Педагогические технологии в изобразительной деятельности
консультация

кисельникова надежда николаевна

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pedtehnologii.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса                  (Б.Т.Лихачёв).

Дошкольный возраст – это время, когда закладываются основы всего будущего развития человечества. Это важнейший этап развития и воспитания личности. Это период развития познавательного интереса и любознательности, начальной социализации, активизации самостоятельного мышления, приобщения ребёнка к познанию окружающего мира. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Опираясь на ФГОС, одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование духовно-нравственной, эстетически развитой творческой личности. Дошкольное учреждение должно создать все необходимые условия для развития личностных качеств ребёнка, его инициативы и творческих способностей. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей, на мой взгляд, является художественно - творческая деятельность, ведь искусство - это важная часть формирования развитой личности, совершенствования чувств, восприятия явлений жизни и природы. Произведения искусства, отражающие действительность и человеческие чувства, помогают сформировать эстетическое сознание человека.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

К числу современных педагогических технологий и методов для развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста можно отнести:

  • игровая технология
  • наблюдение
  • экскурсия (реальная и/или виртуальная)
  • технология исследовательской деятельности (экспериментирование)
  • эвристическая беседа
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технология «ТРИЗ» (решение изобразительных задач )
  • технологии проектной деятельности

Во всех представленных педагогических технологиях применяются, и дополняют друг друга классические и неклассические художественные техники. Остановимся на них более подробно...

Игровая технология реализует ряд принципов игрового, активного обучения и отличается наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.

В дидактических играх по изобразительному творчеству дети приобретают разнообразный сенсорный опыт, обогащающий восприятие и представление детей об окружающем. У детей развивается интерес к изобразительной деятельности, творческое воображение, уверенность в собственных способностях.

Наблюдение лежит в основе всех видов детского изобразительного творчества, так как в процессе наблюдения дети активно изучают предметы, объекты и явления окружающей действительности. Наблюдение способствует расширению познавательного опыта детей, который, в свою очередь, влияет на изобразительный опыт. Наблюдение выступает как механизм взаимодействия имеющегося у детей опыта и нового, приобретаемого в образовательной деятельности. 

Экскурсии – условно делятся - по степени включенности детей в образовательное пространство музейной экспозиции - на два вида: реальные и виртуальные.

Экскурсии в музей позволяют разнообразить зрительный ряд образов, созданных в рамках различных видов искусств, расширить представление о видах и жанрах искусства. Сложность экскурсии заключается в том, чтобы дети за многообразием и эмоционально-эстетической насыщенностью не упустили основной темы, которой посвящена экскурсия. Поэтому экскурсии в музей рекомендуется проводить с детьми старшего дошкольного возраста. 

Виртуальные экскурсии, с их помощью можно не только познакомить дошкольников с самыми редкими произведениями мирового искусства, но и сделать возможным глубокий детальный анализ художественных произведений. Благодаря виртуальным экскурсиям процесс ознакомления с произведениями искусства становится эмоционально насыщенным и познавательно значимым.

Виртуальная экскурсия дает возможность прикоснуться к прекрасному - пройтись по залам музея, не выходя из детского сада.

Так же в детском саду проводятся выставки направленные на воспитание интереса к современному и народному искусству; развитие творческих и интеллектуальных способностей дошкольника, формирование ценностных эстетических ориентиров.

Технология исследовательской деятельности. Творческое развитие начинается с эксперимента. Благодаря экспериментированию дети приобретают такие важные качества, как творческая активность, самостоятельность, готовность к альтернативным решениям, способность к логичным рассуждениям и т.д.

Эксперимент выполняет еще одну важную функцию – он позволяет детям избавиться от страха перед неудачей в своих изобразительных поисках.

Игры с цветом:

  • Получение новых оттенков путем смешивания красок.
  • Использование разных изобразительных материалов и техник изображения.
  • Овладение разными изобразительными инструментами.
  • Создание разных изобразительных работ из различных материалов. 

Эвристическая беседа помогает педагогу стимулировать творческую активность детей в процессе создания ими художественного образа. Задавая вопросы, педагог побуждает детей задуматься, рассуждать, выбирать, и тогда происходит обмен мнениями и опытом, дети становятся активными соучастниками, а не пассивными слушателями.

Эвристическая беседа используется в процессе приобщения детей к произведениям изобразительного и монументально-декоративного искусства. Дети открывают для себя новые стороны художественного образа. Изучают специфику того или иного вида, жанра искусства, сравнивают произведения, чтобы понять их основные выразительные средства.

