Речь педагога в структуре его деятельности.
статья
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь педагога в структуре его деятельности.
Речь - это важнейший компонент педагогического мастерства, это инструмент передачи учебного материала и средство воспитательного воздействия.
Речь педагога - основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.
Важнейшим элементом профессионального мастерства современного воспитателя является устная речь, которая служит средством педагогической деятельности.
Каждое слово педагога должно быть значимым, помогать ребёнку познавать окружающий мир и осваивать язык.
Культура речи - широкое и емкое многокомпонентное понятие, но прежде всего это грамотность построения фраз. Твердое знание грамматических правил дает возможность педагогу правильно выражать свои мысли, придает его речи стройный, осмысленный характер, что облегчает учащимся восприятие и понимание учебного материала, команд и т. д. Грамматически правильное построение речи обеспечивает ее содержательность, логическую последовательность, понятность.
Второй составляющей культуры речи педагога являются простота и ясность изложения. Умение рассказать просто о сложном, сделать доходчивым непонятное- основывается на ясности мышления педагога, на образности и жизненности приводимых для пояснения примеров.
Третьей составляющей культуры речи является выразительность. Она достигается как подбором нужных слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием основных компонентов выразительности устной речи - тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции. Так же структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем младше ребенок. Тем проще обращенная к нему речь. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.
Речь воспитателя должна быть достаточно громкой и неторопливой. Торопливость речи столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается детьми лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия. Сказки, рассказы, стихи для детей мастера художественного слова читают, как правило, в более замедленном темпе, чем тот, который характерен для разговорной речи. Замедленную речь детям легче воспринимать, легче следить за ее содержанием, запоминать текст.
Существенным требованием к речи педагога является ее литературность (исключение слов-паразитов и вульгаризмов) и следование речевому этикету, (использование системы специфических, профессиональных стереотипов, устойчивых формул общения). Основу педагогического речевого этикета составляют доброжелательное, вежливое обращение к учащимся, независимо от их возраста, успеваемости и поведения. Педагогический этикет обязывает учителя к конкретной адресованности речи. Неопределенная обращенность транслируемой информации (и по форме, и по содержанию) затрудняет слушателям ее восприятие как личностно значимой.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Одной из составляющих речи является качество голоса педагога. Голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, выносливостью. С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.
Следующими компонентами речи являются дикция, орфоэпия. Дикция - четкое и ясное произнесение звуков речи. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего. Орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка.
Педагог должен самокритично относить к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению. В результате длительного небрежного отношения к своей речи некоторые недочеты могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться. Самые распространённые ошибки в речи педагога: употребление слов-паразитов, звуков- паразитов, недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные.
Чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы, разнообразных метафор, сравнений, использование коммуникационных эффектов и невербального языка.
Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.
Каждый педагог должен считать своим профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода»
Системно - деятельностный подход – это организация образовательной деятельности, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной...

Портфолио - визитная карточка профессионального мастерства педагога. Задачи, структура.
Портфолио является некой папкой, содержащей ваши достижения. Портфолио оценивается администрацией образовательного учреждения или общественным органом в зависимости от цели представления....

Речь педагога в структуре его деятельности.
Речь - это важнейший компанент педагогического мастерства, это инструмент передачи учебного материала и средство воспитательного воздействия....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Артикуляционный тренинг в структуре образовательной деятельности по звуковой культуре речи
Артикуляционная гимнастика для воспитателей по всем возрастным группам....

Консультация для воспитателей и педагогов по теме: «Структура проектной деятельности в ДОУ»
Структура проектной деятельности....

Семинар - практикум для педагогов «Постановка цели и задач - компоненты целостной структуры образовательной деятельности»
Из собственного опыта работы, анализируя планы педагогов по воспитательной работе, конспекты ООД, во время просмотра образовательной деятельности, выявляется, что формулировка цели и задач вызывает се...
