проект
проект (старшая группа)
Развитие свободной творческой личности ребёнка в результате развития познавательных способностей, творческого воображения и мышления, поискового поведения и коммуникативных навыков в процессе ознакомления дошкольников с миром профессий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 комбинированного вида «Капитошка»
Проект
по ранней профориентации
для детей с ТНР
«Профессия Строитель»
Разработала
Воспитатель: Федченко Л.А.
.
Проект
«Профессия Строитель»
Актуальность
Одной из важнейших составляющих начальной социализации ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. В настоящее время актуальна проблема формирования у дошкольников позитивных установок к различным видам труда. Знакомство дошкольников с профессиями, не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации. Мир профессий многообразен, но мы остановили свой выбор на ознакомлении дошкольников с профессией строитель. Эта профессия очень древняя, она существует столько же веков, сколько существует человек. Благодаря историческим архитектурным постройкам мы можем многое узнать о быте и культуре предков. До наших дней дошло немало сооружений, возраст которых измеряется тысячелетиями. Свой опыт мастера строительного дела передавали из поколения в поколение, но и стечением времени жилье не утратило своей необходимости. Профессия строитель стала очень сложной, важной, многообразной, постоянно развивающейся системой. В современных условиях побуждение интереса детей к различным видам труда, знакомство с трудом взрослых относится и к целям дошкольного воспитания. Основными целями проекта «Профессия Строитель» стали, как первичные представления детей о профессии строитель, её нужность и важность, но и внесённые временем изменения требований к жилью. В соответствии с целями были определены задачи проекта.
Проблема
У детей с ТНР - снижен познавательный интерес и ограничены знания, малый жизненный опыт. В ходе беседы с детьми это подтвердилось. Дети недостаточно ознакомлены с профессиями своих родителей. Они не знают место работы, название специальности, трудовые обязанности родителей. На вопрос «Кем работает твой папа?», можно услышать ответы: «Папа играет за компьютером», «Не знаю».
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «Профессия строитель».
Цель: Развитие свободной творческой личности ребёнка в результате развития познавательных способностей, творческого воображения и мышления, поискового поведения и коммуникативных навыков в процессе ознакомления дошкольников с миром профессий.
Коррекционная цель:
- Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Профессии. Орудия труда."
Задачи:
-Расширять представления детей о важности, нужности профессии строителя.
-Показать многообразие строительных специальностей.
-Знакомить с разными строительными материалами.
-Показать строительство, как многоуровневый, разнообразный творческий процесс.
-Продолжать воспитывать бережное отношение к труду взрослых и детей.
-Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься, самостоятельно планируя деятельность и распределяя обязанности среди участников данной деятельности.
-Обогащать словарный запас, развивать грамматический строй, совершенствовать умение выражать свои мысли, строить диалог, умение составлять описательный рассказ.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Способствовать сплочению детей и родителей в совместном творчестве.
Задачи для детей:
Речевое развитие | Обогащать и активизировать слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой. |
Совершенствовать навыки по формированию связной речи и усвоению грамматических конструкций. | |
Познавательное развитие | Расширять знания у детей о людях разных профессиях и орудиях их труда, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества. |
Развивать познавательную активность детей в процессе ознакомления с профессиями. | |
Учить детей самостоятельно искать информацию путем общения с родителями, сверстниками, окружающими, учить анализировать полученную информацию; | |
Социально- коммуникативное развитие | Прививать привычки здорового образа жизни как залог успешного будущего в дальнейшем самоопределении. |
Объединить детей и родителей в совместной познавательной и творческой проектной деятельности; | |
Способствовать формированию у ребёнка положительного отношения к труду, навыков самообслуживания, умению выполнять простые трудовые поручения; Воспитывать у детей трудолюбие и чувство уважения к труду взрослых. | |
Физическое развитие | Развивать физические качества; |
Формировать основы безопасной жизнедеятельности в различных видах двигательной активности. | |
Художественно- эстетическое развитие | Развивать творческие способности и склонности детей. |
Развивать чувство ритма по средствам музыкального сопровождение для мероприятий; (песни, игры, танцы). |
Задачи для родителей:
- Способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием личного примера.
- Способствовать формированию здорового образа жизни как залог успешного будущего в освоении профессии, в дальнейшем самоопределении.
- Способствовать формированию у ребёнка навыков самообслуживания, умения выполнять простые трудовые поручения, желания помогать взрослым.
