"История деревянной ложки" НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в средней группе
план-конспект занятия (средняя группа)

Занятие по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры "История деревянной ложки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по

по приобщению детей к истокам

русской народной культуры

«История деревянной ложки»

в средней группе

Подготовила воспитатель:

Юхлова Л.А.

г. Никольск, 2025г.

Задачи:

Формировать интерес к истории быта русского народа через предмет обихода – деревянную ложку.

Развивать ритмическую выразительность, вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью и музыкой.

Воспитывать интерес к изучению предметов быта через проектную деятельность; любовь и уважение к прошлому русского народа.

Словарная работа: ввести в словарь детей слова - ложкарь, баклуша, хлебалка, домовничал.

Материал: сундук, ложки деревянные, ноутбук, проектор, презентация «Удивительная ложка», кукла- пеленашка, деревянная тарелка с ложкой.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, чтение рассказов про ложку, посещение краеведческого музея, экспериментальная деятельность, разучивание стихов про ложку, разучивание ритмического упражнения «Наши ложки», знакомство с поговорками о ложках, составление рассказов об истории возникновения ложки.

Ход.

(Дети занимаются свободной игровой деятельностью. Педагог предлагает убрать все игрушки на свои места)

Воспитатель: Вот на этой полочки беспорядок. А что это за сундук? Кто его принёс? (дети подходят к сундуку)

Воспитатель: Какой он красивый, старинный. Похож на сундук, который стоял у моей бабушки в деревне.

Как вы думаете, что же лежит в сундуке?

Дети: (дети высказывают свои предположения) Одежда, украшения, конфеты…

Воспитатель: Как же открыть таинственный сундук?

Воспитатель: Да тук какая-то записка. (Воспитатель читает записку)

Ребята, чтобы открыть сундук. нужно произнести волшебные слова: «Сундучок, сундучок, свою крышку открывай. нас скорее удивляй!»

Воспитатель: Давайте вместе с вами скажем эти слова: «Сундучок, сундучок, свою крышку открывай. нас скорее удивляй!» (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова и открывают сундук)

Чем же удивит нас сундучок? (дети открывают сундук, в сундуке лежат деревянные ложки).

Дети: Деревянные ложки.

Воспитатель: Скажите, а для чего нам ложка? (ответы детей)

Воспитатель: Оказывается, ложка очень важный предмет. Без него нельзя обойтись.

Воспитатель: Человек всегда пользовался ложкой? (ответы детей)

Ребёнок: Очень давно когда первые люди жили на Земле, они ели пищу руками, у них не было не огня ни посуды.

Из чего была сделана самая первая ложка?

Ребёнок : Самая первая ложка была сделана из камня. Есть такой ложкой было неудобно. Она была тяжёлая, неровная и во время еды обжигала рот.

Ребёнок : Потом появилась ложки из глины. Ложки из глины были не прочные. Ломались и от воды глина рассыпалась.

Ребёнок: Позже люди стали делать ложку из дерева. Ложка получалась гладкой, легкой и удобной, не нагревалась от горячей пищи.

Ребёнок:

Деревянная подружка,

Без неё мы как без рук.

И накормит всех вокруг.

Кашу прямо носит в рот.

И обжечься не даёт.

Воспитатель: На Руси люди ели щи и кашу простыми деревянными ложками. Есть даже такая пословица: «Щи да каша- пища наша».

Ребята, скажите мне, пожалуйста, в каких русских народных сказках есть упоминание о деревянных ложках?

Дети: «Три медведя», «Жихарка»

Воспитатель: Что делал Жихарка в сказке?

Дети: Домовничал: пол подметал, обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал.

Воспитатель: Молоды, давайте немного поиграем с ложками.

Ритмическая игра «Наши ложки»

Ложки спят. Дети сидят и держат в каждой руке ложку, На коленочках лежат положив их себе на колени.

Вот проснулись, потянулись, Поднять ложки над головой, опустить .

Друг на друга оглянулись. Поворачивать ложки.

Завтракать они пошли, Подносить по очереди ложку ко рту.

Стали печь пирожки. Ударять ложка о ложку.

А потом пошли гулять Ударять медленно ложками по коленя.

Прыгать бегать и скакать Ударять по коленям одновременно.

По дорожке пробежали Ударять быстро ложками по коленям.

И нисколько не устали

На качели сели, Поднять ложки над головой.

Вверх- вниз Хлопнуть над головой, затем перед собой 2 раза

Вверх-вниз,

И за спинку спрятались? Спрятать ложки за спину.

Надо ложки поискать,

С кем же будем мы играть ?

Презентация «Удивительная ложка»

Воспитатель: Вы хотели бы узнать, кто делал деревянные ложки?

Дети: Да

Воспитатель: На Руси деревянные ложки делали вручную. Сделать ложку дело нелёгкое. Вырезали ложки мастера, которых называли - «ложкари», «ложечники» (Слайд 2). Мастера вырезали ложки из дерева. Сначала дерево распиливали на поленья. Поленья раскалывали на мелкие чурочки. Чурочки называли - «баклуши». (Слайд 3)

Мастер обтёсывал с «баклуши» всё ненужное и придавал ей форму лопаточки. (Слайд 4) Затем делали выемку и предавали ложке округлую форму. (Слайд 5) Сделать ложку мог только опытный мастер.

Воспитатель: Ложку на Руси называли «едалкой», «хлебалкой», потому что ей хлебали похлёбку (жидкий суп.) (Слайд 6)

Воспитатель: А ели так. (Слайд 7) На стол ставили одну миску на всех. Со щами или с другой похлёбкой. Каждому давали по ложке. Первым в миску запускал ложку дед (самый старший в семье из мужчин). После каждого зачерпывания пищи ложку облизывали и клали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола. Если же кто-то ел из миски, не выпуская ложку из рук, то он считался прожорливым. Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу.

Воспитатель: Чем же ещё могут удивить нас деревянные ложки?

Что эта за ложка, завернутая в лоскуток, как малыш в пеленку? (Слайд 8)

Такую ложечку делала мама для своего маленького ребенка, когда он плохо кушал или плохо засыпал. Ложка превращалась в игрушку, а мама могла заняться домашними делами. Если ребенок играл с такой куклой, считалось, что она защищала ребенка от болезней. После сна кукла разворачивалась, лоскутки убиралась обратно в сундук. А ложкой опять принимали пищу.

Бедные люди в быту использовали простые неокрашенные ложки. (Слайд 9) Ложки для праздничных застолий было принято украшать расписными узорами.

Воспитатель: Когда человек ел ложкой, а доедал всё до капельки. Он обратил внимание, что когда ложка стучит по тарелке, то получается какой-то очень интересный звук (показ). Тогда люди решили сделать из ложки - музыкальный инструмент.

На ложках играли музыканты - ложкари. Постукивая ложками друг о друга, выстукивают мелодию плясовую и задорную. (Слайд 10)

Звонкие, резные,

Ложки расписные.

От зари и до зари

Веселятся ложкари

Деревянная ложка стала не только столовым прибором, но и русским народным музыкальным инструментом. Вот послушайте сами (Слайд 11)

/Звучит звукозапись/.

Хотите сыграть на ложках? Сейчас мы превратимся в музыкантов – ложкарей.

Музыкально- ритмическое упражнение «Расписная ложечка» (Слайд12)

Воспитатель: Как много мы узнали сегодня о деревянных ложках. Удивила вас деревянная ложка?

Воспитатель: Я вам предлагаю выразить своё настроение, свои эмоции от сегодняшнего занятия. Удивила вас деревянная ложка, и занятие вам понравилось, то возьмите веселый смайлик. Если не понравилось, то грустный.

Воспитатель: Ребята, на Руси среди детей устраивались игры - забавы с ложками, хороводные игры.

Воспитатель: С одной из хороводных игр «Ложкарь, мы познакомимся с вами на прогулке.

Игра «Ложкарь»

Дети идут по кругу и говорят текст:

Дети: Ложкарь, ложкарь, что ты делаешь?

Ложкарь: «Баклушечку» бью (стучит кулак о кулак)

Дети: А зачем тебе « баклушечка»?

Ложкарь: Чтобы сытым быть и вас ловить (лошкарь ловит детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Старшая-подготовительная группа.

Конспект НОД по Региональному компоненту для детей подготовительной (старшей) группы.. Приобщение к истокам русской народной культуры....

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

перспективное планирование на год со  списком  используемой литеоатуры....

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»...

Перспективный план по приобщению детей к истокам русской народной культуры в средней группе

Перспективный план по приобщению детейк истокам русской народной культуры в средней группе...

Перспективный план по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе

Перспективный план по приобщению детейк истокам русской народной культуры в старшей группе...