ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА С СИНДРОМОМ ДАУНА
материал (младшая группа)

Геворгян Анна Ваниковна

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения младшего дошкольника с синдромом Дауна в процессе формирования навыков самообслуживания (далее – Программа) составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Ребенок с синдромом Дауна, как и все остальные дети в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения младшего дошкольника с синдромом Дауна в процессе формирования навыков самообслуживания разработана на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного и коррекционного образования в Российской Федерации.

Программа разработана на основе базовых специальных коррекционных программ: программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» авторы Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова; программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» авторы Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fns.docx57.73 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад № 7» г. Копейск, п. Октябрьский

Принято на                                                                       Утверждаю:

педсовете МДОУ ДС № 7                                               заведующий МДОУ Д/с № 7

                                                                              _______________

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА С СИНДРОМОМ ДАУНА

                                                           

                                                             Составитель:

                                                                         учитель-дефектолог

Геворгян Анна Ваниковна

Копейск, 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

  1. Цели и задачи реализации Программы
  2. Общие сведения о ребенке

1.3 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего дошкольного возраста с синдромом Дауна

1.4 Планируемые результаты реализации индивидуальной программы

II.ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

2.1 Диагностическое обследование навыков самообслуживания (первичное)

III. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Характеристика образовательной деятельности в соответствии с потребностями ребенка младшего дошкольного возраста с синдромом Дауна

3.2 Содержание психолого-педагогического сопровождения младшего дошкольника с синдромом Дауна в процессе реализации индивидуальной программы

3.3 Взаимодействие специалистов при формировании навыков самообслуживания младшего дошкольника с синдромом Дауна

3.4 Взаимодействие с семьей младшего дошкольника с синдромом Дауна в процессе формирования навыков самообслуживания

IV. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

4.1 Психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность реализации индивидуальной программы

4.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды для ребенка с синдромом Дауна

4.3 Распорядок дня

V. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

5.1 Мониторинг сформированности навыков самообслуживания младшего дошкольника с синдромом Дауна

Приложение


I РАЗДЕЛ. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения младшего дошкольника с синдромом Дауна в процессе формирования навыков самообслуживания (далее – Программа) составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Ребенок с синдромом Дауна, как и все остальные дети в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения младшего дошкольника с синдромом Дауна в процессе формирования навыков самообслуживания разработана на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного и коррекционного образования в Российской Федерации:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249

Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»

Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»

Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3049-13).

Программа разработана на основе базовых специальных коррекционных программ: программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» авторы Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова; программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» авторы Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева

  1. Цели и задачи программы

Цель: создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания ребенка младшего дошкольного возраста с синдромом Дауна с целью успешного формирования навыков самообслуживания для достижения максимально возможной самостоятельности ребёнка.  

В соответствии с поставленной целью в ходе реализации программы решаются следующие задачи:

– формировать навыки самообслуживания, заботливое отношение к своему телу;

– приучать ребёнка младшего дошкольного возраста с синдромом Дауна пользоваться своим полотенцем, носовым платком;

– обучать ребёнка младшего дошкольного возраста с синдромом Дауна пользоваться предметами обихода и личной гигиены;

– формировать у ребёнка младшего дошкольного возраста с синдромом Дауна умения и навыки самообслуживания в повседневной жизни с учётом возрастных особенностей;

– формировать у ребёнка младшего дошкольного возраста с синдромом Дауна навыки поведения за столом, воспитывать умение самостоятельно и аккуратно есть, спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, правильно держать ложку, есть бесшумно;

– воспитывать у ребёнка младшего дошкольного возраста с синдромом Дауна потребность мыть руки перед едой, формировать навык аккуратности, одновременно воспитывая интерес к действиям, стремление всё делать самостоятельно, аккуратно.

Целевая группа: программа рассчитана на ребенка младшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.

Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год.

Программа построена с учетом следующих принципов:

1. Принцип гуманного и чуткого отношения к членам семьи и к самому ребенку – важнейший принцип, оптимизирующий решение проблем семьи на разных этапах ее развития.

2. Принцип конфиденциальности и профессиональной этики. Этот принцип позволяет создать между членами семьи и специалистами необходимые доверительные отношения.

3. Принцип единства диагностики и коррекции, в соответствии с которым точное выявление причины нарушений предполагает и возможность ее максимально успешного исправления.

4. Принцип дифференциации и индивидуализации. Сущность индивидуализации педагогического процесса состоит в том, чтобы, опираясь на конкретные способности и возможности каждого ребенка, создать максимальные условия для его развития.

5. Принцип учета возрастных особенностей. Процесс индивидуального развития всех физиологических и психологических функций протекает неравномерно и неодновременно: периоды стабилизации сменяются ускорениями развития.

6. Принцип адекватности педагогических воздействий означает реализацию одной из важнейших закономерностей учебно-педагогического процесса: решение коррекционно-развивающих задач, подбор средств, методов, методических приемов должны соответствовать реальным функциональным возможностям, интересам и потребностям ребенка и его родителей.

7. Принцип приоритетной роли микросоциума состоит в единстве коррекционной работы с ребенком и его окружением, прежде всего, с родителями. Л.М. Шипицына и И.И. Мамайчук в своих работах описывали необходимость такой организации микросоциума, которая могла бы максимально стимулировать его развитие, сглаживать негативное влияние на физическое и психическое состояние ребенка. [81]

1.2 Общие сведения о ребенке

Ф.И. ребенка      

Дата рождения: 13.05.2018 г.

