Технологическая карта 2 младшая группа - нетрадиционная техника рисования. 2025г
материал (младшая группа)
план-конспект занятия посредством нетрадиционного рисования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 1 «Золотой ключик» г. Енисейска Красноярского края
Методическая тема:
Формирование творческого воображения, младших дошкольников
по средствам нетрадиционного рисования.
Воспитатель второй младшей группы:
Поротникова Наталья Анатольевна.
Енисейск, 2025 г.
Тема: «Осенние листочки»
Цель: Обогащение опыта изобразительной деятельности средствами нетрадиционного рисования (оттиск мятой бумагой, пуантилизм) с опорой на имеющиеся представления о сезонных изменениях осенью.
Задачи:
Обучающие:
Побуждать детей к использованию новых способов рисования в художественно-творческой деятельности.
Поддерживать стремление выбирать и менять средство изображения, обращая внимание на получающуюся фактуру рисунка.
Развивающие:
Поддерживать положительный эмоциональный отклик детей на эстетические образы, создаваемые с использованием нетрадиционных средств.
Воспитывающие:
Создавать ситуации эмоционального отклика на продукт своей деятельности.
Предполагаемые результаты: дети используют новые для них средства оттиск мятой бумагой, пуантилизм в ходе изобразительной деятельности.
Оборудование и материалы: клеенки, фартуки, ватные палочки (единичные и в связке), мятая бумага, краски, палитра, влажные салфетки.
Цель детской деятельности (предполагаемая)
Нарисовать осенние листочки на дереве для Мишки и его друзей.
Задачи детской деятельности (предполагаемые):
- Выбрать, каким способом рисовать.
- Выбрать цвет краски.
Результат для ребенка:
Нарисовали осенние листочки на дереве.
Технологическая карта совместной деятельности детей и взрослого
Этап занятия | Задачи этапа | Методы, приемы, формы, возможные виды детской деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Результаты |
Психологический настрой Вводно-организационный | Создать атмосферу доброжелательности. Организовать внимание и интерес детей для дальнейшей деятельности. | Традиционный звуковой сигнал сбора (колокольчик). Сюрпризный момент. Выясняющие вопросы, приемы привлечения внимания. | Использует традиционный прием сбора на ковре, создает атмосферу доброжелательности. Создает игровую ситуацию с ее дальнейшим обсуждением. Побуждает к дальнейшим действиям. | Эмоционально откликаются на действия педагога. Заглядывают в корзинку, здороваются с Мишкой. | Создана эмоционально благоприятная атмосфера для дальнейшего взаимодействия. Дети заинтересованы. |
Актуализация | Актуализировать имеющиеся представления детей об осенних листьях. | Прием «Секретик». Рассматривание. Вопросы выясняющего характера. Удержание паузы. Элементы игровых действий. Эмоциональный отклик на высказывания детей. | Создает проблемно-игровую ситуацию. Поддерживает детские инициативы, обращает внимание на высказывания друг друга, акцентирует внимание на цвет листьев, рассказывает про листья, которые у него в руке. Подводит детей к актуализации понятия, с которым недавно познакомились дети - листопад. Предлагает поиграть с листочками. В ходе игры педагог озвучивает все цвета, которые прозвучали при рассматривании листочков. | Удивляются, принимают проблемно-игровую ситуацию. Рассматривают листочки, называют какого они цвета. Откликаясь на вопросы педагога, высказывают свои предположения. Во время игры с листочками дети подкидывают листочки, дуют на них, кружатся с листочками в руках. | Дети имеют представления о цветовой гамме осенних листьев и листопаде. |
Мотивационно-побудительный | Создать проблемно-игровую ситуацию, мотивирующую детей на создание творческого продукта с учетом игровой задачи. | Создание проблемной игровой ситуации. Опора на среду группы. Удержание паузы. Вопросы выясняющего характера. Эмоциональный отклик на высказывания детей. | Создает проблемно-игровую ситуацию, мотивируя на дальнейшие действия творческого характера, побуждает к дальнейшим действиям, поддерживая при этом детские инициативы. | Принимают и откликаются на созданную педагогом ситуацию. Предлагают варианты, как можно было бы поступить, чтобы помочь Мишке. | Дети мотивированы на дальнейшую деятельность продуктивного характера. |
Практическая работа | Побуждать к использованию новых для детей средств рисования. Поддерживать детские находки способов использования материалов. Показать возможные способы использования средств и материалов.
| Обогащенная предметная среда. Показ способа действия. Поддержка детских творческих находок и эмоциональный отклик на них. Вопросы выясняющего характера. Приемы привлечения внимания. . | Поддерживает инициативу детей в выборе силуэта дерева и материала для рисования. Обращает внимание на создаваемые образы, с помощью чего они получились поощряет, удивляется, радуется. Обращает внимание какой цвет и как получился. Вместе с детьми пробует разные способы действий. Высказывает свои выводы, Направляет внимание детей друг на друга. Показывает, что получается Мишке. | Выбирают силуэт дерева и материалы для рисования, чем они будут изображать осенние листья, действуют с учетом своего опыта, пробуют новое, радуются тому, что получается. | Дети способны действовать с предложенными материалами, находят разные способы действий с ними. Обращают внимание на действия педагога, пробуя их в своей работе. |
Рефлексивно-корригирующий Определение ближайшей перспективы | Побуждать проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности. | Эмоционально-ценностный отклик педагога на осуществленную деятельность детей. | Предлагает детям показать Мишутке свои работы, полюбоваться на них. Обращает внимание детей на рассыпанные листья на полу и предлагает решить, что с ними делать. | Проявляют эмоциональный отклик к осуществленной деятельности. Предлагают варианты дальнейших действий с листьями. | Дети проявляют свое эмоционально отношение к осуществленной деятельности. |
Ссылка на видеозапись занятия: https://cloud.mail.ru/public/ioSu/nUhb2sZ4n
Сценарный план
Ход занятия в соответствии с этапами | Действия воспитателя и детей |
Психологический настрой Вводно-организационный | В: Ребята, когда я сегодня шла в детский сад, увидела на крыльце корзиночку, я принесла ее в группу, что бы мы вместе посмотрели что же там лежит. (Заглядываем вместе с детьми в корзинку: в корзинке «спит» медведь-игрушка. Мишка «просыпается», дети здороваются с Мишкой, гладят его). В: Наверное, пока Мишка вас ждал, уснул в корзинке. Да, (обращаясь к игрушке) а что же Мишка за корзинку нам принес, что в ней? Давайте мы с вами присядем в дружный кружок и попробуем отгадать, что же там за секретик такой. (дети высказывают свои предположения, а Мишутка предлагает проверить, кто же отгадал) Ребята! ну что готовы посмотреть, что в корзинке? Помогайте мне считать один два три…. (высыпаю спрятанные в корзине листья на ковер). Вот что принес для вас Мишутка! Кто же отгадал? (педагог предлагает вспомнить, чьи догадки оказались верными.) |
Актуализация | Это подарок для вас от Мишки и его друзей из осеннего леса: они хотят, чтобы мы с вами полюбовались листочками. В: Ребята, какого цвета листочки? (дети рассматривают листочки, называют какого они цвета, могут начать сравнивать «у меня такой же»; педагог поддерживает детские инициативы, обращает внимание на высказывания друг друга, акцентирует внимание на цвет листьев, сам рассказывает про листья, которые у него в руке). Да, наступило прекрасное время года, осень. А когда с деревьев падают листья, как называется это явление природы? (педагог подводит детей к актуализации понятия, с которым они недавно познакомились – листопад и предлагает поиграть с листиками в группе). Посмотрите сколько у нас листочков, давайте с ними поиграем? Прилетел легкий ветерок, подхватил листочки, подул, покачались листочки, поднялись высоко, высоко, разлетелись в разные стороны, закружились. Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю красные, желтые листья, зеленые, пестрые листья (педагог озвучивает все цвета, которые прозвучали в ходе рассматривания листочков). (в ходе деятельности дети могут подкидывать листья, дуть на них, кружиться с ними). В: Вот здорово! И Мишке очень понравилось, Мишка как будто в лесу побывал. |
Мотивационно-побудительный | Мишка в лесу со своими друзьями любовались, как кружатся листочки, радовались такой красоте, но им хочется, чтобы разноцветные осенние листочки остались в памяти, ведь зимой на деревьях их совсем не останется. Вот, если бы у них были изображения с осенними деревьями, чтобы смотреть на них любоваться и вспоминать. У нас есть где-нибудь в группе изображения осенних деревьев? (дети высказывают свои предположения) Давайте посмотрим в центре рисования, может он сможет нам помочь? Деревья мы нашли, но разве они осенние? Мне кажется что, чего-то на них не хватает. (педагог обращает внимание детей, на деревья у которых нет листочков, рассуждает в месте с детьми, спрашивает, поддерживает детские инициативы) Ребята посмотрите, что у нас на столах, осень приготовила для нас краски. |
