Конспект познавательного занятия «Осенние краски леса» старшей группе с ЗПР
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект познавательного занятия «Осенние краски леса» старшей группе с ЗПР
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Тема: «Осенние краски леса»
Воспитатель: Сильнядина Е.Н.
Учитель-дефектолог Хватова Е.Н
2025 г
Технологическая карта занятия
Форма проведения: совместная деятельность (познавательная, игровая, исследовательская, коммуникативная). Занятие построено на основе системно-деятельностного подхода
Тема: «Осенние краски леса»
Цель: Формирование у детей представлений об осенних изменениях в природе леса через наблюдение, исследование и творческую деятельность.
Задачи:
- Образовательные:
- Расширить и систематизировать знания детей об осени как времени года, ее признаках (изменение цвета листьев, опадение листвы, сбор урожая, изменение поведения животных).
- Познакомить с многообразием осенних цветов и оттенков в лесу.
- Формировать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Обогатить словарный запас детей по теме «Осень» (золотая осень, багряный, рыжий, увядание, листопад, заморозки, грибы, ягоды).
- Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к природе.
- Развивать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление.
- Развивать творческие способности детей через различные виды деятельности.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать связную речь, умение выражать свои мысли.
- Воспитательные:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- Формировать умение работать в коллективе, слушать друг друга, договариваться.
- Воспитывать эстетическое восприятие красоты осенней природы.
Методы и приемы:
- Наглядные: демонстрация картинок, фотографий, видеофрагментов, образцов природных материалов (листья, шишки, желуди), презентация.
- Словесные: беседа, рассказ, объяснение, вопросы, художественное слово (стихи, загадки), поощрение.
- Практические: наблюдение, экспериментирование, дидактические игры, творческая деятельность (рисование, аппликация, конструирование).
- Игровые: игровые ситуации, подвижные игры.
- Исследовательские: постановка проблемных вопросов, поиск ответов, проведение простых опытов.
Формы организации деятельности:
- Фронтальная
- Подгрупповая
- Индивидуальная
Оборудование и материалы:
- Картинки, фотографии с изображением осеннего леса.
- Презентация «Осенние краски леса».
- Аудиозапись звуков осеннего леса (шум ветра, шелест листьев, пение птиц).
- Листья разных деревьев (свежие и засушенные) для рассматривания и использования в творчестве.
- Шишки, желуди, каштаны, веточки.
- Цветные карандаши, фломастеры, краски (акварель, гуашь).
- Бумага разной фактуры и цвета.
- Клей, ножницы.
- Трафареты листьев.
- Материалы для аппликации (цветная бумага, ватные диски, нитки).
- Материалы для изготовления поделок (пластилин, природные материалы).
- Корзина для сбора «осенних даров».
- Макет осеннего леса (по возможности).
Предварительная работа:
- Наблюдения за изменениями в природе в осенний период (на прогулках).
- Чтение стихотворений, рассказов об осени.
- Рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами.
- Сбор осенних листьев, плодов, шишек.
Структура занятия:
I. Организационный момент (5-7 минут)
- Приветствие:
- Дети входят в группу, их встречает воспитатель.
- Приветствие в игровой форме: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие!»
- Создание эмоционального настроя:
- Воспитатель предлагает послушать звуки леса.
- Звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса».
- Вопросы: «Что вы услышали? На что это похоже? Куда бы вы хотели отправиться, услышав эти звуки?»
II. Основная часть (25-30 минут)
- Познавательная деятельность: «Загадки Осени» (7-10 минут)
- Введение в тему:
- Воспитатель: «Ребята, сегодня наше путешествие будет необычным. Мы отправимся в осенний лес, чтобы узнать его секреты и полюбоваться его красотой. А поможет нам в этом наша волшебная корзина!»
- Воспитатель достает корзину с осенними листьями разного цвета.
- Беседа и наблюдения:
- «Посмотрите, сколько разных листьев мы собрали! Какого они цвета? (красные, желтые, оранжевые, коричневые). А какие они на ощупь? (сухие, шершавые, гладкие).»
- «Почему листья меняют свой цвет и опадают?» (Объяснение о сокращении светового дня, уменьшении сока в листьях, подготовке деревьев к зиме).
- Презентация «Осенние краски леса»:
- Демонстрация слайдов с изображениями осеннего леса, разных деревьев, грибов, ягод, животных.
- Вопросы по слайдам: «Что вы видите на картинке? Какие деревья вы узнаете? Какие цвета преобладают в осеннем лесу? Какие животные готовятся к зиме? Что интересного вы заметили?»
- Исследовательская деятельность:
- «Давайте попробуем определить, с какого дерева этот лист?» (Предложить детям сравнить листья с образцами или картинками деревьев).
- «А знаете ли вы, что осенью лес дарит нам не только красоту, но и вкусные подарки?» (Загадки о грибах и ягодах).
- Демонстрация настоящих или искусственных грибов и ягод (если есть возможность).
- Исследовательская и игровая деятельность: «Осенние эксперименты» (5-7 минут)
- Эксперимент 1: «Почему листья шуршат?»
- Воспитатель предлагает детям взять сухой лист и подержать его между пальцами.
