Окружающая среда в группе привлекательная и комфортная.
статья (старшая, подготовительная группа)
Образовательная развивающая среда в группе, как третий участник процесса обучения дошкольника.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 264.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Среда, привлекательная и комфортная для разнообразной деятельности детей
- Возможность обновления материалов в центрах, отражающих интересы детей, темы или проекты, над которыми они сейчас работают
- Наличие в центрах материалов «открытого типа», которые можно исследовать
- Возможность создания материалов совместно с детьми и родителями
- Возможность детям выбирать и действовать с материалами и самим убирать их.
- Фокус на процессах, а не только на продуктах работы
- Мотивация решать задачу несколькими способами
- Cоздание исследовательской среды
Во время наблюдения за детьми мне удалось выявить, что далеко не со всем материалом, как хотелось бы, дети работают самостоятельно. Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Но все мы знаем, что дошкольники не могут познавать или придумывать по требованию, потому что им это пригодится в дальнейшем. Они способны запомнить, понять, усвоить только то, в чем они испытывают практическую необходимость на данный момент. И здесь следует учесть, что не столько разнообразие аккуратно сложенного материала, сколько форма или способ его подачи должны вызвать интерес и желание ребёнка действовать с ним самостоятельно.
Принцип интеграции образовательных областей, учёт особенностей и интересов воспитанников повлёк к наличию межпредметных материалов. Например, в математическом центре можно поместить шишки, жёлуди, камушки, мелкие игрушки для составления задач. А в экспериментальном уголке пластилин, солёное тесто и т. д. Это вроде бы несущественное изменение даёт возможность ребёнку либо добывать знания самому (пересчитывать при взвешивании, конструировании) либо развивает умение применить свои знания в другой деятельности.
Разноцветные следы уверено ведут нас в групповую комнату. Озорные и пытливые дошколята встречают нас с улыбкой в «Городке всёзнаек», где самостоятельно можно составить слоги, по картинкам - подсказкам узнать о тайнах природы, по цифрам определить состав числа и множества. В окошках домиков можно увидеть то геометрические фигуры, то сказочных героев, которые помогут рассказать сказку или придумать новую.
Особый интерес у детей вызывает центр изобразительного творчества.
Художественное творчество, как продуктивный вид деятельности, всегда интересно для всех детей, его легко можно интегрировать со всеми областями образования и решать
Трудности, большие или маленькие в работе педагога, особенно, всегда есть и будут. Потому как это живые дети, это всегда работа по ситуации, которую невозможно предугадать до конца. На мой взгляд, высшей целью педагога может и должно быть - создание в группе доверительной обстановки. Дай возможности раскрыться каждому и даже самому застенчивому ребёнку и потом говори с ним, о чём хочешь и узнай, что он хочет. Принцип абсолютного добровольного участия со стороны ребёнка, его желание познавать, экспериментировать, играть - для меня начало всех начал в любой деятельности с детьми. Поиск идёт не прерывно, как заинтересовать, предложить, чтобы этот принцип сработал. Я стараюсь ненавязчиво вовлекать в процесс познания, эксперимента, всегда оставлять ребёнку маленький выбор, участвовать или нет в выполнении заданий. И уж на крайний случай, "жалко, что тебе совсем неинтересно, я надеялась, что ты поможешь придумать, найти ответ и т. д." Я часто встречаюсь с бывшими воспитанниками, живущими рядом с детским садом и, конечно, не от многих, но слышала: «Спасибо, что вы не заставляли нас заниматься, а много с нами играли и разрешали нам самим придумывать игры, спектакли, передачи». Для меня это самое ценное, что вдохновляет и предаёт уверенность в правильности моих подходах в работе с детьми. Набирая новых детей в группу, мы организуем образовательный проект "Я и моя семья", участниками которого являются воспитанники и их семьи. В начале, как всегда не очень активно и с оглядкой не все принимают участие. Но потом мини проекты: "Как две капли воды", "На кого я похож?", "История игрушки моего папы или моей мамы", "Семейные истории в картинах" набирают обороты, в приёмной группы всё больше появляется фотоматериалов, газет, альбомов, которые вызывают интерес и желание поучаствовать у других. Ни что так не сближает людей, как совместная работа. Сбор материала, выставки, художественные номера раскрывают родителей, объединяют их между собой. И мне, как педагогу, видны воспитательные возможности каждой семьи не на словах. Важно найти ту самую пятёрку семей, более открытую, ответственную и отзывчивую на предложения, а большинство присоединится позже. Не все будут откликаться на просьбы и предложения, только потому, что вы воспитатель его ребёнка и у вас есть план работы с родителями. Если родители видят отдачу со стороны воспитателя, да ещё и результат, то они обязательно будут вашими надёжными помощниками и партнёрами.