Использование эвристических методов в детском саду просто необходимо. С помощью этих методов мы научим детей выходить из трудных ситуаций, мыслить глубоко, дети смогут изобретать что-то новое, фантастическое, может быть нереальное в этом мире. Данный метод раскрывает перед ребёнком новые пути выхода из ситуаций, мыслить нестандартно, творчески, изобретательно.

Какие эвристические приёмы можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста? Задания могут быть самыми разнообразными, например:

«внедрение» в хорошо известную сказку другого сказочного персонажа и помочь ему выйти из различных ситуаций в данном произведении;

- «придумывание» счастливого продолжения к печальной сказке (на примере сказки «Колобок»);

- перемещение в сказку современных предметов (телефон, экскаватор и т. д.) и получение новой сказки или её изменение («сказка на новый лад»);

- придумывание загадок, небылиц;

- продолжение предложений;

- придумывание новых слов; фигур; цифр; животных; планет (а потом их зарисовать или изобразить) и т. д.

На занятиях с продуктивными видами деятельности (лепка, рисование, аппликация) - использование творческих заданий. Главное, в использовании эвристического метода – это активизация творческого воображения и креативного мышления детей.

Ценность использования эвристического метода в работе заключается в том, что дети самостоятельно учатся применять свои знания, умения, исходя из уже имеющегося опыта, педагог лишь подводит их к правильному решению. Таким образом, данный метод способствует формированию своей точки зрения у детей, своей позиции, своего миропонимания.

Технологию ТРИЗ в обучении дошкольников.

ТРИЗ – не просто развивает фантазию детей, мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Главная задача данной методики - научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

ТПФ (типовые приёмы фантазирования)и РТВ (развитие творческого воображения)

• Оживление или антропоморфизм. Когда очеловечиваем природные объекты.

Кляксаграфия, геометрические фигуры – на, что похожи; волшебные линии; волшебный островок; путешествие точки(линии – траектории движения точки); монотипии сложением, нитками, каплями; отпечатки различными предметами(коробки, ладошки, пробки и т.д.); ассоциации, противоположности; эмпатия ( приём вживание в образ, вхождения в картину; примеривание образа на кого – то; беспредметное рисование – моё настроение, рисование эмоций)

Информационно-коммуникационные технологии(ИКТ)

Способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компонентов.

Положительная сторона данной технологии в том, что позволяет увеличить количество иллюстрационного материала, обеспечивает наглядность, что позволяет лучше запоминать материал. Но также есть и минусы данной технологии - это трудности экономического характера, не хватает средств и технического оснащения, а так же остается актуальной проблема профессиональной компетентности педагогов. Необходимо уметь не только пользоваться современной техников, но и создавать собственные образовательные ресурсы. Для решения данной проблемы педагоги проходят курсы по повышению профессионального мастерства. 

Технология проектной деятельности способствует развитию и обогащению социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Активное использование проектной технологии в воспитании и обучении дошкольников и организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Проектная деятельность детей предполагает выполнение детьми коллективных, под-групповых или индивидуальных проектов совместно с педагогом или родителями. Проектная деятельность позволяет объединить различные виды творчества, когда комбинируются различные художественные материалы и техники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика по изобразительной деятельности

Педагогическая диагностика по изобразительной деятельности.Цель: выявление уровня освоения сенсорных эталонов детьми 3-4 лет.Задания к диагностике были разработаны на основе дидактических игр  Бо...

педагогическая гостиная "Занятия изобразительной деятельностью дома и в детском саду"

как помочь родителям привить  детям желание заниматься изобразительной деятельностью, какие материалы и оборудование нужно приобрести...

Конспект совместной деятельности с детьми по рисованию с использованием технологии нетрадиционной изобразительной деятельности

Совместная деятельность с детьми с  используемыми технологиями: здоровьесеберегающие, нетрадиционные техники рисования, игровые технологии и другие...

Психолого-педагогические аспекты развития изобразительной деятельности детей раннего возраста

В статье рассматривается специфика становления предпосылок изобразительной деятельности в раннем возрасте и ее связь с развитием других видов детской деятельности....

Современные педагогические технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС ДО Сценарий педагогического совета

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическ...

Инновационные технологии в изобразительной деятельности.Технология «кинусайга» вид творческой деятельности.

Пэчворк без иглы или японская техника кинусайга.Цели и задачи:- сформировать у коллег представления об интересной технике изготовления поделок - "пэчворк без иголки";- вызвать у воспитателей...