Методическая разработка проекта «Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников»
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад «Теремок» с.Красная Башкирия
МР Абзелиловский район Республики Башкортостан
Методическая разработка проекта
«Формирование предпосылок
учебной деятельности
у старших дошкольников»
Выполнила воспитатель:
Давлетшина Рита Юлаевна
Актуальность проблемы:
В настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание.
Подавляющее большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, считать, решать простейшие задачи, имеют большой запас знаний и представлений об окружающем. Но, несмотря на все эти достижения, многие дети испытывают трудности при обучении в школе. Зачастую они невнимательны на уроке, не выполняют задание учителя, затрудняются в выполнении самостоятельной работы, им трудно договориться с другими детьми, а самое главное — отмечается отсутствие или сниженный интерес к учебе. Складывается такая ситуация, когда первоклассники имеют большой запас знаний и умений, но оказываются не готовы к учебной деятельности. Опыт показывает, что для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т. д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определенные предпосылки, позволяющие перейти к этой деятельности без особых затруднений. Также и для становления учебной деятельности должны быть сформированы ее предпосылки уже в дошкольном возрасте.
Задача формирования предпосылок учебной деятельности очень важна в дошкольном образовании.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в статье 64 «Дошкольное образование» отмечается, что дошкольное образование направлено на формирование предпосылок учебной деятельности, а также на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ дошкольного образования. ФГОС дошкольного образования также одной из задач называет формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования.
Предпосылками учебной деятельности являются:
-сформированность познавательного интереса;
- умение детей анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы и умозаключения;
-умение обозначать и замещать знаками и символами различные явления, события, выполнять простые действия схематизации и моделирования;
-умение слышать и слушать, точно выполнять задания по образцу;
-сознательно подчинять свои действия правилу;
- самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач;
- контроль за способом выполнения своих действий;
- умение взаимодействовать со сверстниками.
Чтобы правильно и эффективно организовать работу по формированию у дошкольников предпосылок учебной деятельности важно иметь представление о том, что такое учебная деятельность, как ведущий вид деятельности в школе.
Учебная деятельность характерна для определенного периода психического развития ребенка - школьного возраста. Это сложная деятельность, сознательно направляемая на усвоение научно- теоретических знаний путем выполнения общих способов действия в процессе решения практических задач.
Учебная деятельность включает решение таких задач, которые могут быть решены только теоретическим способом, доступным мышлению младшего школьника, но никак не дошкольника. Ведь, как известно, дошкольник - практик: он «мыслит руками», ему доступно решение задач практического содержания.3
Роль игры в формировании предпосылок учебной деятельности.
Предпосылки учебной деятельности формируются преимущественно внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту - т. е в игре.
Именно с помощью нее закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребенка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и многие другие. Через игру дети учатся строить свои личностные жизненные планы, проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми.
В творческой игре — это скрытые правила, заложенные в игровых условностях, когда дети принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного соответствия игровых действий выбранной роли. В играх с правилами, дидактических, подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. Ребенок учиться подчинять свои действия образцу, в качестве которого может выступать поведение, мнение и оценка окружающих.
К концу дошкольного периода у ребенка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям.
Исследования доказали, что для детей с низким уровнем развития игровой деятельности характерен низкий уровень развития учебной деятельности.
В игре возникает и реализуется важный мотив- желание стать взрослыми, реально осуществить функции взрослого.
Познавательная активность младших дошкольников формируется через игры - экспериментирования, дидактические, подвижные, переходит в познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения. Например, в сюжетно - ролевой игре, во многом благодаря тому, то ребенок замещает реальные предметы и берет на себя разнообразные роли. Если начало игры (младший возраст) знаменуется замещением предметов и исполнением роли, то в старшем дошкольном возрасте дети уже выполняют действия не в реальном, а в воображаемом плане, т. е игра протекает во внутреннем плане. Беря на себя роль, понимая ее отличие от своего реального, ребенок привносит в нее много своего.
В играх дети выделяют и осознают определенные социальные нормы и требования, учатся им подчиняться, действовать согласно правилу. Подчинение правилам в игре добровольное, что очень важно для воспитания воли. Не зря называл игру школой произвольного поведения.
Большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют игры с правилами. Они непосредственно предшествуют учебной деятельности. В них ребенок учится сознательно подчинятся правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, непринудительными. Способность подчиняться правилам и переход внешних правил во внутренние имеют огромное значение для создания предпосылок учебной деятельности. Именно в играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат. Игра с правилами может сочетаться с другими видами игры и часто совмещается с ними.
В старшем дошкольном возрасте дети уже могут самостоятельно организовать игру, сами способны договориться, изменять и создавать новые правила, внимательны к выполнению других правил другими, отстаивают выполнение правил и сами их соблюдают.
