Формирование навыков одевания у детей с синдромом Дауна
статья по коррекционной педагогике

Оводкова Екатерина Александровна

Навыки самообслуживания, в частности - навыки одевания, совершенно необходимы в повседневной жизни. Овладение этими навыками поможет ребенку чувствовать себя уверенно, успешно находиться в детском саду, школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov_odevaniya_u_detey_s_sindromom_dauna.docx15.27 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОДЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Навыки самообслуживания, в частности - навыки одевания, совершенно необходимы в повседневной жизни. Овладение этими навыками поможет ребенку чувствовать себя уверенно, успешно находиться в детском саду, школе. Учтите, пожалуйста, что ребенку легче научиться снимать одежду, чем надевать ее, и что позже всего малыш может научиться расстегивать и застегивать кнопки, молнии, пуговицы и завязывать шнурки.

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ ОДЕВАНИЯ?
• Уметь сохранять устойчивую позу, владеть достаточно большим объемом движений:
• Иметь представление о собственном теле и его частях:
• Уметь действовать двумя руками одновременно, либо совершая синхронные действия, либо используя одну руку как ведущую, а другую, как помогающую:
• Уметь выполнять ряд специфических движений, необходимых для одевания: тянуться рукой вперед, вверх, заводить руки за спину, за голову и т.д.;
• Владеть необходимым объемом мелких движений рук и пальцев: у ребенка должен быть сформирован щепотный и пинцетный захват.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ ОДЕВАНИЯ?

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОДЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
Есть много способов помощи: очень важно поместить малыша в подходящую позу, можно выполнять действие совместно, положив свои руки поверх рук малыша, хорошо побуждать его подражать вашим действиям или давать четкие пошаговые инструкции. Важно помнить, что вы оказываете временную помощь, и степень вашего непосредственного участия в процессе одевания уменьшается по мере овладения навыком. Ваша цель - научить ребенка действовать самостоятельно!

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА ОДЕВАНИЮ
1. Ребенок должен находиться в правильном, устойчивом положении, чтобы он мог сосредоточиться непосредственно на одевании, а не тратить лишних усилий на удерживание равновесия.
2. Каждое действие следует разбить на несколько простых шагов. В процессе обучения новому навыку, вы выполняете все шаги, предоставляя малышу возможность самостоятельно выполнить последний шаг. Число самостоятельных шагов постепенно увеличивается, пока ребенок не освоит всю цепочку действий и не начнет выполнять ее без вашего участия.
Некоторые дети предпочитают не заканчивать последовательность самостоятельно, а начинать ее. В этом случае, вам необходимо «начать с другого конца», помогая малышу завершить цепочку действий и постепенно увеличивая его самостоятельное участие. Имейте в виду, что освоение каждого шага может потребовать достаточно длительного времени.
3. Обязательно хвалите малыша за любой, даже самый малый успех.
4. Правильно выбирайте время для занятий. Важно, чтобы вы никуда не спешили, а у ребенка был стимул для одевания. К примеру, для обучения одеванию и раздеванию хорошо подходит ситуация сборов на прогулку или подготовки ко сну.
5. Помогайте ребенку, положив свои руки поверх его рук и направляя его движения до тех пор, пока ему не удастся выполнить действие самостоятельно.
6. Активно используйте способность ребенка подражать действиям других людей. Если у вас есть другие дети, малыш будет с удовольствием выполнять непростые для него действия вместе с братом или сестрой.
7. Постепенно переходите от непосредственной физической помощи к словесной инструкции, а затем начинайте просто напоминать ему последовательность действий, используя указательный жест.
8. Если ребенок ходит в детский сад, позаботьтесь о подходящей одежде, чтобы не создавать ему лишних трудностей при одевании и раздевании. Пока ребенок не научился уверенно одеваться, используйте одежду, которую легко снимать и надевать.

В КАКОЙ  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ  РЕБЕНОК  УСВАИВАЕТ  НАВЫКИ ОДЕВАНИЯ.
Этот список поможет вам сориентироваться, в какой последовательности дети учатся одеваться. В то же время следует учитывать, что ребенок может осваивать несколько навыков одновременно.

• Снимает шапку и варежки:
• Снимает носки и ботинки:
• Надевает шапку;
• Снимает расстегнутую взрослым куртку;
• Спускает и стаскивает с себя штаны:
• Стаскивает с себя через голову свитер, футболку:
• Заканчивает застегивать и расстегивать молнию, (замок молнии соединяет взрослый);
• Снимает с себя свободную пижаму (кофточку и штаны);
• Вставляет ноги в штанины и натягивает на себя штаны;
• Вставляет руки в рукава джемпера или футболки, после того, как ему помогли надеть их через голову;
• Обувает туфли, ботинки, тапочки, не застегивая их:
• Надевает носки:
• Просовывает голову в ворот, а руки - в рукава джемпера или футболки:
• Надевает куртку, не застегивая ее;
• Надевает рубашку, не застегивая ее;
• Застегивает одежду на пуговицы;
• Застегивает разъемную молнию, предварительно соединив замок:
• Зашнуровывает ботинки и завязывает шнурки.

Желаем Вам удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ДОМЕ РЕБЁНКА

У большинства детей с синдромом Дауна наблюдается отставание в развитии психических процессов, и речи в том числе. Такие дети имеют недостатки развития речи, как в произношении звуков, так и в п...

Формирование навыков общения у детей раннего возраста с синдромом Дауна

«Общение – понятие, гораздо более широкое, чем просто говорение. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут, но в...

РЕКОМЕНДАЦИИ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА.

Зная сильные стороны развития детей с синдромом Дауна, которые могут стать залогом успешного формирования навыков общения и речи и потому должны быть положены  в основу воспитания и обучения ребе...

Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна.

В материале рассмотрены различные программы ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна....

Формирование игровой деятельности у детей с синдромом Дауна

Игра является основным и наиболее значимым для ребенка способом взаимодействия с окружающим миром на протяжении всего дошкольного периода. Через игру ребенок познает и осваивает новые навыки. Особенно...