Развитие связанной речи детей старшего дошкольного возраста.
материал (старшая группа)

Темнорусова Ольга Анатольевна

Развитие связанной речи детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             Актуальность темы:

Я работаю  с детьми с нарушением речи , и  получение новых знаний по данной теме для меня особенно важно.

Уровень развития речи ребенка влияет на его познавательно-психические процессы ( внимание, мышление, воображение и т.д.) . Поэтому данное направление имеет особое значение .. .Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут  отражение в работе педагога. Поэтому так важно правильно подбирать приемы и методы в работе по развитию речи.

Развивать речь ребенка мне нравиться посредством – дидактической игры. Вовлечение детей в игровую деятельность помогает активизировать их речевое развитие и другие познавательные процессы.

Цель: Развитие связанной речи детей старшего дошкольного возраста.

 Задачи:

- совершенствовать диалогическую форму речи;

-развивать монологическую форму речи;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- учить (по плану и образцы ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

- развитие мелкой моторики через пальчиковые игры.

Ожидаемые результаты по теме самообразования для детей:

Дети должны самостоятельно участвовать в диалоге ; оценивать ответы; высказывание сверстников; употреблять в речи сложные предложения; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам, пересказывать событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; пересказывать небольшие литературные произведения, отгадывать загадки  подбирать к существительным несколько прилагательных;  

1 этап организационный:  Сентябрь  2025

Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме.

2 этап основной: Сентябрь 2025– Апрель 2026

1. Работа с детьми

- Проведение мониторинга по образовательной области “Речевое развитие “.  - Работа по плану.

2. Работа с родителями. 

- консультации

-беседы и т.д.

3 этап заключительный: Май 2026

-Анализ результатов проведенной работы. 

-Проведение мониторинга по образовательной области “Речевое развитие

План работы по самообразованию

          Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

-

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Сентябрь

-

Проведение мониторинга по образовательной области “Речевое развитие

Анализ речевого развития детей.

Октябрь

Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов «Лесной голосок» Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова; «Пушок» Г.Скребицкого.

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; Обучение детей приемам планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Ноябрь- январь

Развитие речи и личности дошкольника  с помощью дидактических  и пальчиковых игр.

 Д.и « Скажи где?»

Д.и «Чей детеныш»

Д.и « Назови ласково»

«Опиши животное» по схеме

И т.д.

Развитие диалогической речи, мышления, памяти.

Развитие мелкой моторики.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений.

Консультация в ZOOM   для родителей

«Роль дидактических и пальчиковых игр в развитии речи ребенка»  

Февраль

Составление  загадок и рассказов из личного опыта .

Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.

Составление картотеки с детьми « Мои загадки»

Март

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии.

Тематическое занятие «Юные чтецы»

Апрель

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя.

Открытый просмотр для воспитателей ДОУ.

Май

Проведение мониторинга по образовательной области “Речевое развитие

Анализ речевого развития детей.

Открытое итоговое занятие по развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

Проект "Использование приемов мнемотехники в развитии связаной речи детей старшего дошкольного возраста"

Проект "Использование приемов мнемотехники в развитии связаной речи детей старшего дошкольного возраста"...