Консультация из опыта работы ММО города Рубцовска педагогов-психологов к разработке методического пособия «Оказание консультативной психолого-педагогической помощи воспитанникам и родителям (законным представителям) оказавшимся в кризисных ситуациях»
консультация

Ямщикова Алена Андреевна

Цель консультации по психологии кризисных состояний заключается в ознакомлении участников с основными понятиями, видами кризисных ситуаций и состояний, способствующими формированию адекватных поведенческих реакций и эффективных механизмов психологической адаптации в сложных жизненных обстоятельствах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 53 «ТОПТЫЖКА»

города Рубцовска

658210, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

тел. 8 (38557) 75965

е-mail: detsad-53-2011@mail.ru

Консультация из опыта работы ММО города Рубцовска педагогов-психологов к разработке методического пособия «Оказание консультативной психолого-педагогической помощи воспитанникам и родителям (законным представителям) оказавшимся в кризисных ситуациях»

Консультация на тему «Психология кризисных состояний: основные понятия, виды кризисных ситуаций и состояний»

Разработала: Ямщикова Алёна Андреевна,

педагог – психолог первой

квалификационной категории  

г. Рубцовск,

2024 г.

Аннотация

Цель консультации по психологии кризисных состояний заключается в ознакомлении участников с основными понятиями, видами кризисных ситуаций и состояний, способствующими формированию адекватных поведенческих реакций и эффективных механизмов психологической адаптации в сложных жизненных обстоятельствах. Основные задачи включают:

Формирование понимания природы кризисных состояний и их влияния на психологическое состояние индивида.

Изучение классификации кризисных ситуаций и особенностей протекания кризиса в зависимости от типа ситуации.

Развитие навыков распознавания признаков кризиса и умения оказания первичной психологической помощи.

Обучение методикам саморегуляции и управления стрессовыми состояниями.

Повышение уровня осведомленности относительно возможных последствий кризисных переживаний и способов профилактики негативных исходов.

Результатом консультации должно стать повышение компетентности слушателей в области диагностики и коррекции кризисных состояний, развитие способности эффективно справляться с трудными жизненными ситуациями и поддерживать свое психоэмоциональное благополучие.

Статья

1.Психология кризисных состояний и ситуаций

Кризис понимается как определенное психологическое состояние, вызванное какой-либо ситуацией, событием, жизненным этапом и т.п., для которого характерно блокирование целенаправленной жизнедеятельности человека, наличие комплекса негативных эмоций, чувств и мыслей, отражающихся в его поведении и общем самочувствии.

Для определения способа работы с кризисным ребенком или родителем (законным представителем), в первую очередь, необходимо ознакомиться с базисными понятиями: кризис, кризисная ситуация, кризисное состояние, а также всеми сопутствующими характеристиками, которые его сопровождают.

Кризисные ситуации – это угроза телесной целостности или жизни, перемены в семейной организации или статусе, изменение роли индивидуума в группе людей, угроза нации и культуре. Кризисная ситуация вызывает психологически понятные психоэмоциональные реакции (кризисные состояния).

Кризисное состояние – это психическое (психологическое) состояние человека, внезапно пережившего субъективно значимую и тяжело переносимую психическую травму (вследствие резкого изменения образа жизни, внутриличностной картины мира) или находящегося под угрозой возникновения психотравмирующей ситуации. Кризисное состояние развивается под влиянием внутренних процессов. Внешние события могут являться запускающим механизмом. 

Травматические ситуации — это экстремальные критические события, которые несут угрозу жизни или здоровью (как самого ребенка, так и его значимых близких) и требуют экстраординарных усилий по совладанию с последствиями их воздействия. Эти ситуации могут быть либо непродолжительными (от нескольких минут до нескольких часов), но чрезвычайно мощными по силе воздействия, либо длительными или регулярно повторяющимися. Важнейшей отличительной особенностью травматических ситуаций является яркая негативная окраска и возможность нарушить адаптацию любого человека.

1.2.Виды кризисов

Переживаемые детьми и подростками кризисы можно условно разделить на три основные группы:

  • Возрастные кризисы.
  • Кризисы утраты и разлуки.
  • Травматические кризисы.

Возрастной кризис — это переходный период между возрастными этапами, который неизбежно переживается ребенком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершении определенных стадий развития. Кризисы утраты и разлуки

Утрата — переживание, человеческий опыт, связанный со смертью близкого человека. Смерть предстает перед ребенком с двух сторон. С одной стороны, ребенок теряет близкого человека, и для многих детей это само по себе является очень сильной травмой, особенно если они были свидетелями насилия: убийства, самоубийства и так далее. Такие ситуации являются для детей кризисными, эту травму ребенок может пронести через всю жизнь. С другой стороны, переживая смерть близкого, ребенок сам начинает осознавать, что он смертен, и это наряду с переживанием утраты близкого травматизирует его. Иногда у ребенка, который по разным причинам не участвовал в ритуалах прощания с умершим, рождаются фантазии, он пытается домыслить прерванный событийный ряд. Эти фантазии переходят потом в ночные кошмары. Часто ребенок не в состоянии раскрыть кому-либо свои чувства, свои страхи, чувство вины, возникающие у него после смерти близкого. Во время кризиса утраты ребенок переживает смешанные эмоции — от подавленности и печали до гнева и досады. Невозможно определенно предсказать, как именно среагирует на ситуацию утраты конкретный ребенок — будет ли он изливать свои эмоции или будет переживать их «про себя». Очень маленькие дети не могут вербализовать свои переживания и поэтому особо остро нуждаются в поддержке. Им необходимо дать простейшее объяснение тому, что происходит.

Если ребенок переживает свое горе «про себя», внешне не выражая его, некоторые стадии проживания потери могут быть незаметны окружающим, однако это не значит, что ребенок не переживает соответствующих этой фазе эмоций.

•        Первая стадия. Шок. Характеризуется тотальным эмоциональным отрицанием, часто неправильно понимаемым теми, кто пытается помочь ребенку справиться с горем. Человек как бы включает «автопилот», позволяющий ему еще некоторое время вести жизнь, внешне похожую не прежнюю. При этом сам он в этой жизни фактически не участвует. Это состояние может длиться от нескольких секунд до нескольких недель.

•        Вторая стадия. Злость и ощущение несправедливости. На этой стадии человека мучает вопрос: почему это произошло именно со мной? У человека возникает потребность обвинить кого-нибудь, проявляется агрессия и враждебность по отношению к окружающим. Это может быть и обида на умершего за то, что он ушел и бросил; и гнев на тех, кто не спас, на тех людей или события, которые стали невольными причинами смерти близкого. Ребенок может вести себя вызывающе с друзьями или учителями, испытывать вспышки раздражения. Это эмоциональная потребность, не поддающаяся логике. В этот период могут возникнуть и развиться и соматические симптомы, такие как проблемы с пищеварением, сном и концентрацией внимания. Ребенку может казаться, что умерший присутствует рядом с ним. Подобные «видения» обычно пугают окружающих, особенно если ребенок говорит об ушедшем человеке в настоящем времени, а не в прошлом. Тем не менее это состояние естественно, так как в горе у человека возникает защитная реакция, выражающаяся в том, что он отказывается признать случившееся.

•        Третья стадия. Печаль и сожаление. Эта стадия характеризуется ощущением одиночества и депрессией; может возникать компульсивная потребность вернуть прошлое как способ отрицания произошедшего. Человек погружается в воспоминания. Это важная стадия переживания горя, которая может быть очень личной.

•        Четвертая стадия. Восстановление. Жизнь начинает постепенно входить в свою колею, и к концу первого года можно уже надеяться на восстановление.

Особенно высок риск попадания в ситуацию кризиса у детей, переживающих суицид близких. Суицид относится к социально неодобряемым поступкам, и тайна, окружающая смерть в таком случае, еще больше усугубляет горе. От ребенка часто скрывают обстоятельства смерти близкого, и он может узнавать о

самоубийстве из разговоров посторонних людей. В случае кризисного переживания утраты у детей часто наблюдаются признаки посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Согласно критериям ICD-10 (международная классификация психических и поведенческих расстройств), посттравматическое стрессовое расстройство — это отставленная и/или затяжная реакция на стрессовое событие или ситуацию (кратковременную или продолжительную) угрожающего или катастрофического характера.

С кризисами разлуки дети сталкиваются в случаях развода родителей (законных представителей) и создания родителя (законного представителя)ми (законными представителями) законными представителями) новых семей. Процесс адаптации детей после развода условно делят на три фазы.

        Первая, самая острая фаза, длится примерно около двух лет. Это время эмоциональной и физической разлуки одного из супругов с детьми. Субъективный дистресс и эмоциональные нарушения могут проявляться у детей в этой фазе как более или менее выраженное расстройство адаптации. Ухудшается здоровье, появляется агрессивность, апатия, разрушаются социальные контакты. Зачастую поведение ребенка приводит к нарушению его социального функционирования (манкирование учебой, ухудшение успеваемости, уходы из школы, побеги из дома, делинквентность, аддиктивное поведение и т.д.).

В это время ребенок нуждается в любви и поддержке, заботе, разумном и честном объяснении происходящего. В случае если такой поддержки нет, ребенок остается одиноким, испытывает чувство собственной вины за произошедший развод, надежду на возможное возвращение прежнего статуса семьи, может переживать депрессию в связи с невозможностью что-либо изменить своими силами.

Вторая фаза — переходная. Взрослые налаживают жизнь друг без друга, испытывая подъемы и спады. В случае если в этот период ребенок не получил поддержки, усугубляются нарушения эмоций и поведения, возникшие в острой фазе развода. При этом, как правило, дети недостаточно времени проводят с одним из родителей (законных представителей) (обычно с отцом), а родители (законные представители) не «сотрудничают» между собой. Проблемы, возникающие в этом периоде, могут усугубляться особым нестабильным состоянием самих родителей (законных представителей), которые не могут быть достаточной опорой для ребенка. Находясь в поиске нового партнера либо переживая одиночество, он зачастую эмоционально отдаляется от ребенка.

