Конспект открытого занятия по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Животный мир нашей планеты и его охрана» в подготовительной группе (6-7лет) компенсирующей направленности (ОНР 3 ур.)
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Аннотация к логопедическому занятию «Животный мир нашей планеты и его охрана»
Целевая группа: дети 6-7 лет с учителем-логопедом.
Форма: групповое занятие, длительность 30 минут.
Тема: Обобщение знаний о диких животных и формирование представлений об их охране.
Ключевые задачи:
Лексические: Активизация словаря по теме (названия животных, их детенышей, жилищ, признаков, а также слов: хищник, заповедник, Красная книга).
Грамматические: Совершенствование навыков образования названий детенышей с суффиксами (-онок-, -енок-) и употребления сложных предлогов (из-за, из-под).
Связная речь: Обучение построению рассуждения на тему «Почему нужно охранять природу?» с опорой на мнемотаблицу.
Развивающие: Развитие речевого слуха, внимания, памяти, словесно-логического мышления, артикуляционной и общей моторики.
Воспитательные: Воспитание бережного и заботливого отношения к природе.
Краткое описание хода занятия:
Занятие построено в форме увлекательного виртуального путешествия-экспедиции, которое начинается с получения письма о помощи от лесной тётушки Совуньи.
Структура включает:
Эмоциональный настрой: «Зеркало эмоций» для развития эмоциональной сферы и создания доброжелательной атмосферы.
Мотивация: Получение письма с просьбой о помощи, что определяет игровую цель всего занятия.
Основная часть:
Сравнение экосистем: Актуализация знаний о диких животных леса и жарких стран.
Игра «Чей домик?»: Закрепление предложно-падежных конструкций и сложных предлогов.
Игра с мячом «Назови детеныша»: Отработка словообразования.
Артикуляционная гимнастика «Зоопарк»: Упражнения в игровой тематической форме.
Игра «Подбери слово»: Активизация словаря прилагательных.
Физкультминутка «На лесной полянке»: Смена деятельности и развитие общей моторики.
Беседа «Охрана природы»: Обучение монологу-рассуждению с использованием Красной Книги и мнемотаблицы.
Итог и рефлексия: Подведение итогов путешествия, вручение медалей «Юный защитник природы» для создания ситуации успеха.
Итог: Занятие комплексно решает коррекционные, образовательные и воспитательные задачи, формируя у детей не только речевые навыки, но и экологическое сознание.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №4 «Теремок» г. Новопавловска
Конспект
открытого занятия по образовательной области «Речевое развитие»
Тема: «Животный мир нашей планеты и его охрана»
в подготовительной группе (6-7лет)
компенсирующей направленности (ОНР 3 ур.)
Разработала и провела:
учитель-логопед Дегтярёва Елена Фёдоровна
г. Новопавловск
08 октября 2025г.
Тема: «Животный мир нашей планеты и его охрана».
Участники занятия: дети 6-7 лет, учитель-логопед.
Форма образовательной деятельности: занятие.
Форма организации: групповая.
Длительность: 30 минут
Коррекционно – образовательные цели: Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов и жарких стран.
-Лексические задачи:
Уточнить, активизировать и актуализировать словарь по теме «Дикие животные».
-Существительные: зверь, животное, берлога, дупло, нора, логово, львица, медведица, шерсть, мех, клыки, когти, хобот, грива, хищник, травоядное, всеядное, охрана, заповедник, Красная книга.
-Прилагательные: дикий, хищный, травоядный, всеядный, пушной, осторожный, хитрый, опасный, исчезающий, редкий, южный, северный, полосатый, мохнатый, быстрый, сильный.
-Глаголы: охотиться, прятаться, рычать, выть, красться, питаться, охранять, исчезать.
-Грамматические задачи:
Совершенствовать навык образования существительных с суффиксами -онок-, -енок- (медведь – медвежонок, лиса – лисёнок).
Отрабатывать употребление сложных предлогов (из-за, из-под, из) и предложно-падежных конструкций (в норе, под пнём, за деревом).
-Задача по развитию связной речи: Обучение построению рассуждения на тему «Почему нужно охранять природу?».
Коррекционно-развивающие цели:
-Развитие связной речи (диалогической и монологической), навыков общения.
-Развитие речевого слуха, зрительного и слухового внимания, памяти, словесно-логического мышления.
-Развитие общей и артикуляционной моторики, координации движений.
Коррекционно-воспитательная цель: Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, животным, желания их охранять.
Ведущая образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Методы и приёмы:
- Словесные: словесный метод (для развития эмоциональной сферы«Зеркало эмоций», загадка, вопросы, ответы, беседа-рассуждение на заключительном этапе «Почему нужно охранять природу?»), игровая ситуация с импровизацией, индивидуальная работа.
- Наглядные: презентация, письмо, разрезные картинки,иллюстрации (показ артикуляционной гимнастики, мнемотаблица, красная книга).
- Игровые: игра«Продолжи предложение», физкультминутка, «Назови детеныша», «Чей домик?».
- Методы воздействия на эмоциональную сферу: похвала и поощрение.
Планируемые результаты: дети активно и доброжелательно вступают в диалог с учителем-логопедом и сверстниками, участвуют в беседе, рассуждают, мыслят, отвечают на вопросы.
- Оборудование: зеркала; проектор; презентация с изображениями животных (лесных и жарких стран), их жилищ; аудиозапись «Голоса леса»; мяч; картинка с изображением Красной Книги; мнемотаблицадля рассуждения; игрушка-сова.
Ход занятия:
I. Организационный момент. (Для развития эмоциональной сфеы)
Дети входят в кабинет под спокойную музыку (звуки леса).
Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга без слов, а только с помощью лица. («Зеркало эмоций»)
Логопед: Посмотрите на мое лицо и угадайте, с каким настроением я к вам пришла».
(Логопед изображает радость, удивление, легкую грусть. Дети угадывают.)
Логопед: «А теперь покажите мне, с каким настроением пришли вы сегодня».
( Дети по очереди или все вместе изображают свое настроение).
Логопед: К нам на занятие пришли гости, давайте улыбнемся им и друг другу.
II. Мотивационный этап. На видном месте (на полке, на столе) лежит красиво оформленный конверт с большим пером, приклеенным к нему, или небольшая коробка-посылка.
Логопед: «Ребята, вы не знаете, что это такое здесь лежит? Кажется, это нам что-то принесли. Интересно, от кого?» (Даёт детям рассмотреть, обращает внимание на перо).
Вместе с детьми открывает конверт. Внутри — письмо (можно с иероглифами-загадками для детей 6-7 лет) и маленькая игрушка-совёнок.
Логопед читает текст письма:
«Здравствуйте, умелые и любознательные ребята! Пишет вам лесная тётушка Совунья. У нас в лесу случилась беда: замусорены все тропинки, звери потеряли свои домики, а некоторые даже забыли, как зовут их детенышей. Я знаю, что вы скоро пойдете в школу и очень многому научились. Помогите нам, пожалуйста, навести порядок! Ваш друг- тётушка Совунья».
Логопед:Ребята, поможем лесным жителям? Тогда нам пора отправляться в путешествие!»
Логопед: Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. А на чём? Вы узнаете, отгадав загадку:
Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём!
(Велосипед)
Правильно! Ребята, мы отправляемся в виртуальную экспедицию по лесам нашей планеты и другим удивительным местам, чтобы познакомиться с их обитателями, помочь им и узнать, как их охранять.
III. Основная часть. (20 мин)
На экране появляются коллажи: «Лес России» и «Жаркие страны».
Логопед: Ребята, посмотрите на картинки. Как вы думаете, чем эти места отличаются?
Ответы детей:
Логопед: Правильно! И животные в них живут разные. Давайте назовем тех, кого вы видите.
Ответы детей:
Логопед: Как, одним словом можно назвать всех этих животных?
Ответы детей:
Логопед: Почему их называют дикими?
Ответы детей:
1. Игра «Чей домик?» (Грамматический строй, предложно-падежные конструкции)
На экране животные и их жилища.
Логопед: У каждого животного есть свой дом. Давайте поможем им найти его и расскажем, где кто живет.
-Логопед: Медведь живет...
-Ответы детей:
-Логопед: Где спит медведь?
-Ответы детей:
-Логопед: Лиса живет...
-Ответы детей:
-Логопед: Откуда выглядывает лиса?
-Ответы детей:
-Логопед: Белка живет...
-Ответы детей:
-Логопед: Откуда выпрыгнула белка?
-Ответы детей:
-Логопед: Волк живет...
-Ответы детей:
-Логопед: Где прячется волк?
-Ответы детей:
-Логопед: Заяц ночует...
-Ответы детей:
-Логопед: Откуда выскочил заяц?
-Ответы детей:
Логопед: Молодцы, ребята, мы помогли найти животным их домики.
2. Игра с мячом «Назови детеныша» (Образование сущ. с суффиксами -онок-, -енок-)
Логопед: Я предлагаю, ребята, вам поиграть. Я встану в круг и буду бросать вам мяч называя животное, а вы возвращаете мяч и называете его детеныша. Этим самым мы поможем животным вспомнить их детёнышей.
- Медведь – медвежонок (медвежата)
- Волк – волчонок (волчата)
- Лиса – лисёнок (лисята)
- Заяц – зайчонок (зайчата)
- Слон – слонёнок (слонята)
- Тигр – тигрёнок (тигрята)
- Усложнение: Львица – львенок, медведица – медвежонок.
