«Сказкотерапия как средство развития речи у детей 3–4 лет»
методическая разработка
(Круглый стол для воспитателей и специалистов ДОУ)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сказкотерапия как средство развития речи у детей 3–4 лет»
(Круглый стол для воспитателей и специалистов ДОУ)
📝 1. Цель круглого стола
- Показать педагогам значение сказкотерапии как эффективного метода развития речи у младших дошкольников.
- Обсудить приёмы работы со сказкой, которые помогают развивать словарь, связную речь и фантазию детей 3–4 лет.
- Обменяться практическими идеями и приёмами, которые легко внедрить в повседневную работу с детьми.
🕓 2. Продолжительность: 45–60 минут
📍 Формат: Живое общение в круге, элементы мастер-класса, обмен опытом.
🧭 3. Структура проведения
🔸 1. Вступительное слово (5–7 мин)
Ведущий (методист / старший воспитатель):
- Приветствие участников.
- Короткое раскрытие темы:
«Сказка для ребёнка — это не только волшебство, но и важный инструмент развития речи, мышления, эмоциональной сферы. Через сказку ребёнок учится слушать, понимать, говорить и выражать себя».
- Обозначение особенностей возраста 3–4 лет:
- активное развитие словаря;
- формирование фразовой речи;
- развитие слухового восприятия и интонации;
- высокая эмоциональная восприимчивость.
🔸 2. Теоретический блок (10 мин)
Короткое сообщение/мини-доклад (может подготовить один педагог или методист):
«Почему сказкотерапия эффективна для развития речи»
Основные тезисы:
- 📌 Сказка развивает словарь (новые слова, эпитеты, синонимы, устойчивые обороты).
- 📌 Формирует грамматический строй речи (повторы, диалоги, окончания).
- 📌 Развивает связную речь через пересказ, ответы на вопросы, составление собственного продолжения истории.
- 📌 Активизирует воображение, способствует эмоциональному отклику, что усиливает речевую мотивацию.
- 📌 Через сказку можно мягко корректировать звукопроизношение, артикуляцию и дыхание.
👉 Важно подчеркнуть, что в 3–4 года обучение через сказку должно быть максимально наглядным, игровым, коротким по времени и эмоционально насыщенным.
🔸 3. Обсуждение практики (15 мин)
В форме живого диалога педагоги делятся:
- Какие виды сказок они используют (авторские, народные, короткие сюжетные рассказы).
- Как проводят работу: чтение, инсценировки, настольный театр, пальчиковый театр и др.
- Какие приёмы помогают «включить» ребёнка: повторение фраз героев, волшебные слова, звукоподражания, вопросы от имени персонажей.
- Какие трудности возникают (пассивные дети, короткое внимание, нехватка выразительности и т.д.) и как они решаются.
Можно использовать карточки-вопросы:
- «Какая сказка лучше всего “сработала” в вашей группе?»
- «Как вы побуждаете детей говорить во время сказки?»
- «Какие формы театрализации используете чаще всего?»
🔸 4. Практический блок / мини-мастер-класс (15–20 мин)
Участники пробуют 2–3 игровых приёма на себе:
Примеры практических заданий:
- 🎭 Инсценировка короткой сказки (напр. «Репка» или «Колобок») с распределением ролей, где нужно активно использовать мимику, интонацию, звукоподражания.
- 🧸 Пальчиковая сказка — показать, как с помощью 2–3 персонажей на пальцах можно рассказать мини-сюжет и побудить ребёнка повторять слова и фразы.
- 📖 Сказка с открытым финалом — педагог рассказывает начало, а коллеги предлагают варианты продолжения. Обсуждение: как дети реагируют на такие задания и как это развивает речь.
👉 Задача — показать, что не нужны дорогие декорации или сложные сценарии. Достаточно эмоциональности, чётких фраз и активного участия детей.
🔸 5. Мозговой штурм: идеи для сказкотерапии (10 мин)
Участники в группах или все вместе придумывают 2–3 идеи коротких сказочных игр/историй, которые можно применить в группе 3–4 лет.
Можно использовать шаблон:
Сюжет | Речевые задачи | Материалы | Возрастная адаптация |
🔸 6. Итоги и рефлексия (5 мин)
- Каждый педагог делится одной идеей или приёмом, который планирует внедрить.
- Ведущий подводит итоги:
- Сказкотерапия — не отдельное занятие, а мягкий инструмент, который можно использовать ежедневно: в круге, на прогулке, в свободной игре.
- Через сказку мы не только развиваем речь, но и формируем у детей эмоциональный интеллект, уверенность в себе и любовь к слову.
Можно завершить цитатой:
«Сказка — это волшебный ключик к сердцу и речи ребёнка» ✨
📌 Дополнительно
- Подготовьте мини-папку с примерами коротких сказок и игровых приёмов для воспитателей.
- Оформите общий плакат «Наши любимые сказки для развития речи» с идеями, чтобы повесить в методическом кабинете.
- Можно сделать видеозапись одного приёма и показать в начале как эмоциональный “вход”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказкотерапия как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Мы хотим поделиться опытом работы по развитию связной речи у детей подготовительного возраста....
Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста
Сказкотерапия для дошкольников -современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко ...

«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Презентация «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

"Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста"
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животвор...

Сказкотерапия, как средство развития речи у детей раннего возраста
Презентация предназначена для работы педагогов в дошкольном учреждении...

Консультация для родителей. «Сказкотерапия» как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это перенос сказочных смыслов в реальность....

Тема по самообразованию 2022-2023 уч.год "Сказкотерапия, как средство развитие речи у детей дошкольников"
Сказки любят все дети и педагоги их используют в жизни детей всегда. Сказки помогают обогатить словарный запас детей,развить память и внимание. Я использую в своей работе кукольный и настольный театр,...