Практическая работа Продуктивная деятельность | Предлагаю детям пройти за столы, надев предварительно фартуки. Дети в ходе продуктивной деятельности выбирают силуэт дерева и материалы для рисования, чем они будут изображать осенние листья; менять средство изображения; показывать, что получается Мишке и друг другу. Педагог, наблюдая за детской деятельностью, обращает внимание на создаваемые образы, с помощью чего они получились, какое средство и цвет использовали (поощряет, удивляется, радуется, спрашивает); направляет внимание на работы друг друга; если какое-либо средство изображения не используется детьми, осуществляет показ способа действий с ним на своей работе; в случае случившегося смешивания красок обращает внимание какой цвет и как получился, удивляется этому, обращает внимание детей и т.п. Вместе с Мишуткой радуется получающимся работам. Если кто-то из детей закончил работу раньше, предлагает нарисовать листочки еще на одном дереве или помочь другим детям, если им нужна помощь. |
Рефлексивно-корригирующий (выводы, итоги, самооценка) Рефлексия, определение ближайшей перспективы. | По мере того, как некоторые дети нарисовали свои работы, педагог предлагает показывать их Мишке. Мишка эмоционально реагирует на созданные детьми работы, благодарит их, предлагает полюбоваться вместе; ему очень хочется поскорее показать эти замечательные осенние деревья своим друзьям из леса, но он обращает внимание, что они еще сырые и нужно дождаться, чтобы высохли. Поэтому он остается пока в группе поиграть с детьми, а когда дождется пока все дети нарисуют свои деревья, и они высохнут, то он отправится в лес к своим друзьям с рисунками детей. После того, как все работы закончены, педагог обращает внимание на рассыпанные на полу листочки и предлагает решить, что с ними сделать. Возможные варианты: приклеить куда-либо, забрать домой, убрать в исследовательский или природный центр. |
Самоанализ осуществленной деятельности
Планирование образовательной деятельности в группе осуществляется с учетом сезонных изменений, календарных праздников, интереса и возрастных возможностей детей, а также зоны их актуального развития. Конкретное занятие возникло в связи с темой, реализуемой в группе в настоящее время, которая возникла после наблюдения на прогулочном участке за сезонными изменениями в природе, яркими явлениями, привлекающими внимание детей.
Дети в нашей группе очень любят рисовать, как традиционными, так и нетрадиционными средствами, но предпочтение отдают именно нетрадиционным, т.к. сразу видят получающийся образ. На занятиях мы уже пробовали рисовать различными средствами (пальчиками, ладошками, отпечаток игрушкой, конструктором), в том числе одной ватной палочкой, на этом занятии решила разнообразить, добавила оттиск мятой бумагой, сделав так, чтобы удобно было держать (на палочке) и ватные палочки в связке (по 2, 3, 4). Т.к. считаю, что возможность использовать разные оттиски, используя разные цвета, смешивая краски, и видеть результат, обогащают творческий опыт детей, а значит и формирует творческое воображение.
В рамках этого занятия изменила этапы (поменялись местами этапы мотивации и актуализации), т.к. этого требовала логика занятия, потому что, именно в ходе рассматривания, сюрпризного момента, возможно, было сделать актуализацию, а затем уже мотивировать на дальнейшую деятельность.
В ходе мотивационно-побудительного этапа предполагала, что дети покажут на ранее нарисованное ладошками осеннее дерево, но они повели меня к тем деревьям в среде группы («живут» в группе уже 3-й год – с группы раннего возраста), с которыми происходят «сезонные изменения» в соответствии с реальными – пришлось перестроиться и поддержать их инициативу. Предполагала, что дети сами обратят внимание на силуэты деревьев, появившихся в центре рисования в этот день, но не учла возрастные возможности (не красочные – не привлекают внимание), поэтому пришлось предложить самой.
У детей было право выбора как силуэта дерева, так и средства, с помощью которого можно создать осеннее дерево для Мишутки и его друзей.
В ходе практической деятельности детям были предложены уже знакомые и неиспользованные раньше средства. Многие дети начали использовать уже знакомые способы и даже пытались вытащить из связки ватные палочки, поэтому обращала внимание детей, что есть и по одной ватной палочке. Но некоторые дети начали использовать и ватные палочки в связке самостоятельно, вначале не привлекла детей возможность подействовать мятой бумагой. Именно поэтому я, переходя от стола к столу, наблюдала за действиями детей и показывала на своем рисунке прием, который не используется за конкретным столом, тем самым мотивируя детей использовать все приемы, которые им предложены.
На протяжении всей деятельности, старалась поддерживать интерес детей к данной теме, большое значение придавала созданию положительных эмоций. Стремилась удержать связь с началом занятия: н-р, лист в крапинку был у меня в начале при рассматривании листьев на ковре, а в конце это нарисовала Таисия, а я еще раз озвучила.
Обратила внимание на то, что Витя использовал мятую бумагу, не прижимая ее к рисунку, а водил из стороны в сторону, - получился эффект ветра. Меня это очень удивило, я даже не подумала, что дети могут так действовать, подхватила эту идею, интересно было попробовать самой этот прием и показать детям, после чего некоторые дети попробовали этот прием в своих работах.
Обращала внимание на цвет, который получался у детей при смешивании красок (оранжевый, коричневый, пестрый), побуждая рассказать как получился такой цвет, что тоже способствует формированию творческого воображения.
Таисия нарисовала желтый ствол у березки, я решила поддержать, сказав, что дерево не просто осеннее, оно еще и волшебное.
В процессе деятельности предложила детям, которые уже закончили свою работу, помочь, если кому-то нужна помощь, но не удержала это до логического конца: н-р, Танюшка, когда нарисовала свое дерево, после моего предложения помочь, показывала Вите, где еще на его рисунке не хватает листочков (я увидела это при просмотре видеозаписи), но мне необходимо было поддержать ее посыл хотя бы тогда, когда она вернулась нарисовать еще одно дерево, вопросом: «Ты кому-то уже помогла и решила еще нарисовать?».
Не продумала место, на которое дети будут располагать свои готовые работы, поэтому в какой-то момент получилось, что работы накладывались друг на друга, но все же потом мы вернулись к этому: разложили и рассмотрели все работы, которые Мишка затем забрал с собой.
Упустила момент, когда Руслан не взял себе силуэт дерева и начал рисовать на рисунке Артема: мне необходимо было обратить на это внимание, и поддержать совместное взаимодействие в рисунке, как предпосылки работы в парах. На будущее поставила для себя такую задачу.
В нашей группе есть ребенок с особенностями (Саша) он с начала не подключался к деятельности, не садился с нами в круг, не хотел надевать фартук и садится за стол, но позже все же подключился. То, что он сел рисовать и действовал с разными средствами, для него это уже очень хороший результат. Обычно мы используем индивидуальную работу с этим ребенком. На конкретном занятии такой цели не стояло.
Повторив подобную деятельность через два дня, раскрашивая листочки для украшения зала к празднику осени, дети вспомнили именно эти понятия: н-р, лист в крапинку, и называли именно такие цвета, которые до занятия не отражали в своей речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД по нетрадиционной технике рисования в группе раннего возраста "Новогодняя ёлочка"
Образовательные области: Художественно-эстетическое……………………….Лексическая тема: ЗимаВид занятия:…рисование……&helli...

Мастер-класс с детьми во второй младшей группе. Нетрадиционная техника рисования, рисование мятой бумагой "Ежик"
Я провела мвстер-класс с детьми во второй младшей группе нетрадиционной техникой рисования, рисование мятой бумагой - ежика. Из самого названия техники уже понятно, что рисование у нас не было кисточк...

Технологическая карта для второй младшей группы нетрадиционная техника рисования «Веселые шары
Технологическая карта для второй младшей группы нетрадиционная техника рисования «Веселые шары...
Занятие по рисованию «Осенние листочки» в младшей группе. (нетрадиционная техника рисования ватными палочками)
Художественно-эстетическое, физическое и речевое развитие....

Конспект занятия по рисованию «Дерево весной» в первой младшей группе (нетрадиционная техника рисования – ватными палочками)
Цель: Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционной техники рисования (рисование ватными палочками).Задачи:...
Конспект занятия по рисованию во 2 младшей группе (нетрадиционная техника рисования). Рисование способом тычка жёсткой полусухой кистью Тема : "Праздничный салют"
конспект занятия в во 2й мл. группе рисование не традиционной техникой (с помощтью жесткой кистью) Тема : "Праздничный салют "...
Технологическая карта для второй младшей группы Нетрадиционная техника рисования «Веселые шары»
Рисование. Вторая младшая группа. тема: "Веселые шары".Тема: «Веселые шары»..Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования.Программные задачи:Образовательная:-Учить ...