- «Что происходит, когда мы его сжимаем? Почему он шуршит? (Внутри листа мало влаги, он стал сухим и хрупким).»
- Эксперимент 2: «Цвета осени в воде» (простой вариант)
- В прозрачный стакан с водой добавляются несколько капель разного цвета (желтый, красный, коричневый).
- «Посмотрите, как красиво смешиваются цвета! Вот так и в лесу осень рисует свои картины.»
- Дидактическая игра «Собери букет»:
- Дети делятся на команды. Каждой команде дается набор осенних листьев (натуральных или вырезанных).
- Задание: составить красивый букет из листьев определенного цвета или из листьев одного дерева.
- Коммуникативная и игровая деятельность: «Путешествие по осеннему лесу» (7-10 минут)
- Подвижная игра «Листопад»:
- Дети – «листочки». По команде воспитателя они «летят» по комнате, кружатся, имитируя падение листьев.
- По другой команде – «садятся» на «землю» (приседают).
- Игра «Кто где спрятался?»
- Воспитатель показывает картинку с изображением осеннего леса, где спрятались животные (ежик, белка, заяц).
- Дети ищут и называют животных.
- Обсуждение: «Как животные готовятся к зиме? Что они делают?»
- Чтение стихотворения: Воспитатель читает стихотворение об осени, дети могут сопровождать чтение движениями.
III. Творческая деятельность (10-15 минут)
- Выбор деятельности (по подгруппам или индивидуально):
- Рисование «Золотая осень»: Дети рисуют осенний лес, используя разнообразные цвета и оттенки. Можно использовать технику кляксографии или рисование пальчиками.
- Аппликация «Осеннее дерево»: Дети создают аппликацию дерева, используя готовые листья (вырезанные или натуральные) или вырезая их сами. Можно использовать цветную бумагу, вату для имитации облаков.
- Лепка «Лесные дары»: Дети лепят из пластилина грибы, ягоды, шишки.
- Конструирование «Домик для зверюшек»: Из природных материалов (веточек, шишек, желудей) дети могут попробовать сделать небольшие поделки, имитирующие домики для лесных обитателей.
- Самостоятельная работа: Дети выбирают вид деятельности и приступают к работе. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, дает подсказки, создает ситуацию успеха.
IV. Заключительная часть (5-7 минут)
- Выставка детских работ:
- Дети выкладывают свои работы на столе или на стене.
- Воспитатель организует мини-выставку «Краски осени в наших работах».
- Рефлексия:
- «Ребята, понравилось ли вам наше сегодняшнее путешествие в осенний лес?»
- «Что нового вы узнали?»
- «Что вам больше всего понравилось делать?»
- «Какие осенние краски вы запомнили?»
- «Как вы думаете, почему осень называют золотой?»
- Подведение итогов:
- Воспитатель хвалит детей за активное участие, творчество, внимание.
- «Вы сегодня были настоящими исследователями и художниками. Мы увидели, как прекрасна осень в лесу!»
- Прощание:
- «Спасибо вам за интересное занятие! До новых встреч!»
Принципы системно-деятельностного подхода, реализованные в занятии:
- Деятельность как основа развития: Все этапы занятия предполагают активное участие детей в различных видах деятельности (познавательной, игровой, исследовательской, творческой).
- Развитие через взаимодействие: Дети учатся взаимодействовать друг с другом, обсуждать, делиться идеями, работать в команде.
- Индивидуализация: Предоставление выбора в творческой деятельности, дифференцированная помощь, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Осознанность: Дети не просто получают информацию, но и сами ее добывают через наблюдение, экспериментирование, поиск ответов на вопросы.
- Самореализация: Возможность проявить свои творческие способности, фантазию, получить положительный эмоциональный опыт.
- Системность: Занятие выстроено логично, от простого к сложному, с использованием разнообразных форм и методов работы.
- Результативность: Ожидается, что дети получат новые знания, разовьют умения и навыки, воспитают любовь к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию «Прогулка по лесу». (Старшая группа)
Дети, которых еще в детстве научили любить природу, вырастают более чуткими, любознательными и ответственными. Именно поэтому важно в самом юном возрасте показать ребенку красоту окружающего мира и на...

Конспект открытого занятия по ФЭМП "Осень в лесу" старшая группа
В начале НОД сорока - белобока принесла детям письмо: «Здравствуйте, ребята! Я очень хочу поиграть с вами. И приглашаю вас в осенний лес. Чтобы меня найти, вам придется выполнить ряд...
Конспект познавательного занятия по ФЭМП в старшей группе «В мире волшебных чисел»
Конспект познавательного занятия по ФЭМП в старшей группе «В мире волшебных чисел»...
Конспект познавательного занятия по ФЭМП в старшей группе №11 «Космическое путешествие»
Конспект познавательного занятия по ФЭМП в старшей группе №11 «Космическое путешествие»...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Прогулка по лесу» старшая группа.
Что такое лес ?Сосны до небес,...

конспект интегрированного занятия "Осень" для детей старшей группы
интегрированное занятие "Осень" для старшего возрастаОбразовательные области: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие....

Конспект познавательного занятия по ФЭМП в старшей группе «Математические острова».
Познакомить с понятием таблица (строка, столбец), учить пользоваться простейшими таблицами.Закрепить умение соотносить цифру с количеством, умение пользоваться полосками-мерами ....
