Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности "Ладья"
рабочая программа (подготовительная группа)

Бисимбаева Дарьягуль Айдарбековна

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной напрвленности "Ладья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Тополек» п. Магнитный

РАССМОТРЕНО:                                                                                                                                                                                 УТВЕРЖДЕНО:

на заседании  педагогического совета                                                                                                                                                приказом МДОУ «Детский сад «Тополек»

Протокол  № _______                                                                                                                                                                           и.о. заведующего ___________ Бисимбаева Д.А.

от  _________           2025 г.                                                                                                                                                                  №_______ от ____________ 2025 г.                                  

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 познавательной направленности

«ЛАДЬЯ»

                                                                                      Возраст обучающихся: 6-7лет

                                                                                       Срок реализации: 1 год    

Год разработки: 2025 г.

                                                                               

                                                                                                                                                                                             Авторы- составители:

                                                                                                                                                                                    Учитель-логопед

                                                                                                                                                                                    Бисимбаева Д.А.

п. Магнитный, 2025 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1.……………………………………………………………………………………………………………………..……... 3

1.1Пояснительная записка………………………………………………………………………………...……………………………………………… ..… 3

  1. Цель и задачи……………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 5

2. Содержательный раздел…………………………………………………..………………………………………………………………………….…... 6

2.1 Календарный учебный график…………………………………………………………………………………………………………………….……… 8

2.2. Календарно-тематическое планирование …………………………………………………………………………………………………….……….....9

2.3. Планируемые результаты освоения программы………………………………………………………………………………………….……….…....14

3. Материально-техническое обеспечение.…………………………………………………………………………………….………………..………...15

3.1. Мониторинг образовательных результатов………………………………………………………………………………………………….…… …….16

3.2.Методическое обеспечение………………...………………………………………………………………………………………………………..……18  


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа «Ладья»  (далее - Программа)

Руководитель программы

Воспитатель: Бисимбаева Дарьягуль Айдарбековна

Организация-исполнитель

МДОУ « Детский сад «Тополек» п. Магнитный

Адрес организации

исполнителя

Челябинская область, Агаповский район,  п. Магнитный,  ул. 60 лет Октября, д.2А

Цель программы

Обучение детей 6-7 лет игре в шахматы.

Направленность программы

Познавательная

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

 адаптированная  дошкольное  образование

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

-Знать: представление о шахматной доске; название шахматных фигур; представление об элементарных правилах игры; представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах; элементарные правила игры; представление о некоторых тактических приемах.

-Уметь: правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение; ориентироваться на ней; играть малым числом фигур; применять элементарные правила игры; играть в парах; применять тактические приемы; использовать в речи основные шахматные термины.

-Владеть: основными шахматными терминами; элементарными правилами игры; умением играть в парах; некоторыми тактическими приемами. основными шахматными терминами; элементарными правилами игры; умением играть в парах; некоторыми тактическими приемами.


1.Организационный раздел

1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный уровень

При разработке данной программы использовались следующие нормативно - правовые документы:

•        Федеральный закон «Об образовании в РФ»;

•        Санитарно-эпидемиологические правила требования к организации общего питания населения СанПиН 2.3.1.3590-20 (от 27 октября 2020 г);

•        МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 9 ноября 2018 г. N 196 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ.

           Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста «ЛАДЬЯ» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.

           Программа по познавательному развитию дошкольников через обучение игровым действиям на шахматной доске учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей старшего дошкольного возраста, дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Познавательное развитие».

     Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Это подтверждается и многолетним практическим опытом: зарубежным и нашим. Можно с уверенностью говорить об огромных потенциальных возможностях развития, таящихся в дошкольном детстве.

Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

     Актуальность программы продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.

Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

Шахматы являются почти идеальной моделью для успешного развития способности действовать в уме. Обычно эти способности формируются в 6-10-летнем возрасте, поэтому самый подходящий возраст для начала изучения шахмат - это старшая или подготовительная группы детского сада, а также 1 класс общеобразовательной школы.

Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.

    Программа предполагает изучение шахматной игры дошкольниками 5-6 лет до уровня начинающего шахматиста, то есть освоение правил игры, умения довести партию до логического конца. Процесс обучения должен проходить в интересной, ненавязчивой форме. Всё должно быть предельно доступно. К примеру, правила игры можно донести до ребят в виде сказки или стихотворения, которое легко заучить. Особенно важно первое занятие: оно должно быть ярким и запоминающимся.  

  Основные принципы:

Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

- Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресс образующих факторов

  учебного процесса

- Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

- Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями

  окружающего мира;

- Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность  

  выбора;

- Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

1.2. Цели и задачи:

Цель: Обучение детей 6-7 лет игре в шахматы.

 Задачи программы:

Обучающие:

• развитие познавательного интереса во время игры в шахматы;

• включение  в  познавательную деятельность;

• приобретение навыков при игре в шахматы, умения ориентироваться на плоскости, знать элементарные правила игры; представление о некоторых тактических приемах;

тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.

Воспитательные:

• формирование у воспитанника настойчивости, выдержки, спокойствия, уверенности в своих силах и стойкий характер; 

• культуры общения и поведения в социуме.

Развивающие:

• развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, самообладание, эмоциональная устойчивость;

• формирование потребностей  в самопознании, саморазвитии.

Возраст детей.

Возраст детей – 6-7 лет:

-  состав группы (постоянный);

-  особенности набора обучающихся (свободный);

- базовые знания.

Срок реализации программы. 

1 год, с 1.10.2024 – 31.05.2025

- одноступенчатый образовательный процесс (1.10.2024 – 31.05.2025)

 Форма детского образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий:

- общее кол-во часов в год - 65

- 2 занятия в неделю по 30 минут, - понедельник, четверг

  1. Содержательный раздел

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный план по дополнительному образованию разработан в соответствии с нормативными документами:

•        Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

•        Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155;

•        Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические к организациям воспитания и обучения, отдыха   детей и молодежи;

•        Письмо Рособрнадзора от 10.09.2013 N 01-50-377/11-555 «О соблюдении прав граждан при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг в общеобразовательных организациях, расположенных на территории субъектов Российской Федерации и о нарушениях законодательства Российской Федерации об образовании в части обеспечения государственных прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

•        Уставом МДОУ «Детский сад «Тополек» п. Магнитный;

•        Положением об оказании дополнительных образовательных услуг в МДОУ «Детский сад «Тополек» п. Магнитный.

Учебный план по дополнительному образованию определяет содержание дополнительного образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей воспитанников, родителей (законных представителей) и дополняет содержание ООП ДОУ.

Учебный план по дополнительному образованию обсуждается и принимается Педагогическим советом и утверждается приказом заведующего детским садом.

   Учебный план модифицированного курса занятий рассчитан на 1 год обучение. Занятия проводятся 2 раз в неделю для детей  подготовительной группе «НЕПОСЕДЫ -2  » (6-7 лет)  во второй половине дня.

Продолжительность занятия для детей:

•        6-7 лет - 30 минут;

Образовательный   процесс осуществляется в соответствии с образовательной программой ДОУ. Курс занятий рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май). Тема занятий, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т.д.

План распределения времени на реализацию программы в неделю (учебный план)

Базовая часть (инвариативная)

Группы

Направление образования

подготовительная группа «Непоседы-2»

Дополнительное образование

2 (30мин)

2.1.Календарный учебный график

1.

Продолжительность освоения программы

34 недель

2.

Начало реализации программы

16.09.2024 г.

3.

Окончание реализации программы (окончание учебного года)

31.05.2025 г.

4.

Входной (вводный) мониторинг (входное обследование уровня подготовленности обучающихся)

19.09.2024-23.09.2024 г.

5.

Регламентирование образовательного процесса (режим работы объединения)

2 дня в неделю по 1 занятию

продолжительность занятия:

6-7 лет — 30 мин.

6.

Выходные и праздничные дни

  Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные правительством РФ:

4 ноября — День народного единства;

7 января — Рождество Христово;

23 февраля- День защитника Отечества;

8 марта — Международный женский день;

1 мая — Праздник Весны и труда;

9 мая — День Победы

7.

Каникулы (сроки, продолжительность)

зимние каникулы с 01.01.2025 г. - 10.01.2025 г.

 летние с 01.06.2025 г. - 31.08.2025 г.

8.

Сроки промежуточного мониторинга

с 14.12.2024 — 19.12.2024 г.

9.

Дата итогового занятия

26.05.2025

  1. Календарно-тематическое планирование

Тема

Наименование

модулей, разделов и тем

Содержание

Работа с родителями

№1

Формирование групп. Анкетирование

Выявление знания детей в области знаний шахмат, посредством дидактического материала на начало года.

Опрос родителей

«Выявление интересов родителей воспитанников

по вопросам изучения игры в шахматы»

№2

«Шахматная доска»

Рождение, история развития шахмат. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чтение – инсценировка дидактической сказки «Котята – хвастунишки». Рассказ об истории шахмат, презентация, чтение дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски» И.Г.Сухина. Беседа по содержанию сказки.

Информация для родителей
об истории происхождения шахмат.

№3

«Шахматная доска. Проспекты, улицы, переулки шахматной доски»

Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Продолжить знакомить детей с шахматным королевством, Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами,  введение понятия «горизонталь», «вертикаль», «диагональ»

№4

«Правила игры»

Знакомство с правилами игры. Дидактические игры. Презентация.        

Оформление стенда «Чемпионы мира по шахматам»

№5

«Правила игры». «Знакомство с чемпионами мира по шахматам»

Закрепление правил игры в шахматы. Знакомство с чемпионами мира по шахматам. Презентация.

№6

«Элементы шахматной доски. Горизонталь»

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей и горизонталей на доске.  Чтение сказки «Чудесные фигуры»

Советы родителям при обучении игре в шахматы.

№7

«Элементы шахматной доски. Вертикаль»

Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка",

Советы родителям

при обучении игре в шахматы.

 №8

«Элементы шахматной доски. Закрепление»

Закрепление. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей и горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические игры "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?"

 №9

«Знакомство с шахматными фигурами»

Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет". Начальное положение шахматных фигур. Дидактические игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".

Консультация «Одаренные дети»

 №10

Пешка «Ни шагу назад!»

Познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Чтение  дидактической сказки «Чудесная Пешка». Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".Д/и «Волшебный мешочек»

Беседа по просьбе родителей.

№11

Пешка

Особенности пешки. Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение. Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру".

 №12

Я - Ладья

Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи. Чтение дидактической сказки "Я – Ладья" Рассказ о месте ладьи в начальном положении

Консультация

«Увлекательная игра – Шахматы»

Прочитайте детям

 Драгунский В. «Шляпа гроссмейстера».

 №13

Ладья

Практические упражнения. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

 №14

«Кто такой Слон»

Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Отгадывание загадки о слоне.

№15

Слон

Отработка практических навыков. Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические задания "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

 №16

Ферзь – тяжелая фигура

Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом  ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура». Дидактические игры «Захват контрольного поля»,  «Защита контрольного поля»

№17

Ферзь против ферзя

Отработать практические навыки. Дидактические игры «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности»

№18

Конь – легкая фигура

Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Рассказать и показать сложность ходов коня. Конь – легкая фигура.

Рисование шахматных фигур. Выставка рисунков.

 №19

Конь

Практические упражнения. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

 №20

Король

Знакомство с королем. Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Разучить правило  «Королей не уничтожают» и что оно означает.  Дидактические задания: «Один в поле воин", "Кратчайший путь".

 №21

Шах и мат. Три способа защиты.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Три способа защиты.

Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха".

 №22

Шах и мат

Практические упражнения. Чтение сказки "До свидания, Шахматная страна". Объяснение нового материала: мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат".

 №23

Шахматная партия. Повторение.

Поля. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Центр. Ходы фигур, взятие. Шах. Мат. Начальное положение. Игра пешками, слоном, ладьей, ферзем, королем. Правило «Короля не бьют». Шахматные партии.

Элементы карнавального костюма. (маски, головной убор)

 №24

Шахматная партия. Повторение.

Поля. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Центр. Ходы фигур, взятие. Шах. Мат. Начальное положение. Игра пешками, слоном, ладьей, ферзем, королем. Правило «Короля не бьют». Шахматные партии.

 №25

Повторение. Закрепление.

Поля. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Центр. Ходы фигур, взятие. Шах. Мат. Начальное положение. Игра пешками, слоном, ладьей, ферзем, королем. Правило «Короля не бьют». Шахматные партии.

Элементы карнавального костюма. Выставка.

 №26

Шахматная партия. Игра в парах.

Практические упражнения.  Работа на шахматной доске.

День открытых дверей. Мастер-класс «Обучение родителей игре в шахматы»

 №27

Шахматная партия. Игра в парах.

Практические упражнения.

“Угадайка”. Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

№28

Шах, пат и мат

Шах. Мат. Пат. Способы защиты. Чтение сказки "Мат и пат", Рассказ о позициях «мат» и «пат». Просмотр слайдов.

Консультация «Шахматы как образ жизни»

 №29

Шах, пат, мат, ничья. Вечный шах.

Шах. Мат. Пат. Способы защиты. Ничья. Вечный шах. Вариантах ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".

 №30

Шах, пат, мат. Ничья. Закрепление

Шах. Мат. Пат. Способы защиты. Ничья. Вечный шах. Практические упражнения

 №31

Три правила рокировки

Понятие рокировки. Длинная и короткая рокировка. Три правила рокировки. «Куда идёт король»- чтение сказки И. Сухина. Просмотр слайдов

Прочитайте детям Чеповецкий Е. «Приключения шахматного солдата Пешкина»

 №32

Рокировка. Закрепление

Знакомство с правилами рокировки. Отработка практических навыков.

 №33

Рокировка

Практические упражнения.

 №34

Конь

Легкая фигура – конь. Ход коня – буква «Г». С белого поля на черное. Конь против других фигур. Объяснение, беседа.

Беседа по просьбе родителей

 №35

Конь против других фигур.

Легкая фигура – конь. Ход коня – буква «Г». С белого поля на черное. Конь против других фигур. Объяснение, беседа. Дидактическая игра “Волшебный мешочек”

 №36

Конь. Отработка умений.

Легкая фигура – конь. Ход коня – буква «Г». С белого поля на черное. Конь против других фигур. Объяснение, беседа. Дидактическая игра “Волшебный мешочек”.

 №37

Конь. Закрепление

Легкая фигура – конь. Ход коня – буква «Г». С белого поля на черное. Конь против других фигур. Практические упражнения.

№38

Ферзь. Секретная фигура

Ходы, взятия и ценность фигуры. Объяснение, беседа. “Угадай”. “Секретная фигура”. Дидактические игры "Захват контрольного поля".

Консультация «Шахматы как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников»

№39

Ферзь против ферзя

Ходы, взятия и ценность фигуры. Объяснение, беседа. “Угадай”. “Секретная фигура”. Дидактические игры   "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности»

 №40

Ферзь. Взятие.

Ходы, взятия и ценность фигуры. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру".

Изготовление шахматных фигур из нетрадиционного материала

 №41

Ферзь. Закрепление

Ходы, взятия и ценность фигуры. Практические упражнения.

 №42

Ферзь

Ходы, взятия и ценность фигуры. Практические упражнения.

№43

Король против короля

Объяснение, беседа. Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля). Игра в парах.

Сочинить стихи на шахматную тематику.

№44

Король. Шах или не шах

Объяснение, беседа. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах». Игра в парах.

№45

Король. Атака.

Практические упражнения. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар".

 №46

Король. Закрепление

Практические упражнения. Дидактические упражнения: «Взятие». "Игра на уничтожение».

Беседы

№47

Король

Дидактические задания "Шах или не шах", "Поставь шах", "Защита от шаха". Дидактические игры и задания.

№48

Король. Тренировочная шахматная партия

Отрабатывать практические навыки

Посещение кружка

№49

Эстафета

Викторина на быстроту расстановки фигур.

№50

Практические навыки: мат белыми в один ход

Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. Отрабатывать практические навыки

№51

Практические навыки: лучший ход чёрных

Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. Отрабатывать практические навыки.

№52

Тактические приемы

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода"

Оформление фотостенда «Мы – юные шахматисты»

№53

Тактические приемы

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

№54

Первые ходы

Отработка ходов

№55

Эстафета

Дидактические игры.

№56

Практические навыки: мат белыми в один ход

Коллективный разбор определенных ситуаций на шахматной доске. Практические упражнения.

№57

Практические навыки: лучший ход белых

Коллективный разбор определенных ситуаций на шахматной доске. Практические упражнения.

Придумать кроссворды по теме. Выставка.

№58

Практические навыки: лучший ход чёрных

Коллективный разбор определенных ситуаций на шахматной доске. Практические упражнения.

№59

Практические навыки: «Грозный ферзь» побей все чёрные фигуры, забирая каждым ходом по фигуре

Коллективный разбор определенных ситуаций на шахматной доске. Практические упражнения.

№60

Шахматная партия

Отрабатывать практические навыки.

Беседы.

№61

Шахматная партия

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода"

№62

Шахматная партия

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

Шахматный турнир с родителями.

№63

До свидания шахматная страна

Игра

№64

Мониторинг

Проверка знаний, умений и навыков.

№65

Мониторинг

Проверка знаний, умений и навыков.

3.1.Мониторинг оценки уровня представлений у детей  группы «Гномики»   за  2024-2025 уч. г.

                              ФИО

знать

уметь

Знает шахматные термины: поле, горизонталь, вертикаль

Название шахматных фигур и их отличия

Правила хода, взятие каждой фигуры

Ориентировка на шахматной доске.

Играть каждой фигурой

Правильно располагать доску

Правильно располагать фигуры

Умение перемещать фигуры

Решать простые шахматные задачи

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ожидаемые результаты и способы их проверки  6-7  лет

В результате освоения программы воспитанники будут:

знать: представление о шахматной доске; название шахматных фигур; представление об элементарных правилах игры; представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах; элементарные правила игры; представление о некоторых тактических приемах.

уметь: правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение; ориентироваться на ней; играть малым числом фигур; применять элементарные правила игры; играть в парах; применять тактические приемы; использовать в речи основные шахматные термины.

владеть: основными шахматными терминами; элементарными правилами игры; умением играть в парах; некоторыми тактическими приемами

Форма подведения итогов.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 1 раз в год: в мае.

Критерии уровней развития детей

Высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». У ребенка развито логическое мышление.

Средний: ребенок затрудняется в умении   быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии шахматных фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает шахматные фигуры в различных положениях.

 Низкий: ребенок не умеет   быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат».

3.2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу.

- Раздел 1. Шахматная доска. (чтение, объяснение, беседа, дидактические игры, просмотр презентаций, схем);

- Раздел 2. Шахматные фигуры. (дидактические игры, чтение, показ, объяснение, отработка навыков, рассказ, разгадывание загадок, просмотр презентаций, слайдов, схем, беседа, игры на шахматном поле);

- Раздел 3. Шахматные позиции. (дидактические игры, показ, объяснение, отработка навыков, рассказ, разгадывание загадок, просмотр презентаций, слайдов, схем, беседа, игры на шахматном поле, викторина, коллективный разбор).

  1. Приемы и методы организации.

Эмоциональные методы:

− поощрение;

− порицание;

− учебно-познавательная игра;

− создание ситуации успеха.

Познавательные методы:

− создание проблемной ситуации;

− выполнение творческих заданий.

Социальные методы:

− заинтересованность в результатах;

− взаимопроверка.

Общепедагогические методы:

- словесные методы;

- наглядные методы;

-  игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

- соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

  1. Дидактический материал. 

Портреты:

Чемпионы мира по шахматам.

Картотеки:

Дидактические игры для обучения игре в шахматы;

Дидактический материал:

Диаграммы, плакаты, схемы

  1. Техническое оснащение занятий.

- помещение для занятий;

- столы – 6 шт., стулья – 14 шт.;

- настольные шахматы - 6 шт., магнитные шахматы – 1 шт.;

- демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур– 1 шт.;

- электронные образовательные ресурсы (обучающие видеокурсы, презентации, обучающие и игровые шахматные программы);

- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии, плакаты)

- комплект методической литературы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагогов

  1. Весела, И. Шахматный букварь: Книга для учащихся / И. Весела, И. Веселы / Пер. с чеш. Е. И. Ильина, Н. Н. Попова; ил. И. Карт. - Петрозаводск: БНП, «Кругозор», 1994. - 112 с.
  2. Гришин, В. Г. Малыши играют в шахматы : кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В. Г. Гришин. - М. : Просвещение, 1991. - 158 с.
  3. Михайлова, Ю. В. Интеллектуальное развитие дошкольников посредством обучения игре в шахматы / Ю. В. Михайлова // Молодой ученый. – 2015. – №22.4. – С. 43-48. 
  4. Сухин, И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет / И. Г. Сухин. – М. : Новая школа, 1994. – 160 с.
  5. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М. : Поматур, 2000. – 176 с.
  6. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. – М. : АСТ, Астрель, 2015. – 288 с. 

Список литературы для детей и родителей

  1. Балашова, Е. Ю. Герои сказки играют в шахматы  / Е. Ю. Балашова. - М. : Просвещение, 2009. - 96 с.
  2. Гришин, В. В гостях у Короля // В. Гришин, Н. Осипов Малыши открывают спорт. – М. : Педагогика, 1978. – 126 с.
  3. Дорофеева, А. Хочу учиться шахматам! / А. Дорофеева. - М. : Просвещение, 2007. - 160 с.
  4. Ильин, Е. И. Приключения Пешки / Е. И Ильин. – М. : ФиС, 1975. – 15 с.
  5. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М. : Поматур, 2000. – 176 с.
  6. Сухин, И. Г. Шахматная сказка // И. Г. Сухин Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М. : Педагогика, 1991. – 144 с.

Интернет-ресурсы

  1. Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
  2. Шахматы: [сайт] URL: http://megachess.net/School/textbook/;
  3. Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «ВЕСЬ МИР В ОДНОЙ КОРОБКЕ…»

Программа по дополнительному образованию и организации кружковой работы. Для воспитателей и педагогв ДО....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности "Математические шаги"

Данная программа предназначена для детей 6 -7 лет. Она  развивает потребность активно мыслить, формирует у детей инициативность и самостоятельность. Более глубокое изучение математики позвол...

Дополнительного общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-речевой направленности «АБВГДейка» для детей 5-7 лет

Дополнительная программа кружковой работы по  звуковой культуре  речи, подготовке детей к обучению грамоте, письму и чтению старших дошкольников «АБВГДей-ка» представляет со...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Занимательная математика» (базовый уровень) Возраст 5-6 лет

Основная цель программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержан...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «УМКа» (Увлекательная Математика Каждому)

Создание условий для познавательного развития детей  дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания...