«На пороге школы»
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Проект «На пороге школы»
«Быть готовым к школе - незначит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.»
Леонид Венгер.
Вид проекта: познавательно- творческий.
Сроки реализации: долгосрочный (с 01.09.2022г. по 01.06.2023г.)
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги группы.
Актуальность: В психолого-педагогической литературе ведутся споры по поводу того, нужно или нет готовить дошкольников к обучению в школе, к переходу от игровой деятельности к учебной. Аргументом в пользу важности данной проблемы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное, непонятное. Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о стремлении пойти в школу. Детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не может быть главным. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно. Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению.
Отношение ребенка к школе должно сформироваться до того, как он в нее
пойдет. Важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей. Многие родители стараются создать эмоционально-привлекательный образ школы, полагая, что этим они прививают ребенку интерес и положительное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный нарадостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции может надолго потерять интерес к учебе, к школе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др. Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А.Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский,А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко). Сегодня, много внимания продолжают уделять интеллектуальной подготовки детей к школе, и мало вниманияуделяют формированию у дошкольников«внутренней позиции школьника». С первых же дней пребывания в школе у детей возникает позиция общественно значимой деятельности. Все, что делается в школе, связано с этой позицией, поддерживается ею и придает новой деятельности личный смысл, значимый и важный. По мнению Д. Б. Эльконина, «учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий». Такая деятельность должна побуждатьсяадекватными мотивами.
Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики
доказывают проведение целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно–пространственной развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с педагогами начальной школы.
Новизна:
1. Перед педагогами ДОУ стоит задача подготовить к школе не только детей
подготовительной группы, но и подготовить родителей к новой социальной роли «родители ученика», а так же вовлечение учителей начальных классов в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительных групп.
2. Комплексное использование элементов ранее известных и современных
методик c учетом интеграции образовательных областей.
Гипотеза состоит в том, что при условии активного и продуктивного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения, семьи и школы, а так же при правильной организации воспитательно-образовательного процесса по формированию ключевых компетенций, позволит улучшить процесс подготовки детей к безболезненной адаптациик школе.
Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к обучению в школе, через использование педагогических технологий; создание условий для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.
Задачи проекта:
1. Способствовать формированию внутренней позиции будущего ученика (закрепление положительных представлений о школе, желание учиться в школе, чтобы знать много нового и уметь учиться).
2. Формировать учебно- познавательные мотивы.
3. Продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения.
4. Продолжать повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность и адекватную самооценку.
5. Способствовать снижению чувства тревожности.
6. Повышать родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки детей.
Ожидаемый результат:
1) Повысится уровень подготовки детей 7-летнего возраста к школе;
2) У детей сформируется мотивационная и психологическая готовность к
школе;
3) Переход из детского сада в школу и адаптация в условиях школы пройдут
естественно и безболезненно для детей.
Этапы проведения проекта:
1.Подготовительный:
- изучение научной и методической литературы по теме проекта;
- анкетирование родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе;
- планирование образовательной деятельности в рамках проекта;
- разработка методических материалов для обеспечения педагогического процесса.
- подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.).
2. Основной этап.
- работа с детьми по перспективному плану;
- беседы, консультации, собрания.
- Встреча с первоклассниками (бывшими воспитанниками ДОУ).
- Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе.
3. Заключительный этап.
- Анализ деятельности и обобщение результатов работы.
- Презентация проекта (фото,выставки рисунков и поделок детей).
-Викторина: «Скоро в школу»
Список литературы :
1.Абашина В.В., Шайбакова С.Г. Взаимодействие дошкольного учреждения ссоциумом // Детский сад от А до Я. – 2008 – №5. – с. 139–141.
2. Андреева Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по
подготовке детей дошкольного возраста к школе // Детский сад от А до Я – 2007– № 5 – с. 139–142.
3.АндрющенкоТ.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет:
Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учеб.Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2003 – 96с.
