Проект по формированию временных представлений у детей с РАС «Смотри на время»
проект
более 1700 детей с диагнозом РАС. Наблюдается ежегодный рост – на 17% за последний год, в 2,5 раза за 4 года.
Расстройство аутистического спектра (сокр. РАС) - нейроонтогенетическое расстройство, расстройство психического развития. Сложности в формировании временных представлений у детей с РАС обусловлены их особенностями развития, такими как трудности с абстрактным мышлением, нарушенным восприятием, ограниченным социальным взаимодействием и проблемами с речью. Для таких детей время – абстрактная категория, которую сложно воспринять напрямую, что усугубляет их проблемы с пониманием последовательности событий.
Данный проект направлен на комплексную помощь детям с РАС и их семьям в процессе формирования временных представлений. Дети, которые успешно пройдут все этапы проекта будут понимать и различать различные категории времени.
Проблема: несформированность временных представлений у детей с РАС
Основание для разработки проекта: Недостаточно сформированы абстрактное мышление и восприятие, в следствии чего затрудненность понимания временных категорий.
Цель: развитие у детей с РАС в возрасте от 4 до 7 лет восприятия времени.
Задачи:
1) сформировать навык абстрактного мышления
2) формировать навык визуального восприятия
3) развивать навыки планирования своей деятельности в течении заданных промежутков
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по формированию временных представлений у детей с РАС «Смотри на время»
Актуальность проекта. В Нижегородской области на сегодняшний день проживают более 1700 детей с диагнозом РАС. Наблюдается ежегодный рост – на 17% за последний год, в 2,5 раза за 4 года.
Расстройство аутистического спектра (сокр. РАС) - нейроонтогенетическое расстройство, расстройство психического развития. Сложности в формировании временных представлений у детей с РАС обусловлены их особенностями развития, такими как трудности с абстрактным мышлением, нарушенным восприятием, ограниченным социальным взаимодействием и проблемами с речью. Для таких детей время – абстрактная категория, которую сложно воспринять напрямую, что усугубляет их проблемы с пониманием последовательности событий.
Данный проект направлен на комплексную помощь детям с РАС и их семьям в процессе формирования временных представлений. Дети, которые успешно пройдут все этапы проекта будут понимать и различать различные категории времени.
Проблема: несформированность временных представлений у детей с РАС
Основание для разработки проекта: Недостаточно сформированы абстрактное мышление и восприятие, в следствии чего затрудненность понимания временных категорий.
Цель: развитие у детей с РАС в возрасте от 4 до 7 лет восприятия времени.
Задачи:
1) сформировать навык абстрактного мышления
2) формировать навык визуального восприятия
3) развивать навыки планирования своей деятельности в течении заданных промежутков
Ожидаемые результаты:
Для детей:
1. сформировано понимание базовых понятий времени
2. сформирован навык визуального восприятия
3. сформирован навык планирования своей деятельности
4. сформирован навык абстрактного мышления
Для родителей:
1. Создаётся благоприятный эмоциональный фон в семье.
2. Развивается интерес к совместной деятельности с детьми.
Участники проекта: Дети с РАС (4-7 лет), родители, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели.
Форма проведения: ИОС, совместная деятельность детей и родителей, консультации, родительское собрание.
Этапы реализации проекта
Проект разделен на два этапа
1 этап. Формирование базовых временных преставлений
- усвоение понятий «утро», «день», «вечер», «ночь»
Утром составьте с ребенком примерный план на предстоящий день, четко проговорив каждый пункт плана. А вечером, перед сном, вспомните по порядку все, что произошло за день. При этом используйте такие временные категории, как «утро», «день», «вечер», «ночь».
Используйте эти понятия в течение дня. Скажем, если вечером ребенок просит: «Обедать!», напомните: «Обед уже был днем —помнишь, мы вместе варили суп? A сейчас вечер — скоро папа с работы придет, и будем ужинать все вместе. На ужин у нас картошка с котлеткой".
Самодельная книжка-раскладушка, рассказывающая о режиме дня ребенка, станет наглядным представлением о разных частях суток. При этом можно использовать фотографии ребенка и рисунки.
Изготовив круг, поделенный на четыре части, обозначающие различные части суток (можно использовать разные цвета), вы получаете еще одну возможность наглядно представить информацию: в разные части круга можно булавками прикреплять фотографии ребенка, на которых он спит, умывается, ест и т.д.
Давайте ребенку словесные ориентиры частей суток близкие его опыту: утро — это «когда проснешься», день — «после того, как погуляем», «когда обедаем», вечер — «когда папа с работы придет», «когда на улице начнет темнеть», ночь — это «когда ложимся в кроватку спать», «когда на улице темно, а на небе светит луна» и т.п.
- времена года
Наблюдайте вместе с ребенком за сезонными изменениями в природе, обсуждайте наблюдения.
