Проект "Функциональная грамотность"
проект

Петрова Татьяна Петровна

Проект "Функциональная грамотность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_funktsionalnaya_gramotnost.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

 «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей раннего возраста: социально-коммуникативная и речевая компетентности»

Игровой проект

                                                     Подготовила:

Петрова Т.П.

воспитатель

2025г.

Пояснительная записка: Функциональная грамотность — это способность человека использовать знания, приобретенные навыки для решения широкого спектра жизненных задач.

Проект направлен на формирование предпосылок функциональной грамотности у детей раннего возраста через развитие социально-коммуникативных и речевых компетенций. В рамках проекта будут использоваться различные образовательные технологии, такие как проблемно-диалогическая, технология формирования правильной читательской деятельности, информационные и коммуникационные технологии.

Особое внимание в проекте уделяется развитию речи детей. Это включает развитие понимания речи, собственной активной речи ребенка, а также развитие дыхания, слуха, подражания и мелкой моторики.

Проект будет реализован в три этапа: предварительный, основной и заключительный. На каждом этапе будут проводиться соответствующие мероприятия и занятия, направленные на формирование предпосылок функциональной грамотности у детей раннего возраста.

Тип проекта:

- По составу участников: групповой.

- По целевой установке: игровой.

- Участники проекта: педагог, воспитанники первой группы раннего возраста, родители.

- Сроки по продолжительности: долгосрочный (учебный год).

Актуальность: В современном мире функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической жизни общества. Особенно актуальна эта проблема для дошкольного образования, где подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. Социально-коммуникативная и речевая компетентности  являются одними из ключевых компонентов функциональной грамотности. Они позволяют детям раннего возраста успешно адаптироваться в обществе, устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, а также развивать свою речь и  коммуникативные навыки. Ранний возраст является тем периодом, когда происходит первоначальная социализация, ребенок начинает познавать окружающий его мир. Дети раннего возраста высоко восприимчивы, легко обучаемы.

Цель проекта: Создание условий для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей через развитие социально-коммуникативных навыков и речевой компетентности.

Задачи:

1. Развивать коммуникативные навыки детей, учить их общаться со сверстниками и взрослыми.

2. Развивать речь детей, обогащать словарный запас, учить строить предложения.

3. Максимально активизировать психические процессы (внимание, воображение, мышление, память) в организации образовательных мероприятий.

4. Внести изменения в среду группы   так, чтобы само пространство группы стимулировало активность ребенка (экспериментировать, наблюдать, творческая деятельность).

5. Стремиться к максимальной поддержке инициативы и самостоятельной активности детей в образовательной деятельности, в решении образовательных и жизненных задач.

6. Привлекать родителей к процессу формирования функциональной грамотности  детей.

Приемы работы:

1. Использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего возраста.

Это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, которое стимулирует развитие познавательных процессов, обогащает сенсорный опыт ребенка и способствует развитию мелкой моторики. В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша.

2. Нетрадиционные методы рисования: ладошкой, пальчиками, ватными палочками.

3.Технология игрового обучения.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Игра - важная деятельность, через которую

педагог может решить любую образовательную задачу. Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка.

Образовательные области:

Образовательные области по проекту включают:

1. Социально-коммуникативное развитие: формирование первичных ценностных представлений, развитие способности к общению, развитие саморегуляции, развитие игровой деятельности, навыков самообслуживания, приобщение к труду, формирование основ безопасности.

2. Познавательное развитие: сенсорное воспитание, формирование элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром, развитие когнитивных способностей (восприятие, память, формирование понятий, воображение, логика).

3. Речевое развитие: развитие речи, приобщение к художественной литературе.

4. Художественно-эстетическое развитие: рисование, конструирование, музыкальное воспитание, театрализованные игры.

5. Физическое развитие: развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта у детей, формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня социально-коммуникативных навыков и речевой компетентности у детей.

2. Развитие интереса к художественной литературе, книгам.

3. Активное участие родителей в процессе формирования функциональной грамотности детей.

4. Создание благоприятной среды для развития детей раннего возраста.

Этапы работы:

Работа с детьми по проекту включает следующие аспекты:

1. Развитие социально-коммуникативной компетентности: активное взаимодействие  детей с окружающим миром, развитие самостоятельности, способности жить среди людей и соблюдать общепринятые правила поведения.

2. Развитие речевой компетентности: постоянное общение ребенка с окружающим, обогащение словарного запаса, развитие фонематического слуха, формирование грамматического троя речи и связной речи.

I этап – предварительный:

1. Выбор и определение темы самообразования.

2. Определение цели, задач, подбор методической литературы.

3. Разработка мероприятий по теме проекта.

4. Мониторинг знаний детей.

5. Анкетирование родителей.

6. Пополнение предметно-развивающей среды игровыми пособиями.

II этап – основной:

Мероприятия проекта:

1. Проведение занятий по развитию речи и коммуникативных навыков.

2. Организация игровых мероприятий, сюжетных игр, театрализованных представлений, игр-экспериментов.

3. Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ.

4. Проведение родительского собрания по вопросам формирования функциональной грамотности детей.

Игры с детьми раннего возраста:

1. Игры в парах - способствуют становлению субъектного эмоционального-положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении («Солнечные зайчики», «По узенькой дорожке»» и др.).

 2. Совместные игры с несколькими партнерами - эти игры помогают детям пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально — практическое взаимодействие с группой сверстников («Паровозик», «Лиса и зайцы», «Птички в гнёздышках» и др.)

3. Пальчиковые игры - дети подражают друг другу («Замок», «Пальчики попляшут», «Пальчики здороваются», и т. д.).

4. Хороводные игры - созданы по образцу народных игр и построены на основе сочетания простых повторяющихся движений и физических контактов участников («Каравай», «Раздувайся, пузырь», «Карусели» и т. д.)

5. Совместные игры с предметами - помогают ребенку видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре («Катаем мячики», «Игры с резиновыми игрушками» и т. д.).

6. Игры с правилами - в которых у малышей развивается умение управлять своим

поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью («Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль», «Кот и

мыши» и т. д.).

7. Словесные игры - это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы («Эхо», «Кто как кричит», «Мишка косолапый», «Зайка беленький» и т. д.)

8. Настольно - печатные игры - это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «Лото», «Парные картинки», «Картинки-половинки», «Блоки Дьенеша», «Пазлы», «Дольки» и др. С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения.

9. Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости. («Мозаика», «Шнуровка», «Рамки-вкладыши», «Квадраты Никитина», игры с прищепками и др.).

Работа с родителями:

1. Консультации по вопросам развития социально-коммуникативных и речевых навыков у детей раннего возраста, знакомство родителей с понятием «функциональная грамотность», оказание поддержки в организации развивающей работы в условиях семьи.

2. Организация совместных мероприятий, направленных на развитие социально-коммуникативных и речевых навыков у детей.

3. Создание информационных стендов и буклетов с рекомендациями по развитию социально-коммуникативных и речевых навыков у детей раннего возраста («Советы родителям по развитию речи вашего малыша», «Если ребенок кусается» и др.)

III этап – заключительный:

1. Подведение итогов работы по проекту.

2. Проведение итоговой диагностики развития детей.

3. Презентация проекта.

Ожидаемые результаты реализации проекта подтвердились:

1. У детей значительно повысился уровень социально-коммуникативных навыков и речевой компетентности у детей.

2. Возрос интерес к художественной литературе, книгам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социокультурная акция "Говори грамотно. Пиши грамотно. Читай грамотно"

ДЕНЬ ГРАМОТНОСТИ в ДЕТСКОМ САДУГрамотность - истинный праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя количество грамотных людей в мире до четырех миллиардов...

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности

Выступление старшего воспитателя МДОУ "ЦРР-Д/с № 127" г. Магнитогорска Севостьяновой Натальи Васильевны, в рамках работы ресурсного центра города Магнитогорска "Формирование предпосылок...

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности

Данный материал поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы....