Опыт работы «Использование технологии «Баночки выбора» для развития инициативности и самостоятельности детей».
материал
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС ДО является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициатива, инициативность — это активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
Развитие инициативы и самостоятельности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях и поступках активно и настойчиво проявляет стремление к самостоятельности. Актуальность проблемы развития инициативы и самостоятельности у дошкольников связана с определенными перекосами в воспитании детей. Исследования, проведенные в последнее время, свидетельствуют о том, что детям свойственен инфантилизм и синдром беспомощности, так как взрослые не предоставляют детям свободу выбора и не создают условия для развития самостоятельности. Промедление в развитии самостоятельности приводит к появлению детских капризов, упрямства, вредной привычки постоянно надеяться на помощь окружающих.
Вместе с тем, развитая инициатива и самостоятельность обеспечивает формирование эмоционально-положительного настроя ребенка в коллективе, уравновешенность его поведения, активность во взаимоотношениях со сверстниками. Своевременное развитие самостоятельности у дошкольников является необходимой предпосылкой для проявления ими активной взаимопомощи, заботы об окружающих, бережного отношения к вещам.
Дошкольный возраст является важным периодом для развития инициативы и самостоятельности. В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие физических и психических качеств личности.
Для самостоятельной деятельности дошкольника характерны умение действовать по собственной инициативе как в знакомых, так и в новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; способность выполнять необходимые для достижения цели действия без помощи взрослых; наличие самоконтроля и самооценки. Для проявления самостоятельности ребенок должен обладать рядом необходимых знаний, умений и навыков, а также, безусловно, соответствующей мотивацией.
Существует очень много форм работы по поддержке детской инициативы и самостоятельности, сегодня я расскажу о технологии «Баночки выбора».
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование технологии «Баночки выбора» для развития инициативности и самостоятельности детей».
Музыкальный руководитель
Карпенко О.П.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС ДО является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициатива, инициативность — это активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
Развитие инициативы и самостоятельности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях и поступках активно и настойчиво проявляет стремление к самостоятельности. Актуальность проблемы развития инициативы и самостоятельности у дошкольников связана с определенными перекосами в воспитании детей. Исследования, проведенные в последнее время, свидетельствуют о том, что детям свойственен инфантилизм и синдром беспомощности, так как взрослые не предоставляют детям свободу выбора и не создают условия для развития самостоятельности. Промедление в развитии самостоятельности приводит к появлению детских капризов, упрямства, вредной привычки постоянно надеяться на помощь окружающих.
Вместе с тем, развитая инициатива и самостоятельность обеспечивает формирование эмоционально-положительного настроя ребенка в коллективе, уравновешенность его поведения, активность во взаимоотношениях со сверстниками. Своевременное развитие самостоятельности у дошкольников является необходимой предпосылкой для проявления ими активной взаимопомощи, заботы об окружающих, бережного отношения к вещам.
Дошкольный возраст является важным периодом для развития инициативы и самостоятельности. В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие физических и психических качеств личности.
Для самостоятельной деятельности дошкольника характерны умение действовать по собственной инициативе как в знакомых, так и в новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; способность выполнять необходимые для достижения цели действия без помощи взрослых; наличие самоконтроля и самооценки. Для проявления самостоятельности ребенок должен обладать рядом необходимых знаний, умений и навыков, а также, безусловно, соответствующей мотивацией.
Существует очень много форм работы по поддержке детской инициативы и самостоятельности, сегодня я расскажу о технологии «Баночки выбора».
Баночки выбора – это один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей. Данная технология предполагает развитие активности, самостоятельности, инициативности, уверенности в себе, поэтому ребёнок сам принимает решения, выбирает, чем ему заниматься. Я в свою очередь, не навязываю ребёнку своё мнение. Моя задача состоит в том, чтобы направить и правильно организовать пространства музыкального зала, т. е. зоны по интересам детей, и обеспечить эти зоны необходимым материалом для самостоятельного развития ребёнка.
Баночки выбора представляют собой обычные баночки, каждая баночка имеет свой цвет (жёлтый, красный, синий, зелёный). Так же различные крупы, бусинки, которыми дети обозначают свой выбор.
Как это работает:
Перед тем, как начать работу с «Баночками выбора» предлагаю детям сесть на стульчики, образуя круг, Далее обсуждаем с детьми, например, такие вопросы: «Что бы ты сегодня хотел делать на музыкальном занятии»; «В какую музыкальную игру вы бы хотели поиграть?»; «Какой материал для этого понадобится?»; «С кем бы ты хотел этим заниматься?»
В начале занятия я обозначаю следующие виды деятельности: слушание, пение, музыкально ритмические игры и танцы, игры на ДМИ. Далее вместе с детьми определяем, какой цвет что будет значит, (жёлтая баночка - слушание, красная баночка - пение, синяя баночка - игра на ДМИ, зелёная баночка - музыкально ритмические игры танцы) или место, куда мы отправимся в путешествие, например это лес, волшебный город и т.д. Дети самостоятельно договариваются, определяют, чем мы будем осуществлять выбор (фасоль, горох, бусинки и т.д). Далее происходит выбор ими вида деятельности. Они по очереди выходят и делают свой выбор. После выбора начинаем исследовать баночки (по звучанию, тем самым развиваем слуховое восприятие посредством шумовых различий, весу), где содержимого больше и с чего начать. Приглашаю одного ребёнка, чтоб он один исследовал баночки или дети сами выбирают, кто будет исследовать, либо все вместе.
Так же я обговариваю подробнее, что мы будем делать в каждом виде деятельности. Например: Слушание- П.И. Чайковский «Мама», Игра на ДМИ- И. Дунаевский «Полька» оркестр шумовых инструментов и т.д. В начале занятия дети обозначают свой выбор. Далее начинаем с того вида деятельности, которое набрало большее количество голосов и постепенно приходим к виду деятельности набравшее меньшее количество голосов, или наоборот, от меньшего к большему, как решат дети.
По окончании занятия я детям снова предлагаю собраться в кружок для анализа результатов своей деятельности, и задаю следующие вопросы: «Что ты сделал и что ты об этом думаешь?»; «Получилось ли у тебя то, что ты задумал?»; «Доволен ли ты результатом своей работы?» Для ответа предлагаю использовать детям следующие жесты:
Палец вверх — я старался, я доволен, все получилось!
Палец вниз — я старался, но не получилось.
Создаваемая ситуация выбора — это спроектированная мною деятельность, когда детям предоставляется возможность (для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля поведения) отдавать свое предпочтение одному из видов музыкальной деятельности. Самостоятельная ситуация выбора позволяет поставить ребенка в позицию субъекта деятельности, оказывает успешное влияние на развитие его личностных качеств (активности, инициативности, самостоятельности).
Таким образом, применяя технологию «Баночки выбора» на музыкальных занятиях, ребенок становится самостоятельным в выборе своей деятельности, становится более организованным, а так же использование данной технологии помогает мне организовать самостоятельную деятельность детей, учитывать их интересы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В СРЕДНЕМ ВОЗРАСТЕ...

Опыт работы " Использование техник тестопластики как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста ."
Лепка из солёного теста имеет важное значение для развития мелкой моторики кистей обоих рук ,зрительно-моторной координации, психических познавательных процессов ,формирования умений и навыков работы ...

Опыт работы " Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста"
Тема работы «Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста», выбрана не случайно. Сенсомоторное развитие дошкольника это ...
Семинар - практикум "Использование в образовательной деятельности разнообразных форм работы, направленных на индивидуализацию образования для развития инициативности и самостоятельности детей"
Развивающая предметно - пространственную среда является условием для оптимального развития индивидуальных способностей и возможностей детей.Роль взрослого заключается в правиль...
Презентация "Развитие инициативности и самостоятельности детей"
Презентация на тему: Развитие инициативности и самостоятельности детей через построение РППС во II мл.группе...

Опыт работы " Использование технологии театрализованной деятельности, как фактора успешного речевого развития дошкольников в условиях ФГОС ДО "
Опыт работы «Использование технологии театрализованной деятельности, как фактора успешного речевого развития дошкольников в условиях ФГОС ДО »Актуальность опыта. Проблема ...

Опыт работы. Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников
Одной из главных задач дошкольного образования является развитие речевых способнотей у детей дошкольного возраста. Одним из эффективных и интересных методов, помогающим активизировать познаватель...
