Проект "Волшебница вода"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 370.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста
«Волшебница вода»
Паспорт проекта
Название проекта | «Волшебница вода» |
Участники проекта | Дети старшей группы «Ручеёк», родители, воспитатель |
Тип проекта | Познавательно-исследовательский – по доминирующему методу; Меж предметный (интегрированный)- развитие по образовательным областям (социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое) Игровой, творческий; Групповой - по числу участников |
Возраст детей | 5 лет |
Продолжительность | Кратко - срочный ( с 20 марта – по 24 марта 2023г.) |
Обоснование актуальности проблемы проекта | В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетенции. Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируются способности сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности. Умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, выделять в предметах определённые свойства. Вода для нас – самое привычное и простое вещество. Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: пьем воду, когда хотим пить, воду можно разлить, вода есть в реке, в весеннем ручейке, вода течёт из крана. Но как же она туда попала? И сколько ещё секретов таит в себе вода? Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды. |
Цель проекта | Формирование представлений о свойствах воды. Создание условий для активизации познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы. Воспитание бережного отношения к природным ресурсам– воде. |
Задачи проекта | - расширить и углубить знания детей о воде, её свойствах, о значении воды в жизни людей и всего живого на Земле - активизировать познавательный интерес, исследовательские навыки - формировать навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща - воспитывать у детей экологическую культуру, бережное отношение к воде |
Формы реализации проекта | -Наблюдения на прогулке и в группе -Беседы -Экспериментальная деятельность -Рассматривание иллюстраций и картинок -Чтение познавательной и художественной литературы -Дидактические игры -Подвижные игры -Работа с родителями |
Предполагаемые результаты | -Сформированность представлений об окружающем мире, в том числе о воде, ее свойствах, состояниях. - Понимание значения воды в жизни людей и всего живого на Земле. -Повышение уровня развития познавательных и исследовательских навыков детей. -Проявление экологической культуры (бережное отношение к природе родного края, водоёмам) |
Автор проекта | Воспитатель-Кирсанова Наталья Викторовна |
Проект провела | Воспитатель-Кирсанова Наталья Викторовна |
Этапы реализации проекта
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I этап Подготовительный | -Выявление знаний детей о воде, ее свойствах. -Подбор литературы, иллюстраций, видео материалов. -Составление плана работы. | Вхождение в проблему, обсуждение вопросов по данной теме. |
II этап Практический | Формы и методы работы с детьми: -Беседа по теме проекта -Целевые прогулки. -Игры - эксперименты -Наблюдения в природе и в группе. -Дидактические игры и упражнения -Просмотр видео материалов -Подвижные игры -Чтение познавательной и художественной литературы Формы и методы работы с родителями: -привлечение родителей к поиску информации по теме -участие в фотовыставке | -Формирование предпосылок в поисково-исследовательской деятельности. -Выступления с рассказами - сообщениями -Овладение приёмами сравнения, сопоставления, обобщения. -Зарисовки запрещающих правил(знаков) использования воды. |
III Итоговый | -Мониторинг уровня представлений о воде. -Организация фотовыставки «Ах, водичка – вода, без тебя нам ни куда!» -Оформление презентации «Волшебница - вода» | -Приобретение новых навыков, знаний, умений. -Бережное и экономное отношение к водным ресурсам -Участие в фотовыставке. -Оформление альбома знаков «Берегите воду» |
План – схема осуществления проекта
Образовательные области программы | Виды детской деятельности. |
Социально-коммуникативное развитие | -Целевые прогулки. -Дидактические игры и упражнения «Что мы знаем о воде?», «Вода, земля, воздух» |
Познание | -Беседа «Много ли воды на земле?» -Чтение энциклопедии раздел «Голубая планета», рассматривание иллюстраций. -Выступления детей с сообщениями «Как вода нам помогает» -Просмотр познавательного мультфильма «Как вода попадает в наш дом» -Опыты с водой |
Речевое развитие | -Чтение К.И. Чуковский «Мойдодыр» -Чтение стихов, отгадывание загадок о воде. -Разучивание: стихотворение Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?», потешка «Водичка, водичка, умой моё личико» |
Художественно-эстетическое развитие | -Дидактическое упражнение «Дорисуй за художника» -Лепка из пластилина с использованием природного материала «Аквариум с рыбками» -Рисование «Ледоход на реке» -Аппликация – мозаика с элементами рисования «Тучи по небу бежали» |
Физическое развитие | -Подвижные игры «Караси и щука», «Ручеёк» -Упражнение на координацию речи с движением «Капельки», самомассаж «Водичка, водичка, умой моё личико» |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
- Консультация на тему «Опыты с водой дома».
- Участие в фотовыставке «Ах, водичка – вода, без тебя нам ни куда!»
ИТОГ ПРОЕКТА
В процессе реализации проекта «Волшебница вода»:
- у детей сформировалось бережное и экономное отношение к воде
- дети овладели несложными способами экспериментирования с водой
- у детей появились исследовательские умения соответствующие возрасту, устанавливают причинно- следственные связи.
Реализация проекта помогла повысить уровень представлений о воде, о значении воды в жизни людей и всего живого на Земле.
Используемая литература:
- Энциклопедии «Что? Зачем? Почему?», «Моя первая энциклопедия».
- Н.Е.Веракса, О.Р. Галимов «Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников»
- Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми»
- Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры»
- Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 5-6 лет»
- Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет»
- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа»
- Интернет – ресурсы, журналы
Приложения к образовательному проекту для детей старшего дошкольного возраста
Приложение 1
Обзор литературы по вопросу исследования
Мы знаем, что на глобусе моря, реки, озёра изображены голубым цветом. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что голубой краски на глобусе больше (в 2 раза), чем какой – либо другой.
Из печатных источников мы узнали, что моря и океаны занимают на поверхности Земли в 2 раза больше места, чем суша. (Если бы вся вода из рек, морей, океанов и озёр разлилась по планете, то Земля оказалась бы под девятиметровым слоем воды).
Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека. К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много. (Оказывается, 97,75% всего мирового запаса воды составляют солёные воды океанов и морей, а 2,25% - пресные. Но почти половиной этого объёма воды человек не может воспользоваться, так как она находится в виде льда и снега в Антарктиде, Арктике, Гренландии, на вершинах гор в различных районах Земли).
Приложение 2
НОД по экологии для детей старшей группы
«Что мы знаем о воде?»
Цель: Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды.
Программные задачи:
1.Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
2.Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
3.Воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).
Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».
Материалы и оборудование: инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), с соком, пустые стаканы, трубочки для коктейлей, цветные палочки, эмблемы «Берегите воду», шапочки «капельки», эмблемы «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».
Ход НОД
Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Где и какую сегодня вы видели воду? Ответы детей.
Воспитатель: Для чего нужна вода, как мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы...)
Воспитатель: Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? (Ответы детей). Сейчас Данил нам расскажет об этом. (Рассказ ребёнка, сопровождающийся показом на картинке)
Воспитатель: Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. А что мы ещё знаем о воде? ответы детей.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам немного поэкспериментировать и узнать некоторые свойства воды.
Экспериментальная деятельность.
Воспитатель: Предлагаю подойти к столику (на котором стоят 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком). В оба стаканчика опустите цветную палочку. В каком стаканчике палочка видна, а в каком нет? Почему?
Сделать вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Воспитатель: Предлагаю детям попробовать воду через трубочку. Есть ли у нее вкус? Дата сейчас попробуйте сок. Что вы почувствовали?
Сделать вывод: у воды нет вкуса.
Воспитатель: Опустите пальчик в разные стаканчики с водой. Что почувствовали? Ответы детей.
Воспитатель: Вода может быть теплой, холодной, горячей
Воспитатель: В реках, озерах и морях тоже бывает вода и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие - в холодной. Если бы вы были рыбками, какую бы воду вы выбрали? А в горячем «доме» сможет ли кто жить? (Очень мало жильцов.)
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем. Я - мама Тучка, а вы детки - Капельки, и вам пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Туча подсказывает, что им делать. Полетели Капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. (Появляется Солнышко, танцует.) Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.
Воспитатель: Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. А потом опять вас отпущу погулять.
Воспитатель: В кране - вода. Та вода, которой мы моем руки, проделала большой путь. Сначала она была в море или реке, потом человек направил её в трубы.
Воспитатель: К воде, дети, надо относиться бережно. Скажите, что означают эти эмблемы? Показ. Ответы детей.
«Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран», «Не включай сильно воду в кране»
Воспитатель: Итак, ребята, с какими свойствами воды мы сегодня с вами познакомились? (вода прозрачная, не имеет вкуса, может быть тёплой, горячей, холодной) Как нужно относиться к воде? (бережно)
Воспитатель: Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (Ответы).
Приложение 3
Дидактические игры
«Что мы знаем о воде?»
Цель: Закрепить знания о воде, о водоёмах и их обитателях.
Дети садятся в круг. Воспитатель объясняет им, что сейчас они будут из ведёрка доставать по одной капельки (бумажные), на этих капельках написаны вопросы. Игрок получают фишку за правильный ответ. Кто больше наберёт фишек, тот побеждает. Вопросы на капельках:
1.Что такое вода? (Жидкость)
- Где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море, кране)
- 3. Какая бывает вода? (Прозрачная, безвкусная, жидкая, без запаха, без формы, тёплая, холодная, горячая, кипяток, пресная, солёная, без цвета).
- 4. Кто живёт в реках и озёрах? (Сом, щука, окунь, карась, лещ, налим, лягушка, рак, язь, плотва, ерши и т.д.)
- 5. Кто живёт в океанах и морях? (Киты, дельфины, моржи, тюлени, кашалоты, скаты, морские коньки, морские звёзды, кораллы, рыба-молот, сельдь, треска, осьминоги, рыба-пила и т.д.)
- Что растёт в воде? (Кувшинки, водяные лилии, камыш, рогоз, ряска, осот и т.д.)
- Всегда ли вода одинаковая? (Нет, она бывает разная. Это снег, дождь, ливень, роса, снегопад, пурга, лёд, половодье, лужи, иней, сосульки, пар).
- Для чего человеку нужна вода? (Умываться, купаться, пить, мыть посуду, стирать бельё, мыть полы, протирать пыль, поливать цветы, поить животных).
- Кому нужна вода? (Человеку, животным, растениям, всему живому на Земле).
- Почему воду надо беречь? (Пресной воды на планете очень мало, а без неё не возможна жизнь ни человека, ни растений, ни животных).
«Воздух, земля, вода»
Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Дидактический материал: Мяч.
Методика проведения:
Вариант 1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
Приложение 4
Подвижные игры
Игра малой подвижности «Ручеёк»
Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их,
образуя воротца. Один ребенок – ведущий, проходит в воротца и выбирает
любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика.
Ребёнок, оставшийся без пары, становится ведущим.
«Караси и щука»
Один ребенок выбирается “щукой”, остальные - “караси”. Щука говорит слова – рыбки плавают, на слове «поймать» уплывают, щука их ловит. Пойманные “щукой” “караси”, уходят за круг. Игра повторяется с другой
“щукой”.
Слова:
- Рыбки плавают в водице, рыбкам весело играть.
Рыбки, рыбки, озорницы, я хочу вас всех поймать.
Игра «Капельки»
Под легкую музыку, напоминающую звуки дождя, дети прыгают, бегают.
Мама-Тучка подсказывает, что им делать.
- Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало
поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми
ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились
ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку).
Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла речка и
попала в большой - пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и
двигаются по кругу). Плавали капельки в океане, а потом
вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и
Солнышко пригрело (дети танцуют). Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх).
Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке.
Приложение 5
Стихотворения для заучивания
Н. Рыжова | Водичка – водичка, умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток И кусался зубок. *** Знаем, знаем - да-да-да! В кране прячется вода! Выходи, водица! Мы пришли умыться! Лейся понемножку Прямо на ладошку! Будет мыло пениться И грязь куда-то денется! |
Приложение 6
Загадки о разных состояниях воды
Очень добродушная Я, мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу. (Вода) | Меня ждали, меня звали, Показался – убежали. (Дождь) |
Если б не было её, | Шумит он в поле и саду, А в дом не попадет. И никуда я не иду, Покуда он идет. (Дождь) |
Хлопья белые летят, Тихо падают, кружат. Стало всё кругом бело. Чем дорожки замело? (Снегом) | Не драгоценный камень, а светится. (Лед) Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно. (Лед) |
Все резные, кружевные – лёгкие пушинки С неба прилетели к нам Белые … (снежинки). | Солнце больше нас не греет, Холодком позёмка веет! Дунул в лужу ветерок И сковал ее ... (ледок). |
Что вверх корнем растет? (Сосулька) | Он черной тучей был сначала, Он белым пухом лег на лес. Покрыл всю землю одеялом, А по весне совсем исчез. (Снег) |
Приложение 7
Опыты с водой
Опыт 1. «Вода прозрачная»
Развивающая среда: два стаканчика: стакан один с водой, другой - с молоком, палочки или ложечки.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.
Опыт 2. «У воды нет вкуса»
Развивающая среда: стакан с водой, молоком или соком.
Предложите детям попробовать через соломинку воду.
Вопрос: есть ли у нее вкус?
Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок.
Морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.
Вывод: вода безвкусная (пресная)
Опыт 3. «У воды нет запаха»
Развивающая среда: вода в стакане.
Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет).
Вывод: вода не имеет запаха
Опыт 4. «Лед - твердая вода»
Развивающая среда: кусочки льда, снег, тарелочки.
Принесите кусочки льда и снега в помещение. Дети должны наблюдать за состоянием льда и снега в теплом помещении.
Вывод: лед, снег - это тоже вода.
Опыт 5. «Пар - это тоже вода»
Развивающая среда: термос (чайник с кипятком), стекло или зеркальце.
Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.
Вывод: пар – это вода
Опыт 6. «Вода — жидкая, может течь»
Развивающая среда: 2 стакана: один с водой, другой - пустой
«Дайте детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Опыт 7. «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»
Развивающая среда: стаканы с водой, песок, сахарный песок, краски, ложки.
Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился.
Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.
Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются.
Опыт 8. «Вода бывает теплой, холодной, горячей»
Развивающая среда: стаканы с водой разной температуры.
Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, самая теплая.
Вывод: вода бывает разной температуры.
Опыт 9. «Вода не имеет формы»
Развивающая среда: кусочек льда, вода, посуда разной формы.
Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед - это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода?
Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей.
Вывод: жидкая вода не имеет формы
Опыт 10. «Вода нужна всем»
Развивающая среда: 2 стакана: один с водой, другой - пустой, две луковицы.
Предложить детям одну луковицу поставить в стакан с водой, вторую в пустой. Стаканы должны стоять в одинаковых условиях. В какой из луковиц появятся корешки и росточки, а в какой - нет? Почему?
Вывод: вода нужна для прорастания растений.
Опыт 11. «Очистка грязной воды».
Развивающая среда: 2 стакана с водой: один с чистой, другой с грязной; фильтр, пустой стакан.
Воспитатель предлагает детям сравнить воду в двух стаканчиках, чем она отличается (в одном чистая, в другом грязная). Воспитатель предлагает детям очистить грязную воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой. Через фильтр дети сливают грязную воду в пустой стаканчик, получая чистую воду. Воспитатель объясняет, что есть такие большие фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку из заводов.
Приложение 8
НОД по изобразительной деятельности «Ледоход на реке»
(Рисование гуашью)
Программные задачи:
Учить создавать пейзажную композицию, изображая весенний
ледоход на реке.
Расширять знания детей о ледоходе.
Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе.
Продолжать учить рисовать гуашью.
Развивать наблюдательность, творческие способности.
Демонстрационный материал:
Изображение весеннего ледохода.
Материалы и оборудование: аудио запись «ледоход»
Раздаточный материал:
Листы синей или голубой бумаги, гуашь, кисти, палитры, баночки
с водой, тряпочки.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение Э. Мошковской «Лед тронулся»:
Что там такое?
Что там случилось?
Что-то большое
Зашевелилось…
И заскрипело,
И зашуршало,
И закряхтело,
И зашагало…
Где-то что-то идет…
Это тронулся лед!