Важное качество «умение ребенка работать по образцу» также формируется в процессе игровой деятельности дошкольников.
Например, в сюжетно - ролевой игре роль — это образец того, как надо действовать. Соответственно этому образцу дошкольник и ведет себя: контролирует и корректирует ролевое поведение партнера, а затем и свое собственное. Умению работать по образцу способствуют так же дидактические, подвижные игры. Образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме уже выделившегося правила.
В структуру подвижной игры входят игровые действия, правила и материал, а также нередко роль и сюжет. С подчинением правилу связано развитие произвольных движений. В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений ребенка. В играх - соревнованиях, играх - эстафетах старший дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия. Ребенок проверяет свои возможности, гордится достигнутым результатом. И в тоже время учится радоваться удаче товарища, сопереживать трудностям, проявлять взаимопомощь.
По мнению, умение работать по образцу, можно считать интеллектуальным достижением ребенка, так как «подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей».
Умелое использование игр, игровых упражнений в педагогической практике детского сада способствует расширению представлений ребенка, развитию умения обобщать, классифицировать, анализировать и строить причинно - следственные связи, а также делать умозаключения.
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.
В структуру дидактической игры входит дидактическая и игровая задача, игровые действия, правила, результат и дидактический материал.
Главная цель дидактической игры - обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от малышей игровой.
Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению — это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры как раз и определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Реализуются игровые и дидактические задачи в игровых действиях.
Важным показателем для развития предпосылок учебной деятельности является развитие произвольности, которое связано с осознанием ребенком отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее деятельности.
В дошкольном возрасте на основе самооценки и самоконтроля возникает саморегуляция собственной деятельности. Самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки.
В 5- 7 лет самоконтроль начинает выступать как особая деятельность, направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Но все же дети легче контролируют сверстников, чем себя.
Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга. При взаимопроверке, когда дети меняются функциями «исполнителя» и «контролера», у них повышается требовательность к своей работе, желание выполнить ее лучше, стремление сравнивать ее с работой других. То есть ситуация взаимоконтроля дает стимул для освоения самоконтроля, который требует умения соотносить выполняемую деятельность с правилом.
Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т.е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитый фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства.
Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие? Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение. Таким образом, под фонематическим слухом понимается врождённая способность, позволяющая: узнавать наличие данного звука в слове; различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка – кабан, кот – ток; различать слова, отличающиеся одной фонемой (о чём и говорилось выше): миска-мишка, тачка-дачка и т.д. Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове. Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т.е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ. Читая, ребенок сливает буквы в слоги, слоги в слова; когда пишет, совершает другую операцию: сначала анализирует, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности они произносятся в слове, далее соотносит их с буквами и записывает.
Ребёнок пяти лет должен различать отдельные звуки в словах, отличать их друг от друга, определять их позицию в слове (в начале, в середине, в конце) и уметь устанавливать последовательность расположения в словах.
Только благодаря хорошо развитому фонематическому слуху дошкольник сможет в дальнейшем научиться читать и писать.
При неразвитом фонематическом слухе ребёнок в школе во время чтения путает буквы, пропускает их. В письме же ребёнок заменяет глухие на звонкие и наоборот (коза-коса, роза-роса, пар-бар, гора-кора), меняет мягкие на твёрдые и наоборот (морковь-морков, ляля-лала). Конструктивный и последовательный процесс обучения грамоте невозможен без способности проводить анализ каждого звука в слове и отличать его от других.
Когда ребенок приходит в первый класс, он получает огромное количество информации по всем учебным предметам. Поэтому родители должны активно включаться в учебный процесс и помогать своим детям осваивать науку.
Таким образом, данная тема является актуальной.
Анализируя создавшуюся обстановку, созрела необходимость создания кружка «А, Б, В, Г, Д - ейка», направленного на взаимодействие с родителями воспитанников подготовительной группы в целях осуществления полноценного речевого развития ребёнка.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
1.создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника;
2.подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика;
3.формирование положительного отношения к школе.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1.сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;
2.развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;
3.воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;
4.формировать чёткие представления о школе и формах школьного поведения;
5.укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение ребёнка к школе, желание учиться;
6.воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям;
7.создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок обще учебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка
Обучение элементам грамоты, первоначальному чтению
Основная задача - развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа, подготовка руки к письму.
На занятиях дети учатся произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи. Различают короткие, длинные слова, звуки родного языка, учатся делить слова на слоги, определять место звука в слове.
Дети знакомятся с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", "буква". Учатся составлять и записывать условными обозначениями слова и предложения, учатся писать буквы и слова.
Развитие мелкой моторики (подготовка руки к письму)
Основная задача - развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, формирование базовых графических навыков.
Каждое занятие включает ряд речевых упражнений и создание рисунка, объединенных какой-то темой («Лес», «Цветы», «Аквариум» и т.д.)
На занятиях используются:
1.пальчиковая гимнастика;
2.веселые подвижные игры (речь + движения);
3.штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш;
4.обводки по трафарету или шаблону;
5.печатание букв, слогов, слов, цифр.
6.Обучение дошкольников аудированию, то есть слушанию с пониманием, как самостоятельному виду речевой деятельности позволяет работать над формированием их коммуникативных и интеллектуальных компетенций.
7.Смысловое восприятие речи на слух является перцептивной мыслительно - мимической деятельностью, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций, таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация и др. И в то же время аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией.
8.Обучение аудированию в процессе предшкольной подготовки позволяет учит дошкольников:
- внимательно вслушиваться в звучащую речь (удерживать внимание);
- определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте (что было сначала, что было потом и что в конце);
- понимать причинно- следственные связи повествования;
- внимательно относиться к непонятным, незнакомым словам (стремиться узнать их значение);
- развёрнуто отвечать на вопрос.
Формировать у дошкольников умения:
- предвосхищать смысловое содержание высказывания;
- использовать в речи понятия, связанные временными и пространственными ориентирами (сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время; над, под, выше, ниже);
- развивать выразительность речи в процессе разучивания стихотворений, средствами театрализованной деятельности, в игровых заданиях и пр.
Формирование умений понимать речь на слух также положительно сказывается на развитии памяти дошкольника, и прежде всего его слуховой памяти, столь важной не только для изучения русского языка, но и любого другого предмета.
Содержание:
- определение последовательности событий в тексте;
- составление устного рассказа по рисункам к тексту;
- понимание причинно-следственных связей повествования;
- говорение с опорой на речевые образцы;
- выстраивание сложноподчинённого предложения с опорой на образец речи и при помощи наращивания цепочки событий или героев;
- соблюдение нужной интонации высказывания;
- формирование сенсорных эталонов;
- формирование умения объяснить, аргументировать свой ответ;
- запоминание зрительного образа отдельных букв и коротких слов, нахождение и маркирование их в небольшом тексте.
Базовые ожидаемые результаты.
1.Ребёнок должен уметь, знать и научиться:
- удерживать внимание, слушая короткий текст;
- выполнять инструкцию взрослого при работе в тетради, при просмотре иллюстраций к тексту;
- отвечать на вопросы;
- обсуждать со взрослым возникшую проблему;
- исправлять свои ошибки;
- коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на иллюстрации и речевые образцы;
- определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте;
- восстанавливать цепь событий короткого текста с опорой на сюжетные рисунки, последовательность событий в которых нарушена;
- понимать логику и причинно-следственные связи повествования;
- удерживать аспект обсуждения при повторном прослушивании короткого фрагмента текста;
- делать простой логический перенос при обсуждении деталей текста;
- понимать несложное обобщение с опорой на высказывание героев интриги;
- внимательно относиться к непонятным, незнакомым словам, стремиться узнать их значение;
- выстраивать сложноподчинённые предложения с помощью наращивания цепочки событий или героев с опорой на речевой образец;
- выстраивать сложноподчинённые предложения с опорой на речевой образец;
- правильно употреблять в речи простые предлоги и наречия, выражающие различные пространственные отношения;
- использовать в речи временные понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время;
- узнавать зрительный образ отдельных букв и коротких слов, находить и маркировать их в небольшом тексте;
- различать и воспроизводить звукопись в стихотворном тексте.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Обучение грамоте, развитие речи
Номер занятия | Тема обучения грамоте | Дата |
1 | Буквы А и О | 4.10.2022 |
2 | Буква И и У | 10.10.2022 |
3 | Буква Ы и Н | 18.10.2022 |
4 | Буква Т и К | 25.10.2022 |
5 | Буква С и Л | 1.11.2022 |
6 | Буквы Р и В | 8.11.2022 |
7 | Буквы Е и П | 15.11.2022 |
8 | Буква М и З | 22.11.2022 |
9 | Буква Б и Д | 29.11.2022 |
10 | Буква Я и Г | 6.12.2022 |
11 | Буква Ч и Ш | 13.12.2022 |
12 | Буквы Ж и Ё | 20.12.2022 |
13 | Буква Й и Х | 27.12.2022 |
14 | Буквы Ю и Ц | 10.01.2023 |
15 | Буква Э и Щ | 17.01.2023 |
16 | Буква Ф и Ъ | 24.01.2023 |
17 | Буквы и слова | 31.01.2023 |
18 | Соедини слоги | 7.02.2023 |
19 | Слог и картинка | 14.02.2023 |
20 | Собери слово | 21.02.2023 |
21 | Деление на слоги | 28.02.2023 |
22 | Деление на слоги | 7.03.2023 |
23 | Ударение | 14.03.2023 |
24 | Слова в цепочке | 21.03.2023 |
25 | Допиши слова | 28.03.2023 |
26 | Допиши слова | 4.04.2023 |
27 | Допиши слова. Предложение. | 11.04.2023 |
28 | Схема предложения | 18.04.2023 |
29 | Схема предложения | 25.04.2023 |
30 | Прочитай слова | 16.05.2023 |
31 | Прочитай предложение | 23.05.2023 |
32 | Допиши буквы | 30.05.2023 |
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
Время реализации: Сентябрь 2021-май 2022 года.
