная деятельность в сфере образования автономногоокруга1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иныедействующие в сфере образования организации, а также их объ...

Момзикова Надежда. Анализ проекта на тему: «ЮГРА – НАШ ДОМ РОДНОЙ» для детей старшего дошкольного возраста. МБДОУ № 74 "ФИЛИППОК". ХМАО-Югра, г. Сургут.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребен...