Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности. Старшая группа. Тема "Откуда хлеб пришёл. Злаки".
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Тематическое планирование по теме "Откуда хлеб пришёл. Злаки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nsportalotpravit.docx36.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Откуда хлеб пришёл. Злаки»

Срок: 13.10.25-17.10.2025

Цель: Продолжать расширять знания детей о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, и люди каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при выращивании и уборке злаков, их переработке); процесс изготовления хлеба и хлебопродуктов.

Задачи: 

  1. Образовательные:
  • Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба.
  • Ознакомить, кто выращивает хлеб, где и из чего.
  1. Развивающие:
  • Развивать разговорную и связную речь, логическое мышление, память; мелкую моторику рук; вкусовые и тактильные ощущения; координацию движений.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.

Дата/

День недели

Режимные моменты

Интеграция ОО

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Отметка о выполнении

Групповая/

подгрупповая

Индивидуальная работа

Самостоятельная работа

Понедельник 13.10.2025.

Утро

СКР

ПР

ХЭР

ПР

Утренняя гимнастика (комплекс№8).

Утренний приём детей «Просыпайтесь».

Цель: Создание оптимальных условий для детей при утреннем приеме в детский сад.

Беседа на тему «История хлеба» - познакомить детей с историей возникновения хлеба, со старинными русскими обычаями, связанные с хлебом. Пальчиковая гимнастика «Хлебушек», «Пекарь» Цель: развивать мелкую моторику рук.

Дидактическая игра «Кому это нужно?». Цель: закреплять у детей представления о предметах и их использовании в трудовых процессах.

Создание условий для рассматривания картинок "Жатва". "Обмолот зерна" - дать представление детям о сборе урожая хлеба. Познакомить с орудиями труда которые использовались в старину и в наше время (серп, коса, цеп, комбайн, элеватор и т.д)

Образовательная деятельность

ПР (ФЦКМ/конструирование)

Т.А. Шорыгина «Злаки. Какие они».

«Как колесо стало мельницей» (из цветной бумаги и проволоки) И.А. Лыкова «Конструирование в детском саду. Старшая группа».

ХЭР (музыка)

По плану музыкального руководителя.

Прогулка

ПР

РР

ФР
СКР

Наблюдение за ветром.  

 Цель: Расширять представления детей о ветре, учить замечать движения деревьев во время порыва ветра;   при помощи вертушек определять его направление.

П/игра "Зайцы и волк" - формировать умение прыгать и выполнять  действия в соответствии с текстом.

Игра малой подвижности "Беги к тому, что назову"

Цель: Напомнить название  предметов, научить бегать "стайкой"; уметь слушать взрослого.

Трудовые поручения: уборка игрушек.

Игровое упражнение: «прыжки на двух ногах с продвижением вперед».

Цель: развивать ловкость.

Самостоятельные игры с выносным материалом.

Цель: побуждать детей играть в разнообразные игры.

Работа перед сном

РР

Чтение художественной литературы С. Ремизов «Хлебный голос. Цель: формировать оценочное отношение к героям, закрепить

знание структуры сказки, повторить известные произведения малых форм фольклора, способствовать развитию речи.

Вечер

РР

ФР

ХЭР

Гимнастика пробуждения.

Д/и «Что нужно для работы хлебороба?» - закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Дежурство в уголке природы -закрепить знания о уходе за комнатными растениями.

Игры с конструктором, строительным материалом. 

 Прогулка

ФР

РР

СКР

Наблюдение: за воробьями

Цели: расширять знания о внешнем виде и повадках воробья; воспитывать внимание и наблюдательность.

П/и "Беги ко мне"

Цель: Учить детей действовать в соответствии со звуковым сигналом, правилами игры. Развивать способность ориентироваться в пространстве.

Прыжки с продвижением в перёд.

Цель: Совершенствование прыжков с продвижением в перёд.

Самостоятельная деятельность: игры с выносным материалом.  Цель: развитие навыков совместной игровой деятельности.

Организация РППС для самостоятельной деятельности детей

Обогащение предметно – развивающей среды на тему недели. Сюжетные и тематические картинки. Художественная литература по теме. Картотека дидактических игр. Картотека пальчиковой гимнастики. Картотека стихов и загадок. Картотека подвижных игр. Картотека физкультминуток. Раскраски.  Атрибуты для сюжетно - ролевых игр.

Взаимодействие с родителями

Консультация: «Расскажите детям о хлебе».

Дата/

День недели

Режимные моменты

Интеграция ОО

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Отметка о выполнении

Групповая/

подгрупповая

Индивидуальная работа

Самостоятельная работа

Вторник 14.10.2025.

Утро

СКР

ПР

ХЭР

ПР

Утренняя гимнастика (комплекс№8)

Утренний приём детей «Просыпайтесь».

Цель: Создание оптимальных условий для детей при утреннем приеме в детский сад.

Рассматривание колосьев и зерен пшеницы, ржи и овса, их сравнение (сходство и различие);

Д/и "Разрезные картинки" (хлебобулочные изделия) - учить собирать изображения различных видов хлебных изделий.

Создание условий для раскрашивания в раскрасках "Хлебобулочные продукты" - развития творчества.

Образовательная деятельность

ХЭР(Лепка/аппликация)

Аппликация. Тема: «Золотые колосья хлеба». Коллективная работа

Цель: Формировать представление у детей откуда берется хлеб. Познакомить детей с особенностями строения колоса; вспомнить правила безопасного использования ножниц; продолжать учить детей путем срезания уголков прямоугольника получать овал; закреплять приемы аккуратного наклеивания; развивать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Лепка: «Хлебный колосок» (Цель: воспитывать аккуратность при работе с пластилином, развивать умение отщипывать от целого куска пластилина небольшие кусочки, раскатывать их, формируя шарики и «колбаски», учить выполнять изображение колоса на картоне по методу

ФР

По плану инструктора по физкультуре.

Прогулка

ПР

РР

ФР
СКР

Наблюдение за машиной, привозящей хлеб в детский сад - закрепить с детьми этапы прохождения хлеба от поля до нашего стола.

П/и "Каравай" - координировать речь с движением. Поздравить Машу с днем рождения.

П/и "Гуси - лебеди" - совершенствовать технику бега, добиваясь естественности, точности выполнения задания.

Трудовое  поручение: убрать листья с веранды - воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.

И/р: развитие движений.

Цель: закреплять умение быстро бегать по сигналу воспитателя в разные стороны.

Самостоятельные игры с выносным материалом.

Цель: побуждать детей играть в разнообразные игры.

Работа перед сном

РР

Чтение художественной литературы М. Пришвин «Лисички хлеб». Цель: познакомить детей с произведением, дать характеристику героев.

Вечер

РР

ФР

ХЭР

Гимнастика пробуждения.

Презентация для детей «Хлебушко»- знакомить детей с профессиями, связанными с производством хлеба.

Д/игра «Река времени»-развивать логическое мышление детей, составляя путь от зерна к хлебу.

С/ролевая игра  "Хлебный магазин"

Цель:  Учить детей объединять игровые действия в единый сюжет.

 Прогулка

ФР

РР

СКР

Наблюдение за грузовым транспортом. Цель – учить различать грузовой транспорт, знать его назначение и применение.

П/и «Воробышки и кот» Цель. Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях бегать, не задевая друг друга, увертываться от

ловящего убегать, находить свое-место; приучать детей быть осторожным занимая место не толкать товарищей.

И/р по развитию движений:

Продолжительный бег в медленном темпе.

Самостоятельные игры с выносным материалом, нетрадиционным физкультурным оборудованием.

Организация РППС для самостоятельной деятельности детей

Обогащение предметно – развивающей среды на тему недели. Наглядные пособия для лепки и аппликации. Сюжетные и тематические картинки. Художественная литература по теме. Картотека дидактических игр. Картотека пальчиковой гимнастики. Картотека стихов и загадок. Картотека подвижных игр. Картотека физкультминуток. Раскраски. Картотека опытно - экспериментальных игр. Атрибуты для сюжетно - ролевых игр.

Взаимодействие с родителями

Консультация для родителей «Сельскохозяйственные профессии. Люди труда».

Дата/

День недели

Режимные моменты

Интеграция ОО

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Отметка о выполнении

Групповая/

подгрупповая

Индивидуальная работа

Самостоятельная работа

Среда 15.10.2025.

Утро

СКР

ПР

ХЭР

Утренняя гимнастика (комплекс№8).

Утреннее приветствие «Просыпайтесь».

Цель: создать положительное настроение от встречи с друзьями.

Ситуативный разговор "Как обращаться с хлебом" - разработать совместно с детьми правила обращения к хлебу.

Упражнение "Составь узор по образцу" (фасоль, горох, пшеница)  - развитие мелкой моторики рук.

Создание условий для самостоятельного творчества детей – предложить листы бумаги, карандаши, фломастеры, трафареты.

Цель: развивать интерес к рисованию, развитие мелкой моторики.

Образовательная деятельность

ПР (ФЭМП)

Е.В.Колесникова  методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Занятие №8.

ФР (на улице)

Комплекс физкультуры на улице №4.

Прогулка

ПР

РР

ФР
СКР

Наблюдение за берёзой.

Цель: продолжать знакомить детей с берёзой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту  природы.

М/п игра "Что нам колос подарил?" (с мячом)  - активизация словаря; развитие ловкости, координации движений.