4.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.4-е изд.; перераб. и дополн. –СПб.: Питер, 2004 – с. 208
5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер,
коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. -
Ярославль: Академия развития, 1997 – с. 240
6. Кудрявцева Е.А. Преемственность в работе детского сада и школы как
взаимосвязь в диалоге двух образовательных структур // Детский сад от А до Я. –2008 – № 5 – с. 57–63.
7. Лагутина Н.Ф. Детский сад как открытая развивающаяся система // Детский садот А до Я. – 2008 – № 5 – с. 100–106.
8. Лебедева Г.А., Могильникова И.В., Чепурин А.В. Семейное воспитание:
методические рекомендации / Соликамский Государственный ПедагогическийИнститут / Сост. Г.А. Лебедева, И.В. Могильникова, А.В. Чепурин.-Соликамск,СГПИ, 2004
9.Ратниченко С.А. Семейное воспитание как фактор эмоционального развитиядошкольника // Детский сад от А до Я. – 2007 – № 1 – с. 150–158.-Психологиясемьи.
Перспективное планирование.
Сентябрь.
-анкетирование родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе;
-родительское собрание «Скоро в школу»;
- слушание песни «Первоклашка»;
- беседа о правилах поведения в школе;
- ОД «Школьные принадлежности»;
- лепка «Буквы и цифры»;
- оригами «Закладка для книг»;
- беседа «Профессия учитель»;
Октябрь.
- рисование «Цветы для учителя»;
- с/р игра «Школьная библиотека»;
- просмотр мультфильма «Козленок, который умел считать до 10»;
- раскраски на школьную тематику;
- консультация для родителей «Что значит «Быть готовым к школе»?;
- чтение« Три звонка » А.Барто; «Когда человеку шесть» О.Дриз;
- заучивание стихов о школе В. Берестова « Читалочка»;
- составление рассказа: «Почему я хочу учиться в школе?», «Каким будет мой первый день в школе?»;
Ноябрь.
- просмотр мультфильма «В стране не выученных уроков»;
-оформление памяток: «Шпаргалка для родителей будущих первоклассников»;
- П/игра: «Игровая переменка»;
- Сюжетно-ролевая игра « Урок математики»;
- д/и «Слоговые домики»;
- рисование « Скоро в школу мы пойдем»;
-лепка « Азбука в картинках»;
- составление рассказа: «Каким будет мой первый день в школе?»;
Декабрь.
- оригами « Стаканчик для ручек»;
-загадки о школе. Школьные принадлежности;
-консультация для родителей «Леворукий ребенок»;
- чтение произведений о школе;
-консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе»;
- просмотр мультфильма «Смешарики про школу»;
- с/р игра «Урок физкультуры»;
- беседа с детьми «Как веси себя в школе?»
Январь.
-консультация «Готовим руку к письму»;
-оформление родительского уголка «Психологическая готовность детей к школе»;
-пословицы и поговорки о школе;
-игра «Собери портфель»;
- игровое упражнение «Назови предметы и дорисуй их» на тему школы;
-сюжетно-ролевая игра «Школа»;
Февраль.
-встреча с первоклассниками (бывшими воспитанниками ДОУ);
- экскурсия в школу;
-заучивание песни «Чему учат в школе»;
-рисунки о школе;
-консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей познавательной активности у детей 6 -7 лет»
- час загадок и ребусов о школе;
-Участие во всероссийской олимпиаде дошкольников «По дороге знаний»;
Март.
-дидактические и настольные игры школьной тематики: « Числовые домики», « Легкий счет» и т.д.;
-чтение произведения «Подружки идут в школу» М. Воронковой;
-аппликация на тему: "Надела буква праздничный наряд";
-беседа «Школьная форма», «Какие предметы помощники в школе?»;
-беседа с детьми «Чем школа отличается от детского сада».Рассматривание картины « Школа»;
-аппликация «Школьные принадлежности»;
-памятка родителям будущих первоклассников - «Особенности психологии старших дошкольников»;
Апрель.
- рассматривание картин, отражающих школьную жизнь и составление рассказов;
-чтение и беседа по произведениям Н. Носов «Незнайка учится»,
- Л.Толстой «Филиппок» ,Виктор Голявкин « Моя работа»;
-консультация для родителей «Режим дня будущего первоклассника»;
-просмотр мультфильма «Остров ошибок».
