НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в средней группе «При солнышке тепло, при матушке — добро»
методическая разработка (средняя группа)

Конспект занятия о развитии представлений детей о русской народной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_russk._nar._kultura.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №41

НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в средней  группе «При солнышке тепло, при матушке — добро»

                                                                                                  Выполнил воспитатель:

                                                                                                   Шамина Н.А.

г. Белгород

2021

Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие»; «познавательное развитие».

Задачи:

- формировать представления детей о крестьянском быте на Руси;

- расширить словарь (кут, посудник, стряпать);

- закрепить знания названий детёнышей животных;

- закрепить знание пословиц о матери;

 - развивать умение подбирать прилагательные (ласковая, заботливая, нежная, добрая, и т.д.);

-познакомить детей с произведением русского классика – В.А. Сухомлинского «Седьмая дочь»;

-развивать умение детей анализировать литературное                произведение,    высказывать свое мнение о поступках героев.

-воспитывать любовь и уважение к матери, стремление помогать и заботиться о ней.

Предварительная работа. Заучивание пословиц о маме. Пение песен. Чтение сказки В.А.Сухомлинского «Моя мама самая красивая».

Ход НОД

(хозяйка) - Здравствуйте,  красны девицы, да добры молодцы! Поздороваемся с вами, как на Руси-матушке здоровались! (хозяйка с детьми кланяются друг другу, приложив правую руку на сердце)

- Ребята, у меня есть волшебный сундучок. Давайте узнаем, что он нам приготовил интересного. Сундучок, сундучок разукрашенный бочок, свою крышку открывай нас скорее удивляй!

1.Загадывание загадок о маме.

Колыбель кто вам качает,
Кто вам песни напевает,
Кто вам сказки говоpит
И игpyшки вам даpит? (
мама)

Не боюсь грозы ни грамма,
Коль со мною рядом...(
мама)

Хозяйка. - Дети, как вы думаете, какое слово самое лучшее, родное  слово на свете? (Выслушивает ответы детей).

2.Рассказ хозяйки избы.

- Самое лучшее на свете слово «мама» или как раньше на Руси было принято говорить «Матушка». Это одно из самых древних слов на земле, оно почти одинаково звучит на языках разных народов.

-Интересно вам ребята узнать, как жила на Руси хозяйка и матушка (мама)? (ответы детей).

На Руси матушка занималась воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства.

-Ребята, а как вы думаете, куда матушка в русской избе клала спать  маленьких деток? (рассмотреть люльку). А для того чтобы ребёнок уснул, она пела колыбельную песню.

- А ваша мама пела вам колыбельную песенку? (ответы детей). Матушка  очень рано вставала, как говорили с «с петухами». Выгоняла корову на пастбище, пекла в русской печи хлеб да кормила большую семью. В русской избе угол напротив печи назывался «кут»: в нем обычно женщины готовили еду, или как говорили на Руси «стряпали». В специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. (рассмотреть с детьми и назвать предметы) А у вас дама из чего сделана посуда? (ответы детей) Из пластмассы и стекла тогда посуды не было. Центральное место в избе занимала печь.

«Кормилицей, матушкой» называли печь в народе. «Матушка – печка, укрась своих детушек», - говорила хозяйка при выпечке хлеба, пирогов.

-А ваша, мама, на чём готовит еду? (ответы детей)  В нашей квартире нет такой печи, ее нам заменила плита.

- Как вы думаете, почему печь называли матушкой? (ответы детей) Днём матушка убирала в избе, готовила обед, ткала материю и пряла пряжу.

В каждом крестьянском дворе обязательно были домашние животные. Держали корову, лошадь, коз, овец, птицу. Ведь они давала много полезных продуктов для семьи. Женщины доили коров, выгоняли животных  на пастбище. Вот сколько дел было у хозяек на Руси.  

Игра «Мамы и детки»

3. Беседа о маме:

А как можно ласково сказать слово «мама»?

-Как зовут ваших мам?

- Что ваши мамы умеют делать.?

-А маме нужно помогать?, Как? и т.д. (Рассказы детей)

Хозяйка. – Ребята, а мой сундучок приготовил для вас  ещё что-то интересное. ( Дети в мешочке на ощупь отгадывают предмет (клубочек))

4.Игра «Какая моя мама» (дети по очереди передают друг другу клубочек и подбирают прилагательные)

Хозяйка. - Молодцы!  Ребята, с давних времён люди почитали «родную матушку».

- Есть такая пословица. «При солнышке – тепло, при матушке – добро».

-Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей)

Хозяйка. - Солнышко светит и становится тепло, светло, ясно. А при матушке – добро. Это значит, мама заботится о вас, оберегает, готовит вкусные завтраки, обеды, покупает игрушки, жалеет вас, говорит ласковые слова. И вам спокойно и хорошо. Мы с вами знаем пословицы и поговорки о матушке, которые сочинили в народе.

5.Игра«Доскажи словечко»

-А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко»

- Птица рада весне, а младенец - матери.

-Нет милее дружка, чем родная матушка.

-С матерью жить - ни горя, ни скуки не знать.

-Сердце матери лучше солнца греет.

Хозяйка. Молодцы ребята! А теперь послушаем сказку.

6.Чтение сказки В. А. Сухомлинского «Седьмая дочь».

Вопросы  к детям:

-К кому поехала Мать в гости?

-Сколько у неё было дочерей?

-Какая из дочерей позаботилась по настоящему о Матери? Почему вы так думаете. (ответы детей)

Хозяйка. – Свою заботу и любовь к маме нужно выражать не только словом, но и делом. Если хотите сделать маму самым  счастливым человеком, поступайте так, чтобы она радовалась и никогда не огорчалась.

- Понравилось вам ребята у меня в гостях? (ответы детей) А теперь пришла пора прощаться. До свидания!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры на тему: «Колыбельной песни добрый свет» (с использованием игрушки Домовёнок Кузя)

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры на тему: «Колыбельной песни добрый свет»(с использованием игрушки Домовёнок Кузя)...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы   Тема: « Народны...