Консультация для педагогов дошкольного учреждения.
консультация (старшая группа)

Машковская Татьяна Николаевна

Тема "Роль игры и игрушки в развитии исследовательского поведения ребенка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_igrushka_sokrashch.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов дошкольного учреждения.

Тема: «Роль игры и игрушки в развитии исследовательского поведения ребенка».

В современном динамичном мире исследовательское поведение и развитые исследовательские способности являются необходимым условием выживания. На ранних этапах развития так называемая «граница» между игрой ребенка и исследованием окружающей его обстановки весьма условна. В игре естественным образом ребенок исследует окружающую его среду, узнает свойства и назначение различных рукотворных предметов, природных объектов и явлений. Таким образом, познавательная активность ребенка реализуется через исследовательское поведение в игре.

Но, при всей близости игры и исследовательского поведения их не следует отождествлять.
В ходе исследовательского поведения субъект активности стремится получить информацию о том, что собой представляет данный объект, а именно, ответить на вопрос: «Что собой представляет и что делает?».

Игра направлена на решение совершенно других «задач». В игре ребенок имеет возможность задавать и самостоятельно находить ответы на другой важный вопрос: «Что Я могу сделать с этим объектом?».

 Можно утверждать, что исследовательское поведение направлено на освоение самого объекта, а игра — преимущественно на самого субъекта игровой активности, т.е. любой игровой деятельности предшествует исследовательское поведение, поскольку для того, чтобы играть, надо вначале овладеть объектом, оценить его свойства. Здесь ребенок отвечает на третий неявный вопрос: «Что это? Как с ним играть?»

Неотъемлемым атрибутом игры и неизменным спутником детства в обозримом историческом времени была и остается игрушка.

Несмотря на то, что игрушка ассоциируется с ребенком, у взрослого человека игрушки тоже вызывают определенный интерес. Часто взрослые свое отношение к своим собственным игрушкам переносят и на игрушки, которые принадлежат ребенку. Для ребенка подобный перенос не дает ничего полезного. Детские игрушки, несмотря на то, что они имеют материальную ценность, не подлежат сбережению и коллекционированию. Если для взрослого в игрушке ценностью являются эстетические характеристики, достоверность и точность исполнения деталей, художественная выразительность, то для ребенка ценность игрушки состоит в другом — в ее способности быть примененной в игре.

       Замечено, что игрушки, которые ребенок сделал сам или в создании которых принимал активное участие, практически всегда занимают положение предпочитаемых и бережно хранятся. Еще одним способом побудить ребенка к исследовательскому поиску является предоставление ему возможности отыскивать себе игрушки среди предметов, которые его окружают. Следует признать, что ребенок имеет право считать игрушками все предметы, которыми он решает завладеть.

Действительно, наибольшую заинтересованность дети обнаруживают по отношению к играм и игрушкам, которые приносят им «радость достижения». В этой связи специалисты рекомендуют предлагать детям не готовые игрушки, а наборы деталей, «конструкторы», из которых можно сконструировать свою игрушку самостоятельно и испытать «радость достижения».

На наш взгляд кружок оригами «Бумажки», который работает в нашем детском саду более 10 лет, помогает решить проблему развития исследовательского поведения ребенка, через создание детьми фигурок, которые могут быть использованы в качестве игрушек.

Кружок дает возможность на первых занятиях исследовать свойства бумаги, виды, способы окрашивания.

Когда у детей накопится некоторое количество фигурок, то можно организовать режиссерскую игру, театрализованную деятельность.

Фигурки-игрушки: веера, самолеты, парашюты, воздушные змеи, позволяют организовать игры, которые помогут исследовать свойства   воздуха.

Пароходы, лодки, катамараны, играя с ними дети изучают свойства воды.

Это только некоторые примеры использования продуктов детской деятельности в кружке «Бумажки».

Всем вышесказанным мы хотели отметить, что несмотря на развитую индустрию современных игрушек, педагогически целесообразно оставить за ребенком право и предоставить возможность самому создавать для себя игрушки, исследуя тем самым окружающий мир.

Список литературы

1. Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М.: Просвещение, 1967. — 194 с.
2. Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей / В. Р. Дольник – СПб.: Издательство Петроглиф, 2009. — 352 с.
3. Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф. Коррекция поведения детей и подростков / Практическое руководство. В 2-х т. Т.1. Стратегия и методы. — М.: Изд-во «Академия». — 2001. — 224 с.
4. Миллер С. Психология игры. — СПб.: Университетская книга, 1999. — 320 с.
5. Поддъяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии по- знания, помощь, противодействие, конфликт. — М.: Национальное образование, 2016. — 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольных учреждений "Значение «Логических блоков Дьенеша» для всестороннего развития дошкольников."

Использование в работе логических блоков Дьениша. В консультации приведен пример разнообразных игр с логическими блоками, которые позволяют развивать логическое мышление, воображение память....

Консультация для педагогов дошкольного учреждения

Использование современных методов в обучении детей рассказыванию с целью овладения ими речью, как средством общения....

Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Закаливание в ДОУ»

Приоритетным направлением любого дошкольного учреждение является сохранение и укрепление здоровья воспитанников.   Закаливание естественными факторами природы - солнцем, воздухом и водой сл...

Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов....

Консультация для педагогов дошкольного учреждения «Создание условий для художественно эстетического развития детей в детском саду»

Создание в группе детского сада уголка изобразительного искусства благоприятствует обстановке для творческой активности детей....

Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Дидактические игры на экологическую тематику в детском саду»

Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности....