Распространение опыта
статья

Черепанова Елена Викторовна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Черепанова Елена Викторовна

Воспитатель по рисованию

МАДОУ д/c «Сказка» г. Белоярский Тюменская область ХМАО-Югра

«Развитие творческой личности ребенка-дошкольника средствами         нетрадиционных техник рисования»

Развитие творческой личности ребенка-дошкольника средствами нетрадиционных техник рисования.

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А.Сухомлинский

Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности. С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле, водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.

В детском саду с младшего возраста на занятиях по рисованию вводится использование нетрадиционных техник. Малыши с удовольствием рисуют печатками и штампами из ластика, пальчиками рук по бумаге, «по воску» яркое солнышко, следы знакомых им животных или тёплый летний дождик. Тактильные контакты ребенка с краской, бумагой, водой, при использовании данной техники, приносят ему необыкновенно чувственное наслаждение.

В средней группе совершенствуются умения и навыки детей в использовании различных нетрадиционных техник. Дети, в совместной деятельности с педагогом, знакомятся с новыми материалами, экспериментируют с ними, передавая задуманный образ. Например, «Прилетел снегирь ко мне, сел прямо на ладошку. Нарисую я его любимою картошкой». Дети испытывают восторг, удивление, когда узнают, что картошку можно не только кушать, но и использовать в рисовании.

Какие причудливые изображения животных, рыб получаются при печатании окрашенной ладошкой! А когда после небольшой физминутки или игры рисунки высохнут и дети дорисуют недостающие детали, перед глазами предстанет целая картина—их радости нет предела.

Многие, используемые мной, техники нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Например, рисование по стеклу (витраж), роспись ткани акварелью, рисование мелом по бархатной бумаге. А как удивляются ребята, когда на их глазах за минуту «оживает» мох при замачивании в воде. Как же приятно держать его в руках, а какие чудесные пушистые животные получаются при рисовании мхом! Такие нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, вызывая тем самым, желание и стремление заниматься таким интересным делом.

Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. А нетрадиционные техники позволяют избежать этого, так как педагог, вместо готового образца, демонстрирует лишь способы действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения и творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Дети старшего дошкольного возраста радуются не меньше малышей, когда надувают цветные мыльные пузыри и их отпечатки превращаются в разноцветные, ещё неизведанные планеты. А черно-белый «граттаж»? Да это самый любимый метод рисования ребят! Кажется, что они готовы творить бесконечно. Я думаю, что в этот момент они чувствуют себя волшебниками. Темный пустой лист, и вдруг как по волшебству, появляются « светящиеся от лунного света» заснеженные деревья, кружевные рыбки (фото 1). Разве это не чудо? Разве они не маленькие волшебники-художники, которые могут сделать своими руками любые чудеса? Конечно они молодцы, они чародеи и умницы! Это так воодушевляет и подбадривает детей в их фантазиях. И хочется познакомить их ещё с чем-то новым. Это движет мною, мне хочется самой находить новые интересные методы изображения. Ведь дети от меня на каждом занятии ждут чудес.

  В процессе работы по использованию нетрадиционных техник рисования у меня возникла идея применения бросового материала как изобразительного средства. Мы стали использовать в качестве художественных материалов хорошо знакомые и доступные в использовании предметы: пробки от пластиковых бутылок и тюбиков зубной пасты, кремов, зубные щётки, расчески, поролон, пробки, пенопласт, свечи, перья, кусочки меха. На экскурсиях с детьми собираем палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика и т.д. Все эти материалы используются при создании выразительного образа

Со старшими дошкольниками осваиваются нетрадиционные техники: чеканка на мягкой фольге, пластинография. Использование данных техник делает рисунок рельефным, фактурным, развивает мелкую моторику рук ребенка. Дети просто в восторге!

Нетрадиционные материалы и оригинальные техники привлекают детей ещё и тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь. Проявляя творчество и фантазию, дошкольники изобретают свои необычные средства и способы рисования.

Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу (фото 5). Дети испытывают незабываемые положительные эмоции от совместного творчества, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует или огорчает.

Использование нетрадиционных техник в работе с детьми способствует развитию:

  • уверенности в своих силах;
  • пространственного мышления;
  • умения свободно выражать свой замысел;
  • творческого поиска решения;
  • умения работать с разнообразным материалом;
  • чувства композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувства фактурности и объёмности;
  • мелкой моторики рук;
  • творческих способностей, воображения, полёта фантазии

и снятию детских страхов.

Работа по ознакомлению с новыми техниками изображения проводится не только с дошкольниками, но и с педагогами. Консультации, семинары-практикумы, мастер-классы направлены на повышение знаний педагогов по данной теме, помогают пополнить их педагогические копилки, способствуют осуществлению взаимодействия в работе с детьми по использованию нетрадиционных техник рисования.

Взаимодействие педагога, родителей и детей в совместной продуктивной деятельности является важнейшим фактором творческого развития ребёнка дошкольного возраста. От того, какое участие принимают родители в развитии ребенка, зависит будущий потенциал творчества малыша. В работе с родителями использую разные формы работы: консультирование о пользе применения нетрадиционных техник рисования, открытые занятия для родителей, выставки коллективного творчества. А с каким интересом и творчески проходят совместные занятия по рисованию с участием родителей и детей.

.

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы – взрослые. Использование нетрадиционных техник изобразительного творчества открывает огромные возможности для раскрытия талантов детей.

Рисунки воспитанников, выполненные в разных нетрадиционных техниках рисования.

Литература:

  1. Вдовиченко, С. Дети светлой краской красят мир: Мини-хрестоматия методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью/ С.А. Вдовиченко//Библиотечка Первого сентября, серия Дошкольное образование. - 2009. - № 25. - С.1-32.
  2. Галанов, А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. / А.С. Галанов, С.Н Корнилова, С.Л. Куликова. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 80 с.
  3. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирования, конспекты занятий/ Т.И. Казакова, [и др.].-М.: ТЦ Сфера, 2006.- 128с.
  4. Румянцева, Е.А. Необычное рисование: рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста/ Е.А. Румянцева. – М.: Дрофа, 2007. - 32 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распространение опыта работы по реализации краткосрочного педагогического проекта "Мамина неделя", посвящённого Дню Матери в России. Автор: старший воспитатель высшей кв. категории Гуськова О.Ю.

Данный материал - это распространение опыта работы старшего воспитателя детского сада по организации проекта, участниками которого являются воспитанники и их родители. Реализаторами становится весь пе...

сборники ДОУ по распространению опыта педагогов по проектной деятельности

В сборники включены проекты по здоровьесбережению для детей разных возрастов....

Перспективный план по распространению опыта

Перспективный план по распространению опыта по теме самообразования "Проектная деятельность, как средство раазвития познавательных способностей дошкольников"...

Распространение опыта работы среди педагогов ДОУ

Практический материал для работы с детьми...

Распространение опыта работы Консультация для воспитателей Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДОУ.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценн...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Обобщение и распространение опыта работы логопеда по теме: "Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи"

В данной статье описаны различные приёмы и методы, помогающие в формировании и развитии мелкой моторики у детей....