- Развитие слухового восприятия на неречевых звуках.
- Развитие слухового восприятия на речевых звуках.
- Понятие «Гласный звук». Звук «А».
- Выбор темы проекта и его разработка.
- Изучение научно – практических и методических источников по заявленной проблеме.
- Подбор методического материала по заявленной теме. Разработка перспективного годового плана занятий по данной теме. Заполнение речевых карт. Подготовка наглядного материала.
- Разработка консультаций для родителей.
- Родительское собрание. Тема «Вот и стали мы на год старше».
- Проверка степени развития фонематического слуха у детей 5 лет
Показать ребёнку карточки, на которых изображены предметы, животные или явления, схожие по произношению. Их названия должны отличаться лишь одним звуком: ком-лом-сом-дом, гора-кора, тучка-кучка и т.п. Взрослый говорит названия, а ребёнок выбирает картинки. Для получение правдивого результата должны быть соблюдены такие условия:
— педагог лишь называет изображение на картинках, а ребёнок только показывает;
— изображения называют в разной последовательности, иногда повторяются;
— дополнительные пояснения в процессе теста даваться не должны;
— взрослый не должен смотреть на называемую картинку, ребёнок может это заметить;
— при произношении проверяющий должен прикрывать рот рукой (или чем-либо ещё), чтоб ребёнок определял все звуки лишь на слух;
— необходимо наблюдать за тем, как ребёнок указывает на картинки: уверенно или нет, смотрит ли вопросительно, а может он выбирает картинки наугад.
Ребёнок должен повторить группы слогов или слов со звуками, которые могут вызывать проблемы: та-да-га, ца-ча-ща, оть-оц-оть и т.п.
Основной этап (Октябрь 2022 г.- 15 мая 2023г.)
Мероприятия
1)Проведение групповых занятий согласно календарному плану совместной деятельности:
2)Пополнение картотеки игр и упражнений «Звуки»
3)Составление конспектов фронтальных и подгрупповых занятий.
4)Разработка домашних заданий по теме (в течении всего этапа)
5)Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений. (Игры со звуками)
6)Индивидуальное консультирование родителей по теме. (в течение всего этапа)
7)Разработка консультативного материала для родителей. (в течении всего этапа)
8)Домашнее задание. Выставка «Звонкие согласные живут в моём рисунке.» Открытое занятие «Мы со звуками на Ты»
Дидактические материалы
1.Схемы гласных и согласных звуков.
2.Раздаточный материал для составления схем слов.
3.Демонстрационный материал для составления схем слов.
4.Настольно-печатные игры.
5.Наборы картинок по теме.
6.Звучащие игрушки.
7.Флажки синего, зелёного, красного цветов.
8.Набор раскрасок.
9.Художественная литература по теме.
Заключительный этап: (Май 2023 года)
1)Диагностическое обследование. Мониторинг.
2)Заполнение речевых карт по итогам обследования.
3)Подведение итогов за учебный год. Обсуждение результатов проведённой работы.
4)Открытое занятие для родителей и воспитателей группы «Путешествие в страну Речевых звуков».
Предполагаемый результат:
- Позитивные изменения в речи детей.
После завершения проекта дети научатся различать речевые звуки, давать им характеристику, выделять в ряду других звуков, слогов и слов, подбирать слова с заданным звуком.
- Повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого развития ребёнка.
- Разработка информационно – методического материала для родителей и педагогов (конспекты занятий, консультативный материал, обучающая презентация, картотека игр и упражнений).
Конспекты занятий по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте с применением игровых технологий для кружка «А, Б, В, Г, Д - ейка»
Тема: Гласный звук «У». Буква У.
Цели: познакомить детей с гласным звуком «У» и буквой У.
Задачи:
Образовательные: способствовать развитию звуко-буквенного анализа, фонематического слуха; познакомить детей с гласным звуком «У» и его условным обозначением – квадрат красного цвета; познакомить с буквой У как письменным обозначением звука «У». Развивающие: развивать логическое мышление, фонематический слух и восприятие, развивать мелкую и общую моторику.
Воспитательные: воспитывать интерес к звуковой стороне речи. Оборудование: предметные картинки (арбуз, автобус, аист, облако, осы, ослик), красные квадратики, карточка с буквой У, счетные палочки, коробка, игрушки (утка, удочка, улитка, утюг). Ход занятия.
Ход занятия:
Организационный момент. Развитие речевого дыхания. Игра «Сюрприз»
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат бумажные листы, на которых наклеены картинки, но они спрятаны под бумажными полосками, которые вы должны сдуть и тогда увидите у кого, что попалось. Дышим: вдыхаем носом и выдыхаем плавно ртом. картинки (арбуз, автобус, аист, облако, осы, ослик, окно, апельсин).
Воспитатель: Ребята, рассмотрите картинки. Сначала сядут те дети, у которых названия картинок начинаются со звука «А», потом – те, у кого названия начинаются со звука «О». (Дети называют картинки – «арбуз», «автобус», «аист», «облако», «осы», «ослик» и садятся).
Воспитатель: Повторение пройденного материала
– Как называются звуки, которые можно пропеть, прокричать? (гласные звуки). Гласные звуки умеют Громко кричать и стонать, петь, завывать и баюкать, но не шипеть и журчать. – Каким цветом обозначаются гласные звуки на схеме? (красным).
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я сходила на почту и получила посылку для вас (Показываю коробку). Чтобы узнать, что в ней, отгадайте загадки:
По полотняной стране, Две антенны на макушке
По реке Простыне, А сама сидит в избушке,
Плывет пароход, На себе ее везет,
То назад, то вперед, Очень медленно ползет. (Улитка)
А за ним такая гладь
– Ни морщинки не видать. (Утюг)
Пестрая крякушка, Что это у Галочки:
Ловит лягушек, Ниточка на палочке
Ходит в развалочку, Ниточка в реке. (Удочка)
Спотыкалочкой. (Утка).
Воспитатель: Каким цветом мы будем обозначать звук «У» на схеме? (красным)
– Давайте вспомним, звуки мы что делаем? (слышим и произносим)
– У каждого звука есть свой письменный знак – буква. Букву мы что делаем? (видим и пишем). Звук «У» обозначается буквой У (показывает). – Посмотрите на букву У. Из скольких палочек она состоит? (из двух). Обратите внимание, что одна палочка – длинная, а другая – короткая.
– С какой стороны прикреплена маленькая палочка к большой (с левой стороны). – Давайте пропишем букву У в «воздухе».
– А теперь достаньте из контейнера по две палочки и сложите букву У у себя на столе (дети выполняют задание).
– Проведите указательным пальчиком по этой букве.
– Какую букву вы сложили?
Физкультминутка.
Ути-ути-утки (вперевалочку идут по кругу друг за другом),
Уточки – малютки (приседают).
На волнах качались,
Брызгались, плескались (встают, машут руками как крыльями).
Дидактическая игра «Эхо»: я буду громко говорить звук «У», а вы отвечайте, как эхо – тихо. Позовем наши звуки:
- Сначала звук [а]. Произнесите его, гладя в зеркало. Потянули долго – долго.
- Теперь звук [у]. Как будто поезд едет далеко – далеко, а теперь близко.
- Звук [о] произнесите кратко.
- Звук [у] произнесем на высокой ноте, а звук [о] – на низкой. Молодцы, вы отлично справились с заданием.
Дидактическая игра «Внимательные ушки»: Ребята, а умеете ли вы внимательно слушать меня. Сейчас я буду петь гласные звуки. Вы помните, что мы обозначаем их квадратиками… какого цвета? (красного). Ваша задача – выкладывать перед собой столько квадратиков, сколько звуков я спою.
- Слушайте внимательно: «А», «У», «АУ», «АОУ», «АОА», «УА», «АУА» (дети выкладывают перед собой каждый раз столько квадратиков, сколько гласных звуков произнес педагог).
Звуковой анализ звукосочетаний. Кто хочет со мной поиграть? (Выходят 3 ребенка, педагог каждому дает по гласной букве: А, О, У.) Прошу встать таким образом, как я произнесу сочетание звуков: АУО, ОУА, УАО.
- Затем педагог сам расставляет детей в определенной последовательности и просит их прочитать полученное звукосочетание.
Итог занятия: – С каким звуком познакомились на занятии? Расскажите, что вы о нем узнали?
– Сейчас встанет тот, кто вспомнит слово на звук «У». – Молодцы!
Наше занятие подошло к концу.
Тема «Звуки [м] [м']. Буква М»
Цель: познакомить детей со звуками [м] и [м`] и буквой М.
Задачи:
Образовательные: 1. Учить детей различать на слух звуки [м], [м'], определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Развивающие: 1. Развивать артикуляционный аппарат. 2. Формировать звуко-буквенный анализ и синтез. 3. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, 4. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей. 5. Развивать навык деления слов на слоги.
Воспитательные: 1. Воспитывать нравственно – эстетические чувства. 2. Формировать навык сотрудничества, умение слышать собеседника. 3. Воспитывать уважительное отношение к товарищам.
Оборудование: игрушки персонажей к сказке «Три медведя», картинки в названии которых есть звуки [м] [м'], цветовые символы, шаблоны для детей.
Ход занятия:
- Организационный момент. Артикуляционная гимнастика:
«Улыбочка» – Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» – Вытягивание сомкнутых губ вперёд.
«Улыбочка – хоботок» – попеременно. Улыбайся народ, потом губы – вперед! И так делаем раз шесть.
«Качели» – Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, а сейчас качели вверх. Тянем, тянем до небес. Вниз теперь их полет, и никто не отстает.
«Маляр» – Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних зубов до мягкого неба. Язычок наш – кисточка, небо – потолок. Белит небо кисточка за мазком мазок. Сделано немало, кисточка устала.
«Лошадка» – Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Вот лошадка скачет ловко, у лошадки есть сноровка! Много, много в цирке лет, а ребятам всем – привет!
– Дети, вы помните сказку «Три медведя»? Выставляется кукла
– Посмотрите, а кто к нам пришел? К нам пришла кукла – это Машенька из сказки «Три медведя». Сегодня мы погостим с ней у трех медведей и поиграем со звуками [м] и [м']. Выставляются персонажи сказки.
Маша в чаще заблудилась,
К трем медведям в дом явилась,
Суп у Мишки похлебала,
Стульчик маленький сломала.
2. Основная часть. В каких словах вы услышали звук [м]? (Маша, маленький, сломала) - - Какой это звук? Согласный, твердый Каким цветом мы его обозначим? Синим. (Дети показывают синий квадратик).
- В каких словах вы услышали звук [м']? (Медведи, мишки)
- Как звучит звук [м']? Мягко, нежно.
- Этот звук какой? Согласный, мягкий.
- Каким цветом обозначим мягкий звук? Зеленым.
- Скажите Машеньке, какие еще звуки вы знаете? Гласные.
- В каком домике живут гласные? (Гласные звуки живут в красном домике).
- Каким квадратиком мы обозначим гласные звуки? Красным.
- А теперь мы с вами покажем Машеньке, какими цветами мы обозначаем звуки.
Дидактическая игра «Подними нужный флажок» Если я назову слово с первым гласным звуком, вы поднимите красный флажок. Если слово со звуком [м'] – какой? Зеленый флажок. А если слово начинается на звук [м]? Синий флажок. Молодцы! Слушайте внимательно! Май, утка, метро, Москва, миска, аист, мыло, масло, игра, маска, мел, ум, мошка, мяч. Дети поднимают нужный флажок. Молодцы, дети!
- Ребята, когда Маша добиралась до избушки медведей, на ее пути встретилось болото и пройти через него можно только по кочкам. Поможем Маше пройти через болото? Но не просто пройти, а прошагать слово по слогам.
Дидактическая игра «Раздели слова по слогам» Вам нужно прошагать слово по слогам, например, слово МА-ЛИ-НА, первый слог Ма- первая кочка, второй слог ЛИ- вторая кочка, третий слог На- третья кочка. Выберите картинку с нужным звуком и прошагайте ее. (самолет, мячи, телефон, мост, муравей, мышь, мясо, лиса, медведь, дом, арбуз, морковь)
- Машеньке очень понравилось, как вы отвечали, но она очень огорчена тем, что сломала стульчик. Маша решила попросить у медведей прощение и отнести им подарки.
Дидактическая игра «Подарки для медведей» Давайте поможем Машеньке подобрать подарки медведям, в их названии должны быть звуки [м] [м'].
- Что любят медведи? Малину, мед, мясо.
- Какие игрушки можно подарить медведям? Машинку, мяч, матрешку, мозаику, мебель. - Какие еще предметы можно подарить медведям? Дети называют разные предметы и определяют, какой звук в слове, твёрдый или мягкий.
- Дети, давайте поможем Маше подобрать слова-действия. Мы с Машей в лес… (пойдем) На машине… (поедем, помчимся) Бегом… (побежим) Подарки… (подарим, вручим)
- Отдадим, отнесем - Какой звук произнесли вы в конце этих слов? (Мы произнесли звук [м] Какой это звук? (Твердый))
Дидактическая игра «Произношение звуков [м], [м`] в слогах» Когда Машенька шла до медведей, то она напевала очень интересную песенку, давайте вместе с вами споем Машину песенку.
- Сначала вопросительно поем слоги, затем радостно и повествовательно. МА МЯ АМ МЫ МИ ЫМ МО МЁ ОМ МУ МЮ УМ 85 МЭ МЕ ИМ (Дети произносят сначала хором, а потом вызываются по одному).
- Дети, а в каких столбиках звук [м] был твердый? (В первом и третьем столбиках).
- А в каком мягкий? (Во втором столбике).
Физкультминутка:
Идет медведь, бежит медведь,
Спускается в овраг (приседаем).
На двух ногах и на одной (прыгаем),
Мы тоже можем так.
Звукобуквенный анализ слов Ребята, Машеньке пора возвращаться к себе домой. Но медведи не хотят отпускать Машу, пока она не поиграет с ними в звуковые домики. Давайте поможем ей и разберем слово дом на звуки. Нам нужно взять нужные квадратики для наших звуков.
- Какой первый звук в слове ДОМ? ([д])
- Каким цветом квадратик возьмем? (синий)
- Какой следующий звук в слове ДОМ? ([о])
- Какой квадратик возьмем? (гласный – красный)
- Какой следующий звук? ([м])
- Какой квадратик поставим? (синий)
- Сколько звуков в слове дом? (3)
- Сколько гласных звуков? (1)
- Сколько согласных звуков? (2)
- Сколько слогов в слове ДОМ? (1)
- Сегодня мы познакомимся, как пишется буква м, которая обозначает звуки [м] и [м`] на письме.
Сказочный домик.
Палочка и палочка
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
- Давайте выложим букву м из счетных палочек.
- Сколько нам нужно взять палочек?
- Молодцы ребята! Вы помогли Маше справиться с заданием, теперь ей пора возвращаться домой к маме и папе. Штриховка. А теперь возьмите свои листочки, простые карандаши и шаблоны. Обведите фигурки (машинка или самолет) и заштрихуйте наклонными линиями вот так. Эти работы мы отдадим Машеньке в подарок от медведей.
3. Итог занятия: Дети, сегодня на занятии мы работали с какими звуками? Какой буквой на письме они обозначаются? Буквой М. Понравилось ли вам наше занятие. Если было интересно, поднимите красный квадратик, если не понравилось – синий.
Консультация для родителей
«Как обучают детей звуковому анализу слов»
Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..."
Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, "живое" слово.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.
Уважаемые родители, помните:
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что, когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Примерные игровые задания.
Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).
Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).
Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»
Выложить схему слова КОТ.
- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)
- Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])
- Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).
- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])
- Звук [О] какой? (Звук [О] гласный).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).
- Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).
- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).
Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).
- Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).
- Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).
Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).
Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).
- Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.
В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:
- «На что похожа буква?»
- В ряду букв обвести в круг заданную букву.
- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.
- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!
Консультация для воспитателей:
«Обучение дошкольников грамоте».
Обучение грамоте в детском саду — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Мы считаем, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
1.требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
2.появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
3.не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
4.физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.
Важно, чтобы ребёнок:
- не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
- умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
- под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.
Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.
По нашему мнению, существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:
- Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
- Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов.
Подготовительный этап.
Предлагаем начать работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение, или, другими словами, шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие "звук".
- сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
- затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
- узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек:)
Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко - тихо", "Кто сказал?":
На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание:
Мы используем игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы "Овощи" мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец:
И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:
- паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;
- гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;
- домино: количество точек соответствует количеству слогов и т.д.
I этап. Знакомство с гласными звуками.
Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.
Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик? После дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука выясняем, что
воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.
Предлагаемые игры:
- «Немые звуки»: воспитатель показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.
- «Фотография звука»: логопед произносит звук, дети показывают карточку-символ и наоборот;
- «Припоминание слов на заданный звук» (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл):
- «Разложи картинки»: подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].
Предлагаем следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:
- Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);
- Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);
- Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);
- Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду астры собирали).
После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.
На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:
- научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом);
- Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова;
- В середине слова.
Мы предлагаем следующие пособия:
1. В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, где голова животного указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова.
Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик.
2. Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками.
3. Светофоры. Красный цвет - начало слова, зеленый - конец, желтый - середина.
На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: "Что случилось с девочкой?", " Что она кричит?". Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.
II этап. Знакомство с согласными звуками.
Рекомендуем начинать со звуков [м], [н], потому что:
- Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.
- Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.
При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.
Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м].
Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по - настоящему. У нее получается М-М-М. (Используем карточки-символы звуков З.Е. Агранович) Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие - губы. Дается понятие согласный звук. Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие и подкрепляем это понятие символом синего цвета.
Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.
Используем символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.
Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы. Орех - твердый, облачко - мягкий, колокольчик - звонкий звук, перечеркнутый колокольчик - глухой.
Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Звуки сравниваются после знакомства и усвоения смешиваемых звуков. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются.
Знакомство с буквами.
На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко).
Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы.
Например, при знакомстве с буквой С, мы заучиваем стишок:
Села мышка в уголок,
Съела сыра кусок.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой!
- Написать букву в воздухе, на столе;
- Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
- Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
- Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок,
- фасоли и другие мелкие предметы;
- Вырывать из бумаги образ буквы;
- Получить в подарок букву;
- Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
- Вылепить из пластилина, теста;
- Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
- Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов. Рекомендуем начинать:
- с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан:);
- прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но:);
- односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот:);
- двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи:);
- односложные со стечением согласных (стол, крот, мост.);
- двусложные со стечением (скала:);
- трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина:).
