Приобщение детей к культурно-гигиеническим навыкам
проект (младшая группа)
Приобщение детей к культурно-гигиеническим навыкам
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Просмотр содержимого документа
«Проект "Маленькие чистюли"»
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе «Маленькие чистюли»
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе «Маленькие чистюли»
«Чистота - лучшая красота» (народная поговорка)
Тип проекта: познавательно- игровой
Срок реализации проекта: долгосрочный
Возраст детей: 1-3 года
Участники проекта: воспитатели, дети и их родители
Принципы:
-системный подход;
-планомерность и не прерывность;
-развивающий характер обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- принцип целенаправленности педагогического процесса,
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Актуальность проекта:
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения, является одним из важных факторов развития и формирование здоровой личности.
Приобщение детей к основам здорового образа жизни проходит через приобретение детьми культурно – гигиенических навыков: ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам и другим предметам, поддержания порядка в окружающей обстановке.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых.
Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.
Для освоения культурно-гигиенических навыков, привычек и систематизации представлений ребенка о здоровье и здоровом образе жизни, учитывая индивидуальные и возрастные особенности, разработали и реализовали познавательно-игровой проект «Маленькие чистюли»
Цель:
Создание условий для формирования у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни в детском саду и в семье.
Задачи:
Образовательные:
-обучать детей простейшим навыкам самообслуживания;
Развивающие:
-Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
- формировать представления о правилах личной гигиены;
- развивать у детей игровые умения (отражать в игре процессы умывания, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета);
-формировать простейшие навыки поведения за столом;
Воспитательные:
- воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными;
-формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
Предполагаемый результат:
- дети закатывают самостоятельно рукава перед мытьем рук;
-правильно пользуются мылом, аккуратно моют рук, самостоятельно намыливают их;
-вытирают лицо и руки после умывания, вешают полотенце на место;
-повторяют вместе с воспитателем короткие стихотворения и потешки
об умывании, сопровождая действия текстом
- активность разной степени в одевании и раздевании
- расширяется пассивный и активный словарь
Формы и методы работы:
- словесные: беседы, чтение художественной литературы;
- наглядные: рассматривание иллюстраций, картин по теме проекта, просмотр мультфильмов «Мойдодыр», «Маша растеряша»;
- практические методы: игровые ситуации, занятия, сюжетные, подвижные, дидактические игры, игры с водой.
Ожидаемый результат по проекту проекта:
для педагога:
- повысится компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
для детей:
- появится способность самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры;
-овладеют культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания;
-научатся мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем;
-научаться самостоятельно есть ложкой, пользоваться салфеткой после еды;
-сформируется потребность в соблюдении опрятности в повседневной жизни.
Продукт проекта:
для детей: аппликация «Укрась платочек», лепка «Слепи мыло для зайчишки», уборка и мытье игрушек, умывание кукол, стирка кукольной одежды и др.
для педагога:
Составление картотеки игр и литературного материала по теме проекта;
Консультация: «Развитие культурно-гигиенических навыков».
Этапы работы над проектом:
Подготовительный (организационный) этап:
№ | Мероприятия | Цели | Сроки |
| |||
1. | Анализ деятельности и компетенций детей в освоении КГН | Определение актуального и ближайших зон развития по формированию КГН | 04.03.2021-14.03.2021 |
2. | Изучение специальной литературы, подбор методических материалов и пособий. | Повышение педагогической компетентности | 04.03.2021-14.03.2021 |
3. | Разработка плана реализации проекта по развитию компетенций детей по формированию КГН | Организация педагогической деятельности в системе | 04.03.2021-14.03.2021 |
Работа с родителями:
1 | Анкетирование родителей. | Выявление степени заинтересованности родителей в данной теме | |
2 | Папка-передвижка «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» | Просвещение родителей по развитию компетенций детей по формированию КГН | |
3 | Консультация для родителей на тему: «Как приучить ребенка к аккуратности» | Повышение компетентности родителей в обучении детей раннего возраста навыкам формирования КГН | |
4 | Консультация: «Как научить ребенка одеваться самостоятельно» | Повышение компетентности родителей в обучении детей раннего возраста навыкам формирования КГН | |
5 | Консультация: «Поведение малыша за столом» | Повышение компетентности родителей в обучении детей раннего возраста навыкам формирования КГН | |
