Художественно – эстетическое воспитание дошкольников посредством регионального компонента «Промыслы Орловской области».
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Данная программа и методическое пособие направлены на возрождение и популяризацию традиционных народных промыслов и ремёсел Орловской области.
Главная цель, это – интеграция практических навыков педагогов, которая привела к общему результату – знакомство дошкольников с Орловским народным промыслом, а так же в целом – Орловской народной культурой.
Актуальность. Цели и Задачи.
В настоящее время подрастающее поколение мало знает о традициях их малой Родины, об обычаях и культуре. Поэтому в последние годы мы уделяем большое внимание приобщению наших дошколят к традициям народной культуры. Обращение к народному творчеству имеет глубокий социальный смысл, является средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей. Невозможно воспитать у молодого подрастающего поколения чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего народа.
Культуру Орловщины невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа и является частью его истории. Красота и самобытность русского народного искусства Орловской области наиболее полно проявляется в уникальных произведениях народных художественных промыслов. "Орловский спис", Плешковская и Чернышенская глиняные игрушки, Мценское кружево. Ливенская гармошка, Тряпичные куклы и др. - традиционные народные промыслы Орловской губернии, о которых знали во всей России и во всех сословиях.
Цель: Возрождение, популяризация орловских народных промыслов и ремёсел. Познакомить детей с народными художественными промыслами, развить чувство гордости за Орловскую землю, славящуюся мастерами, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
Задачи:
- сформировать любовь к Родине, к Орловщине и её истории;
- приобщение к культуре и традициям народа.
- дать детям представление об общности Орловских художественных промыслов и их различиях.
Форма проведения: групповая, индивидуальная.
Возрастная категория: 5-7 лет.
Направления: духовно-нравственное, культурологическое, патриотическое.
Важным этапом для ознакомления дошкольников Орловских промыслов стало открытие музея в МБДОУ детского сада №92 города Орла. И очень ценно, что наш «Музей Орловских промыслов» родился и теперь живет в стенах нашего сада, благодаря совместным усилиям педагогов и родителей воспитанников! Сколько важной исторической информации вложено в каждый предмет. Ведь наш музей направлен на возрождение и популяризации традиционных народных промыслов и ремесел Орловской области – красоту и самобытность в «Орловском списе», Плешковской и Чернышенской глиняных игрушках, Мценском кружеве, Ливенской гармошке, Тряпичной кукле и других.
Но, чтобы подготовиться и открыть музей в саду, наши педагоги провели цикл занятий по данной тематике.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественно – эстетическое воспитание дошкольников посредством регионального компонента «Промыслы Орловской области».
Данная программа и методическое пособие направлены на возрождение и популяризацию традиционных народных промыслов и ремёсел Орловской области.
Главная цель, это – интеграция практических навыков педагогов, которая привела к общему результату – знакомство дошкольников с Орловским народным промыслом, а так же в целом – Орловской народной культурой.
Актуальность. Цели и Задачи.
В настоящее время подрастающее поколение мало знает о традициях их малой Родины, об обычаях и культуре. Поэтому в последние годы мы уделяем большое внимание приобщению наших дошколят к традициям народной культуры. Обращение к народному творчеству имеет глубокий социальный смысл, является средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей. Невозможно воспитать у молодого подрастающего поколения чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего народа.
Культуру Орловщины невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа и является частью его истории. Красота и самобытность русского народного искусства Орловской области наиболее полно проявляется в уникальных произведениях народных художественных промыслов. "Орловский спис", Плешковская и Чернышенская глиняные игрушки, Мценское кружево. Ливенская гармошка, Тряпичные куклы и др. - традиционные народные промыслы Орловской губернии, о которых знали во всей России и во всех сословиях.
Цель: Возрождение, популяризация орловских народных промыслов и ремёсел. Познакомить детей с народными художественными промыслами, развить чувство гордости за Орловскую землю, славящуюся мастерами, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
Задачи:
- сформировать любовь к Родине, к Орловщине и её истории;
- приобщение к культуре и традициям народа.
- дать детям представление об общности Орловских художественных промыслов и их различиях.
Форма проведения: групповая, индивидуальная.
Возрастная категория: 5-7 лет.
Направления: духовно-нравственное, культурологическое, патриотическое.
Важным этапом для ознакомления дошкольников Орловских промыслов стало открытие музея в МБДОУ детского сада №92 города Орла. И очень ценно, что наш «Музей Орловских промыслов» родился и теперь живет в стенах нашего сада, благодаря совместным усилиям педагогов и родителей воспитанников! Сколько важной исторической информации вложено в каждый предмет. Ведь наш музей направлен на возрождение и популяризации традиционных народных промыслов и ремесел Орловской области – красоту и самобытность в «Орловском списе», Плешковской и Чернышенской глиняных игрушках, Мценском кружеве, Ливенской гармошке, Тряпичной кукле и других.
Но, чтобы подготовиться и открыть музей в саду, наши педагоги провели цикл занятий по данной тематике.
Первый этап:
Разработка презентации с помощью информационно-коммуникационной технологии, которая дает возможность развивать детей, расширять их кругозор, активизировать мыслительную деятельность, решать образовательные и воспитательные задачи. Создание серии мультимедийных презентаций дает возможность проводить тематические виртуальные экскурсии, расширять образовательное пространство как интерактивную развивающую среду.
На этом этапе происходит первое знакомство детей с Промыслами Орловской области через яркие картинки и краткие аннотации к ним.
(В приложении будет представлена презентация, которая демонстрируется детям).
Второй этап:
Педагог дополнительного образования по ИЗО проводит занятие с детьми «Роспись Плешковской игрушки». В ходе занятия педагог знакомит с принципами и элементами народного рисунка и народной лепки. Перед детьми находится образец Плешковской игрушки, гуашь, кисти, фартуки, салфетки, клеенки, шаблоны, простые карандаши. Учащимся предлагается выбрать один из вышеизложенных сюжетов данного народного промысла и изобразить на листе бумаги. Рисунок наносится по заранее приготовленным шаблонам. Когда изображение игрушки выполнено, мы приступаем к цветовому решению композиции. При участии педагога. Изображение должно соответствовать тому или иному сюжету. Воспитанники передают в рисунке Плешковскую игрушку, а не какую либо иную, стараясь следовать образцам.
Третий этап:
Инструктор по физической культуре проводит развлечение на основе фольклора Орловского края «Чудесный короб».
Цель педагога – познакомить воспитанников с устным и музыкальным фольклором Орловской области, сформировать представление о многообразии фольклорного материала Орловского края (пословицы, загадки, игры с пением, частушки, игровые припевки, сказки); развить интерес к разучиванию фольклора Орловского края; воспитать положительное эмоциональное отношение к разучиванию народных игр, дружелюбие.
Занятие строится на основании Орловских народных игр, такие как – «Дудуарь», «Золотые ворота», «Карусель».
Оборудование для данного занятия: платочки для исполнения частушек, шапочки лисы, зайца, ежа, медведя, козы, кукла для девочки, красивый короб.
Предметы в коробе: платочек, бутафорский стручок гороха, куколка Крупеничка, предметы-ответы на загадки, колпачок, рушник, глиняные свистульки, книга «Сказки Орловской губернии».
Звучит мелодия Орловской народной песни «Роза-белорозовая», дети заходят в спортивный зал, останавливаются, образуя круг.
Инструктор заходит в зал, несёт в руках большую шкатулку.
Инструктор: Дети, кому интересно, что у меня в чудесном коробе? А здесь у меня песни да пляски, загадки да разные сказки. И все эти песни и загадки нашего родного Орловского края. А вот и первая чудесная вещь (достаёт платочек с орловской вышивкой, предлагает поиграть с платочком).
Славные игры Орловского края
Здесь все для русского разгуляя,
Силу проверишь, и ловкость покажешь,
Мудрость народную песней расскажешь.
Славься земля богатея с годами
Мы же потомки тебя будем славить!
Низкий поклон всем хранителям рода,
Всем собирателям жизни народа!
(Проводится игра «У кого платок»).
Содержание: Из числа играющих выбирается водящий, он становится в центре. Остальные дети образуют круг, становятся плотно прижав плечи друг к другу. Ведущая передает за спиной платок рядом стоящему игроку, дети начинают быстро передавать платок друг другу, чтобы водящий не мог увидеть, у кого находится платок. Если водящий догадывается, у кого находится платок, то просит его отдать. Тот, кто отдал платок, становится новым водящим, игра продолжается.
Молодцы играли ладно,
Ну, а что сейчас для склада
Нам еще не поиграть
Деда будем вызывать!
Инструктор объясняет правила игры: Все повторяют за ведущей слова «Дед, дед Домовой, приходи к нам домой. Разгадать тебе пора, что мы делали вчера!» Дед Домовой становиться в круг. Дети мимикой и жестами по очереди, изображают какие - либо действия, а домовой угадывает. Действия могут быть самыми разнообразными, но наиболее удобны для изображения и отгадывания такие: забивание гвоздей, стирка, музицирование на различных инструментах.
4 этап:
Педагог по театральной деятельности и Музыкальный руководитель проводят Театрализованную музыкальную композицию. «Сказания об Орловских мастерах».
Справа и слева по диагонали стоят столики. На них изделия промыслов Орловской области.
Выходят дети парами. Девочки в платьях или сарафанах, мальчики в брюках и рубашках.
1 картина. Звучат гусли.
Ведущая. Давным-давно в русском царстве-государстве жили-были богатыри. Землю охраняли.
Выход богатырей. Танец.
В конце танца выстраиваются на полукруг.
Ведущая. Вот однажды сказал главный воевода- богатырь:
Богатырь. А давайте, братцы, по городам, по сёлам и деревням пойдем,
Как живет русский народ, посмотрим!
Да и себя покажем!
Все богатыри. А кто границы охранять будет?
Ведущая. Посовещались они (совещаются, встают в маленький круг, отходят на полукруг) и решили отправить 3 богатырей... Первый богатырь - тот, кто подвиги совершал не ради славы (выходит 1-й богатырь ), второй богатырь веселый, который на гуслях играл да песни пел (выходит 2-й богатырь), а третий богатырь, который образованный, книжки читал, с послами умел говорить (выходит 3 богатырь).
Ведущая. Сели они на добрых коней, да и в путь-дорогу отправились. Едут-едут, видят на распутье камень лежит, а на нем надпись: направо пойдешь - в Ливны попадешь, налево пойдешь - во Мценск попадёшь, прямо пойдешь - Плешково увидишь... (смотрят вправо-влево, совещаются). В Плешково решили заглянуть... (возвращаются обратно, останавливаются у стола со свистульками). А там мастера, да мастерицы живут, посуду да игрушки из глины лепят, да красивыми узорами расписывают.
2 картина. Плешково.
Выходят девочка, кланяется богатырям.
Девочка. Здравствуйте, гости дорогие! Садитесь, отдохните с дороги! (усаживаются на лавку, первый богатырь, стоя, ведет диалог). С чем пожаловали?
Богатырь. Про Плешковскую игрушку много слышали! Хотим посмотреть, да узнать про нее!
Девочка. Ну, что ж, смотрите!
Девочки встают на стихи за столом с посудой.
- Я курочка-свистулька, я глиною была,
Лежала под землёю и много лет спала.
И вдруг чужие руки достали глины ком,
С водою замесили, катали, мяли, били,
Лепили за столом.
И вот уже я птичка, просохла на окне,
Потом я в жаркой печке, твердела вся в огне.
Налей в меня водички, на донышко чуть-чуть,
Я буду петь, покуда ты будешь в хвостик дуть.
Птица-свиристелка,
Звонкая поделка!
Не воробышек, не гулька - Нет, обычная свистулька!
Малыши не знают нот,
А свистулька так поёт,
Что народ кругом дивится:
-Вот певунья эта птица…!
Птичку в руки я беру,
Тихо в неё дую «Ту-у-у».
Эта птичка не простая,
А из глины, расписная.
Играют на свистульке.
Ведущая. Удивились богатыри красоте игрушки Плешковской!
Богатырь. Красиво да звучно! Но пора нам в путь - дорожку. Спасибо мастерам и мастерицам!
Ведущая. Поклонились богатыри в пояс, да и вернулись к камню, чтоб в Ливны скакать!.. (идут к камню) (Мальчикам, которые танцуют в Ливенской польке, надеть картузы).
А в Ливнах парни да девицы гуляют, весну встречают! Ливенскую польку исполняют!
Исполняется Ливенская полька
Девочка. Проходите, проходите! На почетное место садитесь!
Кланяются. Садятся 1 и 3 богатырь. 2-й, стоя, ведет диалог.
- богатырь. Расскажите-ка нам про Ливенскую гармонь.
Частушки о Ливенской гармошке.
- Говорят, что Ливны
Гармонями дивны.
Как гармошка заиграет,
Так частушки начинаем.
- Песен на Руси не мало
Все поют и стар и млад.
Только с Ливенской гармошкой
Песни радостней звучат.
- Люди добрые, прошу вас,
Дайте мне скорей ответ:
Как без Ливенской гармошки
Свою песню мне пропеть?
- Радостно звучат оркестры
Все танцуют и поют.
Стоит зазвучать гармошке,
- Все поклон ей отдают.
2 богатырь: И в Ливнах любо, но пора нам на Мценские кружева посмотреть!
Ведущая. Поклонились богатыри, вернулись к камню заветному, да во Мценск направились.
. Выставляются стол с колокольчиками и стулья с платками.
4 картина. Мценские кружева.
Ведущая. А во Мценске - ярмарка широкая! Чего только не продают: и столы, и стулья расписные, и утварь всякую!
Выходят девочки. Берут кружевные платки.
- Сплетают мастерицы из ниток кружева
Морозные узоры, ажурная листва.
- Цветочки, стебелёчки коклюшки настучат,
Красивые узоры укладывая в ряд.
- Из древних лет, столетий плетутся кружева,
Но мценские узоры нам нравятся всегда!
Танцуют с платками.
Игра «Бабушкин сундук»
Сундук стоит в середине зала, перед сундуком стул. Девочки под музыку бегут вокруг сундука по команде одна из девочек садится на стул. Ведущая открывает сундук и достаёт вещь или украшение для девочки и надевает на девочку. Так игра продолжается пока все девочки не нарядятся.
- Богатырь. Любо на ярмарке такой, да нам пора домой!
Ведущая. Вернулись богатыри на распутье, а оттуда - и в детский сад!
5 картина. Детский сад.
Ведущая. А у нас девицы вышивают Орловский Спис.
- В пяльцы ткани лоскут вставлю,
За работой я опять.
Нить в иголочке струится Начинаю вышивать.
- Под иглою проступают
Удивительной красы,
Птицы, звери и девицы, И деревья и цветы.
- Стежок к стежку и строчка к строчке
Орловский спис так сложно шить.
Узоры появляются на ткани
И в них блестит на солнце нить.
Ведущая. Что скажете, богатыри?
3 Богатырь. Русь наша богата и недрами, и талантами! Будем ее защищать- границы крепко охранять!
Дети читают стих.
Орловский край, просторы полевые,
Родимая навеки сторона.
Как дочь великой матери — России.
Одним дыханьем с ней живёт
Она.
5 этап – заключительный. Открытие Музея «Орловских Промыслов».
И теперь, наши экскурсии, как исторические путешествия по родному Орловскому краю, мы проводим в нашем саду не только для наших маленьких воспитанников, но и для всех их семей! Ведь наша главная задача привить любовь и уважение подрастающего поколения к истории своего народа.
В приложении предлагаем рассмотреть дидактическую игру, которая родилась после всего цикла, проведенных занятий. Это коробка с деревянными кубиками из 24 штук, на грани, которых изображены 6 самых ярких Орловских промыслов – Чернышенская игрушка, Плешковская игрушка, Орловский спис, Мценское кружево, Ливенская гармонь, Тряпичная кукла. Дети, с удовольствием играют в эту игру – мини пазл, которая для них после проведенных занятий становится очень узнаваемой и родной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Художественно-эстетическое развитие" в рамках регионального компонента общеобразовательной программы дошкольного образования.
КонспектНОД Знакомство с культурой родного края....

Конспект НОД в средней группе «Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством формирования у них представлений о народных промыслах". " Русская матрёшка"
Цель: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством формирования у них представлений о народных промыслах.Задачи: Познакомить с народной игрушкой - матрешкой; формировать по...

«Этнокультурный компонент в художественно эстетическом воспитании дошкольников, формирование этнокультурного самосознания и самоэдентичности дошкольников на основе музыкально-игровой культуры, народно- праздничной культуры и народных музыкальных инструмен
Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот в...

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством
Художественно-эстетическое воспитание длшкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством...

Социальное развитие дошкольников посредством регионального компонента
Региональный компонент - часть включающая материал о регионе. В долшкольном образовании помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей малой Родине, к своему дому, воспринимаю всю полно...
Опыт работы «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством»
Обеспечить развитие личности ребёнка, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности...

Сценарий открытого просмотра непрерывной образовательной деятельности В старшей группе «Пчелка» на тему «национально-региональный компонент в художественно-эстетическом воспитании дошкольников».
Программное содержание:Образовательные задачи: продолжать вводить детей в мир чувашского прикладного искусства – вышивки, показать связь народного искусства с природой и жизнью...