Зарисовывайте наблюдения, полученные на прогулке. Изготавливайте поделки из природных материалов. Так, весной можно сплести венок из одуванчиков, а осенью изготовить человечка из собранных в парке желудей.
Читайте рассказы и стихотворения о временах года, рассматривайте соответствующие иллюстрации в книжках, познакомьте ребенка с репродукциями картин, посвященных сезонным изменениям в природе.
Изготовьте книжку-самоделку «Времена года», «Как Ваня ждал дня рождения» и т.п.
Сделайте большой картонный круг — символ «круглого года»; поделите его на четыре части (сезоны), в каждой доле нарисуйте или наклейте картинки-символы времен года.
Полезно использовать фотографии ребенка (летом на даче, в осеннем парке, зимой на празднике елки и т.д.). Повесьте круг на видном месте в комнате ребенка и время от времени возвращайтесь к работе с ним
Готовьтесь к сезонным праздникам (Новый год, 8 Марта и др.), а также дням рождения ребенка, близких и других родственников — приготовьте подарки, нарисуйте картинки, изготовьте елочные украшения. Отмечайте праздники всей семьей.
Дайте ребенку словесные ориентиры: осень — «листопад, дождь», зима — «холод, снег, праздник елки».
Итак, знакомя ребенка с понятием времени, мы используем такие приемы:
— наблюдение;
— беседа;
— рисование и поделки;
— изготовление самодельных книжек;
— введение словесных и вещественных ориентиров
— чтение книжек с картинками по данной теме;
При этом временной промежуток постепенно увеличивается: поначалу мы обсуждаем события одного дня — так, вечером перед сном можно вспомнить, что же интересного мы сегодня делали; затем вспоминаем, что было вчера, планируем, что будем делать завтра. Потом можно обсудить, «как ездили летом на дачу», помечтать о приближении дня рождения. Череда праздников, связанных со сменой времен года, — прекрасная возможность дать ребенку почувствовать и осмыслить течение времени.
2 этап. Планирование своей деятельности
На этом этапе используется прием «Визуализация времени»
Для дошкольника с аутизмом составляется (совместно с родителем) визуальное расписание занимательных дел в детском саду (на день).
Оно включает в себя различные виды деятельности, например, такие как утренний круг, зарядка, дежурство, приёмы пищи, прогулка, дневной сон и т. д.
Данное расписание дополняется планшетом, на котором закрепляется ближайшие дела по принципу «сначала-потом».
Это помогает ребёнку ориентироваться в ближайший момент времени.
Также в визуальном расписании предусмотрена программа достижений воспитанника и система поощрений.
В течении дня, ребёнок собирает звёздочки поощрения в конвертик, который крепится на планшет достижений, в конце дня подводится итог, и ребёнок получает соответствующее поощрение (система поощрения разработана мамой).
Вторым приемом на этом является «Лента времени».
Это когда ребёнку, во-первых, предлагается заполнить планер на завтрашний день, распределяя дела в соотношении с частями суток (он также может быть успешным помощником для формирования полезных привычек).
И во-вторых, в конце текущего дня ребёнок описывает свой день с опорой на визуальную подсказку и схему построения предложения.
Для этого мы используем дневник-альбом, в котором вклеиваются фотографии с событиями дня, по которым ребёнок может рассказать о том, что было.
Хотелось бы отметить, что и визуальное расписание, и альбом- вчера/сегодня/завтра используются и дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию временных представлений у дошкольников.
Познавательное развитие дошкольников ,проек о временных представлениях "Глобус вренени"....

Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"
В статье представлен коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени...
Проект по формированию временных представлений
Среди базовых понятий, на основе которых строится вся система знаний человека об объективной действительности, особо хочется выделить понятие о времени. Все мы постоянно измеряем, распределяем, эконом...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей подготовительной группы. "Река времени".
Способствовать формированию у детей представлений о свойствах времени. Систематизировать знания детей о временных представлениях. Воспитывать способность ценить время....

Проект "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста"
Формировать представления о времени у детей дошкольного возраста во всей его объемности (сутки, неделя, месяц, год, часы)....

Методическая разработка. Технологическая карта долгосрочного проекта Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста. с детьми подготовительного возраста
Эта методическая разработка поможет воспитателям ДОУ спланировать работу по ознакомлению с временными понятиями на учебный год...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Система мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Современные требования к дошкольному образованию приводят к выводу, что все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует нас и взрослых, и дошкольников. Время - это обязательная велич...
