Проект" В гости к финансовой грамотности"
проект (средняя группа)

Музылева Кристина Сергеевна

Формирование у дошкольников начальных представлений о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи, понимания материальной стороны окружающего пространства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_finansy_dlya_sayta.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 2»

                                                                                                                             

                                  Утверждаю:

                                                                                 Заместитель по ВОР МБДОУ «Д/с№2»

                                                                               ___________________М.А. Антонюк

                                                         «___» ____________2024г.

 

Проект «В гости к финансовой грамотности» 

Воспитатели:

Музылева К. С

                                                                                                                           Михайлова Н. А.

                                                       Г. Ачинск, 2024 

 Вид проекта: долгосрочный, групповой, информационно-практико-ориентированный.

Участники: дети, воспитатель, родители.

Возраст детей – 4 лет.

Сроки реализации: 16.10.2024 г. – 20.01.2025 г.

Описание проекта: Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Проект по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников разработан в целях просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников начальных представлений о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи, понимания материальной стороны окружающего пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями дошкольников, сотрудниками банка, что облегчает восприятие детьми знаний о мало знакомой стороне окружающего мира.

Проблема:

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Актуальность и социальная значимость:

Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающихся стран - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой. Сегодняшним детям нашего государства выпало нелегкое испытание: вместе со взрослыми "выплывать" из застойной воды невежества и хаоса, накопленных теперь уже несколькими поколениями. Без знаний экономики преодолеть это испытание невозможно. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

Цель проекта – содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

- формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

- развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

- совершенствовать коммуникативные качества детей;

- расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний.

- содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

- развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.

- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

- воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.

Проект реализуется: в ходе совместной деятельности воспитателей, родителей воспитанников.

Ресурсное обеспечение:

1. Компьютерное оборудование

2. Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.

3. Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха»

4. Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал»«Барбоскины и реклама».

5. Карта «Путешествие денежки»

6. Сюжетные картины «В магазине»«На рынке»

7. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»

8. Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы.

Основные формы реализации проекта: беседы, непосредственно образовательная деятельность, детское художественное творчество, дидактические игры, чтение художественной литературы, работа с родителями.

Методы и приёмы реализации проекта:

организационные;

мотивирующие;

словесные;

игровые;

наглядные;

нетрадиционные

Планируемые результаты:

• у детей сформированы представления об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; они умеют выделять слова и действия, относящиеся к экономике.

• воспитанники подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления; у них развиты познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

• дети проявляют любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности.

• родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

• педагоги получили систему работы по формированию финансового опыта детей.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие;

Речевое развитие;

Познавательное развитие;

Художественно-эстетическое развитие.

Этапы проекта:

1этап – Организационный:

изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников».

подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

Создание развивающей среды по теме проекта.

2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика».

Реализация проекта.

План реализации проекта:

    Воспитатель дети родители

     Вовлечение детей в проектную деятельность

Пополнение развивающей среды по теме проекта

(информация, иллюстрации)

1. Рассказ воспитателя о труде и его продуктах.

2. Чтение сказки «Кто хорошо потрудился – у того труд в монету, да рубль превратился».

3. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах.

Цели: формировать у детей отчетливое представление о роли труда в жизни общества и каждого человека; формировать обобщенные представления о труде взрослых; воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; обогащать речь детей пословицами о труде, трудолюбии. Консультация для родителей «Финансовое воспитание детей в семье». Экскурсия родителя с ребёнком в магазин. 1. НОД Тема«Что такое деньги».

2. Демонстрация презентации «История возникновения денег».

3. Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал». закрепить представления детей экономического понятия: деньги; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас; развивать умение подмечать в произведениях простейшие экономические явления.

Совместная деятельность детей и родителей – рисование «Магазин».

1. НОД Тема«Семейный бюджет».

2. Презентация «Семейный бюджет».

3. Чтение сказки «Муха – Цокотуха»

4. Сюжетно – ролевая игра «Магазин». познакомить детей с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи; расширить словарный запас детей понятиями «доходы»«расходы»«зарплата», «пенсия»«стипендия»; воспитывать чувство меры в своих желаниях; воспитывать правильное отношение к деньгам. Беседа «Как я коплю деньги дома».

Беседа о том, что такое реклама, для чего она нужна, положительные и отрицательные стороны рекламы.

2. Дидактическая игра «Что быстрее купят?».

3. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама» Игровая ситуация «Рекламная компания» (дети делятся на микрогруппы, выбирают товар и рекламируют его с целью «продажи»).

развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Консультации: «Финансовая грамотность с пеленок: 10 советов в помощь ответственным родителям», «Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах».

1. Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.)

2. Чтение:

Романов А. «Чудеса в кошельке».

3. Итоговое мероприятие:

Совместная работа с детьми и родителями по изготовление папки-передвижки по финансовой грамотности. Обобщение знаний, умений и навыков детей, полученных во время проведения недели финансовой грамотности; формирование положительных взаимоотношений в коллективе детей и родителей.

Беседы«Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»«Дети и деньги» и др.

Результаты работы:

Значительно повысился уровень знаний и представлений по вопросам проекта;

Дети приобрели ценный опыт поведения и деятельности в общественных местах;

Получения детьми удовольствия от общения друг с другом;

Заинтересованность детей темой проекта, проявление их познавательной активностью: рассказывают и делятся своими знаниям с другими детьми, с родителями

Повышается компетентность родителей в вопросах семейного воспитания.

Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по финансовой грамотности "В гостях у сказок"

Цель: познакомить детей с основами экономического воспитания через знакомство со сказкой и её героями. Программные задачи: 1. Образовательные: - познакомить детей с экономическим понятием – потребн...

Проект " В гости к финансовой грамотности"

Знакомство детей с азами финансовой грамотности....

Презентация проекта "В гости к финансовой грамотности"

Проект по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников разработан в целях просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной дея...