- Воспитание трудолюбия.
Участники проекта: воспитанники старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, воспитатели, родители, законные представители
Тип проекта: долгосрочный ( с 16.09.2024. по 30.03.2024).
Интеграция областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.
Гипотеза:
Этот проект сформирует у дошкольников представления о профессии строитель, через активизацию познавательного интереса к людям труда и будет способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей. А правильный выбор профессии определяет жизненный успех в дальнейшем.
Мы предполагаем, что знакомство детей в дошкольном возрасте с профессией будет успешным, если будет проводиться планомерная, последовательная работа, включающая разнообразные методы и приёмы, а также взаимодействие всех участников образовательных отношений.
Ожидаемый результат
Для детей:
1. У детей произойдёт накопление и активизация словаря по теме «Профессии. Орудия труда», а также совершенствование грамматического строя и связной речи.
2. Сформируются представления о профессии строитель, ее роли в современном обществе;
3. Дети смогут ориентироваться в мире профессий, смогут ответить на вопросы - что делает человек заданной профессии, где он работает, какие орудия труда ему для этого необходимы, какими качествами нужно обладать человеку, чтобы стать профессионалом своего дела (ребёнок сможет называть профессионально важные качества представителей разных профессий);
4. У детей сформируются представления о важности и необходимости трудовой деятельности в жизни людей;
- Сформируется эмоционально-положительно отношение к трудовой деятельности, труду в целом.
Для родителей:
- Повышается интерес родителей к ценностям личностно-ориентированного образования.
- Родители осознанно включаются в процесс, таким образом, обеспечивается возможность преемственного продолжения работы с ребёнком в домашних условиях.
- Оптимизация детско-родительских отношений.
- Участие совместно с детьми в выставках и творческих конкурсах.
- Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.
- Повышение уровня информированности родителей о деятельности ДО.
Для педагогов:
- Самореализация, повышение творческого потенциала.
- Повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий (педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта; собран и систематизирован весь материал по теме проекта).
Этапы реализации проекта:
Этап | Содержание деятельности |
I этап Подготовительный (Поисково- аналитический) |
|
II этап Организационный | Введение детей в ход проекта через игровую ситуация с формулировкой проблемы. Детям приходит письмо от Незнайки, который не знает, кем хотел бы быть и помочь ему найти ответ на вопрос: «Какая профессия - самая важная, главная, без которой мы не смогли бы ни за что обойтись?» Прочитав письмо от Незнайки, дать возможность высказаться каждому ребёнку. Постановка 3-х вопросов: - Что мы знаем о профессиях? - Какая профессия самая главная? - Что нужно делать, чтобы узнать это? Постепенно целенаправленно составить с детьми план совместной деятельности для того, чтобы выяснить, что все профессии по своему важны. План действий:
|
III этап Основной (формирующий, реализация проекта) | Взаимодействие с педагогами ДОУ Взаимодействие с социальными партнёрами: Библиотека; ЖГМК Взаимодействие с родителями Взаимодействие с детьми. |
IV этап Заключительный (итоговый) | Обобщение полученного опыта: 1. Итоговое мероприятие (досуг «Город мастеров») 2. Продукты проекта 3. Диагностика. Обработка результатов по реализации проекта. 4. Презентация проекта родителям, коллегам. |
Взаимодействие с родителями
Цель: Познакомить родителей с их ролью в ранней профориентации детей и задачами.
Формы и методы взаимодействия с семьёй
- Родительское собрание: «Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании».
Целью данной формы работы является включение родителей в проектную деятельность (активизация внимания родителей на огромное воспитывающее значение знакомства ребенка с их трудом. Знакомство с целью и задачами проекта, оказание родителями помощи в пополнении предметно-развивающей среды, участие в совместном создании родителями и детьми познавательной книги «Калейдоскоп профессий»).
- Консультации «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребёнка».
- Памятки для родителей «Воспитание трудолюбия у дошкольника»
- Оформление информационного стенда для родителей по лексическим темам проекта.
Взаимодействие с детьми
Формы организации:
Работа над проектом осуществляется
- В совместной деятельности (во время организованной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов);
в самостоятельной деятельности детей.