Третья фаза означает создание нового жизненного стиля. Один или оба родителя (законного представителя) (законных представителя) заводят новые семьи. Если дети не подготовлены к этому, их отношения с приемными родителя (законного представителя)ми (законными представителями) могут складываться очень сложно, вызывать напряжение как у взрослых, так и у детей. Отношение к новому родителю (законному представителю) может переживаться как обида, ревность, иногда ребенок испытывает смешанные чувства (любовь и ненависть). В результате кризисное состояние ребенка может усугубляться.

Травматические кризисы

Травматические кризисы возникают в результате внезапного кратковременного или длительного воздействия событий, выходящих за рамки нормального человеческого опыта, к которым человек, как правило, не является готовым.

Выделяются травмы, причиненные не другим человеком, а каким-либо стихийным или природным бедствием, и травмы, причиненные людьми, — все виды насилия, жестокое обращение, сексуальное злоупотребление, война, теракты.

По продолжительности травмирующего действия выделяют краткосрочные и длительные или повторяющиеся травматические ситуации.

Более подробно остановимся на кризисах насилия

Разновидности травматического кризиса, причиненного людьми.

Выделяют четыре типа жестокого обращения с ребенком:

•        Физическое жестокое обращение.

•        Сексуальное насилие.

•        Пренебрежение нуждами ребенка.

•        Психологическое насилие.

Физическое жестокое обращение — любое неслучайное нанесение телесного повреждения ребенку.

Сексуальное насилие над детьми — использование ребенка или подростка другим лицом для получения собственного сексуального удовлетворения.

Пренебрежение нуждами ребенка — хроническая неспособность родителя (законного представителя) или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности не достигшего 18-летнего возраста ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

Психологическое насилие, в свою очередь, может быть также двух видов:

•        Психологическое пренебрежение — это последовательная неспособность родителя (законного представителя) или лица, осуществляющего

уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание, психологическую защиту, отсутствие привязанности к ребенку.

•        Психологическое жестокое обращение — хронические действия, совершаемые взрослыми с целью издевательства над ребенком, его унижения, оскорбления, высмеивания.

Характеристика обучающегося, оказавшего в кризисной ситуации

Оказавшегося в кризисной ситуации ребенка всегда характеризует:

  • Большая неуверенность и беспомощность. Это вызвано неудачными попытками сопротивления, столкновением с равнодушием или враждебностью окружающих людей и общества в целом, изменениями в восприятии себя, в системе самооценки, изменениями в отношениях.
  • Повышенная тревожность и страхи. Ребенок испытывает страх наказания, осуждения, обвинения, непонимания со стороны окружающих, попадания в незнакомую ситуацию и т.п.
  • Повышенная эмоциональность. Изменяется эмоциональная регуляция, нарушается самоконтроль, ребенок может испытывать чувство вины, гнев, депрессию, недоверие и т.д.
  • Ощущение внешнего давления и напряжения. В основе этого лежит необходимость совершать какие-то действия, причем быстро и безотлагательно.

Острая потребность в помощи и вмешательстве извне.

Индивидуальные реакции на психотравму у ребенка варьируют в зависимости от следующих обстоятельств:

  • выраженности угрозы жизни, здоровью, психике ребенка;
  • возможности получить объективную информацию о происходящем, повлиять на ситуацию и предугадать дальнейший ход развития событий;
  • уровня интеллекта и личностных особенностей пострадавшего;
  • социальных факторов, в частности, от наличия поддержки со стороны взрослых, общества и близких.

Список используемой литературы:

  • Алексеева А.А., Малкина-Пых И.Г. Психология экстремальных ситуаций. Москва : Эксмо, 2018. — 512 с.
  • Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Речь, 2017. — 656 с.
  • Емельянов Ю.Н. Практикум по психологии развития и возрастной психологии. Москва : Академия, 2019. — 352 с.
  • Ковалёва Т.В. Экстремальная психология. Учебное пособие. Челябинск : Челябинский государственный университет, 2017. — 168 с.
  • Михайлова Н.Ф. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. — 224 с.
  • Романова О.Л. Стрессовые расстройства и посттравматический синдром: диагностика и коррекция. СПб.: Издательство СПГУ, 2018. — 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОТЕ С ПЕРСОНАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ ВОСПИТАННИКОВ, ИХ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

Основная цель настоящего Положения — установление единого порядка защиты персональных данных воспитанников и их законных представителей МДОУ для обеспечения защиты их прав и свобод при обработке персо...

Информация об опыте работы на тему «Взаимодействие педагога – психолога и воспитателя по созданию условий социально – психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»

Детский сад – целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребёнку, так и родителям.Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, для ...

Модель деятельности ДОУ через объединение воспитанников и родителей (законных представителей) в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей.

Выступление на 3 городских Рождественских чтениях г. Нижневартовск Модель деятельности ДОУ через объединение воспитанников и родителей (законных представителей) в целостный образовательный процес...