"История деревянной ложки" НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в средней группе
план-конспект занятия (средняя группа)
Занятие по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры "История деревянной ложки"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
занятия по
по приобщению детей к истокам
русской народной культуры
«История деревянной ложки»
в средней группе
Подготовила воспитатель:
Юхлова Л.А.
г. Никольск, 2025г.
Задачи:
Формировать интерес к истории быта русского народа через предмет обихода – деревянную ложку.
Развивать ритмическую выразительность, вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью и музыкой.
Воспитывать интерес к изучению предметов быта через проектную деятельность; любовь и уважение к прошлому русского народа.
Словарная работа: ввести в словарь детей слова - ложкарь, баклуша, хлебалка, домовничал.
Материал: сундук, ложки деревянные, ноутбук, проектор, презентация «Удивительная ложка», кукла- пеленашка, деревянная тарелка с ложкой.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, чтение рассказов про ложку, посещение краеведческого музея, экспериментальная деятельность, разучивание стихов про ложку, разучивание ритмического упражнения «Наши ложки», знакомство с поговорками о ложках, составление рассказов об истории возникновения ложки.
Ход.
(Дети занимаются свободной игровой деятельностью. Педагог предлагает убрать все игрушки на свои места)
Воспитатель: Вот на этой полочки беспорядок. А что это за сундук? Кто его принёс? (дети подходят к сундуку)
Воспитатель: Какой он красивый, старинный. Похож на сундук, который стоял у моей бабушки в деревне.
Как вы думаете, что же лежит в сундуке?
Дети: (дети высказывают свои предположения) Одежда, украшения, конфеты…
Воспитатель: Как же открыть таинственный сундук?
Воспитатель: Да тук какая-то записка. (Воспитатель читает записку)
Ребята, чтобы открыть сундук. нужно произнести волшебные слова: «Сундучок, сундучок, свою крышку открывай. нас скорее удивляй!»
Воспитатель: Давайте вместе с вами скажем эти слова: «Сундучок, сундучок, свою крышку открывай. нас скорее удивляй!» (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова и открывают сундук)
Чем же удивит нас сундучок? (дети открывают сундук, в сундуке лежат деревянные ложки).
Дети: Деревянные ложки.
Воспитатель: Скажите, а для чего нам ложка? (ответы детей)
Воспитатель: Оказывается, ложка очень важный предмет. Без него нельзя обойтись.
Воспитатель: Человек всегда пользовался ложкой? (ответы детей)
Ребёнок: Очень давно когда первые люди жили на Земле, они ели пищу руками, у них не было не огня ни посуды.
Из чего была сделана самая первая ложка?
Ребёнок : Самая первая ложка была сделана из камня. Есть такой ложкой было неудобно. Она была тяжёлая, неровная и во время еды обжигала рот.
Ребёнок : Потом появилась ложки из глины. Ложки из глины были не прочные. Ломались и от воды глина рассыпалась.
Ребёнок: Позже люди стали делать ложку из дерева. Ложка получалась гладкой, легкой и удобной, не нагревалась от горячей пищи.
Ребёнок:
Деревянная подружка,
Без неё мы как без рук.
И накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот.
И обжечься не даёт.
Воспитатель: На Руси люди ели щи и кашу простыми деревянными ложками. Есть даже такая пословица: «Щи да каша- пища наша».
Ребята, скажите мне, пожалуйста, в каких русских народных сказках есть упоминание о деревянных ложках?
Дети: «Три медведя», «Жихарка»
Воспитатель: Что делал Жихарка в сказке?
Дети: Домовничал: пол подметал, обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал.
Воспитатель: Молоды, давайте немного поиграем с ложками.
Ритмическая игра «Наши ложки»
Ложки спят. Дети сидят и держат в каждой руке ложку, На коленочках лежат положив их себе на колени.
Вот проснулись, потянулись, Поднять ложки над головой, опустить .
Друг на друга оглянулись. Поворачивать ложки.
Завтракать они пошли, Подносить по очереди ложку ко рту.
Стали печь пирожки. Ударять ложка о ложку.
А потом пошли гулять Ударять медленно ложками по коленя.
Прыгать бегать и скакать Ударять по коленям одновременно.
По дорожке пробежали Ударять быстро ложками по коленям.
И нисколько не устали
На качели сели, Поднять ложки над головой.
Вверх- вниз Хлопнуть над головой, затем перед собой 2 раза
Вверх-вниз,
И за спинку спрятались? Спрятать ложки за спину.
Надо ложки поискать,
С кем же будем мы играть ?
