Диагностических методик для выявления трудностей в общении детей дошкольного возраста
картотека

Киселева Мария Александровна

Картотека диагностических методик для выявления трудностей в общении детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_metodik.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Киселева Мария ДО22А

Картотека диагностических методик для выявления трудностей в общении детей дошкольного возраста.

Социометрическая методика "Два домика" (Т.Д. Марцинковская)

Средняя возрастная группа.

Цель: определение круга значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам. Диагностика межличностных отношений детей дошкольного возраста.

Содержание:

Оборудование: Лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Ход исследования: В процессе исследования педагог-психолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди. Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Методика «Капитан корабля» (А. А Романов)

Средняя и старшая возрастные группы.

Цель: диагностика статуса ребенка в коллективе сверстников; диагностика межличностных отношений в группе сверстников.

Содержание:

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?

2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?

3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

4. Кто еще остался на берегу?

Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

Методика «Одень куклу» (О.Е. Смирнова)

Средняя и старшая возрастные группы.

Цель: диагностика межличностных отношений в группе сверстников; выявление трудностей детей в умении договариваться.

Содержание:

В игре участвуют четверо детей и взрослый. Каждому ребенку дают бумажную куклу (девочка или мальчик), которую надо нарядить на бал. Взрослый раздает детям конверты с деталями кукольной одежды, вырезанными из бумаги (для девочек — платья, для мальчиков — костюмы). По цвету, отделке и раскрою все варианты одежды отличаются друг от друга. Помимо этого, в конверты вкладываются различные вещи, украшающие платье или костюм (бантики, кружева, галстуки, пуговицы и пр.) и дополняющие наряд куклы (шляпы, сережки, туфли). Взрослый предлагает детям одеть свою куклу на бал, самая красивая из кукол станет королевой бала. Но, приступая к работе, дети вскоре замечают, что все детали одежды в конвертах перепутаны: в одном оказывается три рукава и один ботинок, а в другом — три ботинка, но ни одного носка и т.д. Таким образом, возникает ситуация, предполагающая взаимный обмен деталями. Дети вынуждены обращаться за помощью к своим сверстникам, просить нужную для их наряда вещь, выслушивать и реагировать на просьбы других детей. По окончании работы взрослый оценивает (хвалит или делает замечания) каждую одетую куклу и вместе с детьми решает, чья кукла станет королевой бала.

Методика «Краски в подарок на день рождения», разработанная на основе социометрического эксперимента Е.А. Панько и М.Кашляк

Старшая возрастная группа.

Цель: диагностика структуры детской группы, характера отношений в ней между сверстниками.

Содержание:

Материал: фломастеры синего, зеленого, красного, желтого, фиолетового, коричневого, черного, серого цветов.

Инструкция: «У каждого человека один раз в году бывает день рождения, его праздник. В этот день обычно приходят гости, поздравляют, дарят подарки. К кому из детей твоей группы ты хотел бы пойти на такой праздник? Можно выбрать троих. А теперь посмотри на эти фломастеры. Какой из них ты хотел бы подарить каждому из этих детей?»

Все выборы ребенка фиксируются в социометрической таблице-матрице. В данной методике помимо основного анализа социометрических данных осуществляется анализ цветовых предпочтений на основе выбора цвета «подаренного» фломастера, с учетом того, что каждый цвет обладает определенным эмоциональным значением (М. Люшер). Например, удивление ассоциируется с желтым цветом, утомление – с серым, страх – с черным, гнев – с красным и черным, грусть – с синим и серым, интерес – с синим и зеленым.

Методика «Секрет» (Т.А. Репина)

Средняя и старшая возрастная группы.

Цель: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.

Содержание:

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: три картинки или три игрушки.

Инструкция: «Сегодня все дети твоей группы по секрету, чтобы пока никто не знал об этом, дарят друг другу картинки (игрушки). Здесь на столе лежат картинки (игрушки), которые ты можешь подарить. А другие дети подарят тебе – ведь сегодня все друг другу дарят. Ты хочешь подарить картинки (игрушки) детям своей группы? (Получив положительный ответ, педагог-психолог продолжает.) Тогда выбери, пожалуйста, картинку (игрушку), которая тебе больше всех нравится. Кому из детей своей группы ты хочешь ее подарить? Почему?» Получив ответ, педагог-психолог предлагает положить подарок под подушку названному сверстнику – если эксперимент проводится в спальне или в шкафчик – если с ребенком беседуют в раздевалке. Далее также выясняется, кому ребенок хочет подарить вторую и третью картинку (игрушку). После того как все подарки разложены, ребенку предлагаются следующие вопросы (ответы фиксируются в протоколе):

1. Есть в вашей группе такие дети, которым тебе совсем не хочется дарить? Почему?

2. Как ты думаешь, кто из детей тебе подарит? Почему?

3. А кто из детей не захочет тебе дарить? Почему?

По окончании педагог-психолог благодарит ребенка и просит его хранить секрет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по преодолению трудностей в общении детей дошкольного возраста.

Несколько рекомендаций, с помощью которых можно решить проблемы в общении детей дошкольного возраста....

Психолого - педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста. Презентация на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми".

Презентация содержит в себе материал на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми", где расскрываются - понятие застенчивости, что оно в себя включает, причины застенчивости, особенности п...

Диагностические методики для изучения поисково-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

В данную публикацию включены диагностические методики для определения предпочитаемого вида деятельности, выявления места исследовательской де­ятельности в системе ценностных ориентации дошко...

«Трудности в поведении детей дошкольного возраста, их причины»

Эмоциональные нарушения у старших дошкольников – это одна из важнейших проблем современного общества. Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик. В литературе по психологии, э...

Рекомендации для родителей от учителя - логопеда «Особенности и трудности речевого развития детей дошкольного возраста"

Данная презентация и памятка для родителей были представлены мною на  общем родительском собрании  27.02.2017 в ГБОУ ШМК Бибирево ДО №4. Я расширила знания родителей об особенностях и трудно...

Консультация "Трудности в воспитании детей дошкольного возраста"

данная консультация рассказывает какие трудности возникают у воспитателей при воспитании детей дошкольного возраста....