- Через различные виды детской деятельности, используя многообразные формы и методы:
- Игровая деятельность;
- ООД воспитателей и КОД учителя-логопеда;
- Познавательно-исследовательская деятельность;
- Художественно-творческая деятельность;
- Коммуникативная деятельность (Целевые прогулки и экскурсии; Наблюдения за трудом взрослых; Беседы, Интервьюирование «Моя будущая профессия», встречи с интересными людьми)
- Совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация трудовых действий;
-Двигательная деятельность.
Продукты проектной деятельности:
- Выставка рисунков «Кем быть?»
- Книга-альбом «Калейдоскоп профессий»
- Картотека дидактических игр.
- Картотека стихов, пословиц, загадок.
- Лэпбук «Профессия-строитель».
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Стройка», «Шоферы», «Больница», «Кафе», «Магазин».
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
Месяц | Мероприятие (цели, задачи) | Материалы и оборудование |
Сентябрь | В. В. Маяковский «Кем быть», В. Данько «Кто построил дом», Г. Ладонщиков «Звёздочка»). - Просмотр слайдов «Все работы хороши», « Профессия строитель» nsportal.ru›detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/… урок.рф›presentation/31081.html Rutube Курская областная библиотека -Провести беседу о правилах гигиены строителей на стройке. -Проведение дидактических игр: «Построй улицу», «Построй дом из геометрических фигур», «Собери картинку», -Изготовление дидактических пособий по теме проекта. «Разрезные картинки», «Кому что нужно для работы», «Четвертый лишний», «Чей транспорт», «Найди отличия». | Книги Презентация, компьютер, проектор Серия картинок Конструктор деревянный и пластмассовый, разрезные картинки |
Октябрь | -Сюжетно - ролевые игр: «Строители построили большой дом», «Строительство улицы», « Шоферы больших машин», «Как люди строят дома?». -Беседа: «Почему детям нельзя играть на стройке?», «Как правильно вести себя на стройке?» «Что делать если произошла травма?» - Рассматривание картинок, связанных со строительными профессиями; -Дидактические игры «Профессии», «Что лишнее», «Угадай по описанию», "Умные машинки", Лото "Профессии". | Конструктор, строительные каски, жилеты, набор для строителя, инструменты, машины, подъёмный кран Налядно - демонстрационный материал Серия картинок(профессии) Дидактические игры Наглядно-демонстрационный материал(машинки, инструменты, одежда) |
Ноябрь | -Создание каркаса для постройки дома в группе. - Создание картотек: пословиц и поговорок; дидактических и сюжетно ролевых игр; загадок и стихов; пальчиковых игр по теме проекта. | Деревянные бруски, листы картона для стен и крыши, липучки, машинки для строительства (бетономешалка, трактор, экскаватор, подъёмный кран, самосвалы) |
Декабрь | -Совместная работа с родителями "Если бы наш папа был строитель" -Выставка рисунков «Кто работает на стройке» - Виртуальная экскурсия на стройку - Конструирование из конструктора «ПОЛИДРОН» «Мы построим новый дом». -Чтение стихотворений «Кто где живёт», - художественной литературы: Е. Пермяк. «Мамина работа»; Г. Люшнин. «Строители»; С. Баруздин «Строим дом»; И. Соколов-Микитов. «Заячьи слезы»; С. Михалков. «Три поросенка»; | Рисунки, книги Конструктор большой напольный, подъемный кран, инструменты строителя, каски. |
Январь | В. Маяковский. «Кем быть?» С. Младовой «Как пчелы дом строили». - Чтение сказки «Три поросенка» (рассматривание иллюстраций домов, построенных из разного материала). -Игра «Какой дом?». -Проведение сюжетно-ролевых игр «Строим дом», «Строители» и дидактических игр «Кому что?», «Что лишнее?», «Угадай по описанию», «Кто где живёт?. -Беседа "Какие бывают дома и строительные материалы" -Интегрированное занятие «Профессия- строитель» | Книги Конструктор, строительные каски, жилеты, набор для строителя, инструменты, машины, подъёмный кран Серия картинок Конспект, серия картинок наглядно- демонстрационный материал |
Февраль | -Беседы о труде строителей: «Легко ли быть строителем?», «Что вы знаете о труде строителя?» - Пословицы и поговорки о труде и строительстве: -Беседа "Водитель" -Подвижные игры: «Кто быстрее поострит кирпичный дом?», «Кто быстрее приготовит инструменты?», «Кто быстрее построит деревянный дом?», «Строители строят дом». -Лепка "Самосвалы спешат на стройку" -Беседа о строителях -Дидактическая игра | Серия картинок Пословицы и поговорки Серия картинок Конструктор (деревянный, пластмассовый), инструменты строителя, каски. Конспект, картинки машин самосвалы пластилин, стеки Серия картинок о строителях Дидактическое пособие |
Март | -Дидактические игры «Кому, что нужно для работы» -Видео фильм (интервью) «Когда я вырасту, я буду работать …» | Наглядно-демонстрационный материал (картинки профессии), конструктор |
Диагностика
В основу была взята диагностика Сазоновой Н. А.
