Мария Монтессори. Появление методики в России.
методическая разработка
Автором представлен материал о появлении методики Марии Монтессори в России.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»
имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика
муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
МариЯ Монтессори.
Появление методики в России.
Подготовила:
Ельшова
Екатерина
Владимировна
Пгт Стройкерамика, 2025г.
Мария Монтессори
Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в Кьяравалле, Италия. Её отец, Алессандро Монтессори, был чиновником министерства финансов и работал на местной табачной фабрике. Её мать, Рениль Стоппани, была хорошо образована для того времени.
в 1875 году — семья переехала в Рим. в 1876 г. Мария поступила в государственную начальную школу. 1892 году получила диплом, в университет Сапиенца по курсу естественных наук, который позволил ей в 1893 году поступить в том же университете в медицинскую школу, где была первой студенткой женщиной, тукже первой из женщин получила звание «доктор наук». В период обучения работала ассистенткой в больнице. Диссертация Монтессори была опубликована в 1897 году в журнале Policlinico. После университета Мария нашла работу ассистента в университетской клинике, а также начала частную врачебную практику.
С 1896 по 1901 год Монтессори работала с так называемыми «френастеническими» детьми (в современных терминах — «дети, которые испытывают некоторую форму умственной отсталости, болезни или инвалидности»). Она также проявила себя как общественная деятельница — защитница прав женщин и детей с умственными недостатками, и вела активную общественную деятельность как в Италии, так и за её пределами
Сын Марио, за отца которого Мария отказалась выходить замуж, стал хорошим помощником матери в её исследованиях и общественной деятельности.
С 1897 года Мария работала в университетской клинике и по долгу службы посещала детские приюты, где наблюдала детей с психическими расстройствами. Эти наблюдения создали хорошую основу для будущих трудов Монтессори.
С 1897 года Мария работала в университетской клинике и по долгу службы посещала детские приюты, где наблюдала детей с психическими расстройствами. Эти наблюдения создали хорошую основу для будущих трудов Монтессори. Изучив работы врачей и педагогов XIX века Эдуара Сегина и Жана Итара, Мария прониклась идеями Итара и создала на их основе организованную систему образования детей с ограниченными возможностями.
В 1906 году Монтессори пригласили наблюдать за воспитанием группы детей в многоквартирном доме для малообеспеченных семей в римском районе Сан-Лоренцо. Монтессори приняла это приглашение, поскольку была заинтересована в применении своих методик к нормально развивавшимся детям.
Основываясь на своих наблюдениях, Монтессори реализовала ряд практик, которые стали отличительными чертами её образовательной философии и метода. Так, она заменила тяжёлую мебель на детские столы и стулья, достаточно лёгкие для того, чтобы дети могли их передвигать, и положила детские материалы на низкие, доступные полки. Она расширила спектр практических занятий, таких как уход за собой и наведение чистоты в помещении, а также ввела большой набор упражнений по уходу за окружающей средой и личной гигиене, включая расстановку цветов, мытьё рук, гимнастику, уход за домашними животными и приготовление пищи[48][49]. Классные комнаты были просторными, студийного типа, заполненные светом и воздухом, и дети на уроках могли перемещаться по комнате, как им удобно.
С 1909 года труды Монтессори начали привлекать внимание зарубежных педагогов и чиновников, к концу 1911 года образование по «модели Монтессори» было официально введено в государственных школах Италии и Швейцарии, планы по его внедрению были в Великобритании. К 1912 году «школы Монтессори» открылись в Париже и ряде других западноевропейских городах, имелись планы по открытию таких школ в Аргентине, Австралии, Китае, Индии, Японии, Корее, Мексике, Сирии, США и Новой Зеландии. Методы Монтессори были включены в государственные образовательные программы в Лондоне, Йоханнесбурге, Риме и Стокгольме. В США и Великобритании были созданы национальные общества Монтессори-образования (Американский Комитет Монтессори и Общество Монтессори для Соединённого Королевства соответственно). В 1913 году в Риме прошёл первый международный учебный курс по Монтессори-образованию, в 1914 году — второй такой курс.
