Конспект открытого занятия по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Животный мир нашей планеты и его охрана» в подготовительной группе (6-7лет) компенсирующей направленности (ОНР 3 ур.)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Дегтярёва Елена Фёдоровна

Аннотация к логопедическому занятию «Животный мир нашей планеты и его охрана»

Целевая группа: дети 6-7 лет с учителем-логопедом.

Форма: групповое занятие, длительность 30 минут.

Тема: Обобщение знаний о диких животных и формирование представлений об их охране.

Ключевые задачи:

  • Лексические: Активизация словаря по теме (названия животных, их детенышей, жилищ, признаков, а также слов: хищник, заповедник, Красная книга).

  • Грамматические: Совершенствование навыков образования названий детенышей с суффиксами (-онок-, -енок-) и употребления сложных предлогов (из-за, из-под).

  • Связная речь: Обучение построению рассуждения на тему «Почему нужно охранять природу?» с опорой на мнемотаблицу.

  • Развивающие: Развитие речевого слуха, внимания, памяти, словесно-логического мышления, артикуляционной и общей моторики.

  • Воспитательные: Воспитание бережного и заботливого отношения к природе.

Краткое описание хода занятия:
Занятие построено в форме увлекательного виртуального путешествия-экспедиции, которое начинается с получения письма о помощи от лесной тётушки Совуньи.

Структура включает:

  1. Эмоциональный настрой: «Зеркало эмоций» для развития эмоциональной сферы и создания доброжелательной атмосферы.

  2. Мотивация: Получение письма с просьбой о помощи, что определяет игровую цель всего занятия.

  3. Основная часть:

    • Сравнение экосистем: Актуализация знаний о диких животных леса и жарких стран.

    • Игра «Чей домик?»: Закрепление предложно-падежных конструкций и сложных предлогов.

    • Игра с мячом «Назови детеныша»: Отработка словообразования.

    • Артикуляционная гимнастика «Зоопарк»: Упражнения в игровой тематической форме.

    • Игра «Подбери слово»: Активизация словаря прилагательных.

    • Физкультминутка «На лесной полянке»: Смена деятельности и развитие общей моторики.

    • Беседа «Охрана природы»: Обучение монологу-рассуждению с использованием Красной Книги и мнемотаблицы.

  4. Итог и рефлексия: Подведение итогов путешествия, вручение медалей «Юный защитник природы» для создания ситуации успеха.

Итог: Занятие комплексно решает коррекционные, образовательные и воспитательные задачи, формируя у детей не только речевые навыки, но и экологическое сознание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_sayt.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                       «Детский сад комбинированного вида №4 «Теремок» г. Новопавловска

Конспект

открытого  занятия по образовательной области «Речевое  развитие»

Тема: «Животный мир нашей планеты и его охрана»

в подготовительной  группе (6-7лет)

компенсирующей направленности (ОНР 3 ур.)

                                                 

                                                         Разработала  и провела:  

                                                                  учитель-логопед  Дегтярёва Елена Фёдоровна  

                                

                                         

                                         

       

                                              г. Новопавловск

                                           08  октября 2025г.

Тема: «Животный мир нашей планеты и его охрана».

Участники занятия:  дети  6-7 лет, учитель-логопед.

Форма образовательной деятельности: занятие.

Форма организации: групповая.
Длительность: 30 минут

Коррекционно – образовательные цели: Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов и жарких стран.

-Лексические задачи:

Уточнить, активизировать и актуализировать словарь по теме «Дикие животные».

-Существительные: зверь, животное, берлога, дупло, нора, логово, львица, медведица, шерсть, мех, клыки, когти, хобот, грива, хищник, травоядное, всеядное, охрана, заповедник, Красная книга.

-Прилагательные: дикий, хищный, травоядный, всеядный, пушной, осторожный, хитрый, опасный, исчезающий, редкий, южный, северный, полосатый, мохнатый, быстрый, сильный.

-Глаголы: охотиться, прятаться, рычать, выть, красться, питаться, охранять, исчезать.

-Грамматические задачи:

Совершенствовать навык образования существительных с суффиксами -онок-, -енок- (медведь – медвежонок, лиса – лисёнок).

Отрабатывать употребление сложных предлогов (из-за, из-под, из) и предложно-падежных конструкций (в норе, под пнём, за деревом).

-Задача по развитию связной речи: Обучение построению рассуждения на тему «Почему нужно охранять природу?».

Коррекционно-развивающие цели:

-Развитие связной речи (диалогической и монологической), навыков общения.

-Развитие речевого слуха, зрительного и слухового внимания, памяти, словесно-логического мышления.

-Развитие общей и артикуляционной моторики, координации движений.

Коррекционно-воспитательная цель: Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, животным, желания их охранять.

Ведущая образовательная область: «Речевое  развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Методы и приёмы:

  • Словесные: словесный метод (для развития эмоциональной сферы«Зеркало эмоций», загадка, вопросы, ответы, беседа-рассуждение на заключительном этапе «Почему нужно охранять природу?»), игровая ситуация с импровизацией, индивидуальная   работа.
  • Наглядные: презентация, письмо, разрезные картинки,иллюстрации (показ артикуляционной гимнастики, мнемотаблица, красная книга).
  • Игровые: игра«Продолжи предложение», физкультминутка, «Назови детеныша», «Чей домик?».
  • Методы воздействия на эмоциональную сферу: похвала и поощрение.

Планируемые результаты: дети активно и доброжелательно вступают в диалог с учителем-логопедом  и сверстниками, участвуют в беседе, рассуждают, мыслят, отвечают на вопросы.

  • Оборудование: зеркала; проектор; презентация с изображениями животных (лесных и жарких стран), их жилищ; аудиозапись «Голоса леса»; мяч; картинка с изображением Красной Книги; мнемотаблицадля рассуждения; игрушка-сова.

Ход занятия:

I. Организационный момент. (Для развития эмоциональной сфеы)

Дети входят в кабинет под спокойную музыку (звуки леса).
Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга без слов, а только с помощью лица. («Зеркало эмоций»)

Логопед:  Посмотрите на мое лицо и угадайте, с каким настроением я к вам пришла».
(Логопед изображает радость, удивление, легкую грусть. Дети угадывают.)

 Логопед: «А теперь покажите мне, с каким настроением пришли вы сегодня».

( Дети по очереди или все вместе изображают свое настроение).

Логопед: К нам на занятие пришли гости, давайте улыбнемся им и друг другу.

II. Мотивационный этап. На видном месте (на полке, на столе) лежит красиво оформленный конверт с большим пером, приклеенным к нему, или небольшая коробка-посылка.

Логопед: «Ребята, вы не знаете, что это такое здесь лежит? Кажется, это нам что-то принесли. Интересно, от кого?» (Даёт детям рассмотреть, обращает внимание на перо).

Вместе с детьми открывает конверт. Внутри — письмо (можно с иероглифами-загадками для детей 6-7 лет) и маленькая игрушка-совёнок.

Логопед читает текст письма:
«Здравствуйте, умелые и любознательные ребята! Пишет вам  лесная тётушка Совунья.  У нас в лесу случилась беда: замусорены все тропинки, звери потеряли свои домики, а некоторые даже забыли, как зовут их детенышей. Я знаю, что вы скоро пойдете в школу и очень многому научились. Помогите нам, пожалуйста, навести порядок! Ваш друг- тётушка Совунья».

Логопед:Ребята, поможем лесным жителям? Тогда нам пора отправляться в путешествие!»

Логопед: Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. А  на чём? Вы узнаете, отгадав загадку:

Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём!
(Велосипед)
Правильно! Ребята,  мы отправляемся в виртуальную экспедицию по лесам нашей планеты и другим удивительным местам, чтобы познакомиться с их обитателями, помочь им  и узнать, как их охранять.

III. Основная часть. (20 мин)

На экране появляются коллажи: «Лес России» и «Жаркие страны».
Логопед: Ребята, посмотрите на картинки. Как вы думаете, чем эти места отличаются?

Ответы детей:

Логопед: Правильно! И животные в них живут разные. Давайте назовем тех, кого вы видите.
Ответы детей:

Логопед: Как, одним словом можно назвать всех этих животных?

Ответы детей:

Логопед: Почему их называют дикими?

Ответы детей:

1. Игра «Чей домик?» (Грамматический строй, предложно-падежные конструкции)
На экране животные и их жилища.
Логопед: У каждого животного есть свой дом. Давайте поможем им найти его и расскажем, где кто живет.

-Логопед:  Медведь живет...

-Ответы детей:

-Логопед:  Где спит медведь? 

-Ответы детей:

-Логопед:  Лиса живет...

-Ответы детей:

-Логопед:  Откуда выглядывает лиса?

-Ответы детей:  

-Логопед:  Белка живет...

-Ответы детей:   

-Логопед:  Откуда выпрыгнула белка? 

-Ответы детей:   

-Логопед:  Волк живет...

-Ответы детей:     

-Логопед:  Где прячется волк? 

-Ответы детей:   

-Логопед:  Заяц ночует...

-Ответы детей:     

-Логопед:  Откуда выскочил заяц? 

-Ответы детей:     

Логопед: Молодцы, ребята, мы помогли  найти животным их домики.

2. Игра с мячом «Назови детеныша» (Образование сущ. с суффиксами -онок-, -енок-)
Логопед:  Я предлагаю, ребята, вам поиграть. Я встану в круг и буду бросать вам  мяч  называя  животное, а вы возвращаете мяч и называете его детеныша. Этим самым мы поможем животным вспомнить их детёнышей.