6 | Памятка: «Внешний вид малыша» | Повышение компетентности родителей в обучении детей раннего возраста навыкам формирования КГН |
Основной этап:
1 | Рассматривание картинок: «Дети моют руки» «Мама моет дочку» Беседа по ним. | Закреплять навыки мытья рук и умывания. Учить во время умывания не мочить одежду. | |
2 | Дидактическое упражнение: «Кукла Катя умывается» | Знакомство с алгоритмом деятельности при умывании | |
3 | Подвижная игра «Зайка серый умывается…» | Закреплять навыки мытья рук и умывания. | |
4 | Чтение стихов и потешек: «Ладушки, ладушки» «Умница, Катенька» «Гойда, гойда» | Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса. | |
5 6 | Рассматривание картинок: «Дети моют руки» и беседа по ней. Чтение потешки: «Водичка, водичка…» Дидактическое упражнение: «Моем чисто руки и лицо» | Закреплять навыки мытья рук и умывания. Учить во время умывания не мочить одежду. Побуждать расчесывать короткие волосы. Формирование умения правильно пользоваться мылом: аккуратно мыть лицо, руки, насухо вытираться после умывания | |
7 | Чтение: «Хлюп-хлюп» С. Капутикян «Лапки» Г. Лагздынь | Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса. | |
8 | Дидактическое упражнение: «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки» | Закреплять навыки мытья рук. Учить во время умывания не мочить одежду. | |
9 | Дидактическое упражнение: «Научим мишку (зайку, куклу) правильно умываться» «Покажем Винни-Пуху как вытирать руки и лицо полотенцем» Чтение: «Мойдодыр» К. Чуковский, «Аленушка» С. Благинина | Учить засучивать рукава перед умыванием, закрепляем умение мыть руки. Учить мыть лицо, не разбрызгивать воду. Закреплять умение пользоваться носовым платком. | |
10 | Чтение русской народной сказки: «Про непослушные ручки и ножки». | Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса. | |
11 12 | Дидактическое упражнение: «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки» Беседа: «Что бы быть здоровым надо…» Игровая ситуация «Как мама учила Мишку правильно кушать» | Учить засучивать рукава перед умыванием, закрепляем умение мыть руки. Формирование умения овладевать культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания | |
13 | Дидактическое упражнение: «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол» | Формирование у детей таких положительных качеств как: бережливость и аккуратность | |
14 | Чтение потешек: «Идет коза рогатая…» «Пошёл котик на торжок» «Кисонька-мурысонька» З. Александрова «Вкусная каша» | Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса. | |
15 | Игровая ситуация: «Как мишка учился кушать ложкой» | Совершенствовать умение есть самостоятельно, доедать всё до конца, проглатывать пищу, не оставлять её за щекой. Формировать навыки аккуратности. Учить пользоваться салфеткой. | |
16 | Дидактическое упражнение: «Кукла Катя села кушать» | Формирование умения правильно вести себя за столом, во время еды (не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать) | |
17 | Игровая ситуация: «Мишка пригласил в гости зайку и ёжика» | Учить держать ложку тремя пальцами. Закреплять умение есть аккуратно, совершать навыки культуры еды. | |
18 | Чтение: «Кто скорее допьет» С. Капутикян | Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса. | |
19 | Дидактическое упражнение: «Кукла Маша села кушать» | Формирование умения правильно вести себя за столом, во время еды (не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать) | |
20 | Чтение: «Маша обедает» С. Капутикян | Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса. | |
21 | Дидактическое упражнение: «Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать» | Учить держать ложку тремя пальцами. Закреплять умение есть аккуратно, совершать навыки культуры еды. | |
22 | Чтение потешки: «Уж я Танюшечке пирог испеку…» Е. Благинина «Аленушка» | Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса. | |
23 24 | Дидактическое упражнение: «Поможем зверюшкам накрыть стол к обеду» Игровая ситуация: «Как мы помогли кукле собраться в гости к мишке» | Формирование у детей таких положительных качеств как: бережливость и аккуратность Продолжать учит застегивать пуговицы. Учить надевать носки, начиная с носка. При раздевании перед сном побуждать вешать одежду на спинку стула. Учить вежливо выражать просьбу о помощи. | |
25 | Чтение: «Я сама» И. Муравейка «Чьи башмачки» Н. Павлова | Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса. | |
26 | Дидактическое упражнение: «Поучим зверюшек застегивать пуговицы» | Учить расстёгивать застёжки, упражнять в использовании различных видов застежек. | |
27 | Дидактические упражнения: «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном» «Научим мишку складывать одежду в раздевальном шкафчике» | Закреплять умения правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых, размещать свои вещи в шкафу, складывать и развешивать одежду перед сном. Продолжать учить пользоваться различными видами застёжек. | |
28 | Рассматривание картинок: «Девочка чумазая» «Девочка аккуратная» | Закреплять навыки мытья рук и умывания. Учить во время умывания не мочить одежду. Побуждать расчесывать короткие волосы. | |
29 | Дидактическое упражнение: «Оденем куклу на прогулку» «Разденем куклу после прогулки» | Формирование умения у детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. | |
30 | Дидактическое упражнение: «Туфельки поссорились –подружились» | Формирование умения у детей правильно и самостоятельно одевать и снимать обувь. | |
31 | Чтение: «Мой мишка» З. Александрова «Чьи башмачки» Н. Павлова | Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса. | |
32 | Игровая ситуация: «Как петушок разбудил утром детей» Дидактическое упражнение: «Уложим куклу спать» | Учить расстёгивать застёжки, упражнять в использовании различных видов застежек. Учить надевать обувь, колготки, с помощью взрослого вешать одежду в шкаф. При раздевании перед сном побуждать снимать обувь, платье, рубашку, колготки. Правильно вешать на стул. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке. | |
33 | Дидактическое упражнение: «Покажем кукле (зайчику, мишку), где находятся наши вещи» | Закреплять умения правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых, размещать свои вещи в шкафу. | |
34 | Дидактическое упражнение: «Сделаем из носочка гармошку» | Формирование умения у детей самостоятельно одевать и снимать носки в определенной последовательности. | |
35 | Чтение потешек: «Наша Маша маленькая» З. Александрова «Катя в яслях» | Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса. |
Заключительный этап:
Итоговое занятие «Как мы научились мыть руки». | Актуализация компетенций детей группы в практическую деятельность. | ||
Книжка - фотоотчет для родителей | Знакомство родителей с результатами реализации проекта. | ||
Мини-экскурсия в прачечную детского сада | Формировать представление у детей о профессиях детского сада. Вызвать у детей чувство уважения к труду прачки. | ||
Презентация проекта в ДОУ | Обобщение и распространение опыта | ||
Достигнутый результат:
Дети:
- с помощью взрослого приводят себя в порядок;
- пользуются индивидуальными предметами: носовым платком, полотенцем, расческой, горшком;
-аккуратно ведут себя за столом во время еды (правильно держат ложку, не крошат хлеб);
-при небольшой помощи взрослого надевают и снимают одежду, обувают и снимают обувь;
- аккуратно складывают снятую одежду;
Родители:
- получили консультации по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;
- укрепили связи между детским садом и семьёй.
Список литературы:
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.- М.: Мозаика – Синтез, 2011г.
- Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада.- М.: Мозаика – синтез, 2010г.
- Книга для чтения в детском саду и дома: 2- 4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В. В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2011г.
- Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. Айрист-пресс, 2007г.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 6-е изд., испр. и доп. - М., 2011.
- Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа / авт. – сост. В. И. Мустафаева. – 2 изд. – Волгоград: Учитель, 2011г.
Стенгазета по проекту
Игры
"Водичка, водичка!"
Задача игры: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Оборудование: две куклы.
Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"
"Сделаем лодочки"
Задача игры: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:
засучить рукава (взрослый произносит потешку:
"Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!";
открыть кран;
сложить ладони рук "лодочкой";
подставить руки под струю воды;
закрыть кран;
вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.
"Фонтанчики"
Задача игры: учить ребенка полоскать рот.
Оборудование: стакан.
Ход игры: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:
Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет! Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет
Перспективное планирование на год воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Планирование работы, направленной на обогащение двигательного опыта детей, воспитание культурно-гигиенических навыков и формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Методическая разработка....
Презентация на тему "Приобщение детей к культурно-гигиеническим нормам и навыков самообслуживания"
Основой полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста и приобщения его к здоровому образу жизни является усвоение культуры гигиены.Презентация призвана формировать умения овладевать к...
Методическая разработка «Приобщение детей ясельного возраста к культурно гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания посредством игровых действий»
Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что некоторые психологи (Р. Заззо, например), размышляя о том, где же середина пути психического развит...
Приобщение детей к культурно-гигиеническим навыкам
Культурно-гигиенические навыки - очень важная часть культуры поведения человека....
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Гигиену»Цель: формирование культурно - гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: • Расширить знания детей о культурно-гигиенических навыках; • Дать детям
Цель: формирование культурно - гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:• Расширить знания детей о культурно-гигиенических навыках;• Д...