П/и: «Жмурки». Цель: порадовать детей.

Трудовые поручения:

Уборка сухих веток и листьев.

И/у: ходьба по кривой дорожке. Цель:  развивать координацию движений, ловкость.

Самостоятельные игры с выносным материалом.

Цель: побуждать детей играть в разнообразные игры.

Работа перед сном

СКР

РР

Хождение по массажным коврикам, дыхательные упражнения. Чтение художественной литературы Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», «Хлеб хлебу брат», сказка «Сто колобков», «Какой хлеб лучше», «Сказка о пшеничном зёрнышке». Цель: продолжить формировать представления о хлебе.

Вечер

РР

ФР

ХЭР

Гимнастика пробуждения.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика «Тесто», «Пекарь-булочник» - развитие мелкой моторики рук.

Д/и «Узнай узор». Цель: закрепить знание элементов росписей.

Создание условий для настольно - печатных игр «Лото. Хлебобулочные изделия», «Разрезные картинки. Хлебобулочные изделия», «Что лишнее?»

 Прогулка

ФР

РР

СКР

Наблюдение за воробьем. Цели: углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений;

активизировать внимание и память детей.

П/и  «Баба – Яга» - учить соблюдать правила игры: ходить, бегать легко и ритмично, изменяя направление и темп движения.

«Найди себе пару» -учить быстро двигаться по сигналу,' меняя направление движения.

Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд между предметами.

Цель: закреплять умение прыгать на двух ногах с продвижением вперёд; развивать быстроту ловкость.

Самостоятельная деятельность: игры с выносным материалом.  Цель: развитие навыков совместной игровой деятельности.

Организация РППС для самостоятельной деятельности детей

Сюжетные и тематические картинки. Художественная литература по теме. Картотека дидактических игр. Картотека пальчиковой гимнастики. Картотека стихов и загадок. Картотека подвижных игр. Картотека физкультминуток. Раскраски. Картотека опытно - экспериментальных игр

Атрибуты для сюжетно - ролевых игр.

Взаимодействие с родителями

Оформление тематического альбома "От зернышка до хлебушка».

Дата/

День недели

Режимные моменты

Интеграция ОО

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Отметка о выполнении

Групповая/

подгрупповая

Индивидуальная работа

Самостоятельная работа

Четверг 16.10.2025

Утро

СКР

ПР

ХЭР

Утренняя гимнастика (комплекс№8)

Утреннее приветствие « Просыпайтесь».

Цель: создать положительное настроение от встречи с друзьями.

Беседа: познакомить детей с пословицами и поговорками о хлебе Цель: помочь детям понять  смысл пословиц; воспитывать бережное отношение к хлебу.

Разучивание скороговорки:

«Пекарь Петр и Пекарь Павел пекли пироги в печи. Четыре барана в лесу на полянке сидели и дружно жевали баранки. Бараны жевали баранки три дня, бараны позвали на помощь меня: «Приди и доешь поскорее баранки, не то мы всю жизнь просидим на полянке.»

С/р игра «К нам гости пришли». Цель: воспитывать гостеприимство, объяснить смысл слов «хлебосольство, радушие».

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности детей.

Образовательная деятельность

ОГ

/СКР

О.М. Ельцов «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» Занятие №6.

ХЭР (музыка)

По плану музыкального руководителя.

Прогулка

ПР

РР

ФР
СКР

Наблюдение за листопадом.

Цель: проверить знания детей о последовательности осенних изменений в природе (уменьшение дня, понижение температуры, увядание растений, отлёт птиц)

П/и: «Мышеловка».

Цель: упражнять детей в беге с ловлей и увёртыванием; развивать быстроту реакции на сигнал.

Трудовые поручения:

Уборка сухих веточек и палочек на территории участка.. 

И/р «Дорожка препятствий». Цель: продолжать учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд, совершенствовать координацию движений.

Самостоятельные игры с выносным материалом.

Цель: побуждать детей играть в разнообразные игры.

Работа перед сном

СКР

РР

Полоскание рта пред сном, хождение по массажным коврикам, дыхательные упражнения.

Чтение В. Крупин «Нынешний хлеб» Цель: Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа.

Вечер

РР

ПР

СКР

Гимнастика пробуждения.

Д/и «В какой сказке живет хлеб?». Цель: Вспомнить с детьми сказки в которых упоминается хлеб или хлебобулочные изделия.

Упр. «Скажи какой?» Цель: Обогащать словарный запас, развивать речь.

Создание условий для показа настольного театра детьми «Маша и медведь».-развивать интерес к театральной деятельности, умение изменять тембр голоса.

 Прогулка

ФР

РР

СКР

Вспомнить вместе с детьми какая погода была утром. А какая сейчас?

Наблюдение за кошкой

Цельзакрепить представление у детей характерных особенностей кошки.

П/и "Воробушки и кот".

Цель: Учить бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего;  быть осторожными.

«С кочки на кочку»

Цель: закреплять в прыжках; воспитывать уверенность в своих силах..

Самостоятельные игры с выносным материалом, нетрадиционным физкультурным оборудованием.

Организация РППС для самостоятельной деятельности детей

Дидактические игры. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

Взаимодействие с родителями

Индивидуальные беседы по запросу родителей.

Дата/

День недели

Режимные моменты

Интеграция ОО

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Отметка о выполнении

Групповая/

подгрупповая

Индивидуальная работа

Самостоятельная работа

Пятница 17.10.2025

Утро

СКР

ПР

ХЭР

Утренняя гимнастика (комплекс№8)

Утреннее приветствие «Просыпайтесь».

Цель: создать положительное настроение от встречи с друзьями.

Экскурсия в "Русскую избу". Цель: Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о русской народной культуре посредством экскурсий в мини-музей «Русская изба», через ознакомление с обрядами и традициями, связанными на Руси с хлебом.

Упражнять детей в умении составлять  небольшой рассказ о хлебных изделиях.

Самостоятельная деятельность в центрах активности.

Образовательная деятельность

ХЭР(рисование)

«Хлеб - хозяин дома» (Цель: Учить передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов; учить гармонично располагать изображение на листе бумаги)

ФР

По плану инструктора по физкультуре

Прогулка

ПР

РР

ФР
СКР

Наблюдение за птицами

Цели: Продолжать наблюдение за птицами, их повадками; сравнить воробья и голубя.

П/и "Мышеловка" Цель: закреплять умение ходить по кругу; развивать быстроту движения, ловкость.

П/и " Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем". Цель: развивать внимательность, быстроту реакции.

Трудовые поручения. Уборка веточек и сухих листьев.

Упражнение с мячом: ударить мяч о землю и поймать его.

Цели: совершенствовать координацию движений.

.

С/р игра «Ярмарка». Цель: учить передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.

Самостоятельные игры с выносным материалом.

Цель: побуждать детей играть в разнообразные игры.

Работа перед сном

РР

Сказки о хлебе: «Ленивая девочка», «Котик, золотой лобик».

Вечер

ПР

РР

СКР

ХЭР

Гимнастика пробуждения.

Просмотр мультимедийного фильма о хлебе - закреплять знания детей о выращивании хлеба: последовательность работ, сельскохозяйственные орудия и машины.

Рисование по точкам. Цель: познакомить детей с игрой, развивать восприятие пространства и умение ориентироваться на плоскости.

С/Р «Магазин игрушек»- развивать сюжет игровой навык, воспитывать дружеские отношения.

 Прогулка

РР
ПР
СКР

ФР

Наблюдение за вечерним небом. Цель: Знакомить детей с небесными телами, расширять кругозор, воспитывать любознательность.

П/и "Кот и мыши". Цель: развивать ловкость, быстроту движений. 

П/и «Колосок» . Цели: способствовать развитию координации движений, ориентировке в пространстве, развивать ловкость, быстроту.

Игра «Сбей кеглю». Цель: развивать графические навыки, мелкую моторику..

Игры детей с песком: «Я пеку, пеку, пеку…»

Цель: В ходе беседы актуализировать знания детей о свойствах песка, предложить выяснить, из какого песка лучше  делать пирожки  и куличики.. 

Самостоятельная деятельность: игры с выносным материалом.  Цель: развитие навыков совместной игровой деятельности.

Организация РППС для самостоятельной деятельности детей

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм. Литература по теме недели. Альбомные листы, гуашь, алгоритмическая схема рисования.

Взаимодействие с родителями

Папка-передвижка «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста».

Итоговое мероприятие

Итоговое мероприятие:

"Ярмарка хлеба" - расширить представления о народных праздниках и традициях ярмарочных гуляний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование воспитательно –образовательной работы в старшей группе в течении дня

Данная разработка материала в старшей группе  в течении дня, предназначена для ознакомления с городом, его достопримечательностями, профессиями....

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (МАРТ-МАЙ) В СООТВЕТСТВИИ С ФГТ

       Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной про...

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе на октябрь 2014 год

Предлагаемый вариант  перспективного планирования разработан на основе требований  федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, примерной программы "От р...

Тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе детского сада "Новогодние забавы".

Знакомство с традицией празднования Нового года в России и новогодними обычаями других стран....

Планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе на неделю. Тема: «Здравствуй, зимушка-зима»

Планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе на неделю. Тема: «Здравствуй, зимушка-зима»...

Комплексно-тематическое календарное планирование на ноябрь в старшей группе ДОУ

Организация различных видов детской деятельности и деятельности в режимных моментах...