  • Медведь – медвежонок (медвежата)
  • Волк – волчонок (волчата)
  • Лиса – лисёнок (лисята)
  • Заяц – зайчонок (зайчата)
  • Слон – слонёнок (слонята)
  • Тигр – тигрёнок (тигрята)
  • Усложнение: Львица – львенок, медведица – медвежонок.

Логопед: Ребята, вы снова помогли диким животным.

3. Артикуляционная гимнастика «Зоопарк» (Развитие артикуляционной моторики)
Логопед: Ребята, а сейчас животные нам покажут, как нужно правильно делать зарядку для язычка.

  • «Хоботок» – вытянуть губы трубочкой, как слон.
  • «Бегемотик» – широко открыть и закрыть рот.
  • «Качели» – кончик языка поднять к носу, опустить к подбородку (белочка на ветке).
  • «Часики» – язык двигать влево-вправо (хитрый лис смотрит по сторонам).
  • «Вкусное варенье» – облизать верхнюю губу, как медведь.

4. Игра «Подбери слово» (Активизация словаря признаков)
На экране появляются животные.
Логопед: Давайте охарактеризуем наших животных.

-Какая лиса?

-Ответы детей:     

-Логопед:  Какой волк?

-Ответы детей:     

-Логопед:  Какой заяц?

-Ответы детей:     

-Логопед:  Какой медведь?

-Ответы детей:     

-Логопед:  Почему медведя называют всеядным?

-Ответы детей:     

5. Физкультминутка«На лесной полянке» (Развитие общей моторики)

Раз, два, три, четыре, пять – (Шагают на месте)
Вышли звери погулять.

Вот лисичка по тропинке, (Идут на носочках, изображая крадущуюся лису)
Крадется, хвостиком виляет. (Показывают «хвостик» сзади)

Зайчик серый у пенька (Прыгают на двух ногах, сложив лапки)
Прыгает и прыгает.

Мишка косолапый (Идут вперевалку, на внешней стороне стопы)
Топает к своей берлоге.

А волчок – серый бочок – (Делают сердивое выражение лица, «рычат»)
Щелкает зубами – щёлк, щёлк!

Раз, два, три, четыре, пять – (Плавно поднимают руки вверх, делая вдох, и опускают на выдохе)

Всем пора нам отдыхать!

6. Беседа «Охрана природы» (Обучение рассуждению)
Логопед показывает изображение Красной Книги и грустного леса с мусором.
- Логопед: Ребята, посмотрите. Что здесь происходит?

- Ответы детей:     

- Логопед: Многие животные стали редкими, исчезающими. Их занесли в специальную книгу. Как она называется?

- Ответы детей:     

- Логопед: Почему ее назвали красной?

- Ответы детей:   
- Логопед: Давайте подумаем, почему нужно охранять природу и животных? (Используется мнемотаблица с символами (сердце, земной шар, детские лица, цепочка, домик) для помощи в построении рассуждения).

-Ответы детей:     

IV. Итог занятия. Рефлексия. (3 мин)

Логопед: Наше путешествие подходит к концу. Вы сегодня были настоящими знатоками природы!

  • С какими животными мы сегодня встречались?
  • Какие новые слова мы узнали?
  • Что было самым интересным? Трудным?
  • Что мы должны делать, чтобы охранять природу?
  • Логопед: Вы все сегодня очень хорошо работали, были активными и внимательными. За вашу любовь к природе  наш лесной  друг – тётушка  Совунья,  дарит вам медальки «Юный защитник природы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Многообразие животного мира нашей планеты и их охрана"

Данный проект  направлен на формирование представлений о многообразии животного мира, приспособлении к среде обитания и их охране. Дети в недостаточной степени имеют представление об охране и обр...

Методическая разработка по познавательному развитию номинация « Дошкольникам о многообразии животного мира» на тему: «Животный мир нашей планеты»

Цель:  расширить знания детей о том, что животный мир нашей планеты очень разнообразен,  и зависит в первую очередь от природных условий жизни.ЗадачиОбразовательныеуточнить представления дет...

Основы науки и естествознания, рисование, аппликация (интеграция ОО). НОД Тема «Животный мир нашей планеты и его охрана» (подготовительная к школе группа)

Основы науки и естествознания, рисование, аппликация (интеграция ОО).НОД Тема «Животный мир нашей планеты и его охрана»(подготовительная к школе группа)Цель: Формирование устойчивого ...

Тема: «Животный мир нашей планеты и его охрана» Цель: Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение и систематизация знаний о млекопитающих, земноводных, пресмыкающихся и насекомых. Знакомство с климатическими условиями разных

Тема: «Животный мир нашей планеты и его охрана»Цель: Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение и систематизация знаний о млекопитающих, земноводных, пресмык...