Диагностирование проводится 2 раза в год: сентябрь-октябрь, апрель-май, индивидуально. В протоколе фиксируются объяснения ребенка.
0 баллов – ребенок дает неправильный ответ; не отвечает
1 балл – ребенок правильно отвечает на вопросы, но не может их пояснить, не дает развернутый ответ; отвечает не точно, делает грамматические ошибки.
2 балла – ребенок правильно отвечает, дает развернутый ответ.
Баллы переводятся в проценты, которые являются показателем уровня усвоенных знаний:
90- 100%- высокий уровень
75-89 %- средний уровень
50-74% - низкий уровень.
Цель: определить результат усвоенных знаний у детей по теме «Профессии, орудия труда» на момент диагностирования.
1.Перечисли, какие профессии, ты знаешь?
2. Назови профессии родителей.
Вопросы: | Октябрь | Май |
Какая профессия у твоей мамы? | ||
Какая профессия у твоего папы? |
3. Показатели уровня знаний детьми «Профессий, орудий труда»
Общие показатели по группе | «Кто это?» Профессии (28 наименований) | «Что делает?» | «Орудия труда» | Какими качествами должен обладать (Какой?) | ||||
Уровень | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май |
высокий | ||||||||
средний | ||||||||
низкий | ||||||||
знания не сформированы | ||||||||
4. Вопросы по самоопределению
Вопросы: | Октябрь | Май |
Кем бы ты хотел стать? | Ответили- | Ответили - |
Почему? | Объяснили- | Объяснили- |
Вывод:
В результате работы над проектом дошкольники не только расширят кругозор и повысят уровень знаний о профессии строитель, но уже на этом возрастном этапе станут выбирать профессии на будущее, станут больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела. Таким образом, у ребят значительно повысится познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также сформируется более уважительное отношение к труду взрослых и результатам их труда. Дети сделают вывод, что все профессии важны, все профессии нужны. Во время бесед и занятий, дети познакомятся со строительными профессиями: каменщик, кровельщик, штукатур-маляр, плотник, и др. Приобщаясь к труду строителей, воспитанники расширят свои знания о строительной технике и обслуживающих её людях: крановщиках, водителях, экскаваторщиках и т. д.. Будут организованы выставки детских работ, которые станут результатом совместного творчества и украшением группы. Реализация творческого проекта «Профессия - строитель» будет способствовать не только социально-личностному, коммуникативному, познавательному развитию, но и поможет приобщить детей к народной культуре, способствует развитию у детей представлений о важности, нужности профессии строителя, которая направлена на благо народа и нашей Родины.
Мы считаем, что успешному решению задач проекта во многом будет способствовать совместное творчество сотрудников детского сада, направленное на взаимодействие с семьёй в целях осуществления полноценного развития детей, создания равных условий образования дошкольников независимо от материального достатка семьи, языковой и культурной среды, этнической принадлежности. Проведенная работа позволит ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия –великое благо, им следует дорожить.
Литература
- Буре Р.С.; Година Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя детского сада / Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1983.
- Воспитание дошкольников в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Золик и др.: - 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980.
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176
- Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н.Н.Захаров.- М.: Просвещение, 1988.
- Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
- Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии» / Н.А. Кнушевицкая. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2010.
- Маркова, Т.Я. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Книга для воспитателя детского сада Т.Я. Маркова. – М. : Просвещение, 1991.
- Нефёдова К.П. Инструменты. Какие они? Пособие для воспитателей, родителей /К.П. Нефёдова.-М.:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Проект по физическому развитию в ДОУ Проект по физическому развитию в ДОУ ПРОЕКТ «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»
Проект по физическому развитию в ДОУПроект по физическому развитию в ДОУПРОЕКТ«В здоровом теле - здоровый дух».Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы ...