Конспект интегрированного занятия "Клуб знатоков леса"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Ларина Нина Борисовна

 

Конспект интегрированного занятия (Ознакомление с окружающим миром и аппликация в подготовительной группе (ОНР)) Тема: «Клуб знатоков леса »

Скачать:


Предварительный просмотр:

МСКОУ «Начальная школа - детский сад № 32»

«Аленький цветочек»

Конспект интегрированного занятия (Ознакомление с окружающим миром и аппликация в подготовительной группе (ОНР))

Тема: «Клуб знатоков леса»

Воспитатель МСКОУ № 32 в подготовительной к школе группе (ОНР) «Лилички»

 Ларина Нина Борисовна

Ноябрь 2010

Конспект интегрированного занятия (Ознакомление с окружающим миром и аппликация в подготовительной группе (ОНР)) Тема: «Клуб знатоков леса »

Цели:

•        Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлении животных и растений к условиям жизни.

•        Развивать умение сравнивать, выделять существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, доказательную связную речь.

•        Учить детей создавать сюжетную композицию из животных, вырезанных по самостоятельно нарисованному контуру (силуэту) из бумаги.

•        Формировать композиционные умения - размещать животных на панораме осеннего леса.

•        Развивать мелкую моторику, воображение, память мышление, творчество

•        Воспитывать познавательный интерес, желание быть знатоком леса.

Материал и оборудование:

•        демонстрационный: панорама «Осенний лес» без животных, демонстрационная картинка «Жуки», подписанные конверты (Письмо от зайца. Письмо от кузнечика. Письмо от зайчонка) «Лесная газета. Объявления», запись спокойной музыки «В лесу», предметные картинки животных леса птиц, насекомых, бумажные модели животных, птиц, насекомых; звонок мобильного телефона.

•        раздаточный: у каждого ребенка: карандаши простые, листы цветной бумаги (коричневого, оранжевого, красного, желтого, серого, светло- коричневого цветов ), ножницы, клей

Словарь:

1.        Предметы: животные, звери, заяц, зайка, зайчонок, листопадничек, белка, лиса - плутовка, медведь, дятел, кузнечик, ящерица, кукушка, сова, шатун.

2.Действия:        менять, пожелтели, осыпались, ползает, летает, покормит, бродил, встретил подарил, благодарил, продрог, потянулся, коснулся, походим .

3 Признаки:, темно-коричневый, светло-коричневый, рыжий, оранжевый, серенький, беленький, зеленый, красный, косолапый, трусливый, боязливый, большой, длинный , короткий, лесные, дикие.

4.Родственные слова: заяц - зайчик, зайка, зайчонок, зайчишка, зайчата.

Предварительная работа: рассматривание предметных картинок «Животные наших лесов», энциклопедии «Животный мир», Чтение рассказов Пришвина, Соколова - Микитова, Скребицкого, Сладкова о животных.

Ход занятия:

I.        Орг. момент.

- Начинаем очередное занятие «Клуба знатоков леса». Сейчас ребята попробуют ответить на вопросы, поступающие от необычных радиослушателей — лесных жителей. Лучшие знатоки будут награждены значками. (Дети садятся на ковре в кружок.)

II.        Основная часть.

1 .Взаимосвязи в природе

а) - В наш клуб приходит много писем. Вот одно из них. Прочитайте, ребята, от кого оно. Дети читают надпись на конверте: «Письмо от зайца».)

Встретился я в лесу с белочкой. Она внимательно на меня посмотрела и говорит:

-        Ой, какая у тебя шубка красивая, беленькая. Давай на время поменяемся: ты в моей серенькой шубке походишь, а мне свою беленькую одолжишь. Прошу у вас совета: меняться или нет?

-        Давайте, ребята, подумаем и поможем зайке. Сможет ли зайчик прожить в шубе белки, а она — в его? (Дети мотивируют свои ответы) Почему вы так думаете? А почему у белки и зайца разные хвосты? Как они им помогают? (Сориентировать ход мыслей детей по направлению анализа зависимости между средой обитания и формами приспособления животных.)

б)        - А вот пришла целая посылка, и к ней прилагается письмо. (Открывается демонстрационная картина.)

-        Посылка и письмо пришли от кузнечика. (Читаю письмо от кузнечика.)

На лесной полянке встретились два жука: красный и зеленый. Посмотрели они друг на друга и удивились. Красный спросил у зеленого: «Ты почему весь такой зеленый?» — «Чтобы птица не съела». — «Вот чудак! Чтобы птица не съела, надо быть таким, как я, — красным». «Нет»,— сказал зеленый жук. «Да», — сказал красный. «Нет, ты все перепутал»,

-        рассердился зеленый. «Нет, это ты все перепутал».

Долго жуки спорили. Кто из них прав? Как вы думаете? (Дети высказывают свои предположения.)

-        Смотрите, что было потом. Пока жуки спорили, их заметила птица и полетела к ним (открывается правый клапан картины). Жуки увидели и... Ребята, что они сделали? Куда они могли спрятаться? Как им спастись?

Дети высказывают предположения, педагог открывает левый клапан картины, и дети видят наглядное подтверждение своей догадке.)

в)        Звонит телефон. Воспитатель слушает, а затем пересказывает разговор детям.

