Конспект интегрированного открытого занятия "Богатства осеннего леса".
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект интегрированного открытого занятия в логопедической группе (ТНР) "Богатства осеннего леса".
Конспект направлен на работу с детьми 6-7 лет.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия «Богатства осеннего леса» в группе компенсирующей направленности.
Возраст – 6-7 лет. Подготовительная группа.
Общая концепция занятия
Формат: интегрированное занятие (речевое, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие).
Цели:
-Речевые: автоматизация и дифференциация звуков (свистящие/шипящие, Л/Р), развитие фонематического восприятия, слоговой структуры, грамматического строя, связной речи.
-Познавательные: знакомство с деревьями Мурманской области и дарами леса, классификация.
- Социально-коммуникативные: сотрудничество, соблюдение правил, ответственность за общий результат.
- Художественно-эстетические: создание композиции из листьев и грибов; чувство ритма и формы.
- Физические: дыхание, мелкая моторика, координация.
Сюжет, роли, окружение
Роли-герои (дети): Заяц, Лиса, Медвежонок, Белка, Волк, Снегирь.
Игрушки-двойники прячутся у деревьев: берёза, ель, сосна, рябина, осина, ива.
Подарки-урожай: листочки, ягодки и грибочки.
Итог: коллективная композиция «Богатства осеннего леса» на ватмане «Корзинка с подарками от осени».
Оборудование
Игрушки 6 животных; стойки/макеты деревьев; распечатанные картинки листочков, ягод и грибов; клей-карандаш, корзинки.
Музыка «Осенний лес»
Подробный ход занятия с методами и приёмами
1. Организационный момент.
«Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие – экскурсию в лес. (Дети идут змейкой, перепрыгивают “ямку”, перешагивают через «бревно», ходьба по “дорожкам здоровья” - камушкам, палочкам, лужам - коврикам).
По тропинке мы идем
Да по узенькой идем,
Через ямки перепрыгнем,
Лужи все перешагнем!
Дружно, весело мы шли
И к лесочку подошли!
Птицы громко здесь поют
Звери дикие живут…
Лес осенний не молчит
Он сегодня зазвучит!
2. Вводная часть. Повторение
Но перед тем, как он зазвучит, ответьте мне на вопросы.
- Какое сейчас время года?
- Назовите, какой сейчас месяц осени.
- Какой месяц был до октября?
- Какой месяц будет после октября?
3. Основная часть. Знакомство с темой занятия, актуализация имеющихся знаний о деревьях.
Логопед загадывает загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В снега его одели.
Это дерево.
- Что за одежда у дерева?
- Что происходит с листьями осенью?
- Но есть деревья, которые и зимой и летом одним цветом. Какие это деревья?
- Какого цвета они всегда?
- Что вместо листьев у хвойных деревьев?
- Назовите, какие вы знаете хвойные деревья?
- Где растут деревья?
-Молодцы!
4. Начало путешествия.
- Предлагаю лететь в лес на вертолете.
Дети заводят воображаемые пропеллеры (вращательные движения руками перед грудью) и перемещаются на ковёр.
Вот мы и в лесу.
Ребята! Посмотрите , что вы видите в корзине? Тут разные шапочки животных, а на дне что-то лежит.
Это письмо! От кого оно? (на конверте матушка Осень).
Давайте его прочитаем !
«Дорогие ребята, в нашем лесу случилась беда! Мы с лесными жителями начали подготовку к зиме, и они все потерялись! Помогите мне, пожалуйста, их найти. Для того чтобы с легкостью найти лесного жителя вам нужно самим перевоплотиться в зверят и птичек. А чтобы помочь каждому подготовиться к зиме, нужно выполнить задания. Зверята вам помогут и отблагодарят за помощь дарами осеннего леса. Спасибо вам, ваша Матушка-Осень».
Ой ребята, нам предстоит увлекательное путешествие, полное тайн и интересных загадок. Поможем матушке Осень?
Отлично, выбирайте себе героя.
Каждому герою нужно найти своего двойника.
Кто такой двойник?
Молодцы! Начинаем!
5. Упражнение на слуховое восприятие.
Звучит фонограмма «Звуки леса»
