Проект по формированию временных представлений у детей с РАС «Смотри на время»
проект

Белова Ксения Олеговна

более 1700 детей с диагнозом РАС. Наблюдается ежегодный рост – на 17% за последний год, в 2,5 раза за 4 года.

Расстройство аутистического спектра (сокр. РАС) - нейроонтогенетическое расстройство, расстройство психического развития. Сложности в формировании временных представлений у детей с РАС обусловлены их особенностями развития, такими как трудности с абстрактным мышлением, нарушенным восприятием, ограниченным социальным взаимодействием и проблемами с речью. Для таких детей время – абстрактная категория, которую сложно воспринять напрямую, что усугубляет их проблемы с пониманием последовательности событий.

Данный проект направлен на комплексную помощь детям с РАС и их семьям в процессе формирования временных представлений. Дети, которые успешно пройдут все этапы проекта будут понимать и различать различные категории времени.

Проблема: несформированность временных представлений у детей с РАС

Основание для разработки проекта: Недостаточно сформированы абстрактное мышление и восприятие, в следствии чего затрудненность понимания временных категорий.

Цель: развитие у детей с РАС в возрасте от 4 до 7 лет восприятия времени.

Задачи:

1) сформировать навык абстрактного мышления

2) формировать навык визуального восприятия  

3) развивать навыки планирования своей деятельности в течении заданных промежутков

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vremennye_predstavleniya.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по формированию временных представлений у детей с РАС «Смотри на время»

Актуальность проектаВ Нижегородской области на сегодняшний день проживают более 1700 детей с диагнозом РАС. Наблюдается ежегодный рост – на 17% за последний год, в 2,5 раза за 4 года.

Расстройство аутистического спектра (сокр. РАС) - нейроонтогенетическое расстройство, расстройство психического развития. Сложности в формировании временных представлений у детей с РАС обусловлены их особенностями развития, такими как трудности с абстрактным мышлением, нарушенным восприятием, ограниченным социальным взаимодействием и проблемами с речью. Для таких детей время – абстрактная категория, которую сложно воспринять напрямую, что усугубляет их проблемы с пониманием последовательности событий.

Данный проект направлен на комплексную помощь детям с РАС и их семьям в процессе формирования временных представлений. Дети, которые успешно пройдут все этапы проекта будут понимать и различать различные категории времени.

Проблема: несформированность временных представлений у детей с РАС

Основание для разработки проекта: Недостаточно сформированы абстрактное мышление и восприятие, в следствии чего затрудненность понимания временных категорий.

Цель: развитие у детей с РАС в возрасте от 4 до 7 лет восприятия времени.

Задачи:

1) сформировать навык абстрактного мышления

2) формировать навык визуального восприятия  

3) развивать навыки планирования своей деятельности в течении заданных промежутков

 Ожидаемые результаты:

Для детей:

1. сформировано понимание базовых понятий времени

2. сформирован навык визуального восприятия

3. сформирован навык планирования своей деятельности

4. сформирован навык абстрактного мышления

Для родителей:

1. Создаётся благоприятный эмоциональный фон в семье.

2. Развивается интерес к совместной деятельности с детьми.

Участники проекта: Дети с РАС (4-7 лет), родители, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели.

Форма проведения: ИОС, совместная деятельность детей и родителей, консультации, родительское собрание.

Этапы реализации проекта

Проект разделен на два этапа

1 этап. Формирование базовых временных преставлений

- усвоение понятий «утро», «день», «вечер», «ночь»

Утром составьте с ребенком примерный план на предсто­ящий день, четко проговорив каждый пункт плана. А ве­чером, перед сном, вспомните по порядку все, что произошло за день. При этом используйте такие временные категории, как «утро», «день», «вечер», «ночь».

Используйте эти понятия в течение дня. Скажем, если вечером ребенок просит: «Обедать!», напомните: «Обед уже был днем —помнишь, мы вместе варили суп? A сейчас вечер — скоро папа с работы придет, и будем ужи­нать все вместе. На ужин у нас картошка с котлеткой".

Самодельная книжка-раскладушка, рассказывающая о режиме дня ребенка, станет наглядным представлением о разных частях суток. При этом можно использовать фотографии ребенка и рисунки.

Изготовив круг, поделенный на четыре части, обозначающие различные части суток (можно использовать разные цвета), вы получаете еще одну возможность наглядно представить информацию: в разные части круга можно булавками прикреплять фотографии ребенка, на которых он спит, умывается, ест и т.д.

Давайте ребенку словесные ориентиры частей суток близкие его опыту: утро — это «когда проснешься», день — «после того, как погуляем», «когда обедаем», вечер — «когда папа с работы придет», «когда на улице начнет темнеть», ночь — это «когда ложимся в кроватку спать», «когда на улице темно, а на небе светит луна» и т.п.

- времена года

Наблюдайте вместе с ребенком за сезонными изменени­ями в природе, обсуждайте наблюдения.

Зарисовывайте наблюдения, полученные на прогулке. Изготавливайте поделки из природных материалов. Так, весной можно сплести венок из одуванчиков, а осенью изготовить человечка из собранных в парке желудей.

Читайте рассказы и стихотворения о временах года, рассматривайте соответствующие иллюстрации в книж­ках, познакомьте ребенка с репродукциями картин, по­священных сезонным изменениям в природе.

Изготовьте книжку-самоделку «Времена года», «Как Ваня ждал дня рождения» и т.п.

Сделайте большой картонный круг — символ «кругло­го года»; поделите его на четыре части (сезоны), в каж­дой доле нарисуйте или наклейте картинки-символы времен года.

Полезно использовать фотографии ребенка (летом на даче, в осеннем парке, зимой на празднике ел­ки и т.д.). Повесьте круг на видном месте в комнате ре­бенка и время от времени возвращайтесь к работе с ним

Готовьтесь к сезонным праздникам (Новый год, 8 Мар­та и др.), а также дням рождения ребенка, близких и других родственников — приготовьте подарки, нарисуйте картинки, изготовьте елочные украшения. Отмечайте праздники всей семьей.

Дайте ребенку словесные ориентиры: осень — «листопад, дождь», зима — «холод, снег, праздник елки».

Итак, знакомя ребенка с понятием времени, мы используем такие приемы:                        

— наблюдение;                              

— беседа;

— рисование и поделки;

— изготовление самодельных книжек;

— введение словесных и вещественных ориентиров

— чтение книжек с картинками по данной теме;

При этом временной промежуток постепенно увеличивается: поначалу мы обсуждаем события одного дня — так, вечером перед сном можно вспомнить, что же интересного мы сегодня делали; затем вспоминаем, что было вчера, планируем, что будем делать завтра. Потом можно обсудить, «как ездили летом на дачу», помечтать о приближении дня рождения. Череда праздников, связанных со сменой времен года, — прекрасная возможность дать ребенку почувствовать и осмыслить течение времени.

2 этап. Планирование своей деятельности

На этом этапе используется прием «Визуализация времени»

Для дошкольника с аутизмом составляется (совместно с родителем) визуальное расписание занимательных дел в детском саду (на день).

Оно включает в себя различные виды деятельности, например, такие как утренний круг, зарядка, дежурство, приёмы пищи, прогулка, дневной сон и т. д.

Данное расписание дополняется планшетом, на котором закрепляется ближайшие дела по принципу «сначала-потом».

Это помогает ребёнку ориентироваться в ближайший момент времени.

Также в визуальном расписании предусмотрена программа достижений воспитанника и система поощрений.

В течении дня, ребёнок собирает звёздочки поощрения в конвертик, который крепится на планшет достижений, в конце дня подводится итог, и ребёнок получает соответствующее поощрение (система поощрения разработана мамой).

Вторым приемом на этом является «Лента времени».

Это когда ребёнку, во-первых, предлагается заполнить планер на завтрашний день, распределяя дела в соотношении с частями суток (он также может быть успешным помощником для формирования полезных привычек).

И во-вторых, в конце текущего дня ребёнок описывает свой день с опорой на визуальную подсказку и схему построения предложения.

Для этого мы используем дневник-альбом, в котором вклеиваются фотографии с событиями дня, по которым ребёнок может рассказать о том, что было.

Хотелось бы отметить, что и визуальное расписание, и альбом- вчера/сегодня/завтра используются и дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию временных представлений у дошкольников.

Познавательное развитие дошкольников ,проек о временных представлениях  "Глобус вренени"....

Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"

В статье представлен коррекционный  модуль к  адаптированной основной образовательной  программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени...

Проект по формированию временных представлений

Среди базовых понятий, на основе которых строится вся система знаний человека об объективной действительности, особо хочется выделить понятие о времени. Все мы постоянно измеряем, распределяем, эконом...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей подготовительной группы. "Река времени".

Способствовать формированию у детей представлений о свойствах времени. Систематизировать знания детей о временных представлениях. Воспитывать способность ценить время....

Проект "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста"

Формировать представления о времени у детей дошкольного возраста во всей его объемности (сутки, неделя, месяц, год, часы)....

Методическая разработка. Технологическая карта долгосрочного проекта Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста. с детьми подготовительного возраста

Эта методическая разработка поможет воспитателям ДОУ спланировать работу по ознакомлению с временными понятиями на учебный год...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Система мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Современные требования к дошкольному образованию приводят к выводу, что все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует нас и взрослых, и дошкольников. Время - это обязательная велич...