1. Название проекта: «Мини-музей Шахтерской славы»
2. Тип проекта: Познавательно-творческий, долгосрочный, групповой.
3. Целевая аудитория:
* Основная: Дети дошкольного возраста (4-7 лет).
* Сопутствующая: Педагоги ДОУ, родители воспитанников, представители клуба им.Красина
4. Цель проекта:
* Формирование у детей дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма, уважения к труду шахтеров, бережного отношения к истории родного края через создание и использование мини-музея "Шахтерской славы".
5. Задачи проекта:
* Познавательные:
* Расширить и систематизировать представления детей о шахтерском труде, его особенностях, инструментах и технике.
* Познакомить с историей угольной промышленности региона (края, города).
* Формировать представление о шахте как о сложном и важном объекте труда.
* Рассказать о героях-шахтерах, их вкладе в развитие региона.
* Развивающие:
* Развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность.
* Развивать связную речь, обогащать словарный запас (термины: шахта, уголь, лампа, кирка, отбойный молоток, шахтер, забой, тоннель и др.).
* Развивать воображение, творческие способности.
* Воспитательные:
* Воспитывать уважение к труду взрослых, в частности к шахтерскому труду.
* Формировать чувство гордости за земляков, их достижения.
* Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея, к истории.
* Способствовать формированию элементарных представлений о безопасности при работе в шахте.
6. Актуальность проекта:
* В современных условиях важно прививать детям уважение к труду и его значимости, формировать представление о героическом труде шахтеров, как основе развития региона.
* Создание мини-музея в ДОУ является эффективной формой работы по патриотическому воспитанию и краеведению, позволяет сделать процесс познания наглядным, интересным и доступным для дошкольников.
* Проект способствует сохранению и передаче исторической памяти следующим поколениям.
7. Основные этапы реализации проекта:
* Подготовительный этап (1-2 месяца):
* Изучение методической литературы по теме.
* Планирование работы, определение содержания экспозиций.
* Создание инициативной группы (педагоги, родители).
* Сбор информации о шахтерском труде в регионе (фотографии, рассказы, воспоминания).
* Подготовка места для мини-музея.
* Основной этап (3-6 месяцев, далее – постоянная работа):
* Экскурсии и беседы:
* Проведение тематических занятий, бесед о шахтерах, угле, шахте.
* Просмотр тематических мультфильмов, презентаций, иллюстраций.
* Чтение художественной литературы о шахтерском труде.
* Создание экспонатов:
* Совместная работа педагогов, детей и родителей по изготовлению макетов шахты, инструментов, моделей угля.
* Сбор и оформление фотографий, открыток, документов (копии) о шахтерах.
* Сбор "настоящих" экспонатов (по возможности): старые каски, кусочки угля (безопасные), образцы горных пород, инструменты (муляжи или безопасные для детей).
* Оформление мини-музея:
* Размещение экспонатов в специально отведенном месте.
* Создание этикеток и описаний к экспонатам (краткие, понятные для детей).
* Оформление информационных стендов для родителей.
* Работа с родителями:
* Привлечение родителей к сбору материалов и изготовлению экспонатов.
* Проведение совместных мероприятий (экскурсии в музей, тематические праздники).
* Консультирование по теме.
* Заключительный этап (постоянное развитие):
* Проведение экскурсий по мини-музею для других групп ДОУ, родителей, гостей.
* Организация выставок детских работ, посвященных шахтерской тематике.
* Обновление экспозиции, пополнение новыми материалами.
* Оценка результатов проекта, корректировка дальнейшей работы.
8. Ожидаемые результаты:
* Сформированность у детей дошкольного возраста представлений о шахтерском труде и его значимости.
* Повышение уровня познавательного интереса к истории родного края.
* Развитие речи, памяти, внимания, творческих способностей детей.
* Воспитание у детей уважения к труду взрослых, чувства патриотизма.
* Создание мини-музея как важного образовательного и воспитательного пространства ДОУ.
* Активизация сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников и клубом им.Красина
9. Ресурсы проекта:
* Материально-технические:
* Место для мини-музея.
* Материалы для изготовления экспонатов (картон, бумага, пластилин, краски, природные материалы, безопасные предметы, муляжи).
* Фотографии, иллюстрации, книги, видеоматериалы.
* Выставочные стенды, витрины (или их аналоги).
* Компьютер, проектор (при наличии).
* Кадровые:
* Воспитатели ДОУ.
* Музыкальный руководитель.
* Инструктор по физической культуре (при проведении тематических игр).
* Родители воспитанников.
* Информационные:
* Методическая литература, интернет-ресурсы.
* Архивные материалы (фотографии, копии документов).
10. Содержание мини-музея (примерное):
* Макеты: Макет шахты (с выходом на поверхность, шахтерами, техникой), макеты инструментов (кирка, отбойный молоток, вагонетка).
* Экспонаты, связанные с трудом: Кусочки угля (обработанные, безопасные), образцы горных пород, каска шахтера (муляж или настоящий, если безопасно), фонарь (муляж), спецодежда (фрагменты).
* Фотографии: Старые и современные фотографии шахтеров, шахт, угольных предприятий региона.
* Художественная литература: Книги, стихи, загадки о шахтерах и угле.
* Интерактивный элемент: Возможность "постучать" по безопасному "углю", "включить" фонарь .
11. Методы и формы работы:
* Беседы, рассказы.
* Экскурсии по мини-музею.
* Чтение художественной литературы.
* Разучивание песен, стихов.
* Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные).
* Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
* Просмотр мультимедийных материалов.
* Встречи с представителями клуба им.Красина.
* Тематические досуги и праздники.
12. Дальнейшее развитие проекта:
* Расширение экспозиции за счет новых находок и детских работ.
* Проведение открытых мероприятий с участием родителей и представителей общественности.
* Взаимодействие с районным клубом им.Красина.
Руководитель проекта: Кожанова М.М. – воспитатель; Чаусова В.В.
Дата составления паспорта: 25.03.2024.