Конспект познавательного занятия «Осенние краски леса» старшей группе с ЗПР
план-конспект занятия (старшая группа)

Сильнядина Елена Николаевна

Конспект познавательного занятия «Осенние краски леса» старшей группе с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennie_kraski_lesa.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект   занятия  по  познавательному развитию  в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Тема: «Осенние краски леса»

Воспитатель: Сильнядина Е.Н.

Учитель-дефектолог Хватова Е.Н

                                                                           

2025 г


Технологическая карта занятия

Форма проведения: совместная деятельность (познавательная, игровая, исследовательская, коммуникативная). Занятие построено на основе системно-деятельностного подхода

Тема: «Осенние краски леса»

Цель: Формирование у детей представлений об осенних изменениях в природе леса через наблюдение, исследование и творческую деятельность.

Задачи:

  • Образовательные:
  • Расширить и систематизировать знания детей об осени как времени года, ее признаках (изменение цвета листьев, опадение листвы, сбор урожая, изменение поведения животных).
  • Познакомить с многообразием осенних цветов и оттенков в лесу.
  • Формировать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Обогатить словарный запас детей по теме «Осень» (золотая осень, багряный, рыжий, увядание, листопад, заморозки, грибы, ягоды).
  • Развивающие:
  • Развивать познавательный интерес к природе.
  • Развивать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление.
  • Развивать творческие способности детей через различные виды деятельности.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать связную речь, умение выражать свои мысли.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  • Формировать умение работать в коллективе, слушать друг друга, договариваться.
  • Воспитывать эстетическое восприятие красоты осенней природы.

Методы и приемы:

  • Наглядные: демонстрация картинок, фотографий, видеофрагментов, образцов природных материалов (листья, шишки, желуди), презентация.
  • Словесные: беседа, рассказ, объяснение, вопросы, художественное слово (стихи, загадки), поощрение.
  • Практические: наблюдение, экспериментирование, дидактические игры, творческая деятельность (рисование, аппликация, конструирование).
  • Игровые: игровые ситуации, подвижные игры.
  • Исследовательские: постановка проблемных вопросов, поиск ответов, проведение простых опытов.

Формы организации деятельности:

  • Фронтальная
  • Подгрупповая
  • Индивидуальная

Оборудование и материалы:

  • Картинки, фотографии с изображением осеннего леса.
  • Презентация «Осенние краски леса».
  • Аудиозапись звуков осеннего леса (шум ветра, шелест листьев, пение птиц).
  • Листья разных деревьев (свежие и засушенные) для рассматривания и использования в творчестве.
  • Шишки, желуди, каштаны, веточки.
  • Цветные карандаши, фломастеры, краски (акварель, гуашь).
  • Бумага разной фактуры и цвета.
  • Клей, ножницы.
  • Трафареты листьев.
  • Материалы для аппликации (цветная бумага, ватные диски, нитки).
  • Материалы для изготовления поделок (пластилин, природные материалы).
  • Корзина для сбора «осенних даров».
  • Макет осеннего леса (по возможности).

Предварительная работа:

  • Наблюдения за изменениями в природе в осенний период (на прогулках).
  • Чтение стихотворений, рассказов об осени.
  • Рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами.
  • Сбор осенних листьев, плодов, шишек.

Структура занятия:

I. Организационный момент (5-7 минут)

  • Приветствие:
  • Дети входят в группу, их встречает воспитатель.
  • Приветствие в игровой форме: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие!»
  • Создание эмоционального настроя:
  • Воспитатель предлагает послушать звуки леса.
  • Звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса».
  • Вопросы: «Что вы услышали? На что это похоже? Куда бы вы хотели отправиться, услышав эти звуки?»

II. Основная часть (25-30 минут)

  1. Познавательная деятельность: «Загадки Осени» (7-10 минут)
  • Введение в тему:
  • Воспитатель: «Ребята, сегодня наше путешествие будет необычным. Мы отправимся в осенний лес, чтобы узнать его секреты и полюбоваться его красотой. А поможет нам в этом наша волшебная корзина!»
  • Воспитатель достает корзину с осенними листьями разного цвета.
  • Беседа и наблюдения:
  • «Посмотрите, сколько разных листьев мы собрали! Какого они цвета? (красные, желтые, оранжевые, коричневые). А какие они на ощупь? (сухие, шершавые, гладкие).»
  • «Почему листья меняют свой цвет и опадают?» (Объяснение о сокращении светового дня, уменьшении сока в листьях, подготовке деревьев к зиме).
  • Презентация «Осенние краски леса»:
  • Демонстрация слайдов с изображениями осеннего леса, разных деревьев, грибов, ягод, животных.
  • Вопросы по слайдам: «Что вы видите на картинке? Какие деревья вы узнаете? Какие цвета преобладают в осеннем лесу? Какие животные готовятся к зиме? Что интересного вы заметили?»
  • Исследовательская деятельность:
  • «Давайте попробуем определить, с какого дерева этот лист?» (Предложить детям сравнить листья с образцами или картинками деревьев).
  • «А знаете ли вы, что осенью лес дарит нам не только красоту, но и вкусные подарки?» (Загадки о грибах и ягодах).
  • Демонстрация настоящих или искусственных грибов и ягод (если есть возможность).
  1. Исследовательская и игровая деятельность: «Осенние эксперименты» (5-7 минут)
  • Эксперимент 1: «Почему листья шуршат?»
  • Воспитатель предлагает детям взять сухой лист и подержать его между пальцами.
  • «Что происходит, когда мы его сжимаем? Почему он шуршит? (Внутри листа мало влаги, он стал сухим и хрупким).»
  • Эксперимент 2: «Цвета осени в воде» (простой вариант)
  • В прозрачный стакан с водой добавляются несколько капель разного цвета (желтый, красный, коричневый).
  • «Посмотрите, как красиво смешиваются цвета! Вот так и в лесу осень рисует свои картины.»
  • Дидактическая игра «Собери букет»:
  • Дети делятся на команды. Каждой команде дается набор осенних листьев (натуральных или вырезанных).
  • Задание: составить красивый букет из листьев определенного цвета или из листьев одного дерева.
  1. Коммуникативная и игровая деятельность: «Путешествие по осеннему лесу» (7-10 минут)
  • Подвижная игра «Листопад»:
  • Дети – «листочки». По команде воспитателя они «летят» по комнате, кружатся, имитируя падение листьев.
  • По другой команде – «садятся» на «землю» (приседают).
  • Игра «Кто где спрятался?»
  • Воспитатель показывает картинку с изображением осеннего леса, где спрятались животные (ежик, белка, заяц).
  • Дети ищут и называют животных.
  • Обсуждение: «Как животные готовятся к зиме? Что они делают?»
  • Чтение стихотворения: Воспитатель читает стихотворение об осени, дети могут сопровождать чтение движениями.