Презентация «Удивительная ложка»
Воспитатель: Вы хотели бы узнать, кто делал деревянные ложки?
Дети: Да
Воспитатель: На Руси деревянные ложки делали вручную. Сделать ложку дело нелёгкое. Вырезали ложки мастера, которых называли - «ложкари», «ложечники» (Слайд 2). Мастера вырезали ложки из дерева. Сначала дерево распиливали на поленья. Поленья раскалывали на мелкие чурочки. Чурочки называли - «баклуши». (Слайд 3)
Мастер обтёсывал с «баклуши» всё ненужное и придавал ей форму лопаточки. (Слайд 4) Затем делали выемку и предавали ложке округлую форму. (Слайд 5) Сделать ложку мог только опытный мастер.
Воспитатель: Ложку на Руси называли «едалкой», «хлебалкой», потому что ей хлебали похлёбку (жидкий суп.) (Слайд 6)
Воспитатель: А ели так. (Слайд 7) На стол ставили одну миску на всех. Со щами или с другой похлёбкой. Каждому давали по ложке. Первым в миску запускал ложку дед (самый старший в семье из мужчин). После каждого зачерпывания пищи ложку облизывали и клали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола. Если же кто-то ел из миски, не выпуская ложку из рук, то он считался прожорливым. Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу.
Воспитатель: Чем же ещё могут удивить нас деревянные ложки?
Что эта за ложка, завернутая в лоскуток, как малыш в пеленку? (Слайд 8)
Такую ложечку делала мама для своего маленького ребенка, когда он плохо кушал или плохо засыпал. Ложка превращалась в игрушку, а мама могла заняться домашними делами. Если ребенок играл с такой куклой, считалось, что она защищала ребенка от болезней. После сна кукла разворачивалась, лоскутки убиралась обратно в сундук. А ложкой опять принимали пищу.
Бедные люди в быту использовали простые неокрашенные ложки. (Слайд 9) Ложки для праздничных застолий было принято украшать расписными узорами.
Воспитатель: Когда человек ел ложкой, а доедал всё до капельки. Он обратил внимание, что когда ложка стучит по тарелке, то получается какой-то очень интересный звук (показ). Тогда люди решили сделать из ложки - музыкальный инструмент.
На ложках играли музыканты - ложкари. Постукивая ложками друг о друга, выстукивают мелодию плясовую и задорную. (Слайд 10)
Звонкие, резные,
Ложки расписные.
От зари и до зари
Веселятся ложкари
Деревянная ложка стала не только столовым прибором, но и русским народным музыкальным инструментом. Вот послушайте сами (Слайд 11)
/Звучит звукозапись/.
Хотите сыграть на ложках? Сейчас мы превратимся в музыкантов – ложкарей.
Музыкально- ритмическое упражнение «Расписная ложечка» (Слайд12)
Воспитатель: Как много мы узнали сегодня о деревянных ложках. Удивила вас деревянная ложка?
Воспитатель: Я вам предлагаю выразить своё настроение, свои эмоции от сегодняшнего занятия. Удивила вас деревянная ложка, и занятие вам понравилось, то возьмите веселый смайлик. Если не понравилось, то грустный.
Воспитатель: Ребята, на Руси среди детей устраивались игры - забавы с ложками, хороводные игры.
Воспитатель: С одной из хороводных игр «Ложкарь, мы познакомимся с вами на прогулке.
Игра «Ложкарь»
Дети идут по кругу и говорят текст:
Дети: Ложкарь, ложкарь, что ты делаешь?
Ложкарь: «Баклушечку» бью (стучит кулак о кулак)
Дети: А зачем тебе « баклушечка»?
Ложкарь: Чтобы сытым быть и вас ловить (лошкарь ловит детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Старшая-подготовительная группа.
Конспект НОД по Региональному компоненту для детей подготовительной (старшей) группы.. Приобщение к истокам русской народной культуры....

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
перспективное планирование на год со списком используемой литеоатуры....

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»...

Сценарий развлечения приобщение детей к истокам русской народной культуре в младшей группе « В гости к нам пришли матрёшки»
« В гости к нам пришли матрёшки»...

Перспективный план по приобщению детей к истокам русской народной культуры в средней группе
Перспективный план по приобщению детейк истокам русской народной культуры в средней группе...

Перспективный план по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе
Перспективный план по приобщению детейк истокам русской народной культуры в старшей группе...
НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в средней группе «При солнышке тепло, при матушке — добро»
Конспект занятия о развитии представлений детей о русской народной культуре....