Слово для звукового анализа мы берем из лексической темы, которую проходим в данный момент. Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (появляется картинка зима). Символ слова — это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей буквой. Существует много приемов работы со схемой слова:
- назвать количество звуков в слове;
- назвать звуки по порядку;
- сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по порядку;
- сколько согласных;
- назвать первый звук, последний, третий:
После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради, выкладывается в кассе букв. С этим словом можно составить
З И М А предложение, словосочетания.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идет на каждое занятие.
Анкета для родителей старшего дошкольного возраста.
- Знаете ли Вы требования программы по подготовке детей к обучению грамоте?
- Да
- нет
- не интересуюсь
- Насколько важно, по Вашему мнению, занятия с детьми по подготовке к обучению грамоте?
- Важно
- неважно
- Как Вы считаете, созданы ли условия в ДОУ для обучения детей грамоте?
- Да
- нет
- не интересуюсь
- Часто ли ваш ребенок в домашних условиях проявляет интерес к обучению грамоте?
- Часто
- редко
- не проявляет
- Что Вы делаете для того, чтобы поддержать этот интерес?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Может ли Ваш ребенок подобрать слова с заданным звуком? Например: назови слова, в которых есть звук Т.
- Может самостоятельно подобрать 10 и более слов.
- Может самостоятельно подобрать 6 – 9 слов.
- Может назвать самостоятельно 3-5 слов.
- Называет 1-2 слова.
- Может ли Ваш ребенок определить место звука в слове: начало, середина, конец.
- Может, выполняет задание самостоятельно.
- Определяет при помощи взрослого.
- Не понимает задание.
- Умеет ли Ваш ребенок давать характеристику звуков русского языка?
А – гласный, Б - согласный, звонкий, твердый.
- Умеет, самостоятельно выполняет задание.
- Может самостоятельно дать характеристику некоторых звуков.
- Дает характеристику под руководством взрослого
- Не понимает задание
- Умеет ли Ваш ребенок выполнять звуковой анализ 3-х, 4-х звуковых слов. Например: назвать звуки в слове по порядку, обозначить каждый звук квадратом – символом, составить схему слова?
- Да умеет и самостоятельно делает.
- Может выполнить при небольшой помощи взрослого
- Допускает ошибки, требуется дополнительное объяснение и повторение.
- Не понимает задания.
- Умеет ли Ваш ребенок делить слова на слоги?
- Да умеет, делит на слоги слова любой сложности
- Да умеет, правильно делит слова с простыми слогами (машина, кошка, черепаха)
- Затрудняется в словах со стечением согласных (тигр, крошка, строчка и т.д.)
- Делит на слоги короткие слова из 1-2 слогов, более длинные затрудняется.
- Не умеет делить слова на слоги.
- Может ли Ваш ребенок подобрать слово с заданным количеством слогов? Придумай слово из 2 (1, 3) слогов.
- Может, легко называет 3-5 слов
- Может придумать 1 слово
- Ошибается с количеством слогов, но может исправиться сам после предложения подумать.
- Не может подобрать слова.
- Имеется ли в вашей группе наглядная информация по обучению детей грамоте?
- Да
- нет
- затрудняюсь ответить
- Требуется ли вам помощь от воспитателя в решении данной проблемы?
- Да, требуется
- Нет, не требуется
- Затрудняюсь ответить
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!
Заключение
Проект по обучению грамоте - очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учатся производить свои первые наблюдения за звуком, словом, предложением. У детей развивается фонематическое восприятие и слух, что очень важно для полноценного усвоения звуковой стороны речи.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности.
Занятия в игровой форме в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок приобретают навык чтения слов, предложений, учится слышать звуки и проводить элементарный звуковой анализ и синтез. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении.
Важным показателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, является умение легко подбирать нужные слова, использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения.
Дети вполне усвоили основные закономерности изменения слов, соединения их в предложении, употребляют все части речи. Значительно уменьшилось число употребления в речи неполных и простых предложений за счет распространенных, осложненных и сложных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников
У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции...

"Современные технологии развития пространственных представлений в формировании предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников"
Опыт работы со старшими дошкольниками по формированию пространственных представлений...

"Определение индивидуальных траекторий формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников"
В статье рассматриваются подходы к определению индивидуальных траекторий старших дошкольников на основе диагностики сформированности предпосылок учебной деятельности.Приведены примеры определения акту...

«Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с нарушением речи системного характера»
Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с нарушением речи системного характера...

Проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»
Проект отражает работу в старшей группе детского сада по формированию у детей финансовой грамотности....

Проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»
Тема проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Описание проекта: Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным госуда...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...