III. Творческая деятельность (10-15 минут)

  • Выбор деятельности (по подгруппам или индивидуально):
  1. Рисование «Золотая осень»: Дети рисуют осенний лес, используя разнообразные цвета и оттенки. Можно использовать технику кляксографии или рисование пальчиками.
  2. Аппликация «Осеннее дерево»: Дети создают аппликацию дерева, используя готовые листья (вырезанные или натуральные) или вырезая их сами. Можно использовать цветную бумагу, вату для имитации облаков.
  3. Лепка «Лесные дары»: Дети лепят из пластилина грибы, ягоды, шишки.
  4. Конструирование «Домик для зверюшек»: Из природных материалов (веточек, шишек, желудей) дети могут попробовать сделать небольшие поделки, имитирующие домики для лесных обитателей.
  • Самостоятельная работа: Дети выбирают вид деятельности и приступают к работе. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, дает подсказки, создает ситуацию успеха.

IV. Заключительная часть (5-7 минут)

  • Выставка детских работ:
  • Дети выкладывают свои работы на столе или на стене.
  • Воспитатель организует мини-выставку «Краски осени в наших работах».
  • Рефлексия:
  • «Ребята, понравилось ли вам наше сегодняшнее путешествие в осенний лес?»
  • «Что нового вы узнали?»
  • «Что вам больше всего понравилось делать?»
  • «Какие осенние краски вы запомнили?»
  • «Как вы думаете, почему осень называют золотой?»
  • Подведение итогов:
  • Воспитатель хвалит детей за активное участие, творчество, внимание.
  • «Вы сегодня были настоящими исследователями и художниками. Мы увидели, как прекрасна осень в лесу!»
  • Прощание:
  • «Спасибо вам за интересное занятие! До новых встреч!»

Принципы системно-деятельностного подхода, реализованные в занятии:

  • Деятельность как основа развития: Все этапы занятия предполагают активное участие детей в различных видах деятельности (познавательной, игровой, исследовательской, творческой).
  • Развитие через взаимодействие: Дети учатся взаимодействовать друг с другом, обсуждать, делиться идеями, работать в команде.
  • Индивидуализация: Предоставление выбора в творческой деятельности, дифференцированная помощь, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  • Осознанность: Дети не просто получают информацию, но и сами ее добывают через наблюдение, экспериментирование, поиск ответов на вопросы.
  • Самореализация: Возможность проявить свои творческие способности, фантазию, получить положительный эмоциональный опыт.
  • Системность: Занятие выстроено логично, от простого к сложному, с использованием разнообразных форм и методов работы.
  • Результативность: Ожидается, что дети получат новые знания, разовьют умения и навыки, воспитают любовь к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию «Прогулка по лесу». (Старшая группа)

Дети, которых еще в детстве научили любить природу, вырастают более чуткими, любознательными и ответственными. Именно поэтому важно в самом юном возрасте показать ребенку красоту окружающего мира и на...

Конспект открытого занятия по ФЭМП "Осень в лесу" старшая группа

В начале НОД сорока - белобока  принесла  детям письмо: «Здравствуйте, ребята! Я очень хочу поиграть с вами. И приглашаю вас в осенний лес. Чтобы меня найти, вам придется выполнить ряд...

Конспект познавательного занятия по ФЭМП в старшей группе «В мире волшебных чисел»

Конспект познавательного занятия по ФЭМП в старшей группе «В мире волшебных чисел»...

Конспект познавательного занятия по ФЭМП в старшей группе №11 «Космическое путешествие»

Конспект познавательного занятия по ФЭМП в старшей группе №11 «Космическое путешествие»...

конспект интегрированного занятия "Осень" для детей старшей группы

интегрированное занятие "Осень" для старшего возрастаОбразовательные области: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие....

Конспект познавательного занятия по ФЭМП в старшей группе «Математические острова».

Познакомить с понятием таблица (строка, столбец), учить пользоваться простейшими таблицами.Закрепить умение соотносить цифру с количеством, умение пользоваться полосками-мерами ....