Домашний адрес

Ф.И.О. матери    .

Ф.И.О. отца        

Дата поступления в общеразвивающую организацию:  15.10.2022

Режим пребывания: группа полного дня

1.3 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего дошкольного возраста с синдромом Дауна

Внешний вид благоприятный, ухоженный. Кожа и волосы светлые, черты лица соответствуют основному диагнозу (синдром Дауна).

Реагирует на свое имя, коммуникации со взрослыми и сверстниками устанавливает поверхностно. Визуальный контакт нестойкий, любит тактильный контакт. При общении со взрослыми и сверстниками активно использует жесты, мимику, пантомимику. В игровую деятельность со сверстниками вступает на короткий период времени. Игра представлена серией действий, не объединенных общим сюжетом. Игра сопровождается эмоционально-окрашенным вокализом, в основном играет в одиночку, требует постоянного внимания.

Психо-эмоциональное состояние ребенка нестабильное, повышен эмоциональный фон. Мальчик не умеет выполнять рисунки, не может в предмете выделить части, действия с предметами не адекватны (использует большинство предметов не по назначению, стучит, размахивает, выстраивает в ряд кубики, машинки). Не пользуется активной речью, но старается повторять предложенные слова при неоднократном повторении педагога. Наблюдается повышенная подвижность.

Познавательная деятельность. Предложенные задания выполняет не всегда, если выполняет, то с поверхностным интересом. Заинтересованности в конечном результате не наблюдается. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает в неполном объеме.

К продуктивным видам деятельности испытывает нестойкий интерес. Умеет рисовать круг и называть его. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.

Игровые навыки не соответствуют возрасту.

Моторно неловок, дискоординирован.

Особенности развития: замедленный темп выполнения и включения в задание; речевое развитие ребёнка ниже возрастной нормы; понимание обращенной речи на бытовом уровне; пассивный словарь шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено.

Словарь бедный, понимание одноступенчатых простых инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает непродолжительное время.

Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями. Дифференцированное обозначение предметов и действий отсутствует.

Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Фразовая речь отсутствует; отмечаются трудности в освоении программного материала; затрудняется в соотношении предметов по форме, величине; наблюдается частая отвлекаемость, утомляемость. Голос достаточной силы и звонкости.

Навыки опрятности и самообслуживания не соответствуют возрастной норме. Ест самостоятельно, пользуется ложкой, отучается пить из бутылочки с соской (пьет дробно, с помощью педагога). Умеет мыть руки и частично снимать одежду. Одевается с помощью педагога, застежки, пуговицы застегивать не умеет.

 

1.4 Планируемые результаты (целевые ориентиры) реализации индивидуальной программы формирования навыков самообслуживания

В соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка младшего дошкольного возраста с синдромом Дауна, данная программа предполагает ориентацию на следующие целевые ориентиры:

– ребенок знает назначение бытовых предметов (ложка, расчёска, зубная щетка, мыло, полотенце, туалетная бумага, носовой платок) и пытается пользоваться ими;

– ребенок овладевает простейшими навыками самообслуживания;

– стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

– ребенок владеет первоначальными навыками активной речи, формируется пассивный словарь;

 – может выразить, просьбу, с помощью односложных слов, использования жестов, понимает речь взрослых;

– знает названия окружающих предметов и игрушек;

– ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;

– появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;

– ребенок проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им.

1.5 Особые образовательные потребности

Анализ особенностей развития младшего дошкольника с синдромом Дауна позволяет выделить ряд специфических (особых) образовательных потребностей, среди которых, важнейшими являются потребности:

– в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды;

– в обязательной непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

– в соблюдении рекомендаций к определению режима нагрузок, организации образовательного процесса (организация режима дня, смена видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т.д.);

 – в адресной помощи по коррекции двигательных, речевых, познавательных и социально-личностных нарушений;

– в использовании специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

– целенаправленной работе с родителями детей с синдромом Дауна, включая обучение их доступным приемам коррекционно-развивающей работы;

– формировании у педагогов образовательной организации специальных компетенций в области работы с детьми с синдромом Дауна.

II РАЗДЕЛ. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

2.1 Диагностическое обследование навыков самообслуживания младшего дошкольника с синдромом Дауна (первичное)

Для анализа и планирования работы по формированию навыков самообслуживания у ребенка младшего дошкольного возраста с синдромом Дауна отслеживаются показатели по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» и раздела программы «Воспитание культурно-гигиенических навыков» авторы Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. Для оценки сформированности навыков самообслуживания у ребенка младшего дошкольного возраста с синдромом Дауна используется метод систематизированного наблюдения, предложенный М.В. Переверзевой.  

Для фиксации результатов обследования используется диагностическая карта уровня сформированности навыков самообслуживания, включающая семь разделов: общие сведения о воспитаннике, навык приема пищи, навык пользования туалетом, навык умывания, навык чистки зубов, навык причесывания, навыки раздевания и одевания (диагностическая карта представлена в приложении 2).

Заполнение карты осуществляется в процессе выполнения ребенком режимных моментов взрослый наблюдает за ребенком, оценивает каждую операцию по предложенным критериями оценки и выставляет знак в соответствующей ячейке. Если ребенок проявляет неадекватное или проблемное поведение, связанное с выполнением оцениваемого навыка, это записывается в соответствующей графе в конце каждого раздела

Для оценки уровня владения навыками самообслуживания выполняются следующие действия:

– проводится наблюдение за ребёнком в различных ситуациях: дома (проводят родители и представляют информацию педагогу), на занятиях, во время режимных моментов;

– проводится обсуждение с родителями, какими бытовыми навыками владеет ребёнок;

– анализируется, какие действия, повторяющиеся из раза в раз, можно трактовать как сигналы, соответствующие какому-либо желанию или потребностям ребёнка;

– обсуждается с педагогами и родителями, как можно закрепить эти бытовые навыки, превратить их в осознанно используемые ребёнком сигналы.

Полученные данные являются обоснованием необходимости формирования навыков самообслуживания с учётом актуальных и потенциальных потребностей, что дает возможность спланировать работу по реализации индивидуальной программы по данному направлению.

Систематическая регистрация результатов обследования, позволяет проследить эффективность коррекционно-педагогического воздействия, помогает определить перспективу развития ребенка и выработать рекомендации по дальнейшему воспитанию и обучению.

III РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

3.1 Характеристика образовательной деятельности в соответствии с потребностями младшего дошкольника с синдромом Дауна

Целью обучения по данной программе является привитие ребенку навыков самостоятельности в посильных для него заданиях по самообслуживанию. Используя все познавательные возможности ребенка, развивать у него жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослым, он смог самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе. Формирование навыков самообслуживания включают во все виды деятельности детей: игру, обучение, режимные моменты реализуются на материале игр, предлагаемых в индивидуальной программе, составленной после первичной психолого-педагогической диагностики.

Для реализации индивидуальной программы используются общие методы работы по формированию навыков самообслуживания: наглядные, словесные, практические, игровые методы: метод упражнения, метод приучения, беседы, наблюдения.

Формы и режим занятий. Основная форма – индивидуальные занятия. Продолжительность каждого занятия от 20 до 25 минут в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес. В процессе занятий с ребенком следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению занятий:

– налаживание эмоционального контакта с ребенком;

–  регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию;

–  смена видов деятельности в процессе одного занятия;

–  повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале;

– игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка;

– использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение;

– опора на сенсорные анализаторы.

Программный материал подбирается ориентировочно к конкретному ребенку. Учитываются особенности развития ребенка.

В учебно-методический комплекс индивидуальной образовательной программы для ребенка с синдромом Дауна вошли:

1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.

2. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».

3. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» – Мойра Питерси, Робин Трилор и др.

Вся коррекционно-развивающая работа с ребенком строится в соответствии с задачами (таблица 1).

Таблица 1 – Задачи и направления образовательной деятельности младшего дошкольника с синдромом Дауна по формированию навыков самообслуживания

раздел

задачи и направления

«Навыки опрятности»

Общие

научить различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, руки, ноги, пальцы и т.д.)

Умывание

– знать предметы санитарии и гигиены и место их нахождения;

- научить открывать и закрывать кран, пользоваться мылом, полотенцем;

- научить протягивать руки к воде при умывании, не бояться брызг и струи воды;

- научить тереть руки под струей воды, водить по лицу мокрыми руками;

– обучить детей закатывать рукава, умываться, вытираться;

«Питание»

- умение снимать губами с ложки полугустую пищу

- умение пить маленькими глотками из поильника;

-  умение брать кусочки твердой пищи (хлеб, печенье) и съедать их;

-  умение облизывать губы, слизывать пищу вокруг рта;

- умение держать удобную чашку, когда пьет;

- умение подносить наполненную ложку ко рту, с правильным поворотом руки и перевернув, вставлять ее в рот;

- умение пить из чашки: подносить ее ко рту, пить и снова ставить ее на стол;

- умение помешивать жидкость чайной ложкой в чашке;

- умение самостоятельно есть густую пищу;

- умение есть суп ложкой из глубокой тарелки;

- умение правильно держать ложку;

- умение быть опрятным во время еды

«Одевание-раздевание»

– формирование умения различать предметы одежды и обуви;

– формирование у детей знаний и умений одевать и носить одежду аккуратно и в соответствии с сезоном, назначением, фасоном, цветом, следить за своим внешним видом;

– привитие навыка правильно и последовательно одеваться и раздеваться:

- стягивать шапку с головы;

- снимать штанишки;

- снимать расстегнутую куртку;

- снимать майку;

- надевать носки, штанишки;

- снимать футболку;

- расстегивать застежку «молния»;

- расстегивать большие пуговицы (застежку на липучке, молнию на куртке, которые он хорошо видит и достает руками);

- в определенном порядке снимать и складывать одежду;

- правильно надевать одежду и каждой детали одежды, определять лицевую и изнаночную, правую и левую стороны

«Навыки опрятности»

Чистка зубов

- научить полоскать рот после еды кипяченой водой;

- научить правильно держать зубную щетку;

- научить выполнять вертикальные чистящие движения (вверх-вниз);

- научить чистить губные поверхности передних зубов подметающими движениями от десны к краю зуба;

- научить чистить щечные поверхности боковых зубов;

-  научить чистить жевательные поверхности зубов возвратно-поступательными движениями, небные и язычные поверхности подметающими движениями

Причесывание

- научить держать расческу;

- научить причесыванию волос с левой стороны;

- научить приглаживанию волос с левой стороны;

- научить причесыванию и приглаживанию волос сзади;

- научить причесыванию и приглаживанию волос с правой стороны

«Одевание -раздевание»

- самостоятельно снимать расстегнутые туфли;

- надевать сапоги и туфли;

- обувать ботинки

- обучение уходу за одеждой, обувью (место для вещей: тумбочка, полка в шкафу, ящик комода), хранению одежды и обуви

В октябре начинаются индивидуальные занятия с ребенком.

Индивидуальные занятия носят пропедевтическую направленность и проводятся два-три раза в неделю. На индивидуальных занятиях отрабатываются отдельные операции, входящие в состав каждого навыка.

Обучение происходит пошагово, по результатам педагогического обследования определяется уровень, на котором ребенок может совершить какое-либо действие внутри данного навыка, определяются ближайшие шаги, внутри которых отрабатывается навык, затем используется система поощрений (внимание, любимые занятия и др.). Помощь педагога по мере освоения действий внутри навыка уменьшается в объеме, переходит к жесту, а затем – к словесной инструкции.

Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности. Ознакомление детей со способом выполнения нового действия всегда требует детального показа и подробного объяснения каждого движения в их последовательности. Решающее значение при этом имеет практическое участие ребенка в выполнении данного действия.

Методы и приемы обучения.

1. Игровые приемы. Для овладения навыками самообслуживания используются игровые приемы и задания (игры «Накорми, одень, уложи спать куклу», «Покажи части своего тела и лица, у куклы» (голова, глаза, волосы и т.д.), чтение художественных произведений «Мойдодыр», «Маша-растеряша», «Федорино горе» и др.

2. Детальный показ и подробное объяснение. Детальный показ и подробное объяснение каждого движения в его последовательности. Первоначально навыки отрабатываются «рука в руке» с педагогом, с максимальным привлечением внимания к происходящему.

3. Выделение способа и порядка выполнения действий – алгоритм. Сохранение неизменным одного и того же способа, одной и той же последовательности действий для выработки алгоритма.

4. Многократные упражнения и контроль. Многократное повторение одних и тех же действий в определенной последовательности.

5. Использование в виде помощи инструкций, памяток – напоминаний. Постепенный переход от показа к подробным словесным объяснениям, наглядным инструкциям - напоминаниям.

6. Система поощрения. Использование системы поощрений (например, любимое занятие - просмотр мультиков).

7. Самостоятельное выполнение действий в процессе дидактических игр. Уменьшение помощи взрослого, максимальная самостоятельность при выполнении действия.

 8. Закрепление умения в процессе повседневных режимных моментов.

8 После отработки умения в процессе дидактической игры необходимо постепенно переходить к закреплению в процессе повседневных режимных моментов.

9. Пример взрослых. Акцентирование внимания на выполнении действия взрослым (выразительное проговаривание).

10. Закрепление умения с другими специалистами, дома с родителями. Организация преемственности в работе, следование единым требованиям, предъявляемым к ребенку.

Обучение навыкам самообслуживания проходит посредством разработанных и адаптированных инструкций, отражающих пошаговое выполнение навыков самообслуживания. Из приведенных инструкций (приложение 3) видно, что они составлены так, чтобы родитель повторял однотипный текст во время производимых ребенком действий.

Так проходит первый этап формирования любого навыка самообслуживания – начальное разучивание. Работа на данном этапе обеспечивает функциональную готовность ребенка к овладению отдельными действиями по самообслуживанию. Также проводится знакомство ребенка с различными предметами одежды, а также предметами ванной комнаты и кухни. Для развития мелкой моторики рук используются пальчиковые игры, различные упражнения, состоящие из элементов действий по самообслуживанию, например, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, шнуровка. Работа на данном этапе способствует расширению базы знаний и умений ребенка.

Основной этап направлен на развитие действий с посудой, предметами личной гигиены и быта: знакомство с функциональным назначением предметов быта и элементарные игровые действия с предметами ближайшего окружения.

На заключительном этапе проводится работа по закреплению навыков самообслуживания и совершенствованию самостоятельности при выполнении того или иного навыка. На данном этапе педагог лишь контролирует правильность выполнения навыков самообслуживания.

На специально-организованных занятиях допускается и поощряется присутствие родителей. Практические занятия проводятся в игровой форме и максимально приближены к реальности. Мотивом к выполнению действий становится реальная проблема, которую необходимо решить с помощью детей.

Педагог показывает образец выполнения задания, если присутствует, то родитель, либо сам педагог, помогает ребенку выполнить это задание, контролирует качество его выполнения, поощряет ребенка, стимулирует к действию.

В зависимости от этапа происходит объяснение этапов двигательного действия. Изначально, ребенок нуждается в совместном с родителем выполнении действия. Активность роли взрослого должна постепенно снижаться. На этапе углубленного разучивания происходит дальнейшее освоение двигательного умения, постепенно переходя в фазу навыка. Роль взрослого – контролирующая – родитель озвучивает инструкцию, но уже не помогает ребенку в ее осуществлении. Завершающий этап формирования двигательного навыка – закрепление. На данном этапе инструкция не произносится, ребенок выполняет действие без помощи взрослого. Предлагается выполнять навык в других условиях, других местах.

Для выполнения условия «доступная среда» разработаны инструкции – пиктограммы (приложение 4). Все инструкции и пиктограммы располагаются в местах выполнения навыков. Соответственно, инструкция «Мытье рук» помещается в ванной комнате.

В целях эффективности проводимой работы, полученные знания по формированию навыков самообслуживания, навыки должны в обязательном порядке закрепляться дома. Поэтому инструкции-пиктограммы предлагается разметить и в домашних условиях.

В приложении 5 представлен комплекс дидактических игр и упражнений, отражающих содержание работы по формированию навыков самообслуживания, в приложении 6 список литературных произведений, малых форм фольклорного жанра.

Также были составлены технологические карты индивидуальных коррекционных занятий по формированию навыков самообслуживания младшего дошкольника с синдромом Дауна (приложение 7).  

Определены цели, задачи и структура занятий, которая включает в себя:

1) организационный момент;

2) отработка отдельных компонентов действий самообслуживания;

3) рассматривание алгоритмов действий по самообслуживанию;

4) выполнение действий по самообслуживанию.

3.2 Содержание психолого-педагогического сопровождения младшего дошкольника с синдромом Дауна в процессе реализации индивидуальной программы

Таблица 7 – Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение младшего дошкольника с синдромом Дауна в процессе формирования навыков самообслуживания

Раздел

Задача

Содержание

Умывание

Побуждать активно             «участвовать» в мытье и вытирании рук.

Показ, совместные действия, обговаривания. Чтение: «Водичка – водичка», «Вода  текучая».

Питание

Учить самостоятельно есть жидкую пищу, пить из кружки без посторонней помощи

Прямое обучение, показ потешки: «Ванечка, Ванюша, кашку ты всю скушай», «Это ложка, это чашка». Игра: «Угостим кошечку молочком». «Кормление куклы».

Одевание-раздевание

Учить снимать расстегнутые сандалии, шапку. Побуждать просовывать руки в рукава, а ноги в штанины (или вытаскивать при раздевании).

Прямое обучение, показ. Обыгрывание действии: «Тянем, потянем», Чтение: «Это чья шапочка меховая», Д\И: «Одевание куклы после сна», (упрощенный вариант).

Навыки опрятности

Учить реагировать на потребность в туалете беспокойством или голосом

Показ, обговаривание действия. Чтение: «Прыг – скок, мы присядем на горшок», «Это что стоит? Горшок».

Питание

Учить пить из чашки ни чего, не проливая. Закреплять умение самостоятельно есть жидкую пищу ложкой.

Чтение: «Каша вкусная дымится», «Пошел кот под мосток». Рассматривание картинок: «Дети обедают». Д\И: Кормление куклы»,       «Кошечка угощает детей».

Одевание-раздевание

Учить снимать и надевать шапку, снимать расстегнутое пальто, частично надевать одежду, обувь.

Д\И: «Пристегнем лисе хвостик», Исценирование:              « Сборы на прогулку». Чтение: «Мы наденем крошке на ножки сапожки», «А сейчас пойдем гулять».

Умывание

Учить детей умываться с помощью взрослого, знать место своего полотенца и горшка.

Чтение: «Заинька, умойся», «Ты один не умывался», П.\И: «Зайка серый умывается», Рассматривание картин: «Дети моют руки».

Навыки опрятности

Учить проситься на горшок, используя слова и жесты.

Напоминание, указ, поощрение.

Питание

Учить есть хлеб вместе с супом, тщательно разжевывать хлеб, вытирать  рот при необходимости с помощью воспитателя.

Игра – развлечение: «Чаепитие у игрушек с кошечкой», Чтение:              «Пышка, лепешка в печи сидела», «Кушай кашу в голубенькой чашке».

Одевание-раздевание

Учить снимать расстегнутые штанишки, куртку. Побуждать детей застегивать и расстегивать застежку – молнию.

Рассказ, беседа, (спросить, подсказать); поощрение. Игра: «Зайка в гости к нам пришел». Чтение: Завязала Катеньке шарфик полосатенькии», «Маша варежку надела».

Умывание

Учить подставлять открытые ладони под струю воды, вытираться своим полотенцем с помощью взрослого

Игра – развлечение: «Игры с водой», Д\И: «Покажи свое полотенце», Чтение: «Ай, люли, люли кран откройся, нос умойся».     П.\ И: «В се котятки мыли лапки».

Навыки опрятности

Продолжать учить контролировать свой стул, в течение дня оставаться сухим, снимать штанишки перед тем, как сесть на горшок.

Напоминание, указ, поощрение.

Питание

Учить держать ложку в правой руке, брать пищу губами, есть с помощью взрослых

Игровые ситуаций: «Как мама учила мишку правильно кушать». Чтение потешки: «Ладушки, ладушки», «Умница Катенька»

Одевание-раздевание

Учить детей доставать из шкафа уличную обувь, рейтузы. Побуждать надевать носки, кофту или свитер, куртку, шапку. Учить снимать колготки с верхней части туловища. Приучать словесно, выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате.

Д\И: «Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу после прогулки», Д\У: «Туфельки поссорились – подружились», « Сделаем из носочка гармошку»,             «Покажем кукле (мишке, зайчику, киске). Где лежат наши вещи». Чтение потешки: «Наша Маша маленька», З.Александрова «Катя в яслях».

Умывание

Учить брать мыло из мыльницы, с помощью взрослых намыливать руки, класть мыло на место. Тереть ладошки друг о друга, смывать мыло, знать местонахождение своего полотенца. С помощью, которого вытирает руки. Приучать пользоваться носовым платком.

Д\У: «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки». Рассматривание и беседа по картинкам: «Дети моют руки», «Мама моет дочку». Чтение потешки: «Водичка – водичка, умой мое личико», «Гуси – лебеди летите».

Питание

Закреплять умение держать ложку в правой руке. Брать пищу губами, откусывать ее небольшими кусочками, жевать коренными, а не передними зубами.

Чтение потешки: «Идет коза рогатая», « Пошел котик на Торжок»,                 « Кисонька – Мурысонька», З.Александрова «Вкусная каша».

Одевание-раздевание

Учить расстегивать застежки на липучках, упражнять в использований других видов застежек. Учить надевать обувь, с помощью взрослого застегивать пальто, вешать в шкаф одежду. При раздеваний ко сну побуждать снимать платье или рубашку, затем обувь, учить правильно, снимать колготки, вешать одежду на стульчик. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке.

Игровая ситуация: «Как петушок разбудил утром детей». Д\И: «Уложим куклу спать». Чтение: З.Александрова «Мой мишка», Н. Павлова «Чьи башмачки».

Умывание

Продолжать учить намыливать руки и мыть их прямыми движениями, учить их отжимать руки после мытья, закреплять умение вытирать руки своим полотенцем и вешать его на место.

Рассматривание иллюстраций: «Дети моют руки», и беседа по ней. Д\У: «Как мы моем ладошки отжимаем ручки». Чтение потешки: «Водичка – водичка»…

Театрализованная игра по стихотворению А.Барто «Девочка чумазая».

Питание

Совершенствовать умение есть самостоятельно, доедать пищу до конца, проглатывать пищу, не оставляя ее за щекой. Формировать навыки аккуратности. Учить пользоваться салфеткой.

Игровая ситуация: « Как мишка учился кушать вилкой». Д\У: «Поможем зверюшкам накрыть стол к обеду». Чтение потешки:     «Уж я Танюшечке пирог испеку», Е. Благинина «Аленушка».

Одевание-раздевание

Продолжать учить застегивать пуговицы. Учить надевать носки, гольфы, начиная с носка. При раздевании перед сном побуждать вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки, класть на сиденье. Учить вежливо, выражать просьбу о помощи

Игровая ситуация: «Как мы помогли кукле собраться гости к мишке».

Игровая ситуация «Каждая ножка – в свой домик».

Д\У: «Поучим зверюшек застегивать пуговицы

Умывание

Учить засучивать рукава  перед умыванием, закреплять умение мыть руки, учить мыть лицо, не разбрызгивать воду. Закреплять умение пользоваться носовым платком.

Д\У: « Научим Мишку (зайку, киску, куклу) правильно умываться», « Покажем Вини – Пуху, как вытирать руки и лицо полотенцем». Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», Е. Благинина « Аленушка».

Дидактическая игра «Кукла Катя простудилась». Чтение потешки «Носовой платок в кармашке, будем нос им вытирать, чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять».

Питание

Учить держать ложку тремя пальцами, съедая бульон первого блюда вместе с заправкой, основного блюдо и гарнир. Закреплять умение есть аккуратно, совершенствовать навыки культуры еды.

Игровая ситуация: «Мишка пригласил в гости зайку и ёжика». Д\У: «Расскажем Хрюшке, как надо правильно кушать» Чтение потешки: С.Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша, обедает».

Одевание-раздевание

Закреплять умение правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых, размешать свой вещи в шкафу, складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Продолжать учить пользоваться разными видами застежек.

Д\У: «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном», «Научим Мишку складывать вещи в раздельном шкафчике». Чтение: И. Муравейка «Я сама», Н. Павлова «Чьи башмачки».

Игровая ситуация «Что забыла надеть кукла Маша?»

Умывание

Закреплять навыки мытья рук и лица. Учить во время умывания не мочить одежду. Побуждать детей расчесывать короткие волосы.

Рассматривание картинок:   «Девочка чумазая»,             «Девочка аккуратная».

Чтение: С. Капутикян        «Хлюп – хлюп»,                  Г. Лагздынь «Лапки» Дидактические игры «Сделаем лодочки», «Мыльные перчатки».

 

3.3 Взаимодействие специалистов при формировании навыков самообслуживания младшего дошкольника с синдромом Дауна

 

Рисунок 1 – Схема взаимодействия педагогических работников с ребенком с синдромом Дауна

3.4 Взаимодействие с семьей младшего дошкольника с синдромом Дауна в процессе формирования навыков самообслуживания

Основной задачей работы с родителями ребенка с синдромом Дауна является создание в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития (таблица 8).

Таблица 8 – Планирование работы с родителями

Сроки

Мероприятия

Ответственный

сентябрь

Консультация «Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста»

Учитель-дефектолог педагог-психолог

Анкетирование родителей

Учитель-дефектолог педагог-психолог

октябрь

Индивидуальная беседа «Какие навыки самообслуживания можно привить ребенку с синдромом Дауна»

учитель-дефектолог

Посещение на дому

учитель-дефектолог, воспитатели               педагог-психолог

ноябрь

Консультация «Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания детей»

педагог-психолог

Консультация «Полезные советы логопеда»

учитель-логопед

Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?»

учитель-дефектолог

декабрь

Оформление буклета «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»

учитель-дефектолог, воспитатели

январь

Оформление фотовыставки «Любим, любим, умываться»

учитель-дефектолог, воспитатели

февраль

Индивидуальные беседа «Как научить ребенка одеваться самостоятельно?»

педагог-психолог

Мастер-класс: «Приучаем детей дома одеваться на улицу в правильном порядке»

учитель-дефектолог, воспитатели

март

 Обмен опытом между родителями «Как мы научили своего ребенка раздеваться и одеваться?»

Мастер-класс для родителей «Мы наденем Мишке теплые штанишки…»

учитель-дефектолог, воспитатели

апрель

Индивидуальная беседа «Как привить самостоятельность»

учитель-дефектолог

Посещение на дому

май

Индивидуальная беседа «Приучаем детей правильному поведению за столом»

учитель-дефектолог

Анкетирование

учитель-дефектолог

Пример информационных материалов для родителей представлен в приложении 8.


IV РАЗДЕЛ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

4.1 Психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность реализации индивидуальной программы

Кадровые: заведующий МДОУ «Детский сад №7», старший воспитатель, педагоги ДОО.

Материально-технические: помещение, оборудованное для проведения занятий с ребенком и родителями, помещение – игровая зона, помещение – туалетная комната.

В процессе занятий используется также прилегающий коридор, с шкафчиками для хранения одежды, а также бизиборды для тренировки застегивания и расстегивания пуговиц, молний, крючков, открывания и закрывания крана и т.д.

Учебно - методические: нормативно-правовые акты по вопросам социальной реабилитации инвалидов, методическая литература по формированию навыков самообслуживания, диагностический материал, презентации, картотека игр.

Информационные: буклеты, консультации для родителей, выступление на родительском собрании, «День открытых дверей» с презентацией мероприятий по реализации индивидуальной программы.

Контроль и управление: контроль и управление за качеством и эффективностью проведения занятий осуществляется заведующим МДОУ «Детский сад № 7», заместителем заведующего по воспитательно- методической работе.

4.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды для ребенка с синдромом Дауна

Среда стимулирует развитие самостоятельности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.

Занятия проходят в группе, оборудованной удобной мебелью, дидактическими играми, демонстрационной доской,  натуральными предметами обихода или их образцами (мыло, полотенце, расчески, салфетки и др.), наборами кукольной посуды, одежды и мебели, куклами, образцами застежек одежды на игровых модулях, наборами сюжетных и предметных картин и картинок.

 Все процессы, в которых участвует ребенок, должны быть тщательно продуманы и обязательно должны сопровождаться положительными эмоциями:

– вода должна быть теплой;

– раковина – на уровне ребенка;

– мыло должно быть маленьким;

– крючок для полотенца – на уровне груди ребенка;

– для того, чтобы отличить кран с холодной водой от крана с горячей они должны быть с синей и красной метками соответственно;

– чашка должна быть пластмассовой со слегка отогнутыми краями или пластиковая чашка может быть обрезана с одного края;

– мисочка должна быть с высокими краями, ее лучше поставить на мокрое полотенце, чтобы не скользила;

– одежда ребенка должна быть удобной (штаны, колготки на резинке, без ремешков, обувь на липучке).

Наполнение предметно-пространственной среды и список литературы для педагогов и родителей по формированию навыков самообслуживания, представлено в приложении 9.  

4.3 Распорядок дня

Особенно внимательного подхода требует разработка режима жизнедеятельности в группах для детей с синдромом Дауна

Режим дня рассчитан на 12 часовое пребывание детей в ДОУ и установлен с учетом требований ФГОС ДО, Сан ПиН 1.2.3685-21, СанПиН 2.3/ 2.4.3590-2- и СП 2.4.3648-2-, условий реализации программы ДОУ, потребностей участников образовательных отношений, режима функционирования ДОУ.

Режим предусматривает создание благоприятной социально-педагогической, коррекционно-развивающей среды, включающей специально организованное предметно-игровое пространство и условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, а также развития всех видов деятельности и рационального питания. Вся деятельность проводится с учетом охранительного и гибкого режима сна и бодрствования детей с особыми образовательными потребностями. Выполнение всех режимных процессов ведётся в соответствии с существующими гигиеническими рекомендациями. Эти дети особенно нуждаются в достаточной длительности сна, дозировании умственных (в группе для детей младшего возраста – от 5-ти до 10-ти минут, в группе для детей старшего возраста – от 15-ти до 20-ти минут) и физических нагрузок и в полноценном отдыхе. Познавательное развитие организуют воспитатели и специалисты, с учётом смены видов деятельности. Также особенностью режима в данных группах является его интегративно-индивидуальная направленность: дети с синдромом Дауна постоянно общаются с другими детьми, т.е. эти дети не изолированы. Используются различные формы интеграции.  Совместно проводятся следующие мероприятия:

– включение детей в утреннюю гимнастику, где дети по подражанию выполняют упражнения;

 – посещение всех праздничных мероприятий и участие в различных эпизодах, что обогащает навык общения с другими детьми;

– посещение занятий в физкультурном зале, музыкальном зале;

 – посещение подгрупповых занятий.

Режим дня учитывает сезонные изменения и предусматривает рациональное чередование отрезков сна и бодрствования, в соответствии с физиологическими особенностями воспитанников, обеспечивает хорошее самочувствие и активность ребенка, предупреждает утомляемость и перевозбуждение.

Таблица 9 – Режим дня в дошкольном учреждении (возраст детей 4-5 лет)

Режимные моменты

Время

ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД ГОДА

Утренний прием (осмотр, опрос родителей), игра, предметная самостоятельная деятельность

7.00 – 8.20

Утренняя зарядка (гимнастика)

8.20 – 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30 – 9.00

Занятие 1

9.00 – 9.20

Перерыв между занятиями (физкультурные минутки)

9.20 – 9.30

Занятие 2

9.30 – 9.50

Второй завтрак

9.50 – 10.00

Игры, самостоятельная деятельность детей, коррекционная работа с учителем-дефектологом

10.00 – 10.30

Подготовка к прогулке, прогулка (активное бодрствование, игры, наблюдения, самостоятельная деятельность и др.), возвращение с прогулки

10.30 – 12.00

Подготовка к обеду, обед

12.00 – 12.30

Подготовка ко сну, сон, постепенный подъем, оздоровительные и гигиенические процедуры

12.30 – 15.10

Подготовка к полднику, полдник

15.10 – 15.30

Игры, предметная деятельность, коррекционная деятельность с детьми

15.30 – 16.10

Подготовка к ужину, ужин

16.10 – 16.35

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, самостоятельная деятельность детей, активное бодрствование, наблюдения), возвращение с прогулки

16.35 – 18.15

Игры, уход домой

18.15 – 19.00

ТЕПЛЫЙ ПЕРИОД ГОДА

Утренний прием (осмотр, опрос родителей), игра, предметная самостоятельная деятельность

7.00 – 8.10

Утренняя зарядка (гимнастика)

8.10 – 8.25

Подготовка к завтраку, завтрак

8.25 – 9.00

Занятие 1

9.00 – 9.20

Перерыв между занятиями (физкультурные минутки)

9.20 – 9.30

Занятие 2

9.30 – 9.50

Второй завтрак

9.50 – 10.00

Игры, самостоятельная деятельность детей, коррекционная работа с учителем-дефектологом

10.00 – 10.30

Подготовка к прогулке, прогулка (активное бодрствование, игры, наблюдения, самостоятельная деятельность и др.), возвращение с прогулки

10.30 – 11.55

Подготовка к обеду, обед

11.55 – 12.25

Подготовка ко сну, сон, постепенный подъем, оздоровительные и гигиенические процедуры

12.25 – 15.10

Подготовка к полднику, полдник

15.10 – 15.25

Игры, предметная деятельность, коррекционная деятельность с детьми

15.25 – 16.10

Подготовка к ужину, ужин

16.10 – 16.35

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, самостоятельная деятельность детей, активное бодрствование, наблюдения), возвращение с прогулки

16.35 – 18.15

Игры, уход домой

18.15 – 19.00


V РАЗДЕЛ. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

5.1  Мониторинг сформированности навыков самообслуживания младшего дошкольника с синдромом Дауна

Измерение достигнутых ребенком образовательных результатов осуществляется с помощью шкал оценки компетентностей, основанных на определении степени самостоятельности ребенка в применении знаний, умений и навыков в повседневной жизни и в новых ситуациях. Уровни сформированности навыков самообслуживания:

– высокий уровень – ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых необычных, но близких и однородных ситуациях. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях;

– средний уровень – ребенок самостоятельно или с направляющей помощью взрослого действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки;

– низкий уровень – ребенок действует только с организующей помощью взрослого.

 

Таблица 10 – Мониторинг сформированности навыков самообслуживания младшего дошкольника с синдромом Дауна

навыки самообслуживания

навык приема пищи

навыки пользования туалетом

навыки умывания

навыки чистки зубов

навыки причесывания

навыки раздевания-одевания

уровень

динамика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Формирование навыков самообслуживания у дошкольников"

Консультация о формировании навыков самообслуживания у дошкольников...

Формирование навыков прыжков младших дошкольников средствами подвижных игр

В статье раскрыты возможности подвижных игр в контексте формирования навыка прыжка дошкольников средствами подвижных игр....

Формирование навыков самообслуживания у дошкольников

формирование навыков самообслуживания у дошкольников....

Перспективное планирование по методической теме: «Использование игровых технологий в процессе формирования математических представлений младших дошкольников»

Перспективное планирование по методической теме:«Использование игровых технологий в процессе формированияматематических представлений младших дошкольников»...

Формирование навыков одевания у детей с синдромом Дауна

Навыки самообслуживания, в частности - навыки одевания, совершенно необходимы в повседневной жизни. Овладение этими навыками поможет ребенку чувствовать себя уверенно, успешно находиться в детском сад...

Развитие речи у младших дошкольников в процессе формирования навыков самообслуживания.

При формировании у дошкольников культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания  целесообразно использовать различные речевые ситуации для работы по пониманию, усвоению и закреплению...