Показать детям изображение ледохода на реке.
Воспитатель: Что происходит на реке? (Тает лед.)
Почему он тает? (Солнце греет, становится теплее. По реке плывут льдины, поэтому это движение называется ледоходом.)
Воспитатель: Назовите реки, которые протекают рядом с нашим городом. (Енисей, Мана) Енисей не покрывается льдом, а река Мана всю зиму скованна льдом, и скоро на ней начнётся ледоход.
Воспитатель: А какие еще изменения происходят весной?
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам изобразить реку с плывущими по ней льдинами. Рядом с рекой можно нарисовать голые деревья и кусты, тающий снег, а на синем небе – белые облака. (Раздать детям листы бумаги синего цвета)
Воспитатель: Вот такой у нас получился ледоход на реке. Когда на реке идет ледоход, то можно услышать вот такие звуки (включить аудио запись) Скажите, а во что превратится лёд? (в воду) Правильно лёд – это вода, только в твёрдом состоянии.
Оформление выставки рисунков.
Приложение 9
НОД аппликации - мозаики с элементами рисования «Тучи по небу бежали»
Программные задачи:
Познакомить детей с техникой аппликативной мозаики: разрезать узкие полоски бумаги синего, серого, голубого и белого цвета на кусочки и наклеивать в пределах нарисованного контура - дождевой тучи.
Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа.
Развивать мелкую моторику, согласованность в движениях обеих рук. Воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию.
Предварительная работа.
Наблюдение за тучами и облаками. Беседа о сезонных изменениях в природе, о значении дождя.
Рассматривание репродукций, художественных открыток, иллюстраций с изображением дождя. Рисование капелек.
Дидактические игры с окрашиванием воды «Капелька за капелькой». Работа над звуковой культурой речи, развитием фонематического слуха.
Материалы, инструменты, оборудование:
Узкие полоски бумаги синего, серого и белого цвета - для модульной аппликации-мозаики; листы бумаги голубого цвета - для фона; ножницы, клей, простые и цветные карандаши, салфетки бумажные.
Аппликация-мозаика «Тучи», выполненная воспитателем.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, какое время года? А весной, какие осадки выпадают?
Воспитатель показывает детям репродукции картин или книжные иллюстрации, изображающие дождь.
Читает стихотворение Л.Мезинова «Кукла Фёкла»:
Тучи по небу бежали, Тучи солнышку мешали.
Рос грибок, и цвел цветок, и с цветком
Играл щенок, и сидела около чья-то кукла Фёкла.
Струйки с неба побежали.
Стёкла в доме задрожали.
Мок цветок, и мок грибок, мок щенок,
И мокла чья-то кукла Фёкла.
Возле дома, у крылечка, скачут капли,
Льётся речка…
Дождь цветку умыл глазок.
Он грибку расти помог.
С головы до самых ног стал пушистее щенок,
И сидела сохла
Чья-то кукла Фёкла.
Воспитатель: О ком идет речь в стихотворении?
Воспитатель: Ребята, я вам хочу загадать загадки, а вы попробуете их отгадать.
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча).
Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно.
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг! (дождь).
Воспитатель: Ребята, давайте с вами немножко разомнёмся.
Физкультминутка «Солнце спит и небо спит».
Солнце спит и небо спит,
(Сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке.)
Даже ветер не шумит.
(Качаем поднятыми вверх руками.)
Рано утром солнце встало,
(Подняли руки вверх, потянулись.)
Все лучи свои послало.
(Качаем поднятыми вверх руками.)
Вдруг повеял ветерок,
(Качаем раскрытыми в стороны руками)
Небо тучей заволок,
(Закрыли лицо руками.)
И деревья раскачал.
(Качание туловища вправо-влево.)
Дождь по крышам застучал,
(Прыжки на месте.)
Барабанит дождь по крышам,
(Хлопаем в ладоши.)
Солнце клонится всё ниже.
(Наклоны вперед.)
Вот и спряталось за тучи,
(Приседаем.)
Ни один не виден лучик.
(Встали, спрятали руки за спину.)
Воспитатель: Ребята, вы наверное догадались, чем сегодня будем заниматься.
Воспитатель показывает цветную аппликацию «Тучи» и просит определить, как сделаны эти необычные тучи. Дети высказывают свои догадки. Воспитатель уточняет и поясняет новый способ:
- готовим узкие полоски синего, серого и белого цвета;
- разрезаем все полоски на мелкие кусочки (при этом складываем по 2-3 полоски вместе);
- складываем кусочки отдельными кучками;
- берём лист бумаги светло-голубого цвета - это небо, по которому сейчас поплывёт большая дождевая туча;
- берём синий карандаш и рисуем тучу - большую, почти на весь лист;
- покрываем клеем верхнюю часть тучи и быстро, пока клей не подсох, выкладываем мелкие кусочки белой цветной бумаги, потом покрываем клеем среднюю часть тучи и опять быстро выкладываем бумажки серого цвета; затем покрываем клеем нижнюю часть тучи и выкладываем бумажки синего цвета;
- рисуем капельки дождя цветными карандашами.
Воспитатель показывает несколько вариантов туч, рисует мелом на доске контурные тучи разной степени сложности и предлагает детям самим сделать красивые картины-мозаики «Тучи по небу бежали».
Воспитатель: Ребята, расскажите, что мы сегодня делали? Какие цвета вы использовали? У вас красивые тучки получились?
Дети рассматривают свои работы.
Оформление выставки для родителей «Тучи по небу бежали».
Приложение 10
НОД Лепки «Аквариум с рыбками»
(Коллективная работа - лепка из пластилина с использованием природного материала.)
Программное содержание:
Учить детей сочетать в поделке природный материал (ракушки, скорлупу грецкого ореха) с пластилином и оформлять изделие согласно собственному замыслу. Развивать умение детей отгадывать загадки.
Воспитывать чувство товарищества.
Демонстрационный материал: Изображение аквариума. Крышка от коробки оформленная в виде аквариума.
Раздаточный материал: Пластилин, ракушки, скорлупа грецкого ореха, крылатки ясеня, фасоль, камушки.
Ход НОД
Воспитатель: отгадайте загадку:
Посмотрите – дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы. (Аквариум с рыбками)
Воспитатель показывает изображение аквариума.
Воспитатель: У вас дома есть аквариум с рыбками? Какие рыбки там живут? А как вы ухаживаете за рыбками? (надо следить, что бы вода в аквариуме всегда была чистая, иначе рыбки погибнут)
Воспитатель: Скажите, где живут рыбы? (Они живут в воде)
Воспитатель: Что помогает рыбам передвигаться в воде? (Плавники и хвост)
Воспитатель: Давайте поиграем и покажем, как рыбки плавают.
Физминутка «Рыбки»
Рыбки весело плескались в чистой свеженькой воде.
То согнутся, разогнутся, то зароются в песке.
Приседаем столько раз, сколько рыбок здесь у нас.
Сколько гуппи здесь у нас, столько мы подпрыгнем раз.
Воспитатель: Кто может жить в аквариуме. Ответы детей.
Воспитатель: Предлагаю наполнить аквариум рыбками. Для этого разделимся на группы.
Первая группа будет делать рыбок: слепить тело рыбки из пластилина любого цвета, сзади присоединить крылатку ясеня в виде хвоста, спереди – пластилиновые глаза, с боков – плавники, затем закрепить свою рыбку в аквариуме при помощи пластилина.
Вторая группа в это время будут заняться оформлением аквариума: на дне выложить камни - мелкая галька, фасоль, закрепляя их пластилином, а из пластилиновых колбасок сделать внутри коробки водоросли или скрученных спиралью.
Воспитатель: Постарайтесь сами придумать и слепить рыбок.
Во время работы воспитатель подходит к каждой группе детей. При затруднениях – помогает детям.
Воспитатель: Посмотрите, какой получился красивый аквариум.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»
Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...
Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.
План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)
В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...
Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде
Ознакомление с окружающим миром.Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде«Знакомство со свойствами воды» Цель: знакомство детей со свойствами воды.Задачи: -выя...