-конструирование «Здание школы»;
-рисование «Школа»;
-вечер загадок «Скоро в школу»;
Май.
-аппликация «Моя школьная форма»;
-заучивание стихотворения «Что ждет меня в школе?» Автор: В. Моруга;
-рисование «Школьный ранец»;
-консультация для родителей будущего первоклассника;
-викторина: «Скоро в школу»;
-дидактические игры лото «Считаем и читаем», « Составляем предложение»;
-родительское собрание «Чему мы научились за год»;
-анализ деятельности и обобщение результатов работы;
Уважаемые родители!
Совсем скоро ваш ребенок пойдет в школу. И уже сейчас важно понять, насколько он готов к этому, какие меры для его подготовки к школе следует принять. Для этого просим вас ответить на вопросы данной анкеты.
1.Как вы думаете, какие навыки и умения должен приобрести ваш ребенок в детском саду перед поступлением в школу? _______________________________________________________________
2.Готов ли ваш ребенок к обучению в школе? _______________________________________________________________
3.Какие характеристики говорят о его готовности к обучению в школе:
- ребенок знает буквы и цифры;
- умеет читать;
- умеет писать;
- знает много стихотворений;
- ребенок хорошо развит физически;
- умеет находить контакт со сверстниками;
- достаточно легко вступает в общение со взрослым;
- способен выполнять задания, требующие проявления волевых усилий;
- проявляет активный интерес к школе и школьной жизни;
- много говорит о предстоящей учебе в школе;
- проявляет желание скорее пойти в школу;
- другое _______________________________________________________________
4.Готовите ли вы своего ребенка к обучению в школе и как? _______________________________________________________________
5.Чему вы больше уделяете внимание и почему:
- покупке школьных принадлежностей;
- обучению ребенка иностранным языкам;
- обучению чтению;
- обучению счету;
- физическому развитию;
- развитию памяти, воображения, внимания, речи;
- развитию любознательности;
- развитию волевых качеств личности (умения управлять своим поведением, быть организованным, понимать и выполнять требования учителя и т. д.)
- развитию умения общаться с окружающими людьми (сверстниками, учителями);
- развитию мелкой моторики рук, координации движения руки и глаз;
- умению элементарно рассуждать, делать выводы и умозаключения;
- ориентироваться в пространстве;
- другое _______________________________________________________________
6.Как часто вы разговариваете с ребенком о школе? _______________________________________________________________
7.Как часто он задает вопросы о школе? _______________________________________________________________
8.Чем интересуется ваш ребенок больше всего? _______________________________________________________________
9.Отражает ли он полученные впечатления, знания о школе в разных видах деятельности?
Приведите примеры._______________________________________________________
10.Вы определились, в какую школу пойдет ваш ребенок? _______________________________________________________________
11.Есть ли у вас опасения в отношении того, как пройдет период адаптации ребенка к школе? _______________________________________________________________
12.Что вас больше всего беспокоит по вопросу подготовки ребенка к школе?
__________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитанники подготовительной к школе группы на пороге школы.
Для многих родителей воспитанников подготовительной к школе группы стоит вопрос выбора школы. Учитывается ее статус, уровень образования, приоритетные направления в обучении, удаленность от дома и т.д...

Разработка содержания мероприятия для воспитателей «Круглый стол для родителей «На пороге школы» в подготовительной к школе группе»
Все мы – и педагоги дошкольного учреждения и родители детей подготовительной к школе группы, и сами дети – стоим «на пороге школы». Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Закончится дошкольное д...

Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.
Психологическая готовность это: необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного школьного обучения «На пороге школы»
Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социально-личностную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых...
Собрание в подготовительной к школе группе на тему «Ребенок на пороге школы»
Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошко...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»
На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе Тема: «Ребенок на пороге школы». Воспитатель: Зубкова В.А
План проведения родительского собрания. 1.Беседа « Что следует предпринять родителям до поступления в школу»; Цель: ...