Логопед: Ребята, вы снова помогли диким животным.
3. Артикуляционная гимнастика «Зоопарк» (Развитие артикуляционной моторики)
Логопед: Ребята, а сейчас животные нам покажут, как нужно правильно делать зарядку для язычка.
- «Хоботок» – вытянуть губы трубочкой, как слон.
- «Бегемотик» – широко открыть и закрыть рот.
- «Качели» – кончик языка поднять к носу, опустить к подбородку (белочка на ветке).
- «Часики» – язык двигать влево-вправо (хитрый лис смотрит по сторонам).
- «Вкусное варенье» – облизать верхнюю губу, как медведь.
4. Игра «Подбери слово» (Активизация словаря признаков)
На экране появляются животные.
Логопед: Давайте охарактеризуем наших животных.
-Какая лиса?
-Ответы детей:
-Логопед: Какой волк?
-Ответы детей:
-Логопед: Какой заяц?
-Ответы детей:
-Логопед: Какой медведь?
-Ответы детей:
-Логопед: Почему медведя называют всеядным?
-Ответы детей:
5. Физкультминутка«На лесной полянке» (Развитие общей моторики)
Раз, два, три, четыре, пять – (Шагают на месте)
Вышли звери погулять.
Вот лисичка по тропинке, (Идут на носочках, изображая крадущуюся лису)
Крадется, хвостиком виляет. (Показывают «хвостик» сзади)
Зайчик серый у пенька (Прыгают на двух ногах, сложив лапки)
Прыгает и прыгает.
Мишка косолапый (Идут вперевалку, на внешней стороне стопы)
Топает к своей берлоге.
А волчок – серый бочок – (Делают сердивое выражение лица, «рычат»)
Щелкает зубами – щёлк, щёлк!
Раз, два, три, четыре, пять – (Плавно поднимают руки вверх, делая вдох, и опускают на выдохе)
Всем пора нам отдыхать!
6. Беседа «Охрана природы» (Обучение рассуждению)
Логопед показывает изображение Красной Книги и грустного леса с мусором.
- Логопед: Ребята, посмотрите. Что здесь происходит?
- Ответы детей:
- Логопед: Многие животные стали редкими, исчезающими. Их занесли в специальную книгу. Как она называется?
- Ответы детей:
- Логопед: Почему ее назвали красной?
- Ответы детей:
- Логопед: Давайте подумаем, почему нужно охранять природу и животных? (Используется мнемотаблица с символами (сердце, земной шар, детские лица, цепочка, домик) для помощи в построении рассуждения).
-Ответы детей:
IV. Итог занятия. Рефлексия. (3 мин)
Логопед: Наше путешествие подходит к концу. Вы сегодня были настоящими знатоками природы!
- С какими животными мы сегодня встречались?
- Какие новые слова мы узнали?
- Что было самым интересным? Трудным?
- Что мы должны делать, чтобы охранять природу?
- Логопед: Вы все сегодня очень хорошо работали, были активными и внимательными. За вашу любовь к природе наш лесной друг – тётушка Совунья, дарит вам медальки «Юный защитник природы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Многообразие животного мира нашей планеты и их охрана"
Данный проект направлен на формирование представлений о многообразии животного мира, приспособлении к среде обитания и их охране. Дети в недостаточной степени имеют представление об охране и обр...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Животный мир нашей планеты» (с использованием игровых технологий)
Тема: "Животный мир нашей планеты"...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность» «Кто живет в лесу?» для детей группы компенсирующей направленности
Музыкально занятие для детей с ОВЗ...

Методическая разработка по познавательному развитию номинация « Дошкольникам о многообразии животного мира» на тему: «Животный мир нашей планеты»
Цель: расширить знания детей о том, что животный мир нашей планеты очень разнообразен, и зависит в первую очередь от природных условий жизни.ЗадачиОбразовательныеуточнить представления дет...

Основы науки и естествознания, рисование, аппликация (интеграция ОО). НОД Тема «Животный мир нашей планеты и его охрана» (подготовительная к школе группа)
Основы науки и естествознания, рисование, аппликация (интеграция ОО).НОД Тема «Животный мир нашей планеты и его охрана»(подготовительная к школе группа)Цель: Формирование устойчивого ...

Тема: «Животный мир нашей планеты и его охрана» Цель: Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение и систематизация знаний о млекопитающих, земноводных, пресмыкающихся и насекомых. Знакомство с климатическими условиями разных
Тема: «Животный мир нашей планеты и его охрана»Цель: Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение и систематизация знаний о млекопитающих, земноводных, пресмык...