Было это, примерно пять лет назад, мне сказали, что у входа в детский сад меня ожидают и просят очень увидеться. Я спустилась, у дверей стояла девочка лет двенадцати со своей бабушкой, они очень торопились. Ева вручила мне шкатулку, сделанную своими руками, обняла и сказала, что они уезжают в другой город, и она пришла сказать спасибо за всё и со мною
проститься. Я недоумевала, ведь прошло пять лет, и почему сейчас «за всё спасибо».
«Ева сказала, что в этом городе у неё остались только Вы, с кем жалко расставаться» - продолжила бабушка. Я поняла, что девочка была чем то взволнована, в спешке пожелала всего хорошего и они вышли. В шкатулке лежало письмо, по содержанию которого, было понятно, что в семье на тот момент было не всё гладко, вместе с мамой они меняли место жительства и она решила поделиться со мной мыслями о поведении взрослых, своими чувствами. Надеюсь, что всё наладилось в этой семье, храню шкатулку и до сих пор очень тронута тем, что ребёнок, спустя столько лет, помнила меня и в трудные моменты решила получить поддержку именно в моих объятиях.
Так вот эта шкатулка для меня сегодня стимул, видимый результат и она меня обязывает быть… .
Родителей да и нас педагогов волнует произношение, правильное построение предложений. И всё это, сидя за картинками в играх, в дальнейшем за уроками, а в жизни? А в жизни никак. Дети испытывают трудности в общении, в социализации, в умении быть частью команды, сообщества. Бывает и так, что чувства и эмоции есть, а слов и интонации нет. Нам всем, и взрослым и детям не хватает выразительной, образной речи, а если мы слышим, то слушаем, затаив дыхание.
Окунувшись в методики, я поняла, что нужно заполнить детское пространство разной речью: образной, эмоциональной, чувственной, исходящей как от меня, так и от детей. Передо мной встала задача – заполнить детское пространство разной речью: образной, эмоциональной, чувственной и не только с моей стороны, но со стороны детей».
У нас в группе трёх коробках живут «переживательная», «игрательная» и «дружительная» речь. Точнее это шляпы, которые помогают детям, не стесняясь, входить в образ или перевоплощаться. Этюды, реплики по схемам, короткие стихи в прочтении по ролям или хором с кем то вызывают интерес у детей. Они пробуют, произносят, придумывают своё. Как вариант, шляпы подвешиваются к потолку и дети, подстраиваясь под каждую, произносят реплику в разных интонациях. Ценно и то, что дети самостоятельно дополняют образ характерными бумажными ушками, усами, перьями.
Каким должен быть выпускник детского сада сегодня?
- Самостоятельным и организованным в быту. Родители на работе и не в состоянии контролировать каждое его действие и шаги.
- Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, распознаёт различные ситуации и адекватно их оценивает. Несёт ответственность за свои поступки и действия, объясняя, почему он так поступил.
- Владеет устной речью, умеет выражать свои мысли, высказывает своё мнение.
- Владеет навыками элементарного счёта, сравнения, анализа и синтеза.
- Проявляет познавательную активность и интерес к окружающему миру.
- Имеет первичные ценностные представления о семье, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
«Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям ..», написал в своё время Торри Харрис. И моя функция, как педагога, при размышлении над образом выпускника - дошкольника может состоять в следующем:
На первом собрании в подготовительной группе я показываю родителям десяти минутное видео интервью с Натальей Виноградовой, доктором педагогических наук, профессором, которая в доступной форме рассказывает, как нужно готовить ребёнка к школе. Затем мы вместе, обсуждая некоторые моменты, составляем портрет выпускника и тут же рассуждаем вместе по каждому пункту.
«Быть самостоятельным и организованным в быту мы не сможем, поскольку это прерогатива Ваша и ещё раз Ваша, уважаемые родители! И если дома ваш ребёнок находится под гипер опекой или делает только то, что хочет, то наши начинания совершенно напрасны», говорю я родителям. В результате мы приходим к выводу, что требования и подходы к ребёнку дома и в детском саду должны быть одинаковыми. Что только вместе, мы сможем подготовить детей к будущей жизни.
Низкий уровень инициативности, уровень авторского запроса, низкая субъектная позиция самости.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»
(С. Л. Новоселова) .
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы .
Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно-развивающей и игровой среды детского сада.
В Берестов. Однажды он ошибку совершил,
Напуганный, не знал, куда деваться.
И, дорожа спокойствием души,
Поклялся вообще не ошибаться.
Чтоб не споткнуться, он замедлил шаг,
Чтоб не забыться, спорить не решался,
А собственное мненье прятал так,
Что, собственно, без мнения остался.
Он никому на свете не мешал,
Его встречали вежливой улыбкой.
Ошибок он уже не совершал.
Вся жизнь его теперь была ошибкой.
Наша задача не подавлять грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на вопросы "почему" и "как", что способствует развитию познавательной компетенции детей.
В настоящее время приоритетным направлением в дошкольной сфере образования является (кроме сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей) развитие личности ребенка, подразумевающее формирование компетенций, инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению, а также приобщение детей к общечеловеческим ценностям (Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Галигузова, Т.И. Гризик, Т.И. Ерофеева, Л.В. Запорожец, Л.Н. Комисарова, В.Т Кудрявцев, ЕГ.Хайпова). Другими словами, то, что призвано реализовать общественный заказ, — подготовку подрастающего поколения к социально-ориентированной, активной творческой жизнедеятельности. В связи с этим ведущей идеей на дошкольной ступени становится идея оптимальной социализации ребенка-дошкольника (Л.В. Коломийченко, М.И. Лисина, Мухина, Д.И. Фельдштейн и др.). Социализация, по мнению отечественных психологов и педагогов (В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова, В.А. Мижерикова, Л.Д. Столяренко и др.), включает познание человеком окружающего пространства, овладение умениями межличностного общения, освоение различных социальных ролей, принятие и осознание социально и индивидуальной значимых событий.
Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике #ixzz3KZA6RlFJ
Мы должны предложить такую художественную деятельность, которая бы помогла максимально реализовать творческие способности у большинства детей и познавать мир через собственное самовыражение всем, даже тем, у кого изобразительные навыки на низком уровне.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»
(С. Л. Новоселова) .
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы .
Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно-развивающей и игровой среды детского сада.
В Берестов. Однажды он ошибку совершил,
Напуганный, не знал, куда деваться.
И, дорожа спокойствием души,
Поклялся вообще не ошибаться.
Чтоб не споткнуться, он замедлил шаг,
Чтоб не забыться, спорить не решался,
А собственное мненье прятал так,
Что, собственно, без мнения остался.
Он никому на свете не мешал,
Его встречали вежливой улыбкой.
Ошибок он уже не совершал.
Вся жизнь его теперь была ошибкой.
Наша задача не подавлять грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на вопросы "почему" и "как", что способствует развитию познавательной компетенции детей.
В настоящее время приоритетным направлением в дошкольной сфере образования является (кроме сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей) развитие личности ребенка, подразумевающее формирование компетенций, инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению, а также приобщение детей к общечеловеческим ценностям (Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Галигузова, Т.И. Гризик, Т.И. Ерофеева, Л.В. Запорожец, Л.Н. Комисарова, В.Т Кудрявцев, ЕГ.Хайпова). Другими словами, то, что призвано реализовать общественный заказ, — подготовку подрастающего поколения к социально-ориентированной, активной творческой жизнедеятельности. В связи с этим ведущей идеей на дошкольной ступени становится идея оптимальной социализации ребенка-дошкольника (Л.В. Коломийченко, М.И. Лисина, Мухина, Д.И. Фельдштейн и др.). Социализация, по мнению отечественных психологов и педагогов (В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова, В.А. Мижерикова, Л.Д. Столяренко и др.), включает познание человеком окружающего пространства, овладение умениями межличностного общения, освоение различных социальных ролей, принятие и осознание социально и индивидуальной значимых событий.
Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике #ixzz3KZA6RlFJ
Мы должны предложить такую художественную деятельность, которая бы помогла максимально реализовать творческие способности у большинства детей и познавать мир через собственное самовыражение всем, даже тем, у кого изобразительные навыки на низком уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Построение здоровьесберегающей, комфортной окружающей среды в ДОУ»
В презентации показана модель здоровьесберегающей, камфортной окружающей среды в ДОУ....

КОРОБОЧКИ-МИРИЛОЧКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. СОЗДАЕМ КОМФОРТНУЮ СРЕДУ В ГРУППЕ.
Дети так часто ссорятся! Давайте поможем им помириться!...

Обобщение опыта работы по теме «Создание комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группе»
В материале представлен опыт работы по теме "Создание комфортной РППС в группе"...

Презентация "Предметно-окружающая среда в группе"
Воспитателю очень важна для работы предметно-окружающая среда....

Презентация "Загрязнение окружающей среды" (подготовительная группа)
Демонстрационный материал: презентация "Загрязнение окружающей среды" (подготовительная группа)...

Статья на тему: «Создание предметно-развивающей среды в группах ДОУ» (Как организовать пространство группы таким образом, чтобы оно было комфортным и эффективным инструментом воспитания и обучения)
Статья поможет педагогам правильно подготовить и организовать пространство для создания предметно-развивающей среды в средней группе детского сада....