-        Звонил дятел. Он долго выбирал себе дерево в лесу, где сделать дупло. Выбрал наконец хорошую, высокую елку, а главное, иголочки на ней были мягкие. Все бы ничего, но сначала у его елки иголки пожелтели, а потом и вообще осыпались. Просит дятел объяснить, что случилось с его елкой. Какие у вас предположения?

Задаю наводящие вопросы:

•        Почему дятел принял это дерево за елку?

•        Как оно называется? (Лиственница.)

•        Есть ли такое дерево у нас на участке?

•        Как оно выглядит зимой? (Ответы детей.)

-        Я думаю, дятел слушал нашу радиопередачу и остался доволен ответами знатоков.

г)        - К нам пришло письмо от зайчонка. Послушайте, что в нем написано.

Я только что родился. Открыл глаза. А мамы рядом нет. А вокруг все летает, ползает, прыгает, бегает. А я так всего боюсь. И где же моя мама? Кто же мне все объяснит?

-        Ребята, давайте вспомним, а как называются зайчата, которые рождаются осенью? (Листопаднички). Давайте, ребята, попытаемся объяснить маленькому зайчонку- листопадничку, что его окружает, чтобы он ничего не боялся. Где же, ребята, его мама? Кто же будет его кормить?

(Дети объясняют, что зайцы оставляют своих детенышей и бегут дальше в поисках пищи. Но пробегающая мимо зайчиха обязательно остановится и покормит зайчонка своим молочком, как будто он ее детеныш, у зайцев так заведено.)

-        В конверте еще лежат зарисовки того, что зайчик успел разглядеть. Нам надо разобраться, что к чему относится. Дети разбирают модели, расставляют на наборном полотне изображения птиц, насекомых, зверей.)

-        Я думаю, зайчонок нас услышал в эфире и  больше не будет всех бояться.

Игра «Блиц-опрос». Короткие вопросы, требующие коротких ответов.

•        Кого называют шатуном?

•        На каких деревьях растут шишки?

•        Каким животным помогает хвост?

•        Какие растения помогают при болезнях?

•        Какую птицу называют птицей мира и почему?

•        Что собирают пчелы на цветущих растениях?

д) - Мы получили «Лесную газету». Но почему-то животные забыли под ней подписаться. Давайте попробуем догадаться, чьи это объявления. (Дети самостоятельно читают, догадываются, кто авторы объявлений.)

•        Тому, кто найдет хвост, оставьте его себе на память, я успешно выращу новый.

•        Прошу разбудить меня весной. Приходить лучше с медом.

•        Из птенцов за короткое время сделаю птиц высокого полета. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.

•        Добрым, но одиноким птицам помогу обрести семейное счастье. Высиживайте моих птенцов. Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни.

Физкультминутка. Дети идут по кругу имитируя повадки зверей.

3.        Изобразительная деятельность

а)        Детям показывается незавершенная панорама «Осенний лес», предлагается полюбоваться красотой осенней природы, нарядившей лес в такой красивый наряд.

- Вглядитесь в нашу картинку и вслушайтесь. Почему же не мелькает хвост рыжей белки на верхушке дерева, не горит ярким пламенем хвост плутовки - лисы, не видны следы хозяина леса -косолапого медведя? Почему же в нашем лесу до сих пор никто не живет? Давайте поселим здесь разных лесных жителей. Кто может жить в нашем лесу? (лиса, белка, заяц, медведь, лось, олень волк и т. д.)

-Да, разные животные могут поселиться в нашем лесу. Сейчас каждый из вас задумает какого-то зверя, представит как он выглядит, нарисует на бумаге нужного цвета (только с обратной стороны), вырежет и потом мы поместим их в нашем лесу.

б)        Детям показываются силуэтные изображения лесных животных и предлагается выбрать, кого они хотят поселить в лесу.

Пальчиковая гимнастика «В лесу»

г) Дети за столами задумывают образ, выбирают цвет бумаги. Начинают рисовать и вырезать животных. По мере готовности переносят фигурки животных на панораму осеннего леса, передвигают в поисках удачного места размещения и приклеивают

4.        Итоги занятия: Чем занимались на занятии? Что за композицию составляли? А что больше всего понравилось на занятии? Ребята, за то, что так хорошо знаете лес, вы награждаетесь значками «Клуб знатоков леса». Воспитатель раздает нарисованные значки «Клуб знатоков леса»

Приложение

Пальчиковая гимнастика «В лесу»

Мальчик с пальчик              

 Где ты был?

Долго по лесу бродил    

Встретил я медведя, волка,

 Зайку, ежика в иголках,

 Встретил белочку, лисичку,

Встретил лося и синичку.

Всем подарки подарил.

 Всяк меня благодарил.

Динамическая пауза «Звериная зарядка»

Дети идут по кругу имитируя повадки зверей.

Нам лениться не годится, помните, ребята.

Даже звери, даже птицы делают зарядку.

У нас славная осанка,

Мы свели лопатки.

Мы на носках,

А потом на пятках.

Пойдем мягко , как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька - трусишка,

И как серый волк - волчишка.

Вот свернулся еж в клубок,

Потому что весь .

Лучик ежика,

Ежик сладко .



 

Комментарии

Ларина Нина Борисовна

Конспект интегрированного занятия (Ознакомление с окружающим миром и аппликация в подготовительной группе (ОНР)) Тема: «Клуб знатоков леса »