Методическая разработка проекта «Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников»
план-конспект занятия (старшая группа)

Предпосылки учебной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_predposylkam.docx148.06 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад «Теремок» с.Красная Башкирия

МР Абзелиловский район Республики Башкортостан

Методическая разработка проекта

«Формирование предпосылок

учебной деятельности

у старших дошкольников»

                                                                                          Выполнила воспитатель:

                                                                                             Давлетшина Рита Юлаевна

Актуальность проблемы:

В настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание.

Подавляющее большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, считать, решать простейшие задачи, имеют большой запас знаний и представлений об окружающем. Но, несмотря на все эти достижения, многие дети испытывают трудности при обучении в школе. Зачастую они невнимательны на уроке, не выполняют задание учителя, затрудняются в выполнении самостоятельной работы, им трудно договориться с другими детьми, а самое главное — отмечается отсутствие или сниженный интерес к учебе. Складывается такая ситуация, когда первоклассники имеют большой запас знаний и умений, но оказываются не готовы к учебной деятельности. Опыт показывает, что для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т. д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определенные предпосылки, позволяющие перейти к этой деятельности без особых затруднений. Также и для становления учебной деятельности должны быть сформированы ее предпосылки уже в дошкольном возрасте.

Задача формирования предпосылок учебной деятельности очень важна в дошкольном образовании.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в статье 64 «Дошкольное образование» отмечается, что дошкольное образование направлено на формирование предпосылок учебной деятельности, а также на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ дошкольного образования. ФГОС дошкольного образования также одной из задач называет формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования.

Предпосылками учебной деятельности являются:

-сформированность познавательного интереса;

- умение детей анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы и умозаключения;

-умение обозначать и замещать знаками и символами различные явления, события, выполнять простые действия схематизации и моделирования;

-умение слышать и слушать, точно выполнять задания по образцу;

-сознательно подчинять свои действия правилу;

- самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач;

- контроль за способом выполнения своих действий;

- умение взаимодействовать со сверстниками.

Чтобы правильно и эффективно организовать работу по формированию у дошкольников предпосылок учебной деятельности важно иметь представление о том, что такое учебная деятельность, как ведущий вид деятельности в школе.

Учебная деятельность характерна для определенного периода психического развития ребенка - школьного возраста. Это сложная деятельность, сознательно направляемая на усвоение научно- теоретических знаний путем выполнения общих способов действия в процессе решения практических задач.

Учебная деятельность включает решение таких задач, которые могут быть решены только теоретическим способом, доступным мышлению младшего школьника, но никак не дошкольника. Ведь, как известно, дошкольник - практик: он «мыслит руками», ему доступно решение задач практического содержания.3

Роль игры в формировании предпосылок учебной деятельности.

Предпосылки учебной деятельности формируются преимущественно внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту - т. е в игре.

Именно с помощью нее закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребенка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и многие другие. Через игру дети учатся строить свои личностные жизненные планы, проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми.

В творческой игре — это скрытые правила, заложенные в игровых условностях, когда дети принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного соответствия игровых действий выбранной роли. В играх с правилами, дидактических, подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. Ребенок учиться подчинять свои действия образцу, в качестве которого может выступать поведение, мнение и оценка окружающих.

К концу дошкольного периода у ребенка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям.

Исследования доказали, что для детей с низким уровнем развития игровой деятельности характерен низкий уровень развития учебной деятельности.

В игре возникает и реализуется важный мотив- желание стать взрослыми, реально осуществить функции взрослого.

Познавательная активность младших дошкольников формируется через игры - экспериментирования, дидактические, подвижные, переходит в познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения. Например, в сюжетно - ролевой игре, во многом благодаря тому, то ребенок замещает реальные предметы и берет на себя разнообразные роли. Если начало игры (младший возраст) знаменуется замещением предметов и исполнением роли, то в старшем дошкольном возрасте дети уже выполняют действия не в реальном, а в воображаемом плане, т. е игра протекает во внутреннем плане. Беря на себя роль, понимая ее отличие от своего реального, ребенок привносит в нее много своего.

В играх дети выделяют и осознают определенные социальные нормы и требования, учатся им подчиняться, действовать согласно правилу. Подчинение правилам в игре добровольное, что очень важно для воспитания воли. Не зря называл игру школой произвольного поведения.

Большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют игры с правилами. Они непосредственно предшествуют учебной деятельности. В них ребенок учится сознательно подчинятся правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, непринудительными. Способность подчиняться правилам и переход внешних правил во внутренние имеют огромное значение для создания предпосылок учебной деятельности. Именно в играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат. Игра с правилами может сочетаться с другими видами игры и часто совмещается с ними.

В старшем дошкольном возрасте дети уже могут самостоятельно организовать игру, сами способны договориться, изменять и создавать новые правила, внимательны к выполнению других правил другими, отстаивают выполнение правил и сами их соблюдают.

Важное качество «умение ребенка работать по образцу» также формируется в процессе игровой деятельности дошкольников.

Например, в сюжетно - ролевой игре роль — это образец того, как надо действовать. Соответственно этому образцу дошкольник и ведет себя: контролирует и корректирует ролевое поведение партнера, а затем и свое собственное. Умению работать по образцу способствуют так же дидактические, подвижные игры. Образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме уже выделившегося правила.

В структуру подвижной игры входят игровые действия, правила и материал, а также нередко роль и сюжет. С подчинением правилу связано развитие произвольных движений. В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений ребенка. В играх - соревнованиях, играх - эстафетах старший дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия. Ребенок проверяет свои возможности, гордится достигнутым результатом. И в тоже время учится радоваться удаче товарища, сопереживать трудностям, проявлять взаимопомощь.

По мнению, умение работать по образцу, можно считать интеллектуальным достижением ребенка, так как «подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей».

Умелое использование игр, игровых упражнений в педагогической практике детского сада способствует расширению представлений ребенка, развитию умения обобщать, классифицировать, анализировать и строить причинно - следственные связи, а также делать умозаключения.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

В структуру дидактической игры входит дидактическая и игровая задача, игровые действия, правила, результат и дидактический материал.

Главная цель дидактической игры - обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от малышей игровой.

Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению — это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры как раз и определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Реализуются игровые и дидактические задачи в игровых действиях.

Важным показателем для развития предпосылок учебной деятельности является развитие произвольности, которое связано с осознанием ребенком отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее деятельности.

В дошкольном возрасте на основе самооценки и самоконтроля возникает саморегуляция собственной деятельности. Самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки.

В 5- 7 лет самоконтроль начинает выступать как особая деятельность, направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Но все же дети легче контролируют сверстников, чем себя.

Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга. При взаимопроверке, когда дети меняются функциями «исполнителя» и «контролера», у них повышается требовательность к своей работе, желание выполнить ее лучше, стремление сравнивать ее с работой других. То есть ситуация взаимоконтроля дает стимул для освоения самоконтроля, который требует умения соотносить выполняемую деятельность с правилом.

Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т.е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитый фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства.

Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие? Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение. Таким образом, под фонематическим слухом понимается врождённая способность, позволяющая: узнавать наличие данного звука в слове; различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка – кабан, кот – ток; различать слова, отличающиеся одной фонемой (о чём и говорилось выше): миска-мишка, тачка-дачка и т.д. Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове. Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т.е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ. Читая, ребенок сливает буквы в слоги, слоги в слова; когда пишет, совершает другую операцию: сначала анализирует, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности они произносятся в слове, далее соотносит их с буквами и записывает.

Ребёнок пяти лет должен различать отдельные звуки в словах, отличать их друг от друга, определять их позицию в слове (в начале, в середине, в конце) и уметь устанавливать последовательность расположения в словах.

Только благодаря хорошо развитому фонематическому слуху дошкольник сможет в дальнейшем научиться читать и писать.

При неразвитом фонематическом слухе ребёнок в школе во время чтения путает буквы, пропускает их. В письме же ребёнок заменяет глухие на звонкие и наоборот (коза-коса, роза-роса, пар-бар, гора-кора), меняет мягкие на твёрдые и наоборот (морковь-морков, ляля-лала). Конструктивный и последовательный процесс обучения грамоте невозможен без способности проводить анализ каждого звука в слове и отличать его от других.

Когда ребенок приходит в первый класс, он получает огромное количество информации по всем учебным предметам. Поэтому родители должны активно включаться в учебный процесс и помогать своим детям осваивать науку.

Таким образом, данная тема является актуальной.

Анализируя создавшуюся обстановку, созрела необходимость создания кружка «А, Б, В, Г, Д - ейка», направленного на взаимодействие с родителями воспитанников подготовительной группы в целях осуществления полноценного речевого развития ребёнка.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

1.создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника;

2.подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика;

3.формирование положительного отношения к школе.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

1.сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;

2.развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;

3.воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;

4.формировать чёткие представления о школе и формах школьного поведения;

5.укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение ребёнка к школе, желание учиться;  

6.воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям;

7.создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок обще учебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка

Обучение элементам грамоты, первоначальному чтению

      Основная задача - развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа, подготовка руки к письму.

       На занятиях дети учатся произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи. Различают короткие, длинные слова, звуки родного языка, учатся делить слова на слоги, определять место звука в слове.

       Дети знакомятся с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", "буква". Учатся составлять и записывать условными обозначениями слова и предложения, учатся писать буквы и слова.

Развитие мелкой моторики (подготовка руки к письму)

     Основная задача - развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, формирование базовых графических навыков.

     Каждое занятие включает ряд речевых упражнений и создание рисунка, объединенных какой-то темой («Лес», «Цветы», «Аквариум» и т.д.)

На занятиях используются:

1.пальчиковая гимнастика;

2.веселые подвижные игры (речь + движения);

3.штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш;

4.обводки по трафарету или шаблону;

5.печатание букв, слогов, слов, цифр.

6.Обучение дошкольников аудированию, то есть слушанию с пониманием, как самостоятельному виду речевой деятельности позволяет работать над формированием их коммуникативных и интеллектуальных компетенций.

7.Смысловое восприятие речи на слух является перцептивной мыслительно - мимической деятельностью, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций, таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация и др. И в то же время аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией.

8.Обучение аудированию в процессе предшкольной подготовки позволяет учит дошкольников:

- внимательно вслушиваться в звучащую речь (удерживать внимание);

- определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте (что было сначала, что было потом и что в конце);

- понимать причинно- следственные связи повествования;

- внимательно относиться к непонятным, незнакомым словам (стремиться узнать их значение);

- развёрнуто отвечать на вопрос.

Формировать у дошкольников умения:

- предвосхищать смысловое содержание высказывания;

- использовать в речи понятия, связанные временными и пространственными ориентирами (сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время; над, под, выше, ниже);

- развивать выразительность речи в процессе разучивания стихотворений, средствами театрализованной деятельности, в игровых заданиях и пр.

Формирование умений понимать речь на слух также положительно сказывается на развитии памяти дошкольника, и прежде всего его слуховой памяти, столь важной не только для изучения русского языка, но и любого другого предмета.

Содержание:

- определение последовательности событий в тексте;

- составление устного рассказа по рисункам к тексту;

- понимание причинно-следственных связей повествования;

- говорение с опорой на речевые образцы;

- выстраивание сложноподчинённого предложения с опорой на образец речи и при помощи наращивания цепочки событий или героев;

- соблюдение нужной интонации высказывания;

- формирование сенсорных эталонов;

- формирование умения объяснить, аргументировать свой ответ;

- запоминание зрительного образа отдельных букв и коротких слов, нахождение и маркирование их в небольшом тексте.

Базовые ожидаемые результаты.

1.Ребёнок должен уметь, знать и научиться:

- удерживать внимание, слушая короткий текст;

- выполнять инструкцию взрослого при работе в тетради, при просмотре иллюстраций к тексту;

- отвечать на вопросы;

- обсуждать со взрослым возникшую проблему;

- исправлять свои ошибки;

- коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на иллюстрации и речевые образцы;

- определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте;

- восстанавливать цепь событий короткого текста с опорой на сюжетные рисунки, последовательность событий в которых нарушена;

- понимать логику и причинно-следственные связи повествования;

- удерживать аспект обсуждения при повторном прослушивании короткого фрагмента текста;

- делать простой логический перенос при обсуждении деталей текста;

- понимать несложное обобщение с опорой на высказывание героев интриги;

- внимательно относиться к непонятным, незнакомым словам, стремиться узнать их значение;

-  выстраивать сложноподчинённые предложения с помощью наращивания цепочки событий или героев с опорой на речевой образец;

- выстраивать сложноподчинённые предложения с опорой на речевой образец;

- правильно употреблять в речи простые предлоги и наречия, выражающие различные пространственные отношения;

- использовать в речи временные понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время;

- узнавать зрительный образ отдельных букв и коротких слов, находить и маркировать их в небольшом тексте;

- различать и воспроизводить звукопись в стихотворном тексте.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Обучение грамоте, развитие речи

Номер занятия

Тема обучения грамоте

Дата

1

Буквы А и О

4.10.2022

2

Буква И и У

10.10.2022

3

Буква Ы и Н

18.10.2022

4

Буква Т и К

25.10.2022

5

Буква С и Л

1.11.2022

6

Буквы Р и В

8.11.2022

7

Буквы Е и П

15.11.2022

8

Буква М и З

22.11.2022

9

Буква Б и Д

29.11.2022

10

Буква Я и Г

6.12.2022

11

Буква Ч и Ш

13.12.2022

12

Буквы Ж и Ё

20.12.2022

13

Буква Й и Х

27.12.2022

14

Буквы Ю и Ц

10.01.2023

15

Буква Э и Щ

17.01.2023

16

Буква Ф и Ъ

24.01.2023

17

Буквы и слова

31.01.2023

18

Соедини слоги

7.02.2023

19

Слог и картинка

14.02.2023

20

Собери слово

21.02.2023

21

Деление на слоги

28.02.2023

22

Деление на слоги

7.03.2023

23

Ударение

14.03.2023

24

Слова в цепочке

21.03.2023

25

Допиши слова

28.03.2023

26

Допиши слова

4.04.2023

27

Допиши слова. Предложение.

11.04.2023

28

Схема предложения

18.04.2023

29

Схема предложения

25.04.2023

30

Прочитай слова

16.05.2023

31

Прочитай предложение

23.05.2023

32

Допиши буквы

30.05.2023

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап

Время реализации: Сентябрь 2021-май 2022 года.

- Развитие слухового восприятия на неречевых звуках.

- Развитие слухового восприятия на речевых звуках.

- Понятие «Гласный звук». Звук «А».

- Выбор темы проекта и его разработка.

- Изучение научно – практических и методических источников по заявленной проблеме.    

- Подбор методического материала по заявленной теме. Разработка перспективного годового плана занятий по данной теме. Заполнение речевых карт. Подготовка наглядного материала.

- Разработка консультаций для родителей.

- Родительское собрание. Тема «Вот и стали мы на год старше».

- Проверка степени развития фонематического слуха у детей 5 лет

Показать ребёнку карточки, на которых изображены предметы, животные или явления, схожие по произношению. Их названия должны отличаться лишь одним звуком: ком-лом-сом-дом, гора-кора, тучка-кучка и т.п. Взрослый говорит названия, а ребёнок выбирает картинки. Для получение правдивого результата должны быть соблюдены такие условия:

— педагог лишь называет изображение на картинках, а ребёнок только показывает;

— изображения называют в разной последовательности, иногда повторяются;

— дополнительные пояснения в процессе теста даваться не должны;

— взрослый не должен смотреть на называемую картинку, ребёнок может это заметить;

— при произношении проверяющий должен прикрывать рот рукой (или чем-либо ещё), чтоб ребёнок определял все звуки лишь на слух;

— необходимо наблюдать за тем, как ребёнок указывает на картинки: уверенно или нет, смотрит ли вопросительно, а может он выбирает картинки наугад.

Ребёнок должен повторить группы слогов или слов со звуками, которые могут вызывать проблемы: та-да-га, ца-ча-ща, оть-оц-оть и т.п.

Основной этап (Октябрь 2022 г.- 15 мая 2023г.)

Мероприятия

1)Проведение групповых занятий согласно календарному плану совместной деятельности:

2)Пополнение картотеки игр и упражнений «Звуки»

3)Составление конспектов фронтальных и подгрупповых занятий.

4)Разработка домашних заданий по теме (в течении всего этапа)

5)Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений. (Игры со звуками)

6)Индивидуальное консультирование родителей по теме. (в течение всего этапа)

7)Разработка консультативного материала для родителей. (в течении всего этапа)

8)Домашнее задание. Выставка «Звонкие согласные живут в моём рисунке.» Открытое занятие «Мы со звуками на Ты»

Дидактические материалы

1.Схемы гласных и согласных звуков.

2.Раздаточный материал для составления схем слов.

3.Демонстрационный материал для составления схем слов.

4.Настольно-печатные игры.

5.Наборы картинок по теме.

6.Звучащие игрушки.

7.Флажки синего, зелёного, красного цветов.

8.Набор раскрасок.

9.Художественная литература по теме.

Заключительный этап: (Май 2023 года)

1)Диагностическое обследование. Мониторинг.

2)Заполнение речевых карт по итогам обследования.

3)Подведение итогов за учебный год. Обсуждение результатов проведённой работы.

4)Открытое занятие для родителей и воспитателей группы «Путешествие в страну Речевых звуков».

Предполагаемый результат:

- Позитивные изменения в речи детей.

После завершения проекта дети научатся различать речевые звуки, давать им характеристику, выделять в ряду других звуков, слогов и слов, подбирать слова с заданным звуком.

- Повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого   развития ребёнка.

- Разработка информационно – методического материала для родителей и педагогов (конспекты занятий, консультативный материал, обучающая презентация, картотека игр и упражнений).

Конспекты занятий по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте с применением игровых технологий для кружка «А, Б, В, Г, Д - ейка»

Тема: Гласный звук «У». Буква У.

Цели: познакомить детей с гласным звуком «У» и буквой У.

Задачи:

Образовательные: способствовать развитию звуко-буквенного анализа, фонематического слуха; познакомить детей с гласным звуком «У» и его условным обозначением – квадрат красного цвета; познакомить с буквой У как письменным обозначением звука «У». Развивающие: развивать логическое мышление, фонематический слух и восприятие, развивать мелкую и общую моторику.

Воспитательные: воспитывать интерес к звуковой стороне речи. Оборудование: предметные картинки (арбуз, автобус, аист, облако, осы, ослик), красные квадратики, карточка с буквой У, счетные палочки, коробка, игрушки (утка, удочка, улитка, утюг). Ход занятия.

Ход занятия:

Организационный момент. Развитие речевого дыхания. Игра «Сюрприз»

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат бумажные листы, на которых наклеены картинки, но они спрятаны под бумажными полосками, которые вы должны сдуть и тогда увидите у кого, что попалось. Дышим: вдыхаем носом и выдыхаем плавно ртом. картинки (арбуз, автобус, аист, облако, осы, ослик, окно, апельсин).

Воспитатель: Ребята, рассмотрите картинки. Сначала сядут те дети, у которых названия картинок начинаются со звука «А», потом – те, у кого названия начинаются со звука «О». (Дети называют картинки – «арбуз», «автобус», «аист», «облако», «осы», «ослик» и садятся).

Воспитатель: Повторение пройденного материала

– Как называются звуки, которые можно пропеть, прокричать? (гласные звуки). Гласные звуки умеют Громко кричать и стонать, петь, завывать и баюкать, но не шипеть и журчать. – Каким цветом обозначаются гласные звуки на схеме? (красным).

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я сходила на почту и получила посылку для вас (Показываю коробку). Чтобы узнать, что в ней, отгадайте загадки:

По полотняной стране,                               Две антенны на макушке

По реке Простыне,                                      А сама сидит в избушке,

Плывет пароход,                                         На себе ее везет,

То назад, то вперед,                                    Очень медленно ползет. (Улитка)

А за ним такая гладь

– Ни морщинки не видать. (Утюг)

Пестрая крякушка,                                     Что это у Галочки:

Ловит лягушек,                                           Ниточка на палочке

Ходит в развалочку,                                   Ниточка в реке. (Удочка)

Спотыкалочкой. (Утка).

Воспитатель: Каким цветом мы будем обозначать звук «У» на схеме? (красным)

– Давайте вспомним, звуки мы что делаем? (слышим и произносим)

– У каждого звука есть свой письменный знак – буква. Букву мы что делаем? (видим и пишем). Звук «У» обозначается буквой У (показывает). – Посмотрите на букву У. Из скольких палочек она состоит? (из двух). Обратите внимание, что одна палочка – длинная, а другая – короткая.

– С какой стороны прикреплена маленькая палочка к большой (с левой стороны). – Давайте пропишем букву У в «воздухе».

– А теперь достаньте из контейнера по две палочки и сложите букву У у себя на столе (дети выполняют задание).

– Проведите указательным пальчиком по этой букве.

– Какую букву вы сложили?

Физкультминутка.

Ути-ути-утки (вперевалочку идут по кругу друг за другом),

Уточки – малютки (приседают).

На волнах качались,

Брызгались, плескались (встают, машут руками как крыльями).

Дидактическая игра «Эхо»: я буду громко говорить звук «У», а вы отвечайте, как эхо – тихо. Позовем наши звуки:

- Сначала звук [а]. Произнесите его, гладя в зеркало. Потянули долго – долго.

- Теперь звук [у]. Как будто поезд едет далеко – далеко, а теперь близко.

- Звук [о] произнесите кратко.

- Звук [у] произнесем на высокой ноте, а звук [о] – на низкой. Молодцы, вы отлично справились с заданием.

Дидактическая игра «Внимательные ушки»: Ребята, а умеете ли вы внимательно слушать меня. Сейчас я буду петь гласные звуки. Вы помните, что мы обозначаем их квадратиками… какого цвета? (красного). Ваша задача – выкладывать перед собой столько квадратиков, сколько звуков я спою.

- Слушайте внимательно: «А», «У», «АУ», «АОУ», «АОА», «УА», «АУА» (дети выкладывают перед собой каждый раз столько квадратиков, сколько гласных звуков произнес педагог).

Звуковой анализ звукосочетаний. Кто хочет со мной поиграть? (Выходят 3 ребенка, педагог каждому дает по гласной букве: А, О, У.) Прошу встать таким образом, как я произнесу сочетание звуков: АУО, ОУА, УАО.

- Затем педагог сам расставляет детей в определенной последовательности и просит их прочитать полученное звукосочетание.

Итог занятия: – С каким звуком познакомились на занятии? Расскажите, что вы о нем узнали?

 – Сейчас встанет тот, кто вспомнит слово на звук «У». – Молодцы!

Наше занятие подошло к концу.

Тема «Звуки [м] [м']. Буква М»

Цель: познакомить детей со звуками [м] и [м`] и буквой М.

Задачи:

Образовательные: 1. Учить детей различать на слух звуки [м], [м'], определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Развивающие: 1. Развивать артикуляционный аппарат. 2. Формировать звуко-буквенный анализ и синтез. 3. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, 4. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей. 5. Развивать навык деления слов на слоги.

Воспитательные: 1. Воспитывать нравственно – эстетические чувства. 2. Формировать навык сотрудничества, умение слышать собеседника. 3. Воспитывать уважительное отношение к товарищам.

Оборудование: игрушки персонажей к сказке «Три медведя», картинки в названии которых есть звуки [м] [м'], цветовые символы, шаблоны для детей.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Артикуляционная гимнастика:

 «Улыбочка» – Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Хоботок» – Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

«Улыбочка – хоботок» – попеременно. Улыбайся народ, потом губы – вперед! И так делаем раз шесть.

«Качели» – Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, а сейчас качели вверх. Тянем, тянем до небес. Вниз теперь их полет, и никто не отстает.

«Маляр» – Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних зубов до мягкого неба. Язычок наш – кисточка, небо – потолок. Белит небо кисточка за мазком мазок. Сделано немало, кисточка устала.

«Лошадка» – Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Вот лошадка скачет ловко, у лошадки есть сноровка! Много, много в цирке лет, а ребятам всем – привет!

– Дети, вы помните сказку «Три медведя»? Выставляется кукла

– Посмотрите, а кто к нам пришел? К нам пришла кукла – это Машенька из сказки «Три медведя». Сегодня мы погостим с ней у трех медведей и поиграем со звуками [м] и [м']. Выставляются персонажи сказки.

Маша в чаще заблудилась,

К трем медведям в дом явилась,

Суп у Мишки похлебала,

Стульчик маленький сломала.

2. Основная часть. В каких словах вы услышали звук [м]? (Маша, маленький, сломала)  - - Какой это звук? Согласный, твердый Каким цветом мы его обозначим? Синим. (Дети показывают синий квадратик).

- В каких словах вы услышали звук [м']? (Медведи, мишки)

- Как звучит звук [м']? Мягко, нежно.

- Этот звук какой? Согласный, мягкий.

- Каким цветом обозначим мягкий звук? Зеленым.

- Скажите Машеньке, какие еще звуки вы знаете? Гласные.

- В каком домике живут гласные? (Гласные звуки живут в красном домике).

- Каким квадратиком мы обозначим гласные звуки? Красным.

- А теперь мы с вами покажем Машеньке, какими цветами мы обозначаем звуки.

Дидактическая игра «Подними нужный флажок» Если я назову слово с первым гласным звуком, вы поднимите красный флажок. Если слово со звуком [м'] – какой? Зеленый флажок. А если слово начинается на звук [м]? Синий флажок. Молодцы! Слушайте внимательно! Май, утка, метро, Москва, миска, аист, мыло, масло, игра, маска, мел, ум, мошка, мяч. Дети поднимают нужный флажок. Молодцы, дети!

- Ребята, когда Маша добиралась до избушки медведей, на ее пути встретилось болото и пройти через него можно только по кочкам. Поможем Маше пройти через болото? Но не просто пройти, а прошагать слово по слогам.

Дидактическая игра «Раздели слова по слогам» Вам нужно прошагать слово по слогам, например, слово МА-ЛИ-НА, первый слог Ма- первая кочка, второй слог ЛИ- вторая кочка, третий слог На- третья кочка. Выберите картинку с нужным звуком и прошагайте ее. (самолет, мячи, телефон, мост, муравей, мышь, мясо, лиса, медведь, дом, арбуз, морковь)

- Машеньке очень понравилось, как вы отвечали, но она очень огорчена тем, что сломала стульчик. Маша решила попросить у медведей прощение и отнести им подарки.

Дидактическая игра «Подарки для медведей» Давайте поможем Машеньке подобрать подарки медведям, в их названии должны быть звуки [м] [м'].

- Что любят медведи? Малину, мед, мясо.

- Какие игрушки можно подарить медведям? Машинку, мяч, матрешку, мозаику, мебель. - Какие еще предметы можно подарить медведям? Дети называют разные предметы и определяют, какой звук в слове, твёрдый или мягкий.

- Дети, давайте поможем Маше подобрать слова-действия. Мы с Машей в лес… (пойдем) На машине… (поедем, помчимся) Бегом… (побежим) Подарки… (подарим, вручим)

- Отдадим, отнесем - Какой звук произнесли вы в конце этих слов? (Мы произнесли звук [м] Какой это звук? (Твердый))

Дидактическая игра «Произношение звуков [м], [м`] в слогах» Когда Машенька шла до медведей, то она напевала очень интересную песенку, давайте вместе с вами споем Машину песенку.

- Сначала вопросительно поем слоги, затем радостно и повествовательно. МА МЯ АМ МЫ МИ ЫМ МО МЁ ОМ МУ МЮ УМ 85 МЭ МЕ ИМ (Дети произносят сначала хором, а потом вызываются по одному).

- Дети, а в каких столбиках звук [м] был твердый? (В первом и третьем столбиках).

- А в каком мягкий? (Во втором столбике).

Физкультминутка:

Идет медведь, бежит медведь,

Спускается в овраг (приседаем).

На двух ногах и на одной (прыгаем),

Мы тоже можем так.

Звукобуквенный анализ слов Ребята, Машеньке пора возвращаться к себе домой. Но медведи не хотят отпускать Машу, пока она не поиграет с ними в звуковые домики. Давайте поможем ей и разберем слово дом на звуки. Нам нужно взять нужные квадратики для наших звуков.

- Какой первый звук в слове ДОМ? ([д])

- Каким цветом квадратик возьмем? (синий)

- Какой следующий звук в слове ДОМ? ([о])

- Какой квадратик возьмем? (гласный – красный)

- Какой следующий звук? ([м])

- Какой квадратик поставим? (синий)

- Сколько звуков в слове дом? (3)

- Сколько гласных звуков? (1)

- Сколько согласных звуков? (2)

- Сколько слогов в слове ДОМ? (1)

- Сегодня мы познакомимся, как пишется буква м, которая обозначает звуки [м] и [м`] на письме.

Сказочный домик.

Палочка и палочка

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

- Давайте выложим букву м из счетных палочек.

- Сколько нам нужно взять палочек?

- Молодцы ребята! Вы помогли Маше справиться с заданием, теперь ей пора возвращаться домой к маме и папе. Штриховка. А теперь возьмите свои листочки, простые карандаши и шаблоны. Обведите фигурки (машинка или самолет) и заштрихуйте наклонными линиями вот так. Эти работы мы отдадим Машеньке в подарок от медведей.

3. Итог занятия: Дети, сегодня на занятии мы работали с какими звуками? Какой буквой на письме они обозначаются? Буквой М. Понравилось ли вам наше занятие. Если было интересно, поднимите красный квадратик, если не понравилось – синий.

Консультация для родителей
«Как обучают детей звуковому анализу слов»

Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..."

Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, "живое" слово.  

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что, когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Примерные игровые задания.

Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Выложить схему слова КОТ.

- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

- Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

- Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

- Звук [О] какой? (Звук [О] гласный).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

- Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

- Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

- Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).

Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).

Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).

- Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?»

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!

Консультация для воспитателей:

«Обучение дошкольников грамоте».

Обучение грамоте в детском саду — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Мы считаем, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

1.требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;

2.появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

3.не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

4.физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Важно, чтобы ребёнок:

- не пропускал буквы, не смешивал их при написании;

- умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;

- под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.

Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.

По нашему мнению, существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

- Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);

- Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов.

Подготовительный этап.

Предлагаем начать работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение, или, другими словами, шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие "звук".

- сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);

- затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);

- узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек:)

Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко - тихо", "Кто сказал?":

На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание:

Мы используем игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы "Овощи" мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец:

И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:

- паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;

- гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;

- домино: количество точек соответствует количеству слогов и т.д.

I этапЗнакомство с гласными звуками.

Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик? После дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука выясняем, что

воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

 

Предлагаемые игры:

- «Немые звуки»: воспитатель показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.

- «Фотография звука»: логопед произносит звук, дети показывают карточку-символ и наоборот;

- «Припоминание слов на заданный звук» (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл):

- «Разложи картинки»: подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].

Предлагаем следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:

- Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);

- Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, аманас);

- Выделение данного звука среди слов (обруч, астрааистАня, ирис);

- Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду астры собирали).

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.

На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:

- научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом);

- Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова;

- В середине слова.

Мы предлагаем следующие пособия:

1. В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, где голова животного указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова.

Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик.

2. Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками.

3. Светофоры. Красный цвет - начало слова, зеленый - конец, желтый - середина.

На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: "Что случилось с девочкой?", " Что она кричит?". Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.

II этап. Знакомство с согласными звуками.

Рекомендуем начинать со звуков [м], [н], потому что:

- Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.

- Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.

 

Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м].

Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по - настоящему. У нее получается М-М-М. (Используем карточки-символы звуков З.Е. Агранович) Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие - губы. Дается понятие согласный звук. Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие и подкрепляем это понятие символом синего цвета.

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.

Используем символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.

Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы. Орех - твердый, облачко - мягкий, колокольчик - звонкий звук, перечеркнутый колокольчик - глухой.

Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Звуки сравниваются после знакомства и усвоения смешиваемых звуков. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются.

Знакомство с буквами.

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко).

Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы.

Например, при знакомстве с буквой С, мы заучиваем стишок:

Села мышка в уголок,
   Съела сыра кусок.

 

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой!

  • Написать букву в воздухе, на столе;
  • Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
  • Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
  • Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок,
  • фасоли и другие мелкие предметы;
  • Вырывать из бумаги образ буквы;
  • Получить в подарок букву;
  • Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
  • Вылепить из пластилина, теста;
  • Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
  • Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов. Рекомендуем начинать:

  • с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан:);
  • прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но:);
  • односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот:);
  • двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи:);
  • односложные со стечением согласных (стол, крот, мост.);
  • двусложные со стечением (скала:);
  • трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина:).

Слово для звукового анализа мы берем из лексической темы, которую проходим в данный момент. Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (появляется картинка зима). Символ слова — это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей буквой. Существует много приемов работы со схемой слова:

- назвать количество звуков в слове;

- назвать звуки по порядку;

- сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по порядку;

- сколько согласных;

- назвать первый звук, последний, третий:

После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради, выкладывается в кассе букв. С этим словом можно составить

З И М А предложение, словосочетания.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идет на каждое занятие.

Анкета для родителей старшего дошкольного возраста.

  1. Знаете ли Вы требования программы по подготовке детей к обучению грамоте?

- Да

- нет

- не интересуюсь

  1. Насколько важно, по Вашему мнению, занятия с детьми по подготовке к обучению грамоте?

 - Важно

-  неважно

  1. Как Вы считаете, созданы ли условия в ДОУ для обучения детей грамоте?

         - Да

         -  нет

         - не интересуюсь

  1. Часто ли ваш ребенок в домашних условиях проявляет интерес к обучению грамоте?

 - Часто

- редко

- не проявляет

  1. Что Вы делаете для того, чтобы поддержать этот интерес?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Может ли Ваш ребенок подобрать слова с заданным звуком? Например: назови слова, в которых есть звук Т.

       - Может самостоятельно подобрать 10 и более слов.

       - Может самостоятельно подобрать 6 – 9 слов.

       - Может назвать самостоятельно 3-5 слов.

       - Называет 1-2 слова.

  1.  Может ли Ваш ребенок определить место звука в слове: начало, середина, конец.

         - Может, выполняет задание самостоятельно.

         - Определяет при помощи взрослого.

         - Не понимает задание.

  1. Умеет ли Ваш ребенок давать характеристику звуков русского языка?      

 А – гласный, Б - согласный, звонкий, твердый.

         - Умеет, самостоятельно выполняет задание.

         - Может самостоятельно дать характеристику некоторых звуков.

         - Дает характеристику под руководством взрослого

         - Не понимает задание

  1.  Умеет ли Ваш ребенок выполнять звуковой анализ 3-х, 4-х звуковых слов. Например: назвать звуки в слове по порядку, обозначить каждый звук квадратом – символом, составить схему слова?

          - Да умеет и самостоятельно делает.

          - Может выполнить при небольшой помощи взрослого

          - Допускает ошибки, требуется дополнительное объяснение и повторение.

          - Не понимает задания.

  1.  Умеет ли Ваш ребенок делить слова на слоги?

          -  Да умеет, делит на слоги слова любой сложности

          - Да умеет, правильно делит слова с простыми слогами (машина, кошка, черепаха)

         - Затрудняется в словах со стечением согласных (тигр, крошка, строчка и т.д.)

          - Делит на слоги короткие слова из 1-2 слогов, более длинные затрудняется.

          - Не умеет делить слова на слоги.

  1.  Может ли Ваш ребенок подобрать слово с заданным количеством слогов? Придумай слово из 2 (1, 3) слогов.

          - Может, легко называет 3-5 слов

          - Может придумать 1 слово

          - Ошибается с количеством слогов, но может исправиться сам после предложения подумать.

          - Не может подобрать слова.

  1. Имеется ли в вашей группе наглядная информация по обучению детей грамоте?

          - Да

          - нет

          - затрудняюсь ответить

  1. Требуется ли вам помощь от воспитателя в решении данной проблемы?

         - Да, требуется

         - Нет, не требуется

         - Затрудняюсь ответить

                                             ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!

Заключение

Проект по обучению грамоте - очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учатся производить свои первые наблюдения за звуком, словом, предложением. У детей развивается фонематическое восприятие и слух, что очень важно для полноценного усвоения звуковой стороны речи.

    Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности.  

    Занятия в игровой форме в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок приобретают навык чтения слов, предложений, учится слышать звуки и проводить элементарный звуковой анализ и синтез. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении. 

   Важным показателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, является умение легко подбирать нужные слова, использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения.

   Дети вполне усвоили основные закономерности изменения слов, соединения их в предложении, употребляют все части речи. Значительно уменьшилось число употребления в речи неполных и простых предложений за счет распространенных, осложненных и сложных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников

У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции...

"Определение индивидуальных траекторий формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников"

В статье рассматриваются подходы к определению индивидуальных траекторий старших дошкольников на основе диагностики сформированности предпосылок учебной деятельности.Приведены примеры определения акту...

«Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с нарушением речи системного характера»

Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с нарушением речи системного характера...

Проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»

Проект отражает работу в старшей группе детского сада по формированию у детей финансовой грамотности....

Проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»

Тема проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Описание проекта: Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным госуда...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...