Работы Монтессори в этот период были переведены и опубликованы во многих странах мира. Издание «Il Metodo…» в переводе на английский язык быстро стало бестселлером в США. Переработанное итальянское издание «Il Metodo…» было опубликовано в 1913 году, за ним последовали издания в Великобритании, Швейцарии, России (в том числе на польском языке), в 1914 году — в Германии, Японии, Румынии, в 1915 — в Испании, в 1916 — в Нидерландах, в 1917 — в Дании. «Педагогическая антропология» была опубликована на английском языке в 1913 году. В 1914 году Монтессори опубликовала на английском языке «Собственное руководство доктора Монтессори» — практическое руководство по разработанным ей дидактическим материалам.
Мария Монтессори была награждена орденом Почётного легиона Франции, стала офицером Ордена Оранских-Нассау, в 1950 году ей была присвоена степень почётного доктора Амстердамского университета. В 1950 году она представляла Италию на конференции ЮНЕСКО во Флоренции, провела 29-й международный учебный курс в Перудже и национальный курс в Риме, опубликовала пятое издание Il Metodo с новым названием La Scoperta del Bambino («Открытие ребёнка»), в 1951 году участвовала в IX Международном конгрессе Монтессори в Лондоне и провела учебный курс в Инсбруке. За активную борьбу за мир Мария Монтессори трижды — в 1949, 1950 и в 1951 годах номинировалась на Нобелевскую премию мира[119].
Мария Монтессори скончалась от кровоизлияния в мозг 6 мая 1952 года в возрасте 81 года в Нордвейке-ан-Зе, Нидерланды.
Монтессори-педагогика в СССР
К середине 1920-х годов в Советской России уже был накоплен солидный опыт существования Монтессори-садов. В Ленинграде, кроме детского сада при Педагогическом институте, эту систему некоторое время развивал ещё садик с громким названием «18 детский очаг по методу Монтессори» на 8-й Советской улице. Ещё больше было детских садов, в которых система Монтессори использовалась частично, элементами. Например, дидактическим материалом. Ю. И. Фаусек отмечает, что многие детские сады хотели бы иметь у себя дидактический материал Монтессори, но в то время заказать его можно было только за границей и чаще всего на это не было средств.
В 1918 – 1919 годах в Москве также существовали два детских сада Монтессори. Однако руководительница одного из них, Анна Выгодская, получившая подготовку на Интернациональных Монтессори-курсах в Риме, довольно быстро вступила в конфликт с советской властью и уехала в эмиграцию. Второй детский сад находился на попечении ученицы Ю. И. Фаусек – А. А. Перроте. В своих воспоминаниях Юлия Ивановна упоминает один «детский очаг» Монтессори в Вятке и три или четыре таких детских сада в Тифлисе, организованных усилиями ещё одной её ученицы Р. Н. Николадзе-Полиевктовой. Впрочем, воспоминания эти датируются 1921 годом и непонятно, что стало со всеми этими учреждениями после установления там советской власти. Как бы то ни было, отметим, как Гражданская война разбросала дореволюционных учениц Юлии Ивановны по территории бывшей империи.
Всё изменилось во время Перестройки, когда партия всё больше и больше выпускала из своих рук контроль над обществом. Педагогика, как важная часть жизни социума, не могла остаться в стороне. Советская школа, где учитель во многом черпал свой авторитет из авторитета коммунистической идеологии, а система различных детских организаций вроде октябрят и пионеров помогала в дисциплинировании детей, в ситуации обрушения всей идеологической системы не могла предложить ищущим педагогам ответа на вопрос, как воспитывать учеников в новых условиях.
В этой ситуации, в конце Перестройки, и возник новый интерес к педагогической системе Монтессори в России. Как и в начале ХХ века, инициаторами выступили одиночки. В конце 1980-х ею стала Е. А. Хилтунен, впервые познакомившаяся с этой методикой почти случайно.
В 1989 году Хилтунен посещает в Голландии школу, работающую по системе Монтессори, наблюдает там за непривычной работой педагогов с детьми.
В 1991 году в Москве проводится педагогический семинар при участии педагогов из Голландии, итогом которого становится создание Центра Монтессори в Москве, первого подобного педагогического учреждения на территории СССР.
Первый детский сад, работавший с Монтессори-материалами, по иронии оказался ведомственным (и закрылся через пару лет). На обломках советского образования постепенно обустраивались новые педагоги.
Система Монтессори предполагает не только педагогов, но и практические пособия и, что важнее, создание определенной материальной среды для ребёнка. Первым практическим пособием стала книжка «Монтессори-материал», выпущенная тем же Центром в 1992 году и явившаяся результатом первых опытов работы этого центра.
Первым предприятием по производству Монтессори-материалов стала фирма, созданная супругами Лаптевыми в Омске в 1993 году. Идея создания производства, как об этом говорят сами руководители компании, пришла им в голову из желания обучить собственного сына согласно Монтессори-педагогике, дополнившаяся ажиотажем по созданию всяческих фирм, царившем на заре 90-х в России. Попытки наладить производство посредством размещения заказов на существующих предприятиях не увенчались успехом, поэтому молодая фирма взяла в аренду столярные мастерские колледжа транспортного строительства.
Поначалу молодые предприниматели планировали обойтись в производстве теми материалами, что могла предоставить им российская деревообрабатывающая промышленность, однако это сказалось на качестве — готовая продукция была забракована Центром Монтессори по рекомендации голландских коллег (2).
Постепенно предприятие перешло на более дорогие и трудоёмкие материалы, но лишь дефолт 1998 года, вытеснивший с российского рынка их голландских конкурентов, позволил фирме Лаптевых стать ведущей компанией по производству материалов для детских садов, работающих по системе Монтессори.
Девяностые годы были временем открытия всего нового и всеобщего энтузиазма по поводу этих открытий, будь то создание нового бизнеса или политической партии из ничего. Энтузиазм, как основная метафора, преобладает и в воспоминаниях людей, создававших в новой России Монтессори-педагогику.
В данный момент, государство признает методику М.Монтессори, как одну из легитимных ныне педагогических систем, о чём говорят защищённые кандидатские и докторские работы, посвящённые анализу Монтессори-педагогики. В Москве при Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в 2009 году создан Центр педагогики М. Монтессори, директором которого стал руководитель московского Центра Монтессори (основанного ещё в 1991 году) К. Е. Сумнительный.
В 2013 году столетие появления педагогики Монтессори в России было ознаменовано проведением в Санкт-Петербурге, на базе Российского государственного педагогического университета (РГПУ им. Герцена), соответствующей конференции, которая впоследствии стала ежегодной.
Символично, что в этом же университете в 1920-е трудилась Ю. А. Фаусек, главный пропагандист идей Монтессори в России, и в библиотеке РГПУ до сих пор хранятся первые переводы книг Марии Монтессори и труды самой Фаусек. Такое место для проведения научных конференций свидетельствует о том, что педагогическое сообщество и чиновники признают Монтессори-педагогику и отдают должное идеям, лежащим в её основе.
Подводя некоторый промежуточный итог ещё не завершившейся истории возвращения педагогики Монтессори в современную Россию, хотелось бы отметить, что за 1990–2000-е годы она прошла путь от «низовых» инициатив небольших групп энтузиастов до признаваемой бизнесом и властью педагогической системы, с которой можно работать, сотрудничать, чьи идеи можно обсуждать в рамках зрелой и взвешенной дискуссии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика Мариии Монтессори.Развитие самостоятельности через развивающую среду .
Доклад из опыта работы...

Выступление. Впитывающий ум ребёнка в методике Марии Монтессори
В основе педагогики Марии Монтессори лежит идея, что каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом, раскрытие которого зависит от среды, в которой он находится. Мария Монтессори считала, чт...

Консультация для родителей на тему "О методике Марии Монтессори"
Педагогика Монтессори - это не только проверенные временем методики, дающие потрясающие результаты, но и возможность глубжепонять себя и ребенка, прояв...

Презентация "Методика раннего развития детей - методика Марии Монтессори"
Посмотрев эту презентацию, вы познакомитесь с самыми простыми и интересными играми по методике Марии Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными детей раннего дошкольного возраста....

Методика М. Монтессори для детей 2-3 лет «Помоги мне сделать самому»- девиз Марии Монтессори
Чтобы воспитать гармонично развитую личность, желательно не терять ни минуты, начиная с самого нежного возраста. Существует множество методик дошкольного развития, но все они ставят своей целью адапта...