Давайте сначала прислушаемся, какие звуки можно услышать в лесу.
Дети: - Хруст ветки, стук дятла, шелест листьев, щебетание птиц.
6. Дыхательное упражнение
А давайте представим, как дышится в лесу, чем пахнет (свежестью, прелой травой, опавшей листвой).
Дети делают глубокий вдох носом и длительный выдох ртом.
(перед детьми нарисованное дерево, а на нем лежат листочки).
- Налетел ветерок, и с деревьев полетели листочки.
Дети дуют на дерево с разноцветными листьями.
- Как называется такое явление?
Дети: - Листопад.
7. Динамическое упражнение «Листопад»
Листопад, листопад.
Листья желтые кружат,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. Дети руками изображают движения листьев.
8. Фонетическое упражнение
- Как листья шуршат под ногами?
Дети произносят звукоподражание: ш-ш-ш
1 станция.
Встреча с медвежонком.
Дикий зверь, малину ест,
У него — берлога есть.
Крепок зимний его сон.
Догадались, кто же он?
-Это медведь.
Конечно! Медвежонок, найди в нашем лесу своего двойника! Какой молодец! А расскажи нам, медвежонок, чем ты занимаешься осеннею порой? Как готовишься к зиме?
Посмотрите, у малыша медвежонка какой-то конверт.
Это конверт с заданием. Давайте прочитаем и выполним.
«Дорогие ребята, я искал самую красивую березу в нашем лесу, нашел ее, но заблудился. Помогите найти путь на нашу опушку, выполнив следующее задание…»
Игра "Собери березу":
Разложите на столе вырезанные части березы (ствол, листья, ветки). Дети должны собрать из них целое дерево.
Ребята, какие вы молодцы! Что что медвежонок? (прислоняю медвежонка к уху).
Медвежонок мне сказал, что очень гордиться вами и хочет подарить вам подарки, для этого загляните в корзинку (в корзине листочки березы, грибы подберезовики). А кто знает, как называются эти грибы? А почему листочки желтые?
Итак, давайте поставим нашу корзинку с подарками на стол и пойдем дальше.
2 станция.
Встреча с Белочкой.
Герой ищет своего двойника
Посмотрите, бельчонок сидит рядом с красивым деревом, кто знает, как оно называется?
Это рябина, молодцы!
А что у рябины есть? (ветки, листочки, кисти, ягодки)
А вот и задание от бельчонка.
Задание: «Слова растут, как кисти».
Сейчас я буду кидать вам мячик и называть слово, а вы должны назвать мне его ласково.
Словообразование: ягода — ягодка; ветка — веточки; кисть — кисточки; лист – листочек; а следующему такое задание: (согласование прилагательных): «какие ягоды?» — красные, спелые.
Составь предложение по картинке используя схему |_ _ _ _. : «Белка грызёт красную рябину».
Молодцы! Вот бельчонок дарит нам тоже корзинку с подарками, а в ней листочки и ягодки рябины.
Методы и приёмы: 1) Модели суффиксов (-к-, -очк-); 2) Грамматические схемы; 3) Схема предложения; 4) Предметные опоры.
3 станция:
Встреча с лисой.
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
-конечно это лиса! Лисица, найди своего друга пожалуйста!
Посмотрите, где сидит лисёнок? У какого дерева?
Конечно это – Ель.
А вот и задание от лисёнка.
Задание: «Шипит или свистит?»
Хлопок — если слышишь [ш] (шишка, шапка), щелчок — если [с] (сосна, сок).
Отметь, где слышится звук — начало/середина/конец (схема).
Назови признак: «Шишка какая?» (деревянная, коричневая).
Методы и приёмы: 1) Фонематическое различение; 2) Слуховые маркеры (хлопок/щелчок); 3) Схема «звук в слове»; 4) Опора на предметные картинки.
Подарок: картинки шишки.
4 станция.
Встреча с волком.
«Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?»
Это – Волк. Волк, найди свою пару в нашем лесу.
А вот и наш голодный волчонок. Ребята, он шепчет мне что очень боится, потому что остался совсем один, давайте скорее выполнять задание и вернем его на опушку, ко всем его друзьям.
А у какого дерева сидит наш волчонок?
Это сосна.
Задание: «Ветер в сосне»
Длинный ровный выдох «ш‑ш‑ш».
Ритмоповтор ладонями/слогами: 2‑3‑2 («ш‑ш | ш‑ш‑ш | ш‑ш»).
Назови «дары сосны»: шишки, смола, иголки.
Что-то мы немного устали, сколько ходили, много искали.
Давайте разомнемся!
Волк наклоны делать рад
Вправо, влево, вперед, назад,
Много-много раз подряд
Влево, вправо, вперед, назад.
Методы и приёмы: 1) Дыхательная тренировка; 2) Ритм и просодика; 3) Мнемодорожка (пиктограммы шишка‑смола‑иголки).
Подарок: листочки.
5 станция.
Встреча с зайцем.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в серой шубке — летом.
Это Зайка. (Заяц ищет своего друга).
Посмотрите, наш зайка сидит рядом с таким красивым деревом. Кто знает, что это за дерево?
Это осина.
Задание: «Л‑Р — кто быстрее и чётче?»
Разложи картинки на две группы: слова со звуком [л] и со звуком [р].
Методы и приёмы: 1) Дифференциация [л‑р].
6 станция.
Встреча со снегирем.
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды,
С первым снегом — тут как тут!
Это снегирь!
Эта птица холода не боится!
Задание: «Чудесный мешочек — угадай и расскажи»
На ощупь достань предмет: лист, гриб, шишка.
Опиши два признака (форма, фактура, размер) и назови группу (листва/грибы/шишки).
Скажи, где растёт/лежит: «Гриб растёт под деревом».
Методы и приёмы: 1) Сенсорная интеграция; 2) Описательный рассказ по схеме «Предмет‑Признак‑Место»; 3) Обобщение и классификация.
Подарок: лист, гриб, шишка.
Динамическая пауза.
Вот на ветках, посмотри, (руками хлопают по бокам)
В красных майках снегири. (показывают грудки)
Распушили пёрышки (руки слегка в стороны)
Греются на солнышке. (шевелят пальцами)
Головой вертят, вертят (повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели.
Подсчёт «урожая»
Вот ребята молодцы, всех лесных обитателей нашли!
А сейчас я предлагаю вам подсчитать наши дары, которые нам подарили зверята. (с каждой корзинки ребята берут по 1 картинке, сколько листочков/грибов — столько выполненных шагов).
Методы и приёмы: 1) Самооценка по пиктограммам; 2) Рефлексивная беседа; 3) Итоговая хвалилка.
Посмотрите, что нам принесла матушка Осень. Вот такую чудесную корзинку (нарисованную на ватмане), в которую мы с вами сейчас соберем все собранные нами дары осеннего леса.
Вот такая чудесная композиция будет нам напоминать о нашем увлекательном путешествии в осенний лес!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Клуб знатоков леса"
Конспект интегрированного занятия (Ознакомление с окружающим миром и аппликация в подготовительной группе (ОНР)) Тема: «Клуб знатоков леса »...
Конспект интегрированной НОД "Сказки осеннего леса"для детей 2й младшей группы.
Интегрированное занятие для детей 2й младшей группы детского сада на тему "Знакомство с временами года"( интеграция:познание,социализация,коммуникация)...

Конспект интегрированного занятия «Прогулка в лесу»
Задачи.- Закреплять умение угадывать животное по его описанию или внешним признакам.- Развивать умение отгадывать предметы наощупь.- Закреплять умение строится парами и двигаться по кругу.- Учит...

Конспект интегрированного занятия «Зима в лесу» (II младшая группа)
Конспект интегрированного занятия «Зима в лесу» (II младшая группа) Используемые программы: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса. Тема занятия«Зима...

Конспект интегрированного занятия "Зима в лесу"
Материал данного занятия предназначен для воспитателей старшего дошкольного возраста для проведения комлексного интегрированного занятия по закреплению знаний по ознакомлению с природой родного ...

Конспект интегрированного занятия "Гости весеннего леса" в средней группе
Данное занятие проводится с детьми средней группы. Занятие поможет детям закрепить знания о перелетных птицах....

конспект итогового открытого мероприятия "Осенние звуки в лесу"
Прививать любовь к классической музыке, к тврорчеству П.И.Чайковского, углубление восприятия музыки через интеграцию различных видов искусств.Формирование различных умений и навыков. необходимых дошко...
